Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Евгений Горячев Проповедь в Неделю 2ю Великого Поста " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, подошла к концу вторая седьмица Великого Поста. Для нас впереди, может быть еще и третья, и четвертая седмицы, а для кого-то и этот Великий Пост в целом, и эта его вторая неделя в частности оказались последними. Вы наверное уже слышали, что на этой седмице скончался архимандрит Евфимий — наместник Тихвинского монастыря. Для него последней службой в этой земной жизни оказалось богослужение в Неделю “Торжества Православия”. Этот же день стал последним и в его проповеднической деятельности. До следующего воскресного дня, до нового обращения к своей пастве через слово он, увы, не дожил… Смерть приходит ко всем, приходит подчас неожиданно, когда на ее визит совсем не рассчитывали. И это лишний раз говорит нам о том, что все мы живем во времена названные у Апостола “лукавыми”… В чем лукавство? Быть может в отсутствии каких бы то ни было гарантий, четкой договоренности со смертью о каких-то сроках. Архимандрит Евфимий был еще достаточно молод, – всего 42 года, но смерть все же постучалась к нему… Надеюсь, многие из вас будут его поминать. Вспомнив об этой неожиданной и скорбной для нашей епархии утрате вернемся теперь к дню сегодняшнему. Мне кажется интересной и символичной одна литургическая закономерность. Подготовительные богослужения Великого Поста, да и сами великопостные находятся, по-моему, в двух разных, на первый взгляд, как бы противоречивых плоскостях. Все те сюжеты, которые предлагались нам накануне Великого Поста – начиная с “Недели о Закхее”, и заканчивая “изгнанием Адама” – все они говорили о покаянии. Общий смысл еще недавнего церковного призыва сводился, по сути, к осознанию верующими своей греховности; потому что, чем быстрее наступит у нас прозрение, тем быстрее мы должны захотеть встать на путь исправления, и тем лучше это будет для нас…

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

свящ. Георгий Завершинский Христос всегда тот же Бог входит в мир Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Б. Л. Пастернак. Рождественская звезда   Первым во всем мире Бог возвестил великую радость пастухам: они пасли свое стадо ночью, когда «слава Господня осияла их», и, представ перед ними, Ангел сказал: «...ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк. 2:11–12 ). «Знак» – это Младенец человеческого рода, родившийся Бог. Подобный «знак» – появление человека на свет – всегда означает радость, вокруг которой протекает наша жизнь. Однако с вхождением Бога в мир рождение любого человека из многих тысяч и миллионов стало свидетельствовать о том, что во всяком из родившихся есть образ Спасителя, Который Младенцем предстал перед людьми в исторический момент, в историческом месте – Вифлееме, городе царя Давида. Бог вошел в мир и начал Свое бытие в этом мире с младенческого образа. В беспомощном виде Он явился на землю, чтобы посрамить сильных «мира сего» (см.: 1Кор. 1:27 ), уничижить тех, кто считает себя мудрым и насмехается над другими, обличить гордость, тщеславие и всякий грех, живущий в этом мире. В немощи и слабости Своего «малого вида» Бог вступил в этот мир, сделав шаг навстречу человеку. Первый «знак» Его вхождения в мир – Младенец, Который еще слова сказать не может, не творит чудес и не проповедует. Многому еще предстоит научиться Младенцу, вырастая среди людей. Пока Он беспомощен, но это Бог ! Бог входит в мир таким образом, чтобы с Его возрастанием и становлением как Богочеловека из Богомладенца в каждом из людей родились и выросли подлинная радость и ощущение счастья от того, что мы есть как люди – рождаемся и растем, живем и радуемся жизни, разделяя свою радость с другими. Можно иметь радость даже от того, что умираем, если только умираем вместе с Христом, как и Он, пожив в мире, чтобы отдать свою жизнь ради других. Его смерть была пророчески предвозвещена, и Он шел на нее, чтобы воскреснуть. Каждый человек идет к концу своей жизни, чтобы положить ее концом начало другой жизни – вечной. Это начало, по сути, уже положено вместе с нашим рождением, приходом в мир и обретением веры в Того, Который, как «знак» нашей подлинной человечности и Своей принадлежности к человеческому роду, родился и, явившись Младенцем перед пастухами, лежал в яслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Скачать epub pdf Неделя о Страшном суде Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о Страшном суде по Евангелию от Матфея, где приводятся слова Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам. Поэтому те из нас, кто считают себя учениками Христовыми, имеют счастье эти слова послушать и постараться вникнуть в них таким образом, чтобы они отражались на нашей жизни. Потому что слово Божие должно входить, как «меч обоюдоострый», в наше сердце. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Вот образ Страшного суда: добрый Пастырь Господь с Ангелами Своими, которые участвуют в этой жатве, и перед Ним все человечество. Те, кто еще не умрет к этому времени, изменятся, преобразятся, получат новые тела, а те, кто жил начиная от Адама, все воскреснут. И Господь будет отделять овец от козлов. Почему Господь этот образ приводит? Вроде бы на вид одинаковые животные: у обоих и рожки есть, и хвостики, и шерсть, и раздвоенные копытца. Но разница большая во внутренней сущности, в повадках: овца кроткая, смиренная, робкая и послушная, а козел очень задиристый, упрямый и драчливый. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Часто человек от всего сердца воспринимает этот призыв, и, когда кто-то стучится к нему в дом и со смиренным лицом кротко говорит: пустите, я верующий, мне негде переночевать, я еду в монастырь, – с радостью его принимает. А утром оказывается, что этот «паломник» обокрал квартиру и исчез. Такие истории очень часты. Или приходит человек в ондатровой шапке и говорит, что ему есть нечего. Или приезжает на хорошей машине и говорит: нам нужна гуманитарная помощь, потому что мы очень бедные. Или у человека одежды столько, что впору и выбрасывать, но он все равно просит, и так далее, и так далее. А уж про темницу и говорить нечего. Сколько раз, особенно в последнее время, бывало так, что человек беглого вора приютит, а тот его убьет и над женой его еще надругается. Таких случаев сотни и тысячи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Родители См. также: Любовь к родителям . 421; Молитва . 472–473; Мученичество . 572; Самоубийство . 979; Супруги . 1119; Царствие Божие . 1189. 954. О христианском воспитании, полученном глинским игуменом Филаретом в детстве С самого раннего детства на Фому (будущего глинского игумена Филарета) особенно сильное и весьма благотворное влияние имела мать его Феодосия, женщина умная и благочестивая. Она первая развила в нем религиозные наклонности и возбудила в его юном сердце горячую любовь к храму Божию. Каждый воскресный и праздничный день мать брала Фому в церковь и по возвращении требовала отчета в том, что он слышал во время богослужения, о чем читалось в дневном Апостоле и Евангелии. В случае неудовлетворительных ответов она сама передавала понятным для мальчика языком содержание церковных чтений. Он хорошо запоминал нравственные уроки любящей матери. (Глинский патерик. С. 47). 955. Имея любовь ко Христу, Мелания Старшая убедила многих своих родственников вести богоугодную жизнь См. также: Любовь к Богу . Расположением к сыну Мелания Старшая не была отвлечена от стремления к пустыне, любовь к единственному сыну не удалила ее от любви ко Христу, напротив, по ее святым молитвам этот юноша достиг высокого успеха в науках и чистоты нрава, вступил в брак, по мирским понятиям, блистательный, получил светские отличия и имел двоих детей. Спустя долгое время, когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет. Во время своего пребывания здесь она наставила в вере и сделала христианином блаженного, достопочтенного и знаменитого мужа Апрониана, который прежде был язычником. Она убедила его жить целомудренно со своей женой – ее племянницей – блаженной Акитой. В том же утвердила и свою внучку, младшую Меланию, с ее мужем Пинианом. Наставив Альбину, свою невестку, жену своего сына, и убедив всех их продать имение, она вывела их из Рима и ввела в благое и спокойное пристанище жизни. (Лавсаик. С. 268).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти ( Мф.13:5 , Гал.1:19 ), был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» ( Мк.15:40 ). Его должно отличать от Иакова Заведеева, память которого празднуется 30 апреля, и от Иакова Алфеева, память которого 9 октября. Св. Иаков, принадлежащий к лику семидесяти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти, как сын обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. Предание к этому прибавляет, что когда еще Иисус Христос был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа не согласились на это, и только Иаков взял Христа сонаследником к своей части, после чего и стал известен под именем «брата Господня» 27 . Еще ранее этого Иаков вместе с своим отцом и святым семейством находился в Египте, когда, по повелению ангела, Иосиф удалился туда для сохранения божественного Младенца Иисуса от преследований царя Ирода. Св. апостол Иаков был назореем от самого рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. На сон он употреблял очень малое время, и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленях огрубела и стала, как верблюжья. Св. Иаков носил на теле своем жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина и сикера, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюдал до самой кончины своей. Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых св. Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По Воскресении Своем Господь удостоил Иакова Своего особенного явления ( 1Кор.15:7 ). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой св. апостол постился, с верою ожидая Воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм, и теперь ее еще показывают благочестивым паломникам, посетившим Святую Землю 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово на день Преображения Господня «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповодят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние» (Кондак праздника). Просто и в то же время возвышенно говорит нам о событии Преображения Господня Слово Божие устами трех апостолов и евангелистов: Матфея, Марка и Луки. На последнем году Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос начал постепенно приоткрывать перед Своими учениками завесу будущего и посвящать их в страшную тайну Своих искупительных Страдании. Впервые это произошло во время пребывания Спасителя близ города Кесарии Филипповой. Идя дорогой, Господь обратился к ученикам Своим с вопросом: «За кого люди почитают Меня?» " Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:13–16 ). Приняв это вдохновенное исповедание веры и дав ап. Петру и другим апостолам обетование об их высокой роли и правах в устрояемой Им Церкви, Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф. 16:21 ). Это откровение опечалило учеников, и ап. Петр сделал даже попытку отговорить Своего Учителя от предстоящего Ему подвига, за что и должен был выслушать строгое обличение. Но желая облегчить скорбь апостолов, Господь открыл им, что некоторые из них удостоятся вскоре, еще здесь на земле, прежде кончины своей, увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе. Через шесть дней после этих слов Господь возвратился в пределы Галилеи и приблизился к горе, носившей название Фавор. День уже склонялся к вечеру, и Христос-Спаситель, имевший обыкновение ночи посвящать уединенной молитве, оставил народ под горою и, взяв лишь трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, взошел вместе с ними на гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Это значит, что Христос явился в Своей Божеской, небесной славе, отчего и лицо Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). «Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества» (Архиеп. Никанор). «Молитва на Фаворе до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду» (Инн. Херс.). Для чего преобразился Господь, и почему являлись при Его преображении свв. Моисей и Илия? Причина, по которой И. Христос преобразился, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, как не один раз, напр., незадолго до самого преображения предсказывал Он, но, как Бог, может вокреснуть. «Да егда Тя узрят (апостолы) распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние», поет церковь Господу в день Его Преображения. С другой стороны, при преображении И. Христос показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. Хотя и придется и им тоже, подобно Ему, страдать на земле, и от злых неверующих и нечестивых людей, и от своей собственной наклонности ко злу, как И. Христос не раз, также незадолго и до Своего преображения тоже предрекал им; но за то на небе у них будет великое блаженство: добро есть нам зде быти! Явились же во время преображения свв. пророки Моисей и Илия по следующим причинам: 1) Моисей и Илия были главными из ветхозаветных пророков. Явясь, они показали тем, что И. Христос есть именно тот обещанный Мессия, о котором предсказывали пророки; 2) что Он есть владыка над небом и землею, над жизнию и смертию, «Он повелел небу, и низвел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея» (Ефр. Сир.). «Если Он воскресил многолетнего мертвеца (Моисея), тем паче может воскреснуть Сам (Феоф.) и 3) чтобы те, которые почитали И. Христа за Илию или за кого-либо из древних пророков (чит. гл. 16, 14 ст.), видели различие между Ним, как Господом, и пророками, как Его рабами. Спросит ли кто: как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1892 Поучение в Неделю о мытаре и фарисее 86 Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ) С настоящего воскресного дня, братья, Святая Церковь наша, как чадолюбивая матерь наша, начинает приготовлять нас к Великому посту как времени нашего покаяния. Своими песнопениями она напоминает нам о приближающемся времени нашего покаяния; своими молитвословиями она располагает нас к принесению Господу Богу усердного чистосердечного покаяния и к предварительной молитве Господу Богу о прощении нам множества содеянных нами лютых прегрешений, которыми мы в мимошедшее время пашей жизни прогневали своего Творца, Промыслителя, Спасителя и Судию. В своем Евангельском чтении она показывает нам, какова должна быть наша молитва и с каким чувством она должна быть нами совершаема: «Два человека, вещает нам в сегодняшнем Евангельском чтении Сам Спаситель наш, вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ). Из этой притчи ясно видно, что молитвы наши как в настоящие дни приготовления к Великому посту, так и во дни самого поста должны быть смиренными и усердными, соединенными с полным сознанием нашей греховности, своего недостоинства пред Господом Богом и с сокрушением сердечным о грехах. Боже, милостив буди мне грешнику! Вот, братья, та молитва , которую мы должны из глубины своего сердца воссылать к Богу в сознании своей виновности пред Ним и необходимости получить от Него прощение своих грехов. И если когда либо, то не тем ли более теперь нам необходимо чаще и чаще повторять эту молитву кающегося грешника с полным сокрушением сердечным? Ибо теперь нас постигла великая година испытания: в числе многих губерний и нашу Тульскую Господь посетил великим бедствием, постигшим большую и притом самую лучшую часть ее уездов. Совершеннейший неурожай хлеба большую часть ее жителей поставил в самое печальное положение: нет у них ни хлеба своего собственного, ни семян для посевов, ни корма для скота, ни даже топлива, нет и обычных заработков от сельскохозяйственных занятий. Но и мы все, живущие вне пределов неурожайной полосы, не терпим ли теперь некоторую долю бедствия от дороговизны хлеба и всех жизненных потребностей? Общая беда отчасти коснулась и нас всех и тяжело отражается на бедных людях, снискивающих себе пропитание трудом рук своих. Где же причина столь великого бедствия, постигшего целых 17 губерний нашего отечества? В бездождии и ужасной от того засухе? Конечно. А бездождие отчего произошло? Вот это вопрос весьма важный и не всеми правильно решаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

1. Речь, сказанная Преосвященным Алексием, Епископом Псковским при вступлении его на кафедру Псковскую Волны житейского моря принесли меня к вам, друзья мои. Здравствуйте, братья псковичи, мир вам! Уже на заре христианства, над колыбелью только что родившегося его Основателя, хором небесных певцов, святых ангелов, возвращен был мир на земле. Посылая учеников своих на проповедь евангельскую, И. Христос заповедовал им при вступлении в город или частный дом приветствовать и город и дом миром. Перед своими крестными страданиями Господь наш Страдалец оставил своим последователям мир: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам», говорил Он. По совершении божественного дела искупления рода человеческого, по славном воскресении своем из мертвых, Господь Иисус приветствует первую церковь свою христианскую миром: «мир вам», говорит Он своим ученикам в первый же день воскресный. Следуя заповеди и примеру Спасителя, и святые апостолы понесли в мир правду Христову, мир и радость о Дусе Святе, уча при этом: «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Почему же христианство с такою силою и настойчивостью проповедует человечеству мир Христов? Да потому, что мир Христов есть первый и главный признак наступления в душе человека-грешника царства Божия, жизни вечной, ибо царствие Божие, а по Апостолу, есть праведность, и мир и радость во св. Духе. Если райское падение человека поставило его во враждебное отношение к Богу, извратило нормальный порядок его отношений к себе, своей совести, к ближнему и миру, то водворение в душе человека мира Христова примиряет его и с Богом, и своею совестью, восстанавливает в нем то душевное равновесие, то спокойно-радостное настроение, которое составляет не только высшее благо человека, но служит залогом его плодотворной жизнедеятельности. И в мире загробном ожидает верных чад Церкви Христовой тот же мир Христов, вечный покой со всеми святыми небожителями и в общении с Богом, Источником мира и любви. Там Бог отрет с очей наших всякую слезу, не будет там ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо все прежнее себялюбивое, немиролюбивое, мятущееся и мятежное пройдет и забудется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

83. Слово в Неделю Всех святых 209 «Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона, и мене от страстей к животу привлецы, Слове!» (1-й антифон воскресный 3-го гласа). Когда мы обращаем взор к состоянию своей души, настолько окованной страстями, что мы не можем свободно «воззрети и видети высоту небесную» 210 ( 2Пар. 36, 23 ), то невольно воспоминаются нам пленники еврейские. Далеко не все они одинаково скорбели о лишении отечества и, сидя на реках вавилонских, плакали, вспоминая о Сионе, не желая даже петь песнь Господню «на земли чуждей» ( Пс. 136 ), многие жили в Вавилоне, как бы в отечестве, забыв связанные с отеческой землею обетования; они настолько усвоили образ жизни вавилонян, осквернили себя идолами их и нечистотами страстей, по слову пророка Иезекииля, что уподобились гробам, наполненным истлевшими костями ( Иез. 36:25, 37:2, 12, 23 ). И вот великий песнопевец Церкви святой Иоанн Дамаскин в вышеприведенных словах одного из дивных своих песнопений напоминает нам о пленниках сионских. «Плен Сионь» это все мы, по пришествии Христовом находящиеся в плену у страстей. Изъятие же из сего плена вавилонского есть то «совершение святых» чрез Христа, о котором говорил, обращаясь к грядущему Искупителю, еще древний пророк, а за ним и апостол: «Восшел еси на высоту, пленил еси плен... и даде даяния человеком, т. е. дарования Духа Святого для совершения святых в Церкви Христовой» ( Пс. 67, 19 ; Еф. 4:8, 12 ). Как соответствует, братие, этот образ пленников еврейских духовному состоянию многих христиан нынешнего времени. Христос, отходя из мира, обетовал пребывать с верующими во имя Его «до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) и послать им от Отца Духа Святого, дабы Он был с ними вовек ( Ин. 14, 16 ). Где же ныне это обетование? Не видим ли среди нынешних христиан много таких, которые не только не живут верою в это обетование, подобно христианам древним, но как бы и «не слышали, есть ли Дух Святой» ( Деян. 19, 2 ), которые «не видят... и не знают Его», хотя Он всегда пребывает с верующими в Церкви и в них будет ( Ин. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010