Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Обучение прихожан молитвам в церкви. Вне богослужебные собеседования. Благочиннические и церковные библиотеки. Церковно-приходские и народные школы. Общества трезвости. Братства. Богадельни. После собственно церковного богослужения, служащего первым и главным средством религиозно-нравственного воспитания народа, очень важное значение в этом отношении имеет назидание народа пастырями, как в храме, так и вне оного, посредством живого слова истины, а также учреждение такого рода просветительных и благотворительных заведений, как библиотеки, школы, общества трезвости, братства и богадельни. Что касается до проповеднической деятельности духовенства, то св. Синод, сознавая важное значение проповеди для народа, всегда требовал от епархиальных преосвященных, чтобы они прилагали особенные заботы об усилении проповедничества в своих епархиях. В виду сего, св. Синод в скором же времени, после воссоединения униатов, предписал духовенству западных губерний читать, по возможности, в церквах в воскресные и праздничные дни проповеди на простом общепонятном языке, или изъяснять, в виде бесед, катехизис. Пр. Иосиф, в исполнение сего предписания св. Синода, со своей стороны, предложил духовенству Литовской епархии, чтобы менее опытные священники в отношении проповедничества, в случае какого-либо недоумения, обращались за советом и наставлением к своим собратьям, более сведущим в духовных науках и в знании простонародного языка, 633 а св. Синоду, по сему поводу, донес, что более точные и подробные наставления по настоящему предмету еще не могли быть даны духовенству от епархиального начальства, как по новости самого предмета, так и но разнообразию наречий и состава самого духовенства Литовской епархии. В тоже время Литовским епархиальным начальством предписано было всем благочинным иметь неослабное наблюдение за священниками в отношении преподавания ими в воскресные и праздничные дни катехизических поучений, с обязательством ежегодно, в декабре месяце, представлять сведения об успехах поучающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение Господь с Неба сошел на землю, чтобы нас всех от земли возвести на Небо. И чем выше человек поднимается, тем шире его кругозор, и с каждым шагом к Небу он видит в себе все больше и больше грехов. Часто по неопытности своей человек приходит в отчаяние и думает, что спасение для него невозможно. Отчего это происходит? Оттого что человек отвлекается от Неба, и взгляд на землю сразу его ужасает. Потому что если смотреть на бесчисленные свои грехи, смотреть только на себя, отвлекшись от Христа, то действительно видишь, что спасение невозможно. Сам Господь подтвердил, что ни одному человеку невозможно спастись. Как бы он ни старался хорошо себя вести, как бы ни старался исполнять заповеди Божии, он своей силой это сделать не в состоянии, потому что враг, который владеет им, сильнее его. Поэтому-то Христос и пришел на землю – чтобы разорвать эти путы. Спасение происходит постепенно. Господь сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом». Как из зерна горчичного, постепенно растет это дерево, очень медленно, незаметно для человека, но заметно для всех вокруг. Поэтому очень часто, когда человек вступает на путь добродетельной жизни во Христе, он испытывает некие неудобства от окружающих, а если он преуспевает в духовной жизни – то и прямое гонение. Это неизбежно. Если гонений нет, то только по двум причинам: либо человек в действительности не Богу угождает, а служит своей гордости, либо по какому-то особенному промыслу Господь на время дает человеку некий аванс, хотя потом ему придется обязательно потерпеть ту меру скорбей, которая необходима, чтобы его исцелить, чтобы сотрясти его сердце. Такая хирургическая операция просто необходима, другого пути нет. Сам Господь попускает нам скорби и испытания для того, чтобы сотрясти греховную коросту, которая покрывает все наше существо, чтоб она спала. Поэтому духовная жизнь обязательно связана со скорбями и трудами. Труды эти называются подвигом, а тот, кто этот подвиг совершает, называется подвижником, потому что залог духовной жизни – только в непрестанном движении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память священномученика Киприана Карфагенского Жены-мироносицы, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял ужас и трепет, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Ангел велел мироносицам передать ученикам, что Господь воскрес, а они этого сделать не смогли. Господь дал им повеление идти из Иерусалима в Галилею, а они Его не послушались. Очень часто бывает, что человек по слабости своей не слушается того, что Господь ему повелевает, и из-за этого бывает беда. Плохо, когда человек не слушается Бога, а слушается своих чувств, или мыслей своих, или кого-то из людей слушает, надеясь «на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», потому что это проще, легче. Все человеческое льстит человеку, а Бог говорит человеку прямо. И вера православная заключается в том, чтобы как ни трудно было, но со всем упованием на Бога сделать все-таки так, как Он говорит. Надо приучаться жить не чувствами, не мнениями, не советами, прочитанными из книг или полученными от людей. Потому что советы могут быть хорошими, а могут быть и плохими, а могут быть и очень льстивыми, то есть по виду быть хорошими, а на самом деле заключать зло. Всякое действие, всякое явление всегда можно оценить по плодам, хорошо оно или плохо. Для этого надо посмотреть, к чему это приводит. На вид может быть все красиво и привлекательно, но если плоды злые, значит, это плохо. И наоборот, на вид невзрачно и вроде бы неуспешно, а на самом деле плоды приносит добрые. Господь это Своей жизнью прекрасно продемонстрировал. А если следовать тому, что люди скажут, то можно ошибиться. Сегодняшнее воскресенье совпало с памятью священномученика Киприана Карфагенского , епископа, жившего в середине третьего века. В то время в Карфагене было страшное гонение, христиан хватали, многих казнили и ссылали. Киприан спрятался, и это вызвало большой соблазн. И если бы он пошел на поводу у этого людского мнения, то получилось бы плохо. А он, хотя и слух пополз, что, дескать, он боится, все равно не вышел, потому что у него были еще другие святительские обязанности, более важные, чем мученические. А когда уже время пришло, он сам сдался властям, даже денег палачу дал, и сам склонил голову на плаху. И христиане постелили белую простыню, чтобы собрать его кровь, потому что эта кровь была способна чудотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

IV. Наше время 1. Российкое Библейское Общество а) Причина появления библейских обществ и других подобных учреждений в Европе с конца XVIII века.– Происхождение Британского библейского общества, его идея и быстрые успехи. Библейский агент Патерсон в Петербурге и начало Российского библейского общества; развитие деятельности его и отзывы о ней иерархов.– Общий интерес к делу Общества. – Сношения с иностранными библейскими обществами. – Десятилетний юбилей. – Постепенный упадок и закрытие Российского библейского общества. Российское библейское общество возникло у нас при императоре Александре, по инициативе Великобританского библейского общества, родоначальника всех подобных обществ в Европе и Америке. Появление библейских обществ, в связи со сходными по цели обществами миссионерскими, трактатными и воспитанием народа в религиозном духе (Ланкастерские школы) было реакцией против революционного духа с его решительным антихристианским характером, так сильно взволновавшего Францию в конце XVIII века и распространившегося отсюда по всей Европе. Замечательно происхождение Великобританского библейского общества. В конце XVIII столетия в Англии, как и везде в Европе, неверие, под влиянием тогдашней философии, пустило глубокие корни во всех слоях общества. Людей, дороживших Библией и пользовавшихся ею, было мало. В достаточных семействах Англии и Шотландии, по старому обычаю, имелась еще Библия, но она лежала в пыли, без употребления. Беднякам же эта «книга жизни» была мало доступна уже и по своей дороговизне. Осенью 1802 г. молодой, ревностный проповедник маленького городка Бала в гористом Уэльсе, по имени Чарльз, посещая однажды своих прихожан, встречает на улице бедную девочку его прихода, которая – как он замечал ещё прежде – с большим вниманием слушала его в церкви и в воскресной школе. Чарльз спросил ее: может ли она ему сказать текст последней его проповеди? Девочка замялась, потупив глаза. Наконец, заплакав, отвечала: «Ах, погода была такая худая, что я не могла достать Библии, чтоб еще раз прочесть и выучить текст!» И затем объяснила, что в городе ни у родителей её, ни у родных и знакомых, нет Библии, и что она каждую неделю ходит к родственникам своим, живущим на расстоянии двух часов пути, и у них прочитывает ту главу Библии, из коей заимствован был текст проповеди, и заучивает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

     10 июля исполнилось 280 лет митрополиту Московскому и Коломенскому Платону (Левшину; 1737–1812), члену Святейшего Синода, автору труда «Краткая церковная российская история». Митрополит Платон был одним из величайших русских святителей XVIII в. и плодовитейшим духовным писателем своего времени. Он не только писал и проповедывал, но и других побуждал к тому же. Проповеди его – не образец красноречия, но надобно было видеть и слышать его декламацию без порывов и вспышки, всегда умеренную, всегда достойную седин, сана и святыни. Он знал тайную силу голоса, всегда у него светлого; знал, где возгреметь и где стихнуть для своей цели, разумел действие движений и не сокрушал, но речь его была исполнена жизни, и если не все, слушая проповеди его, отирали слезы, то, конечно, никто не выходил из церкви без сожаления и желания еще послушать его. Слово митрополита Платона (Левшина) Всем тем, которые воскреснут, прежде надо умереть. Зерно, если, упав в землю, не умрет, не возрастет. То восстает, что падает. Правда, думаю, все больше желают воскреснуть, чем умереть. Однако те, кто хотят воскреснуть со славою, те и смерть охотно да принимают: в златую палату и преддверие красно. Наша краткая речь пусть прострется о смерти, которой многие, вместо того чтобы радоваться, боятся. Но такие там боятся страха, где его нет. «Смерть, – говорят они, – страшна». Почему? Потому, что надобно-де разлучаться душе с телом. Так что из того? Их ответ против них же и выступает. Разлучаться с телом и переселяться на небо к Богу не желанно ли, не радостно ли? И как же этого разлучения желает и сама душа! Душа, будучи заключена в теле, как в темнице, повсечасно просит извести себя из нее, поскольку, находясь в нем, не может иметь совершенного познания о Боге, а потому – и совершенного успокоения. Митрополит Платон (Левшин)      Подумайте о том, что душа имеет свое отношение к Богу, тело – к миру. Душа не забывает сродных ей по духу Божиих Ангелов, тело памятует вещи, себе единородные – пищу, питие, сласти.

http://pravoslavie.ru/105018.html

Вместо предисловия И состав, и происхождение настоящего сборника определились совершенно случайно. Он является ответом на настойчивые просьбы благосклонных слушателей, пожелавших видеть мое устное слово в печати, в отдельно изданном сборнике. Но, к сожалению, те проповеди , которые показались моим слушателям наиболее задушевными, а потому были и наиболее удачными по своему воздействию на аудиторию, не вошли в состав этого сборника. И это по той простой причине, что у меня не было времени их записать. По особым условиям моего служебного положения я призван проповедовать почти ежедневно, а в воскресные и праздничные дни количество произнесенных за день проповедей иногда возрастает до 4 и 5. При постоянной текучести наплывающих и сменяющих друг друга новых образов, конечно, создается очень неблагоприятное условие для. того, чтобы сказанное раз словно удержалось в памяти и сознании в своей первоначальной форме, дабы быть восстановленным потом «во время благоприятное». Поэтому состав настоящего сборника пришлось ограничить прежде всего теми проповедями, которые были произнесены по официальному назначению и подлежали предварительной цензуре епархиальной власти, куда они представлялись по необходимости в записанном виде, а потом теми, которые удалось восстановить по случайным записям некоторых моих благосклонных слушателей. Так как при этом большая часть проповедей восстановлялась по записям во время печатания самого сборника, то поэтому в размещении их отсутствовала какая-либо система и оно имело совершенно случайный характер. Пусть указанные условия происхождения настоящего сборника хоть несколько оправдают перед судом читателей и смелость издания его, и часть тех недостатков, которые, несомненно, будут замечены в этих слабых опытах, моего проповеднического слова. Протоиерей Петр Миртов . Петроград, Обводный, 116. 1914. XII.. 16. Царь и народ (Речь, произнесенная по прочтении Высочайшего Манифеста о войне с Германией перед молебном на Варшавском вокзале в Петрограде 20-го июля 1914 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/sl...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Оторвавшись душой от отечества земного, не и Отечества Небесного Проповедь по завершении Божественной литургии в воскресенье, 5 сентября, в Вознесенском Кафедральном соборе Алма-Аты 17.09.2004 382 Время на чтение 5 минут Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем. Прежде, чем мы с вами порассуждаем на тему прочитанного за богослужением Евангельского повествования, я хотел бы напомнить о том, что сегодня за Литургией мы молились об упокоении невинно убиенных отец, братий, сестер и чад, погибших в той необъяснимой и жуткой трагедии, которая совершилась на прошедшей неделе в Осетии, и развитие которой все мы с вами наблюдали по средствам массовой информации. Эти ужасные события, развернувшиеся в небольшой Северо-Кавказской республике, являются бесчеловечным актом, потрясшим не только Россию, но и весь мир своей жестокостью и цинизмом. В истории нашей страны есть немало трагических страниц, нами пережито не одно тяжелое испытание. Вспомним, к примеру, потрясения и жертвы, понесенные нашей Родиной в годы Великой Отечественной войны, когда многие положили жизнь свою на поле брани. Но тогда в этой жертвенности был свой смысл, который состоял в защите своей Отчизны и своего народа. А ныне, в мирное время совершается такое варварское и кровавое преступление, которому трудно дать какое-либо объяснение, найти обоснование, это трудно осмыслить. И здесь мы прежде всего должны вознести свою молитву к Богу о всех тех, кто был убиен в эти трагические дни. А в основном жертвами этой трагедии стали дети, которые ни словом, ни делом не причастны к греховным деяниям века сего. И наша с вами обязанность помолиться Господу об их упокоении, чтобы Сам Он, Милосердный Спаситель, единый в полноте ведающий что совершилось, Отечески определил их загробную участь. И пусть в этой великой скорби Он подаст утешение родственникам и родителям тех, кто не вышел из стен захваченной школы. Ибо только Он может утешить сердце человека Своим Божественным утешением и влить в подавленную горем душу тепло Своей любви.

http://ruskline.ru/analitika/2004/09/17/...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Неделю 11-ю по Пятидесятнице Сегодня мы читали последнее, одиннадцатое воскресное Евангелие. Оно повествует о том, как Господь трижды спрашивал Своего ученика Симона, которому Он дал новое имя, Петр: «Любишь ли ты Меня?» Спросил раз – Петр говорит: да, люблю. Потом второй раз спросил – Петр говорит: Ты Сам знаешь, я Тебя люблю. И когда спросил третий раз, Петр понял, почему Господь трижды его вопрошал: незадолго до этого он трижды отрекся от Спасителя – отрекся, потому что испугался за свою жизнь, за свою свободу. Это очень понятно, что человек боится. Но, как сказал Господь, «совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому воскресший Христос спрашивал, по-прежнему ли Петр Его любит, и этим троекратным вопрошанием восстанавливал его в апостольском достоинстве, потому что, испугавшись, отрекшись от своего Учителя, он перестал быть Его учеником. А вот это троекратное вопрошание в некотором смысле было исповедью и покаянием. Поэтому в Евангелии сказано: «Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя?» – потому что понял, о чем идет речь. И эта скорбь его была скорбью покаяния от того, что ему не хватило мужества, а раз не хватило мужества – значит, не хватило любви. Часто можно слышать, особенно на исповеди: я ничего не могу с собой сделать. То есть человеку не хватает мужества, чтобы противостоять греху. В чем тут дело? Только в одном: что нет любви к Богу. Любил бы Бога – не грешил бы. А не хватает любви – поэтому человек отвергается от Бога. Петр отрекся словами, но мы часто и делом отрекаемся, отрекаемся и мыслями, отрекаемся и нечистыми чувствами. Как Господь сказал: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Ну а что такое блуд? Смертный грех . Значит, пока мысленно, в голове у тебя блуд, ты уже вне Церкви, вне Бога, вне Христа. Как только душа уклонилась от Бога, ты уже изменил. Отчего происходит измена? От недостатка любви. Потому что если любишь, то и в голову не придет изменить. Если человек любит свое дело, он этому делу служит. Если человек любит свою семью, он все для своей семьи старается сделать получше. Если человек любит жену, он жену всячески опекает. Если Родину свою любит, он для славы своей Родины, для своего народа трудится, а если не любит, то он в Австралию уедет – там ему веселей, потому что жить полегче. То есть все упирается в то, что больше любишь: себя или еще что-то или кого-то. Так и в духовной жизни. Поэтому Господь дал нам одну-единственную заповедь: «возлюби Господа Бога». И если сумеем мы Бога возлюбить, тогда спасем свою душу от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

1902 г. Служение родному народу 26 От избытка сердца уста глаголют. И только во имя этой, неистребимой потребности человеческого сердца вылиться в слове от преизбытка чувств, только во имя этого присущего природе души нашей свойства и стремления поделиться полнотою жизни своей с окружающими, – только во имя этого я осмеливаюсь в настоящие минуты занять место на церковном амвоне. Вчера поздним вечером возвратился я в город из служебной поездки моей по школам, – и вот сегодня, под влиянием прочитанного апостольского чтения, в котором апостол горячо призывает пастырей к усердному деланию на ниве Христовой ( 1Тим. 4:12–16 ), под влиянием евангельского чтения нынешнего воскресного дня ( Лк. 19:1–10 ), мне хочется пред вами, духовные питомцы, будущие сопастыри и сослужители, сказать несколько слов, поделиться мыслями и чувствами, сейчас только навеянными на меня словом Божиим... Поэтому не будьте строги ко внешней форме моей неожиданной и непосредственной речи, а примите ее за исповедание сердца, простое, чуждое витийства и искусственности. Я возвратился из той страны нашего края, а вашей родины, где, можно сказать, земля спорит с небом в избытке желания удивить человека красотою и безмолвною проповедью о Боге. Благословенная Кахетия предстает пред лицом человека, впервые увидевшего ее, действительно, в полном и величайшем благолепии Божьего творения, как Божьего рая. В виду этих воздымающихся снежных гор, уходящих в высь небесную, в виду этих лежащих у подножия гор прекрасных равнин, покрытых лесами и садами, прорезанных излучистыми речками и ручьями, в виду этой чудной красоты, этого чудного края, народ, его населяющий, должен был искать Бога и, действительно, искал Его. А так как это народ христианский, от лет древних принявший слово о Христе из уст равноапостольной девы, преславной Нины, в том же краю и почившей и доныне мощами своими почивающей во благоухании святыни, – то о нем с полным правом можно сказать словами нынешнего евангельского чтения, что он искаше видети Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1. Для нас, возлюбленнейшая братия, потребно исследование, почему Иоанн Пророк, – и более нежели Пророк, который указал на Господа, грядущего ко крещению в Иордане, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1.29 ), который, рассуждая о своем ничтожестве и о могуществе Божества Его, говорит: «приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» ( Ин 3.31 ), – почему, находясь в узилище, посылая учеников, он спрашивает: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – как будто не знает Того, на Кого указывал, и не ведает, Он ли есть Тот Самый, о Ком проповедью, крещением и указанием свидетельствовал? – Но этот вопрос решается скоро, когда обращается внимание на время и порядок событий. Стоя при водах Иорданских, он утверждал, что (Иисус) есть Искупитель мира, а заключенный в темницу, спрашивает: «Он ли есть грядущий?» Не потому, будто сомневается, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собой пришел в мир, Сам же Собой низойдет в узилища адовы. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад. Итак, говорит: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – Ясно говорит он как бы так: «Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей, для того, чтобы я, бывший предтечею рождения Твоего, был также предтечею смерти и во аде возвестил о Тебе грядущем, о пришествии Которого возвестил уже миру». Почему и, прозревая это, Господь, по исчислении чудес Своего могущества, тотчас дает ответ и на вопрос об уничижении Своей смерти, говоря: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». При виде таких знамений и таких чудес никто не мог соблазняться, но разве удивляться. Но ум неверующих перенес на Него важный соблазн, когда, и после таких чудес, увидел Его умирающим. Поэтому и Павел говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор 1.23 ). Ибо для людей казалось безумием, чтобы за людей умер Виновник жизни; и человек принял против Него соблазн оттуда, откуда долженствовал бы заимствовать еще большее побуждение быть должником. Ибо тем с большим благоговением люди должны чтить Бога, чем более уничижения Сей принял за людей. Итак, что значат слова: «блажен, кто не соблазнится о Мне», если не ясное выражение, указующее на поносную смерть Его и уничижение? – Ясно говорит Он как бы так: «Хотя Я творю дивное, однако же не отрекаюсь претерпеть поносное. Поскольку же умирая Я следую за тобою, то людям, которые благоговеют перед знамениями, надобно очень остерегаться того, чтобы не презирать смерти во Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010