Псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в селение Господа сил. Вечерня вседневная Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни остаются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает также и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от 9-го часа) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Идейное содержание вечерни В вечерне раскрываются следующие четыре основные темы: – творение Богом мира и промышление о нем (103-й псалом); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи воззвах...» – 140, 141, 129, 116). – пришествие в мир Сына Божия («Свете Тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Последование вседневной вечерни Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать Великую вечерню. (Дни, в которые совершается Великая вечерня, указаны в соответствующем разделе настоящей главы). Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует престол, отверзает завесу (если есть диакон, то он отверзает завесу) и выходит на амвон. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник благоговейно поклоняется 3 раза и начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» , 103-й псалом. Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы. Чтец: Слава, и ныне, Аллилуиа (трижды). В  это время диакон выходит северной дверью, трижды поклоняется, испрашивая этим разрешение у священника. Священник, в свою очередь, тремя поклонами дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь, целуя престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– ст. 9-й: Господне (только от Господа) есть спасение (: да будетъ же) и на людех твоих (на всех верующих и избранных Твоих от всех стран и времен) благословение Твое! Заключение первой, как отчасти и всякой другой, «славы»: слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу: аллилуиа (трижды). И ныне и присно, и во веки веков, аминь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа: слава Тебе, Боже (трижды и «аллилуиа» тройное и припев: «слава»...)! И тотчас следует малая эктения: Повторение выражаемого в «великой эктении» приглашения к молитве: паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся; Общее прошение, заимствуемое из «великой же эктении»: заступи, спаси... Заключение из той же эктении: Пресвятую, Пречистую… с обыкновенным припевом: Тебе, Господи, и с возгласом священника : яко Твоя (Господи) держава и Твое есть царство… После « малой эктении », на « воскресной вечерне» читается вторая и третья слава первой кафизмы, с повторением той же самой, после каждой «славы», эктении, и уже после третьей малой эктении поётся: Господи, воззвах к Тебе 70 ...; на «праздничных же вечернях» это пение следует прямо за первою «малою эктениею», так как две последние «славы» первой кафизмы на этих вечернях не читаются. 71 Пение псалма: «Господи, воззвах к тебе»… и проч. с стихирами § 48. Псалом : Господи, воззвах к Тебе … (140) употребляется на «вечерне» вместе с тремя другими (141-м, 129-м, 116-м), и первые два стиха его непременно поются на какой либо из 8-ми гласов, смотря т.е. по тому, какой следует по «октиоху», или какой полагается в «минеи». При пении, стихи эти подразделяются на три отдела, и, после каждого отдела, повторяется «припев», заимствуемый из 1-го стиха; Отдел. 1-й: Господи, воззвах (я взываю) кТебе, услыши мя: Припев: услыши мя, Господи! Отдел. 2-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми (внемли) гласу моления моего, внегда (когда нужно и должно) воззвати ми к Тебе: IIpuneb: услыши мя, Господи! Отдел. 3-й: Да исправится (исправною, достойною явится, пусть благоговейно вознесется) молитва моя, яко кадило (как фимиам, или дым кадильный) пред Тобою; воздеяние руку моею (а возношение, поднятие рук моих, в знак усердия моей молитвы, да будет, как) жертва вечерняя(приносившаяся в ветхозаветные времена каждый день, за спасение людей и в благодарность спасающему Господу):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключительном прошении мирной ектеньи вспоминается Богородица со всеми святыми, после чего мы все призываемся «весь живот наш» т.е. всю нашу жизнь посвятить Христу Богу. И после снова поются псалмы. Сначала первый – «Блажен муж» , потом, после небольшой молитвы – «малой ектении» – диакона, следует целая серия «вечерних» псалмов: 140-й (он используется в вечернем богослужении с IV века, и напоминает о том, что христианская молитва заменила ветхозаветные жертвы), 141-й , 129-й и 116-й , перемежаемых десятью «стихИрами» - небольшими текстами, сочиненными христианами. Эти тексты – краткие стихотворные прославления Воскресшего Христа, Богородицы или святых. Они насыщены переплетениями смыслов, и простое перечитывание их может доставить немало пищи для ума и духовной радости. Но когда они впопыхах поются хором с невнятной дикцией, понять это сложно. А жаль. Поэтому, если есть возможность, хорошо бы их прочитать заранее с переводом на русский язык перед походом в храм. В это время из алтаря снова выходит диакон и кадит весь храм по часовой стрелке. Кадит иконы и нас, как живые иконы, несущие в себе Образ Божий, несмотря на всю сложность нашей жизни. Мы кланяемся, отступаем от стен храма, давая диакону пройти по храму, кланяемся, когда он в нашу сторону кадит, потом снова возвращаемся на свое место. Каждение Каков смысл этого каждения? Ответ дан в словах 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» , – то есть «пусть поднимется к Тебе, Боже, моя молитва, как кадильный дым; воздевание моих рук – вечерняя жертва Тебе». Это напоминает нам о ветхозаветных временах, когда вечером каждого дня в скИнии (переносном храме израильского народа, направлявшегося из египетского плена в землю обетованную), приносилась вечерняя жертва; она сопровождалась поднятием кверху рук приносившего жертву и каждением алтаря, где хранились святые скрижали (каменные плиты), полученные Моисеем от Бога на вершине Синайской горы. Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) Благословен Бог наш... [совершается сразу после изобразительных, без возгласа] Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы Мирная ектения Рядовая кафизма Малая ектения Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Стихиры на Господи, воззвах: О:3; М(или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го);Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ М(если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т(подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Свете Тихий Прокимен дне 1-й прокимен Триоди Чтение книги Бытия 2-й прокимен Триоди Чтение книги Притчей Сподоби, Господи Стихиры на стиховне: О;Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ Ныне отпущаеши Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ Тропари: Богородице Дево ...Слава: Крестителю Христов... И ныне: Молите за ны... Под Твою милость.. Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся] Молитва св. Ефрема Сирина

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Часах : Первый: 5-й, 89-й, 100-й. Третий: 16-й, 24-й, 50-й. На Часах : Шестой: 53-й, 54-й, 90-й. Девятый: 83-й, 84-й, 85-й. На Вечерне: Предначинательный псалом: 103-й, «Блажен муж»: 1-й, на «Господи воззвах»: 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни: 33-й. На Литургии : 102-й, 145-й. Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию. Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103. Назидательные: 1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120. Просящие о защите от врагов и неприятностей: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. Покаянные: 38, 50. Выражающие радость: 32, 83, 114. Книга Притчей Соломоновых Главным автором книги «Притчей» был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид – Псалтыри. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя» ( 3Цар. 3:11–14 ). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей. В еврейской библии книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Хр.) – «Паремии», в славянской библии – «Притчи Соломона». У свв. Отцов она называется София» – «Премудрость всякой добродетели». Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

IIpuneb: услыши мя, Господи! Слеудющие за тем стихи 140-го псалма, так как и первые 7-мь стихов 141-го, не поются, а читаются; последний же, т. е. 8-й стих этого последнего псалма, разделяющийся на две части, равно как все 6-ть стихов 129 псалма и весь 116-й псалом (имеющий всего два стиха) составляют припевы к «стихирам», и, смотря по важности праздника, или по тому обстоятельству, когда два и даже три праздника сходятся вместе, употребляются, или все 10-ть, или 8-мь, или только 6-ть 72 т. е. соразмеряясь с числом положенных на это время, и от этого последнего обстоятельства так и называемых стихир на Господи воззвах, которая, из всех суточных молитвословий, первые ясно обозначают, кому именно, т. е. какому святому, или празднику отправляется служба, и которая, вместе с стихирами стиховными 73 и с стихирами на хвалитех, 74 и песночтениями из октоиха, или минеи, особенно с каноном 75 , составляют такое отличительное Богослужебное свойство, по которому Богослужение одного дня строго отличается от Богослужения всех прочих дней и празднование одному празднику, или святому от всех других празднований. – «Стихиры на Господи воззвах», или читаются с своими «припевами», или поются, смотря по различию праздников, или как где принято; в заключение ж их, с присовокуплением, то же как припева, «малого славословия»: слава… и ныне…, или, когда слава употребляется на ряду с предъидущими «припевами», только с присовокуплением: и ныне…, всегда поется по праздникам – стихира праздничная 76 , а на службах восскресных – Богородичен, или догматик, т. е. такая церковная песнь, в которой кратко, но точно и разительно, в том, или другом отношении, излагается догмат 77 о воплощении Сына Божия и о послужившей сему воплощению – Богоматери. Всех «догматиков», по числу гласов, восемь 78 , и все они написаны великим песнотворцем церковным, св. Иоанном Дамаскиным . Вход священослужащих в алтарь, при пении: «свете тихий», прокимна и проч. § 49. Во время пения «догматика», или «праздничной стихиры», священник, предшествуемый свещеносцем со свечею 79 и диаконом с кадилом, или и без диакона, но сам с кадилом, 80 исходит из алтаря северными дверьми, становится против растворенных царских врат, и, благословивши «вход» в них, когда совершится каждение иконостаса и молящихся, и пропоется догматик, или стихира, при возгласе в царских вратах: премудрость (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения 23 . Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно Чиновнику, «Патриарх повелит вечерню благовестити за два часа до вечера, и благовестят в лебедь и звонят звон среднии». И как власти (т. е. архимандриты и игумены московских монастырей) все соидутся в церковь, ключарь идет с вестью к Патриарху. После входа Предстоятеля в собор вечерню совершали чередной («неделныи») священник и диакон, облаченные в постные ризы. «И начнут вечерню по обычаю и поют по уставу постному, а возвахи с припелы не поют». Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов (воззвахи) прочитывались без пения припево 24 . По отпусте вечерни «начнет учить Патриарх народы от Феодора Студиискаго о посте». После поучения певчие поют на правом клиросе стихиру «Царю Небесныи», а потом на левом клиросе «О, дивное чудо» «и паки на правом клиросе Владычицу, меншую». В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. «И протопоп Богородицкии в алтаре с протодиаконом облачается в постные ризы». Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» (имеется в виду сугубая) и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». И по возгласе протопоп говорил «отпуст большои», стоя «в алтаре» (в царских вратах): «Владыко многомилостиве…» (т.е. молитву заключительную из чина великого повечерия). Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице». После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. Взяв в руки крест, Предстоятель благословлял «властеи и весь народ» со словами: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас» 25 .

http://patriarchia.ru/db/text/6005571.ht...

После малой ектении поются стихи 140-го псалма: «Господи воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя Господи. Господи воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи». А затем поются или читаются стихи из псалмов 141-го, 129-го и 116-го и к ним припеваются так называемые «стихиры», то есть особые песнопения уже новозаветного содержания, в которых прославляется праздник или святой, в честь коего совершается бдение. Во время этого пения диакон (или сам иерей, если диакона нет) совершает каждение алтаря и всего храма во образ тех многочисленных жертв, которые на протяжение тысячелетий приносились в Ветхом Завете в умилостивление за грехи людей и прообразовали собой Единую Великую Искупительную Жертву, принесенную на кресте воплотившимся Сыном Божиим. Вместе с тем, дым кадильный символизирует и возношение наших молитв к Богу. После воспоминания о сотворении мира и о грехопадении прародителей, богослужение всенощного бдения приводит таким образом молящихся к сознанию их грехов, как общей болезни всего человечества, происходящего от падшего родоначальника, и возбуждает в них моление о спасении об исцелении их греховных недугов и помиловании. Так как с мыслью о грехопадении у нас, христиан, неразрывно связана мысль об искуплении, совершенном крестными страданиями Господа Иисуса Христа, то к ветхозаветным стихам, содержащим мольбу о прощении и избавлении от гнета греха, присоединяются новозаветные стихиры, которые посвящены прославлению спасительных для нас событий или праведников, уже стяжавших себе спасение чрез искупительную жертву Господа. Эти стихиры так и именуются обычно стихирами на Господи, воззвах. На воскресном бдении стихир на «Господи, воззвах» бывает всегда десять (говорится: «стихиры на 10»), в другие праздники восемь («стихиры на 8»). В Часослове мы находим соответствующие указания на место, где вставляются эти стихиры. Именно: перед 10-ым от конца стихом: «Изведи из темницы душу мою» сделана пометка «на 10»; перед 8-м от конца стихом: «Из глубины воззвах…» сделана пометка: «на 8». Это значит, что, дойдя до этого стиха, надо прибавлять, начиная с него, к каждому следующему стиху по одной стихире, которые печатаются: воскресные в Октоихе, а праздничные в Минее, или Триоди Постной и Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Приведенный чин имеет полное конструктивное сходство с вечерней, описываемой блаж. Симеоном. В обоих случаях после великой ектений следует трехпсалмие, в рукописи 635305 также нарушенное из-за отсутствия одного из антифонов. Также далее следует „Господи воззвах...”, причем из приводимых в данном памятнике стихов можно видеть, что здесь было полное трехпсалмие в составе 140, 141 и 129 псалмов, т.е. как оно положено и в современном чине вечерни. В обоих памятниках во время пения „Господи воззвах...” совершался вход священнослужителей со средины храма в алтарь, затем произносился прокимен, сугубая ектения, и исполнялись три малых антифона, после чего полагалась просительная ектения и следовал отпуст. Если в рукописи 635305 не говорится о совершении после вечерни литии, то это объясняется тем, что данный чин изложен применительно к совершению его на память святого, а не на воскресный день. Этим, по-видимому, объясняется, что в чине указано петь на „Господи воззвах” не воскресные припевы: „Живоносное Твое востание...” и „Спасительное Твое востание...”, которые приводит блаж. Симеон, а „Вечернюю молитву приносим ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси ны...”    Однако между песненной вечерней по рукописи 635305 и описанной блаж. Симеоном есть и расхождение — это несколько различный состав псалмов первого трехпсалмия. Блаж. Симеон указывает после псалма „Приклони, Господи, ухо Твое...”, как начало второго антифона, фразу „Вселенную. Аллилуиа”. Возможно, что это был остаток прежнего антифона — 92-го псалма „Господь воцарися...”, стихи которого и в настоящее время служат вечерним прокимном в субботу. В рукописи 635305 на этом же месте, т.е. после „Приклони, Господи, ухо Твое...” дано начало антифона: „Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь...” Это стих из 15-го псалма. Данное обстоятельство наводит на мысль, что в то время, как собственно „светильничное трехпсалмие” в составе 140, 141 и 129 псалмов и малые антифоны 114, 115 и 116 псалмов составляли неизменяемый элемент песненной вечерни, второй и третий антифоны первого трехпсалмия менялись соответственно содержанию праздника. Возможно, что сама эта их изменяемость была одной из причин раннего исчезновения этих антифонов из чина, когда последний в целом продолжал еще существовать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Схема содержания: a) Пс. 1–8 (без названия); b) 1–й час дня: Слава, Отче наш, Приидите, «Нощь прешед, благодарю Тя Господи, день прошу без греха», Пс. 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112, Пс. 142: 1–2, 8–10, 10–12 с «Аллилуиа», (Христе) «Свете истиный» тропари на разные дни седмицы (без воскресенья), «Стопы моя», «Да исполнятся», Трисвятое, Верую, Отче наш; c) 3–й час: Пс. 16, 24, 42, 50, 142, 144, 150; Пс. 50:3–4, 11–12, 13–14 с «Аллилуиа»; «Господи, Иже Пресвятаго», тропари наподобие 1–го часа, Трисвятое; d) 6–й час: Пс. 53, 54, 68, 69, 90, 145; Пс. 55:2–4, 11–14 с «Аллилуиа»; тропари наподобие 3–го часа; e) 9–й час: Пс. 83, 84, 85, Песнь 7–я (Дан. 3:26–56), Пс. 22: 1–4, 4–6; тропари наподобие 6–го часа; f) На причащение (ε " την μεταληψιν) (Обедница) (листы 75–77): «Помяни нас Господи», Блаженны, «Лик небесный,» Верую, Отче наш, Господи помилуй, Един Свят, Пс. 33:9: Вкусите и видите, Пс. 33:2,3, Молитва после причащения: «Причастился (μετελαβον) Тела Твоего святого и вместе Крови Твоей честной во оставление всего, что согрешил Тебе, Едине человеколюбче». Молитва причащения: «Благодарим Тя, Господи Бже наш.» g) На вечер (ε " τα εσπερινα)· Пс. 103, 119–123, Слава, Пс. 124–128, Слава, Пс. 129–133 Пс. 140, 141, 129, 116, Свете тихий , Прокимны с «Аллилуиа» (воскресенье–пятница, без субботы) Сподоби, Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое. i) На 1–й час вечера (οψε) (Великое повечерие): Приидите, «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию», Пс. 4, 12, 26 (рукопись прерывается). Рукопись — неполная, повечерие прерывается на шестопсалмии. Не хватает служб на полуночь и на утреннее бдение. Малые часы имеют неравное число псалмов: 1–й час имеет 8 псалмов, 3–й имеет 7, 6–й имеет 6, 9–й имеет 4; но если считать по листам рукописи, псалмодия всех часов одинаково длинная. Тропари — те же самые, что и современные постные. После 9–го часа читались изобразительны с текстами для причащения, вероятно у себя в келье, после постного труда всего дня. Самое название этой службы предполагает причащение. Мы знаем, что воскресное всенощное бдение собирало в лавру Св. Саввы отшельников, которые, после воскресной Евхаристии и братской трапезы, опять удалялись в пустыню с нужными запасами до следующей субботы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010