Русская церковь в XIX веке Последовательное изложение событий русской церковной жизни XIX века, за исключением только последнего десятилетия, можно найти в «Учебном Руководстве» профессора Казанской духовной академии Знаменского 178 , а подробный систематический указатель – в «Руководстве» приват-доцента московского университета Доброклонского 179 и, отчасти, в «Летописи» епископа Арсения 180 . Автор исторических набросков, предлагаемых благосклонному вниманию читателей, имел в виду на пространстве отведённых в его распоряжение страниц возобновить в памяти читателей лишь важнейшие события русской церковной истории XIX века и, главным образом, те общие настроения, которые последовательно сменялись в нашей церковной жизни в течение недавно минувшего века и давали определённую историческую окраску той или иной эпохе. Внутренняя жизнь Церкви на всём протяжении её истории и, без сомнения, остаётся в существе своём неизменной, основанная на Вере, Уповании и Любви; но внешние проявления этой жизни бывают в истории неодинаковы: при обстоятельствах благоприятных она проявляется преподобными подвижниками, при неблагоприятных – исповедниками и мучениками. В зависимости от тех или иных внешних условий и влияний выдвигается на арену истории то та, то другая сторона внешней церковной жизни, но внутренняя её сущность остаётся неизменной. В России, где государство искони является не врагом, а покровителем Церкви, и где вера православная признается государственной религией, Церковь не может жить уединённо и обособленно от государства; напротив, живёт неразрывно с ним, разделяя и его печали, и его радости, своим благотворным влиянием оказывая ему помощь и содействие в его великих и многосторонних целях и задачах и сама получая от него пособие для своих целей: счастливый союз на общую пользу без взаимного подчинения в принципе. Вот почему русская церковная история не отделима от русской государственной истории и вот почему события, волновавшие государство, волновали и Церковь , и наоборот, и те стороны жизни, которые выдвигались в данное время в силу исторических условий в государственной жизни, выдвигались и в церковной, и опять-таки наоборот. Все события русской церковной жизни, таким образом, рисуются на фоне русской гражданской истории, которая, главными образом, и сообщает первой тот или иной колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Сейчас, во время Великого поста, в храмах ежедневно читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Почти на два месяца мы вживаемся в духовный опыт другого человека и обращаемся к Богу его словами словно своими. Но эта молитва — не единственное наследие святого Ефрема. В числе прочих творений до нас дошли его толкования на Священное Писание и его учение о том, как Писание нужно читать. Святой Ефрем Сирин считал, что без Священного Писания невозможно достигнуть святости и спасения. «Природа, — говорит он, — это земля, нами возделываемая; произволение — земледелатель; а Божественные Писания — советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки ему искоренять и какие благие добродетели насаждать. Сколько бы ни был наш земледелатель трезвен и ревностен, однако же без учения Божественных Писаний он и не силен и не сведущ; потому что законоположение Божественных Писаний дает ему разумение и силу, а вместе, от собственных ветвей своих и благие добродетели, чтобы привить их к древу природы, веру к неверию, надежду к безнадежности, любовь к ненависти, знание к неведению, прилежание к нерадению, славу и похвалу к бесславию, бессмертие к смертности, Божество к человечеству». Первые годы своего подвижничества преподобный Ефрем провел в Низибийской пустыне, под руководством святителя Иакова. Под его руководством изучал он Священное Писание, святитель брал его с собой на Первый Вселенский Никейский Собор (325 г.) После смерти святителя преподобный Ефрем отправился в Эдессу, как говорит Григорий Богослов, с тем, чтобы найти там ученого мужа, который научил бы его понимать Писание. Приближаясь к городу, Ефрем просил Бога, чтобы Он послал ему навстречу человека, с которым бы он для пользы своей души мог побеседовать от Священного Писания. В городских воротах ему встретилась женщина, которая выглядела как женщина легкого поведения. Святой Ефрем подумал, что Бог не внял его молитве. Между тем женщина, шедшая навстречу, остановилась и пристально смотрела на него. Поэтому он обратился к ней с упреком: «Зачем ты, забыв стыд, смотришь не в землю, как следовало бы стыдливой женщине?» Женщина ответила, что она должна смотреть на него, потому что жена от мужа взята, а ему надлежало бы смотреть не на нее, а в землю, потому что он как муж взят от земли. Ефрем удивился ответу женщины и прославил Бога, Который устами грешной женщины сделал ему наставление и вразумил, что не должно пренебрегать и грешниками.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-efr...

Скачать epub pdf III. УСЛОВИЯ УМНОГО ДЕЛАНИЯ В АСКЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ свт. ИГНАТИЯ. Данный раздел посвящен описанию тех факторов духовной жизни, без которых не мыслимо правильное прохождение умного делания. Желающий приступить к этому глубинному, тончайшему деланию души должен знать, при каких лишь условиях его путь достигнет цели, а делание увенчается плодом. В аскетическом учении свт. Игнатия в качестве условий умного делания ясно выделяются такие аспекты, как участие в благодатной жизни Церкви, устроение своей жизни в соответствии со святоотеческим преданием, жизнь по духовному руководству, при этом Святитель различает руководство старца, жизнь по совету духовно преуспевших братий и руководство святоотеческими писаниями (нами приводится и личный опыт Святителя в поиске духовного наставника). Условиями также являются исполнение евангельских заповедей, искоренение страстей, терпение скорбей и искушений, а также хранение себя в безмолвии. Условия умного делания подобны прекрасно созданной оранжерее, лишь в определенной среде которой произрастают прекрасные цветы. Условия умного делания задают всему деланию правильное направление, охраняют делателя от преткновений, ведут по пути постепенного усвоения всех правил душевного подвига. Лишь при этих условиях возможно приступить к умному деланию, и делатель должен постоянно проверять самого себя, насколько он этим условиям следует. 1. УЧАСТИЕ В БЛАГОДАТНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ. Прохождение умного делания не мыслимо без участия в благодатной жизни Церкви. Умное делание возводит человека к приобщению Христу, а Церковь есть Тело Христово, и участвующий в церковной благодатной жизни как раз приобщается Христу. «В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом» 96 , – говорит свт. Игнатий. В храме совершается молитвенное восхождение к Богу, а молитва являет основной вид умного делания. Умное делание имеет ближайшее отношение к качеству молитвы, которою мы молимся во время храмового богослужения, и поэтому приступающий к умному деланию должен обязательно посещать церковные службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Скачать epub pdf Взгляды на образование Константина Леонтьева (монаха Климента) Недавно прошли дни памяти Константина Леонтьева (монаха Климента) – исполнилось 120 лет со дня кончины великого русского мыслителя, православного философа, писателя, публициста, государственного и общественного деятеля. Прежде всего нужно сказать немного о нем, о его духовном наследии, о его времени. Константин Николаевич Леонтьев был человеком удивительной судьбы, выдающегося ума, исключительных душевных дарований и великих духовных плодов. Промысл Божий вел его к вере и Церкви непростым путем. Во время Крымской войны он, работая военным врачом в госпиталях, спасал жизнь ближним («ближайшим», как он говорил). Потом, много лет служа государству Российскому на дипломатическом поприще на Востоке, он размышлял над действием Промысла Божия в жизни народов и государств. Наконец, когда Леонтьеву было уже 40 лет, Господь совершил над ним явное чудо, исцелив его от смертельной болезни и показав тем самым всесилие Своей благодати. По-настоящему же православным, то есть церковным, человеком Константин Леонтьев стал на Афоне, где он прожил более года под руководством старца-духовника Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима, выполняя все монастырские правила. Леонтьев собирался принять монашеский постриг на Афоне, но благословение старческое было другое, и он стал монахом только в конце жизни, в России. Он был пострижен в Оптиной пустыни по благословению Амвросия Оптинского , который в последний период жизни Леонтьева был его духовником и старцем. Сейчас к творчеству Константина Леонтьева обращаются все чаще и чаще. Собирается и издается его наследие – художественные произведения, политическая публицистика, духовная проза, письма; многие рукописи публикуются впервые. Особую ценность представляют леонтьевские статьи 1872–1891 годов, написанные после обращения к вере. Все они «озарены идеей Православия» с. 34]. Непреходящая ценность наследия Леонтьева заключается для нас в том, что он на основании евангельского учения и святоотеческих творений, опыта жизни в афонском монастыре по строжайшему уставу, личного аскетического подвига под руководством великих афонских и русских старцев обозначил принципиальные основы византизма – христианской аскетической культуры, берущей свое начало в православных духовных и государственных традициях древней Византии, когда жизнь каждого человека и всего общества устраивается в соответствии с правильным, церковным мipoboззpehueм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/uch...

Скачать epub pdf Под таким названием в 1909 г. вышла в свет единственная небольшая брошюра, посвящённая жизни и деятельности выдающегося русского церковного учёного Николая Петровича Аксакова . К 165-летию со дня его рождения мы публикуем фрагмент из готовящейся к изданию монографии Ю.В. Балакшиной «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников). 1903–1907. Документальная история и культурный контекст». Николай Петрович Аксаков родился в 1848 г. в Александринском уезде Тульской губ. в родовом имении своего отца П.Н. Аксакова. Аксаковы принадлежали к древнему дворянскому роду и почитали среди своих предков Шимана, сотрудника преп.  Феодосия Печерского . Первоначальное воспитание Николай Аксаков получал дома под руководством матери, «женщины очень образованной, глубоко религиозной» 1 . В девятилетнем возрасте Надежда Александровна Аксакова побывала в Сарове и познакомилась с преп. Серафимом. Свои детские воспоминания она записала и впоследствии издала в 1903 г. в виде брошюры «Отшельник 1-й четверти XIX столетия (из детских воспоминаний)». Во время поездки за границу вместе с матерью и остальным семейством Николай Аксаков имел возможность продолжить образование в европейских университетах. В 16-летнем возрасте он прослушал несколько семестров в высшей философско-богословской школе в г. Монтобане (Франция). «Школа эта была протестантская, но, уважая свободу верований учащихся в ней, знакомила их с учениями всех религий и не влияла на свободу их совести» 2 . Затем он слушал лекции в университетах Гейдельберга и Галле. Во время пребывания в Гейдельберге курс лекций по истории церкви Аксакову прочёл известный православный учёный, канонист проф.  А.С. Павлов , находившийся в Германии в научной командировке. «Занятия под руководством проф. Павлова дали направление богословским воззрениям и научно-церковным интересам Николая Петровича, который не прерывал духовной связи со своим учителем и по возвращении на родину» 3 . В 1868 г. в 19 лет Аксаков выдержал окончательный экзамен в Гессенском университете и там же публично защитил диссертацию по философии, написанную им на немецком языке – «Идея Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Суздаль. Ризоположенский женский монастырь. Колокольня Евфросинии Суздальской. Преподобенская колокольня Колокольня. Действует.   Престолы: Евфросинии Суздальской Год постройки:Между 1813 и 1819. Архитектор:Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, Красная площадь Координаты: 56.42432, 40.44662 Проезд:Центр, самое высокое здание в городе Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трёхъярусная колокольня монастыря была построена в 1813-1819 годах под руководством суздальского каменщика Кузьмина в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Достигающая в высоту 72 метров, она стала самым высоким строением в городе. Колокольня выполнена в стиле классицизма. Сквозные ярусы колокольни оформлены повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. В начале XX века колокольня была отделана цементной штукатуркой, что отяготило её ярусы. При реставрации не позднее 1960-х годов была восстановлена первоначальная двухцветная окраска колокольни: стены желтые, детали - белые. http://drevo-info.ru/articles/13678727.html В памяти суздальцев также живёт легенда о том, что Преподобенскую колокольню Свято-Ризположенского монастыря начали строить во время Отечественной войны 1812 г. В книге Варганова А.Д. «Суздаль» есть сведения о том, что во время Отечественной войны, после окончания Бородинского сражения, в Суздале оказался один из полков русской армии и жители города, видя страдания и смерть офицеров и солдат, дали обет в случае победоносного завершения войны построить в городе самую высокую колокольню. По мнению суздальского краеведа Ю.В. Белова, её начали строить ещё до войны. «Вопрос о строительстве колокольни впервые был поднят в 1803 г. ...игуменьей Апполинарией», которая обратилась с ходатайством в духовную консисторию. Ходатайство было вызвано тем, что старая шатровая колокольня XVII века, построенная И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым... во многих местах треснула и грозила падением. Разрешение было получено. С самого начала игуменья Апполинария, посоветовавшись с руководством других суздальских монастырей, с духовными властями, решила сделать колокольню «грандиозной», так как Ризположенский монастырь располагался в самом центре древней столицы княжества и был древнейшим из сохранившихся в Суздале. Для строительства колокольни была образована специальная комиссия из представителен суздальского духовенства, настоятелей Спасо-Евфимиева, Покровского и Ризположенского монастырей. В этой же статье он приводит данные о том, кто строил колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=05100

Тула. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Она была сооружена на средства уроженца города Тулы митрополита Сергия (Ляпидевского). Уже будучи митрополитом Московским и Коломенским, владыка на свои средства решает построить приют для детей-сирот. Вскоре на приобретённом участке земли под руководством священника Михаила Рождественского, который сам вёл обширную благотворительную деятельность и имел особую любовь к детям-сиротам и отношение к приютам, по благословению митрополита Сергия было построено здание приюта для 120 детей-сирот, три церковно-приходские школы, слесарная мастерская, лечебница для приходящих больных, которую вскоре назвали именем митрополита Сергия. Все эти учреждения были обеспечены его денежными вкладами. Но венцом долгой и многотрудной деятельности является построенный для приюта величественный храм с колокольней во имя преп. Сергия Радонежского — небесного покровителя владыки — с приделами во имя Великомученика Пантелеимона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). Строительство храма осуществлялось под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который впоследствии стал первым настоятелем новопостроенной церкви. В 1901 году мастером Н. Сафроновым была закончена роспись храма, которая сегодня восстановлена в первоначальном виде. Рядом с храмом возвышалась величественная колокольня, которая являлась не только одной из самых высоких точек нашего города, но и духовным центром. На шестом этаже колокольни располагалась огромная библиотека. Здесь часто собирались люди для духовных бесед со священником. В 1918 г. храм, не избежав печальной участи почти всех храмов России, был закрыт, и на этом его 20-летняя история, казалось бы, закончилась. Вскоре храм был открыт по просьбе верующих, но уже действовал как обычный приход. Сиротский приют же прекратил свое существование. Настоятелям храма был назначен протоиерей Петр Невский. В 1930 г. церковь закрыли окончательно, и с этого времени по 1991 г. в ней размещались клуб ТЮЗ, продовольственный и бакалейный склады, склад ТЮЗа. В августе 1991 г. храм был передан верующим. Теперь в нём совершаются ежедневные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01485

Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (от 2002 года) 9 мая 2005 г. 10:48 Устав принят 11 апреля 2002 года.  Новая редакция Устава была принята решением Собора ЭПЦ МП от 15 мая 2012 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (Далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование «ЭПЦ МП» используется в документах внутрицерковного и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самостоятельной Церковью, относится к канонической юрисдикции автокефальной Русской Православной Церкви, через которую осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими Поместными Православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики. 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в Таллине. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. ОСНОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ И КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА; РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание, Священное Предание, догматы, каноны Святых Вселенских и Поместных Соборов, правила Святых Отцов. 2.2. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии, свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 года, действие которого было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года . 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием, постановлениями Святых Вселенских и Поместных Соборов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. 2.4. Целью деятельности ЭПЦ МП является достижение христианского спасения объединенных православной верой людей посредством: участия в церковных священнодействиях, следования евангельскому учению, распространения христианской веры, исполнения дел христианского милосердия и личного духовного совершенствования.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

Феодор, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский (Иоанн) † 1394, память 28 ноября/11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители – Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна – были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей – Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди – преподобного Сергия. В 12-летнем возрасте отец привёл его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины. Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу своё желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священно-инока оставалось твёрдым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010