архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание Часть 1. О монашестве Основание монашества    Начало монашескому образу жизни положено было еще в III веке, но в IV веке оно получает полное развитие. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге.    В ряду таких подвижников первое место занимает преподобный Антоний Великий, по справедливости считающийся основателем монашества. Он родился в Египте в 251 году, в богатом христианском семействе. Когда ему было 18 лет, родители его умерли, и он остался наследником значительного состояния. Но сердце Антония не лежало к земным благам. Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Это изречение благочестивый юноша принял как божественное призвание к жизни самоотреченной и поступил так, как было сказано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам удалился к одному старцу-отшельнику, обитавшему вблизи его родного селения, и под его руководством предался подвижнической жизни. Но, стремясь к совершенному уединению, юный подвижник скоро оставил старца и поселился сначала в пустой гробовой пещере, а потом в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила, где не было никакого человеческого жилища.    Двадцать лет прожил в этих развалинах св. Антоний в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя всевозможным лишениям. Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему сюда и приносили ему хлеб, получая взамен корзины, сделанные руками преподобного.    Суровая отшельническая жизнь, которую вел преподобный, проходила, однако, не без тревог и волнений. С одной стороны великий подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас разными чудовищными привидениями, а с другой его душу смущали собственные его помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в мире. Увеличив свои труды и усилив молитвы, он, наконец, укрепился настолько в духовной жизни, что ни демонские искушения, ни собственные помыслы не тревожили его более. Слава о необыкновенной жизни Антония между тем распространилась по всему Египту, и многие из христиан стали посещать его, а некоторые пожелали даже поселиться около него, чтобы под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Антоний согласился принять на себя обязанность руководителя в отшельнической жизни, и вокруг него образовалось целое общество учеников-подвижников. Это была первая монашеская община (305 г).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

архимандрит Спиридон (Лукич) Сей труд архимандрита Спиридона (Лукича) появился как «Указания и примечания на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии. Данная книга была написана в качестве рецензии на учебное пособие, поэтому в некоторых главах сохранен стиль обращения рецензента к автору, а также сохранены некоторые элементы дореформенной орфографии и богослужебные славянизмы» – прим. изд. Содержание О жертвеннике Примечание об агнце Правильный способ резания О просфорах Молитва за всех христиан     §1 . При входе в алтарь открывается глава и входящими с крестным знамением целуется священное изображение на двери. §2 . По входе в алтарь совершается перед престолом три поклона с крестным знамением: два – до, а третий – после целования и целование святого креста и святого престола. В действующей практике всегда, когда священнослужители прикладываются к престолу или к иконе, они вначале крестятся дважды, потом прикладываются, и в заключение ещё раз крестятся. «Крестятся» – термин неясный и неточный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое, и оба могут быть вместе не связаны. Например, крестное знамение, как только осенение себя им, без всякого поклона, совершается: при осенении нас крестом иереем или архиереем (как на многолетии, на «Призри с небесе, Боже…»), при пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея, при словах «Христос, истинный Бог наш…» (на отпусте), при словах «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…», при словах «Спаси, Боже, люди Твоя…» и прочее. При целовании иконы, престола, креста совершаются два поклона (какие положено, поясной или земной), затем следует крестное знамение, предваряющее самое целование, после же целования – третий поклон. Только крестным знамением осеняют себя (однократным и без поклонов), входя первый раз за данною службою или данным пребыванием в храме, в алтаре, целуя священное изображение на двери алтаря, причём монашествующие снимают клобуки (не столько ради лобзания дверной иконы, сколько ради вхождения во Святое Святых). «…В алтарь входя, всегда прежде главу открыв, вниди…» («Известие учительное»), где и подобает пребывать только «откровенною главою» в знак особого благоговения. По узаконенному обычаю, это не распространяется на митру, которая истолковывается как украшение, а не как покровение главы; в чём, конечно, нельзя не видеть некоторой натяжки. Ещё Симеон Солунский вынужден был подыскивать оправдания для начавших входить в употребление митр, из чего видно, что это смущало верующих, видевших в этом нарушение апостольского предания. Но мы и митрами не удовольствовались: попы, со времён Императора Павла Первого, эту натяжку натянули и на свои, пожалованные им Их Величеством, камилавки…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В рамках Рождественских образовательных чтений митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями духовных школ Русской Православной Церкви 29 января 2019 г. 10:17 28 января 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями администраций духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. На встрече, которая прошла в конференц-зале Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II , также присутствовали митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , его заместители протоиерей Михаил Вахрушев и протоиерей Валентин Васечко. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, рассказал о работе ОЦАД, а также о деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на первом заседании Священного Синода после его возведения на Патриарший престол. Председатель ОВЦС отметил: «Предыстория это учебного заведения связана с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, при котором действовала аспирантура Московской духовной академии . И когда руководство Отделом внешних церковных связей было передано мне, одновременно мне было передано и руководство аспирантурой. Однако Святейший Патриарх Кирилл предложил сделать ее отдельным учебным заведением, причем не на базе какой-либо из существующих духовных академий, и придать ей соответствующий статус». В настоящее время Общецерковная аспирантура располагается на Черниговском Патриаршем подворье на Пятницкой улице. Владыка сообщил, что на базе ОЦАД осуществляется несколько программ: «То есть она дает несколько уровней образования. Наша основная программа — аспирантская, направленная на написание диссертаций на степень кандидата богословских наук. Кроме того, у нас есть докторантура, которая позволяет готовить и защищать диссертации на степень доктора богословия или доктора церковной истории. На базе Общецерковной аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, который я возглавляю, и в нем защищаются докторские диссертации, которые признаются Церковью».

http://patriarchia.ru/db/text/5362337.ht...

В то же время побудительный мотив для нашего форума — это безусловное желание жить в мире и взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями, выдержавшими испытание временем. Надо иметь в виду, что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей «смешение вер», сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примут участие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимости сохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничеству на общее благо. Надеюсь, что саммит сможет обратиться с добрым посланием к миру, где все больше царят страдания, вызываемые желанием жить без веры и совести, руководствуясь лишь греховными страстями. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан. — Есть ли положительные сдвиги по вопросам преподавания «Основ православной культуры» в государственных школах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противником этих инициатив? — Общественная дискуссия о преподавании «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что «Основы православной культуры» — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс — это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны. Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из-под внимания читателя очевиднейшее — величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202957...

Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы. Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод ). Или когда библейское название используется как метафора ( содом и гоморра, голгофа ). И, конечно, во фразеологизмах ( иудин поцелуй ). Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ). Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли . Кстати, и слово « Небо » в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы. Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство. Больше всего путаницы бывает со словом « божественный », и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении « относящийся к Богу » пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: « божественный апостол »). А вот прилагательное « Божий » всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий. С почтением к святым отцам Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как « преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

Время советования – Есть ли в наше время старцы? – Старики – есть. Старцы – не знаю. Архимандрит Кирилл Павлов Многие приходящие в храм слышат, что очень хорошо иметь духовника, поскольку, не имея духовного руководства, легко впасть в прелесть. Кто же спорит? В любом деле нужен учитель. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил: «Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учёба в нашем мире, без которой всё наше общество обречено». Но он же сказал и другие слова: «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может». Наверное, многие слышали слова святителя Игнантия Брянчанинова о том, что духоносных наставников у нас сейчас нет, и потому он особо подчёркивал, что в наше время наиболее удобна жизнь по совету. Учитываем ли мы это, когда решаем найти себе руководителя на наших путях к Богу? Какого именно учителя духовной жизни мы ищем? Беда в том, что часто, начитавшись книг о «духовном», пытаются выстроить жизнь по иллюзорным представлениям и начинают искать не наставников в духовной жизни, а «прозорливых» старцев, отмеченных от Бога особыми дарованиями, «предсказателей», каждое слово которых – «откровение от Бога». И в результате – сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней! Одна из серьёзных бед наших дней – это лжестарчество и лжепослушничество. Ещё 28 декабря 1998 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято Определение о духовнической практике. В нём сказано: «В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни. Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понимание беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной, семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (См.: Гал. 5;13 ). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который своё несогласие с духовником переносит на Церковь . Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся лёгкой добычей сектантов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Глава VII. Духовное возрастание о. Амвросия в Оптиной Пустыни под руководством старцев о. Леонида и о. Макария Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. ( Пс. 39, 2 – 4 ). Сеющии слезами, радостию пожнут. ( Пс. 125, 5 ). После сделанного нами необходимого отступления возвратимся снова к давно уже нами покинутому нашему путешественнику. По песчаной, тяжелой Белевской дороге медленно подвигался Александр Михайлович к Оптиной пустыни, радуясь своему освобождению от уз мира и призывая благословение Божие на начало новой жизни. Вот уже на темной зелени густого бора показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Было воскресенье 8 октября 1839 года. В Оптиной пустыни шла поздняя литургия. Оставив своего извозчика на гостином дворе, Александр Михайлович направился в церковь , а по окончании богослужения пошел вместе с другими богомольцами к старцу о. Леониду, жившему тогда в монастыре. Первое впечатление от старца было у него неблагоприятное. «Пришел я к старцу, говорил он впоследствии, – вижу, сидит старец на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом. Мне это на первый раз не понравилось». От старца Александр Михайлович отправился к игумену о. Моисею. Тот спросил его, понравился ли ему старец. Александр Михайлович ответил о. игумену, что у старца много народа, а о том, что старец не понравился, промолчал. Скоро, однако, его отношение к о. Леониду изменилось. В тот же день или на следующий пришлось ему увидеть, как к о. Леониду шел скитский иеросхимонах Иоанн. Его только что постригли в схиму. Лицо у него было светлое, ангельское. Он очень понравился Александру Михайловичу, и он пошел вслед за схимником к старцу. Пришедши в келлию о. Леонида, схимник поклонился ему в ноги и стал говорить: «Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, – благословите носить его». Старец отвечал: «Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носят. Теперь же, когда уже сшил, так носи – не рубить же его!» Наблюдая эту сцену, Александр Михайлович , как он потом рассказывал, понял, в чем тут дело, понял и духовную высоту о. Леонида, и смирение схимника, и с этой минуты сам полюбил старца и захотел вручить ему себя для духовного воспитания, уверившись, что путь, которым поведет его старец, приведет его к истинному, вечному благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Домовый храм св. Александра Невского в Академии управления МВД РФ 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева, клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. 6 декабря, 2010 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева, клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Основанная на базе одного из авторитетнейших учебных заведений системы МВД – Высшей школы МВД СССР, история которой началась в июле 1929 г., Академия сегодня является крупнейшим центром по подготовке руководящего состава для структур всех уровней системы органов внутренних дел, и в ней обучаются офицеры со всей России. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева , клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. — В 1994-98 годах у нас проходили Рождественские чтения, несколько раз приезжал Патриарх Алексий. Я тогда был сотрудником Академии, а 1996 году я начал учиться в Центре духовного образования военнослужащих в Свято-Тихоновском богословском институте . К нам в Академию приезжал о. Константин Татаринцев , нынешний наш настоятель. Мы обратились к руководству с просьбой, чтобы у нас была хотя бы молельная комната. Нам выделили маленькую холодную комнатку, 18 квадратных метров. Потом мы молились, собрали подписи, обратились к руководству, переселили одного профессора, и у нас получилось 40 квадаратных метров с небольшим. Эта часовенка у нас была 2 года, с 1997 по 1999. В храме

http://pravmir.ru/esli-najdu-xot-desyat-...

Е. О. Костецкая Промыслительным для меня событием явился мой приход на Маросейку к отцу Сергию Мечёву , совершившийся ровно тридцать лет назад. С человеческой точки зрения это событие совершенно непонятно: почему я, коренная ленинградка, не могла найти себе духовного руководителя в Ленинграде и должна была найти его в абсолютно чужом мне городе. Необъяснимым также является то, что мой приход на Маросейку был не только одним важным этапом моей жизни, но обусловил и до сих пор как-то обуславливает различные ее моменты. В 1922 году я пережила очень большое горе. Я принуждена была уйти от моего духовного руководителя, ставшего главою обновленчества, и покинуть основанное им братство. Братство это было для меня дорогою семьей. В течение двух лет я вся ушла в работу в нем, и другой жизни, чем в братстве, для меня не существовало. Осиротев духовно, я решила никогда больше ни в какие церковные организации не вступать и не искать никакого духовного руководства. Я оказалась совершенно одинокой, нужно было буквально начинать жизнь заново, черпать силы из каких-то новых духовных источников. Интересуясь всегда изобразительным искусством, в 1923 году я поступила в Институт истории искусств и решила заниматься византийской и древнерусской живописью. Я сразу почувствовала связь иконографии с литургикой и одновременно с изучением ее принялась изучать православное богослужение, правда, главных образом, насколько оно отражалось в изучаемых мною памятниках. Результатом этих занятий стало то, что у меня появилась какая-то потребность простого уставного богослужения, которое прежде казалось мне скучным и утомительным; я начала вдумываться в слова различных песнопений, и их глубокий смысл постепенно стал открываться для меня. Занятиям иконографией я посвящала все свободное от педагогической работы время – в них черпала необходимые жизненные силы. Я ходила в церковь , раз в год говела по обязанности, но от жизни в церкви я себя совершенно сознательно удаляла. Однако в тайне души я искала духовного руководства и завидовала тем, кто имел возможность открывать свою душу определенному духовнику. Некоторые близкие люди имели руководителей и советовали мне обратиться к тому или иному, но я, если можно так выразиться, обжегшись раз, не хотела и пробовать, продолжая мучительно вариться в собственном соку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010