1. Так как вы вчера с великим усердием выслушали слова наши, то вот и сегодня мы предложим любви вашей вновь прочитанное, наперед прося вас прилежно внимать тому, что будет говориться, да и прежнее слагать в уме своем, чтобы нам не тщетно и не напрасно предпринимать такой труд. Мы заботимся о том, чтобы вы в точности узнали силу Писания и таким образом не только сами понимали это, но и других учили, чтобы могли вы, по блаженному Павлу, «созидать один другого» ( 1Фес.5:11 ). Если вы будете преспевать о Господе и показывать успехи в изучении духовного, то и нам доставите великое веселье, так как в этом все наше счастье и величайшее торжество. «Кто бо нам, – говорит Павел, – упование, радость,... венец похваления? Не и вы ли» ( 1Фес.2:19 ) и ваше преспеяние о Боге? И каждый учитель, когда видит, что учащийся твердо держит в памяти прежние уроки и на деле показывает плод (от них), с большим усердием преподает ему и дальнейшие сведения. Так и мы, чем более видим, как возбуждается ваш ум, как возрастает расположение и окрыляется мысль, тем более становимся усердными к более полному изложению вам учения. И чем более проливаем на вас этих духовных струй, тем более и у нас умножаются их токи к вашему назиданию, к пользе ваших душ: здесь ведь не может случиться того, что обыкновенно бывает с деньгами. Там, кто дает ближнему серебро, тот уменьшает свое имение, и чем более он дает, тем более уменьшается его имение. Но здесь напротив: тогда-то более и умножается у нас имение, тогда-то более и возрастает это духовное богатство, когда мы обильно проливаем учение для тех, кто желает черпать его. Итак, если это нам служит к умножению богатства и достояния, и вы ненасытно желаете этой духовной пищи, то посмотрим, чему в сегодняшнем чтении учит нас блаженный Моисей, или лучше – устами его говорит ко всем нам благодать Святого Духа. «И рече, – говорит, – Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Не опустим этих слов, возлюбленные, без внимания, но рассмотрим каждое речение и, низойдя во глубину, исследуем сокрытую в этих кратких словах силу. Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них) сокровище, а внимательным и рассудительным не следует останавливаться на поверхности. Ведь и желающие выкопать чувственное сокровище не на поверхности только копают и разыскивают, но, спустившись на большую глубину, исследуют самые недра земли и таким образом, с помощью своего искусства, отделяют от земли золото и часто с большим трудом и усердием едва успевают найти малые крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и труд меньше, и богатство неизреченное: таково все духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 10 Евр.6:7–8 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. 1. Со страхом мы должны слушать слово Божие, со стра­хом и великим трепетом: " Служите, – говорит (Псалмопевец), – Господу со страхом и радуйтесь... с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Если же самая радость наша и веселье должны быть с трепе­том, то когда говорится что-нибудь страшное, каково (сказан­ное) теперь, какого не заслуживаем мы наказания, если без трепета слушаем сказанное? Показав, что отпавших невоз­можно крестить вторично и что им невозможно опять через купель (крещения) получить отпущение (грехов), и объяснив, как это страшно, (апостол) продолжает: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». Устрашимся же, возлюбленные! Не Павлова это угроза, не человеческие это слова; это – Духа Святаго, Хри­ста, глаголавшаго в Павле. Кто чист от этих терний? Если бы даже мы были чистыми, то и тогда нам следовало бы не оставаться спокойными, а страшиться и трепетать, как бы в нас не выросли терния; а если мы все всецело состоим из терний и волчцов, то, скажи мне, как мы можем оставаться спокойными и беспечными? Что делает нас беспечными? Если думающий, что он стоит, должен бояться, чтобы не упасть, – «кто думает, что он стоит, – сказано, – берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ), – то падший сколько должен заботиться, чтобы востать? Если Павел боялся, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:27 ), если он, столь достойный, боялся сделаться недостойным, то мы, уже сделавшиеся недостойными, какое будем иметь оправдание и прощение, не имея никакого страха, но исполняя христианские обязанности, как бы какой обычай, и только для вида?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 86 Ин.20:10–11 . Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. 1. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. – 2. Мария возвещает о нем апостолам. – Почему Иисус Христос явился вечером своим ученикам. – 3. Благодать Св. Духа неиссякаема. – 4. Нужно всячески стараться о том, чтобы иметь в себе Св. Духа и сохранять Его благодать. – Величие достоинства и должности священников: должно почитать и уважать их, и помогать им. – Оскорблять их значит вредить самому себе. 1. Женский пол как-то особенно чувствителен и весьма склонен к состраданию. Говорю это для того, чтобы для тебя не было удивительным, отчего Мария горько плакала при гробе, а Петр не обнаружил ничего подобного. Ученики, говорит евангелист, «возвратились к себе», а Мария «стояла... и плакала». Она, по самой своей природе, легко трогалась, а притом она еще не знала ясно учения о воскресении; напротив, ученики, увидев пелены, уверовали и отправились домой в изумлении. Почему же они не пошли прямо в Галилею, как было им заповедано пред страданием? Может быть, они ожидали прочих (учеников); с другой стороны, они еще находились в крайнем изумлении. Итак, они пошли домой, а Мария стояла у гроба. Великое, поистине, утешение, как я уже сказал, доставляет нам сам вид гроба. Видишь ли поэтому, как она, для большего утешения, приникает взором во гроб и хочет видеть место, «где лежало тело Иисуса» ( Ин.20:12 )? Оттого не малую получила она и награду за столь великое усердие. Чего не видели ученики, то первая увидела жена, именно – ангелов в белых ризах, сидящих – одного у ног, а другого у главы; самая одежда их показывала уже великую радость и веселье. Так как ум жены не был столько возвышен, чтобы от гробных пелен прийти к вере в воскресение, то вот совершается нечто большее: она видит ангелов, сидящих в светлых одеждах, чтобы чрез это могла уже воспрянуть от скорби и утешиться. Впрочем, ангелы ничего не говорят ей о воскресении: она возводится к этому догмату мало-помалу. Она видит лица, более обыкновенного светлые; видит одежды блестящие; слышит голос участия, так как ангелы говорят ей: «жена! что ты плачешь?» ( Ин.20:13 ). Чрез все это, как чрез отверстую дверь, она мало-помалу приводима была к слову о воскресении. Да и сам образ сидения ангелов располагал ее к вопросу: из него видно было, что они знают о случившемся, и потому-то сидят не вместе, а отдельно друг от друга. Но так как невероятно было, чтобы она сама прямо осмелилась спросить, то они и вопросом и образом сидения располагают ее к разговору. Что же она? Она с жаром и вместе с любовью говорит: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» ( Ин.20:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 21 3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех. 5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. 7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. 13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан. 14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость. 15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. 16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый. 19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями   в комментариях. Справедливость и правосудие    Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия ( 3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ). Мы снова видим противопоставление жертвы как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака , как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Глава 20 Ответная речь Софара на речь Иова во втором разговоре. 1–3. Введение. 4–11. Общее положение о неустойчивости и кратковременности счастья грешников. 12–29. Описание гибели нечестивого. Иов.20:2 .  размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их. Иов.20:3 .  Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня. Побуждением к речи Софара является позорящий его и приводящий в возбуждение упрек Иова в недостатке мудрости ( Иов 12.2 и д.; ср. Иов 18.8 ). Иов.20:4 .  Разве не знаешь ты, что от века, – с того времени, как поставлен человек на земле, – Иов.20:5 .  веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Отвергаемый Иовом закон нравственного мздовоздаяния, по которому благоденствие грешника кратковременно, также древен, как и сам «человек», – род человеческий (евр. «адам» не в смысле собственного имени первого человека, а в значении человеческого рода – Втор 4.32 ). Иов.20:6 .  Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, – Иов.20:7 .  как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он? Как бы могуществен и величав ни был первоначально грешник (ст. 6, ср. Ис. 14.13–15 ), но в конце концов он погибает с позором, – пропадает, как помет (ср. 4Цар 9.37 ; Иер 8.2 ), вызывая подобною гибелью недоумение окружающих (ст. 7, ср. Ис 14.9–12 ). Иов.20:8 .  Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Иов.20:9 .  Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. Благоденствие грешника не имеет ни продолжительности, ни реальности: подобно сновидениям, оно – несбыточная мечта ( Пс 72.20, 89.6 ; Ис 29.8 ), от него не остается никакого следа (ст. 9; ср. Иов 7.8–10, 8.18 ; Пс 36.35–36 ). Иов.20:10 .  Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Подобного рода участь постигает не только самого нечестивца, но и его потомство. Так как приобретенное нечестным путем богатство перейдет в руки других (ср. ст. 18), то дети грешника будут доведены до такой нищеты, что станут заискивать у таких же нищих, как сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Вступление пророка в служение 1–3. Съедение свитка. 4–11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12–15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16–21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22–27. Внешнее состояние пророка в течение последующих предсказаний. Иез.3:1 .  И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед­ тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Иез.3:2 .  Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; Иез.3:3 .  и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутрен­ность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах мо­их сладко, как мед. Господь отвлекает пророка от разглядывания свитка, напоминая ему свое требование съесть его с настойчивостью («съешь – съешь» ­­ ну съешь же; в слав. 1 раз, ст. 1), и пророк берет свиток в губы (ст. 2), все еще не решаясь проглотить его; но Господь ясно и определенно требует именно последнего (в третий раз). Это в знак, конечно, того, что сообщаемое ему слово Божие он должен внутренне усваивать, как бы претворять в плоть и кровь свою, чтобы потом при проповеди извлекать его изнутри себя и говорить неистощимо. Съев свиток пророк вопреки ожиданию нашел его сладким и не просто сладким, но чрезвычайно, – как мед. Это было знаком того, что слово Божие, которое содержал свиток, всегда бывает для человека «в радость и веселье сердца» ( Иер 15.16 ; Пс 118.103 ), что «бесконечно приятно быть орудием и вещанием Всевышнего и самые тяжелые божественные истины для человека с духовным разумением имеют отрадные и успокоительные стороны» (Генгстенберг). «Съедение свитка не столь странный символ для древности и востока, как для нас. Мы резко различаем между телесной и духовной жизнью и думаем, что питание служит поддержанию только первой; для древнего же человека еда была больше, чем физическое подкрепление; в древней Аравии общение в еде служило началом и для общения в жизни, связывая едящих и в духовных стремлениях; еда – это непосредственное питание крови, которая с своей стороны есть седалище души; припомним, что через вкушение плода с древа райского можно было достигнуть обладания духовными познаниями; можно указать, наконец, и на христианскую идею вечери в царствии небесном» (Бертолет). LXX в 1 ст. не имеют евр. предложения: «съешь этот свиток», почему его считают глоссой по Иер 15.18 , а в 3 ст. вместо «чрева» имеют «уста», что, вероятно, ошибка переписчика: στομαχον – στομα σου.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как бросить пить? 2 марта, 2012 Как бросить пить — этот грустный вопрос часто встает, если не перед самим человеком, страдающим от алкоголизма, то перед его близкими . О вреде этанола можно говорить бесконечно. От продуктов распада алкоголя в крови страдает не только печень, как принято думать. Алкоголь наносит вред: Алкоголь убивает человека и «безопасной дозы» не существует. Существует та, которая минимально вредит. Если вы подозреваете, что столкнулись с алкогольной зависимостью, этот материал для вас. Алкоголизм или умеренное употребление? Если вопрос о том, не является ли ваша к алкоголю чрезмерной, возникает все чаще, поспешим вас расстроить, скорее всего проблема уже существует. Причем, неважно, что именно человек пьет. Ежедневное употребление пива, вина, коньяка или шампанского, без которого все сложнее обойтись — это уже зависимость. Человек, страдающий от алкоголизма говорит себе «я могу просто перестать пить в любой момент», но без привычной дозы спиртного ощущает нервозность, подавленность, не знает, куда себя деть. Последняя стадия — физиологический дискомфорт, перед ним идет психологическая тяга и невозможность расслабиться. Алкоголь очень коварен, он действует на мозг человека, как депрессант. Веселье, которое человек испытывает, употребив спиртное, он берет взаймы у самого себя. Расплата — депрессивное состояние. Если другие радости жизни — приятная прогулка, чтение хорошей книги, посещение театра дают дополнительные положительные эмоции, не влияя на спокойной и ровное состояние психики, то алкоголь будоражит и «радует» за ваш счет. Радость непременно сменится плохим настроением и самочувствием. Почему алкоголизм ведет к смерти В расщеплении веществ, содержащихся в алкоголе, принимает участие такой хрупкий и маленький орган, как поджелудочная железа. Проблемы, связанные с ней, нередко связаны с наследственностью и плохим питанием, но львиная доля панкреатитов обязана своим появлением алкогольной зависимости. Поджелудочная железа воспаляется, доставляя своему обладателю, немалые физические страдания и боли. Организм не может переваривать не только алкоголь, но и обычную пищу. Самые плохие новости о поджелудочной железе: это не парный орган, который человеку совершенно необходим.

http://pravmir.ru/kak-brosit-pit/

Кому из нас не приходилось бывать в различного рода опасностях? Кого не постигали скорби и бедствия, угрожавшие даже лишением жизни? Но так ли мы поступаем сами, как поступил апостол Петр в опасную минуту своей жизни? Прибегаем ли к призыванию спасительного имени Божия, когда находимся в опасности и не видим впереди скорого избавления от нашедших на нас бедствий? Смиряемся ли под крепкую руку Божию в мрачные и тяжелые дни искушений? Как жаль, что некоторые вместо смиренной молитвы ко Господу о помощи, вместо благодушного перенесения постигшего их несчастья терзают себя гневом и досадою и даже предаются гибельному отчаянию. Подлинно такие люди усугубляют свое скорбное состояние и лишают сами себя спасительной надежды на скорое избавление. Злостраждет ли кто в вас, говорит святой апостол Иаков, да молитву деет ( Иак. 5, 13 ). И действительно, произносимая с верой и упованием молитва имеет великую силу. Она полезна христианину всегда, а в особенности в озлоблениях и напастях, когда разразилась над нами грозная туча бедствий, посылаемых на нас или через карающую руку грозного Судии, или по внушению и действию виновника всякого зла – диавола. В самом деле, где и откуда может получить себе помощь и утешение несчастный страдалец? Наши друзья большей частью остаются верными и преданными нам только в светлые дни нашего благополучия, а при беде и несчастье чаще всего оставляют нас на произвол судьбы. Если же и остаются у нас друзья, готовые оказать нам помощь, то и они часто не имеют сил и средств избавить нас от бед; в иных случаях нужна бывает нам особенная, не человеческая помощь. Господь есть единое прибежище и сила в наших напастях, единый Помощник в постигающих нас скорбях. Нет такого горя, в котором бы Господь не мог утешить нас; нет такой беды, в которой отказался бы нам помочь Отец Небесный. Он слышит и благодушно принимает каждое движение нашего сердца и готов подать благовременную помощь всем, призывающим Его во истине. Он неожиданно и непредвиденно для людей прилагает печаль их на радость и скорбь – на веселье.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Некогда пророк Исаия увидел Господа Саваофа «на Престоле высоком и превознесенном, и вокруг Него стояли Серафимы», и слышал, как Он говорил: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Дерзнул святой Исаия и сказал: «Вот я, пошли меня. И сказал Он (Господь): «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите», – и прочее ( Ис. 6:1–2, 8–9 ). Пошел святой Исаия, посланный Богом к людям израильским. Смотрю на него и вижу, что он в своей руке несет чашу с каким-то питьем. Мне кажется, что это Бог пожаловал людям Своим израильским и послал им от обеда Своего чашу какого-то прекрасного питья в знак Своей милости. Пришел Исаия с той чашей сначала в страну Завулонскую и Неффалимскую и воззвал, говоря: «Испей ты прежде это вскоре, страна Завулонская и земля Неффалимская» ( Ис. 9:1 ). Любопытство меня влечет, и я хочу знать, какое это питье, которым пророк Божий потчует от Бога людей Божиих. Смотрю я на конец восьмой главы, как на верх чаши, и жду, что это будет или мед сладкий, или рейнское прекрасное, или «ссект», или «петерцамент», или что-либо иное драгоценное. Но вот я вижу противоположное, вижу некую самую ужасную полынную горечь, ибо пишется так: «Вот – горе и мрак, густая тьма» ( Ис. 8:22 ). Это прежде вскоре испей, страна Завулонская и земля Неффалимская! Благодарю тебя, святой пророк, за то, чем ты жалуешь, ты велишь пить горе и мрак, густую тьму. Какая же сила этого питья? В чем тайна этих слов? Посмотрим на дно и внемлем тому, что после сего говорит пророк: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» ( Ис. 9:2–3 ). Посмотрим на силу горького полынного питья. «Будете пить, – говорит, – тьму, а увидите свет. Будете пить печаль, а найдете веселье. Будете пить горе, а получите радость. Будете пить тесноту, а окажетесь на просторе. Будете пить горечь, а наполнитесь сладостью. «Со слезами посеете, но с радостью пожнете» ( Пс. 125:5 ) плоды рук своих». Нет времени исторически истолковать эти пророческие слова, духовно же они вкратце изъясняются так: чаша бедствий и скорбей, которую Божиим попущением наполняют нам наши недруги и велят ее пить, – горька, но если мы выпьем ее ради любви к Богу терпеливо и любя наших врагов, то она превратится для нас в вечную сладость и принесет нашим душам вечное здравие. Итак, будем любить наших врагов и терпеть от них (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Игры – Забава – Ловля В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Игры – Забава – Ловля Охота пуще неволи. Охоту тешить – не беда платить. Эта вещь на охотника, стоит сто рублей. Этой вещи на охотника, и цены нет. Без охоты и человек болван (не знающий забавы) . Заяц-трус, и тот охотиться любит (на капустку) . Охота – природа человека. Охота – веселье. Не довольство, а охота человека тешит. Смолоду охотой, под старость перхотой. Смолоду в охоту, под старость в неволю. Хоть есть нечего, да жить весело. Скоморохова жена всегда весела. Не поет, так свищет; не пляшет, так прищелкивает. У наших у ворот всегда хоровод. Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит. Борьба и охота похвальбу любят. Трубка да баба перва забава (а винцо радость). Сон да баба, кабак да баня – одна забава. Табак да баня, кабак да баба – только и надо. Охоту держать – дом разорять. В голубятниках да в кобылятниках спокон веку пути не бывало. Сегодня гули (голуби), да завтра гули: держись, чтоб в лапти не обули. Гули да гули, да и (ан и) в лапти обули. Орешки дерут прорешки (о лазании по деревьям) . Рыбка да утка сделают без обутка. Рыбки да рябки, прощай деньки! Рыбки да рябки , потерять уповодки (т. е. рабочее время) . Хоть в пень (стрелять), лишь бы прошел день . День поудишь, да на алтын прикупишь, вот и щерба (уха) . Цена зайцу две деньги, а бежать – сто рублев. Пока зайца убьют, вола съедят. Рубль бежит, сто догоняет, а как пятьсот споткнется, неоценённый убьется (о псовой охоте: заяц, собака, лошадь и барин. Малорос.) . Первые щенята (борзые) царские, вторые барские, третьи псарские. Сидит на овчине (на рогоже), а бьет соболей (промышленник) . Кунь да соболь бежит, а баранья шуба а санях дрожит. Не дорог конь, дорог заяц. Коня положили, да зайца уходили. Перья остались, а мясо улетело (о промахе) . Либо дупеля, либо пуделя. Либо утку хлоп, либо парня в лоб. Настрелять дичи серебряною дробью.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010