Цель издания Издание настоящих книжек ставит себе целью прийти на помощь доброму христианину в том, чтобы возможно достойнее провести каждый праздник и чрез то получить всю ту пищу и пользу для сердца и ума, которую способен дать христианский праздник. В своих праздниках, открывающихся Рождеством Пресвятой Богородицы и завершающихся Ее Успением, Православная Церковь богослужением и обрядами заставляет христиан переживать последовательно все важнейшие акты, как бы стадии, совершенного Христом спасения нашего. Из каждого праздника, по мысли и намерению Церкви, христианин должен выйти духовно обновленным и ободренным, очищенным и просветленным, с новым запасом сил на добрую жизнь и духовное самосовершенствование. Эта высокая цель христианского праздника будет достигнута в отношении к верующему только тогда, когда последний будет живо и ярко представлять празднуемое событие, а главное, когда он с полным пониманием прослушает праздничную службу. А в виду этого для каждого слушателя нужно вскрыть иногда очень сокровенный и всегда очень глубокий смысл церковных песнопений. О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают эти песнопения! Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, т.е. что в богослужении нашем собрано и изложено решительно все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин. Ничто с такою методичностью и непреклонностью не окружает христиан круглый год атмосферою спасения, как ряд размещенных по всему году двунадесятых праздников. Великая цель этого поистине богомудрого установления церковного достигается в большей или меньшей степени и при настоящем, столь несовершенном, отношении к праздникам, особенно сельского православного люда, до понимания и надлежащего переживания которого доходит самая незначительная часть из той обильной духовной трапезы, которую предлагает Православная Церковь на каждый праздник в своих храмах. И одной из настоятельных задач пастыря, одной из самых сильных мер его пастырского воздействия на паству является забота о том, чтобы поемое, читаемое и действуемое на праздник в храме все доходило до ума и сердца и всей своей благодатной силой ложилось на душу. Между тем пастырь, который захотел бы что-нибудь сделать в этом направлении, не имеет, так сказать, компактного руководства, в котором давалось бы все касающееся каждого праздника, решались бы все связанные с ним вопросы и недоумения, а главное, предлагалось бы подробное и основательное объяснение всего праздничного богослужения. Предпринимаемое редакцией издание – первый опыт такого руководства. Иметь такую книжку под рукою, полагаем, будет в высшей степени полезно сколько пастырю, столько и образованному мирянину. Событие Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В Московской духовной академии прошла защита диссертаций 30 декабря 2008 г. 13:41 29 декабря в Московской духовной академии под председательством ректора архиепископа Верейского Евгения состоялось заседание диссертационного совета, в ходе которого были представлены на защиту диссертации выпускников и стажеров Московской духовной академии. Выпускник академии по Сектору заочного обучения, клирик Екатеринбургской епархии протоиерей Сергий Алексеев представил диссертацию на тему «Аскетическое наследие преподобного Максима Исповедника», написанную под руководством профессора А.И. Сидорова. Работа, по словам автора, была посвящена «анализу творений преподобного Максима Исповедника, целью выяснения его антропологических и аскетических воззрений, необходимых для построения аскетической системы этого величайшего подвижника VII века». Диссертанту был задан ряд вопросов, касающихся научной новизны исследования, различных тезисов, выдвинутых в диссертации, терминологии, употребленной автором. Диссертационный совет ознакомился с заключением комиссии, назначенной для расследования вопроса о возможном наличии плагиата в работе, — вопрос был поставлен при предыдущей подаче работы на защиту. Объяснения автора были сочтены удовлетворительными. Были заслушаны отзывы оппонентов: доцента Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Маркедонова и преподавателя Московской духовной академии П.К. Доброцветова. В частности, П.К. Доброцветов отметил, что автору стоило бы сократить часть работы, посвященную вводным темам, сосредоточившись на исследовании собственно предмета диссертации. Кроме того, была отмечена слабость аналитической составляющей диссертации, выполненной преимущественно в жанре «патристической транскрипции». Несмотря на выявленные недостатки работы, оппоненты сочли возможным присуждение диссертанту искомой степени. Диссертация выпускника богословского факультета Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского, прошедшего стажировку в Московской духовной академии, клирика Волгоградской епархии иеродиакона Серафима (Наумова) была написана на тему «История Волгоградской епархии в советской период (1917-1991 гг.)» (научный руководитель — профессор протоиерей Владислав Цыпин).

http://patriarchia.ru/db/text/517876.htm...

Глава 14. Отозвание преосв. Кирилла с Востока, жизнь и кончина его в г. Казани До организации нашей второй духовной миссии в Иерусалиме и ее прибытия на место назначения Россия не имела никакого официального представительства в св. граде. Начальник миссии, по крайней мере, в первое время своего пребывания на православном Востоке, был первым и единственным представителем не только русской церкви, но вместе с тем и русского правительства в св. граде и даже для трех православных патриархатов: иерусалимского, антиохийского и александрийского. Такое именно положение начальника нашей второй духовной миссии в Иерусалиме было предусмотрено и тою инструкциею, какая была дана ей нашим правительством в руководство. По смыслу этой последней, миссия и, в частности, ее начальник должен был поддерживать дружественные сношения с греческим духовенством в Иерусалиме 353 , с иноверными духовными властями 354 , с армянским патриархом 355 , с арабским духовенством 356 , с соседними патриархатами 357 , иметь нравственное наблюдение за нашими поклонниками 358 преимущественно (пред генеральным консулом) наблюдать за правильным распределением пожертвований, поступавших из России в пользу Гроба Господня и других святых мест 359 , заботиться об усовершенствовании школ в св. земле и вообще содействовать распространенно просвещения в среде православного населения иерусалимского и соседних с ним патриархатов 360 , заботиться об устройств человеколюбивых учреждений 361 и т. п. Так как ко времени учреждения нашей второй духовной миссии в Иерусалиме там не было никаких представителей русского правительства, то, поэтому, инструкция естественно молчит о каких бы то ни было отношениях начальника миссии к этим последним. В инструкцию как бы случайно был помещен особый (7) параграф, который очень неясно и в слишком общих выражениях определял отношения между начальником иерусалимской духовной миссии и нашим генеральным консулом. Но так как генеральный консул наш жил вне Иерусалима и приезжал сюда очень редко, то и нельзя было ожидать каких-либо столкновений между ним и начальником иерусалимской духовной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Жить по Евангелию Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Не раз и не два приходится слышать вопрос: чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? В самом деле, ведь все серьёзные книги написаны для монашествующих, а как быть простому сегодняшнему мирянину? Ответ на этот вопрос неожиданно прост: современному человеку прежде всего нужно выстраивать свою духовную жизнь по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому если человек живёт или по крайней мере старается жить по Евангелию, то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать некоторое недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Нужно сказать, что представление это — не совсем ложное: ведь и Апостолы испытывали подобное недоумение, и им на очень частный вопрос о том, как же спастись, Христос отвечал: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф 19:26). Но по самой сути вещей если человек не ставит перед собой Евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию — это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью Церкви, то есть жить в богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное богослужение — как книга за семью печатями, и не потому что оно написано на церковнославянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя этим. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило. Когда человек так относится к своей духовной жизни, когда вся она сводится к тому, чтобы “выстоять” и “вычитать”, тогда, конечно, для него книги, написанные в средние века святыми Отцами, совершенно непонятны и недоступны либо — страшно сказать! — даже просто вредны, потому что основа духовной жизни у него не заложена.

http://pravmir.ru/zhut-po-evangeliyu/

Закрыть itemscope itemtype="" > Закат издательства Сретенской семинарии О первых плодах издательской деятельности семинарии, наблюдаемых после смены руководства 11.05.2020 8569 Время на чтение 6 минут В мае 2020 года открылось издательство Сретенской духовной семинарии «Среда», в котором будет выпускаться научно-богословская литература, исследования отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. Главным редактором научного издательства стал первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов, директором — выпускник аспирантуры философского факультета РГГУ Дмитрий Рындин. До этого Д. Рындин работал главным редактором Издательства Московской духовной академии, ведущим редактором издательства «Рипол-классик», помощником директора Фонда Мераба Мамардашвили, передает Патриархия.ru. Ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий заявил, что «издательство " Среда " должно стать интеллектуальной площадкой для диалога и дискуссий, обмена богословским осмыслением тех тем, которые, будучи актуальными для нынешнего периода человеческой истории, имеют измерение, выходящее за пределы времени, и отвечают на главное вопрошание верующих людей: " что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? " Книги и научные журналы, которые будут выходить в издательстве Сретенской духовной семинарии, а также мероприятия издательства помогут современному думающему человеку, ищущему ответы на вопросы о смысле жизни, обрести единомышленников и установить связь между исторической фигурой Господа Иисуса Христа и нашими сегодняшними реалиями, включить в себя соответствие нашего нынешнего опыта человеческого существования тому, что говорят об этом опыте Священное Писание и Предание Церкви». По мнению первого проректора Сретенской духовной семинарии протоиерея Павла Великанова, главного редактора издательства «Среда», «события последних месяцев, связанные с пандемией коронавируса, показали, насколько может быть содержательно слабым осмысление происходящего с точки зрения православного богословия. В новых условиях уже не работают шаблоны и схемы, которые считались на протяжении сотен лет единственно возможными». «Академическая свобода и научная достоверность - вот главные условия для развития богословия сегодня, и здесь значение научной издательской деятельности невозможно недооценивать», - заявил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/11/za...

Евгений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Казанцев Андрей Евфимович) Родился 30 июня 1778 года в селе Белницыне Владимирской губернии в семье священника. В 1791 году поступил в Троицкую духовную семинарию. В 1800 году по окончании семинарии определен учителем грамматики Вифанской духовной семинарии, а с 1803 года – учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митрополит Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита, и 16 декабря 1804 года в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Евгений; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 года – во иеромонаха. Отец Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской духовной семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность иеромонаха Евгения в Вифании проходила под руководством митрополита Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни. В 1809 году отец Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 году, по ходатайству митрополита Платона, иеромонах Евгений назначен ректором Троицкой духовной семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа – во архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 19 августа 1811 года – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. В 1814 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. 30 июля 1817 года архимандрит Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений (Шершилов) Евгений (Шершилов или Шершило Николай), еп. Могилёвский и Мстиславский. Родился в 1826 году. Сын диакона. Уроженец г. Чернигова. В 1853 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году 5 июня пострижен в монашество и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 1858 года – инспектор Ярославской духовной семинарии. G 1861 года – ректор Черниговской духовной семинарии в сане архимандрита. С 11 дек. 1868 года – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 9 марта 1870 года хиротонисан во епископа Брестского, вик. Литовской епархии. С 10 февраля 1875 года – епископ Ковенский, вик. той же епархии. С 16 мая 1877 года – епископ Минский и Туровский. С 26 июля 1880 года – епископ Астраханский. С 16 дек. 1889 года – епископ Ставропольский и Екатеринодарский. С 17 июля 1893 года – епископ Могилёвский и Мстиславский. С 10 авг. 1896 года уволен на покой, согласно прошению, и пребывал в Херсонском монастыре, Таврической епархии. Скончался 22 марта 1897 года. Преосвященный Евгений был муж правды и истины. Это был епископ и начальник в своей епархии в полном смысле этого слова. Доступный для всех и каждого, владыка всех принимал, всякого выслушивал и – кому давал совет, кому делал выговор. Приём просителей обычно начинался у него с восьми часов утра, – так как вставал владыка в пять часов утра, а ложился в десять – одиннадцать вечера, – и первые два часа употреблял на приём простых просителей. Он сам принимал от крестьян их просьбы, расспрашивал каждого о его деле и тут же полагал резолюции. Для простого народа это было великое благо: каждый из них к вечеру был уже дома и не проживался в городе понапрасну. В десять часов утра у него шли интеллигентные просители – духовенство и светские лица. Высшие чины губернии приезжали уже от двенадцати дня. И это ежедневно изо дня в день по заведённому порядку. В предоставлении мест духовенству владыка руководствовался не продолжительностью службы, не списком наград и отличий, а искал людей труда и энергии. Небольшое значение придавал он и разным учебным дипломам, если видел в просителе простую посредственность и желание только быть священником – ничего не делая. За время своего епископства преосвященный рукоположил во священники много лиц разного звания, из разных учебных заведений и даже нигде не учившихся, но, благодаря своей начитанности самообразованию, проявивших себя на поприще духовной деятельности. Таких лиц он умел как-то отличать и находить в них нужных и полезных деятелей для Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Жить по Евангелию Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? 16 ноября, 2010 Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? Мы продолжаем цикл бесед о духовной жизни, приуроченный к проходящей в Даниловом монастыре конференции «Жизнь во Христе» . Сегодня на вопросы корреспондента портала « Правмир » отвечает протоиерей Алексий Уминский. Жить по Евангелию — Отец Алексий, чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Все серьезные книги написаны для монашествующих, как быть простому сегодняшнему мирянину? — Духовную жизнь современному человеку прежде всего нужно выстраивать по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому, если человек живет или, по крайней мере, старается жить по Евангелию , то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские Заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать какое-то недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Но, по сути своей, если человек не ставит перед собой евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию – это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью церкви, т.е. жить в церковном Богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное Богослужение – как книга за семью печатями. Не потому что оно написано на церковно-славянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя ничем. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило.

http://pravmir.ru/zhit-po-evangeliyu/

священник Иоанн Тарасов Статья посвящена описанию жизненного пути выдающегося литургиста начала XX в., профессора Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургистики, магистра богословия Ивана Алексеевича Карабинова . Рассматриваются его детские годы, время обучения в духовных учебных заведениях и археологических институтах, научная и преподавательская деятельность, а также судьба после революции. Изложены биографические сведения о студентах, которые обучались в духовной академии и написали свои кандидатские сочинения под руководством И. А. Карабинова . Расцвет Санкт-Петербургской духовной академии приходится на период конца XIX и начало XX вв. В это время на пользу церковной науки здесь подвизались такие профессора, как Н. Н. Глубоковский , Н. В. Коровский, Т. В. Барсов , В. В. Болотов и многие другие, имена которых хорошо известны научному миру. Но имена молодых профессоров, которые трудились в академии в последние годы перед революцией и оставили после себя существенный след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя экстраординарного профессора, последнего, возглавлявшего кафедру литургики в СПбДА до ее закрытия в 1918 г., Ивана Алексеевича Карабинова . И. А. Карабинов родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское, Никульской волости, Юрьевского уезда, Владимирской губернии 1 , куда после окончания Владимирской духовной семинарии в 1854 г. был отправлен штатным священником его отец -протоирей Алексий Карабинов 2 . Сейчас это одноименный поселок, расположенный во Владимирской области к югу от города Юрьева-Польского. Из воспоминаний Олимпиады Ивановны Карабиновой, супруги Ивана Алексеевича, мы узнаем о том, в какой семье возрастал будущий профессор: «Отец, мать, крестная (сестра матери), брат и приемный сирота» 3 . Любовь к храму и богослужению были привиты ему с самого раннего возраста и оставили отпечаток на всю последующую жизнь. Он «помогал отцу в алтаре, был на разных требах с отцом; он был очень любознательным» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010