1 В кн. Lowrie D. A. Christian Existentialism: A Berdyaev Anthology. London, 1965. — P. 86—87. 2 См. The Trinity and the Religious Experience of Man. New York/London, 1973. — P. 66. 3 Солженицын А. И. В круге первом. Роман. Кн. I//Малое собрание сочинений. Т. I. М., 1991. — С. 101. 4 Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах//Собрание сочинений. IV. Paris. 1989. — С 99. Ср. Florensky P. Salt of the Earth: Or a Narrative on the Life of the Elder of Gethsemane Scete Hieromonk Abba Isidor. Platina, 1987. — P. 11. (Русский оригинал: Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. — Пер.) 5 Jacob of Serug. Homily on Simeon the Stylite/Trans. S. A. Harvey, ed. V. L. Wimbush//Ascetic Behavior in Greco-Roman Antiquity: A Sourcebook, Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis, 1990(далее — Ascetic Behavior). — P. 21—22. 6 Ascetic Behavior (Vaage L. A.). — P. 117. 7 Philo. On the Contemplative Life 8.66//Ascetic Behavior. — P. 149. 8 On Hermits and Desert Dwellers, lines 329 ff//Ascetic Behavior. — P. 75. 9 Арсений 1//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (далее — Арсений с указанием номера сказания), также PG 65. 10 Арсений 28. 11 Арсений 13. 12 Макарий 26//Достопамятные сказания... (далее — Макарий с указанием номера сказания), ср. Макарий 40. 13 Преподобный Павел Фивейский. — Пер. 14 См. Vita by Jerome//Ascetic Behavior. — P. 357—369. Сам Павел, возможно, и легендарен, но его история типична. В то время многие реальные люди, чья жизнь исторически зафиксирована, ушли в пустыню подобно Павлу Фивейскому и стойко избегали контактов с другими. 15 Библиографию работ об авторстве Жития Антония см. в кн. Petersen A. Athanasius and the Human Body. Bristol, 1990. — P. 33, примеч. 69.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3481...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие 1850. Аввакумов Ю. П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии»: Текст, пер., коммент.//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220–256. Публ.: С. 222–245. Памятник XVII в., рукопись находится в Российской государственной библиотеке. 1851. Аввакумов Ю. П. Иллюминованный миссал XV в. в рукописном собрании библиотеки ЛДА//БТ. 1989. Сб. 29. С. 280–283. 1852. Белевцев И., прот., Вениамин (Новик), иером. Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю. П. на тему «Юрий Крижанич и его сочинения «О промысле Божием» и «Беседа о суеверии». Из истории взаимоотношений римо-католического и православного богословия»//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 164–167. 1853. Бонавентура. Слово брата Бонавентуры о Царстве Божием/Пер. с лат., предисл, примеч.: К. Клюшников//Страницы. 1996. 4. С. 115–127. 1854. Брандмюллер В. Прощение – путь к миру: «Акт покаяния» папы Иоанна Павла II: (Пер. на рус. язык в сокращении)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 149–151. 1855. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 222–238. 1856. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция: (Актовая речь в ЛДА 9 окт. 1970 г.)//ВРЗЕПЭ. 1970. 72. С. 266–287. 1857. Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Христологические проблемы в западном богословии: [Библиогр. обзор]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 281–288. 1858. Рашковский Е. [Рец. на кн.:] Лобье П., де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии/Пер.: А. Г. Крысов, Д. Б. Ключков. Минск: Тетра, 1995. 159 с.//Страницы. 1996. 2. С. 149–150. 1859. Себоюэ Б. Вечен ли ад?/Пер. с фр.: А. Бакулов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 335–352. Анализ (с позиций катол. богословия) евангельских, святоотеческих и философских суждений об аде. 1860. Суттнер Э. Единство и многообразие согласно II Ватиканскому собору/Пер. с нем.: Е. Б. Смагина//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 199–209. Изложение позиции РКЦ о статусе христианских Церквей и возможностей их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Поэзия 3002. Аверинцев С. С. Стих о Пречестной Крови Христовой//АиО. 1994. 1. С. 105. 3003. Анищенко Г. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 213–216. 3004. Байздренко А. Шесть стихотворений//АиО. 1994. 3. С. 186–191. С послесл. А. С. Журавлева на с. 192–193. 3005. Бахревский В. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 210213. 3006. Бессарабова И. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 215225. 3006а. Газизова О. [Стихи и переводы из испанской поэзии]//ППр. 1996/1997. 5. С. 139–149. 3007. Ганина Н. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 217–219. 3008. Державин Г. Р. Бог: Ода//BiP. 2000. 1. С. 259–260. 3009. Дьякова И. Стихотворения//ППр. 1993. 1. С. 189–196. 3010. Жаворонков П. [ Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 220. 3011. Иванов В. И. Рождество. Пещера: (Из кн. «Свет вечерний»)/Вяч. Иванов//АиО. 1994. 1. С. 106–107. 3012. Иоанн (Экономцев), архим. Светлой памяти Ирины Дьяковой/Игум. Иоанн (Экономцев)//ППр. 1993. 1. С. 187–188. 3013. Карпец В. И. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 212. 3014. Карпец В. И. Стихотворения//ППр. 1996/1997. 5. С. 133–138. 3015. Малков Г., диак. [Поэзия]/Г. Малков//ППр. 1994. 3. С. 213. 3016. Малков Г., диак. Завета премудрые камни: Стихи: В Страстной Четверг; В Страстную Субботу; Зрея речью; Там, внизу..; На погосте; Псалом/Г. Малков//АиО. 1996. 1(8). С. 189–197. 3017. Мраморнов О. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 221227. 3018. Надеждина А. Стихи: Оптина пустынь; В разрушении; Из цикла «Покаяние»; Свет; Смерть; Поле Иезекииля; Дом Закхея; Погребенье; Пасха//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 236–241. 3019. Осинцева Т. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 214. 3020. Павлович Н. А. Поэзия: К 20-летию со дня кончины/Публ., предисл., примеч.: Н. Т. Торопцева//АиО. 2000. 2(24). С. 311–320. 3021. Парфенов Т. Г. Стихи и переводы/Предисл.: А. Т. Парфенов//ППр. 1996/1997. 5. С. 126–132. 3022. Рильке Р. М. [Стихи:] Уход блудного сына; Созерцатель/Параллельный текст; Пер. с нем.: А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 162–165. 3023. Рябой С. Ликует ныне Русь Святая...: [Стихи к юбилею СПбДАиС]//ХЧ. 1997. 14. С. 157–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава I Вступление. Сложность и темнота поднятого вопроса 1 . Мы много уже рассуждали и, насколько угодно было Богу даровать нам, в [своих] сочинениях написали многое против тех, кто проповедуют и защищают свободное решение (liberum arbitrium) человека таким образом, что дерзают отрицать и пытаются упразднить ту благодать Божию, которой Он призывает нас к Себе и освобождает от злых заслуг наших, с помощью которой мы также приобретаем добрые заслуги, достигая ими жизни вечной. Но поскольку есть некоторые, так защищающие благодать Божию, что отрицают они свободное решение человека или полагают, что при защите благодати отрицается свободное решение, то позаботился я, подвигнутый взаимной приязнью, написать нечто к Вашей Любви, брат Валентин и все остальные, вместе служащие Богу. Ибо мне было возвещено о вас, братия, некоторыми принадлежащими к вашей общине и пришедшими к нам из ваших мест (через них мы и отправляем это послание), что среди вас есть разногласия по этому вопросу. Итак, возлюбленнейшие, дабы не ввела вас в смущение темнота этого вопроса, я прежде всего прошу вас, чтобы за понятое вами воздали вы благодарение Богу; а если есть нечто, чего не может пока достичь стремление вашего ума, – просите у Господа разумения этого, сохраняя между собой мир и любовь; и пока Сам Он не приведет вас к тому, чего вы еще не понимаете, ходите в том, чего способны достичь. К этому побуждает апостол Павел, который, сказав, что он еще не совершенен, немного ниже говорит: Итак, кто совершен, так должен мыслить, то есть мы так совершенны, что не достигли еще достаточного для нас совершенства, и тотчас прибавляет: Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет; впрочем, до чего мы достигли, в том будем и ходить 1 . Ведь ходя в том, чего достигли, мы сможем достигнуть и того, чего еще не достигли; ибо Бог откроет нам [то], о чем мы мыслим иначе, если только мы не оставим того, что Он уже открыл нам. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XI Закон – это не благодать 23 . К чему же тогда суетнейшие люди и превратнейшие пелагиане говорят, что закон и есть та Божия благодать, которая помогает нам не грешить? К чему эти несчастные говорят подобное, несомненно вступая в противоречие с самим великим апостолом? Он говорит, что из-за закона грех приобрел [большую] силу против человека, что грех убивает посредством заповеди, хотя бы и святой, праведной и доброй, что он посредством доброго причиняет человеку смерть, от которой никак этот человек не освободится, если Дух не оживотворит того, кого прежде убила буква (как тот же апостол говорит в другом месте: буква убивает, а дух животворит 131 ), а эти бестолковые [пелагиане], слепые к свету Божию и глухие к гласу Божию, говорят, что убивающая буква животворит, и противоречат животворящему Духу. Но чтобы мне убедить вас лучше словами самого апостола, [то вот как он говорит]: Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить 132 . Я сказал это, чтобы апостольскими словами отвратить ваше свободное решение от зла и побудить к добру; однако не должны вы хвалиться человеком, то есть сами собой, а не Господом, из-за того, что не живете по плоти, но духом умерщвляете действие плоти. Ведь чтобы никто не стал превозноситься из тех, кому он это говорил, и не полагали они, что могут совершить все эти добрые дела своим духом, а не Духом Божиим, апостол к сказанным им словам: А если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить, тотчас прибавил: Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии 133 . Итак, если вы духом умерщвляете дела плоти, чтобы иметь жизнь, то Тому воздавайте славу. Того хвалите, Того благодарите, Чьим Духом вы ведомы, так что стали способны к этому и явились сынами Божиими. Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

М О превосходстве христианской веры пред магометанской , 732. Обличение ереси Македония , 389, примеч. Объяснение пророчества Иакова о временном пришествии Мессии , 281. Примеры благотворности милостыни за умерших, 680. У Бога соединены милость и правосудие, 120. Бог создал мир из ничего, 149. Побуждение к творению мира , 148. О сотворении мира, 150, 151. Чему поучает догмат о сотворении мира ? 157. Существование церкви до конца мира , 441. Обновление мира , 681. Нет в мире случая, 188. Действие Св. Духа в мире , 403. Необходимость крещения младенцев, 489. Загробное состояние душ младенцев некрещеных и крещеных, 699. Молитва Иоанна Златоустог о перед чтением Слова Божия, 31. Как святые могут слышать наши молитвы? 453. Не суетны ли наши молитвы за умерших, 670, 674. Благотворность молитв за умерших, 676, 679. В основании молитв за умерших лежит любовь христианская, 674. О молитвенном призывании святых, 449, 450, 451. Следует ли молиться за умерших? 675, примеч. Можно ли молиться за инославных христиан? 681. Обличение ереси монофизитов , 266, примеч. Мощи святых, 462. Основания почитания мощей , 463, примеч. Святоотеческие изречения о почитании мощей , 464. Примеры благоговейного почитания мощей, 467. Чудотворения от мощей , 468. В чем будут состоять мучения грешников? 701. Будут ли вечные мучения , 706. Степени мучений , 705. Учение церкви о вечности мучений , 708. Опровержение возражений против вечных мучений , 709, прим. Полных мучений не будет до всеобщего суда, 668. Св. мученики учителя веры в жизнь вечную, 692. Промысл Божий сохраняет свв. мучеников в их страданиях, 196. Учение о мытарствах , 664 – 646. Св. миро , 505. Миропомазание должно быть совершено тотчас после крещения, 508. Понятие о таинстве миропомазания , 499, 510. Видимая сторона таинства миропомазания, 502, 505, прим. Святоотеческие свидетельства о Божественности происхождения таинства миропомазания, 505. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания ; 507. Разбор учения беспоповцев о таинстве миропомазания , 507, прим. О происхождении внешней стороны таинства миропомазания , 502, прим. Неслитность крещения и миропомазания, как таинства, 510. Отступление римско-католической церкви в совершении таинства миропомазания , 510, примеч. О миропомазании против иномыслящих, 510, прим.   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава XIX Пелагиане желают, чтобы любовь у нас была от нас самих 40 . Но что удивляться, ведь свет светит во тьме, и тьма его не объемлет 217 . В Послании Иоанна Свет говорит: Вот какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божиими 218 . А у пелагиан тьма говорит: «Любовь у нас от нас самих». Если бы имели они истинную христианскую любовь, то знали бы и откуда имеют ее, как знал апостол, сказавший: Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога 219 . Иоанн говорит: Бог есть любовь 220 . А пелагиане говорят, что даже Самого Бога имеют не от Бога, но от самих себя, и хотя признают, что знание закона у нас от Бога, любовь считают происходящей от нас самих. И не слушают они апостола, говорящего: Знание надмевает, а любовь назидает 221 . Что может быть более нелепо, а скорее – более безумно, что может быть более чуждо святости самой любви, чем признавать, что знание, которое без любви надмевает, от Бога, а любовь, которая делает так, что знание не может надмевать, – от нас самих? Также, когда апостол говорит: Превосходящая разумение любовь Христова 222 , что может быть безумнее, чем предполагать, что разумение, которое должно быть преодолено любовью, – от Бога, а любовь, превосходящая разумение, от нас самих? А истинная вера и здравое учение говорят, что и то, и другое – от Бога, поскольку написано: От лица Его происходит знание и разумение 223 , [а в другом месте] написано: Любовь – от Бога 224 . Мы читаем [в Писании]: Дух знания и благочестия 225 ; и еще читаем: Дух силы и любви и целомудрия 226 . Но любовь – больший дар, чем знание, ведь если есть у человека знание, ему необходима любовь, чтобы не стал он превозноситься, тогда как сама любовь не завидует, не превозносится, не гордится 227 . De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XV Наша воля всегда свободная, но не всегда добрая 31 . И чтобы никто не счел, что самим людям посредством своего свободного решения ничего [не нужно] здесь делать, то вот, в псалме говорится: Не желайте ожесточать сердец ваших 155 . И через того же пророка Иезекииля сказано: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы против Меня, и сотворите себе новое сердце и новый дух, и исполните все заповеди Мои. Зачем вам умирать, дом Израилев, говорит Господь? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь и живы будете 156 . Вспомним, что Тот говорит: Обратитесь и живы будете, к Кому взывают: Обрати нас, Боже 157 . Вспомним, что Тот говорит: Отвергните от себя все грехи ваши, Кто Сам оправдывает грешника 158 . Вспомним, что Тот говорит: Сотворите себе новое сердце и новый дух. Кто сказал: Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам 159 . Итак, каким образом Тот, Кто говорит: Сотворите себе, сказал также: Я дам вам? Зачем повелевает, если Сам намеревается дать? Зачем дает, если это нужно сделать человеку? Не тогда ли дает то, что повелевает, когда помогает, чтобы тот, кому повелевает, сотворил это? Ибо воля у нас всегда свободная, но не всегда добрая. Ведь она или от праведности свободна, когда служит греху, и тогда злая; или от греха свободна, когда служит праведности 160 , и тогда добрая. А благодать Божия всегда добра, и благодаря ей становится человеком с доброй волей тот, кому прежде была свойственна воля злая. При помощи этой благодати совершается также и то, что сама добрая воля, начав существовать [в человеке], возрастает и становится столь великой, что может уже исполнять те Божественные заповеди, которые желает исполнять, если только желает вполне и совершенно. Ибо сюда относится сказанное: Если захочешь, исполнишь заповеди 161 . Так написано, чтобы человек, который хочет и не может, понял, что он еще недостаточно хочет, и обратился [к Богу] с молитвой, чтобы ему иметь такую волю, которой будет достаточно для исполнения заповедей. Ведь так оказана будет ему поддержка, чтобы мог он совершить то, что заповедано. Ибо тогда полезно желать, когда мы можем это, и тогда полезно мочь, когда мы это желаем; и что пользы, если мы желаем того, чего не можем, или не желаем того, что можем? De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XXIV Надлежит молиться, чтобы понять то, что пока еще непонятно 46 . Усердно перечитывайте эту книгу и, если понимаете [нечто], воздавайте благодарение Богу, если же чего-то не понимаете, молитесь, чтобы понять: ибо Бог подаст вам разумение. Помните, что написано: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» 270 . Это та мудрость, которая нисходит свыше, как говорит тот же апостол Иаков. А иную мудрость отгоняйте от себя и молитесь, чтобы не было ее в вас, ибо апостол отверг ее, сказав: Если вы имеете горькую зависть, и есть среди вас распри, то это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, диаволъская. Ибо где зависть и распри, там неустройство и всякое дурное дело. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна 271 . Итак, какого блага не имеет тот, кто просил и добился такой мудрости от Господа? И отсюда также уразумейте благодать: ведь если бы от нас была подобная мудрость, то она не была бы свыше, и не следовало бы просить ее у Самого Бога, создавшего нас. Братия, молитесь и за нас, чтобы мы жили в веке сем воздержанно, благочестиво и праведно, ожидая блаженного упования и явления Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» 272 , Которому подобает честь и слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010