Авторы книги опираются на традиционные для психологической науки и практики подходы. Наиболее близки их мировоззрению гуманистическое и экзистенциальное направления в лице таких классиков зарубежной психологии, как Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Ясперс, Р. Мей, А. Лэнгле, В. Франкл, Д. Бьюдженталь, И. Ялом и другие, а также субъектно-деятельностный подход, основанный на трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева, А.В. Брушлинского, Л.И. Анцыферовой, В.В. Знакова, Е.А. Сергиенко и многих других отечественных авторов. Немаловажное значение сыграли труды таких отечественных психологов, как В.И. Слободчиков, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев. Ключевым отличием всех перечисленных подходов и авторов стало особое внимание, которое они уделяют способности человека быть активной, ответственной, созидательной и независимой личностью. Смысл жизни, свобода воли, любовь, добро и зло, личный выбор человека — это те вечные темы, которых не избегают, а, напротив, ставят во главу угла эти выдающиеся представители психологической науки. Закономерно, что и авторы придают большое значение этическим компонентам профессионализма психолога и справедливо считают, что одна из центральных задач психологической помощи женщинам в кризисном центре — помочь им развить осознанность и самостоятельность. Эти качества, входящие в более широкое понятие «субъектность», определяют: сможет ли женщина перестать чувствовать и вести себя как пассивная жертва трудных жизненных обстоятельств? Найдёт ли она желание и смелость их победить? Преодолеет ли синдром выученной беспомощности, чтобы быть не объектом для ударов судьбы и манипуляций людей, а активным субъектом, сможет ли взять в собственные руки свою жизнь и благополучие своих детей? Психологи, как и другие сотрудники «Дома для мамы», не решают проблемы вместо женщин, не поощряют иждивенческих и пассивных установок. Они предоставляют возможности, поддержку, помощь, укрепляют мотивацию, чтобы, получив такую надёжную опору, женщина смогла сама справиться с кризисом. Именно сама!

http://azbyka.ru/zdorovie/psiholog-pomog...

Отдел больничного служения Псковской епархии организует службу психологической помощи семье в кризисных ситуациях 1 июня 2021 г. 18:36 Отдел больничного служения Псковской епархии совместно с практикующими психологами города Пскова открывает службу психологической помощи семье в кризисной ситуации. Самым важным и действенным средством помощи для верующего человека является молитва, но нельзя пренебрегать и помощью психолога. Служба психологической помощи семье в кризисной ситуации будет работать при храме Анастасии Узорешительницы в Детском парке, где два раза в месяц проходят молебны о семейном благополучии и даровании детей. По окончании молебнов за чашкой чая будут проводится беседы со священником и психологом по вопросам семьи, материнства и детства, в том числе проблемам бесплодия, кризисов в семье, взаимоотношений в паре и др. Такие встречи будут проходить в первое и последнее воскресенье месяца в храме Анастасии Узорешительницы по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, д. 9 после завершения молебнов (начало молебна в 13.00). Темы встреч будут публиковаться в группе храма «Вконтакте»:  http://vk.com/club201288245 . Индивидуальные консультации будут проходить по предварительной записи. На данный момент работу службы будут обеспечивать два специалиста — практикующих психолога. К перинатальному психологу Оксане Владимировне Кузнецовой (телефон: +7 911 362-04-10, www.perinat-pskov.ru ) можно обратиться по вопросам доабортного консультирования, переживания горя в связи с потерей ребенка на любом сроке беременности, а также в случае, если в семье имеется ребенок с особенностями развития. «В жизни любой семьи (женщины) может произойти кризисная ситуация, связанная с болезнью детей, их потерей или просто с выбором, который сложно сделать, например, сохранить беременность или прервать. Эти ситуации могут быть очень тяжелыми для семьи. Что делать, как справиться, куда приведет выбор? Если есть эти вопросы их можно и нужно обсуждать со специалистом, который способен оказать квалифицированную помощь в переживании горя или в ситуации сложного выбора», — говорит Оксана Кузнецова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Обсуждая в соцсетях острые психозы, мы забываем про реальные риски Людмила Петрановская — о том, какие несчастья мы в силах предотвратить 29 января, 2018 Людмила Петрановская — о том, какие несчастья мы в силах предотвратить Школьники с оружием нападают на одноклассников, студент убивает подругу, паника и агрессия разливается в соцсетях — почему реакция общества усугубляет ситуацию, и как предотвратить реальную трагедию в своей жизни — отвечает психолог Людмила Петрановская. Когда дымится хард, не время искать вирус — Всколыхнулась волна обсуждения психологической и психиатрической помощи в стране, ведь убивший девушку студент наблюдался у психолога. Выходит, что психолог и психиатр ничего не гарантируют? — По поводу гарантий… Можно вспомнить относительно недавнюю историю с немецким летчиком, направившим самолет в гору и погубившим пассажиров. Известно, что он тоже наблюдался у психологов, однако это не спасло никого. Поэтому о стопроцентных гарантиях даже в случае работы со специалистом все-таки говорить не приходится. Но такого рода трагедии, к счастью, случаются очень редко — как, скажем, история с психически больной няней , отрезавшей ребенку голову. Люди, когда такое слышат,  сильно пугаются и думают, как это предотвратить в своей собственной жизни. Но это не очень рационально. Есть тип трагедий, которые предотвратить очень сложно, потому что где и когда это выстрелит, предсказать нельзя. И вместе с тем вероятность того, что это случится конкретно с вами, с вашим ребенком, ничтожно мала — скажем, вероятность быть сбитым каким-нибудь пьяным водителем на порядки выше. — Что происходит с психологической помощью  в России? — Нужно понимать, что мы живем в стране, в которой еще двадцать лет назад никакой психологической помощи населению не существовало в принципе. Было некоторое количество психотерапевтов, к которым обращались с уж очень ярко выраженными проблемами. А ходить к психологу — помимо того, что не было таких возможностей,— было просто не принято. Поэтому сфера психологической помощи у нас всё еще находится в стадии становления. Два десятилетия для этого процесса — это очень немного, и сказать, что эта помощь прямо сейчас оказывается в целом очень качественно, естественно, нельзя.

http://pravmir.ru/obsuzhdaya-v-sotssetya...

В ШКОЛЕ ТРЕЗВЕНИЯ ОТКРЫЛСЯ КУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ АЛКОГОЛЕЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ марта 2007 Как помочь человеку, зависимому от алкоголя? Что нужно сделать, чтобы он прекратил безудержное пьянство, чтобы наладились отношения в семье, с родственниками? В Школе трезвения, действующей в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, открылся новый курс психологической поддержки для членов семьи алкоголезависимых людей. Как помочь человеку, зависимому от алкоголя? Что нужно сделать, чтобы он прекратил безудержное пьянство, чтобы наладились отношения в семье, с родственниками? Как ему стать свободным от рюмки и обрести обычное человеческое счастье? Как вернуть потерянную им работу? Как членам семьи выйти из состояния хронической депрессии? Возникает множество неясных и вроде бы безысходных ситуаций, если в семье кто-то злоупотребляет спиртным. Курс психологической поддержки для родственников алкоголезависимых людей рассчитан на преодоление ими бессмысленных страданий и поиску ответов на казалось бы неразрешимые вопросы. У родственников пьющего человека формируется особая болезнь под названием созависимость. Слово " созависимый " означает " зависимый вместе с кем-то " . Когда один человек пьянствует, другие, живущие с ним вместе, испытывают зависимость от него самого. Специалисты уже давно заметили, что у лиц, не злоупотребляющих алкоголем, но живущих с " проблемным человеком " , развиваются специфические болезненные состояния на всех уровнях личности - физическом, психическом и духовном. Созависимые члены семьи (особенно жены и матери алкоголиков) живут в условиях нервно-психического перенапряжения. Его источники: невозможность заставить пьющего мужа (сына) прекратить пьянство; замешательство, вызванное непредсказуемостью последствий его поведения; беспокойство о его будущем, особенно в силу его нежелания решать свои жизненные проблемы самостоятельно. Стремление созависимых - контролировать своего проблемного члена семьи, " лечить " , " перевоспитывать " или сохранять его алкоголизм в секрете от всего мира.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=180...

Описанные деструктивные мотивации могут быть присущи не только женщине, но и мужчине. Поэтому стоит говорить о психологических проблемах семейной пары, а не женщины в отдельности. Таким образом, бесплодие супружеской пары не всегда означает наличие физических (=соматических) проблем в их здоровье, которые могут быть скорректированы при помощи процедуры вспомогательной репрудоктологии. Расстройства мотивационной сферы, наличие других психологических и личностных проблем супругов иногда играют решающую роль в способности зачатия и вынашивания ребенка. А значит, ЭКО не может быть первым вариантом выбора для бесплодной супружеской пары, и даже более того: может быть противопоказано некоторым парам. Духовные проблемы бесплодия и способы их преодоления При внимательном рассмотрении вышеуказанных деструктивных мотивациионных моментов беременности видно, что многие из них являются проявлением духовных проблем человека. Например, «стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери» является попыткой матери самоутвердиться за счет ребенка и становится проявлением гордости. Другие мотивации также могут быть проявлением этой страсти: «Беременность ради сохранения собственного здоровья», «вынудить родителей смириться с браком» и так далее. Напротив, конструктивные мотивации («стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью», «мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка») являются проявлением любви, жертвенного стремления супругов, желанием самоограничения ради другого человека – ребенка. Эти стремления противоположны гордости, они становятся способом борьбы с ней и потому выражаются в результативности лечения бесплодия. При бесплодии, вероятно, как ни при каком другом заболевании, большое влияние оказывает наше духовное состояние – тот багаж греха, который приобретен супругами перед зачатием ребенка. Это косвенно подтверждают и исследователи, которые изучают причины возникновения бесплодия. Как уже указывалось выше, среди причин бесплодия немалую роль играют предшествующие аборты и заболевания, передающиеся половым путем. Данные события являются тяжелыми грехами, искажающими духовное состояние человека, а потому проявляющимися в виде психологических проблем и соматических заболеваний, в том числе – в неспособности зачать ребенка. Поэтому одним из первых духовных способов преодоления бесплодия является обращение супружеской пары к Богу, участие их таинствах Церкви: исповеди, евхаристии, соборовании.

http://bogoslov.ru/article/5554161

Часть из них основана на выборочном отношении к православной традиции как таковой, на отсутствии серьезных попыток ее адаптации к жизни современного человека, другие факторы можно отнести к специфическим особенностям православной религиозности и церковности на постсоветском пространстве, некоторые из которых является откровенными злоупотреблениями со стороны священнослужителей, порицаемыми церковным руководством. Одним из значимых факторов является отсутствие признания проблемы невротической религиозности в самой православной среде. 3. Специфика работы с невротически-религиозными людьми Существование проблемы вызывает вопрос о том, как следует работать с людьми с невротической религиозностью и что можно сделать для того, чтобы уменьшить влияние факторов, способствующих ее развитию. Особую сложность вызывает проблема различения психологических и духовных причин возникновения невротической религиозности, так как «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение» . Н. Скуратовская отмечает, что «невротическая религиозность, в первую очередь, серьезная психологическая проблема, только во вторую – духовная. Неспособность к покаянию – это реальная проблема невротика. Пока человек пребывает в состоянии невротической религиозности, о покаянии речи не идет, потому что он физически не способен осознать себя как нечто отдельное от “идеального Я” и других защитных механизмов. Именно поэтому, пока не решена психологическая проблема, к духовным подступиться невозможно, так как нет субъекта, с которым можно работать» . Тем не менее, поскольку речь идет о невротической религиозности, мы считаем важным собрать не только рекомендации психологов, но и уделить внимание роли священника (духовного наставника), который неизбежно будет взаимодействовать с человеком, испытывающим трудности в этой области. Хотя, как было отмечено выше, проблема невротической религиозности, в первую очередь, психологическая, роль священника (духовного наставника), его правильное поведение и поддержка, очень важны для верующего человека, который ему доверяет.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

Втретьих, такое чтение обычно бессистемное, урывочное, что иногда весьма опасно. Не имеющий психологического образования человек в большинстве случаев не способен оценить даже адекватность, правильность материала. За психологические сведения принимаются личные рассуждения каких-то людей, порой абсолютно безграмотных в психологии, псевдопсихологические и эзотерические учения и т. д. Вдобавок многие психологические заметки полностью меняют свой смысл, будучи вырванными из контекста, а какие-то размышления актуальны лишь в рамках конкретного психологического учения или даже ситуации, полностью обесцениваясь в иных условиях. В итоге у многих людей, интересующихся психологией, в голове просто каша из надерганных в разных местах, порой совершенно не сочетающихся между собой и оторванных от основы, а то и совершенно бредовых и даже опасных знаний. С учетом этого порой стоит порадоваться, что многое из прочитанного люди не внедряют в свою жизнь. Но и сами по себе знания, выстраиваясь в мировоззрение человека, оказывают значительное влияние на его психику, порой препятствуя успешному разрешению уже имеющихся психологических проблем, усугубляя старые и создавая новые, подчас весьма серьезные психологические проблемы. Можно провести параллель с самолечением. Популяризация психологии привела к тому, что люди, мало разбирающиеся в психологии (что бы они сами ни думали о своих знаниях), на основании прочитанных психологических и псевдопсихологических материалов сами ставят себе диагнозы, объясняют причины своих психологических проблем, составляют прогнозы своего дальнейшего психологического состояния и пытаются «лечиться». Безусловно, бывает, что человеку удается самостоятельно получить грамотное представление об устройстве и функционировании человеческой психики, и его выводы могут оказаться достаточно точными. Но в подавляющем большинстве случаев выходит ерунда. И вместо пользы, на которую изначально рассчитывали популяризаторы психологии, нередко получается немалый вред. Стоит ли читать популярные психологические статьи?

http://azbyka.ru/zdorovie/polza-i-vred-p...

Подростковые суициды: куда уходят дети Будучи тем самым взрослым, сначала ты спрашиваешь себя — какое психологическое давление надо испытывать, чтобы разрешать пусть и серьезные проблемы подобным образом? 16 февраля, 2012 Будучи тем самым взрослым, сначала ты спрашиваешь себя — какое психологическое давление надо испытывать, чтобы разрешать пусть и серьезные проблемы подобным образом? Появившаяся в конце января информация о том, что в детском доме в поселке Североонежск повесилась 15-летняя Кристина Серганова, прошла практически незамеченной. Но буквально спустя несколько дней по стране пронесся ураган сообщений: покончили с собой две девочки, еще один мальчик, и еще, еще… Причин детских самоубийств, на первый взгляд, будто бы много, а по сути одна – привлечь внимание к их неприятию данных условий жизни в заданном месте. Суицид может стать протестом против того, что органы опеки забрали ребенка у живой матери, что в школе отняли мобильник или на улице — планшетник. Что дома будут ругать за двойки, за прогулы. Несчастная любовь затерялась на далеком десятом плане, причины ухода становятся все обыденнее, все прозаичнее. И большинству «взрослых» они кажутся все нелепее. Будучи тем самым взрослым, сначала ты спрашиваешь себя — какое психологическое давление надо испытывать, чтобы разрешать пусть и серьезные проблемы подобным образом? Тебе кажется, что у этих детей жизнь должна быть невыносимой, что у них родители — монстры, что они учатся не в обычных школах, а в концлагерях. В единичных случаях такое – увы – случается. Еще остается определенный процент тех, у кого интерес к смерти спровоцирован особенностями психики. Потом начинаешь проверять и узнаешь: зачастую у подростка, принявшего решение покинуть бренный мир, довольно обычные бытовые условия и нормальные (ни хуже, ни лучше тысяч других) родители. Они не всегда его бьют, чаще не только не бьют, но и не ругают. Вот и друзья, и учителя в школе недоумевают: за погибшим никогда не замечали ничего такого, что указывало бы на то, что пора бить тревогу. Учился как все, слушал ту же музыку, ходил в кино, гулял, учил французский…

http://pravmir.ru/podrostkovye-suicidy-k...

Особое место в психологической литературе по переживанию занимают работы Ф. В. Бассина 19], с именем которого в советской психологии 70-х годов ассоциируются проблематика " значащих переживаний " (термин Бассина) и попытка представить их как " преимущественный предмет психологии " с.107]. В этих работах понятие переживания получало, если можно так выразиться, серьезную встряску, в результате которой границы его были размыты (но и расширены!) сближением этого понятия с большой и неоднородной массой феноменов и механизмов (среди них " комплекс неполноценности " А. Адлера, эффект " незавершенности действия " Б. Зейгарник, Механизмы психологической защиты, механизм " сдвига мотива на цель " А. Н. Леонтьева и т. д. 18]), что позволило Ф. В. Бассину выдвинуть ряд перспективных гипотез, выходящих за пределы традиционно понятия переживания, к одной из которых мы в свое время вернемся. Главное же в работах Ф. В. Бассина заключается, по нашему мнению, в наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к " экономической " точке зрения на переживание, т. е. к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека. Если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание- созерцание и переживание-деятельность в едином представлении. Ни Бассину, ни кому-либо другому сделать это на уровне целостной теории пока не удалось; исследования переживания-созерцания, ведущиеся в основном в русле изучения эмоций, и исследования переживания- деятельности, осуществляемые в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совпадающего поведения и замещения, идут большей частью параллельно. Однако в истории психологии существуют образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных переживаний (например, в анализе З. Фрейдом " работы печали " , Э. Линдеманном " работы горя " , в сартровском понимании эмоции как " магического действия " и это дает повод надеяться, что рано или поздно объединяющая теория переживания будет построена.

http://predanie.ru/book/218625-psihologi...

Arhiva Пн Reprezentantul Departamentului Sinodal pentru slujirea în închisori a luat cuvântul la consftuirea dedicat perfecionrii activitii de profilaxie a suicidelor în instituiile sistemului penitenciar 19 februarie 2021 15:31 17 февраля 2021 года в Управлении воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России (УВСПР ФСИН России) было проведено совещание с территориальными органами ФСИН России по итогам 2020 года для заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих вопросы кадров и воспитательной работы, а также начальников межрегиональных отделов психологической работы. В совещании приняли участие священник Алексий Алексеев, заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению , и священник Димитрий Бондаренко, главный специалист Отдела по организации работы с религиозными организациями ФКУ «Центральная нормативно-техническая лаборатория» ФСИН РОССИИ. Субъекты Российской Федерации представляли помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Совещание проходило в режиме видеоконференции под председательством генерал-майора внутренней службы А.В. Шмидко, начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы. В ходе совещания были разработаны предложения по совершенствованию воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Особое внимание было уделено профилактике суицидов среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных и сотрудников УИС. В ходе совещания была отмечена важность участия священнослужителей Русской Православной Церкви и представителей других традиционных для России религиозных организаций в совместной работе по профилактике суицидов среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных и сотрудников ФСИН. Священник Алексий Алексеев обозначил проблематику более облегченной возможности предоставления священнослужителям встреч с подследственным, поскольку в настоящее время такая встреча возможна только с письменного разрешения следователя или по решению суда. На получение подобных разрешений уходит значительное количество времени, в то время как подследственный нуждается в незамедлительном общении с пастырем Церкви — тюремным капелланом в священном сане.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5775660...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010