Религия играет огромную роль в жизни человека и влияет на все ее стороны. Созидательная религиозность помогает победить страхи и содействует воспитанию доверия, любви, дружбы и уважения к другим людям. Она дает свободу и исцеление, обеспечивает стабильность внутреннего мира человека и «является основой для истинной самореализации и целеустремлённого достижения поставленных задач как в личном, так и в общественном пространстве» . Однако в соединении с невротическими расстройствами личности, религиозность перестает быть созидательной и служит ее порабощению и разрушению. Проблема невротической религиозности связана с комбинацией религиозной веры и определённых психологических расстройств человеческой личности. Данная проблема присутствует во всех христианских церквях, с ней ежедневно сталкиваются тысячи верующих. В нашем исследовании мы предприняли попытку ее рассмотрения в приложении к современной православной среде на примере приходов и монастырей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Церковь становится тем местом, где невротическая личность ищет удовлетворения своих невротических потребностей. Автору неоднократно приходилось общаться с верующими людьми, которые испытывают серьезные психологические проблемы, заметно усиливающиеся на почве православной религиозности. Поскольку в христианской религии, с одной стороны, существуют заповеди и каноны, с другой стороны – учение о грехе, о правосудии Божьем, о рае и аде – для таких людей это становится триггерами, которые превращают их жизнь с сущий ад. Такие люди испытывают невероятные сложности, думая что этим служат Богу, что Бог хочет от них этого. Религиозность невротической личности основана на подменах, что не позволяет ей духовно развиваться и выйти из порочного круга самостоятельно. Как отмечает психолог М. С. Филоник, «религиозное самосознание (представленность в жизненном мире клиента фигуры Бога, в частности христианского Бога), опыт духовной (или ложно понимаемой как духовной) жизни, опыт социальной жизни в церкви с ее особенностями как социального института — все это наносит свой отпечаток на верующего (и, соответственно, на его психологические проблемы) и, в свою очередь, тем или иным образом проявляется в терапии, если такой человек обращается к специалисту» . Несмотря на актуальность и распространенность проблемы, ее публичное обсуждение в России только начинает набирать обороты, подробные исследования отсутствуют и все ограничивается отдельными публикациями и лекциями. До сих пор не существует такого исследования, которое бы систематизировало подходы зарубежных и отечественных исследователей и содержало бы рассмотрение и осмысление всех основных невротических искажений, представленных в православной среде, а также системных факторов, способствующих их развитию и усилению. Наша работа призвана восполнить эти пробелы.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Горе не мешает человеку быть счастливым " 02.10.2009 459 Время на чтение 4 минуты Что такое личность с точки зрения христианства и психологии? Зачем вообще нужна специальная наука о жизни души, если есть православная вера и богословие? На вопросы ТД отвечает священник и христианский психолог, ведущий консультант образовательного психологического центра " Собеседник " иерей Андрей Лоргус. Часть 1. Теория. Наука о жизни души - Отец Андрей, что такое христианская психология? Чем она отличается от обычной? - Это отдельное направление психологии. Хотя отделение это окончательно пока не произошло. На сегодняшний день идет процесс становления этого научного направления. Христианская психология, как любая психология - это наука о жизни души, а отличается она, прежде всего, своими методами. Методы христианской психологии основаны на христианской антропологии, то есть на ином, христианском представлении о человеке. - В чем это представление иное? - В том, что человек - существо духовное, открытое Богу и другим духовным силам, другим людям. Человек есть творение Божие и не есть животное. Личность человека - это образ и подобие Божие. И главное для человека - любовь, духовные зрелость и делание. - А зачем тогда вообще нужна психология, если все это уже написано у Святых Отцов Церкви? - Святые отцы никогда не занимались собственно психологическими проблемами. У них такие проблемы даже и не формулировались, потому что цель была другая. Святоотеческое учение направлено на спасение души, спасение в мистическом смысле слова, а психология направлена на вопросы формирования и развития личности человека. Разные цели. Развитие личности это развитие механизмов сознания, самосознания, рефлексии, смыслообразования, выстраивания отношений с самим собою, с Богом, с другими людьми. Конечно, в святоотеческом учении есть много элементов, которые можно было бы назвать настоящими психологическими открытиями. Но у Святых Отцов другая цель. - Ключевое понятие здесь - личность человека. А что такое личность?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Разделы портала «Азбука веры» Алексей Лызлов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 5  голосов:  5.0 из  5) Алексей Лызлов для «Азбуки супружества» Алексей Лызлов родился в 1978 году. В 2000 окончил факультет психологии МГУ. В 2006 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Истоки гуманитарного направления в психологии (на материале трудов В. Дильтея)». В 1997–2017 гг. сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. С 2011 по 2021 преподавал в Российском православном университете святого Иоанна Богослова, вёл научно-исследовательские кружки. С 2017 доцент кафедры современных проблем философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Переводчик С. Кьеркегора. Женат с 2013 года, сыну 6 лет, дочери 4 года.  – Алексей, приходилось ли вам консультировать семейные пары, и, если да, пригодился ли этот опыт, когда вы женились? – Когда я женился, опыта семейного консультирования у меня не было. По своему складу я скорее кабинетный ученый, чем психолог-практик. В детстве я любил читать и размышлять, и когда в школьные годы думал о выборе будущей профессии, видел себя в науке. Попробовал себя в математике – поступил в математический класс Пятьдесят седьмой школы, одной из лучших математических школ в Москве. От этой школы, в которой я учился все старшие классы, у меня остались тёплые воспоминания, но в ней я понял для себя, что не буду математиком, несмотря на всю красоту этой замечательной науки. Когда речь шла уже об окончательном выборе, куда поступать, я колебался, идти ли мне на философский или на психологический факультет. Я выбрал психологический, но при этом всегда существовал и существую на границе психологии и философии, и сейчас как учёный занимаюсь преимущественно философией и преподаю на философском факультете РГГУ. Консультировать я начал, когда у меня родились дети. Одному мне хватало скромной преподавательской зарплаты, но с рождением детей подрабатывать стало просто необходимо. Со временем я втянулся в это дело, оно стало важной и интересной частью моей жизни. Но при этом опыт семейного консультирования у меня до сих пор не очень большой. Это для меня в консультировании самая трудная тематика, гораздо чаще я консультирую индивидуально.

http://azbyka.ru/semya/moja-zhena-jeto-d...

Разделы портала «Азбука веры» Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ В Избранное иерей Андрей Лоргус Психология и церковь , наука и религия, священник и психолог – тема сопоставления этих понятий возникает постоянно в самом разном контексте.  Я и мои коллеги, как психологи, так и священнослужители, неоднократно обсуждали проблему положения человека входящего в Церковь: новоначального, только начинающего свой покаянный путь, с одной стороны, в сравнении, с человеком, который начинает длительную психотерапию, становится клиентом, настраиваясь на длительную работу. Что общего у того и другого? Сравнима ли деятельность практического психолога и пастыря? Подменяется ли работа психолога, служением священника, например. Но для того, чтобы говорить о работе психолога и священника, необходимо понимать специфику их работы. Прежде, чем сравнивать пастырство с психотерапией, проанализируем пастырскую практику с точки зрения священника и психолога. Как известно, христианство не родилось вместе со священниками. Первые фигуры, которые возникают в церкви, – это апостолы, духовная работа которых до сих пор является предметом богословского и исторического исследования. Затем появляются епископы, которые почти полностью наследуют апостольский чин и продолжают в церкви почти ту же самую, с интересующей нас точки зрения деятельность, которую вели апостолы: они – и совершители церковных тайн, и учителя, и собеседники, и помощники людям в самых разных вопросах. И, наконец, немного позже появляются другие чины: священники и диаконы. Появление пастыря связано не только с чином священника: и апостол – пастырь, и епископ – пастырь, и священник – пастырь, и даже диакон – пастырь. В древней церкви, с одной стороны, пастырство достаточно широко развивается и не закрепляется за каким-то отдельным чином, а с другой смысл пастырства четко еще не опознан сознанием Церкви. Что это такое пастырство, как его рассматривать? Например, принятие исповеди не было связано в древности с чином пресвитера (священника), но для этого были особые, благословленные на то священнослужители. Такая практика продолжалась достаточно долго. Священник появляется, прежде всего, как фигура, вспомогательная при епископе, и только потом наделяется правом совершать церковные таинства. Духовник (старец), который принимает исповедь, готовит человека к крещению и помогает в решении разных вопросов – это фигура отдельная, харизматическая, далеко не формальная, а наделенная особыми дарами и имеющая особое благословение. Это, пожалуй, наиболее емкий и предельный образ современного пастыря. Недаром в современном пастырском богословии особое внимание обращается на старчество, как прообраз подлинного пастырства. Это и позволяет нам, говоря о современном священнике отделить понятия совершителя тайн от понятия пастырь.

http://azbyka.ru/psihologicheskaya-prakt...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Исповедь или прием психолога: что эффективнее? Ответ на неправильно поставленный вопрос 10 мин., 17.05.2019 Вопрос читателя: Человек идет в церковь для того, чтобы стать лучше: жить без обид, злости, жадности, уметь прощать и каяться. Суть покаяния, если я правильно понимаю, — в исправлении, изменении себя. В то же время сейчас существует множество тренингов личностного роста, психологических консультаций, где занимаются по сути тем же: избавлением от всего негативного, изменением человека в лучшую сторону. Скажите, пожалуйста, если я хочу стать лучше, но при этом предпочту не исповедь в церкви, а психологические тренинги, — будет ли от этого польза? Сергей Отвечает психолог Михаил Хасьминский: — Михаил Игоревич, перед нашим интервью я прочла это письмо своим подругам, двум 24-летним девушкам. Они сказали: «Интересный вопрос! Мы никогда не задумывались, но исповедь и прием у психолога — это ведь по сути одно и то же?» — Так считают не только ваши подруги, не только автор этого письма, но и вообще многие люди, как правило, не имеющие опыта духовной жизни и не видящие разницу между духовными и психологическими проблемами. Только если абсолютно не вдаваться в суть темы, можно подумать, что это про одно и то же: ведь и психология, и духовная жизнь призваны избавить нас от всего дурного. Автору письма я ответил бы так: прежде всего вам надо разобраться в том, что вы сами понимаете под желанием «стать лучше». Просто вот так вот абстрактно быть «хорошим»: не хамить прохожему, который вас случайно толкнул, переводить бабушек через дорогу, быть «хорошим» в глазах ваших коллег, жены, детей? Таким «хорошим человеком» вы вполне можете стать, не ходя в церковь, а посещая психологические консультации и тренинги, — но здесь тоже много нюансов. Расскажу одну историю. Как известно, в психологии есть очень разные школы, и разные психологи по-разному могут смотреть на одну и ту же ситуацию. Недавно я пытался сохранить одну семью, где трое маленьких детей, одна дочь тяжело больна.

http://foma.ru/ispoved-ili-priem-psiholo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь - это не только лечебница Беседа со священником Андреем Лоргусом 16.05.2011 444 Время на чтение 8 минут «Православный психолог» - модная сегодня профессия. Но специалистов, которые могут так себя называть, совсем не много. Известному священнику Андрею Лоргусу повезло: он обладает психологическим образованием, которое оказалось очень востребовано в его пастырской практике. О том, как преодолеть потребительское отношение к Церкви и разделить проблемы психологические и духовные, отец Андрей рассказал порталу Православие.ру. Священник Андрей Лоргус - Многие приходят в храм, когда сталкиваются с какой-нибудь сложной жизненной ситуацией. Может ли и должна ли Церковь помочь? - Это правда, из числа верующих в храм приходят не все: это определенный контингент, который имеет доверие к Церкви, доверие к священнику. Таких людей в лучшем случае 5-10 процентов в нашем обществе. Они приходят, и многие из них действительно рассчитывают на то, что Церковь и священник разрешат все их проблемы. И тут нужно действовать очень бережно, чтобы, с одной стороны, не обманывать, не питать их иллюзий, а с другой - не оттолкнуть. Психологическая культура в целом у нас очень низкая, так как она не развивалась на протяжении многих десятилетий. Ведь общество, в котором главной культурой взаимоотношений была идеология, не умеет соотнести свои проблемы с возможностями друг друга: своих близких и тех людей, которые вокруг. Например, раньше для интеллигенции главным способом решения своих психологических сложностей было чаепитие ночью на кухне. Для мужской компании - выпить вместе, для женской - поболтать с подругами... - Но ведь такое доверительное общение не самый плохой способ решать свои проблемы - гораздо лучший, чем выйти с топором на улицу или прийти в школу с оружием. - Он не самый плохой, но он не профессиональный. К сожалению, он может принести вред, как, например, непрофессиональные медицинские советы чреваты разными неприятностями. И потом, иногда очень жаль, что в храме люди ищут такого рода доверительное общение; они приходят не за тем, чтобы помолиться, а потому и не получают того, что могли бы получить. Они могли бы получить радость общения с Богом. Но многие этого не видят и не знают - приходят, потому что ребенок заболел или умершая бабушка снится по ночам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

УЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ХРИСТА Только в Византии проблема христианского искусства возбудила собственно богословскую дискуссию. Христианские и нехристианские философы постоянно обсуждали, насколько искусство может быть причастно религиозной сфере, и неизбежно приходили к тому, что и сам религиозный опыт, в свою очередь, неразрывно связан с эстетическими переживаниями. Как бы то ни было, в Византии на протяжении длительных иконоборческих споров проблема с самого начала стала обсуждаться в гораздо более широком контексте; все мыслительные и творческие усилия как противников священных изображений, так и их сторонников оставили глубокий след в византийском искусстве. Для жителя Византии икона стала одновременно и исповеданием веры, и присутствием почти сакраментальной реальности; «христианское вероучение в результате иконоборческого кризиса только обогатилось» 320 . Спор коснулся в первую очередь понимания самой природы «образа». Все культурные, психологические и социальные элементы христианского вероучения, которые на протяжении веков, предшествовавших кризису, привели к зарождению обеих традиций – «иконоборчества» и «иконопочитания», – могут быть сведены к одной философской проблеме: является ли образ адекватным отображением Первообраза, «единосущен» ли он Первообразу, или же, напротив, он – не более чем грубая форма, способная лишь рассеять сознание и стать препятствием для разума в его естественной устремленности к Невидимому? Впрочем, эта философская проблема упиралась в глубинную установку – в понимание природы самого Первообраза. Если для евреев и мусульман Бог по сути своей невидим и, следовательно, изобразить его невозможно, то так ли это для христиан, верящих в то, что Слово стало плотию ( Ин. 1:14 )? Таким образом, как только проблема священных изображений стала обсуждаться в III в. неоплатониками Кельсом и Порфирием, с одной стороны, и христианскими апологетами, с другой, в центре споров оказался христианский догмат о Боговоплощении. Неоплатоники, обвиненные христианами в идолопоклонстве, выдвинули ответное обвинение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция, посвященная проблемам семьи, прошла в рамках XVI Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо Что такое воцерковленная семья сегодня? В чем особенности жизни православной семьи в современном мире? Какова роль духовника в окормлении православной семьи? Как приобщать детей к жизни Церкви? Эти вопросы обсуждались на конференции " Семья в современной Церкви: проблемы и пути их решения " , которая состоялась 1 февраля в рамках XVI Рождественских образовательных чтений по инициативе Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре. ЦДРМ не первый год проводит конференции по актуальным проблемам церковной жизни и пастырской практики, и форма их, как правило, традиционна: доклады и обсуждения. Новаторство последней конференции состоит в том, что организаторы не предлагали докладчиками вопросы заранее. Самые острые проблемы были сформулированы на встрече молодежи из разных епархий – участников XVI Рождественских чтений. Работая в малых группах, представители приходов, молодежных православных организаций и просто заинтересованные в теме молодые люди составили целый список вопросов, на которые на следующий день, 31 января, подробно отвечали православные семейные психологи – сотрудники психологического центра " Семейное благо " при храме в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " И.Н. Мошкова, Г.В. Слобин; руководитель семинара " Школа православной семьи " Е.М.Рогачевская; сотрудники ЦДРМ Н.Суполкина; Е.В.Бобрикова. 1 февраля на вопросы о семье отвечали известные московские пастыри, приходские священники и монашествующие. Обсуждение вел ответственный редактор газеты " Церковный вестник " Сергей Чапнин. На вопросы отвечали: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель ЦДРМ игумен Иоасаф (Полуянов), директор Школы молодежного служения ЦДРМ игумен Петр (Мещеринов), игумен Иона (Займовский), клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади о.Игорь Фомин, клирик храма во имя преп.Андрея Рублева в Раменках о.Александр Никольский, священник из Одинцово Николай Комаров.

http://religare.ru/2_50296.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева " Церковь и проблема домашнего насилия " – впервые этой теме был посвящен круглый стол в рамках ХХ Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо В рамках ХХ Рождественских чтений впервые состоялся круглый стол " Церковь и проблема домашнего насилия " . Встреча, на которую сотрудники Отдела внешних церковных связей пригласили священнослужителей, известных экспертов, общественных деятелей, опытных сотрудников социальных служб, состоялся 24 января. Заседание прошло под председательством епископа Воскресенского Саввы и и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерея Димитрия Сизоненко. В ряде докладов приводилась статистика, которая дает представление о масштабах домашнего насилия в России. Оказывается, насилие имеет место в каждой третьей российской семье. По статистике МВД, 40% тяжких преступлений совершаются именно в семье. Около 600 тыс. женщин ежегодно получают тяжелые телесные повреждения в результате семейного насилия. В России каждые 40 минут от руки мужа или партнера погибает женщина. Ежегодно около 50 тыс. детей убегают из семьи; более 2 млн. детей до 14 лет подвергаются жестоким побоям в семье; около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. 80% преступлений сексуального характера совершают члены семьи жертвы. Участники круглого стола не заостряли внимание на причинах этих явлений – они, в основном, всем понятны. Главный акцент ставился на том, " что делать " . Первый докладчик – ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус призвал пересмотреть историко-канонический подход к семейным нормам, основывая его не на средневековом " Домосторое " , а на современных канонических документах Русской Православной Церкви. [М. Писклакова-Паркер] Марина Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия " Анна " , дала ряд практических рекомендаций: как не путать конфликт и насилие, каковы главные признаки насилия в семье и его разновидности (физическое насилие – крайняя его форма, насилием считается также психологическое давление, шантаж, оскорбление, экономический контроль, сексуальное принуждение и т.д.), как вести себя в случае применения насилия и т.д. В центре " Анна " считают важным опровергать устоявшиеся мифы о домашнем насилии: не только пресловутое " бьет – значит любит " , но и представление о том, что в большинстве случаев жертва сама провоцирует насилие. Докладчица подчеркнула, что в большинстве случаев пострадавшим от семейного насилия необходима помощь ( " кризисное реагирование) и реабилитация. В оказании этой разнообразной помощи, а также в профилактике семейного насилия должны объединить усилие государственные и общественные организации, представители религиозных объединений.

http://religare.ru/2_92093.html

К читателю Сегодня среди великого многообразия литературы на отечественном книжном рынке красуются добротно изданные тома с именем Дейла Карнеги на обложке. Этот автор весьма популярен благодаря пропаганде особого типа межличностного общения, являющегося образцовым, общепринятым в Америке и во всем западном мире стандартом поведения. Дейл Карнеги привлекает современного читателя отсутствием привычного и изрядно наскучившего схоластического морализаторства, и его этическая доктрина имеет огромный успех среди нашей интеллигенции, преподавателей, читающей молодежи, тех, кто пытается использовать его приемы для достижения успеха в бизнесе, личной жизни. Читателю, попавшему под обаяние гипноза этого автора, трудно осознать и определить подлинную ценность всего того, что предлагается внутри этой этической системы. Вообще все, что приходит с Запада, мы привыкли воспринимать как передовое, современное, жизненно значимое. Порой это мешает нам увидеть наши собственные ценности, которые присущи нашей многовековой православной традиции. Для того чтобы донести эти ценности, чтобы они стали понятны и доступны современному читателю, конечно, требуется определенный труд, поскольку ценности эти далеко отстоят от нас как хронологически, так и в культурном отношении. Задаче приблизить к сознанию и опыту современного человека мировоззренческие и нравственные ценности и служит настоящая книга, предлагаемая читателю, принадлежащая перу современного православного богослова протоиерея Михаила Дронова . Протоиерей Михаил Дронов обращается к духовному наследию известного византийского аскетического писателя VII века преподобного аввы Дорофея . Этико-психологический анализ нескольких избранных творений этого отца Церкви положен в основу книги. Автор дает ответы на множество нравственных и личностных проблем, проблем общения, которые возникают в процессе взаимоотношения людей. Он рассказывает о том необозримом, неисчерпаемом опыте решения всех этих проблем, ключом к которому владеет православная традиция. Учитывая то обстоятельство, что современный человек мыслит иными категориями, чем люди тысячу и даже сто лет назад, автор избрал путь сравнения и сопоставления святоотеческого опыта с достижениями в области современной психологии и этической мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010