11 Веданта (санскр.: конец Вед), заключительный цикл вед, состоящий из Упанишад, сочинений религиозно-философского характера. 12 Пракрити, в древнеиндийской мысли – материальная основа мира объектов. Пракрити вечна, вездесуща, из нее возникают конкретные элементы – атомы земли, воды и т.п. Противопоставляется она пуруше – сознанию, «я» и считается источником заблуждения, так как пракрити, будучи низшей реальностью, майей, скрывает высшую реальность, абсолют. 14 Жива, джива (санскр.: живущий, живой), в индийской философии означает живое существо, душу. Живе присущи сознание, вечность (несотворенность и неразрушимость), способность к деятельности. Жива может пребывать в двух состояниях – несовершенном и совершенном. В первом состоянии жива соединена с материей, занята неадекватной деятельностью и подвержена страданию. В совершенном состоянии жива обращается к адекватной деятельности, освобождается от страдания. Живы образуют лестницу, на низшей ступени которой стоят живы, воплощенные в растениях и неорганических веществах, далее идут живы в теле животных, людей и богов и на высшей ступени стоят живы, совершенно освобожденные от материи, им приписывается форма человеческого существа. 15 Атман (санскр.: дыхание, душа, «я сам») в ортодоксальных индийских религиозно-философских учениях означает субъективное, индивидуальное духовное начало, «я», душу. Атман противопоставляется брахману, высшей объективной реальности, но в то же время совпадает с ним на высшей сту­пени своего развития. Так, если атман отождествляет себя с человеческим телом, то брахман выступает как космос; когда атман отождествляется с мысленным, душевным, брахман становится космической душой; когда атман отождествляется с интеллектуальным «я», брахман выступает как самосознающий, и только на высшем уровне интуитивного «я», в области чистого сознания, атман сливается с брахманом. 16 Прана (санскр.: дыхание), в древнеиндийской философии дыхание как принцип жизни, жизненный дух как одушевляющее начало и общемировой процесс, это общий космический принцип, объединяющий микрокосмос с макрокосмосом. Дыхание, прана, имеет превосходство над всеми остальными жизненными функциями, поэтому регулированию дыхания в йоге придается особое значение: без него невозможно очищение и сосредоточение ума. Абсолютной сосредоточенности ум может достигнуть только при полной задержке дыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бхикшу (санскр.) — буддийский монах Веды (санскр.) — «знание»; древнейшие сборники священных книг в Индии Галаха (евр.) — те части Закона (устного и письменного), которые относятся преимущественно к правовым и каноническим нормам Гаруспик (лат.) — римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции) Гемара (евр.) — толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г была записана в Вавилоне, другая — в Иерусалиме Гносеология (греч.) — наука о возможностях и пределах человеческого познания Гомилия (греч.) — назидательная проповедь. Жанр возник в Византийской Церкви Гуны (санскр.) — элементы, из которых соткана природа Гуру (санскр.) — духовный наставник Демиург (греч.) — Божество, образовавшее мир из хаотического вещества Джатаки (санскр.) — сказание о перевоплощениях Будды Диадохи (греч.) — преемники Александра Македонского, унаследовавшие его разделенную империю Дхамма (санскр.) — в буддийской религии — синоним вероучения и этики Империя (лат.) — первоначально термин, обозначавший власть главнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называть многонациональную державу и соответственно ее главу — императором Ишвара (санскр.) — личный Бог в терминологии индийских религий (иногда — Бог-Творец) Кодом (евр.) — определение «святости» Бога в ВЗ, которая означает Его полную иноприродность твари Корибанты  — жрецы экстатического культа Кибелы Креационизм (лат.) — учение о творении мира Богом Кундалини (санскр.) — центр жизненной энергии, скрытый в теле человека (в крестце) по учению йоги Кшатрии (санскр.) — каста (варна) воинов в древней Индии Манихейство  — синкретическая религия, возникшая в Иране (III b. н. э.). Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм и гностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю Масоретский текст (от евр. масора, предание) — текст ВЗ, переписанный в VI b. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы. Составителей МТ называют масоретами. Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) — помазанник. В ВЗ — наименование человека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обряда помазания. В тесном смысле слова М. — это обетованный Избавитель, предреченный ВЗ-ными пророками Мицвот (евр.) — свод заповедей Закона (устного и письменного)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

« Махабхарата » (санскр. Mahbhratam – букв. «Великое сказание о потомках Бхараты»). Наиболее раннее произведение смрити. Сочинение состоит из 18 книг, написано в период между 500 г. до н. э. и 100 г. Оно повествует о борьбе сыновей царя Панду – братьев Пандавов за власть, которой они были лишены своими коварными родственниками Кауравами. Составной частью Махабхараты является Бхагавадгита (санскр. Bhagavad Gt – букв. «Песнь Господня»). Это ключевой для понимания индуизма текст, оказавший огромное влияние на всю духовную культуру Индии. Произведение излагает диалог между воином Арджуной и «благим господом Кришной», предстающим в образе возничего и являющимся одним из проявлений верховного бога Вишну 727 . В Бхагавадгите сформулирована концепция трёх путей к освобождению от уз сансары . Указанные пути ведут к одной цели и потому обладают внутренним единством: – джняна-марга (санскр. jñna mrga – букв. «путь знания»), – карма-марга (санскр. karma mrga – букв. «путь действия»), – бхакти-марга (санскр. bhakti mrga – букв. «путь любви»). Второй по объёму и значению текст после Махабхараты – Рамаяна (санскр. Râmâyana – букв. «Путь Рамы»). В основе сюжета этого сочинения, составленного во второй половине I тыс. до н. э., – описание деяний царя Рамы. Рама противостоит предводителю демонов Раване, похитившему царскую супругу Ситу. При помощи царя обезьян Ханумана Раме удаётся освободить свою жену от власти Раваны. Традиционно Рама воспринимался как воплощение бога Вишну. Его жена Сита – образ богини Лакшми, супруги Вишну, которая может пониматься как его энергия и как его женская ипостась. Пураны Пураны (санскр. pura – букв. «древняя быль») представляют собой корпус мифологических сказаний о древних событиях, участниками которых являлись различные божества и культурные герои. Количество таковых текстов исчисляется десятками. Наиболее авторитетными являются 18 самых больших произведений – так называемая Махапурана (санскр. Mahpura). Остальные считаются второстепенными. Время создания этих произведений: 300–900 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Составной частью Махабхараты является Бхагавадгита (санскр. Bhagavad Gt – букв. «Песнь Господня»). Это ключевой для понимания индуизма текст, оказавший огромное влияние на всю духовную культуру Индии. Произведение излагает диалог между воином Арджуной и «благим господом Кришной», предстающим в образе возничего и являющимся одним из проявлений верховного бога Вишну 420 . В Бхагавадгите сформулирована концепция трех путей к освобождению от уз сансары . Указанные пути ведут к одной цели и потому обладают внутренним единством: – джняна-марга (санскр. jñna mrga – букв. «путь знания»); – карма-марга (санскр. karma mrga – букв. «путь действия»); – бхакти-марга (санскр. bhakti mrga – букв. «путь любви»). Второй по объему и значению текст после Махабхараты – " Рамаяна» (санскр. Râmâyana – букв. «Путь Рамы»). В основе сюжета этого сочинения, составленного во второй половине I тысячелетия до н. э., – описание деяний царя Рамы. Рама противостоит предводителю демонов Раване, похитившему царскую супругу Ситу. При помощи царя обезьян Ханумана Раме удается освободить свою жену от власти Раваны. Традиционно Рама воспринимался как воплощение бога Вишну. Его жена Сита – образ богини Лакшми, супруги Вишну, которая может пониматься как его энергия и как его женская ипостась. Пураны (санскр. pura – букв. «древняя быль») Пураны представляют собой корпус мифологических сказаний о древних событиях, участниками которых являлись различные божества и культурные герои. Количество таковых текстов исчисляется десятками. Наиболее авторитетными являются 18 самых больших произведений – так называемая Махапурана (санскр. Mahpura). Остальные считаются второстепенными. Время создания этих произведений – 300–900 годы н. э. В завершение описания ключевых текстов индуистской традиции следует сказать, что именно эпические произведения и пураны вошли в плоть народной жизни. Их персонажи и сюжетные линии стали базовыми образами, запечатленными в сознании представителей всех слоев общества и формирующими основания бытовой индийской культуры. Индуистский пантеон

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРМА-КАГЬЮПА [санскр., тибет. karma bka " -brgyud-pa, традиция передачи наставлений действия, школа преемственности действия; также kam-tsang kagyu (камцан кагью), традиция передачи наставлений из Кампо-Гангра], подшкола линии кагью (см. ст. Кагьюпа ) в тибет. буддизме. Принадлежит к т. н. новым школам (тибет. gsar-ma), к-рые появились во время распространения 2-й волны буддизма в Тибете; существует в письменной и устной традициях на территории Тибетского автономного р-на КНР (ТАР), с 1974 г.- в странах Зап. Европы и Америки. По одной версии, «карма», производное от санскр. «карман», означает целостность и полноту всех деяний Будды; по другой - восходит к названию монастыря Карма-Данса (Карма-Гон, также Карма-Лхадинг, 1147 г., Чамдо). Глава школы носит титул «гьялва кармапа» (санскр., тибет.- «действующий победитель»). Это перерождение (тибет. «тулку») Ченрези (санскр., тибет. Авалокитешвары ) - бодхисаттвы Милосердия. Институт тулку стал составной частью др. школ, в т. ч. гелугпы . Тулку являются бодхисаттвами - теми, кто, достигнув просветления, остаются в сансаре помогать живым существам, являя особые знания и способности: ясность ума, феноменальную память сакральных текстов, сострадание, стремление к передаче знаний и др. Их опознавали на основе предсмертных указаний кармапы и действий малолетнего претендента. Кармапа известен также как «держатель черной короны» (тибет. shva nag-pa - черношапочный), т. к. главная регалия школы - головной убор - черная корона (митра), пожалованная ханом Мункэ (1208-1259) Кармапе II. По преданию, корона сплетена из волос миллиона дакинь (небесных фей), она используется в особых церемониях действующими кармапами. В наст. время регалия находится в мон-ре Румтек (Сикким, Индия). В иерархии глав буддийских школ Тибета кармапа занимает 3-е место после далай-ламы и панчен-ламы. Источником устной передачи учения К.-к. считается Будда Ваджрадхара.

http://pravenc.ru/text/1681099.html

6 — смещение Архелая. Иудея вновь становится римской провинцией. Перепись Квириния. Восстание Иуды Гали-лейского. Возрождение Кумранского монастыря. Кн. ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ 8 — ссылка Овидия 9 — поражение римлян Арминием 10 (ок.) — рождение ап. ПАВЛА. Смерть ГИЛЛЕЛЯ. Раввин ГАМАЛИИЛ ПЕРВЫЙ в Иерусалиме. 4-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ 14 — смерть Августа. Ему наследует Тиберий 15 — победа римлян над германцами 18 — начало первосвященства Кайафы 21 — восстание в Галлии 26 подавление восстания во Фракии 19 — изгнание иудеев из Рима 26 — Понтий Пилат назначен наместником Иудеи. Начало проповеди ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. Гностик ДОСИФЕЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аватар , или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии) Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету птиц и пр.) Автаркия (греч.) — освобождение личности (в терминологии кинической школы) Агада (евр.) — назидательное сказание, легенда Антиномия (греч.) — парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики Апатия (греч.) — термин, обозначающий в философии скептиков полное бесстрастие Апокалиптика (греч.) — род литературы (преимущ. иудейской), написанной в форме откровения тайн истории (от греч. апокалипсис — откровение) Апокрифы (греч.) — буквально «потаенные» (книги). Произведения религиозной литературы, претендовавшие на роль богооткровенных, но не включенные в Библию. В протестантской традиции А. называют неканонические (см.) книги Апофатизм (греч.) — учение о Божестве как о превосходящем все тварное. Согласно А. подлинная природа Бога может быть определена только отрицательными терминами («что Он не есть») Ауспиции (лат.) — гадание по поведению птиц и по молниям (в римской религии) Бодисатва (санскр.) — существо, достигшее просветления и пекущееся о людях (махаянистский буддизм) Брахман (санскр.) — наименование Божества в ведической религии, а также название касты (варны) жрецов Бхакти (санскр.) — благочестие, набожность, любовь к Богу в индийских религиях

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

И действительно, во время появления Спасителя на земле мир походил на тюрьму и сумасшедший дом; не только походил, но и в самом деле был подлинной тюрьмой для отчаявшихся и домом для сумасшедших. Весь мир «лежал во зле» 42 . А о чем-нибудь лучшем мир не знал. Ведь ни индийская нирвана, ни эллинский гадес 43 не были для отчаявшихся людей никаким утешением. Потому и говорили некоторые греческие философы, в согласии с сивиллами 44 , пророчицами римскими: «Лишь некий Бог может спасти мир». 2 «Аз есмь земля и пепел» (ср.: Быт. 18, 27 ) – слова из последования священнического погребения. После 9-й песни канона и малой ектении поются восемь самогласных стихир преподобного Иоанна Дамаскина , пятая из которых (глас 5-й) звучит так: «Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел, и паки рассмотрих во гробе, и видех кости обнаженны, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего». 3 Общее между мылом и жиром то, что мыло традиционно варят из животных жиров: говяжьего, бараньего и т.д. сала или из костного, китового и рыбьего жира. Даже самые изысканные сорта мыла изготавливают из жира, но только кокосового.– Ред. 4 Брамины, жрецы, высшая каста в Индии. Парии, неприкасаемые, низшая категория людей, не входящая даже в самую низшую касту. 6 Джаба, вероятно, имеется в виду Медина, священный город мусульман в Саудовской Аравии, где находится гробница Мухаммеда. 7 Веды (санскр.: знание, ведение), совокупность наиболее древних праиндийских текстов (VI-II тыс. до Р.Х.), содержащих общие знания, из которых впоследствии выделились отдельные науки и религии. 8 Ману (санскр.: мыслитель, человек), мифический мудрец, которому приписываются так называемые законы Ману, составленные во II-I веках до Р.Х. и являющиеся для индийцев тем же, что закон Моисеев для иудеев. 9 Вальмики (санскр.: муравейный), легендарный автор древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна» (IV-III вв. до Р.Х.). 10 Будда Гаутама родился в княжеской семье в Индии. Точная дата его рождения неизвестна (от IX до III в. до Р.Х.), единой общепризнанной биографии его не существует. Бросив любящую молодую жену и маленького сына, он семь лет скитался. По другой версии, он имел двух жен. Разочаровавшись после долгих скитаний и нищенствования в аскетическом образе жизни, поняв тщетность самоистязания, он, сидя под деревом бодхи (познания), внезапно прозрел, стал буддой (санскр.: просветленный) и несколько дней просидел под этим деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Близ Бенареса он прочел свою первую проповедь , в которой изложены основы его учения. Последующие 40 лет он скитался по Индии проповедуя и умер в возрасте 80 лет. При всей легендарности и возвышенности образа Будды поразителен тот факт, что последователи не приукрашивают причину его смерти, а именно несварение желудка, случившее в результате объедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– созерцание мандал Мандала (санскр. Maala – «круг») – это схематическое изображение Вселенной в виде круга, ее графическая модель, отраженная в сознании одного из Будды или бодхисаттвы. Часто изображение этого Будды располагается в центре мандалы. Адепт тантрической школы, медитируя над мандалой, призван усвоить себе это отражение мира, сделать его своим и тем самым осуществить отождествление своего сознания с сознанием Будды или бодхисаттвы. А как упоминалось выше, очищенное от аффектов сознание чуждо разделению на субъект, объект и сам процесс созерцания. До сего дня практика создания мандал из разноцветного песка существует в буддийских обителях. Как правило, потратив огромное количество усилий и времени на сотворение разноцветного песчаного круга, буддисты через некоторое время уничтожают его взмахом рукава одежды, что служит свидетельством веры в пустотность всякого бытия, являющегося потоком дхарм. В истории известны и архитектурные мандалы, каковым считается, например, монастырь Боробудур на острове Ява в Индонезии. Шамбала Отдельно следует упомянуть о специфической форме сакрализации идеи центра, существующей в Ваджраяне и в первую очередь в тибетском буддизме. Это представление о Шамбале (санскр. Sham-bhala) – стране праведности и света, сокрытой от глаз несовершенных людей. Упоминание о ней содержится в тексте Калачакра Тантры (санскр. Klachakra Tantra – букв. «Тантра колеса времени»), датируемом X веком. Считается, что эта страна стала невидимой после того, как буддизм подвергся притеснениям со стороны ислама. Существует поверье, что в конце нынешнего периода времени, при двадцать пятом царе этого государства, произойдет мировое сражение войск Шамбалы с силами зла. После победы буддийского воинства наступит эпоха всеобщего процветания, что будет ознаменовано приходом очередного воплощения Будды – Майтрейи (санскр. maitreya – букв. «добрый», «любящий»), почитаемого всеми направлениями буддизма как воплощение абсолютного сострадания. Статистические данные о количестве буддистов

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

35 Веды (санскр. — «знание», «учение») — сборник древнейших индуистских священных текстов (ок. XVI–X век до Рождества Христова). 36 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (Мф.8:26; Мк.4:39; Лк.8:24). 37 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань (Мк.5:41). 38 Вáйшьи (санскр.) – «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости касты, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. 39 Шýдры — представители четвертой касты, слуги. Шудрам запрещалось изучение Вед. 40 Бýдда Шáкьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»; 563–483 до Рождества Христова) — духовный учитель, основатель буддизма, живший в северовосточной части Индийского субконтинента. Создатель учения «Четырех Благородных Истин». 41 Сутра (санскр. — «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, а впоследствии – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания и почти все религиознофилософские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в них часто используются притчи. В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, Бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагаются основы учения. 42 Гностицизм (др. — греч. γνωσις-«познающий») — религиознофилософское течение периода поздней античности, возникшее в I веке в восточной части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и других религиозномифологических представлений и культов, греческой философии и христианских идей. 43 Оккультизм (от лат. occultus – «тайный, сокровенный») — общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. 44 Рабан Гамлиэль бен Шимон хаЗакен (Старший), в христианской традиции – Гамалиил, жил в первой половине I века. Ученый раввин, один из основателей талмудического иудаизма, а также христианский святой, почитаемый вместе со своим сыном Авивом. Гамалиил – единственный христианский святой, упомянутый в Новом Завете, который почитается и в иудаизме. Полагают, что Гамалиил умер за девять лет до разрушения Иерусалима и, согласно церковному преданию, был крещен в конце своей жизни апостолами Петром и Павлом, что, впрочем, отрицается иудаистами. Также, по преданию, благодаря ему были обретены мощи христианского первомученика Стефана, которого Гамалиил похоронил на собственном земельном участке неподалеку от Иерусалима. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Чтобы понять, является ли йога чем-то «хорошим», чего следует держаться, или же «злом», от которого следует удерживаться, сравним два вида «спасения». Одно спасение предлагает нам Церковь Христова, а другое – адепты йоги, объявляющие высшей целью человеческих устремлений достижение состояния, называемого «мокша» (санскр. «избавление, освобождение, спасение»). Все индийские философские системы, для которых высший авторитет – Веды, называли конечной целью существования души её освобождение из колеса сансары, выход из круговорота перевоплощений. Но к чему ведёт такое освобождение? Наиболее близкие к практической йоге школы санкхья и адвайта-веданта учат о полной запредельности Абсолюта материальному миру – нашей вселенной. Они единогласно отрицают какую-либо связь между Абсолютом и космосом, хотя и по разным причинам: адвайтисты – потому, что считают мир иллюзорным, а санкхьики – полагая, что абсолютное бытие по определению не может быть причастно к неабсолютному. В понятие освобождения от сансары последователи этих школ вкладывают смысл несколько различный, но сходятся в одном: при достижении мокши человеческие сознание и индивидуальность полностью разрушаются. Душа человека без остатка сливается с Абсолютом, растворяется в нём. «Индивидуальность не представляет собой неделимого целого, она – всего лишь синтез разнообразных составляющих эмпирического опыта и после получения откровения уничтожается, или – что то же – прекращает свою активность», – пересказывает эту концепцию профессор Мирча Элиаде. Таким образом, йогу можно рассматривать как практическую подготовку к уничтожению индивидуальности души, к растворению души в безличном Абсолюте. В йоге такое окончательное «освобождение» достигается через самадхи (санскр. «целостность, соединение, собранность, сосредоточение») – это её восьмая и последняя ступень. С точки зрения адвайта-веданты, человека, которому удалось войти в состоянии самадхи, на связи с миром удерживает лишь тонкая ниточка пока ещё сохраняющегося сознания. Но для классической йоги (которую представляет Патанджали) самадхи – уже точка разрыва, окончательного и полного освобождения человека, после которого его «пуруша», или «Я», более не существует ни во времени, ни в пространстве. «Считается, что махасамадхи (санскр. “большое, или великое, самадхи”) необратимо», – пишет академик Смирнов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010