Святая равноапостольная Нина 27 января церковь вспоминает равноапостольную Нину , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство. Преподобный Антоний Великий 30 января – день памяти преподобного Антония Великого , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 546 834 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 5 мая, 2024 2 мая, 2024 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 14 октября, 2023 8 мая, 2023 18 апреля, 2023 9 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/imeniny-yanvarya/

Что касается Господня хитона, искать который святая Нина приходила из города Иерусалима в Иверию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина с несомненностью нашла только место, где был скрыт хитон Господень, т. е. могилу, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и честный хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по повелению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем – риза Господня, оставлен был в целости, как думают, – по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее хитона Господня. Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглис, а второй в Ерушети. Святая говорила ему: – Не печалься, царь! Так нужно было, – чтобы и границы твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос 592 Николай I, который управлял грузинскою церковью в половине двенадцатого века (в 1150–1160 годах), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт, и никто никогда не видал его, но те знамения и чудеса – и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, – происходят от хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то время жители Мцхета созерцали чудное видение: в продолжение нескольких ночей новосозданный храм украшал сиявший над ним на небе светлый крест с венцом из звезд. При наступлении же утренней зари от этого креста отделялись четыре самых светлых звезды и направлялись – одна к востоку, другая к западу, третья освещала церковь , дом епископа и весь город, четвертая, осветив убежище святой Нины, поднималась к вершине утеса, на котором росло одно величественное дерево. Ни епископ Иоанн, ни царь не могли понять, что означает это видение. Но святая Нина приказала срубить это дерево, сделать из него четыре креста и поставить один на упомянутом утесе 582 , другой – к западу от Мцхета, на горе Тхоти, – месте, где царь Мириан сначала ослеп, а потом прозрел и обратился к Истинному Богу; третий крест она велела отдать царской невестке, жене Рева, Саломии, чтобы та водрузила его в своем городе Уджарме; четвертый же – она предназначила для селения Бодби (Буди) – владения Кахетинской царицы Соджи (Софии), к которой вскоре и сама отправилась для обращения ее к христианской вере. Взяв с собою пресвитера Иакова и одного диакона, святая Нина пошла в горные страны, на север от Мцхета, к верховьям рек Арагвы и Иоры 583 и огласила евангельскою проповедью горные селения Кавказа. Дикие горцы, обитавшие в Чалети, Ерцо, Тионети, и многие другие, под действием Божественной силы евангельского слова и под влиянием чудесных знамений, совершавшихся по молитве святой проповедницы Христовой, приняли Евангелие царствия Христова, уничтожили своих идолов и приняли крещение от пресвитера Иакова. Пройдя потом Кокабети и обратив всех жителей в христианскую веру, святая проповедница направилась к югу Кахетии и, достигши селения Бодби (Буди), границы ее святых подвигов и земного странствования, поселилась там. Устроив себе на склоне горы палатку и проводя дни и ночи в молитве пред святым крестом, святая Нина скоро привлекла к себе внимание окрестных жителей. Они стали постоянно собираться к ней, чтобы послушать ее трогательных поучений о Христовой вере и о пути к вечной жизни. В Бодби в это время жила царица Кахетии Соджа (София); пришла и она, вместе с другими, послушать дивную проповедницу. Пришедши однажды и с наслаждением послушав ее, она уже не хотела потом оставить ее: она преисполнилась искренней верой в спасительную проповедь святой Нины. В скором времени София, вместе со своими царедворцами и множеством народа, приняла от пресвитера Иакова святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть В блокаду духовную 80 лет назад, в день памяти равноап. Нины, просветительницы Грузии, была снята блокада Ленинграда 27.01.2024 3521 Время на чтение 10 минут Фото: Успенский храм на Малой Охте, Блокадный храм: http://vk.com/blokadniy_hram Человеческое бытие имеет кроме явной стороны еще и незримую, скрытую для очей телесных. Что-то всегда остается для нас тайной. Неизвестны нам до конца истории народов и городов, а исторические факты порой имеют скрытый духовный смысл. Так, 27 января - день полного освобождения нашего города от фашистской блокады в 1944 году - совпадает с памятью равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. По свидетельству петербургского писателя Валерия Лялина известный подвижник XX века митрополит Зиновий (Мажуга; † 1985), воспитанник знаменитой Глинской пустыни, ответил на вопрос о значении совпадения дня снятия блокады нашего города с днем памяти равноапостольной Нины следующим образом: " Многие народы скорбели, молились, помогали, как могли, осажденному и гибнущему населению Ленинг рада. Митрополит Гор Ливанских Илия Салиб ушел в затвор, и, наложив на себя пост, сорок дней провел в молении в пещере. Здесь ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Потому что на страну нашла не просто военная сила Германии, а сила демоническая. В основе всего злодейского плана нападения на Россию были тайные языческие и оккультные доктрины сатанистов. ...В те дни однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу. Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их " .

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/25/...

Крусада иверийской “пленницы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 К 1675-летию со дня преставления святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Сегодня мы много говорим о необходимости православной миссии и при этом часто сетуем на отсутствие необходимых для этого традиций и опыта. Говорим ещё о насущной потребности в современных формах миссионерства, о возможности обращения к опыту других поместных православных Церквей, а также к опыту католиков. А между тем мы забываем то, что можно назвать основополагающим аспектом христианской миссии — проповедь собственной жизнью. Зачастую подобная форма миссионерства — единственно возможная. К тому же мы не вправе забывать, что хотя проповедь Евангелия — одна из заповедей Спасителя, но если Сам Господь не приведёт человека к вере, то этого не сможет сделать никто, каким бы обученным и рьяным миссионером он ни был. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:44). Наверное, кто-то возразит, что в нашей-де ситуации необходимо не просто благочестиво жить, а привлекать к себе внимание общественности. С этим также нельзя не согласиться: нужно идти к людям, нужно рассказывать им о Христе. Но всё же подлинная христианская жизнь подчас способна сделать гораздо больше, чем диспуты, полемика, красивые слова. Подтверждение тому — история жизни равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. О равноапостольной Нине сохранилось достаточно много биографических сведений 1 . Некоторые из них подкрепляют друг друга, некоторые разнятся. Если сопоставить их все, то событийная канва её жизни будет приблизительно следующей. Равноапостольная Нина родилась около 280 года в каппадокийском городе Коластры. Она происходила из знатного римского рода: её отец Завулон, по преданию — дядя великомученика Георгия, пользовался расположением императора Максимиана (†310), а мать Сусанна доводилась сестрой Иерусалимскому патриарху.

http://pravmir.ru/krusada-iveriyskoy-ple...

И, конечно, есть праздник, для всех тех, кто хотя бы в последний, единонадесятый час входят со Христом в открытые двери Его брачного чертога; для всех, кто, подобно мудрым девам, идут духовным путем и борются за духовную жизнь. Помните, что каждый из нас получил от Бога тело и душу, созданную по образу и подобию Божию, и первая наша задача состоит в том, чтобы неповрежденным сохранить этот образ. Св. Отцы учат нас не искажать этого образа, не накладывать ни на лицо, ни на одежду нашу образа чуждого и не совлекаться образа Божия, не сбрасывать его с себя. Не забывайте, что настанет день, когда придет Господь и спросит каждого из нас: «Где Мой образ?» Нужно помнить, что сохранение в себе образа Божия начинается с сохранения языка. Не злословьте. Помните, что каждое произносимое вами слово недаром произносится. Оно сеется, чтобы принести плоды. Великий плод принесло слово Св. Жен Мироносиц: они первые приняли от Ангела благую весть о Воскресении Христа и получили от Него повеление: «Проповедите Апостолом». И слово проповеди принесло плод в жизнь вечную. Подобно им проповедывали Христа Воскресшаго и св. НинаПросветительница Грузии, и св. Ольга – Просветительница Руси и другие равноапостольные жены. А были и жены, которые подобно св. Нонне – матери Григория Богослова , Емилии – матери Василия Великого и Григория Нисского , Моники – матери Августина Блаженного и многим другим, хотя и не проповедывали племенам и народам, но сеяли слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих великих сыновьях. Совершенно иначе относятся к образу Божию в себе многие теперешние женщины. Полученные ими от Господа способности они обратили в материал для ненависти, злобы и клеветы. Они замечают то, что не видят мужчины, и данную им способность замечать мелочи, они извратили, обратив ее только на то, чтобы видеть только злое. Нет у них и воздержания в слове, и вместо того, чтобы стяжать Духовное безмолвие, они поступают по пословице: «Губы да зубы – два забора, а удержу нет». Если мы хотим, чтобы сегодняшний день был для вас воистину праздником, то мы должны все свои способности обратить на служение Богу и ближним, потому что праздник состоит не в том, чтобы пребывать в праздности, но в том, чтобы бодрствовать и служить Господу словом и делом, и если мы воистину чувствуем сегодняшний день праздником, то будем подражать тем, кому посвящен этот праздник – Св. Женам Мироносицам в их апостольском служении – проповеди Евангелия. На каком бы поприще не поставил вас Господь, вы всегда можете совершать великое дело – приводить ко Христу живые души, быть их Ангелом-Хранителем, улавливать в них малейшие движения и обращать их на созидание этих душ, которые мы прежде всего должны возлюбить в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Среди них, например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольный Косьма Этолийский , проповедовавший в греческих землях, свт. Стефан Пермский, обращавший к вере во Христа зырян (коми), свт. Николай Японский , просветитель Японии, свт. Макарий Невский , апостол Алтая и казанских татар. Такими миссионерами могут быть не только святители, но и многие преподобные, например, св. Сергий Радонежский, служение которого оценивается как апостольское, или сирийские отцы VI века, преподобный Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, по числу апостолов, во вторую волну Просвещения, после святой Нино разошедшиеся по Грузии с проповедью христианской веры, преп. Герман Аляскинский, просвещавший алеутов. Можно привести примеры и уже фактически наших современников, таких как старица Гавриилия, просветительница Индии, иеромонах Косьма Григориатский, в конце XX века вдохновенно проповедовавший Православие в Африке. Эти люди, по промыслу Божию, часто практически в одиночку начинали христианскую миссию, но их личный подвиг апостольского служения стал ключевым в зарождении Церкви в местах их проповеди . Свт. Николай Японский , отбирая кандидатов для миссии в Японии, говорил о таких качествах личности, как бескорыстие и готовность к преодолению трудностей, считая негодными людей, стремящихся к обогащению, с изменчивым, неуживчивым характером, а также бездеятельных, склонных к лени, больных телом и расположенных к нервным болезням, заключая, что «плохие миссионеры не только не нужны, но были бы вредны» C. 262], и если предполагаемые миссионеры, «представляя себе всевозможные трудности миссионерского служения… почувствуют смущение и колебание, то пусть и удержатся от поездки» C. 282]. Современник свт. Николая, свт. Макарий Невский , характеризовал миссионерский подвиг как «более всего ряд скорбей, болезней и трудов» среди которых болезненны не столько страдания тела и материальная неустроенность, сколько страдания души, поскольку в новой среде у миссионера «нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки». Среди инородцев он может сильно страдать от одиночества [там же]. А преподобный Иустин (Попович) именовал подвижничество единственной миссионерской школой Православия, которое есть жизнь и подвиг, «поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом» C. 216]. Просопопия как основная особенность христианской миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Великий плод принесло слово святых жён-мироносиц: они первые приняли от ангела благую весть о Воскресении Христа и получили от Него повеление: «Проповедуйте апостолам!» (см.: Мф. 28:7 ). И слово проповеди принесло плод в жизнь вечную. Подобно им проповедовали Христа Воскресшего и святая Нинапросветительница Грузии, и святая Ольга – просветительница Руси, и другие равноапостольные жены. А были и жены, которые, подобно святой Нонне – матери Григория Богослова , святой Емилии – матери Василия Великого и Григория Нисского , Моники – матери блаженного Августина и многим другим, хотя и не проповедали племенам и народам, но сеяли Слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих великих сыновьях. Совершенно иначе относятся к образу Божию в себе многие теперешние женщины. Полученные ими от Господа способности они используют для умножения ненависти, злобы и клеветы. Они замечают то, чего не видят мужчины, и данную им способность замечать мелочи они извратили, обратив её лишь на то, чтобы видеть только злое. Нет у них и воздержания в слове, и вместо того чтобы стяжать духовное безмолвие, они поступают по пословице: «Губы да зубы – два забора, а удержу нет!» Если мы хотим, чтобы сегодняшний день был для нас воистину праздником, то мы должны все свои способности обратить на служение Богу и ближним, потому что праздник состоит не в том, чтобы пребывать в праздности, но чтобы бодрствовать и служить Господу словом и делом. И если мы воистину чувствуем сегодняшний день праздником, то будем подражать тем, кому посвящён этот праздник, святым жёнам-мироносицам, в их апостольском служении – проповеди Евангелия. На каком бы поприще ни поставил вас Господь, вы всегда можете совершать великое дело – приводить ко Христу живые души, быть их ангелами хранителями, улавливать в них малейшие движения и обращать их на созидания этих душ. Дело тех жён, которые ныне пришли в храм и, сердцем приближаясь ко Гробу Господа, желают сами принести Ему посильные дары от своей души, есть прежде всего дело любви, той любви, о которой апостол говорит, что она вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит... николиже отпадает ( 1Кор. 13:7.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Кстати заметим здесь, что точно таким образом доказывали некогда древность христианства в России, основываясь на том, что еще под актами Антиохийского Собора в 363 г. подписался русский епископ " Αητπατρος Ρσου 1 . Между тем, по справке с древними писателями, оказалось, что город Ρσσος или Ρωσπολις, в котором имел свою кафедру этот епископ, находился отнюдь не в России, а на пределах Сирии и Киликии и Росская епархия причислялась к Антиохийскому патриархатству. Спустя несколько лет после обращения к христианству Армении последовало и обращение Грузии. Просветительницею последней судил Господь быть одной благочестивой жене родом из Каппадокии по имени Нонне, или Нине. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению и из которых тридесять и седмь замучены были здесь Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избегши меча гонителева, поспешила укрыться в соседственной Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение. Вскоре дарованное ею именем Иисуса Христа разрешение неплодства одной жене, исцеление тем же именем от болезни сына одной вдовы, потом самой царицы и царя послужили началом важнейшего переворота в судьбе грузинского народа. Это случилось в 318 г. Наставленный святою Ниною в вере во Христа Спасителя мира, Мириан (так назывался тогдашний царь Грузии) немедленно повелел собраться в свою столицу Мцхет всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей. По воле Константина Великого вскоре прибыл в Грузию из Цареграда случайно находившийся там Антиохийский патриарх Евстафий с частию своего клира, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев. Сей-то архипастырь с подручными ему священнослужителями, протекая из края в край землю Иверскую, окончательно обратил ее к христианству, освятил в ней храмы, рукоположил пастырей и, давши ей певосвятителя в лице архиепископа Иоанна, возвратился на свою патриаршую кафедру, к которой отселе и причислена новоустроенная им Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован. Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века. Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве. Икона святого равноапостольного Владимира Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь. Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч. Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство. Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру глас 4 Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер - Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых. Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

http://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010