В христианстве и дается путь такого преобразования эротической любви. Это путь очищения своего сердца от греховной нечистоты в доме Церкви. Тогда сердце наше, очищаясь, с одной стороны, позволит увидеть всю глубину божественной сущности другого сердца, а с другой стороны – наполнить собственное сердце любовью вместо ушедших страстей. В «Гимне христианской любви», данным нам апостолом Павлом, ясно определено, что такое настоящая любовь. Об этом часто спрашивают, «как отличить настоящую любовь от проходящей влюбленности, как не ошибиться?». Давайте внимательно вчитаемся в послание святого апостола, который на первое место в своем определении поставил долготерпение. Вот один из основных атрибутов настоящей любви, вот где мы можем себя проверить: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:4-13 ). rref(); lref(); Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, благословение Господне, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, нестабильность. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья – поставщик неврозов, болезней, пьянства и даже правонарушений. В тех семьях, в коих дела обстоят получше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для некоторых – лишь пережитки прошлого, архаизм… О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». В «набат» бьет общественность.

http://azbyka.ru/zdorovie/v-pomoshh-stra...

Вот тогда и наступил перелом в их отношениях. Добившись своего, Ольга быстро нашла массу недостатков в своем прежнем кумире и отвергла все его попытки поддержания отношений. Во всех перечисленных случаях неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым приводит к состоянию хронического напряжения, которое проявляется в отношениях с близкими людьми в бурных, неуправляемых эмоциональных взрывах, не адекватных ситуации. Таким образом, все перечисленные варианты «любви» по сути истинной любовью не являются, а служат попыткой удовлетворения своих потребностей, желаний, решения своих психологических проблем и сложностей. Глава 4. Истинная любовь …Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека, во внутреннем мире и внешних делах муж и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого… Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение. Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни Признаки любви истинной Так что же такое истинная, настоящая любовь? Каковы ее проявления? Обратимся к Библии. Суть истинной любви раскрыта апостолом Павлом в его знаменитом гимне, в Первом послании к коринфянам. «…В совершенной любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». К сказанному сложно что-то добавить, однако можно выделить отдельные моменты и рассмотреть их более детально. «Любовь никогда не перестает». Очень важной чертой истинной любви можно назвать вечность. Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. А что исчезает из отношений? Страсть, влюбленность. После их угасания возникает в лучшем случае пустота, равнодушие, иногда светлые воспоминания, в худшем — негативные тягостные эмоции: ненависть, отчаяние.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Даже такой психологический аспект проблемы добрачных связей, как невольное сравнивание прошлых половых партнеров с супругом, не ушел от внимание проповедника. Вообще, знакомясь с размышлениями святителя по теме сексуальности, понимаешь, что ничего не создано Богом случайно и без своего глубокого смысла. То, что греховно и постыдно в его незаконном употреблении, законно, осмысленно и безопасно в честном браке. Тот факт, что Бог создал многих людей красивыми и сексуально привлекательными, говорит не только о величии Творца и Художника, но и о том, что красота неслучайна и в контексте отношений мужчины и женщины. Святитель Иоанн говорит: « И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: “тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал” ( Быт.6:2 ). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену » . Строго обличая мужчин за похотливые взоры на чужих жен, Златоуст положительно описывает наслаждение мужем физической красотой супруги, напоминая слова Премудрого: « Отвращай око твое от женщины благообразной, и не засматривайся на чужую красоту » ( Сир. 9:8 ). « Не сказал просто: “не засматривайся”, но прибавил: “на чужую красоту”; следовательно он одобряет наслаждение собственною », — комментирует святитель . Именно красота законной жены должна быть для мужчины утешением и источником наслаждения, « этого не запрещает никакой закон » , в то время как другие женщины в его глазах должны быть « как бы каменными » . Говоря о значении супружеской близости, святитель не ограничивается лишь целью деторождения, как это часто звучит у других святых отцов, более того, он не считает ее основной: « Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени.

http://azbyka.ru/semya/aspekty-supruzhes...

Е.В. Грудева Скачать epub pdf Введение Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом 1 . Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1.18 ); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1.21 ), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1.23 ), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор. 3.18 ). В кратком словаре агиографических терминов В.М. Живова «юродивый» толкуется следующим образом: «Разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради «поругания миру», радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию» 2 . Как видим, в жизни святого юродивого центральной внешней чертой является облик безумия, который принимает на себя подвижник с целью «поругания миру». Юродство во Христе как особый путь достижения святости неоднократно являлось предметом богословского осмысления в специальной литературе. Так, в работе иером. Алексия (Кузнецова) «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование» 3 (впервые изданном в 1913 году) подробно рассмотрены такие аспекты проблемы, как причины юродства – в связи с вопросом о назначении человека; психологический смысл притворного безумия; вид физической жизни святых юродивых; аскетические подвиги юродивых; юродство как общественный деятельный тип; значение святых юродивых в обществе. Сочинение свящ. И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия» (первое издание – 1895) 4 представляет собой первый систематический труд, посвященный подвигу юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще более определенно выражается вера и знание Иисуса как Бога у жителей Самарии. После долгой беседы с Иисусом жены-самарянки, в которой Он указал на многие тайны духовной жизни, она сказала в проблесках начинающийся веры жителям своего города: “Не Он ли Христос?” И тогда они пошли к Нему, и Он беседовал с ними два дня, и в результате этой беседы они сказали:“Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ио. 4, 42). Таким образом, первыми из всех людей самаряне (не представители избранного народа) выразили свою веру в Иисуса именно как в помазанника и Спасителя мира, что и составляет суть учения и знания о Богочеловеке, основание Богооткровенной веры. В Евангелии открывается также трудность обретения совершенной спасительной веры даже и тогда, когда жизненная ситуация благоприятствует обретению такой веры. В известном Евангельском эпизоде рассказывается о некоем несчастном отце, который привел своего беснующегося сына – лунатика к Иисусу с просьбой исцелить его. “ Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк. 9, 23–24 ). Здесь замечательна та искренность и честность веры, которая и сознает самое себя как психологический факт, но и признает себя совершенно недостаточной в качестве акта постоянного, живого и действующего. Собственно, с подлинной верой дело всегда так и обстоит: она не может признать себя вполне не верою, ибо находит в себе обращенность к Богу и знает о себе: ”верую”. Но именно в своей подлинности она и сознает, что в ней гораздо больше обретается того, что необходимо достичь, чем достигнутого и потому признает себя неверием, ибо относится к вере как к жизни. Во всей возможной полноте это совершается лишь тогда, когда жизнь временная переживается как выражение жизни вечной как самоценной, и потому вера связана с ощущением вечности и с Иисусом Христом как Господином вечности. Веру, выраженную именно в таком качестве, и явил от лица всех апостолов Петр, когда Иисус предложил Своим слушателям высокое и таинственное учение о Себе как о Хлебе Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Еще относительно поста бывают разногласия. В некоторых случаях единственный постящийся в семье постоянно терпит негативные высказывания остальных по поводу его рациона, нередко с насмешками и уговорами «съесть котлетку». А постящиеся нередко упрекают тех, кто не постится. Причем, вовсе не обязательно делают это открыто – иногда достаточно косых взглядов, тяжелых вздохов и т.д. После определенной черты все это становится эмоциональным насилием. Вообще эмоциональное насилие может быть еще в виде открытой или скрытой обиды, оскорблений, угроз, манипуляций, шантажа. А еще абьюз может скрываться под маской заботы – такой вид психологического насилия называется гиперопекой. Гиперопекающее поведение в семье может быть у родителей – как подавляющий способ воспитания реальных детей или управления уже выросшими детьми, у супругов – как контроль всей жизни партнера, у детей по отношению к постаревшим родителям. В подобных отношениях особо остро проявляется одна из черт абьюза: жертва семейного насилия обычно сильно зависима от своего насильника – экономически, в бытовом плане, эмоционально. Привязанность жертвы к насильнику значительно ограничивает возможности выхода из абьюзивных отношений. Отец Дионисий: Я думаю, что все варианты и формы домашнего насилия вряд ли удастся перечислить и подробно рассмотреть. Эмоциональное насилие, пожалуй, наиболее распространено. Порой даже сложно провести грань – где насилие, а где просто манипуляция, настолько все переплетено и запутано. Вот, к примеру, в православной среде часто встречаются манипуляции с постом – один из супругов отказывает другому в супружеской близости, ссылаясь на пост. При этом истинные причины могут быть с постом вообще никак не связаны. Поэтому на манипулятора могут не действовать ссылки на Священное Писание или святых отцов, он преследует свои цели. Хотя доступней и очевидней рекомендации по этому вопросу, чем у апостола Павла сложно найти: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена – мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:2-5 ). Взаимное согласие, о котором говорил апостол, манипулятором никак не учитывается. А бывает, что один из супругов, проявляя излишнее радение во время воцерковления, начинает жестко ставить перед фактом невозможности супружеской близости во время поста другого супруга, который, если и начал воцерковляться, но пока совсем не готов к постным подвигам. А бывает, что второй супруг и вовсе не собирается воцерковляться, тогда ему совершенно непонятно, почему вдруг супружеская близость попадает под запрет на какое-то время. Все это провоцирует скандалы и может привести к серьезным психологическим проблемам в семье.

http://azbyka.ru/semya/domashnee-nasilie...

...живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья. (Ср.: " И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую... " и " жало мудрыя змеи " .) Самосуд так нелицеприятен, что акт поэтический тут и в самом деле на грани пророческого - та же беспощадная правда. " Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего... и дал тебе дом Израилев и Иудин, и... прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?., итак не отступит меч от дома твоего... " ,- так сказал пророк Нафан царю Давиду, согрешившему в " частной жизни " (2Цар.12,7-10) - и тоже пророку (после чего и появился 50-й, покаянный, псалом). Содержание приведенного обличения должно бы было быть внятно " помазанному " в пророка автору " Пророка " . Ведь в " Воспоминании " и в самом деле явно содержится память покаянного Давидова псалма. Можно даже сказать, что все стихотворение содержится в одном стихе этого псалма: " Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну " (всегда; Пс.50,5). Связь здесь вовсе не литературная, стихотворение не перефразирует псалом, это не реминисценция - это совпадение духовных ситуаций: у " Воспоминания " тот же внутренний строй, как у покаянного псалма, Пушкин сейчас чувствует то же и так же, как чувствовал кающийся царь и пророк; стихи Пушкина есть Давидово покаяние - по силе, глубине и беспощадности. Сходство огромно - но разница не меньше. Чувствуя, как Давид, автор стихов совсем иначе разумеет свое чувство: его покаяние безысходно. Последний стих: Но строк печальных не смываю, - противоречит самому понятию о покаянии и его цели - как ветхозаветному, так и евангельскому. О последнем стихе были споры: " не смываю " - это что: не хочу смыть или не могу смыть? У каждой из спорящих сторон были вполне убедительные и для поэта лестные резоны, но опору они находили отнюдь не в тексте стихов, а исключительно в личных предпочтениях спорящих; проблема ставилась в чисто психологическом плане и потому была неразрешима, ибо предмет " Воспоминания " - вовсе не психология.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

З. Сыноположение и прославление От формально–психологических подразделений в человеке надо перейти к вопросу об его назначении, т. е. к тому, что непосредственно интересует мысль богословскую. Библейские слова об образе и подобии Божием, так последовательно развивавшиеся в святоотеческой письменности, внимания Апостола, как кажется, не привлекли к себе. Это не означает, что его учение отрицает божественное начало в человеке. Наоборот, в посланиях ап. Павла мы находим очень много мыслей об этом, и способность человека к богоуподоблению и к максимальному приближению к Божественному им прочувствована очень глубоко. Но все же тема об образе Божием им прямо не использована. В самом деле: (Рим. VIII, 29) «…быть подобным образу Сына Своего»; или (1 Кор. XV, 49) «…как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного», или (2 Кор. III, 18) «…преображаемся в тот же образ от славы в славу»; или, наконец (Кол. III, 10) «…облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», — не развивают в достаточной мере библейской темы об образе Божием в нас. Но, тем не менее, Апостол затрагивает исключительно важные проблемы. Так, прежде всего, учение о том, что люди — храм Божий для обитания Духа Божия (1 Кор. III, 16). Апостол настолько непосредственно переживает эту возможность обитания Духа Божия в себе и обладает сам таким аутентичным мистическим познанием («восхищение в рай», «третье небо» и т. д.), что все касающееся внутреннего духовного приобщения Богу повествуется им по собственному переживанию. Его единение со Христом есть плод непосредственного мистического опыта. Если сопоставить такие, например, признания Апостола, как «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II, 20), «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. V, 14), «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. IV, 13), «мы немощны в Нем, но будем живы со Христом силою Божиею в вас» (2 Кор. XIII, 4), — то, очевидно, что как бы сама личность Христа вошла в Апостола и пользуется им, как своим орудием, и у ап. Павла всегда налицо эта вера в имманентность Христа в нем»   .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

И здесь можно привести примеры того, как люди, напряженно ожидающие увидеть какое-то явление, в итоге действительно начинают его видеть. Однако после Распятия ученики вовсе не были охвачены энтузиазмом и уверенностью в том, что они вот-вот увидят Воскресшего. Напротив, они были убеждены, что с Иисусом покончено, и пребывали в страхе и глубоком унынии. Римляне знали, что делали, когда предавали смерти популярных народных вождей или претендентов на роль Мессии, вследствие чего движения, которые возглавляли эти люди, неизбежно и быстро сходили на нет. Некоторые из таких движений упоминаются в самом Новом Завете: Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян 5:36-37). Такая участь должна была постигнуть и христианство: оно должно было умереть, не успев родиться; и психологически было бы достоверно именно это. Было очевидно, что Иисус не только не избавил Израиля (Лк 24:21), как надеялись ученики, но не избавил и Себя Самого, и никакие ангелы не явились Его спасти, Он умер жалкой и позорной смертью под насмешки толпы. Для того чтобы обескураженные, затравленные и потерянные люди, пережившие полное крушение всех их надежд, превратились в бесстрашных провозвестников Воскресения, должно было произойти нечто очень и очень реальное. Другая проблема, с которой сталкивается «теория массового психоза», — пустая гробница. Противникам апостолов было бы достаточно предъявить мертвое тело Иисуса, чтобы навсегда покончить с любыми слухами о Воскресении, а самим апостолам — увидеть тело, чтобы окончательно лишиться любого проблеска надежды. Если честно следовать простой логике, у нас остается только третий вариант — ученики действительно видели Иисуса распятым, а потом воскресшим. Как пишет апостол Павел: Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

И использование обоняния может быть двояким. Когда это делается безблагодатным путем, оно является также безблагодатным. Различные пахучие вещества использовались и в дохристианских религиях, что критиковалось еще ветхозаветными пророками: «воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» ( Ис.66:3 ). В христианстве обоняние очищается и освящается, так что тот же фимиам соотносится с молитвами христианских святых: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:4 ); «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 ). § 4. Современные проблемы сенсорной культуры В настоящее же время, по мере проявления все большего числа негативных последствий информационной революции можно говорить, по аналогии с экологическим и другими кризисами, о кризисе информационном, когда информация по количественным параметрам становится все более избыточной, а по качественным параметрам – пустой и ненужной, а, нередко, и вредной. На эту проблему обратила свое внимание медицина. Так, например, доктор медицинских наук М. М. Хананашвили писал: «Современные условия жизни и прежде всего ее высокие темпы выдвинули перед наукой о мозге новые задачи. Сегодня мозг человека воспринимает, обрабатывает, запоминает сведения в масштабах, совершенно необычных, если иметь в виду всю многотысячелетнюю историю развития человека. А главное, такая нагрузка на высшие функции мозга возникла за очень короткий период, без какой-либо специальной к ней подготовки»/Хананашвили. 1978, с.126/. Этот информационный взрыв, по мнению автора, привел к целому ряду негативных психологических последствий, которые он выделяет в отдельное явление – «информационный невроз». К выводам о неполезности избыточной информации пришла и современная физиологическая наука, в которой постепенно зарождается новое направление – «сенсорная экология». Одним из важнейших ее положений является то, что «количество информации, которое может поступить в мозг, избыточно и должно быть сокращено...»/Дмитриева. 1999, с.158/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010