Но очевидно, что такие основания далеко недостаточны для выводимого из них заключения, которое прямо опровергается многими другими, более ясными свидетельствами. Заметное и не для филологов, и не только в еврейском подлиннике, но и в переводах, различие, или точнее превосходство языка псалмов, надписанных в еврейском тексте именем Давида, пред всеми остальными, особенно пред теми, в надписаниях которых в переводе 70 встречаются имена одних позднейших пророков: Иеремии, Аггея и Захарии; встречающиеся в содержании псалмов, ненадписанных именем Давида или надписанных другими именами, ясные указания на времена позднее Давида, каковы времена последующих царей иудейских, разрушения Иерусалима, плена Вавилонского и возвращения из оного; самые надписания псалмов, в которых, кроме имени Давида, встречаются имена и других лиц – Моисея, Соломона, Асафа, Ефама и сынов Кореевых в грамматических сочетаниях совершенно одинаковых с сочетанием имени Давида, так что нет никакого основания придавать им значение отличное от значения сего последнего; наконец несомненное свидетельство 2 кн. Пар. 29:30 275 , самым очевидным образом показывающее, что во время Езекии кроме песней Давида существовали еще песни Асафа, прозорливца, который наравне с песнями Давида употреблялись при богослужении во храме и следовательно, как по своему происхождению от пророка, так и по употреблению, имели не меньшее их право на внесение в Книгу Псалмов, где мы действительно находим несколько псалмов надписанных именем Асафа: все это говорит против мнения о принадлежности всех псалмов Давиду, как писателю, и служит сильным доказательством другого противоположного мнения о многих писателях Книги псалмов. Силу этих доказательств чувствовали уже сами отцы и учителя Церкви, – защитник пер 276 Так же мало основательны и столько же произвольны, как и самое мнение, для которого они придуманы, во многих случаях они, по сознанию самих изобретателей, оказывались на столько недостаточными для предположенной цели, что побуждали для подтверждения их прибегать к тому единственному, послужившему исходным пунктом рассмотрения мнения, основанию, что «ни Господь, ни Апостолы нигде не упоминают ни о каком другом писателе которого-нибудь псалма, кроме Давида» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Последние же 20 строк Славянского текста книги Иова, не отмеченные счетом стихов, есть прибавление греческой Библии Семидесяти толковников, впрочем весьма древнее и взятое из како-то другой Сирской книги: тако толкуется от Сирсикия книги (Ориген. Против Цельса. Кн.6. Евсевий. Пригот. к Евангелию. Кн.7. Гл.8). Из древних славянских рукописей книги Иова усматривается, что, для уразумения содержания сей книги, ее переписчики пользовались толкованиями Полихрония, епископа Апамейского (5 века) и Олимпиодора диакона Александр. (7 века). (См. Описание славянских рукописей Моск. синод. библ. Omд.I. С.57,59). 27. " Книга Псалтирь получила такое название от часто упоминаемого в книге музыкального инструмента, к которому пророк Давид приспособил пение своих псалмов " . Почему же пророк Давид избрал именно сей инструмент? " Псалтирь один из музыкальных инструментов причину звуков имеет вверху; в цитре или в лире медь звучит внизу, а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху. Таким образом пророческое слово самым устройством сего орудия показало нам, что не к плотским услаждениям должна приводить приятность священного пения " (Василий Вел. Беседы на Псалмы. Предисловие. Бес. на Пс.32:2. Григорий Нисский. О надписании Псалмов. Гл.3). " Псалом же есть музыкальная речь, при возношении которой мерно ударяют в музыкальный инструмент " (Василий. Бес. на 29 Пс. Григорий Нисский). Как содержащая в себе собрание псалмов Псалтирь есть книга Псалмов или книга псаломская (Лук.20:24). Св. Афанасий Великий дает другую, еще более обширную похвалу псалму в своем " Послании к Маркелину Об истолковании псалмов " (Это послание считалось столь важным, что уже древняя христианская Церковь помещала его при самой Псалтири. Оно есть при книге Псалмов в древнейшем Александрийском списке Библии 4 века, и едва ли не во всех других древних списках Библии. По этой же причине оно есть и в наших отечественных изданиях славянской Библии. - Прим. авт.). Между прочим о значении книги Псалмов изложено здесь следующее: " Кто читает другие священные книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Таким образом, как происхождение позднейших псалмов мы отнесли ко времени Ездры и Неемии и последних после-пленных пророков, так и происхождение последнего собрания псалмов, или настоящей Псалтири, должны отнести к тому же времени. Это последнее наше заключение дает нам право еще раз и с большею уверенностью сказать, что Книга Псалмов вся от начала до конца – произведение пророческого периода церкви ветхозаветной, что все ее песни – непосредственный плод священного вдохновения глаголавшего чрез пророков Духа Божия, и самый внешний состав ее, с напоминающим о Законе пятичастным делением, есть произведение богопросвещенных учителей Закона Божия в иудейском народе, действовавших под руководством последних его пророков. Понятно, что при этом не может быть и мысли о псалмах Маккавейского и вообще после-пророческого происхождения, какие думают отыскать в Псалтири некоторые из ученых новейшего времени; потому что если вообще подобные песни и существовали, то они, как произведения одного человеческого вдохновения, хотя и отличавшиеся религиозным характером, не могли уже найти себе места в числе 150 богодухновенных песней, составляющих Книгу Псалмов. 4 Мф.26:30 , ср. Мк.14:26 . В цитированных местах из Евангелия не говорится прямо о пении псалмов, а только вообще замечается, что И. Хр. и Апостолы, в заключении пасхальной вечери, воспевше изыдоша в гору Елеонску; но так как И. Хр. совершал вечерю по обычаю иудейскому и особенных для нея песней никаких не составлял; то не подлежит сомнению, что здесь идет речь о пении так называемого Галлел, т.е. хвалебных псалмов 113–118 (70-т: 112–117), которым сопровождалась и заканчивалась у иудеев пасхальная вечеря (Иерус. Талм. В Pesach. 51: Buxtorf., in Sinagoga Iudaica; Zunz s Gottesdnst). Vortr. S. 22. Также Посл. Дни з. жизни И. Хр. – Иннокентия, – изд. Вольфа 1872 г., стр. 150 и 174 и Толк. Ев. – Михаила, на Мф.26:30 ). Равн. Обр. и в цитированном месте Деян. Ап. не упоминается прямо о псалмах, а говорится лишь вообще, что заключенные в темницу Апостолы Павел и Сила молясь воспевали Бога; но так как преимущественными песнями, какими в то время воспевали Господу, были именно псалмы ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Иак.5:13 εθυμε τις ψαλλτω); то, без сомнения, и это общее указание о пении надобно разуметь о пении псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Случай этот характерен по проводимому в нем взгляду на благодатную силу молитвенного правила. Постепенно, должно быть, стали уменьшать такое очень уже большое «правило» (вся Псалтирь). Может быть правило исполнял и Эрон (вышеупоминавшийся), когда идя с автором Лавсаика и другими по пустыне, дорогою «прочитал 15 псалмов (1/10 часть Псалтири), потом великий псалом (118?), потом послание к евреям, потом Исаию и часть Иеремии пророка, затем Луку евангелиста и Притчи» [ 359 ]. Неоднократны указания на употребление у отшельников в качестве молитвенного правила 12 псалмов. Два отшельника, выбравшие себе в руководители прп. Макария Египетского, когда тот навестил их и переночевал у них, наутро предлагают ему: «Хочешь ли мы споем (βλωμεν, recitemus) двенадцать псалмов? — Хорошо, отвечал я», — рассказывает об этом Макарий. «Тогда младший пропел (ψλλει) 5 псалмов и после (π) каждых 6 стихов пел одно аллилуиа (букв.: по, π, 6 стихов и 1 аллилуиа). И на каждом стихе огненный луч выходил из уст его и восходил на небо. Подобным образом, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба. И я также проговорил (επον) немного наизусть» [ 360 ]. Когда подвижника-римлянина в монастыре (Скиту) посетил какой-то великий египетский подвижник, они с наступлением вечера «прочитали (βαλον) 12 псалмов и легли. То же сделали и ночью», и опять легли [ 361 ]. Тот же подвижник так описывает свое молитвенное правило: «вместо музыки и пения я прочитываю (λγω) 12 псалмов (днем или вечером); равным образом и ночью, за грехи, которые содеял, тотчас с упокоением (ρτι μετ ναπασεως — после короткого сна?) совершаю малую мою службу (ποι τν μικρν μου λειτουργαν)» [ 362 ]. Кроме псалмов и Св. Писания употреблялись краткие молитвы, произносившиеся сотнями раз. Павел Фермейский (IV b.) совершал 300 молитв в сутки, которым вел счет, вынимая из пазухи камешки (зародыш четок); когда же он услышал, что одна девственница совершает по 700 молитв, ему его правило стало казаться малым, и он обратился за разрешением недоумения к прп.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

335. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336. От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338. Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339. Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349. Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354. …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360. Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368. Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Дело ведет г. Л Б. весьма тонко и все на основании Карфагенских же правил, полемизируя против своего противника г. Лаврова. Он говорит: „не упоминает г. Лавров и о том, что соборным правилом (141 Карфаг. собора) предоставляется епархиальным епископам, вместо себя, в члены коллегиальной инстанции духовного суда, избрать по трое судей, подобно тому, как на высший областной собор, при патриаршей кафедре первенствующие епископы, по 28 пр. того же Карфаг. собора имели право, вместо себя, уполномочить по 2 епископа” (стр. 115). Очевидно г. Л. Б. полагает, что 141 правило Карфагенского собора предоставляет епархиальным епископам право вместо себя избрать по три пресвитера судьи в члены коллегиальной инстанции духовного суда, т. е. будто правило буквально узаконяет сочиняемый им окружной суд. Как должен быть изумлен и пристыжен г. Л. Б., когда и он и все узнают, что все это есть его собственная и чистая выдумка, не имеющая с приведенным им правилом ничего общего. Вот буквально в полном виде содержание 141 правила Карфагенского собора: угодно всему собору, ради того, чтобы не были долго удерживаемы все епископы, сшедшиеся на собор избрании по три судии от каждой области. Для правильного понимания этого правила г-ну Л. Б. следовало бы посмотреть и привести непосредственно следующее за 141 правило 142-е, и тогда он, может быть, устыдился бы сделать то лживое толкование, какое сделал, и увидел бы, что из 141 правила он не может извлечь ничего ни в подтверждение мысли о возможности отнять у архиерея судную власть, ни в доказательство правильности своей мысли о выдуманной коллегиальной инстанции духовного суда. 142-е правило есть часть и продолжение 141-го, оно говорит: „по окончании некоторых дел, когда, на продолжение заседаний, для окончания прочих дел, многие епископы сетовали, и не могли сего понести, поспешая к своим Церквам, угодно было всему собору, да изберутся из числа всех от каждой области долженствующие пребыти, ради окончания прочих дел: и сие исполнено“. Вот что значит это правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

335.  Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336.  От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338.  Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339.  Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349.  Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353.  Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354.  …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360.  Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361.  Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364.  Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368.  Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Октоих воскресный (рус) Октоих воскресный на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). ГЛАС 1 НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах» стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа. Стихиры воскресные Стих: Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё. Пс 141:8а Вечерние наши молитвы/прими, Святой Господи,/и даруй нам прощение грехов,/ибо Ты Один,/явивший миру воскресение. Стих: Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне. Пс 141:8б Окружите, люди, Сион/и охватите его/и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/искупивший нас от беззаконий наших. Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи,/Господи, услышь голос мой. Пс 129:1–2а Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу,/прославляя воскресение Его из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/от обольщения врага искупивший мир. Стихиры восточные Стих: Да будут уши Твои/внимательны к голосу моления моего. Пс 129:2б Возвеселитесь, небеса!/Вострубите, основания земли!/Провозгласите радость, горы!/Ибо вот, Эммануил грехи наши ко Кресту пригвоздил,/и, даруя жизнь, смерть умертвил,/Адама воскресив, как Человеколюбец. Стих: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит?/Ибо у Тебя умилостивление. Пс 129:3–4 Плотию добровольно Распятого за нас,/пострадавшего, и погребенного,/и воскресшего из мертвых воспоем и возгласим:/«Утверди в православии Церковь Твою, Христе,/и жизнь нашу умиротвори,/как Благой и Человеколюбец!» Стих: Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё,/положилась душа моя на Господа. Пс 129:5–6а Стоя перед живоносным Твоим гробом,/мы, недостойные, славословие приносим/Твоему неизреченному милосердию, Христе Боже наш;/ибо Крест и смерть принял Ты, Безгрешный,/чтобы даровать миру воскресение, как Человеколюбец!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=992...

121 . Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии, с. 129. 122 . Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. Собрание семьи Хохловых, Палех. 123 . Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгий, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. И. Афанасьев. 1814. 34 х 27. ГРМ. 124 . Спас. Москва. Середина XVI века. 32,5х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 125 . Спас Нерукотворный. Школа Симона Ушакова. Последняя четверть XVШШ века. 52,5х42,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 126 . Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М. И. Нефедов. Начало ХХ века. 31х26,8. ГМПИ 127 . Св. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. ГМЗК (илл. 135). 128 . Прокопий Устюжский. Фрагмент иконы XVIII века. ГМЗК (илл. 133:176). 129 . Тихон Луховской. Палех. Начало ХХ века. 31х25. ГМПИ. 130 . Вход в Иерусалим. Тверская школа. Конец XV века. 35,5х30,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 131 . «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития. Середина XVII века. 210х167. ГМЗК. 132 . Псково-Печерская обитель. Конец XVII века. 42х35. ГМЗК. 133 . Фрагмент иконы «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый». XVIII век. ГМЗК (илл. 128:176). 134 . Фрагмент иконы «Богоматерь Черниговская-Ильинская». 1696. ГМИР (илл. 158). 135 . Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. ГМЗК (илл. 127), 136 . Фрагмент иконы «Чудо от иконы «Знамение » («Вид древнего Новгорода»). XIX век. 57х93. ГМЗК. 137 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. 31 х 27. ГМПИ. 138 . Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. 45х37. ГМПИ. 139 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.Л. Хохлов. Начало ХХ века. 36х31. Собрание семьи Хохловых, Палех. 140 . Ты еси иерей. Вторая половина XIX века. 54,7 х43. Частное собрание, Москва. 141 . Воскресение Христово. Переяславль-Залесский. Алексей Логинов. 1721. 43х34. ГМИР (илл. 142:143). 142 . Фрагмент той же иконы (илл. 141). 143 . Фрагмент той же иконы (илл. 141:142). 144 . Фрагмент иконы «Лабиринт». XVIII век. ГМИР (цв. табл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Марк Мангано (протестант) Псалтирь. Уолтер Зорн Псалтирь – одна из самых важных книг Ветхого Завета. В древнем Израиле она занимала центральное место при поклонении и изучении. Псалмы – это поэтические произведения, и потому они обращаются к сердцу и эмоциям тех, кто использует их текст для песнопений или размышлений. Большинство псалмов первоначально были музыкальными произведениями. Возможно, позднее к их тексту присоединили некоторые музыкальные термины. В тексте некоторых псалмов можно найти, по крайней мере, один такой термин – Селах. История псалмов традиционно начинается с царя Давида и продолжается до послепленного периода (то есть имеет более чем 500 летнюю историю развития). Почти половина псалмов (73) приписывают Давиду, но иногда говорится и о других авторах, а авторы многих псалмов вообще неизвестны. Существуют различные типы и жанры псалмов (напр., гимны, плачи, царственные псалмы, псалмы мудрости и т.д.). Хотя Псалтирь разделена на пять «книг», происхождение такого деления до сих пор остается неясным. По этому поводу было предложено немало теорий. Критическое изучение псалмов, как в прошлом, так и в настоящем, пролило много света на смысл и учение псалмов. Например, богословские цели последних редакторов Псалтири можно увидеть в каноничной форме псалмов и расстановке отдельных псалмов, особенно в местах «разделения» на «книги». К тому же, частое использование псалмов в Новом Завете помогает понять апостольский взгляд на богословие и «мессианское» применение псалмов. Исторический и культурный фон Большинство псалмов имеют индивидуальный характер. То есть они были написаны определенными людьми, в определенных обстоятельствах, по определенным причинам. Об этом свидетельствуют так называемые заголовки псалмов – одна-две строки (часто первый стих) в самом начале псалма. Например, пятнадцать из ста пятидесяти псалмов имеют заголовки, которые ссылаются на конкретные исторические события, которые, как традиционно считается, и оказались поводом для создания этих псалмов (см. , и 141). В заголовке Псалма 50 читаем: «Начальнику хора. Псалом Давида. Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией». Это означает, что Давид написал свой великий псалом покаяния от угрызения совести, после обличений пророка Нафана за грех прелюбодеяния и грех убийства. Другие же понимают этот заголовок так: псалом был написан «на тему» грехов Давида. Возможно, что они правы, но отдать преимущество тому или иному толкованию довольно трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010