прот. Олег Корытко Глава XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад §1 Хронологические границы брахманической религии. Варновое деление общества Религию, пришедшую в Древней Индии на смену ведической, принято называть брахманизмом 683 . Долгое время в науке господствовало мнение, что хронологические рамки становления и развития данного религиозного явления определяются 1200–800 гг. до н. э. 684 Принимая предложенные временные границы, отметим, что некоторые тексты, относящиеся к данной традиции, явно принадлежат более позднему времени: к 300 г. до н. э. и даже позднее 685 . Иначе говоря, указанные хронологические рамки носят, прежде всего, технический и во многом – условный характер. Осев в пределах северной части Индостана, арии заимствовали у окружавших племён многие элементы культуры, организации быта и мировоззрения. На протяжении веков происходила взаимная интеграция обычаев и верований, корректировался пантеон, менялась значимость тех или иных божеств, их место в культе, структурировался и разрастался ритуал. Со временем ритуал стал настолько сложным, что для его проведения и тем более понимания требовались специальные знания, фактически – особое образование. Получение такого образования было возможно только в том случае, если человек родился в семье, занимавшей жреческие позиции. Указанные обстоятельства привели к появлению в обществе особого сословия, класса людей, чья жизнь была посвящена сохранению и передаче сакрального знания, а также выполнению ритуалов как общественно значимых, так и частных. Этот класс людей получил особое наименование – брахманы . Как говорилось в предыдущей главе, деление общества на страты присутствовало уже в ведийский период. По крайней мере, четыре варны (санскр. var – «качество») упоминаются в известном гимне Ригведы – Пуруша-сукте (Ригведа X, 90). В эпоху усложнения ритуала, требовавшего особых знаний и умений от своего совершителя, внутри общества сформировался особый класс людей – пурохитов (санскр. – purohita «сидящий впереди»). На базе этой социальной группы возникла впоследствии варна брахманов (санскр. Brahman – «ритуал», «богослужение») 686 – профессиональных жрецов, поэтов, знатоков священных текстов и ритуалов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

 «Орлиная гора» (санскр. Гридхракута, яп. Рё:дзюсэн) – горная вершина к северо-востоку от столицы древнего индийского царства Магадха, где проповедовал Будда Шакьямуни.  Восприятие Японии как «маленькой страны» связано с буддийской космологией, согласно которой на одном из четырех континентов вокруг горы Сумеру, мире людей Джамбудвипа, расположено 16 больших стран, 500 средних и 100000 маленьких. Япония, в отличие от «больших стран» Индии и Китая, где возникло и распространилось учение Будды, расположена на периферии буддийского мира. Эта идея стала основой рассуждений многих японских мыcлumeлeй XII–XIII bb. о том, что жители Японии могут быть спасены только с помощью родных божеств, или о том, что Будда переродился в Японии, поскольку ее жители больше других нуждались в проповедях.  Аджаташатру (санскр.) – правитель древнего индийского государства Магадха. Убил своего отца-правителя по наущению Девадатты, пытавшегося внести раздор в буддийскую общину и помешать распространению учения Будды. После содеянного Аджаташатру тяжело заболел, но Шакьямуни освободил его от тяжелой кармы и продлил жизнь, и Аджаташатру стал последователем Будды.  Воздержание от употребления в пищу «пяти злаков» (кит. у гу) – одно из условий обретения бессмертия в доасизме.  Имеется в виду основанное близ столицы Хэйан в 859 г. святилище Ивасимидзу, которое считалось вторым по значению «родовым святилищем» государей после Исэ.  Фусо: – название Японии, изначально встречающееся в китайских источниках, которые описывают ее как страну на востоке от Китая, где произрастает чудесное дерево фусо:, на ветвях которого находится солнце (кит. фусан, «шелковица»).  Здесь Нитирэн цитирует «Лотосовую сутру»: «И, напрямую, отбросив “уловки”, [я] проповедую среди бодхисаттв только о непревзойденном Пути» [Сутра о Цветке Дхармы 2007, 119].  После того как в 769 г. государыне Сё:току (718–770) было передано из святилища Уса пророчество божества Хатиман о том, что если высокопоставленный монах До:кё: станет правителем, то в стране воцарятся мир и спокойствие, она отправила в Уса сановника Вакэ-но Киёмаро (733–799) проверить истинность божественной воли. Киёмаро вернулся с другим волеизъявлением Хатиман – что трон должен наследоваться только потомками богини Аматэрасу. За это известие Киёмаро был отправлен в ссылку.  «Великая крепость беспрерывных [мучений]» (яп. мукэн дайдзё:) – ад Авичи (санскр.), самый страшный ад в буддийской космологии, куда попадают за наиболее тяжелые прегрешения. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/5809350

Поклонение домашним божествам совершается по особому ритуалу, имеющему свое название — «дева-пуджана». 146 Майя (санскр. «иллюзия, обман», от ма — «не», я — «это») — мировая иллюзия, иллюзорность бытия как его принципиальное свойство; «непреодолимая для обыкновенного человека и неизбежная для всего проявленного иллюзия текучести вечно пребывающего бытия, становящегося таким образом быванием» (Бхагаватгита. СПб., 1994. Примечания. С. 499). 147 Пурана (санскр. «древний») — былины, были, сборники мифических преданий; созданы в 300—1200 годах по Р.Х. Пуран 18, каждая пурана посвящена какому-либо богу. Шесть пуран предназначены для находящихся в гуне невежества, шесть для находящихся в страсти и шесть для обретших добродетель. 148 Святой Албан почитается и в Католической Церкви, по меньшей мере с 492 года. О фактах его жизни известно только то, что он происходил из итальянского города Верулама. 149 Зуб Будды — главная реликвия буддизма. По преданию, при сожжении Будды одному из учеников удалось выхватить из погребального костра этот зуб, и он стал объектом культа. Зуб хранится на Шри-Ланке, как еще называют остров Цейлон, в городе Канди, где для него выстроен специальный храм и ежегодно проводятся большие торжества. 150 Упанишады (санскр. «сидение около», то есть вокруг учителя, впоследствии слово приняло смысл «тайное знание») — духовные наставления учителей, древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного смысла; являются главным источником Веданты. В разные сборники Упанишад входит разное число текстов, от 50 до 108, созданных в VI в. до P.X.-XV в. по Р.Х. Это наиболее сложные из индийских религиозных текстов. Так, в самих Упанишадах предписано в разные периоды жизни (ашрамы) читать особую литературу: в детском возрасте Веды, будучи главой семьи — брахманы-комментарии, в зрелом возрасте отшельники могут читать араньяки (лесные книги), и лишь отрекшиеся от мира нищие странники к концу своей жизни должны быть заняты мудростью Упанишад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Андака – 17а. IV, 23, 5 (νδαα) – город в области аспасиев, где-то между рекой Хоес=Хоасп (нын. Кунар, впадает в Кабул с севера, 34°27» 70°31») и населенным пунктом Пашат (=Пашад, 34°41» 71°05»), т. е. на северо-востоке Афганистана (к северу от реки Кабул). андары – 11. VI, 67 (Andarae) – индийский народ; отождествление его с народом андхра (Andhra) в Декане обычно отвергается. Полагают, что в греческом источнике Плиния должно было быть «гандары» (Γανδραι), и, по многим соображениям, считают, что здесь речь идет о гандарах в Гандаритиде (на северо-западе Индии), уступавших в могуществе лишь прасиям. С конца I в. до н. э. до середины III в. н. э. существовало огромное независимое царство андхров в Декане (от моря до моря). андисены – 11. VI, 78 (Andiseni) – народ на северо-западе Индии, к югу от подножия Кавказа (=Гиндукуша), за Индом, не идентифицируется. Андоматис – 17б.4, 4 (νδματις) – приток Ганга, отождествляется с древней рекой Тамаса (означает «темный, мрачный»), которая сейчас называется Южный Тонс, правый приток (25°15» 82°05») Ганга. Санскр. andhamati тоже означает «темный, мрачный, пораженный слепотой». Андрапана – 23. VII, 1, 56 (νδραπνα) – город на северо-западе Индии, в Индоскифии, на западе от Инда (на некотором расстоянии), предположительно локализуется ниже устья нын. реки Кабул (33°55» 72°20»), близ города Банагара (см.=Канагара). Предполагают санскритское название Indra-pa (?). Андрисимунду – 23. VII, 4, 3 (Р: νδρισιμονδου; Η: ναρισμονδου, Анарисмунду; есть и чтение νδρασιμονδου, Андрасимунду); ср. Симунду; ср. также Andhra, Андхра (см. андары) – мыс на западном берегу о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка); считают, что это северная вершина п-ова Калпития (08°10» 79°43» простирается вдоль северо-западного побережья Шри-Ланки; по-видимому, имеется в виду мыс Датч-Пойнт=Датч-Бей, 08°34» 81°14» на севере Калпитии). По другому мнению, определение этого мыса затруднительно (может быть, мыс Кудремалай, 08°32» 79°52»). Полагают, что название означает «макушка, вершина луны», от сингальского handra (hda, санскр. candra) «луна» и санскр. simanta «макушка, вершина»; отмечают также, что первая половина этого названия напоминает название города «Анурограмм» (нын. Анурадхапура).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центральным ритуалом индуистской обрядности стала пуджа (санскр. pj – букв. «поклонение», «молитва»), заменившая собой ведические жертвоприношения – яджны. Пуджа может совершаться как публично, так и частным порядком. Чаще всего публичные пуджи совершаются в индуистском храме – мандире (санскр. mandira – букв. «дом, жилище»). Храм именуется домом бога не столько символически, чем указывается на посвящение его божеству, сколько указывая на тот факт, что оно реально живет в этом здании. При этом центральным элементом мандира является мурти (см. выше) – объемное, чаще всего скульптурное изображение чтимого божества. Показательно, что само освящение храма имеет главной своей составляющей призывание бога с прошением вселиться в свое изображение. Предполагается, что после освящения мурти становится реальным обиталищем божества и даже своего рода формой инкарнации, материальной эпифанией. Именно поэтому в ходе ритуала с мурти обращаются как с живым и разумным существом, как с самим воплотившимся божеством. Мурти могут пребывать не только в храмах, но и в домашних алтарях. Пуджу перед ними совершают домовладелец или, реже, члены его семьи. В богатых семьях существует практика приглашения в особо памятные дни священнослужителей-брахманов для проведения данного ритуала. Храмовая пуджа совершается жрецом. Содержательно она не отличается от домашней, но имеет более сложную структуру. Предполагается, что совершающий ее жрец готовится к богослужению молитвой и особым ритуальным омовением. Утром при входе в храм он будит бога, воспевая хвалебные гимны. В древности сложилась практика использования для услаждения зрения и слуха божества специальных служительниц – девадаси (санскр. devadâsî – букв. «рабыня бога»), которые танцевали, трубили в раковины и били в гонг. Это были женщины, посвященные определенному богу. Кроме танцев они также занимались храмовой проституцией. В конце XX века данная практика была запрещена законом. Тем не менее само использование танца как формы богослужения и танцовщиц как его участниц существует в Индии до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

[lxxxvii] Прана – человеческое жизненное начало, жизненная сила, понимается она как дыхание и как энергия. Это один из видов жизненного ветра (вайю), связанный с сердечным центром и сердечным сплетением и потому со здоровьем и силой сердца. Другие ветры связаны с другими чакрами. Всемирная энергия, прана – это мировая душа, с которой стремится соединиться каждая индивидуальная душа. Солнечное сплетение – «самый большой аккумулятор пранической энергии, откуда она переливается в меньшие аккумуляторы, рассеянные по всему телу и к различным органам… Оно состоит из белого и серого мозгового вещества, так же как головной и спинной мозг... Название этого сплетения “солнечным” очень удачно, потому что из этого места, как из солнца, излучается энергия и сила ко всем частям тела, и даже большой мозг зависит в своей работе от энергии, посылаемой солнечным сплетением» (Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. С. 84–85). [lxxxviii] Мантра – это самхит, магическое заклинание в индуистских и буддийских религиях, формула, используемая в тантризме для вхождения в состояние медитации. Мантра внушается ученику в ходе его инициации. [lxxxix] Веды (от санскр. «ведать», «знать», отсюда слова «ведовство», «ведьма») – самая древняяиндийская религиозная литература; оформившиеся в канонической форме во II–I тысячелетиях до Р.Х. сборники священных песен, гимнов, магических заклинаний и жертвенных формул, использовавшихся при жертвоприношениях, в том числе человеческих. Всего Вед четыре: первая из них включает 1028 гимнов, вторая – 1549 песен, третья – около 200 гимнов, четвертая – 731 заклинание. Религии Индии, признающие Веды, считаются ортодоксальными. [xc] Упанишады (санскр. «сидение около учителя», позднее: «сокровенное знание», «тайное учение») – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, объясняющие тайный смысл Вед. Это 108 текстов, древнейшие из которых восходят примерно к VI–III вв. до Р.Х. [xci] Лотосы (падмы) – это чакры (санскр. «колесо, круг»), названные лотосами из-за сходства с этим цветком. Энергетический канал (сушумна) проходит по позвоночнику, а вдоль него располагаются шесть лотосов на уровне шести частей тела: ануса, половых органов, пупка, сердца, горла и бровей. У каждого лотоса различное число лепестков, сушумну же венчает тысячелепестковый лотос. «Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретет полный или, по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями»,– сказано в «Словаре йоги» (с. 103). Но известно ли о такой опасности тем, кто приступает к занятиям йогой, не имея под рукой этого словаря?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Бхикшу (санскр.) — буддийский монах Веды (санскр.) — «знание»; древнейшие сборники священных книг в Индии Галаха (евр.) — те части Закона (устного и письменного), которые относятся преимущественно к правовым и каноническим нормам Гаруспик (лат.) — римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции) Гемара (евр.) — толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г была записана в Вавилоне, другая — в Иерусалиме Гносеология (греч.) — наука о возможностях и пределах человеческого познания Гомилия (греч.) — назидательная проповедь. Жанр возник в Византийской Церкви Гуны (санскр.) — элементы, из которых соткана природа Гуру (санскр.) — духовный наставник Демиург (греч.) — Божество, образовавшее мир из хаотического вещества Джатаки (санскр.) — сказание о перевоплощениях Будды Диадохи (греч.) — преемники Александра Македонского, унаследовавшие его разделенную империю Дхамма (санскр.) — в буддийской религии — синоним вероучения и этики Империя (лат.) — первоначально термин, обозначавший власть главнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называть многонациональную державу и соответственно ее главу — императором Ишвара (санскр.) — личный Бог в терминологии индийских религий (иногда — Бог-Творец) Кодом (евр.) — определение «святости» Бога в ВЗ, которая означает Его полную иноприродность твари Корибанты  — жрецы экстатического культа Кибелы Креационизм (лат.) — учение о творении мира Богом Кундалини (санскр.) — центр жизненной энергии, скрытый в теле человека (в крестце) по учению йоги Кшатрии (санскр.) — каста (варна) воинов в древней Индии Манихейство  — синкретическая религия, возникшая в Иране (III b. н. э.). Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм и гностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю Масоретский текст (от евр. масора, предание) — текст ВЗ, переписанный в VI b. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы. Составителей МТ называют масоретами. Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) — помазанник. В ВЗ — наименование человека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обряда помазания. В тесном смысле слова М. — это обетованный Избавитель, предреченный ВЗ-ными пророками Мицвот (евр.) — свод заповедей Закона (устного и письменного)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

« Махабхарата » (санскр. Mahbhratam – букв. «Великое сказание о потомках Бхараты»). Наиболее раннее произведение смрити. Сочинение состоит из 18 книг, написано в период между 500 г. до н. э. и 100 г. Оно повествует о борьбе сыновей царя Панду – братьев Пандавов за власть, которой они были лишены своими коварными родственниками Кауравами. Составной частью Махабхараты является Бхагавадгита (санскр. Bhagavad Gt – букв. «Песнь Господня»). Это ключевой для понимания индуизма текст, оказавший огромное влияние на всю духовную культуру Индии. Произведение излагает диалог между воином Арджуной и «благим господом Кришной», предстающим в образе возничего и являющимся одним из проявлений верховного бога Вишну 727 . В Бхагавадгите сформулирована концепция трёх путей к освобождению от уз сансары . Указанные пути ведут к одной цели и потому обладают внутренним единством: – джняна-марга (санскр. jñna mrga – букв. «путь знания»), – карма-марга (санскр. karma mrga – букв. «путь действия»), – бхакти-марга (санскр. bhakti mrga – букв. «путь любви»). Второй по объёму и значению текст после Махабхараты – Рамаяна (санскр. Râmâyana – букв. «Путь Рамы»). В основе сюжета этого сочинения, составленного во второй половине I тыс. до н. э., – описание деяний царя Рамы. Рама противостоит предводителю демонов Раване, похитившему царскую супругу Ситу. При помощи царя обезьян Ханумана Раме удаётся освободить свою жену от власти Раваны. Традиционно Рама воспринимался как воплощение бога Вишну. Его жена Сита – образ богини Лакшми, супруги Вишну, которая может пониматься как его энергия и как его женская ипостась. Пураны Пураны (санскр. pura – букв. «древняя быль») представляют собой корпус мифологических сказаний о древних событиях, участниками которых являлись различные божества и культурные герои. Количество таковых текстов исчисляется десятками. Наиболее авторитетными являются 18 самых больших произведений – так называемая Махапурана (санскр. Mahpura). Остальные считаются второстепенными. Время создания этих произведений: 300–900 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Составной частью Махабхараты является Бхагавадгита (санскр. Bhagavad Gt – букв. «Песнь Господня»). Это ключевой для понимания индуизма текст, оказавший огромное влияние на всю духовную культуру Индии. Произведение излагает диалог между воином Арджуной и «благим господом Кришной», предстающим в образе возничего и являющимся одним из проявлений верховного бога Вишну 420 . В Бхагавадгите сформулирована концепция трех путей к освобождению от уз сансары . Указанные пути ведут к одной цели и потому обладают внутренним единством: – джняна-марга (санскр. jñna mrga – букв. «путь знания»); – карма-марга (санскр. karma mrga – букв. «путь действия»); – бхакти-марга (санскр. bhakti mrga – букв. «путь любви»). Второй по объему и значению текст после Махабхараты – " Рамаяна» (санскр. Râmâyana – букв. «Путь Рамы»). В основе сюжета этого сочинения, составленного во второй половине I тысячелетия до н. э., – описание деяний царя Рамы. Рама противостоит предводителю демонов Раване, похитившему царскую супругу Ситу. При помощи царя обезьян Ханумана Раме удается освободить свою жену от власти Раваны. Традиционно Рама воспринимался как воплощение бога Вишну. Его жена Сита – образ богини Лакшми, супруги Вишну, которая может пониматься как его энергия и как его женская ипостась. Пураны (санскр. pura – букв. «древняя быль») Пураны представляют собой корпус мифологических сказаний о древних событиях, участниками которых являлись различные божества и культурные герои. Количество таковых текстов исчисляется десятками. Наиболее авторитетными являются 18 самых больших произведений – так называемая Махапурана (санскр. Mahpura). Остальные считаются второстепенными. Время создания этих произведений – 300–900 годы н. э. В завершение описания ключевых текстов индуистской традиции следует сказать, что именно эпические произведения и пураны вошли в плоть народной жизни. Их персонажи и сюжетные линии стали базовыми образами, запечатленными в сознании представителей всех слоев общества и формирующими основания бытовой индийской культуры. Индуистский пантеон

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И действительно, во время появления Спасителя на земле мир походил на тюрьму и сумасшедший дом; не только походил, но и в самом деле был подлинной тюрьмой для отчаявшихся и домом для сумасшедших. Весь мир «лежал во зле» 42 . А о чем-нибудь лучшем мир не знал. Ведь ни индийская нирвана, ни эллинский гадес 43 не были для отчаявшихся людей никаким утешением. Потому и говорили некоторые греческие философы, в согласии с сивиллами 44 , пророчицами римскими: «Лишь некий Бог может спасти мир». 2 «Аз есмь земля и пепел» (ср.: Быт. 18, 27 ) – слова из последования священнического погребения. После 9-й песни канона и малой ектении поются восемь самогласных стихир преподобного Иоанна Дамаскина , пятая из которых (глас 5-й) звучит так: «Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел, и паки рассмотрих во гробе, и видех кости обнаженны, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего». 3 Общее между мылом и жиром то, что мыло традиционно варят из животных жиров: говяжьего, бараньего и т.д. сала или из костного, китового и рыбьего жира. Даже самые изысканные сорта мыла изготавливают из жира, но только кокосового.– Ред. 4 Брамины, жрецы, высшая каста в Индии. Парии, неприкасаемые, низшая категория людей, не входящая даже в самую низшую касту. 6 Джаба, вероятно, имеется в виду Медина, священный город мусульман в Саудовской Аравии, где находится гробница Мухаммеда. 7 Веды (санскр.: знание, ведение), совокупность наиболее древних праиндийских текстов (VI-II тыс. до Р.Х.), содержащих общие знания, из которых впоследствии выделились отдельные науки и религии. 8 Ману (санскр.: мыслитель, человек), мифический мудрец, которому приписываются так называемые законы Ману, составленные во II-I веках до Р.Х. и являющиеся для индийцев тем же, что закон Моисеев для иудеев. 9 Вальмики (санскр.: муравейный), легендарный автор древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна» (IV-III вв. до Р.Х.). 10 Будда Гаутама родился в княжеской семье в Индии. Точная дата его рождения неизвестна (от IX до III в. до Р.Х.), единой общепризнанной биографии его не существует. Бросив любящую молодую жену и маленького сына, он семь лет скитался. По другой версии, он имел двух жен. Разочаровавшись после долгих скитаний и нищенствования в аскетическом образе жизни, поняв тщетность самоистязания, он, сидя под деревом бодхи (познания), внезапно прозрел, стал буддой (санскр.: просветленный) и несколько дней просидел под этим деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Близ Бенареса он прочел свою первую проповедь , в которой изложены основы его учения. Последующие 40 лет он скитался по Индии проповедуя и умер в возрасте 80 лет. При всей легендарности и возвышенности образа Будды поразителен тот факт, что последователи не приукрашивают причину его смерти, а именно несварение желудка, случившее в результате объедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010