Спустя много времени после того, святая Нина вошла, под видом странницы, в город Мцхет, причем называла себя пленницей. Когда она направлялась к царскому саду, то жена садовника, Анастасия, быстро вышла на встречу ей, как бы к знакомой и давно уже ожидаемой. Поклонившись святой, она привела ее в свой дом и потом, омыв ее ноги и помазав голову ее маслом, предложила ей хлеба и вина. Анастасия и муж ее упросили Нину остаться жить у них в доме, как сестру, ибо они были бездетны и скорбели о своем одиночестве. Впоследствии, по желанию святой Нины, муж Анастасии устроил для нее небольшую палатку в углу сада, на месте которой и до сих пор стоит небольшая церковь в честь святой Нины, в ограде Самтаврского женского монастыря 563 . Святая Нина, поставив в этой палатке врученный ей Богоматерью крест, проводила там дни и ночи в молитвах и пении псалмов. Из этой палатки открылся светлый ряд подвигов святой Нины и чудес, совершенных ею во славу Христова Имени. Первым в Иверии приобретением Христовой Церкви была честная супружеская чета, приютившая у себя рабу Христову. По молитве святой Нины, Анастасия разрешилась от своего бесчадия и сделалась впоследствии матерью многочисленного и счастливого семейства, равно как – и первою женщиною, которая уверовала в Иверии во Христа раньше мужчин. Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Взяв больное дитя, святая Нина положила его на свое, устроенное из листьев, ложе; помолившись, она возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и потом возвратила его плакавшей матери живым и здоровым. С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иверийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Многие – и особенно жены еврейские – стали часто приходить к Нине, чтобы послушать из ее медоточивых уст новое учение о Царствии Божьем и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Таковы были: Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других женщин – евреянок. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар, – после того как услышал толкования святой Нины на древние пророчества об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем, как Мессии. Впоследствии сам Авиафар так рассказывал об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царь Мириан скончался в 347 году восьмидесяти девяти лет. Перед смертью он сказал сыну своему Бакару: – Возвращаясь туда, откуда и пришел я, благодарю милостивого Господа, Создателя неба и земли, избавившего меня от работы диаволу и от пасти адовой. Половину царских сокровищ, сын мой, передай на содержание гроба святой Нины, дабы не был забыт в течение веков подвиг просветительницы нашей. Оставляю тебе мой венец и молю Создателя утвердить тебя в вере истинной. Он взял крест, из виноградных лоз свитый, данный святой Нине Самой Богоматерью, повесил на него свой венец, сотворил молитву, потом осенил этим крестом сына и возложил венец на его главу. И затем царь Бакар I мудро и кротко правил Иверией и заслужил славу доброго христианина и миротворца. По благословению Антиохийского Патриарха просветительница Иверии Нина была канонизирована как святая равноапостольная, и ей была составлена служба на грузинском языке. И Русская Православная Церковь , принявшая к себе, как в спасительный ковчег, Иверийскую, спасшая ее от многих и жестоких посягательств от иноверных, признала великую святую, и служба ей была переведена на церковнославянский язык и издана для употребления при богослужении в 1860 году. Есть на русском языке и акафист великой святой, в котором читаем следующие слова: «О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистину великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу иверийскому, просветившая всю страну грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног!». Память святой Нины празднуется 14 января. Прославлен был в Грузинской Православной Церкви и благочестивый царь Мириан с его супругой царицей Наной – память их празднуется 1 октября. Церковь вспоминает их и вместе со святой Ниной в ее праздник, причем царь Мириан почитается так же, как и святая Нина,равноапостольным. Богу нашему слава! Часть II. По стопам святой Нины Сирские отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мир тебе и радость от Господа. 295 Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 2/15 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 14/27 февраля, 11/24 мая) и Мефодий († 885; память 6/19 апреля, 11/24 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь. 296 Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября/13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян. 297 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 14/27 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября, 26 ноября/9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святая блаженная княгиня Российская Ольга, моли Бога о нас! Равноапостольная Нина Просветительница Грузии Память её 14 января Святая Нина была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. Отец её был родственником св. Георгия Победоносца, а мать – сестрой патриарха Иерусалимского. С ранних лет св. Нина отличалась любовью к Богу и для нее не было большего удовольствия, как слушать, когда ей рассказывали о жизни Господа Иисуса Христа. Когда Нине было 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, святой город, в котором каждый уголок напоминал ей Евангельскую историю и где Христос – Господь, нашего ради спасения, претерпел крестные муки и смерть на Голгофе. Здесь случилось, что отец её, по особой любви к Богу, ушёл в пустыню и стал монахом, а мать была поставлена в диаконисы для служения нищим и больным женщинам. Нину же взяла к себе на воспитание одна благочестивая женщина, по имени Нианфора. Любила она Нину, как родную дочь, и воспитывала её в правилах веры и благочестия. Очень часто они вместе совершали прогулки по святому городу, останавливаясь в тех местах, о которых упоминается в Евангелии. Однажды, спускаясь по узким улочкам с Голгофы, где они провели несколько часов и читали Евангелие о страданиях Христовых, Нина спросила свою воспитательницу: – А где же теперь находится тот хитон Христа – Спасителя, о котором сказано, что воины, когда делили между собою одежды Христовы, бросили о нём жребий? Нианфора рассказала, что воин, которому достался по жребию хитон Господень, унёс его на Кавказ и что сейчас, как слышно, эта риза Христова хранится в городе Мцхете, в Иверии (по нынешнему – Грузии). Кроме того, наставница поведала Нине, что жители этой страны, как и все горные племена Кавказа, ещё не слыхали Евангельской проповеди и пребывают во тьме язычества. Глубоко запали в душу св. Нины эти сказания. С того времени не проходило дня, чтобы она не помечтала об этой далёкой, неведомой стране, о городе с таким странным названием. Часто она, становясь на молитву и произнеся имя Богоматери, вдруг останавливалась и уносилась мыслию в Назарет. Перед её глазами рисовалась картина мирной жизни в скромном жилище старца Иосифа: старец плотничает, юноша Иисус помогает ему, а святая Дева Мария занята тут же в углу работой на домашнем ткацком станке. Ещё немного и работа будет окончена: осталось положить синюю кайму по нижнему краю хитона – и Её Сын сможет надеть новый хитон в первую же субботу, когда они, все вместе, пойдут в синагогу на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…Но распятых было трое, и крестов было найдено три. Как узнать, на каком именно был распят Иисус Христос? Мимо шла похоронная процессия. И святитель Макарий, глава Иерусалимской Церкви, предложил дерзновенное решение. По очереди каждый из крестов возложили на усопшую женщину. И когда ее коснулось Животворящее Древо, мертвая воскресла. Узнав о чуде, народ иерусалимский, верующие и неверующие, спешили к месту находки. Все просили епископа и духовенство поднять, воздвигнуть Крест, чтобы каждый мог хотя бы издали видеть его. Поддерживаемый под руки, святитель медленно начал поднимать Крест и, наконец, простер, воздвиг его высоко над толпой. Потому и церковный праздник обретения Креста называется Воздвижение. Оставив часть Животворящего Древа в Иерусалиме, Елена другую часть отправила в Константинополь, третью взяла с собой в Рим. Большой крест с частью подлинного Животворящего Древа и сегодня хранится как великая святыня в ризнице храма Гроба Господня. Освящение храма состоялось уже после кончины Елены – 13 сентября 335 года. День освящения был избран Константином не случайно. Помните? Это по римскому календарю «сентябрьские иды» – праздник языческой Капитолийской троицы – «храмовый праздник» того идольского капища, что соорудил когда-то Адриан над Гробом Воскресшего. Император Константин поступил более мудро: приурочил храмовый праздник христиан к тому же дню, укоренив отныне и навсегда славу Воскресения в самой толще религиозной памяти вчерашних язычников. Н.Н. Лисовой Святая равноапостольная Нина Просветительница Грузии, святая равноапостольная Нина, появилась на свет в конце III века нашей эры. Ее родиной была небольшая провинция Каппадокия, что на территории нынешней Турции. Отец Нины, военачальник Завулон, был родственником святому Георгию Победоносцу. А мать ее, Сусанна, приходилась родной сестрой Иерусалимскому Патриарху. Нина была единственным ребенком в семье. Отец святой Нины оставил о себе добрую память. Он одержал победу над галлами, а потом проявил милосердие к поверженным врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную. Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь. Где поклониться мощам в Москве и Санкт-Петербурге? Храм святой равноапостольной Нины: Москва: Профсоюзная улица, вл.21/23м, рядом с метро Профсоюзная

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 1 Радуйся, первоучительнице и просветительнице наша! Обложка книги с изображением Ольгинского креста общины сестер просвещения Подвиг женщины на поприще просвещения народа верой христианской имеет столь же долгую историю, как и сама христианская вера. Первоначальницы его – равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная Апфия Колосская, супруга святого апостола от 70-ти Филимона, первомученица равноапостольная Фекла. Святые жены просвещали светом веры страны, будучи в них и безвестными пришелицами, как святая равноапостольная Нина в Иверии, и правительницами, как равноапостольная царица Елена в Византии и равноапостольная княгиня Ольга на Руси. Приходилось им принимать и мученический венец за свой равноапостольный подвиг, как святой мученице Людмиле, княгине Чешской. И Запад знал такой же подвиг равноапостольной жены: святая Клотильда, королева Франции († 545), воспитавшая своего внука в христианской вере и обратившая в нее и своего супруга, знаменитого франкского короля-воителя Хлодвига, «для Франции… имеет то же значение, что для Руси святая Ольга и для Чехии святая Людмила, для Римской империи святая Елена» . Были на Руси, еще до монгольского ига, высокообразованные жены, прославившиеся в том числе и подвигом на поприще просвещения. Преподобная Евфросиния Полоцкая с юности, по благословению Полоцкого епископа Илии, стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Житие отмечает образованность и другой преподобной Евфросинии – Суздальской, которая проявлялась в глубоком знании не только Священного Писания, но античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых, и Омировых, и Платоновых…». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении.

http://pravoslavie.ru/31255.html

IV. Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, из Иерусалима, места своего жительства, отправилась в Грузию с целию проповедовать слово Божие и научить христианской вере живущих там язычников. В Грузии она поселилась в небольшом домике близ царского сада у сторожа и сделалась известною в окрестностях, потому что Бог освятил ее молитвы чудодейственной силою исцелять все болезни приходящих к ней за советами, страдающих разными недугами, людей. Народ начал во множестве стекаться к ней, и тогда, леча и исцеляя от болезней, Нина вместе с тем проповедовала народу об Иисусе Христе. Слова ее и дивная жизнь сильно действовали на народ, и многие начали принимать веру в истинного Бога, но за неимением священника, не были еще просвещены Святым Крещением. Многими чудесами и знамениями Бог утверждал истину благовестия св. Нины. Слух о чудной страннице дошел до царя. В это время сильно занемогла жена его Нонна. Не получая никакой помощи от лечивших ее врачей, она обратилась к прославившейся исцелениями больных св. Нине. Именем Иисуса Христа исцелила ее Нина. Царица уверовала в силу учения Христова, вскоре обратился к истинному Богу и царь Мириан. По совету Нины, он послал в Константинополь просить императора Константина прислать епископа и священников для совершения таинства крещения. Прибывшего в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ – по сильному желанию принять крещение – встретили с великим почетом и радостию, и вскоре началось совершение Святого Крещения (326 г.). Прежде всех принял Св. Крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста, на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую, – место это до сих пор носить название «Купели вельмож», а несколько ниже купели вельмож два иерея и диаконы крестили в то же время весь народ, который принимал Св. Крещение так усердно и стремился к тому с такою поспешностию, что в исполнении таинственного обряда было не мало замешательств (Из кн.: «Жития святых», архиеп. Филарета Гумилевского , янв. 14 д. стр. 166 – 168).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе 561 , в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа. Узнав однажды, что все мужчины этого города, равно как и прибывшие из окрестностей, собираются идти в столичный город Мцхет для поклонения своим ложным богам, отправилась туда с ними и святая Нина. Когда они подходили к городу, то встретили близ Помпеева моста поезд царя Мириана и царицы Наны. Сопровождаемые многочисленной толпой народа они направлялись к находившейся против города горной вершине, чтобы совершить там поклонение бездушному идолу, называвшемуся Армазом. До полудня погода стояла ясная. Но день этот, бывший первым днем прибытия святой Нины к цели своего спасительного для Иверийской страны посланничества, был последним днем господства там упомянутого языческого идола. Увлекаемая толпой народа, святая Нина направилась к горе, к месту, где находился идольский жертвенник. Найдя для себя удобное место, она увидала с него главного идола Армаза. Он был похож по виду на человека необыкновенно большого роста; выкованный из позолоченной меди, он был одет в золотой панцирь, с золотым же шлемом на голове; один глаз его был яхонтовый, другой же был сделан из изумруда, оба необыкновенной величины и блеска. Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол, по имени Каци, слева же – серебряный идол, по имени Гаим. Вся народная толпа, вместе со своим царем, стояла в безумном благоговении и трепете пред своими богами, между тем как жрецы делали приготовления к принесению кровавых жертв 562 . И когда, по окончанию их, воскурился фимиам, потекла жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны, царь и народ пали лицом на землю пред бездушными истуканами. Воспылало тогда ревностью пророка Ильи сердце святой девы. Воздохнув из глубины души и подняв со слезами глаза свои к небу, она стала молиться такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой тут же явился. — Вы звали меня — я пришел вам помочь. Не бойтесь,- сказал он, взял руль и повел корабль. Буря улеглась, море успокоилось, а потом подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань. Моряки поспешили на берег — им не терпелось увидеть своего спасителя и поблагодарить его. В это время святитель Николай как раз шел в церковь, и они узнали его и бросились к его ногам. Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай-Чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет. Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов. Равноап. Нина, просветительница Грузии Память ее празднуется 14/27 января Святая равноапостольная Нина родилась в Каппадокии около 280 года. Юные годы ее прошли в Иерусалиме, при храме Гроба Господня. Однажды во сне ей явилась Пресвятая Богородица, которая повелела ей идти в Грузию (именовавшуюся также Иверией), чтобы просветить жителей этой страны светом христианской веры; при этом Матерь Божия вручила святой Нине крест из виноградной лозы. Пробудившись ото сна, Нина увидела в своих руках крест (который ныне хранится в Тбилиси) и, убедившись в истинности видения, отправилась на апостольский подвиг в Грузию. Трудно назвать другую проповедницу, столько потрудившуюся, явившую на себе силу благодати Христовой, свершающейся в немощи человеческой. Это стремление Нины найти заветный хитон Иисуса Христа, которому она поклонялась, никогда его не видав и оставив его в утешение другому, слабейшему по вере, поколению. Эти девически-чистые мечты о служении Богу, явление Богоматери с крестом из лозы, это отвержение мира, так много дававшего ей для жизни; этот приход в дальнюю страну, искание креста, первое чудесное крушение языческого капища, первые чудеса, дивное видение, обращение царя и царицы, крещение в быстротечной Куре Карталипского народа, это, наконец, новые труды в Кахетии, смерть в бедном шалаше, среди двух облагодетельствовавших ее народов, и в заключение это с великим правом принадлежащее ей имя «Равноапостольной» – имя, которым Святая Церковь венчает тех, кто обходил мир, проповедуя миру Христа, – все здесь чудно, все отрадно для всякой христианской души… Равноап. княгиня Ольга

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010