Турить и тулить, тул (тулати) выгонять.К ним же имеет близкий смысл Санскр. тур (mypjjame) Тур, турман голубь идти быстро Тушить, туш быть довольным;этот корень имел ещё другое значение, им утраченное в Санскр. и соответствующее нашему тушить. Доказательством служат: тушãра дождь, снег и холод тушãракана росинка, иней, сосулька тушãракãла тушãрапãта дождь, ливень тушãрãдри Гuмãлajя, т. е. Зимогорье.Тушить, без сомнения, значило уничтожать, умерщвлять Ты, твой, твам Тыкать, тычина, тын, утин, тик (текате) и тиг ударять, колоть Тыл, тала Тылять заяц тыляет по опушке тил, (телати) ходить, двигаться Тема, темно, тама темнота, ночь держать тело теля, теленок, – тал, тил быть полным, жирным.Санскр. тарнака и Русск. телёнок созвучны и однозначны Тешить, утеха, те (теати) любить, ласкать Тягать, тяжкий, ти сносить Тянуть, тан (тануте) растягивать, удлинять Тяпать, тебать, ступа, тупить, потуплять, тупой, туп и туп, туб и туб колотить, бить, убивать, унывать. Этот корень с префиксом с обращается в стуб и стумб, быть одурелым; Л. stupere, stupidus Тятя, татр кормить отец (как Л. pater, батя, Санскр. пит, от пã – кормить); тесть? тёща? У Увечение, увечить, увеченный, удвеана повреждение, рана.Эти слова явно доказывают, что слово век собственно значить жизнь. Префикс у есть отрицание, сравн. убогий, убыль, урод и т. д. Удар, удара война, сражение Узы, юзы, узел, гуж, гузло, учч вязать jy (joamu) связывать Уне, уный, унший, унна любезный, кроткий, добрый и великий Упырь, jyn (jynjamu) приводить в смятение, в ужас, вредить Уста, ошта Утро, ютро, jym (jomame) блистать Дjampa Утро-ба, антра кишка. Л. uterus Уха, ykja варёное Учить, учита известное, понятое (от глагола вач ) Х Хапать, hãnaj (hãnajamu) хватать, стаскивать Харалужный мечи харалужные в песне о Полку Игореве саралона сталь.Слово крайне любопытное, потому что доказывает обширность торговых сношений в древней Руси. Она, во время уделов, получала Индийскую сталь, которая и теперь так славится под именем вудз; её теперь в России, конечно, нет в торговле. Нельзя усомниться ни в тождестве слов, ни в том, что это Индийское, а не Русское название стали. Такое торговое знакомство с Индией объясняет много ещё непонятого в наших сказках. Китайское название шёлка и Индийское название стали не совсем согласны с некоторыми взглядами на древне-Русскую торговлю. Впрочем, кажется, их и опровергать не нужно, когда мы имеем свидетельство Ибн-Хордадбега IX века, что в его время Русские купцы ходили сами со своим товаром до Багдада и даже до пристаней Средиземного моря

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В буддизме существует довольно подробно разработанная космологическая концепция, объясняющая устройство Вселенной, а также этапы ее бытия. Буддийское представление о структуре мира Традиционный буддизм не отрицает реальности бытия видимого мира, однако не настаивает на абсолютной точности его описания. Это позволяло данной религии интегрировать в свое мировоззрение космологические элементы тех народов, среди которых осуществлялась проповедь. Традиционное буддийское представление о структуре мира выглядит следующим образом. «Наша» Вселенная имеет трехчастное деление (ср. с космологией шаманизма) 485 или, говоря иначе, состоит из трех сфер (санскр. tridhtu): 1) сфера чувственного (санскр. kmadhmu)-эmo мир, данный нам в опыте посредством чувственного восприятия, то есть «наш» мир. Здесь обитают все живые существа, обладающие органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусовыми ощущениями, – и прикованные через их посредство к объектам, дарующим услаждение перечисленных органов чувств. Впрочем, некоторые божественные персонажи нижнего уровня также обитают здесь; 2) сфера форм (санскр. rpadhtu) – это мир, в котором, как следует из самого названия, продолжают существовать формы, что в терминологии буддизма означает наличие вещественности. Однако существа, живущие в сфере форм, преодолели грубые телесные привязанности, навязываемые нам органами чувств. Это мир гигантский во всех отношениях: он населен божествами-великанами, время жизни которых огромно, но все же ограничено. Следовательно, уже одно это указывает на тот факт, что этот мир тоже несовершенен. Существа, пребывающие здесь, находятся в состоянии особого сосредоточения (транса), дарующего им покой и внутреннее «душевное» наслаждение и отвлекающее их от необходимости получения абсолютного освобождения; 3) сфера не-форм (санскр. rpyadhmu)-мup, где нет никакой вещественности, материи, которая могла бы принимать какие бы то ни было объемы, и, следовательно, нет предметов для услаждения органов чувств, как нет и их самих. Соответственно, и населяющие его сущности (боги и некогда бывшие людьми аскеты) лишены телесных очертаний, это существа, бытийствующие исключительно посредством сознания, которое тем не менее не преодолело тяги к сансарическому бытию, и посему сохраняющие самотождественность, чувство своего «я».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И все спрашивал: «Как это Махадеви не может защититься от мышей? Как же он тогда нас защитит от мышей, и от змей, и от зверей? Жив ли Махадеви? Живы ли тримурти?».    И еще он смутил меня вопросом: «Почему богиня Сарасвати не рядом со своим мужем Брахмой? И жена бога Вишну Лакшми почему не рядом со своим мужем? И супруга Шивы Кали почему не рядом с Шивой? Здесь только мужские тримурти в этой Слоновой пещере, а где же женские тримурти?».    Я не знала, что ему ответить. Оставила его, пусть говорит с воеводой Рамачандрой. А воевода с ним охотно разговаривает. Вижу, что любит его.    Вот на сей раз столько. Ты это я, я это ты. Ом.     Индумати     Махадеви (санскр. «великая богиня») — под этим словом могут подразумеваться богиня, великая богиня или шакти.     Сади — это монах особого ордена. Этот орден основал знаменитый философ Санкара в IX веке по рождении Христа. В нем имеется несколько сект. Так, одни больше почитают бога Вишну, а другие бога Шиву. Одни ходят с простым посохом, а другие с тройным. Посох называется данда. Соответственно, те, что ходят с одним посохом, называются екаданди, а с тремя посохами — триданди.     Сарасвати (санскр. «относящаяся к воде, изящная») — главная для индийских ариев река и ее богиня. В качестве жены Брахмы почитается как покровительница искусств и наук, красноречия и мудрости, изобретательница санскрита. Она красива, бела, проста и изящна. Впрочем, в Ведах она поочередно фигурирует и как жена Сарасвата, Агни, Индры и других лиц.     Лакшми (санскр. «добрый знак», «счастье», «красота»), она же Шри (санскр. «процветание», «счастье», «слава») — богиня счастья и красоты. Она всегда рядом с мужем, нежно любит его. Письмо 25. Монах Каллистрат пишет Митриновичу в Лондон...    Дорогой мой Душан, помоги тебе Бог!    Получил я твое письмо из Лондона и сделаю все по твоему совету. Но чтобы мне удалось хоть что-нибудь сделать как следует, я должен усугубить свои ночные моления как за сербов, так и за индийцев, ну и за тебя, являющегося главным на сегодня мысленным связующим звеном между Сербией и Индией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Четвёртый класс населения именовался шудры (санскр. sudra – «слуга»). Вероятно, его составили представители неиндоевропейских племён, живших на обширных пространствах Индостана к моменту прихода ариев. Прежде всего это были дравиды – носители угасавшей протоиндийской цивилизации. Дравидийские племена были завоёваны, до некоторой степени порабощены и тем самым частично ассимилированы с пришлым индоевропейским населением. Дравиды не были автохтонным населением Древней Индии. Вероятно, они тоже являлись покорителями Индостана, пришедшими сюда намного раньше ариев 690 . Те автохтонные народности, которые сохранили независимость от белокожих (арийских) завоевателей и не приняли созданную ими социальную структуру, получили название панчамов (санскр. pañcama – букв. «пятые»). Их участь в позднейшем индийском социуме была незавидной. Панчамы составили самые низы общества, стали изгоями, в частности « неприкасаемыми », т. е. людьми, не входящими ни в одно из сословий и ни в одну из четырёх варн. §2 Священные тексты брахманизма В эту же эпоху наряду с окончательным оформлением варн в X–VI вв. до н. э. появляется новый тип текстов – брахманы (санскр. brhmaa). Тексты возникли, несомненно, в жреческой среде, хранившей ведическую традицию и передававшей её из поколения в поколение. Неслучайно и название текстов совпадает с наименованием этой варны. Содержание брахманов соотносится непосредственно с ритуалом. Брахманы являлись дополнением и одновременно комментарием Вед. В них подробно описывался алгоритм совершения жертвоприношений, а также предлагалась мифологическая и символическая трактовка совершаемых действий. Точное количество текстов данного характера, существовавших в период брахманизма, определить едва ли возможно. До нашего времени дошли далеко не все брахманы, однако даже сохранившиеся дают представление о многочисленности появившихся в данный период произведений. Каждая брахмана дополняет одну из четырёх Вед и традиционно соотносится с одной из религиозных школ – шакх (санскр. s " kh – «ветвь»).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

BTS — Bible et Terre Sainte. JBC — The Jerome Biblical Commentary. Ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyet, R.E. Murphy. V. I-II. London, 1968. RB — Revue Biblique. RFIB — A. Robert, F. Feuillet: Introduction a la Bible. V. I-II. Tournai, 1959 (англ. перевод: N.Y., 1970). JPFC — The Jewish People in the First Century. V. I. Amsterdam, 1974.   I. ИНДИЯ: БУДДИЗМ ЭПОХИ МАУРЬЕВ, ИНДУИЗМ И ЙОГА (Библиографию по общей истории, религии и философии Индии см. в т. III.) Источники 1.  Арриан. Индия. Пер. с греч. — ВДИ, 1940, с. 230-263. 2. Артхашастра. Пер. с санскр. М.-Л., 1959, 793 с. 3.  Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисатвы. Пер. с санскр. М., 1962, 348 с. 4.  Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1913, 323 с. 5.  Дараната. История буддизма в Индии. — В кн.: В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература, т. III. СПб., 1869. 6. Законы Ману. Пер. с санскр. М., 1960, 361 с. 7. Легенда о Маре и Упагунте. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 185-195. 8. Лунный свет Санкхья Истины. Пер. Р. Грабе и Н. Герасимова. М., 1900, 174 с. (Пер. «Санкхья-Карики» Ишваракришны и комментария к ней Вачаспатмишры, «Таттва Каумуди»). 9. Махабхарата. — Рамаяна. М., 1974, 606 с. 10. Махабхарата. Т.П. Бхагавад-Гита. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1960, 400 с. 11. Махабхарата. T.IV. Ашхабад. Пер. Б. Смирнова. 1958, 675 с. 12. Махабхарата. T.V (ч. 1-2). Мокша-Дхарма. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1961, 401, 749 с. 13. Махабхарата. Т. VI. Ашхабад, 1962, 616 с. 14. Махабхарата. Т. VII. Ашхабад, 1963, 341 с. 15. Надписи Ашоки. — В кн.: Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963, с. 416-420. 16. Панчататра. Пер. с санскр. А. Сыркина. М., 1972, 368 с. 17.  Патанджали. Афоризмы. Пер. с англ. — В кн.: С. Вивекананда. Философия Йога. Сосница, 1906, 186 с. 18. Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Пер. с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти. М., 1963, 156 с. 19.  Харибхадра. Шад-даршана-самучная. — АМФ, m.I, с. 138-153. 20.  Шри-Шанкара-Ачария. Таттва-Бодха, или познание бытия. Харьков, 1912, 39с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Индуизм усвоил от брахманизма благоговейное почитание ведийского канона. Однако внутренние изменения, происходившие в лоне национальной религии, получили отражение именно в книгах корпуса смрити. Книги смрити принято противопоставлять текстам «священного писания» (Ведам) – шрути. По аналогии с христианской традицией тексты смрити принято именовать текстами «предания». Противопоставление книг смрити и шрути основывается не столько на времени происхождения, сколько на различии содержания и формы. Подобно тому как невозможно определить в виде закрытого списка состав православного Предания, крайне непросто определить и объем материалов, входящих в состав смрити. Все тексты смрити можно рубрицировать по трем направлениям: сутры, эпос и пураны 417 . Охарактеризуем каждое из них. Сутры (санскр. stra – букв. «нить») Сутры представляют собой сборники сентенций религиознофилософского и этического характера. Наиболее интересным видом сутр являются дхармасутры – трактаты, излагающие учение о нравственных неизменных нормах бытия (дхарме) 418 . К сутрам примыкают сочинения, именующиеся шастры (санскр. s " astra – букв. «призыв»). Это тексты, поясняющие сутры, положившие со временем начало отдельному литературному жанру. Самый известный текст подобного рода – «Манавадхармашастра», или «Законы Ману» 419 . Он был составлен в период со II века до н. э. до II века н. э. В этом сочинении излагаются важнейшие правила жизни. Составление законов жизни приписывается легендарному Первопредку всех людей – Ману, по имени которого и назван текст. Кроме того, существуют особые сутры – веданги (санскр. vedga – букв. «часть Вед»). Они представляют в совокупности корпус трактатов по шести важнейшим в средневековой Индии областям знаний: фонетике, стихотворной метрике, грамматике, этимологии, ритуалу, астрономии (и неразрывно связанной с ней астрологии). Эпосы " Махабхарата» (санскр. mahbhratam – букв. «Великое сказание о потомках Бхараты»). Наиболее раннее произведение смрити. Сочинение состоит из 18 книг, написано в период между 500 годом до н. э. и 100 годом н. э. Оно повествует о борьбе сыновей царя Панду – братьев Пандавов – за власть, которой они были лишены своими коварными родственниками Кауравами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все остальные представители общества именовались «народом», то есть вайшья (санскр. vais " ya). Изначально принадлежность к той или иной социальной прослойке не закрывала для человека возможность попасть в другую социальную группу, если он обладал соответствующими качествами, талантами и способностями. В одном из текстов Ригведы говорится: «Я – поэт, папа – лекарь, мама возится с мельницей» (IX, 112, 3) 380 . Такая первоначальная гибкость социальной иерархии 381 со временем исчезла и уже в эпоху брахманизма переросла в жесткую и закрытую классовую структуру с полным отсутствием системы социальных лифтов. Четвертый класс населения именовался шудры (санскр. sudra – «слуга»). Вероятно, его составили представители неиндоевропейских племен, живших на обширных пространствах Индостана к моменту прихода ариев. Прежде всего это были дравиды 382 – носители угасавшей протоиндийской цивилизации. Дравидийские племена были завоеваны, до некоторой степени порабощены и тем самым частично ассимилированы с пришлым индоевропейским населением. Те автохтонные народности, которые сохранили независимость от белокожих (арийских) завоевателей и не приняли созданную ими социальную структуру, получили название панчамов (санскр. pañcama – букв. «пятые»). Их участь в позднейшем индийском социуме была незавидной. Панчамы составили самые низы общества, стали изгоями, в частности «неприкасаемыми» , то есть людьми, не входящими ни в одно из сословий и ни в одну из четырех варн. Священные тексты брахманизма В эту же эпоху наряду с окончательным оформлением варн в X-VI веках до н. э. появляется новый тип текстов – брахманы (санскр. brhmaa). Тексты возникли, несомненно, в жреческой среде, хранившей ведическую традицию и передававшей ее из поколения в поколение. Неслучайно и название текстов совпадает с наименованием этой варны. Содержание брахманов соотносится непосредственно с ритуалом. Брахманы являлись дополнением и одновременно комментарием Вед. В них подробно описывался алгоритм совершения жертвоприношений, а также предлагалась мифологическая и символическая трактовка совершаемых действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Впрочем, эта супружеская пара заняла в пантеоне более чем скромное положение: в скором времени их потеснили новые божества, чьи способности и качества были более востребованы, что нередко происходило с богами так называемого первого поколения. Уже в эпоху распада индоевропейского единства (в III тысячелетии до н. э.) Дияус был потеснен в иерархии богов богом Варуной (санскр. varua), который пользовался огромным почитанием в ведийский период. О нем известно, что он глава и повелитель Адитьев (санскр. dityas) – группы небесных, светлых богов 359 , владеющих вечностью и борющихся с демонами-ракшасами (санскр. rkasa – «проклинать, поносить»). Варуна почитался как божество вод и в то же время как бог справедливости и мирового порядка. В Ведах о Варуне говорится как о боге, которому изначально принадлежат небо и все земные царства, который знает всех жизней сроки, воле которого послушны все боги (Ригведа IV, 42). Очень поэтичные строки находим в гимнах Ригведы, посвященных этому божеству: Варуна проложил пути солнцу. Он выпустил потоки рек, впадающих в море, Словно скаковых кобылиц, чей бег отпущен, он – соблюдающий закон. Он создал могучие русла для течения дней. Дыхание твое, как ветер, шумит на просторе, Словно яростный зверь на лугу, одержавший победу. Меж этих двух великих высоких миров Пребывают все твои желанные установления. (Ригведа VII, 87) 360 Подобно Дияусу, Варуна – небесный (уранический) бог, блюститель мирового порядка, всеведущий, наказывающий злых и милующий добрых. Даже самый сокровенный грех нельзя скрыть от него. В Ригведе есть гимны покаянного характера, обращенные к нему. Этимология имени Варуны до сих пор остается предметом научных споров. По одной из версий, его имя восходит к праиндоевропейскому корню со значением «связывать», «завертывать» (ср.: санскр. varatra «ремень», «веревка»; латышск. weru, wert «вдевать», «нанизывать», «вышивать»; русск. вереница, веревка). Показателен иконографический образ этого божества. Его изображения, как правило, в высшей степени антропоморфны: он имеет белое лицо и тело, что свидетельствует о его арийском, а не местном происхождении, его вахана 361 – морское чудище Макара, оно же – Джалампа . В правой руке Варуна всегда держит веревку (петлю), которая символизирует власть божества над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Указанные обстоятельства привели к появлению в обществе особого сословия, класса людей, чья жизнь была посвящена сохранению и передаче сакрального знания, а также выполнению ритуалов как общественно значимых, так и частных. Этот класс людей получил особое наименование – брахманы . Как говорилось в предыдущей главе, деление общества на страты присутствовало уже в ведийский период. По крайней мере четыре варны (санскр. var – «качество») упоминается в известном гимне Ригведы – Пуруша-сукте (Ригведа X, 90). В более позднюю эпоху усложнения ритуала, требовавшего особых знаний и умений от своего совершителя, внутри общества сформировался особый класс людей – пурохитов (санскр. purohita – «сидящий впереди»). На базе этой социальной группы возникла впоследствии варна брахманов (санскр. brahman – «ритуал», «богослужение») 377 – профессиональных жрецов, поэтов, знатоков священных текстов и ритуалов. Небезынтересна этимология слова brahman. Вероятнее всего, оно происходит от корня brh со значением «разбухать», «расти». Существуют разные этому толкования. По одной из версий, брахман означает святую молитву, которая, вырастая, как бы «разбухая», становится реальной действующей в природе силой – силой, меняющей волю богов 378 . Положение брахмана в социально-экономическом плане было совершенно исключительным. В первую очередь это проявлялось в огромном почете и уважении, которым пользовались брахманы у населения. Ригведа, в частности, предписывает даже царю оказывать должное почитание брахману, ибо: «Только тот царь живет благополучно в своем доме, Для того набухает всегда жертвенное питье, Перед тем сами склоняются племена, У кого брахман идет впереди». (Ригведа IV 50, 8) 379 Вместе с тем возвышению и благополучию брахманов в значительной степени способствовало покровительство светской власти, представленной в древнем индийском обществе в виде варны кшатриев (санскр. katriya – «власть», «господство»). К данной варне относились аристократы, прежде всего цари, удельные князья и родовитые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Данный мифологический сюжет вместе с тем указывает на важную особенность этой божественной личности: способность произвольно менять внешний вид, обретать новые формы. Это позволило Вишну ассимилировать ряд других божеств. В частности, с его образом слился образ бога Нараяны (санскр. nryaa – букв. «дающий прибежище»), а также Васудевы (санскр. Vsudeva от vasu «блеск») – могущественного верховного древнего бога. Однако самой почитаемой аватарой 423 Вишну стал бог Кришна (санскр. ka – «темный»). Он обычно изображается в образе юного черноликого пастуха, непрестанно занимающегося любовными утехами с пастушками. Этот древний образ часто трактуется как символ взаимной любви божества и преданных ему душ. Для вишнуизма характерна вера в способность божества распространять себя одновременно в четырех различных формах – вьюхах (санскр. vyhh), то есть совершать экспансию своей сущности. При этом каждая новая форма получает отдельное имя, образ и может действовать самостоятельно. В классический период индуизма Вишну уже почитается как творец и преобразователь мира, обладающий свойствами абсолютного существа: безначальностью, вечностью, вездеприсутствием, неизменностью. Величие Вишну столь беспредельно, что даже остальные божества не способны уяснить его. В Бхагавадгите Вишну, представленный в виде одной из своих аватар – Кришны, открывается перед читателем как источник бытия Вселенной и одновременно подлинная природа всего сущего: весь мир – его тело, явленное в разных формах и образах. Таким образом, вайшнавы почитают Вишну высшим и в онтологическом смысле единым Богом, ибо все остальные боги суть его аспекты и эманации. Вишну созидает и преобразует Космос своими постоянно множащимися и изменяющимися аватарами. Однако исторически сложилось представление о следующих аватарах, пользующихся особым народным почитанием: 1 . Матсья – " Рыба»; 2 . Курма – «Черепаха»; 3 . Вараха – " Вепрь»; 4 . Нарасимха – «Человеколев»; 5 . Вамана – «Карлик» (см. выше); 6 . Парашурама – «Рама с топором»;

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010