Не удалось извлечь искомое из базы (((

Афанасием Великим), в действительности мог бы относиться лишь к ангелам. 306 Правда, и в православной литургике можно встретить иногда подобные выражения. «Ты разумныя по существу, нетленные благодатию Твоею, Христе, поставил еси певцы Твоему величествию ангелы Твоя по образу соделав, непо–стижиме» (Канон беспл. п. 6, тр. 2.). Однако в данном контексте говорится вообще о сотворении ангелов, и выражение «благодатию Твоею» указует лишь на их тварность. 307 Это именно противопоставление косвенно содержится и в Послании к Евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола… Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он во всем должен был уподобиться братьям» (Евр. 2, 14, 16–17). 308 Является самостоятельным вопросом, необходимо ли боговоплощение для положительной силы бессмертия даже и не падшего человечества. Это приводит к еще более общему вопросу, давно уже возникшему в богословии: цель боговоплощения исчерпывается ли искуплением или же оно имеет более общий и самостоятельный смысл и лежит на путях творения мира и помимо грехопадения? 309 Служба арханг., гл. 6, канон, п. 4. тр. I. 310 Если и говорится в применении к нему о «смерти второй» (Откр. 20, 14), то это совсем не означает потери бессмертия, но его даже предполагает. 311 См. главы о троичности, Правосл. Мысль, 1. 312 Служба арханг. гл. 6, стихира. 313 Канон, п. 5, тр. 3. 314 П. 6, тр. 3. 315 П. 7, тр. 2. 316 Глас 1–й, канон, п. 7, ир. I. 317 «Тли неприятное существо имуще, божественнейшие уми Твои честнии престол обстоят, бессмертия Тя источник наследовавше, человеколюбче» (гл. 6. 4, тр. I). 318 В прологе можно встречать указание, что ангел причащал пустынников в их отшельничестве. Естественно ли относить это именно к духовному, ангельскому причастию Божественного Агнца, «предназначенного еще до создания мира» (1 Пет. 1, 20). 319 В подобном же смысле греховным, ибо, помимо всего прочего, и противоестественным, явилось брачное общение «сынов Божиих» с «дочерьми человеческими» перед потопом (Быт. 6, 2, 4). 320

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Особенно часто обращаются верующие ко своей всегдашней Заступнице и Помощнице Матери Божией. Например, в канонах Октоиха, читаемых на повечерии, встречаются такие моления: «Смертнаго часа убоявся… Тебе припадаю: спаси мя, Отроковице от сети ловящих» (гл. 3, вторник, песнь 7, тр. 2). «О Дева благая! Предстани ми в час смерти и избави от бесов, ищущих растлити мя» (гл. 3 пяток, песнь 9, тр. 1). «Егда повелением Божиим от временны жизни отыти хощу, Пречистая, бесовской руки покажи мя высша» (гл. 5, среда, песнь 1, тр. 3). «Егда хощет душа моя разлучитися от окаянного моего телесе, невидимых враг томительства избави мя, Богоневесто» (гл. 5, среда, песнь 9, тр. 4). «И ныне и тогда Твою помощь да обрящу, Чистая, в час воньже изыдет дух мой… избави мя бесовского мучительства… и не остави мене… предану быти им» (гл. 6 вторник, песнь 9, тр. 3). «ВСЕГДА ТЯ, ПРЕНЕПОРОЧНАЯ, МОЛЮ: в час смерти предстани ми» (гл. 7, понедельник, песнь 3, тр. 3). В старину ежедневное молебное правило предварялось целым рядом обращений к Богоматери, ангелам и святым с просьбой: помозите ми ныне в жизни сей и во исходе души моея. К сожалению, все это у нас позабыто, а вот единоверцы в отличие от нас доселе хранят это правило. КАНОН НА ИСХОД ДУШИ Но независимо от того, помним мы или не помним об этом, подобно каплям дождевым проходят дни наши бесследно, уже помалу исчезают… Это слова из текста песни иером. Романа (Матюшина). А начинается эта песня словами: «Оглядывая прожитую жизнь, все чаще ухожу в уединенье. Канон молебный на исход души – мое излюбленное чтение». Слышите, канон этот можно читать не только перед одром умирающего и за умирающего, т.е. от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати. Его хорошо было бы прочитать хотя бы раз, а лучше иногда почитывать для напоминания себе о предстоящем исходе нашей души из нашего тела. Только не перепутайте его с канонами «на разлучение души от тела» и «по исходе души»!!! Первый канон начинается словами: «Каплям подобно дождевным, злии и малии дние мои, летним обхождением оскудевающее, помалу исчезают уже. Владычице, спаси мене»,

http://azbyka.ru/video/27-chin-na-razluc...

По выражению св. Иринея Лионского , Сам Иисус Христос «через простертие рук поражал Амалика...» («Против ересей» кн. IV, гл. XXIV, 1; стр. 493). Точно так же св. Иустин Мученик говорит Трифону Иудею: «Вам дано было знамение имевшего распяться и через образ распростёртых рук Моисея, и через того, который, будучи переименован Иисусом, воевал с Амаликом 91 . Не напрасно было и то, – замечает он, – что пророк Моисей, когда Ор и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в таком положении, ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его» («Разговор» гл. 131 и 97: стр. 365 и 308). В церковных песнопениях это событие прославляется как прообраз и Креста, и Распятого: а) «На горе Моисей руце распростёр, прообразоваше Крест, Амалика победивый...» (Октоих 3 гл. Нед. стих, на Лит. бл. 6). б) «Господи, при Моисеи иногда природе точию воображение Креста Твоего являлся, побеждаше враги Твоя» (гл. 5, Четв. веч. на стих. стих. 1). в) «Распростер руце Моисей, воображаше Крест честный, егоже мы ныне воображающе благомудренне, полки иноплеменные вся бесовския побеждаем» (гл. 8, Пят; Утр. к. 1, п. 3, тр. 2). г) «Древле егоже прообразоваше Моисей дланма Крест Твой ныне лобызающе, умного Амалика побеждаем» (3 седм. В, П. Нед. Утр. п. 3, тр. 3). д) «На горе древле Тебе Моисей прообрази, руце возвысив и Амалика побеждая, Кресте всечестный " (4 седм. Понед. Утр. п. 8,тр.2). е) «Егоже древле Моисей проображ дланма своима, побеждаше Амалика, великий Крест днесь пред очима нашима зряще...» (-Вт. веч. стих, на Господи воззвах 3). ж) «Тя Моисей великий прообразова, Кресте, нам руце распростер и победив Амалика...» Утр. к. 2, п. 2, тр. 4). з) «Образоваше Моисей тя на горе врагов на убиение, Кресте...» (Среда Утр. п. 3, тр. 3). и) «Сеннописав Крест, Моисей распростер руце Амалика победи...» (Четв. Утр. п. 1, тр. 1). i) «Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть». Т. е. «Израиль при помощи крестообразно сложенных рук Моисея в пустыне обратил в бегство войско Амаликитян» (гл. 4, п. 1, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Развитие этих идей дается мною в работе о философии имени (рукописно), как введение в имяславие (исполнена в качестве доклада в особую комиссию отдела Всероссийского Церк. Собора 1917–18 г.). 329 Этому соответствует философский смысл греческого θαυμζειν («удивляться»), которое означает именно философское удивление, размышление. 330 Богородичный аспект этого видения разъяснен мною в «Купине Неопалимой,» экскурс. 331 В истории философии это с наибольшей силой почувствовано Гегелем. 332 Философию называют иногда искусством понятий, чтобы выразить ее свободно–созерцательное, бескорыстное творчество в познании. 333 Здесь уместно вспомнить слова Божии Веселиилу, в которых свидетельствуется боговдохновенность истинного искусства: «И сказал Бог Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова из колена Иудина. И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением и всяким искусством» (Исх. 31, 1–3). 334 «Безначальный Слове, священными моленьми херувимов, серафимов, властей, престолов и божественных сил, ангелов, архангелов, начал, господств. Твоя милости богатыя даруй нам, яко человеколюбец» (канон к небесным силам и всем святым, п. 1, тр. 1). «Умнии Тя силы ныне умоляют, благоутробне Господи, власти, престолы, серафимы, господства же, ангелы со архангелы и начала: милостив буди людем Твоим и спаси, яко благоутробен» (п. 5, тр. 1). Ср. также п. 6, тр. 1? п. 8, тр. 9, п. 9, тр. 1. Служба бесплотным, гл. I, стихиры, седа–лен, канон п. 9, тр. 2 и т. д. Свидетельства Церкви о молитве за нас ангельских сил, как и обращения к ним с прошением о молитвенной помощи, можно сказать, неисчислимы. Они удостоверяют возможность и силу такого обращения к ангелам, как и факт их непрестанной молитвы о нас. 335 Безразличие в употреблении единственного и множественного числа: ангел и ангелы в наших глазах имеет то значение, что здесь имеется в виду не столько какой–либо определенный ангел, сколько вообще ангельский мир в отличие от Божества. Но это, конечно, исключает возможность видеть здесь «великого совета Ангела», т. е. Слово Божие (как иногда это понимается). Особенно это явствует из прямого противопоставления ангела и Христа в Поел, к Евр. гл.2. Единственное и в своем роде характерное ветхозаветное противопоставление ангела и Самого Бога, трудно поддающееся истолкованию, имеется в Исх. 33, 2–3: и сказал Господь Моисею: «и пошлю пред тобою ангела… (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный». Как мы уже знаем, Исх. 13, 21— 14 с параллелями говорит прямо о том, что при самом исходе Израиля из Египта шел пред ними Господь. Это кажущееся противоречие должно быть понято по смыслу общего учения об ангелофаниях как теофа–ниях: здесь совершаются явления силы Божией вместо ипостасного явления Самого Господа, которое имеет место лишь в боговоплощении, когда Бог явился во плоти. 336

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Да откроется дверь принявшаго Бога храма, ибо Иоаким, взяв сегодня со славою храм и престол всех Царя, возлагает его внутри (храма), посвятив Господу избранную Им в Матерь Себе (стих. на хвал. 4 праздн.). Стихиры на стиховне, гл. 2. Подобен: «Доме Евфрафов» 999 . Двери небесные! примите во святая святых Деву, а также и неоскверненную скинию Бога Вседержителя. Девственные хоры! проводите во святая святых, весело неся свечи, Чистую Деву, как невесту Бога, Царя всех. Чертог Слова Божия, обитая во святом святых, получает из руки Божественнаго ангела хлеб словесный. Обозрение службы в пред- и попразднство Обычно служба в предпразднство рассматривает событие, как еще готовящееся и ожидаемое и увещевает к достойной встрече его. Предпразднственная служба Введения не следует этому правилу, а так же прямо восхваляет событие, как и праздничная (за исключением светильна и стиховных утрени, которые предпраздничного содержания), д. б. п. ч. праздник этот получил предпразднство после эпохи песнописцев и для него воспользовался песнями, предназначавшимися для самаго праздника. Тропарь предпразднства: «Анна ныне предобручает радость для всех, вырастивши противоборствующий скорби плод – единственную Приснодеву, которую и приводит сегодня радостно во исполнение обета в храм Господень, как настоящий храм Бога Слова и чистую Матерь». Кондак: «Целая вселенная исполнилась веселия сегодня в славном празднике, взывая: – Она сень небесная». (Оба песнопения 4 гл., второе имеет подобен «Явился еси» – кондак Крещения). Канон, творение самого плодовитого песнописца пр. Иосифа IX в., 4 гл., как и главный праздничный канон имеет обычные Богородичные ирмосы «Отверзу уста моя», за исключением ирмосов 4 «Неизследный Божий Свет», взятого с Успения, и 8 «Слыши отроковице» – из Благовещения. Светилен имеет тот же подобен, что и праздничный. По содержанию службы заключают немного нового по сравнению с праздничной службой, но и, повторяя ея мысли, тем, что ставят их в другую связь, показывают их так сказать с другой стороны. Можно отметить след. выражения в службе. «Совет превечный превечнаго Бога нашего во исполнение грядет» (канон, п. 1. тр. 2). «Девы, свещи носящия светло, будущее подписуют: из нея бо родится просвещение знания, решающее прелести омрачение» (п. 3, тр. 1). «Анна привозлагает тебе святилищу, Всенепорочная, священнейшее зачатие хотящую имети и рождество» (тр. 2). «Всю тебе освяти Дух всесвятый, внутрь храма пребывающу и питаему пищею небесною, невесто отча прекрасная; сего ради была еси и Слова родительница» (п. 5, тр. 3). «Захарии Анна глаголет: ...Отроковицу чистую доблественною душею приими» (п. 8, тр. 1). «Свет тя трисиянный вжегщи Богородице в храме славы, небесную ти пищу посылает, величая тя» (24 ноября, стих. утр. 2). Напевы пред – и попразднства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1869: радость бо исходатайствоваша, т паче надежды израстивше, свтъ блиставшю и питательниц жизни наше, 1644: т паче надежди израстивша (9 сент. стихир, на Г.В.). 170 В предложенном Комиссией списке исправлений про приведенные ниже случаи сказано «в старинных книгах лучше». 171 Здесь содержится список фрагментов, где дониконовская редакция является более понятной и более близкой к русскому языку. В принципе те же самые слова и выражения заменялись и при исправлении Триоди. Отличием является лишь то, что теперь открыто признается авторитетность предыдущей редакции славянского богослужебного текста. 1869: вр и надежд неразорим, и любовь истинню имлъ єс, че, и бжтвенное прираднїе, 1644: и бжтвенное прилежанїе (27 сент. служба преп. Савватию 8 п. К. 3 ст.); 1869: крїаче блженне, ... бжественнй причаститис мн хрта оумол лч и свтозаренїю, 1644: причаститимис хрта оумол зар и просвщенїю (29 сент. 1 п. К. 2 тр.); 1869: излїньми кровей демнскю кровь погбл, 1644: и течениїемъ кровє бсовскю кровь погбл(30 сент. 3 п. К. 1 тр.); 1869: пречта, всенепорочна, сосде благовонї 172 , 1645: сосде блгоханї (1 окт. 9 п. К., богор.); 1869: гдственн и истинн т бц врнїи почитаемъ, 1645: воистин истинн, т бц врнїи почитаемъ (2 окт. 3 п. К. богор.); 1869: ненавидще беззаконныхъ совселенї, 1645: ненавидще со бе(з)законными совокпленї (7 окт. 6 п. К. 2 тр.); 1869: к оученикъ и подражатель влки хрта, рабї лнствющас сына, че, молитвою исцлеши, 1644: рабоу бснющас сына исцлеши че молитвою (29 сент. 4 п. К. 5 тр.). Еще один список примеров озаглавлен «русские выражения». 173 Не совсем понятно, с какой целью фиксировались эти примеры: предполагалось ли их исправить, или же, наоборот, принять за образцы при исправлении других текстов. Анализ лексических исправлений в Триоди показывает, что для ряда примеров, безусловно, более вероятен первый вариант, поскольку церковнославянское слово оценивается с точки зрения русского. То есть, с одной стороны, оно должно быть понятно, а с другой, должно дистанцироваться от разговорных и просторечных элементов. Рассмотрим некоторые примеры: оумъ твой зарилъ єс лучами тамошними, и дш просвтилъ єс преблженне (4 окт. 3 п. К. 2 тр.). В русском языке слово тамошний является просторечием, что препятствует сохранению его в церковнославянском тексте, ассоциирующемся с высоким стилем. и рыданїемъ кричала єс, вопїющи матерски (24 сент., крестобогор.). Для носителя русского языка выражение Богородица кричала является невозможным. Узуальное употребление этих слов в русском языке диктует необходимость исправления славянского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Вторая часть, обнимающая остальные 12 тракт. (с 8-го по 19-й) – отрицательная: здесь православное учение об исхождении Св. Духа доказывается отрицательно, через опровержение доказательств, приводимых латинянами в пользу своего учения. В первой части истинность православного учения доказывается из учения отцов и учителей церкви восточных (трак. 1–2) и западных (тракт. 3–5) и из богословских начал (тракт. 6-й); в заключение этой части излагается каноническое учение о неизменяемости никеоконстантинопольского символа веры (тр. 7). Во второй части опровергаются доказательства, приводимые латинянами в пользу своего учения из св. Писания (тр. 8–14), творений восточных отцов (тр. 15), богословских начал (тр. 16) и истории попыток к соединению восточной церкви с западной, бывших в XIII и XV веках (тр. 17–19). Этот же план положен в основу и Феофанова трактата об исхождении Св. Духа. Подобно трактатам Зерникава, трактат Феофана делится на две части (только implicite, а не emplicite): положительную (cc. II-V) и отрицательную (cc. VI-XVIII). При этом Феофан произвел в плане следующие дополнения и изменения. Прежде всего он предпослал трактату историю спора, в которую внес то, о чем говорится у Зерникава в 17–19 трактатах, и введение (c. I), которого у Зерникава вовсе нет. Затем, первую часть плана Зерникава Феофан дополнил изложением доказательств истинности православного учения на основании св. Писания (c. II); трактат Зерникава о повреждениях в творениях восточных и западных отцов и учителей церкви из первой части он перенес во вторую часть, именно в тот отдел последней, в котором опровергаются доказательства латинян, заимствуемые из учения отцов и учителей церкви; изложение канонического учения о неизменяемости символа веры он перенес из первой части в конец всего трактата, в качестве приложения ко всему трактату (с. 19). Наконец, в качестве приложения к трактату он внес еще главу “об отношениях, личных свойствах и произведении божеских Лиц” (с. 20), которой вовсе нет у Зерникава.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Sacha 1 марта 2011, 07:43 Стараюсь всегда читать Ваши статьи (поучительные) и почти всегда с Вами согласен… В данной же статье вызывает некоторое несогласие некоторые высказывания касающиеся материального: «К счастью, у нас осталось бесплатное образование, бесплатные детские поликлиники...». Вы заблуждаетесь. Я бы назвал условно-бесплатное. О качестве вообще здесь говорить не будем. Пример: отправить первоклассника в самую «простецкую» школу - на класс собрали 1,5 тр; осенью ребенок заболел, положили в больницу, лечение обошлось в 2,5 тр. У меня не самая многочисленная многодетная семья, но чтоб собрать детей в школу, подготовить к осенне-зимнему периоду потребовалось около 40 тр. Поэтому о бесплатности говорить не будем. Детский досуг - к примеру стоимость для ребенка в православный военно- полевой лагерь летом 2009 обошлась в 17 тр. всех бы детей я отправить за такую стоимость не смог бы. Еще пример отдых в православном лагере (наподобии пионерского) летом 2008 года стоил 10 тр. А почему когда речь идет о достатке семьи, то критерии ставятся какие то «гламурные»: дни рождения в ресторанах, модные заграничные лагеря, я допускаю что часть населения ориентируется на это, но почему Вы решили, что большая часть населения? и принимаете это за критерии. Беда в том имея «нормальные» (не «гламурные») ориентиры все равно большинство населения только кое как выживает… Нора 1 марта 2011, 00:12 Последний абзац статьи - согласна с этим. Государство должно поддерживать, а не закабалять, уважительно относиться к своим людям. Этого никак не поймет наша власть с незапамятных времен. А о семье и работе - у каждого свой путь, и каждый имеет какие-то дарования от Бога, которые и должен стремиться применить в жизни, как в семье, так и в работе. Я так думаю. Мама двоих детей, кандидат искусствоведения. Olga 28 февраля 2011, 23:01 Prostite, chto latinskimi bukvami... A kto-nibud znaet, kak sviazatsya s Tatianoi Shishovoi? Ya iskala po vsemu Internetu kontaktnuyu informatsiyu ih Tsentra/kukolnogo teatra, no eio nigde net...

http://pravoslavie.ru/44989.html

Вот несколько примеров: п. I, тр. 1: «всевиновная и подательная безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матере: в храм бо телесной оболкийся, славно прославися Христос Бог наш». Здесь двоится смысл: всевиновная и подательная жизни – есть сила и Слова и Духа Св., действующая втворении, ей же приписывается (согласно Пр. Сол. 9,1) и создание храма в Матери, в который облекается Христос. Также из Притч. 9 взяты образы и З-го ирмоса, где говорится снова о Премудрости в общем смысле: «услышим вся вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумейте, яко благ Аз (в сл. пер. стоит «Христос», но это ошибочный перевод слова Χρηστς, которое ясно смешано с Χριστς), возопийте: славно прославися Христос Бог наш!» Такой же смысл имеет и тр. 2 песни 9 (также на тему Притчей 8,22 сл).: «Содетельницу Отец прежде век Премудрость рождает Мя, начаток путей, в дела созда ныне тайно совершаемая. Слово бо несозданное сый естеством, гласы присвояхуся, егоже ныне просиях» (явная неясность в переводе). Напротив, в других случаях Премудрости придается явно Христо-софийный смысл. Вот примеры: П. I, тр. 2: «тайноводящи други Своя душеспасительную уготовляет трапезу, бессмертия же воистину Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопием: славно прославися Христос Бог наш!» П. 5, тр. I: «неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездну обуздовающая и моря востязующая Божия Премудрость воду в умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка». Подобные примеры двоения смысла встречаются и в других церковных песнопениях. 68 У св. Дмитрия Ростовского мы находим такое место (ц. с. 251): «К Ней притекайте, о священницы: яко и Она божественная Священница или Жрица бяше, егда Сына Своего, Агнца непорочного, на жертвеннице крестном о всем мире в жертву принесе Господеви». 69 Этот лик Царя и Судии, столь отличающийся от образа кроткого и смиренного сердцем Учителя, восхотел изобразить Микеланджело в своей картине Страшною Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010