Святая Нина, видя что дело ее в этих местах исполнено, перешла на другую сторону реки Арагви и, поднявшись по склону каменистой горы, нашла пещеру, где и поселилась как отшельница, чтобы предаться посту и молитве. День и ночь она благодарила Господа и Пресвятую Богородицу за то, что они удостоили ее чести быть просветительницей целого народа. Гора была голая, почти без растений, одни лишь колючие кустарники цеплялись за камни. Но вот, возле входа в пещеру святой Нины пробились молодые побеги, которые в несколько дней превратились в прекрасные деревья, а возле того камня, где Нина со слезами молилась, появился чистый родник, который с журчанием побежал вниз, в воды быстрой Арагви. А в это время жители Мцхеты удостоились великого знамения. Они несколько ночей не ложились спать, так как по ночам над храмом Животворящего Столпа (Светицховели) появлялся огромный сияющий Крест с дугой из ярких звезд над ним. С изумлением смотрели на него царь Мириан и епископ Иоанн. И вот, через несколько ночей из светящейся дуги отделились четыре звезды. Одна из них пошла к окончанию кряжа Картли, где стояло дивное дерево бриндж, другая остановилась над горой Тхоти, где ослеп и чудесно прозрел царь Мириан, третья замерцала над селением Бодби в Кахетии, а четвертая – над пещерой, где поселилась святая Нина. Несколько ночей повторялось это шествие четырех звезд, останавливающихся каждый раз над этими местами. Царь Мириан и епископ Иоанн поднялись в пещеру к святой Нине и спросили ее, что означает это чудесное знамение. – Помолимся! – сказала она. – И Господь откроет нам это. Они стали молиться, после чего святая Нина сказала им, что надо срубить дерево бриндж и сделать из него четыре креста, а потом поставить их там, где указал Господь. Это послужит укреплению веры в уже просвещенных пределах Иверии и расширению благодатного просвещения на те области, которые еще пребывают во тьме. В будущем на этих местах должны быть поставлены храмы. Кресты были сделаны, освящены и поставлены один на горе Тхоти, другой в кахетинском селении Бодби (Кахетия еще не отказалась от идолов), третий на горе Картли над Мцхетой, четвертый же был принесен к пещере святой Нины, утвержден перед входом в нее, и владыка Иоанн совершил здесь молебен в присутствии царя и царицы, а также многих жителей Мцхеты. Было это в день Святой Пасхи, и с тех пор стало обычаем – совершать молебен перед крестом у пещеры святой Нины в Светлое Воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Позднее иверские цари перестали преследовать христианских проповедников – во втором и третьем веках они сами если и не обращались в христианство , то относились к нему равнодушно. На протяжении этого времени цари-язычники постоянно делали попытки найти хитон Иисуса Христа, и не для поругания, а как вещь каким-то образом и для них священную. Но хитон не был найден ими. Вступивший на иверский престол царь Рев Справедливый и вовсе запретил гнать христиан. Будучи идолопоклонником и не собираясь креститься, он тем не менее с удовольствием слушал христианских проповедников. Однако языческие праздники с массовым поклонением идолам, с приношением обильных жертв становились все пышнее и грандиознее. Но все это происходило уже перед исполнением обетования, на закате язычества. В 268 году в Каппадокии, в городе Коластры, родилась святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, которая с Божией помощью сокрушит идолов – эти жилища демонов. А пока просвещает жителей Колхиды сосланный сюда императором Траяном ученик апостола Петра епископ Римский Климент, священномученик. А ученик апостола Андрея епископ Палма, колхидец, проповедует слово Божие во всей Мингрелии, во всех ее городах на побережье Черного моря. Апостолы Варфоломей и Елисей проповедовали в Армении и прикаспийской Грузии,– оба они приняли от идолопоклонников мученическую кончину. Сам же апостол Андрей, побывав еще на Кубани и в Скифии, по некоторым известиям, и на берегах Днепра, был распят на кресте в греческом городе Патры в 55 году. Часть I. Сказание о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии Кто была святая Нина и какой удостоилась чести от Богородицы Святой равноапостольной Нине было пять лет, когда по злой воле императора Диоклетиана был замучен двоюродный брат ее по отцу Георгий, почтённый Церковью прозванием Победоносца (это произошло в 303 году). Позднее в просвещенной ею светом Христовым Иверии, так в древности называли Грузию, святая Нина построила множество храмов в его честь. Христианское имя Георгий стало излюбленным у грузин от царей до простых земледельцев, – оно и означает в переводе с греческого «земледелец».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( < < back) Нина была родом из местечка Каластри Каппадокийского в Сирии. Отец ее Завулон был римским воеводою и родственником святого великомученика Георгия, а мать ее Сусанна была сестрою иерусалимского епископа. Когда Нине было 12 лет, родители ее прибыли в Иерусалим. Завулон ушел в пустыни Иорданские для иноческих подвигов, а Сусанна диакониссою при иерусалимском храме служила бедным и немощным женщинам. Дочь их Нина, посвященная на служение Богу и воспитанная при храме в строгом благочестии, решилась на подвиг проповеди Христа Спасителя в Иверии, где, по преданию, обретался хитон Господа Иисуса Христа. Подробн. в «Истории Грузинской церкви» Иосселиана. Изд. 1843 г., с. 8–19. Житие св. равноапост. Нины, просветительницы Грузии, изд. 5-е, 1900 г. ( < < back) прибытие в Иверию-Грузию именно епископа Евстафия Антиохийского не упоминается писателями греческими, но оно несомненно удостоверено, как всеобщим преданием в Грузии, так и письменными грамотами, жалованными Константинопольскими Императорами и царями Грузинскими Иверскому монастырю на горе Афонской, где они и сохранены до ныне. (Краткая История Грузинской Церкви. Составл. П. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 13. Житие св. равноапостольной Нины, изд. Афонск. монаст. 1900 г.) . ( < < back) святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузин. Изд. 5 1900 г., с. 23–25, Краткая история Грузинской Церкви, составл. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 12–14 и 20. По прошествии нескольких лет царь Мириан послал к императору Константину второе посольство с просьбой прислать в Грузию еще больше священников и искусных храмоздателей. Исполняя эту просьбу, Константин Великий послал много золота, серебра и подножие животворящего древа Креста Христова с одним из гвоздей, которыми был пригвожден ко кресту Господь Иисус Христос. Подарены были грузинам еще много икон Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и мощи святых мучеников в основание храмов. Тогда же и сын Мириана и наследник царства, который находился заложником в Риме, был отпущен к отцу своему; он был ревностным распространителем христианства, воздвигая везде храмы и утверждая веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Нина Соломатина 6 декабря 2015, 13:50 Святая равноапостольная Нино моли Христа Бога о нас! Благодарю за интересную статью. И очень рада, что в Москве на Профсоюзной улице д.21/23 строится храм во имя Святой Равноапостольной Нины в Новых Черемушках. Игорь 22 апреля 2015, 16:50 Прочитал Житие Равноапостольной НИНЕ,очень благодарен за этот рассказ,узнал много нового и интересного НИНА 26 февраля 2015, 21:16 СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СТАТЬЮ. Наталья 27 января 2015, 17:20 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Пречистая Богородица Дево Марие Пренепорочная Божия Матерь, Заступница рода христианского, с благоговением и великим трепетом души прошу – спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея нас грешных Владимира, Наталью, Владислава, всю страну нашу Украину православную, укрепи и приумножь наши душевные и телесные силы! Припадаю, поклоняюся и смиренно молю Тя, Всесильная рода нашего Заступнице, о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. римма 27 января 2015, 14:00 Святой Георгий Победоносец и Святая равноапостольная Нина, помогите мне не потерять своего достоинства, не испачкаться в грязи в период изменений на работе, помогите мне грешной возможность с радостью ходить на работу и моим детям будьте предстатлями во всех делах их, ведите их жизнью праведной и благочестивой, даруйте всем членам моей семьи здравие душевное и телесное, счастье и любовь. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Людмила 22 октября 2014, 13:36 Святая равноопостольная Нина!Помоги мне исцелиться от моих женских болезней и родить и воспитать детей.Аминь. Ксения 2 июня 2014, 19:04 А у меня вопрос, так Хитон Господа и сейчас у нас в Моск. Успенском Соборе и можно Ему поклониться?!!! И созерцать?!! С уважением

http://pravoslavie.ru/59035.html

Апостольское служение женщин: Св. Нина просветительница Грузии и св. Мария Магдалина Из различных служений, которые осуществляются людьми в ограде церковной, в жизни Церкви, мы с вами не знаем никакого другого служения, которое было бы выше, чем служение апостольское. Апостольское служение по своей важности, по своей исключительности, по своей высоте, есть высочайшее из всех служений, которое Господь вверяет верным Своим — Церкви Своей. Не только среди мужской половины рода человеческого оказались люди, которые были способны выполнить такое служение, но и среди женской половины человеческого рода мы видим великих подвижниц, которых Церковь украсила наименованием равноапостольных. Такова была святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, явившаяся действительно апостолом для своей страны. Такова была и ныне нами прославляемая святая мироносица и равноапостольная Мария Магдалина. Красавицы обе, по преданию. Мария Магдалина — красивейшая женщина в Палестине, а там много было таких. Она, однако, была обладаема злой силой, так что Евангелие коротко, но многозначительно говорит, что из нее Господь изгнал семь бесов. Когда освободилась ее душа, одержимая этой злой силой, она своего Чудесного Исцелителя возлюбила действительно всей душой, всем сердцем, всей крепостью и всем помышлением своим. Кто из нас не знает трогательного повествования, как любовь Марии привела ее туда, где, как она думала, покоилось драгоценнейшее ее сокровище — ее Господь Исцелитель. Плачет Магдалина у гроба, не знает, кто взял Тело Господа ее, где Его положил. Ангел ее спрашивает, она ему говорит: «Кто-то взял из гроба (Ин. 20:13). Но, когда она повернулась, то увидела перед собой фигуру человека, и Он спрашивает ее: (Ин. 20:15). Думая, что это садовник, она говорит: . По виду своей дерзновенной любви, Мария не рассуждает о том, куда она, слабая женщина, может взять и отнести Тело взрослого Человека! Но тут, вдруг, неожиданно для себя, она слышит знакомый голос, от которого когда-то из нее вышли семь бесов. Этот голос сказал только одно слово: (Ин. 20:16) Затрепетала вся душа мироносицы, бросилась она к ногам Спасителя с возгласом: т.е. дорогой Учитель! На сей раз Господь ее отстранил, видя в ее порыве слишком много земного, но сказал, чтобы она апостолам возвестила о том, что Он восходит, как Он сказал: (Ин. 20:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Апостольское служение женщин: Св. Нина просветительница Грузии и св. Мария Магдалина Из различных служений, которые осуществляются людьми в ограде церковной, в жизни Церкви, мы с вами не знаем никакого другого служения, которое было бы выше, чем служение апостольское. Апостольское служение по своей важности, по своей исключительности, по своей высоте, есть высочайшее из всех служений, которое Господь вверяет верным Своим – Церкви Своей. Не только среди мужской половины рода человеческого оказались люди, которые были способны выполнить такое служение, но и среди женской половины человеческого рода мы видим великих подвижниц, которых Церковь украсила наименованием равноапостольных. Такова была святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, явившаяся действительно апостолом для своей страны. Такова была и ныне нами прославляемая святая мироносица и равноапостольная Мария Магдалина. Красавицы обе, по преданию. Мария Магдалина – красивейшая женщина в Палестине, а там много было таких. Она, однако, была обладаема злой силой, так что Евангелие коротко, но многозначительно говорит, что из нее Господь изгнал семь бесов. Когда освободилась ее душа, одержимая этой злой силой, она своего Чудесного Исцелителя возлюбила действительно всей душой, всем сердцем, всей крепостью и всем помышлением своим. Кто из нас не знает трогательного повествования, как любовь Марии привела ее туда, где, как она думала, покоилось драгоценнейшее ее сокровище – ее Господь Исцелитель. Плачет Магдалина у гроба, не знает, кто взял Тело Господа ее, где Его положил. Ангел ее спрашивает, она ему говорит: «Кто-то взял Господа из гроба и не вем, где положиша Его» ( Ин. 20:13 ). Но, когда она повернулась, то увидела перед собой фигуру человека, и Он спрашивает ее: «жено, что плачеши, кого ищеши?» ( Ин. 20:15 ). Думая, что это садовник, она говорит: «Господин, если ты взял Его, скажи мне, где ты Его положил и я возьму Его» . По виду своей дерзновенной любви, Мария не рассуждает о том, куда она, слабая женщина, может взять и отнести Тело взрослого Человека! Но тут, вдруг, неожиданно для себя, она слышит знакомый голос, от которого когда-то из нее вышли семь бесов. Этот голос сказал только одно слово: «Мария!» ( Ин. 20:16 ) Затрепетала вся душа мироносицы, бросилась она к ногам Спасителя с возгласом: «Раввуни!» т.е. дорогой Учитель! На сей раз Господь ее отстранил, видя в ее порыве слишком много земного, но сказал, чтобы она апостолам возвестила о том, что Он восходит, как Он сказал: «к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Чудеса и исцеления, совершавшиеся от него, еще более укрепили проповедь св. Нины. Нина обходила разные области Иверии, куда прибыли православные, посланные из Греции, священники и архиереи. И святой Нине было дано увидеть Иверскую страну, просвещенную светом Христовым. В течение последующих веков Грузия, подвергавшаяся нападениям враждебных христианству народов, сохранила в чистоте Православие и до сего дня глубоко чтит св. Нину как свою просветительницу. Так юная, слабая телом, но сильная духом Нина совершила великое дело, просветив верою во Христа не знавший Христа народ. Пришла она туда, ничего не имея, кроме креста и свитка, данных ей Божией Матерью, и одежды, которая была на ней. Все то совершила она силою своей веры, и молитвою непрестанною, и неустанными трудами с помощью Христа, знавшего ее любовь к Нему и чистоту ее сердца. Не обладая учеными знаниями и никакими сокровищами, она спасла от мрака заблуждения и привела к Свету Истины целый народ. [Это] назидательный пример для христиан всех поколений того, что может сделать сильная вера и ревность к ней. Справедливо посему создано братство в честь ее имени. И ныне имеется много не знающих Христа и не живущих по Его учению. Как нужна нам хоть часть того усердия к молитве, которое имела св. Нина. Здесь, в Америке, проповедь Православия началась 150 лет назад, в частности просвещение язычников на Аляске прп. Германом. И теперь проповедь нужна не только язычникам, но еще больше тем, кто были уже крещены и именуют себя православными. Если мы сравним нашу жизнь с тем, что говорится в Евангелии, или даже с той несовершенной жизнью, которая в последнее время держалась в нашем Отечестве, — как далеко ушли мы от того, что нужно христианину! Хотя мы имеем все в этой жизни, мы сей час полностью отошли от всякого благочестия, которым держалась Святая Русь. Часто стыдимся мы именовать себя русскими, нашими подлинными именами, чтобы не показать, что мы принадлежим к православному русскому народу. Свои обычаи, проникнутые духом Православия, мы меняем на обычаи не только чуждые, а даже враждебные христианству. Хотя мы строим прекрасные храмы, посещаем ли мы их в достаточной мере? И часто пустуют они даже в великие праздники не в силу необходимости, а добровольно; больше того, в дни и кануны, предназначенные Церковью для молитвы и богослужения, устраиваются увеселения лицами, именующими себя православными, ложно прикрывающимися благими целями. Тем люди отвлекаются от самого главного, что необходимо христианину, от молитвы, через которую он общается с Богом.

http://pravoslavie.ru/51202.html

Святая равноапостольная Нина Что касается Господня хитона, искать который святая Нина приходила из города Иерусалима в Иберию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина с несомненностью нашла только место, где был скрыт хитон Господень, т. е. могилу, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и честный Хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по поведению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем — риза Господня, оставлен был в целости, как думают, — по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине, и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте, столь дорогого для нее Хитона Господня. Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглис, а второй в Ерушети. Святая говорила ему: — Не печалься, царь! Так нужно было, — чтобы и границы твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос Николай I, который управлял грузинскою церковью в половине двенадцатого века (в 1150—1160 годах), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

http://pravoslavie.ru/59035.html

27 января — память Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 26 января 2009 г. 13:00 Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля/6 мая). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха Ювеналия. Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она плача сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23-24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

http://patriarchia.ru/db/text/79120.html

Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве 566 и омывались в водах ее. Спустя немного они поднялись вверх, но – уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо вовеки. Еще видела святая Нина, что будто горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала: – Умолкните, бесы! Настал конец вашей власти: ибо вот Победитель! Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божье и спасение иверийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божье. Вместе с нею трудились в благовести Христовом и ученики ее, – особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин победил именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан 567 . Иверия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана, Бакар, был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иверии статую богини Венеры 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010