Мы все должны стремиться к тому, чтобы приобрести такую любовь. Никто не знает, что нас ждет в будущем и какие испытания Промысл Божий приготовил нам для того, чтобы обнаружилась наша любовь. Возможно, и нам предстоит пережить какие-то скорби или беды, может быть, это будет внутренняя борьба. А может быть, это будут какие-нибудь напасти от людей, и для этого совсем не обязательно, чтобы были гонения на Церковь . Так святитель Иоанн Златоуст пострадал от православных людей, от иерарха, который добился его несправедливого низвержения, – патриарха Александрийского Феофила, выдающегося богослова. Его дисциплинарные каноны по сей день содержатся в сборнике церковных правил. Бывает много разных ситуаций, когда приходится терпеть скорби, пришедшие с неожиданной стороны. Мы, для того чтобы быть подлинными христианами, обязаны всеми силами возгревать в себе Божественную любовь, в особенности – соединяться с Господом Иисусом Христом при помощи молитвы Иисусовой. Мы должны быть готовы вытерпеть любые испытания, ради того чтобы наше единство с Господом никогда не было расторгнуто. В этом состоит наш долг, в этом мы должны подражать мученикам Христовым, и в частности – мученице Татиане. 25 января 2004 года Просветительница Грузии Слово в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многие женщины в России носят имя этой великой угодницы Божией, всех их мы поздравляем с днем тезоименитства! Святая равноапостольная Нина жила в конце III – начале IV века. Она была воспитана в благочестии: ее родители, посвятившие себя служению Церкви, отдали ее на воспитание благочестивой старице. Святая Нина слышала от нее рассказы об Иверии, то есть Грузии, как мы сейчас называем эту страну, тогда еще пребывавшую в язычестве. Нина возымела ревность просветить ее светом Евангелия. Это удивительно и странно: у слабой девушки, обладавшей ограниченными в сравнении с мужчинами телесными и даже умственными возможностями (поскольку женщинам в то время образование давать не стремились), появилось такое необыкновенное, дерзновенное желание. Что подвигло ее на это, остается для нас тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины. Январь, 16 Максим праведный, Тотемский чудотворец Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скачать epub pdf Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии Память 14 января По благочестивому преданию, доселе хранимому в иверийской, равно как и всей восточной православной церкви, Иверия, которая называется также Грузией 553 , есть удел Пренепорочной Божьей Матери: по особой воле Божьей, Ей выпал жребий благовествовать там для спасения людей Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа. Святой Стефан Святогорец рассказывает, что, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, ученики Его, вместе с Матерью Иисуса Марией, пребывали в Сионской горнице и ожидали Утешителя, согласно с повелением Христа – не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования от Господа ( Лк.24:49 ; Деян.1:4 ). Апостолы стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране назначается Богом проповедовать Евангелие. Пречистая сказала: – Хочу и Я бросить, вместе, с вами, Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела, но чтобы иметь страну, которую Богу будет угодно указать Мне. По слову Божьей Матери, они бросили жребий с благоговением и страхом, и по этому жребию Ей досталась Иверийская земля. Получив с радостию этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, отправиться в Иверийскую страну. Но Ангел Божий сказал Ей: – Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там. Так рассказывает Стефан Святогорец. Это предопределение Божье о просвещении Иверии исполнилось спустя три столетия по вознесении Христовом, и исполнительницей его с ясностью и несомненностью явилась Преблагословенная Богоматерь Дева. По прошествии указанного времени Она послала со Своим благословением и Своею помощью на проповедь в Иверию святую деву Нину. Святая Нина родилась в Каппадокии и была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия , и Сусанны, сестры Иерусалимского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иверийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. Сообщая об этом в письме к царю Мириану, святая призывала на него и на царство его вечное благословение Божье и Пречистой Девы Богоматери и ограждение неодолимою силою Креста Господня, и далее писала: – Я же, как странница и пришелица, ухожу теперь из этого мира и пойду путем своих отцов. Прошу тебя, царь, пришли ко мне епископа Иоанна, чтобы приготовить меня в вечный путь, ибо близок уже день моей смерти. Письмо было отправлено с самой царицей Софией. По прочтении его царь Мириан, все придворные его и весь освященный клир, во главе с епископом, поспешно отправились к умирающей и застали ее еще в живых. Многочисленная толпа народа, окружая смертное ложе святой, орошала его слезами; многие из больных получали чрез прикосновение к нему исцеление. Под конец своей жизни святая Нина по неотступной просьбе плакавших у ее ложа учениц рассказала им о своем происхождении и своей жизни. Саломия же Уджармская записывала рассказываемое ею, что кратко изложено и здесь (на основании записей Саломии составлялись и все последующие сказания о святой Нине). Святая Нина говорила: – Пусть будет описана моя бедная и ленивая жизнь, чтобы она была известной и детям вашим, равно как – и вера ваша и любовь, которою вы возлюбили меня. Пусть даже отдаленные потомки ваши знают о тех знамениях Божьих, которые вы удостоились видеть своими глазами и которых вы – свидетели». Затем она преподала несколько наставлений о вечной жизни, благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в той же убогой палатке, где она теперь, чтобы новооснованная Кахетинская церковь не осталась сиротствующею, и с миром предала дух свой в руки Господни 584 . Царь и епископ, а с ними и весь народ, были глубоко опечалены смертью великой подвижницы веры и благочестия; они вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения. Тело Христовой благовестницы похоронили на месте ее убогой палатки в селении Буди (Бодби). На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил 585 и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия. Храм этот обновляли много раз, но он никогда не подвергался разрушению; он уцелел и до сих пор. При этом храме была учреждена Бодбийская митрополия, старшая во всей Кахетии, из которой евангельская проповедь стала распространяться до глубины гор восточного Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Икона «Не сгоревшая во время пожара» Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной Хилендарской обители. В 1711 году эта обитель должна была пережить очень тяжелое бедствие. Над ней пронесся страшный пожар и опустошил половину обители. Сгорели дотла кельи восточные, западные и южные, но сохранился собор, хотя многие церковные сокровища и хрисовулы были уничтожены огнем в монастырской ризнице. Погибла и дохиарная. Сгорело хранилище чудотворного образа, но сама икона Богоматери, к утешению монастырской братии, от огня не пострадала. После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. 14 января Явление Богоматери св. равноап. Нине Св. равноап. Нина жила в Иерусалиме. Сюда приходили на праздник Пасхи иудеи не только из ближайших городов Палестины, но даже и из Иверии, или Грузии. От них Нина и узнала о язычниках, населявших эту страну. Рассказы пришедших из Иверии иудеев возбудили в сострадательной душе Нины сильное желание посетить эту языческую страну и просветить туземных ее жителей светом истинного и спасительного учения Христа. Эта светлая мысль еще более усилилась в ней чудесным видением Богоматери. Однажды во сне Нине явилась Богоматерь, вручила ей крест из виноградных лоз и повелела при этом идти просвещать язычников. Нина, покорная указанию свыше, отправилась в Ефес и оттуда скоро достигла Мцхета. Здесь началась ее просветительная деятельность. С пламенной апостольской ревностью она шла по пути великого подвига, постепенно просвещая светом Христовой веры Иверию и рассеивая мрак языческого неверия, почему названа равноапостольной просветительницей Грузии. 21 января Икона, именуемая «Отрада» Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого . Недалеко от этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами. Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Лишь только царь произнес эти слова, как немедленно темная ночь превратилась в ясный день. Обрадованный царь поспешно слез с коня, стал лицом к востоку и, воздев руки к небу, сказал: «Ты – Бог над всеми богами и Господь всех господей! Боже, Которого проповедует Нина! Славословится имя Твое всеми тварями поднебесными и всеми живущими на земле. Ты избавил меня от смерти и рассеял мрак от очей моих, я узнал теперь, как Ты благ и милостив ко мне, и сердце мое чувствует отраду, утешение и Твое приближение ко мне, Боже благословенный! На этом месте для прославления святого Твоего имени я поставлю древо креста, и да будет воспоминаться настоящее знамение Твое во веки». Царь обозначил место, на котором дал обет Богу, и отправился в столицу вместе с возвратившейся к нему святой. Въезжая в город, царь громогласно взывал: «Воздайте все люди славу Богу Нины, ибо Он – Бог веков, и Тому одному подобает слава во веки». Царица Нана, узнав, что царь благополучно возвращается с охоты после постигшего его бедствия, вышла со множеством народа встретить его в Киндзари и Гарта 46 . Когда царь въезжал в город, святая Нина стояла на обычной своей вечерней молитве в куще. «С ней были и мы,– говорит Сидония,– всего пятьдесят человек». Во время царского въезда город Мцхета пришел в смятение, царь громогласно взывал: «Где та женщина-странница, наша мать? Бог ее – Избавитель мой». Когда же царю доложили, что она в своей куще и совершает вечернюю молитву, то он со всей свитой отправился к ней. Подъехав, царь слез с коня, вошел в кушу и, припав к ногам святой, умоляющим голосом говорил: «Удостой меня, о матерь моя, призывать имя Бога твоего и Спасителя моего». Святая Нина, поучив его довольно истинам веры, не могла от переполнявшей ее высокой радости удержать слез, полившихся ручьями из глаз ее. Видя это, заплакал и царь, а за ним – царица, а, глядя на них, громко плакал и рыдал весь народ. «Когда я вспомню,– говорит Сидония,– эти священные минуты, то и теперь слезы радости невольно выступают на глазах моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спустя несколько лет после обращения к христианству Армении последовало и обращение Грузии. Просветительницею последней судил Господь быть одной благочестивой жене родом из Каппадокии по имени Нонне, или Нине. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению и из которых тридесять и седмь замучены были здесь Тиридатом . В это время с одною из спутниц своих Нина, избегши меча гонителева, поспешила укрыться в соседственной Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение . Вскоре дарованное ею именем Иисуса Христа разрешение неплодства одной жене, исцеление тем же именем от болезни сына одной вдовы, потом самой царицы и царя послужили началом важнейшего переворота в судьбе грузинского народа. Это случилось в 318 г. Наставленный святою Ниною в вере во Христа Спасителя мира, Мириан (так назывался тогдашний царь Грузии) немедленно повелел собраться в свою столицу Мцхет всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей. По воле Константина Великого вскоре прибыл в Грузию из Цареграда случайно находившийся там Антиохийский патриарх Евстафий с частию своего клира, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев . Сей-то архипастырь с подручными ему священнослужителями, протекая из края в край землю Иверскую, окончательно обратил ее к христианству, освятил в ней храмы, рукоположил пастырей и, давши ей первосвятителя в лице архиепископа Иоанна, возвратился на свою патриаршую кафедру, к которой отселе и причислена новоустроенная им Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435777/

Всеблагой Бог прославил нетлением тело святой Нины, скрытое по ее повелению под спудом (и после нее в Грузии не было в обычае открывать мощи святых). У гроба ее происходили многочисленные и непрерывные знамения и чудеса. Эти благодатные знамения, святая и ангелоподобная жизнь и апостольские труды святой Нины, которые она предприняла и со славою докончила, побудили юную церковь Иверийскую признать святую Нину, с благословения церкви Антиохийской, равноапостольною просветительницею Иверии, присоединить ее к лику святых и установить в честь ее ежегодный праздник 14 января, в день ее блаженной кончины. И хотя год установления этого праздника неизвестен с точностью, однако, очевидно, он был установлен в скором времени по смерти святой Нины, потому что, спустя немного после этого, в Иверии начали уже сооружать церкви во имя святой равноапостольной Нины. До сих пор цела еще небольшая каменная церковь против Мцхета в честь святой Нины, построенная царем Вахтангом Гург-Асланом 586 на той горе, на которой святая Нина в первый раз уничтожила своею молитвою идола Армаза. И Православная Российская церковь , которая приняла к себе, как в спасительный ковчег, Иверийскую церковь , возмущаемую многочисленными нападениями со стороны иноверных соседей ее, никогда не сомневалась почитать святую Нину равноапостольной. Посему и иерархи ее, поставляемые во главу управления Иверийской церкви, с титулом экзархов Грузии 587 , освятили во имя равноапостольной Нины уже множество церквей, особенно в зданиях женских училищ. Один же из бывших экзархов Грузии, впоследствии предстоятель Всероссийской церкви, митрополит Исидор, перевел с грузинского языка на славянский даже и службу святой равноапостольной Нине и издал ее в 1860 году, с благословения Святейшего Синода, для церковного употребления. Справедливо православная Иверская церковь , старшая сестра Российской церкви, прославляет свою основательницу, святую Нину, как равноапостольную, просветившую святым крещением всю Иверийскую страну и обратившую к Христу многие тысячи душ. Ибо если будет как уста Божьи тот, кто одного грешника обратит от ложного пути его ( Иак.5:20 ) и извлечет драгоценное из ничтожного ( Иер.15:19 ); то – насколько же больше оказалась поистине устами Божьими та, которая обратила к Богу от гибельного языческого обольщения столько народов, не ведавших прежде истинного Бога! Она присоединилась к сонму святых в Царствии Христа Бога нашего, Которому, с Отцом и Святым Духом, подобает честь, слава, благодарение и поклонение ныне и присно и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

gela 21 марта 2014, 11:56 Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь. лариса 17 февраля 2014, 17:12 Моли Бога о нас грешных святая равноапостольная Нина. Андрей 29 января 2014, 20:42 Святая равноапостольная Нина, моли Бога о нас! Где же находится Хитон Господень? 1. По св. Димитрию Ростовскому (Житие св. Нины) - в Москве. Но так ли это? Ведь 10 (23) июля в РПЦ установлен праздник положения не Хитона, но Ризы Господней. Ризу, как известно, воины разорвали на части, а Хитон - остался неразделённым. 2. По Преданию Грузинской Православной Церкви - в основании храма Светицховели (празднование 1 (14) октября http://days.pravoslavie.ru/Life/life1645.htm). См. также, например, статью о Грузинской Православной Церкви в Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/638558.html и учебник К. Е. Скурата по Истории Поместных Православных Церквей (Глава о ГПЦ) 3. И неизбежно напрашивается вопрос: чему же поклонялись тысячи паломников в Трире? Есть ли основание в Предании Церкви для нахождения там Хитона?

http://pravoslavie.ru/67858.html

Александр Серафимович недавно побывал в редакции нашего портала и вот что рассказал…      – 45 лет назад я был призван в пограничные войска. Тогда и познакомился с Грузией и его гостеприимным народом. Всю жизнь мечтал опять попасть в горы, на заставу. И вот, вооружившись фотоаппаратами, в четвертый раз лечу в Грузию… За три предыдущих поездки я посетил достаточно много прекрасных мест: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори, Мцхета, Вардзия, Боржоми, Ахалцихе, Казбеги, Цхалтуба, Зугдиди, Уреки, Гонио, Сарпи, Мистия, Уреки, Кобулети… Потрясающей красоты грузинские деревни, города, поселки, в каждом из которых сохранились грузинские святыни – монастыри и храмы времен равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Как известно, святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине непреодолимое желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Так юная Нина обратила в IV веке в православную веру целую языческую страну… Я узнал, наконец, об Кацхийском столпе и Свято-Вознесенском монастыре, расположенном у его подножия. Оказалось, находится он в стороне от популярных туристических маршрутов, в труднодоступном крутом каньоне реки Катскхура горной Имеретии, в некогда крупном промышленном центре – Чиатурском месторождении марганца. По преданию, в языческие времена здесь было культовое сооружение. Но уже в VII в. на вершине соорудили христианскую церковь. Вплоть до XV века в небо возносились молитвы монахов, но в результате междоусобных войн и вторжения Османской Турции место стало заброшенным и диким… …В 1944 г. группа во главе с альпинистом Александром Джапаридзе сделала первый подъем на Кацхийский столп и обнаружила здесь руины храма, склеп и винный погреб.

http://pravoslavie.ru/94372.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010