Евагрий Понтийский — один из основоположников того направления христианской мистики и аскетики, которое дало Церкви Диадоха, Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, исихастское движение и многих других. С великой глубиной и искусством (хотя и во многом ошибочно) Евагрий Понтийский концептуализировал опыт Пустыни, создал философию умного делания — устремления человека к Богу. В наше собрание творений Евагрия Понтийского вошли: «Слово о молитве», «Слово о духовном делании, или Монах», «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения», «Умозрительные главы», «Мысли», «Зерцало иноков и инокинь», «Послание о вере», «О помыслах». Группа Вконтакте Facebook группа Творения Евагрий Понтийский (ок. 345 — 399) — выдающийся богослов, один из первых христианских писателей, создававших преимущественно аскетические творения. Ученик св. Василия Великого и Григория Богослова, он избрал путь иноческого подвига, духовно окормляясь у таких великих подвижников, как преп. Макарий Египетский и преп. Макарий Александрийский. После V вселенского собора Евагрий был ошибочно причислен к оригенистам и подпал анафеме. Однако труды его продолжали читаться, и некоторые из них вошли в русский перевод «Добротолюбия». Многие произведения, вошедшие в настоящее издание, публикуются впервые. Сведения о жизни Аввы Евагрия Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4–го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского (Монастырь св. Василия был недалеко от этого города). Род или способности его обратили на него внимание процветавших в то время великих святителей: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Под их руководством он возрастал и развивался в духе и познаниях о вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Василий Великий поставил его чтецом, Григорий Нисский дьяконом и оставил его в Константинополе, бывши там на Соборе втором вселенском. Одно обстоятельство, подвергавшее опасности его чистоту, заставило его удалиться из Константинополя. И он, побыв немного в Иерусалиме, направился в Египет, где и подвизался сначала в Нитрии, потом в кельях и, наконец, Ските, под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

Жития святых жен в пустынях Востока: отшельницы Фиваидские, гор Нитрийской и Фермийской, пустынь Келлий, Сетейской, Каламонской, Порфирионской и Каламской, Египетские и Палестинские. Книга 1 Источник Отшельницы Фиваидские, гор Нитрийской и Фермийской, пустынь Келий, Сетейской, Каламонской, и Каламской, Египетские и Палестинские. Предварительное пояснение Содержание предлагаемого Сборника, цель, назначение и непререкаемая польза чтения такой книги, очевидно, освобождают ее от всякой надобности ссылаться на источники, прибегать к указаниям и цитатам, в бесполезное утолщение выпусков и в увеличение их цены не допустили однако же, в этом отношении, некоторые изъятия, особенно по поводу превосходного последнего труда многоученого писателя нашего, Архиепископа Черниговского и Нежинского, покойного Высокопр. Филарета (Историческое учение об отцах церкви. Спб. 1859 г.). Это понятно; монастырские уставы, правила аскетической жизни, духовное руководство, самые добродетели тех подвижниц, жития которых мы представляем, были плодами трудов, уроков и личного примера сих великих отцов, как и основание обителей и руководство ими, было их же делом. Кто были те отцы, что значили они, какими всегда признавала и признает их церковь , – не может быть засвидетельствовано ничем вернее, как упомянутым сочинением. За сим остается только пояснить, почему мы обратились, как к основанию нашего Сборника, к труду Марена 1 , издание которого составляет теперь почти редкость, не только библиографическую, но и редкость в ряду подобных книг западных писателей, по ее высокому беспристрастию и тщательности добросовестной обработки. Не имея важного, почти общего этого рода изданиям недостатка, – сухости, мелочности, сопровождаемой многоречием, этот труд не представляет и той отрывочной краткости, в которой одною чертой, одним изречением человека, желают познакомить с его мировоззрением и с ним самим, тех, которые никак не могут еще стать на высоту здравой, глубокой оценки известного изречения или действия, т. е. людей, требующих не крепкой пищи, здоровой для возмужалых, а мягкой пищи приличной младенцам. Им нужна повесть о полноте и выдержанности целой жизни, со многими ее переходами и борьбами, из которых всегда, как из неиссякаемого источника чистой веры, вырывались струи святых слов и дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > 200 лет со дня рождения архимандрита Павла (Леднева) Известного более как Павел Прусский 28.01.2021 904 Время на чтение 6 минут 28 января 1821 года (16 января по ст.ст.) в Сызрани в семье старообрядцев федосеевского согласия родился Пётр Леднёв, вошедший в историю как Павел Прусский, священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря, известный миссионер, писатель и публицист, работы которого в основном посвящены опровержению старообрядческого раскола. Благодаря сильной вере и природным способностям уже в молодом возрасте он стал наставником местной федосеевской общины. В 1846 году посетил Преображенское кладбище в Москве , где способности этого молодого человека были замечены и оценены. В то время строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили руководителей Преображенского кладбища подумать о создании нового духовного центра где-либо за границей, вне досягаемости российских властей. Появилась идея создать такой центр в Восточной Пруссии, где образовалась целая колония русских старообрядцев федосеевского согласия. В 1848 году руководством Преображенского кладбища Петр Леднев был направлен с особыми полномочиями в Восточную Пруссию. Монашество с именем Павел Леднев принял в Злынском монастыре Черниговской губернии. Также он посетил Белую Криницу в пределах Австро-Венгрии. Наконец, в 1852 году Павел (Леднев) стал игуменом Войновского монастыря в Восточной Пруссии. Согласно прусским законам, он стал одновременно одним из главных его владельцев. Под руководством молодого игумена Войновский монастырь достиг небывалого расцвета. Первым делом игумен Павел отремонтировал и расширил монастырскую моленную (часовню), в которой был построен новый иконостас. Затем он приказал построить достаточное для проживания монахов количество келий. Сам поселился в келии, непосредственно примыкавшей к моленной, чтобы постоянно наблюдать происходящее в ней. Вокруг монастыря была построена каменная ограда.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В нас бьется вера в то, что у России будет Царь Епископ Североморский и Умбинский Митрофан выступил на конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье» 22.03.2017 1256 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 16 марта, в 100-летнюю годовщину насильственного отрешения Императора Николая II от власти, в Ленинг радской области в поселке ж/д станции Сологубовка прошла Международная конференция «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». С приветственным словом на конференции выступил епископ Североморский и Умбинский Митрофан (Баданин): Дорогие друзья и единомышленники! Я приветствую всех от имени наших самых дальних рубежей севера Европы и России - побережья Баренцева и Белого морей, где развернуты наши стратегические силы, которые позволяют нам смело восставать против наступления князя тьмы во всем мире. Арктическое стратегическое направление сейчас выделено как особый предмет заботы руководства страны и руководства Церкви. Создание Североморской епархии, по мысли Святейшего Патриарха, как раз было продиктовано той ответственностью, которая лежит на этом крае и стратегическом направлении. Господь призвал меня вернуться вновь спустя 15 лет моего монашеского делания в далеких и совершенно удаленных приделах. Кое-кто был у меня в Варзуге. Но оказалось, что в 1997 году я попрощался с Флотом не навсегда. Прошло 20 лет, и я вновь среди своих братьев по крови. Духовное окормление нашего воинства - задача архиважная. Мы сейчас говорим и вспоминаем весьма печальное и трагичное столетие. Нас ожидают столетия многих печальных событий. Но прошло столетие упразднения военного духовенства. В этом году мы совершили впервые за сто лет возрожденное окормление нашего Флота во время боевых действий в Сирии. Наш отряд боевых кораблей, авианосные соединения, на борту имели священника - нашего замечательного батюшку о.Сергия Шерфетдинова . Этот батюшка был порожден трагедией «Курска» . Он появился тогда, когда стало понятно, что срочно в военный гарнизон Видяево, откуда вышел «Курск» в свое последнее плавание, необходим священник. Храм был построен за 40 дней. К сороковому дню памяти моряков-подводников храм стоял и уже был рукоположен священник - отец Сергий, помощник командира соединения подводных лодок.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/22/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В ней веры доверчивый трепет...» Концерт памяти св.блаженной Ксении Петербургской 15.06.2018 562 Время на чтение 4 минуты Светлым вечером 4 июня 2018 года зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга наполнился людьми, пришедшими поклониться памяти святой покровительницы нашего города блаженной Матушки Ксении. Тридцатилетию ее канонизации (6 июня 1988 г.) был посвящен концерт, в котором приняли участие лауреаты Православных международных конкурсов и фестивалей, авторы-исполнители Роман Лиманский, Ксения Сагань, Александр Андреев, Наталья Петрова, Ирина Скорик, Антон Галицкий, а также хорошо известный своей просветительской и исполнительской деятельностью о.Анатолий Першин. В концерте приняли участие музыканты из Ансамбля русских народных инструментов «Русская народная песня» под руководством иерея Андрея Ковальчука и замечательные гости - хор Инженерных войск «За веру и Отечество» из Московской области под руководством игумена Варнавы (Столбникова). Это был настоящий, духоподъемный и радостный Праздник города и его любимой святой, победившей своим великим смирением гордость и надменность сильных мира сего, своим материнским теплом - холод равнодушных сердец, своим мгновенным откликом на любую беду и нужду - знакомые каждому отчаяние и одиночество. Символично само место, избранное для проведения Праздника, ведь Андрей Федорович, супруг Ксении Григорьевны, чьим именем она после его кончины назвалась, был певчим Императорской Капеллы. Что пережила молодая 26-летняя вдова, внезапно потерявшая любимого человека, остается тайной ее сердца, но глубина и сила этого сердца открылась в том, что она умерла для мира в день его похорон и дальше стала жить за него, вместо него, нести тяжелейший подвиг юродства во спасение его души. Потеряв мужа, она обрела нераздельное единство с ним в вечности. Не успев родить кровных детей, она стала духовной матерью многих поколений петербуржцев и всех тех, кто с детской доверчивостью припадал к ней в надежде на ее защиту и помощь. Неслучайно на посвященный ей концерт люди пришли целыми семьями, и в зале было довольно много ребятишек - одни внимательно слушали, другие тихонько играли в проходе.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Иаков: возрождение русской Арктики - великое общее русское и общецерковное дело 02.02.2016 549 Время на чтение 6 минут Фото: Редкие землиНа конференции «Благословенный Север», которая прошла в рамках XXIV Международных Рождественских чтений в Российском географическом обществе, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков рассказал о целях и задачах Патриаршего проекта «Русская Арктика». Журнал «Редкие земли» принял участие в работе конференции. Епископ Иаков, открывая конференцию, рассказал не только о глобальных задачах проекта, но и мелочах, которые сопровождают человека, живущего на Севере, и отметил, что все эти эти мелочи одинаково значимы, так как именно они показывают, как важны вера и Божье благословение, особенно в трудных условиях Севера. Епископ Иаков: «Икона, которая находится здесь, не случайна. Она сопровождала нашу дрейфующую полярную станцию на протяжении всех месяцев. И когда я разговаривал уже в Мурманске, встречая ледоколы, членов этой экспедиции, даже руководитель этой группы, начальник станции, мне сказал, что с Божьей помощью они завершили. Когда ледокол снимал дрейфующую станцию, она была вся в снежнице (скоплении талой воды или пропитанного водой снега на поверхности льда ). Мы решили эту икону, договорившись с руководством экспедиционного центра РГО с Александром Валентиновичем Орловым и с руководством миссионерского центра Свято-Тихоновского университета, передать полярникам для того, чтобы она была видимым знаком нашего духовного единства и независимости. Имеет ли человек то, что мы называем, веру, живёт ли он по канонам церкви - это происходит у каждого в своё время, но каждый в глубине своего сердца, особенно в трудных условиях Севера, безусловно, ощущает помощь Божью. Когда я докладывал Патриарху о возможностях этого проекта и просил у благословения придать статус патриарший этому проекту, Патриарх дал ёмкое, краткое и всеобъемлющее название «Русская Арктика». Таким наш проект является и поныне. Я думаю, что одним из результатов нашей конференции будет придание большей масштабности, глубины осмысления этой проблемы, большей активности усилий, потому что именно это сочетание «Русская Арктика». Поскольку мы представляем собой самые разные круги: государственных людей, военных, богословов, священников, миссионеров, журналистов, людей науки - я хочу сказать о том, чем является север для всех нас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Непослушанием одного пришёл грех... " 15.10.2008 575 Время на чтение 6 минут ...Говорится в послании св.ап.Павла к римлянам, но тут же добавляется, что «послушанием одного придёт оправдание» (Рим.5:19). Да, духовная жизнь человека — самая сложная и судьбоносная часть нашей жизни, в которой недопустимы эксперименты, а подмены опасны и страшны. А в конечном итоге от её качества и степени богоугодности будет зависеть участь души за гробом. И тут не обойтись без строгого, любвеобильного и мудрого наставника. Для малых детей таковыми являются родители. Но и взрослым не всегда хватает знаний, ума и сердца, чтобы правильно пройти земной жизненный путь и подготовиться к жизни вечной. А значит, нам нужен духовный отец и духовное руководство. Но всем ли нужен и какова роль духовника в жизни человека? На эти вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб епархии о.Александр ЗЕЛЕНЕНКО. ПОСЛУШАНИЕ — ЛУЧШИЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ  — Как путнику, идущему по неведомому пути через топи, леса, горы и болота, необходим проводник, посох, компас и карта, так и христианину, особенно новоначальному, необходимо духовное руководство. Вспомните, как самость, горделивое своеволие и самонадеяние привели ко греху наших прародителей. Если бы Адам и Ева в момент искушения (вкусить или нет от запретного древа?) обратились бы за советом к Богу — они вновь услышали бы: «Не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт.2:17). Поэтому нам, во избежание греха, должно испрашивать во всём совета и благословения. Как говорил схиархимандрит Софроний (Сахаров), «послушание есть лучший путь к победе над последствиями первородного греха в нас — над самостью и эгоизмом. Воля — единственное, что принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел».  Существует два уровня отношений: по горизонтали — человеческие и по вертикали — богочеловеческие. Верным отношениям с Богом мы должны учиться через обретение верных отношений с духовным отцом. Они же дают залог верных отношений с людьми.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отыгрываться на студентах – низко Как в Сретенской семинарии происходила защита бакалаврских и магистерских работ 31.05.2020 16161 Время на чтение 9 минут Мы уже не раз обращались к ситуации в Сретенской семинарии, где новое руководство, идущее либерально-модернистским курсом, стремится уничтожить любую оппозицию и разогнать ту профессорско-преподавательскую корпорацию, которую в течение долгих лет бережно собирал и взращивал архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Как известно, решением Священного Синода 9 июля 2019 года новым ректором Сретенской семинарии и настоятелем Сретенского монастыря стал архиепископ Амвросий (Ермаков), до тех пор возглавлявший Московскую духовную академию. Владыка Амвросий пришёл на новое место с проектом «оптимизации» учебного процесса в Сретенке. Правда, некоторые пессимисты сразу заявили, что оптимизация, как и в экономике, будет означать ... ликвидацию . Правда, сам новый ректор семинарии и настоятель монастыря заверял , что ни о какой ликвидации речи быть не может, что он хочет всё сделать только лучше. Все на время успокоились. Однако в декабре 2019 года общественность была взбудоражена новостью о сомнительных методах работы команды архиепископа Амвросия по пропаганде монастыря в светских СМИ. На телеканале «Культура» показали программу «Пешком», в которой её автор рассказал о Сретенском монастыре. В ходе программы он вдруг стал читать отрывки из антихристианской повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Мало сказать, народ смутился. Зрители восприняли эту программу как откровенную издёвку. И мало кто поверил, что программа вышла вопреки мнению руководства монастыря или без его ведома, ведь на сайте эта программа рекламировалась. Сообщали, что одной из первых мер нового руководства стал фактический разгром крупнейшего в Церкви и весьма прибыльного издательства Сретенского монастыря. В мае 2020 года стало понятно, что это была не просто чистка от неугодных сотрудников. Оказалось, что под руководством проректора Сретенской семинарии протоиерея Павла Великанова было создано принципиально новое издательство «Среда» с принципиально новой издательской программой. Её суть стала понятна из того, какую книгу первой выпустили в новом издательстве. Ею оказалась книга «Сопротивление и покорность» лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера, проповедника идеи «христианство без Христа». Иными словами, на базе издательства Сретенского монастыря создано издательство с откровенно модернистской, неообновленческой и экуменистической программой. Полный антипод прежнего издательства.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/29/ot...

иеромонах Митрофан (Волкодав) Скачать epub pdf Глава III. Руководство к духовной жизни 1. Послушание От несохранения заповедей послушания и поста произошли в человеческом роде все пороки, а соблюдением их возвращаются люди к изначальному достоинству. Как говорят святые отцы, противное исцеляется противным. От непокорения и кичливости происходит все печальное, и наоборот, повиновение и сокрушение суть причины радости. Желающий не напрасно подвизаться должен быть в повиновении у искусного духовника. Соблюдающие заповеди в послушании духовнику восходят к Богу быстрее, чем подвизающиеся в посте и молитве. Новоначальным более прилично послушание, а средним, вкусившим умозрения и мужественным, – пост. Но сохранить в отношении заповедей истинное послушание Богу свойственно весьма немногим, и самым мужественным крайне трудно. Человеческий ум без руководителя не может взойти на небо, поэтому в Священном Писании приводится много поучительных примеров необходимости послушания наставникам. Призывая Савла к апостольскому служению, Христос не сразу исцеляет его от слепоты и не показывает Сам путь к совершенству, но посылает его к святому апостолу Анании, от которого и повелевает научиться, что… подобает творити ( Деян. 9, 6 ). Желающий наставляться непосредственно Богом, а не духовным отцом должен вразумиться этим примером и учиться у преуспевших. И кто будет настолько горд или кичлив, чтобы следовать своему мнению и разумению, когда святой первоверховный апостол Павел, сосуд избранный, советовался с другими ( Гал. 1, 18; 2, 2 )! Священное Писание ясно учит, что путь совершенства открывается только наставляемому духовным отцом: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя и рекут тебе» ( Втор. 32, 7 ). О Господе Иисусе Христе написано: и бе повинуяся… отцу и Матери Своей по плоти ( Лк. 2, 51 ). И Сам Он говорит: «Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). Хотящие жить самовольно, без наставника, не могут шествовать богоугодно, но скачут словно по перекопанным местам. И святой Иоанн Лествичник говорит, что не имеющий наставника легко впадает в заблуждение и идущий самочинно может погибнуть, хотя бы он знал всю премудрость мира. Многие, если не все, непокоряющиеся и несоветующиеся с трудом и потом сеют много, а жнут очень мало. Некоторые же вместо пшеницы собирают плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев) мая 1884 – †29 августа/11 сентября 1938 Прославлен в 2000 г. Память празднуется 29 августа/11 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Схиархимандрит Игнатий (священно-архимандрит Агафон; Лебедев) родился в г. Чухломе Костромской губернии 28 мая 1884 года 86 и в крещении получил имя Александр. Родители его происходили из потомственных почетных граждан города. Отец, Александр Константинович Лебедев, был секретарем съезда мировых судей. Мальчик до 10 лет жил с родителями, после чего уехал в г. Солигалич для поступления в духовное училище, а затем – в г. Кострому для обучения в духовной семинарии. На этом образование Александра не заканчивается. В 1903 году он едет в г. Казань, где поступает учиться в Ветеринарную академию. Учась в Казани, Александр познакомился с руководством старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) 87 , которое привлекло его к монашеству. По окончании Академии Александр направляется в Зосимову пустынь под Москвой, настоятель которой игумен Герман (Гомзин) обещал принять Александра в число послушников обители. В родительский дом перед поступлением в монастырь Александр не заезжал, так как уже имел благословение родителей на иноческий путь. Была весна 1908 года. В обители брату Александру как ветеринарному врачу было поручено лечение животных и уход за ними. Кроме того, брат Александр работал в аптеке, пел на клиросе, продавал иконы и книги в монастырской лавочке, трудился в просфорне, а также убирал конюшни и исполнял полевые работы. Духовная жизнь брата Александра проходила под руководством старца-схиигумена Германа. Примерно через год после поступления брат Александр был одет в рясу, а весной 1910 г. – пострижен в рясофор игуменом Германом за литургией Преждеосвященных Даров. Еще в Казани отец Александр полюбил чтение Святых Отцов, в Зосимовой пустыни он продолжал это чтение и обучение. По благословению старца отец Александр знакомится со всеми основными трудами отцов-аскетов и делает краткие выписки в своих тетрадях. Вникая в дух перевода святоотеческих книг, отец Александр высоко ставил славянские переводы Добротолюбия и преподобного Исаака Сирина , сделанные преподобным Паисием Величковским . Из отечественных духовных писателей отец Александр более других любил труды святителя Игнатия Брянчанинова , и уже в эти ранние годы своего иночества приобрел все тома его писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010