Развитие болезней зависимости, безусловно, несет в себе угрозу не только для соматического, психического, но и для социального и духовного здоровья нации. В последние годы приоритеты в поисках эффективных методов терапии отдавались медикаментозным методам лечения. Здесь достигнуты несомненные успехи. Разработка и практическое применение различных реабилитационных программ, внедрение современного международного опыта по социально-психологическому подходу к этой проблеме до сих пор, по мнению большинства авторов и практических врачей, занимающихся лечением больных наркоманией, имеют существенное отставание. По их мнению, без длительного реабилитационного процесса, как в стационарных, так и амбулаторных условиях, или смешанных формах, невозможно существенно повысить эффективность лечебных программ в наркологии. Последние 20 лет на фоне активного освоения и применения в России медикаментозных методов терапии острых и неотложных состояний, методов детоксикации у больных наркоманиями практически оставалось без внимания решение психосоциальных и духовно-нравственных проблем этих больных, которые, по сути, и становились в большинстве случаев причиной последующих срывов и рецидивов. В связи с этим как на федеральном уровне, так и на региональном возникла острая потребность поиска и применения новых методов и подходов в реабилитации лиц с различными формами зависимого поведения и профилактики их становления уже в хронических алкоголиков, наркоманов, игроманов, сектоманов, если можно так выразиться. А предпосылки к этому есть, ведь многие новые религиозные движения, обладающие целым рядом признаков тоталитарного деструктивного культа, как я уже говорил, под видом восстановления, реабилитации после алкогольной или наркотической зависимости вводят человека в новый вид зависимости, еще более мощный - групповой, психологический и духовный. Хорошо известна и часто в подобных случаях вспоминается притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. « Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого » (Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 43-45).

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/15/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные времена, подтверждается евангельская фраза: «Не хлебом единым…» Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете (Ветхий Завет, Втор. 8:3 ). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный сорокалетним исходом из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». В Новом Завете также встречается это выражение. Когда Христос был в пустыне и держал сорокадневный пост, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:3,4 ). Человек создан Творцом существом духовным. А это значит, что если он забывает или не обращает внимание на эту отличительную свою особенность, то неизменно попадает в ситуацию конфликта (внутреннего, межличностного, социального…). Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии и психологии вдали от Истины, от «Земли Обетованной». В психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий в современной психологии. Очевидно, что ей недостает целостности , достигаемой в результате познания как откровения , а не просто интеллектуального аналитического поиска, исследования и решения частных задач.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnay...

Рассуждая о причинах бездомности, мы обычно разделяем эти причины на внешние и внутренние, объективные и субъективные, факторы макро- и микроуровня. В зависимости от того, какому подходу мы отдаем предпочтение, мы решаем вопрос: «кто виноват?» в проблеме бездомности — государство или личность, экономика, политика или культурный и нравственный уровень человека. Но копаясь, взвешивая, делая выводы, мы часто за деревьями не видим леса. И не увидим, пока не воспримем проблему как некое послание от Господа. Судьба проблемы зависит от того, насколько мы правильно мы усвоили урок. Дом как жизнь. Крушение дома Начинать надо, я думаю, с понятия «Дом». А к нему легче прийти через понятие «домостроительство». В богословии эти понятия суть символы: «домостроительство» или, например, словосочетание «Дом Израилев» не имеют, конечно, прямого отношения к архитектуре или капитальному строительству. Но символ — не значит иносказание, аллегория. Просто библейский термин «дом» шире архитектурного. В библейском контексте «дом» означает всю человеческую жизнь, ее полноту, а «домостроительство» — устроение этой полноты как для отдельного человека, так и для целого народа или человечества в целом. Вернемся к понятиям «бездомность», «бездомный». Они не теоретические, не богословские, и связаны с отсутствием у человека конкретного жилья, дома в узком смысле слова. Однако если вдуматься, состояние бездомности не исчерпывается отсутствием жилья в собственности или даже аренде. Столь состоятельных людей, которые могут купить или построить дом на свои средства, — меньшинство, не все могут и снимать жилье по коммерческим ценам, но ведь живут же как-то люди и не являются бездомными в традиционном понимании. А бездомными в традиционном смысле оказываются как раз те, кто потерпел экзистенциальную катастрофу, крушение всей жизни, а не только потерял жилое помещение. И вот здесь- то смыкаются понятия дома как жилища и дома как полноты человеческого бытия. Жизненная катастрофа, похожая на крушение здания, описана в Священном Писании: «…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф. 7, 24-27 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-psiho...

Расценивают обещания спасения и страх перед осуждением как иллюзорные и вредные Будущая жизнь Не верят в будущую жизнь в библейском понимании Утверждают, что нет никаких убедительных доказательств того, что душа будет жить после смерти Трансцендентальная медитация «Сегодня нас более чем когда-либо подвергают испытаниям. Непрерывно встающая перед нами назойливая дилемма «бороться или бежать» невольно наводит на мысль, что мы, возможно, не сможем психологически и физиологически адаптироваться с той же скоростью, с которой меняется окружающая нас среда. Участившиеся случаи гипертонической болезни, быстрый рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов подтверждают это. Поскольку не приходится ожидать, что наше окружение станет менее сложным и более стабильным, мы должны найти внутри себя средство, которое поможет нам приспособиться к требованиям, предъявляемым жизнью в двадцатом веке». Это высказывание врача свидетельствует о растущей обеспокоенности медиков в связи с проблемой поиска средств снятия стрессов и снижения кровяного давления. Для решения этой проблемы многие американцы обращаются к Трансцендентальной медитации (ТМ). Однако христианские врачи не рекомендуют пользоваться методами ТМ; они призывают христиан делать то, что стимулирует духовное здоровье и снижает возбуждение. «Выделите время для того, чтобы заняться своей душой – советуют доктора Минирт и Майер, – иначе Богу, семье и окружающим будет от вас мало пользы. Прежде всего вы должны быть в добром духовном здравии. А для этого нужно время, позволяющее расслабиться и отдохнуть». Медитация не является чем-то новым для тех, кто верует в Иисуса Христа как в Спасителя. Слова « meditate » (размышлять, созерцать) и « meditation » (размышление, созерцание) встречаются в Библии, а значит признаются христианами. Бог сказал Иисусу Панину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся (» meditate «) в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Как смириться с постоянным одиночеством?» 2 мин., 02.03.2015 «Я постоянно исповедуюсь. Объездила много храмов, монастырей в своей стране. Со слезами просила у Бога прощения за всех наших предков и за себя. И... пустота. Знаете, когда человек стучится двадцать лет в запертую дверь. Верит и стучится.Как смириться с постоянным одиночеством?» Отвечает протоиерей Андрей Ефанов Невозможно ответить на Ваш вопрос, не будучи лично с Вами знакомым. Ваш вопрос должен быть адресован к духовнику или же священнику Вашего прихода. Но, все же, попытаюсь хотя бы в чем-то дать Вам совет. Вы пишете о том, что объездили много храмов и монастырей, но ничего не пишете о своем приходе. А ведь именно в общинной, приходской жизни, а не в паломнических поездках, заключается основа христианской жизни. И именно об этом сказано в Евангелии: " истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной " (Евангелие от Луки 18:29,30). Может быть, Вам стоит сосредоточиться именно на духовной жизни в рамках своего прихода, при духовном руководстве приходского священника? И еще вопрос для размышления. Вы говорите о двадцати годах жизни в Церкви и о пустоте в ответ на молитвы. Не в том ли причина, что Вы ищете в Церкви не столько Христа, сколько решения собственных проблем? Однако Евангелие учит нас: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Евангелие от Матфея 6:33). Впрочем, простите, если я не прав, ведь мне совсем неизвестно, как и чем Вы живете. Зато об этом должен знать Ваш духовник или же священник, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Именно им я настоятельно прошу адресовать Ваш, несомненно важный, вопрос. Надеюсь, что лично знающий Вас священник поможет Вам разрешить сложности Вашей духовной жизни. О самых распространенных психологических проблемах современного человека читайте в рубрике Болезни души XXI века

http://foma.ru/kak-smiritsya-s-postoyann...

Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я». «Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем». Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо. Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я». «Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» — вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

http://pravmir.ru/chto-takoe-dusha-ili-k...

Существует ошибочное мнение, будто христианство— религия исключительно аскетического отвержения мира. Нет, Господь никогда не требует от человека того, что превышает его силы, путь суровой аскезы— путь относительно немногих подвижников. Вкоренённый в мирскую жизнь, человек может без всяких сомнений пользоваться всем, что составляет эту жизнь. « Отдавайте кесарево кесарю » ,— сказал нам Спаситель и тем как бы узаконил наше материальное, экономическое существование, но при важнейшем условии: « Божие Богу » (Мф. 22, 21). Христос установил иерархию ценностей, не отменяя низшие. Нет греха и в пользовании деньгами, если они добыты честно и используются для необходимых земных нужд. « Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? и мы прославим его, ибо он сделал чудо в народе своем. Кто был искушаем золотом— и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить— и не погрешил, сделать зло— и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание » (Сир. 31, 8-12). Но как избежать соблазна? Часто становится человек рабом златого тельца. «Чуть-чуть не весь нынешний мир полагает свободу в надёжном обеспечении и законах, гарантирующих денежное обеспечение. «Есть деньги, стало быть, могу делать всё, что угодно; есть деньги— стало быть, не погибну и не пойду просить помощи, а не просить ни у кого помощи есть высшая свобода». А между тем это в сущности не свобода, а опять-таки рабство, рабство от денег» 333 ,—писал Достоевский, выражая православное понимание проблемы. Рабство у златого тельца несёт в мир зло, разъедающее мир,— идеи буржуазности. Ведь буржуазность, понимать которую станем не в узком марксовом смысле, есть явление не классово-экономическое и не принадлежащее одному какому-то конкретному времени. Но мировоззренческое, но и нравственное, и психологическое— и во все времена. Она есть манера мышления, тип мировосприятия. Осмысление материальной выгоды как единственной цели бытия. Подчинение совести выгоде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», – сказал Лев Толстой. И действительно, когда в семье мир и любовь, какие бы штормы ни били человека извне, он спокойно переносит все испытания жизни. Обычно рубрика «Семейная педагогика» рассказывает родителям о воспитании детей. Но опыт наблюдения за взрослыми людьми показывает, что их тоже иногда нужно воспитывать (в том числе и автора этой статьи)… Сегодняшняя статья – попытка осмыслить роль женщины в семье. Не претендуя на всестороннее раскрытие этой темы, хочется поговорить о том, в чем же действительно состоит женское предназначение и какую роль женщина играет в семье. Очень часто к практическому психологу на консультации приходят люди с семейными проблемами. Мужчины обычно обращаются за психологической помощью реже, чем женщины. И практически каждая женщина, которая ищет помощи, испытывает трудности во взаимоотношениях с мужем или «гражданским супругом» (сожителем). Даже если женщина приходит на прием к психологу по поводу проблем с ребенком, в 90 процентах случаев при более внимательном анализе оказывается, что проблемы с ребенком – лишь вершина айсберга. Реальная же проблема находится в сфере отношений женщины и мужчины (или реально существующего, или того, кто его психологически заменяет). Почти всегда причина того, что женщина чувствует себя несчастной, состоит в том, что она не реализует свое женское предназначение. Господь создал человека для того, чтобы он был блаженным, то есть, счастливым в высшей степени. Получается, что быть счастливым – это обязанность человека, исполнение Божией заповеди. Если человек не чувствует себя счастливым, значит, он что-то делает неправильно, где-то курс его корабля отклонился от верного маршрута. Давайте попробуем разобраться, в чем состоит женская задача на земле с точки зрения Божиего замысла о ней и как это можно практически реализовать в своей жизни. «И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 18, 22–24).

http://pravoslavie.ru/47345.html

Теперь, когда заговорили о введении ювенальной юстиции, хочется спросить: кто будет рассматривать в ходе судебных разбирательств такие тонкости? Каким образом будут вникать в сложнейшие нюансы семейных взаимоотношений? Только такой тончайший психолог, как Ф.М. Достоевский, и традиции российского кодекса правосудия способствовали рассмотрению судебного дела с позиций милосердия и высочайшей духовности. Принцип христианского правосудия состоит в том, чтобы не столько покарать преступника, сколько помочь ему принести покаяние и исправиться. Евангелие говорит, «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк., 6, 41-42). Вынуть бревно из своего глаза возможно лишь человеку совестливому, самокритичному – человеку, который духовно работает над собой. Такой человек будет бороться с собственными грехами и тогда, по слову Спасителя, сможет разобраться и в чужих сложностях и проблемах, помочь другому человеку. Честно говоря, я не знаю таких людей во властных структурах, которые бы столь строго относились к себе и столь милосердно – к окружающим. О тех, кто стоит у власти, Спаситель говорил: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4). Как судить людей и помогать им, если они оказались в условиях, в которые они попали, как это часто бывает, вовсе не по своей вине? – Отец Александр, Вы говорили о невозможности вмешательства правовых и законодательных механизмов в те тонкие психологические нюансы человеческих взаимоотношений, которые складываются внутри семьи. Но ведь чуткий психологический анализ необходим в любом судопроизводстве. Выходит, проблема гораздо шире? По-вашему, она коренится в самих основах современного правосудия? – Конечно. Не только преступления внутри семьи, но и любые правонарушения нуждаются в подробном и тщательном анализе всех условий, причин и мотивировок произошедшего. К сожалению, в современной судебной системе такой подход отсутствует. Увы, традиции российского правосудия, основанного на евангельских ценностях, ушли в прошлое.

http://pravoslavie.ru/37326.html

Фото mariko2 Для кого-то такая модель — семья как малая Церковь — кажется недостижимой планкой. А для кого-то словесным штампом. И в том, и в другом случае возникает вопрос, надо ли к этому стремиться. А в этой планке нет ничего особенного. Любая хорошая семья — она именно такая, и ей не нужно ничего внутри себя специально выстраивать. Необязательно ставить перед собой такую задачу по принципу бизнес-плана — «построить малую Церковь». Просто для того чтобы быть семьей в таком образе, надо трудиться, надо все время всего себя отдавать — это касается и мужа, и жены. Нужно вглядываться в человека, слышать, что ему нужно и чего не хватает. Кстати, есть здесь одна серьезная проблема у христиан — отношение к интимной близости. Есть сегодня православные семьи, в которых на интимные отношения смотрят с крайним подозрением. Они изначально мыслятся как греховные, недопустимые, как некое попущение слабости и блудной похоти человека. Написал же апостол Павел: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор 7:9). Вот и вступают… А у брака ведь должно быть другое основание. Апостол Павел в этом смысле опыта не имел. Он был девственником, семью не создавал, к браку относился скорее снисходительно. Но это было всего лишь его личное отношение! И он же, тем не менее, говорит удивительные слова о браке: жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию а потом опять будьте вместе (1 Кор 7:4–5). То есть он не просто оправдывает — он дает христианам в супружеских отношениях свободу. И здесь, конечно, нельзя не сказать, что подозрительное, а порой даже извращенное восприятие интимной близости со стороны некоторых священнослужителей может разрушить любой брак. Люди, получающие духовное руководство от таких священников, думают, что в интимных отношениях есть что-то греховное, и вступают в них просто потому, что не могут противостоять греху. Но это же полное перевирание смыслов! Это ужас, который непомерным грузом ложится на сознание современных христиан. Они со страхом и трепетом относятся к началу своей религиозной жизни, глубоко воспринимают все, что им говорят. Советы такого священника могут разрушить отношения между мужем и женой, создать между ними страшную стену отчуждения, помешать полноте радости друг с другом. Людей такое отношение разлучает, у них остаются тяжелейшие психологические травмы.

http://foma.ru/kak-perezhit-izmenu.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010