«Радость моя! избавь меня от окруживших меня», – говорит пророк ( Пс. 31:7 ). Когда Ангел говорил Товии: «Радуйся, Товия, радость тебе всегда да будет», – Товия отвечал Ангелу: «Какая радость мне может быть, когда я сижу во тьме, света небесного не вижу?» Что за радость может быть душе в юдоли этой плачевной, во тьме и сени смертной, пока она пребывает в бессловесных наследиях, ничего иного не ожидая, только смерти, только разлучения с этим миром, только безвестной кончины? Ибо какая радость может быть пребывающему в скорби и горести? Какое веселье сидящему во тьме? Какая прохлада находящемуся в узах? Какое утешение ожидающему горестной смерти? Никакого. Что же ты, человек, имеешь в этом веке, достойного радости и веселья? Чем хочешь утешиться? Славой ли мира сего, легко исчезающей? Имением ли, или богатством, вскоре погибающим? Сладостями ли и похотями плотскими, в смрад и гной обращающимися? Благолепием ли, или красотой плоти, быстро истлевающей, в прах и пепел прелагаемой? Не имеешь, человек, чем утешиться в этом плачевном веке, но более плакать и рыдать следует тебе. Ибо не в отечестве сидишь, но в изгнании; не в мире и покое, но в борьбе и великих ратях; не в радости и веселье, но в юдоли сей плачевной. Кто веселится, будучи в долгах? Кто утешается, сидя в темнице? Кто радуется, ожидая смерти? Никто. Ибо мир сей исполнен плача, а не веселья; скорби и печали, а не радости; тяжести и горести, а не утешения. Ничего в нем нет постоянного и непреложного. Радость его смешана со скорбью, веселье с печалью, слава его изменчива, богатство исчезаемо, красота в прах и пепел прелагаема, наслаждение плотское во смрад и гной претворяемо. В последний же час все это внезапной смертью пресекается и оканчивается. Ничего нет в веке сем достойного радости и веселья, ничего нет достойного утешения и благомыслия, но все исполнено плача и рыдания: суета сует век человеческий. Куда ни обратишься, всюду рать увидишь. Отсюда ратует объедение, оттуда же пьянство; отсюда леность, оттуда же нечувствие; отсюда похоть, оттуда же скверные помышления. Отовсюду страсть, отовсюду грех и преступление, отовсюду страх. Нет ничего, о чем подобало бы радоваться в многострадальном веке сем. Придет же смерть, придет разлучение с миром сим, придет внезапное изменение всех вещей. Душа же пойдет в иной век и примет, что здесь сделала, а плоть останется червям на съедение, в смрад и гной обратится. Ничего в мире сем нет радостного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Смех – Шутка – Веселье В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Смех – Шутка – Веселье Посильна (Под силу) беда со смехами, а невмочь (не под силу) беда со слезами. Тут не до смеху (не до смешков). Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Кто в радости живет, того и кручина неймет. Есть нечего, да жить весело. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Бог и плач в радость обращает (претворяет). Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем. Мешай дело с бездельем: с ума не сойдешь. Шутка в пазуху не лезет. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. Точить балы, точить балясы, белентрясы. За хлебом-солью всякая шутка хороша. Шутку сшутить, людей посмешить. Шутку шутить, всех веселить. Умеючи пошутить – людей повеселить. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Шутник покойник: пошутил да и помер. Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл. Нет лучше шутки, как над собою. И с посмеху люди выходят. Не выслужишь, так вышутишь. Шутя люди мед пьют. Шутил, шутил, да и вышутил. Шутки ходят в шубках. Шутка-то ряд делу. Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд. Шут не шут, а хороший шпынь. Шут полосатый, выворотной, гороховый, подновинский. Без проказ ни на час. Наши дивят кишечный ряд. Мыши кота погребают. Кот посхимился, лиса постриглась. Это и курам смех. Куры нахохочутся. Сердце веселится, и лицо цветет. От радости голова вскружилась, дух сперся. Земли под собою не слышит (невзвидел; от радости) . Отвести душу (т. е. нарадоваться, натешиться) . Надорваться со смеху. Смехом бока надсадили. Все со смеху покатились. Со смеху не лопнуть стать. У насмешливого зубы белы. Слезливый слезами обольется, а смешливый со смеху надорвется. Нет лучше веселья, кому сердечная радость. Веселье лучше богатства. Веселого нрава не купишь. Гляди весело, как солдат по уставу во фрунте. Весело пожить, да красно умереть.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Рассуждение тридцать третье. О радости § I Радость есть приятное движение сердца по причине настоящего добра, которое сердце чувствует и приемлет; или есть часть любви, которая состоит в усердии, желании, и чувствии удовольствия. § II Радость Божия означает 1) благодатное благоволение в верных своих, как пишется: яко обратится Господь Бог твой возвеселитися о тебе во благих, якоже возвеселися о отцех твоих ( Втор.30:9 ); или как говорит Исаия: и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе ( Ис.62:5 ). И на другом месте: и возвеселюся о Иерусалиме, и возрадуюся о людех моих ( Ис.65:19 ). 2) Радость о кающемся грешнике: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк.15:7 ). § III Радость в человеке есть или естественная, или духовная. Естественная, когда человек радуется в счастье. Духовная бывает или в получении от Бога духовных добр в сей жизни, или в надежде будущих. О сей радости говорит Давид: возвеселиши его радостию с лицем твоим ( Пс.20:7 ). § IV Причина действующая духовной радости есть Дух Святый: и да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются ( Пс.5:12 ). Ибо Он чрез слово показует нам добра Небесные, сердце истинною верою упоевает, вера истинные добра подаваемые объемлет, а полученные оные добра производят в сердце радость. Посему-то Павел называет радость плодом Святаго Духа: плод духовный есть любы, радость ( Гал.5:22 ). Как естественный свет производит собою теплоту, так свет Святаго Духа производит в душах благочестивых веселье и радость. § V Причины, производящие в нас радость: 1) Божие присутствие; ибо Бог есть море, в котором погружаются наши сетования, как малая искра в Океане. Бог есть Источник всякой радости; в Нём радуются праведные, как говорит Давид: душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении его ( Пс.34:9 ). 2) Надежда избавления от Вавилона греховного, о коем говорится у Исаии: изыди от Вавилона, бежай от халдеев, глас радости возвестите, даже до последних земли; глаголите: избави Господь раба своего Иакова ( Ис.48:20 ). 3) Сообщество с Ангелами на Небесах: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех ( Лк.10:20 ). 4) Просвещение и оправдание: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя ( Ис.61:10 ). 5) Богопочитание производит в благочестивых радость. Так Давид говорит: возвеселихся о рекших мне, в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Фил.4:4 ) Введение Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого  песнопения «Свете тихий…»   говорится  вовсе  не  о  «тихом»,  а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный c. 627])).  Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Еккл.7:4 ),  «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью. 1. Два типа «радости» и «печали» Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни. 1.1. Мирская радость Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой  «радости концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость»  неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). 1.2. Чрезмерная печаль

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Разделы портала «Азбука веры» Развлечения — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ отвлечения от уныния и печали , отдых от трудов праведных. Священное Писание о развлечениях Положительно: Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. ( Сир.40:20 ) И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. ( Еккл.8:15 ) Отрицательно: Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. ( Сир.19:5 ) Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. ( Еккл.11:9 ) Допустимы ли для христианина радость и веселье? Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам скорби и страдания за веру ( Лк.21:12 ), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье. В Ветхом Завете мотив радость – определяющий мотив жизни Израиля с Богом. В книге Второзакония часто говорится о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений ( Втор.12:7; 14:26 ). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин ( Втор.14:26 ), и во время посвящения Богу начатков урожая ( Втор.26:10 ). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим ( Втор.27:7 ). Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться ( Втор.16:15 ). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днем веселия вашего , т.е. особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной.

http://azbyka.ru/razvlecheniya

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Нагорная проповедь начинается заповедями блаженств. Таких заповедей девять. Девять у евангелиста Матфея и четыре – у евангелиста Луки. В этих заповедях Господь говорит, что должен делать человек, каким он должен быть, чтобы обрести блаженство. Что значит – блаженство? Иногда это слово ассоциируется со счастьем, с наслаждением, с радостью. Такие параллели действительно можно провести, но только ни счастьем, ни наслаждением, ни радостью блаженство не исчерпывается. Блаженство включает в себя все эти состояния, но оно больше их. Дело в том, что у всякой человеческой радости есть свои причины. Радость и веселье обычно вызваны какими-то внешними факторами: получили добрую новость, услышали веселую историю – все это приятно, радостно, но радость от этого не может длиться вечно. Наше веселое и радостное состояние заканчивается тогда, когда заканчивается воздействие на нас тех причин, которые и вызываю в нас радость и веселье. А ведь апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь» ( 1Сол.5:16 ). Но всегда радоваться невозможно, значит, апостол говорит о таком внутреннем состоянии, которое просто обрекало бы нас на радость вне зависимости от внешних условий жизни – есть предпосылки для радости или их нет. Такая внутренняя духовная радость, которую нельзя в себе искусственно создать, но если она есть, то человека невозможно ее никакими способами лишить, она на языке Библии называется словом «блаженство». Блаженные по-гречески звучит μακριος (макариос). Словом  μακριος в античности, прежде всего, характеризовались боги. Считалось, что только боги блаженны, только боги всегда счастливы, поскольку в человеческой жизни счастье всегда сменяется скорбью и разочарованием. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует сам Христос». Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-gle...

Разделы портала «Азбука веры» Сие сказал я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин.15:11 . Земная жизнь не представляет ничего радостного, ничего утешительного, кроме надежды спасения Игнатий (Брянчанинов) . Приношение современному монашеству. Концепт радость, по мнению некоторых ученых, «остается плохо описанным в русской и мировой культуре» 1 . Это замечание представляется нам справедливым, хотя и нельзя сказать, что концепт радость, а также репрезентирующие его слова не привлекали внимания исследователей. Данный концепт и соответствующие лексемы рассматривались многими учеными и притом в разных аспектах. Нас же интересует вопрос о лингво-богословской составляющей концепта радость, поскольку именно она не нашла, на наш взгляд, должного освещения, между тем радость – это одно из ключевых понятий Православия. В одном только 50-ом Псалме, по своему содержанию покаянном, начинающемся со слов «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…» лексема радость и ее дериваты употребляются четырежды. Очевидно, что в современных лексикографических и культурологических описаниях православно-христианский дискурс почти не учитывается. Например, в «Новом объяснительном словаре синонимов» глагол радоваться рассматривается в ряду с ликовать, торжествовать. В словарной статье представлена развернутая сопоставительная характеристика данных слов – имен соответствующих концептов, однако здесь нет никакой информации о духовной составляющей этих чувств 2 , хотя очевидно (и в некоторых работах на это указывается), что чувство радости «тяготеет к сфере высокого, духовного, небесного» 3 . Употребление имен абстрактных понятий – таких как радость, веселье, любовь и др. имеет богатую традицию употребления именно в христианской литературе. И если одна из задач концептуального анализа выявление «культурной памяти» (выражение Е.С. Яковлевой) 4 , которая хранится в семантике слова, то необходимо обращение не только к художественной литературе, светским текстам, но и к сочинениям религиозных философов, богословов, проповедников. Обращение к христианскому дискурсу необходимо для того, чтобы реконструированный концепт был объективным.

http://azbyka.ru/koncept-radost-v-pravos...

Глава 2 Еккл.2:1 . Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета! Сказал я в сердце своем: приди теперь, я испытаю тебя в веселье и посмотрю во благе: и вот и это суета. Узнав, что во множестве мудрости и приложении знания есть труд и печаль, и что это ничто иное, как напрасная и безконечная борьба, я перешел к веселью, чтобы утопать в роскоши, собирать имения, жить в обычном богатстве, и прежде чем умру, срывать скоропреходящие удовольствия. Но и в этом сам я увидел суету свою, так как удовольствие прошедшее не удовлетворяет моей страсти в настоящем, и исчерпанное не насыщает; и не только радость телесная, но и духовная есть покушение для обладающего ею, так что мне нужен вразумляющий жезл и ангел сатанин, который бы удручал меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Поэтому и Соломон говорит: «богатства и нищеты не даждь ми», и непосредственно за тем присовокупляет: «да не насыщься ложь буду, и реку, кто мя видит.» ( Прит.30:8–9 ). Ибо и диавол овладевает нами чрез обилие благ. Посему и у апостола написано: «да не разгордевся в суд впадет диаволь» ( 1Тим.3:6 ), то есть такое осуждение, какому подпал и диавол. Но можем сказать и то, что радость духовная, как и прочее, объявляются теперь суетой потому, что видим ее теперь в зеркале и гадательно, а когда она откроется лицом к лицу, тогда она будет уже не суетою, а истиною. Еккл.2:2 . О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Смеху сказал я: безумие, и веселью: что ты это делаешь? Где мы читаем «безумие», в еврейском стоит «molal», что Акила перевел πλνησιν, то есть заблуждение, а Симмах θροβον, то есть «шум»; Семьдесят же и Феодотион, как во многих местах, так и в этом месте согласно перевели περιφορν, что мы, переводя буквально, можем выразить словом «обношение». Итак, как те, кои носятся всяким ветром учения, непостоянны и колеблются в разные стороны ( Еф.4:14 ); так и те, кои разражаются смехом, о котором Господь сказал в Евангелии, что он переменится в плачь ( Лк.6:25 ), охватываются заблуждением и вихрем века сего, не разумея бездны грехов своих и не оплакивая прежних пороков, но думая, что скоропреходящие блага вечны, и радуясь тому, что скорее достойно плача. Это можно понимать и в отношении к еретикам, которые удовлетворяясь ложными учениями, обещают себе радости и благополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для европейцев чужое горе – это радость и веселье» Петербургский политик Елена Бабич возмущена тем, что Запад, скорбящий по жертвам парижской трагедии, остался равнодушен к погибшим в Ливане и Кении 17.11.2015 1290 Время на чтение 6 минут В четверг, 12 ноября, в южном пригороде Бейрута в многолюдном месте смертники совершили двойной теракт. По сообщениям ливанских СМИ, его жертвами стали 43 человека, это число растет. Ранены 239 человек. Ответственность за теракт взяла на себя «Исламское государство». Власти Ливана задержали шесть человек по подозрению в теракте, передает РИА Новости со ссылкой на агентство Рейтер. Среди задержанных пять сирийцев и один выходец из Палестины. На следующий день была совершена серия терактов в Париже, ответственность за которые также взял на себя ИГИЛ. Сирийский лидер Башар Асад осудил «ошибочную политику, которую проводят западные государства и особенно Франция по отношению к тому, что происходит на Ближнем Востоке», сообщает ИТАР-ТАСС. По его словам, «Франция и Запад проигнорировали ту поддержку, которую оказывали некоторые их союзники в регионе террористическим формированиям в Сирии, что способствовало распространению террора по всему миру». «Им необходимо исправить эту ошибку и руководствоваться новой политикой, а также принять эффективные меры к прекращению логистической поддержки террористов вплоть до их полного уничтожения», - заявил Асад. Более полугода назад, 2 апреля, боевики группировки «Аш-Шабаб» совершили резонансный террористический акт в кенийском городе Гарисса, в результате которого 147 человек скончались и 79 человек получили ранения, сообщает портал «SPR». На фоне событий в Париже жители африканского континента выражают недоумение манерой освещения события мировыми СМИ. «Я помню, как лидеры мировых держав вышли на марш несколько недель назад, когда во Франции было убито 11 человек, а о трагедии в Африке всего 10 минут уделили в новостях. Если бы шла речь о 12 людях в США или Великобритании, весь мир уже схватился бы за оружие, но так как это случилось в Африке, это никого не волнует. Я хочу извиниться, потому что некоторым из вас кажется, будто нам (белым людям) все равно. Мне едва хватает денег на жилье и еду для моей семьи. Если бы я мог сделать мир лучше где-то далеко от меня, я бы постарался. Я стараюсь делать мир лучше рядом с собой, но это все, что я могу без помощи остального мира. Многие в США переживают из-за этого, и мы хотели бы сделать для вас больше. Вы такие же люди, как я. Мы дышим одним воздухом. Поверьте, очень многим не все равно», - оставил запись на своей персональной странице в Facebook популярный африканский музыкант KwestaDaKAR.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/17/dl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.5 из  5) Оглавление Тебе на память в книге сей... Тебе на память в книге сей Стихи пишу я с думой смутной. Увы! в обители твоей Я, может статься, гость минутный! С изнемогающей душой, На неизвестную разлуку Не раз трепещущей рукой Друзьям своим сжимал я руку. Ты помнишь милую страну, Где жизнь и радость мы узнали, Где зрели первую весну, Где первой страстию пылали? Покинул я предел родной! Так и с тобою, друг мой милый, Здесь проведу я день, другой, И, как узнать? в стране чужой Окончу я мой век унылый. А ты прибудешь в дом отцов, А ты узришь поля родные И прошлых счастливых годов Вспомянешь были золотые. Но где товарищ, где поэт, Тобой с младенчества любимый? Он совершил любви завет, Судьбы, враждебной с юных лет И до конца непримиримой! Когда ж стихи мои найдешь, Где складу нет, но чувство живо, Ты их задумчиво прочтешь. Глаза потупишь молчаливо… И тихо лист перевернешь.  Он близок, близок день свиданья... Он близок, близок день свиданья, Тебя, мой друг, увижу я! Скажи: восторгом ожиданья Что ж не трепещет грудь моя? Не мне роптать; но дни печали, Быть может, поздно миновали: С тоской на радость я гляжу,– Не для меня ее сиянье, И я напрасно упованье В больной душе моей бужу. Судьбы ласкающей улыбкой Я наслаждаюсь не вполне: Все мнится, счастлив я ошибкой И не к лицу веселье мне.  Расстались мы; на миг очарованьем... Расстались мы; на миг очарованьем, На краткий миг была мне жизнь моя; Словам любви внимать не буду я, Не буду я дышать любви дыханьем! Я все имел, лишился вдруг всего; Лишь начал сон… исчезло сновиденье! Одно теперь унылое смущенье Осталось мне от счастья моего.  Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам... Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам: Не испытав его, нельзя понять и счастья,– Живой источник сладострастья Дарован в нем его сынам. Одни ли радости отрадны и прелестны? Одно ль веселье веселит? Бездейственность души счастливцев тяготит; Им силы жизни неизвестны. Не нам завидовать ленивым чувствам их:

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-stihotv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010