В 1996 вышла в свет книга «Скажи мне, Господи, кончину мою» ( Пс. 37, 5 ): Стихотворное переложение избранных псалмов св. пророка Давида». Автор ее – иеромонах Василий (Росляков), мученически скончавшийся в Олтиной пустыни от руки сатаниста. 129 В 2002 году вышла в свет книга Людмилы Федоровны Луцевич «Псалтырь в русской поэзии». Книга посвящена значению Псалтыри в становлении и развитии русской лирики. Автор рассматривает псалтырную поэзию Симеона Полоцкого , Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, И.В.Лопухина, И.П. Тургенева, Ф.И. Дмитриева-Мамонова, Г.Р. Державина и пр. В качестве примера вольного стихотворного переложения псалмов можно привести переложение XIV псалма, выполненное архиепископом Белорусским святителем Георгием (Конисским) . Надо сказать, что этот автор не был учтен при составлении сборника «Псалтирь в русской поэзии». Переложение XIV псалма Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто непорочен и правду творит, Что на сердце мыслит, то и говорит. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто не лукавит, не творит обид, Ближним и соседам в укор и на стыд. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто порочных, как язвы, бежит, Боящихся Бога и любит и чтит. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто если кому в чем клянется, Клятвы своей никак не отречется. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто не вземлет лихвы при людской беде, Не винит невинных за мзду на суде. О! Той в двор Божий вселится человек, И не подвигнется оттуда вовек. 8.5. Формирование Псалтири Первым псалмопевцем был святой пророк Моисей (14 или 15 век до Р.Х.). Один из последних по времени написания псалом 136 может относиться ко времени Вавилонского плена. Окончательное формирование Псалтири произошло, как полагают, во времена Ездры и Неемии (5 век до Р.Х.). Период от Моисея до Ездры и Неемии занимает тысячу лет. Поэтому, является весьма вероятным предположение, что существовали сборники псалмов, соединенные затем воедино. В современном тексте Псалтири четыре раза встречаются литургические окончания. Например, после 40 псалма окончание «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века; аминь, аминь». Подобные окончания имеются также после псалмов 71, 88 и 105. в последней части заключительным славословием служит сам псалом 150. Это дает основание не бесспорному, впрочем, предположению, что Псалтирь составлена из пяти сборников, каждый из которых имеет богослужебное окончание. Кроме того, перед псалмом 72 есть примечание: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Эти слова показывают, что существовали сборники псалмов Давида, которые носили имя их автора, для отличия от сборников других авторов. 8.6. Богослужебное употребление псалмов у иудеев и в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

( Григорий Нисский – PG 46, 553А-556А). Из всех жанров словесности на первом месте у отцов Церкви, естественно, стоят тексты Св. Писания. Они почитают их, прежде всего, за святость, истинность, духовность, богатство мыслей, но также не в последнюю очередь – и за их эстетические качества, хотя последние, как мы неоднократно убеждались, понимались ранними византийцами далеко не всегда в духе античной эстетики. Здесь часто ветхозаветная поэтика выходит у них на первый план и получает дальнейшее развитие с учетом и греко-римского эстетического наследия, и собственно христианского менталитета, начавшего формироваться именно в эти столетия. Большое внимание практически все отцы Церкви уделяли Книге псалмов, которая является одной из наиболее поэтичных (наряду с Книгой Песни песней) в Св. Писании. В небольшом, но емком по содержанию и значимом для нашей проблематики послании к Маркеллину, озаглавленном «Об истолковании псалмов» Афанасий Александрийский рассматривает Книгу псалмов как уникальное духовное произведение, написанное в художественной форме, которой он уделяет специальное внимание. Основное ее отличие от других книг Писания александрийский епископ видит в том, что в ней в песенно-поэтической форме выражено содержание практически всех остальных библейских книг (Ad Marcell. 2; 3; 5–6). «Книга псалмов имеет ту особенность, что состоит из песнопений и сказанное в других книгах повествовательной речью, как замечено нами ранее, воспевает в свободно звучащих мелодических песнопениях» (9). Специфическая особенность этих песнопений заключается в том, что в них не просто последовательно излагаются события библейской истории, но они даны в преломлении переживающей их души, т. е. изображены движения и состояния души в различных житейских и исторических ситуациях. «Ибо кроме того, что есть в ней (Книге псалмов. – В.Б.) сходного и общего с другими книгами, она имеет ту достойную удивления особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, изменения этих [движений] и направление их к лучшему». Любой читатель может заимствовать из этой книги, как с картины, образец душевного состояния, представить его себе в уме и отпечатлеть в себе самом. Если из других библейских книг человек узнает предписания Закона или о каких-либо событиях, то по Книге псалмов слушающий как и этому научается, «так и уразумевает и изучает еще движения своей души и постигает, как ему следует действовать, чтобы исцелиться от тех или иных пороков души. В книге псалмов любой человек может найти песнопения, как бы приспособленные к состоянию его души» (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между всеми книгами Св. Писания Боговдохновенными и полезными для научения ( 2Тим. 3, 16 ), книга псалмов есть самая общеупотребительная у христиан, более других ими любимая и, можно положительно сказать, для всех необходимая. Тогда как каждая из книг Св. Писания выполняет свое собственное назначение, одна, наприм., повествует о событиях, другая пророчествует, третия поучает! «книга же псалмов, говорит св. Василий Великий 1 , объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения, и всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть совершенное Богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, надежда воскресения, обетования славы, откровения таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов». Вас. В. – По св. Афанасию Алекс. 2 , книга псалмов – это сад, заключающий в себе насаждения всех других книг, зеркало, где видит себя в настоящем виде грешная душа человеческая со всеми своими страстями, грехами, беззакониями, во всех разнообразных движениях, направлениях и состояниях, видит все свои недуги, видит и находит противу своих духовных болезней в сей чудной книге действительные врачевства. Да, книга псалмов недалека от каждого человека, это не произведение искусства, нам чуждое и постороннее, это наша книга о нас самих. Псалмы Давида – это песни нашей души, его молитвенные гласы и вопли – гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого многими скорбями и напастями. Кроме сего, где найдем мы для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, Богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? «По моему мнению, говорит св. Афанасий, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движении помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто, или избавился от злоумышлений, стал кто опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах... По сему и ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог услышит просящих псаломским словом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Собрание псалмов этой части можно относить ко временам царя Езекии, который отличался любовью к собранию священных произведений (при нем, напр., была составлена кн. Притч). Когда были составлены и присоединены к первым двум частям остальные группы псалмов, точно сказать нельзя; предполагают, напр., что третья часть Псалтири появилась тоже во время Езекии; несомненно лишь, что соединение всех частей Псалтири в один настоящий состав относится ко временам Ездры и Неемии, когда был заключен канон вообще священных ветхозаветных книг. Деление псалмов по содержанию . Распространенность употребления Псалтири. Псалтирь есть произведение многих авторов и состоит из 150 песней, из которых каждая есть цельное и законченное лирическое произведение, написанное по известному историческому поводу и содержащее в себе раскрытие мыслей и чувств, вызванных и пережитых творцами их при данных обстоятельствах. В зависимости от разнообразия исторических обстоятельств происхождения псалмов, содержание последних отличается таким обилием мыслей и чувств, что строгое и точное деление всех псалмов по содержанию на определенные группы является невозможным. Многопредметность содержания Псалтири еще в древности обращала на себя внимание. Мы приведем несколько отзывов о Псалтири. Св. Афанасий Великий говорит: «книга псалмов, кажется мне, ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедываться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя, или строят против тебя ковы; уныние ли овладело тобою, или беспокойство, или что-либо подобное терпишь, стремишься ли ты к преуспеванию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе, желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, в божественных псалмах найдешь наставление касательно этого». Св. Василий Великий пишет: «все, что есть полезного во всех книгах Св. Писания, заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и ночи, совершал сто псалмов и сто молитв» (Жизнеописание Гипатия XXVI 3). Конечно, подобные псалмопевческие подвиги были редкостью в монастырской среде. Они потому и зафиксированы в преданиях, что очень отличались от обычных норм, хотя и представлялись образцами для подражания. В литературе, связанной с ранним монашеством, часто встречается упоминание о двенадцати псалмах. Предполагают, что речь идет не просто о пении псалмов, а о длинной серии молитв, каждая часть которой завершается псалмом. Однако подробности и детали такой службы остаются неизвестными. Например, сохранился следующий рассказ: «Несколько братьев отправились из своего монастыря в пустыню, чтобы посетить отшельника. Он принял их с радостью и, согласно обычаю пустынников, видя, что они утомлены, приготовил стол... предложил им все, что у него было, и приготовил им ложе. И позже днем они пели двенадцать псалмов и делали так же всю ночь» (Изречения отцов. Анонимные поучения 229). Если судить по приведенному тексту, то число 12 служит здесь определением количества псалмов, певшихся на каждой службе – дневной и вечерней. Сведения, зафиксированные Иоанном Кассианом , подтверждают такое предположение: «Итак, мы сказали, что количество псалмов сохраняется во всем Египте и Фиваиде как на вечерней, так и на ночной службах таким образом, что затем следуют два чтения – из Ветхого и Нового Заветов. И это установление, учрежденное давно, сохранилось в неприкосновенности во всех монастырях тех мест до настоящего времени на протяжении стольких веков, ибо старцы говорят, что учреждено оно было не человеческим вмешательством, а было спущено отцам [монашества] с небес, через посредство ангела» (Об установлениях монастырей II 4). И далее (II 5–6) повествуется легенда, призванная объяснить причину появления обычая петь в течение службы именно двенадцать псалмов. Однажды почтенные отцы монашества собрались, чтобы обсудить вопрос, каким должно быть богослужение в монастырях. Разгорелся бурный спор, так как высказывались самые противоположные мнения. Дискуссия продолжалась бы бесконечно долго, но наступил час вечерней службы. Отцы прервали дебаты, так как пожелали совершить богослужение. Во время службы кто-то поднялся и стал петь псалмы. Он пропел двенадцать псалмов и, когда все присутствующие ответили ему последний раз «Аллилуия», внезапно исчез. Все поняли, что это был ангел. «Вслед за этим почтенное собрание отцов, понимая, что такое правило установлено для собраний братии по указанию ангела не без водительства Господа, определило, что это число следует сохранять и на вечерней и на ночной службах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда понятно, почему последующие отцы и учители Церкви, относившиеся с глубочайшим уважением к древним светилам Церкви, считали за лучшее следовать за ними в объяснении как всех Писаний, так и в частности псалмов, содержащих указание на Мессию, не только в духе, но и в букве, пользуясь их толкованиями большею частью, в непосредственном их виде, а иногда делая из них сборники, известные под названием Катен. Такого рода трудами были (на Востоке) толкования на псалмы: Кассиодора († 562) и особенно Евфимия Зигабена († 1118) 19 , (на Западе) Кордерия, Беды достопочтенного († 735), Алкуина († 804). В этом же роде были толкования на псалмы схоластиков: Петра Ломбарда († 1164), А. Галезия, Фомы Аквината, Алберта Великого († 1280), а равно и позднейших католических экзегетов, даже толкования Беллярмина (17 в.), Минье 20 , Баде 21 и т. под. Ещё более строго держались церковно-традиционного направления в толковании псалмов на православном Востоке и у нас в России. Здесь пользовались святоотеческими толкованиями Псалтири в непосредственном их виде, частью по глубокому благоговению к ним, а частью по невозможности создать что-либо соответствующее им при несчастных внешних обстоятельствах и по недостатку научного просвещения. Первым более или менее самостоятельным толкованием псалмов было у нас толкование Максима Грека , который, между прочим, учил, как должно различать формы мессианских псалмов 22 . Последующие толкования были большею частью в виде древних катен. Таковы напр. толкования псалмов Макария митрополита Новгородского; толкования, помещённые на полях Псалтири, издан. в Киеве в 1702 году и приписываемые св. Димитрию Ростовскому . Довольно выдающееся явление представляло толкование псалмов (2-е издание) 23 Иринея еп. Псковского, богатое в особенности ссылками на еврейский текст, но в сущности оно представляет компиляцию Беллярминова комментария, который был издан Еп. Иринеем в 1-м издании его толкования на псалмы. Являлись у нас и строго научные толкования некоторых псалмов, особенно в последнее время 24 , но все они не отступали от святоотеческого духа; а иные даже приближались к святоотеческим и древнецерковным толкованиям не только по духу, но и по форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Подобное правило соблюдалось по всему Египту, хотя более совершенные, которым закон не писан, тайно (дабы не смущать немощных) пели ежедневно по 30–50 псалмов, а иные чуть ли не всю Псалтирь. Вследствие этого, даже однажды возник спор, который был решен опять же Ангелом. По свидетельству преп. Кассиана Римлянина (5 век): «Когда в один день достопочтенные мужи, заботясь о благе потомков, собрались, чтобы определить, как нужно во всех братствах совершать ежедневное богослужение… На собрании этом возник спор: одни требовали, чтобы прочитывалось 50; другие – 60 псалмов, а иные больше. И спор этот не был решен до вечернего собрания. Когда же они по обыкновению хотели начать вечернюю молитву, то некто вышел на середину петь псалмы Господу, и пропев единообразно 12 псалмов, сделался невидим, чем и положил конец спору о богослужении. Из этого собор уяснил, что Господь через ангела постановил общее правило для молитвенных собраний, потому и определил, чтобы как в вечерние, так и в полуночные собрания читалось по 12 псалмов; от себя же добавил, чтобы желающие постоянно размышлять о Св. Писании к этому присовокупляли два чтения – одно из Ветхого, а другое из Нового Завета, в субботы же и воскресные дни, а также и в Пятидесятницу, два чтения – одно из апостольских посланий или Деяний, а другое из Евангелий». Возможно, к этому иноческому обычаю восходит и то богослужебное последование, основу которого составляют 12 определенных псалмов под названием «Чин пения 12-ти псалмов». И хотя в принятом ныне в Православной Церкви Типиконе и других текстах, регламентирующих литургическую практику, Чин пения 12-ти псалмов не упоминается, он тем не менее включен во многие издания Следованной Псалтири и Каноника. Вот в Канонике читаем… В современном виде этот чин состоит из 4 трехпсалмий. Открывается этот чин обычным началом и заканчивается обычным отпустом. 1е: Пс. 26, 31, 56 2е: Пс. 33, 38, 40 3е: Пс. 69, 70, 76 4е: Пс.101 , а далее псалмы заменяются молитвами иудейского царя Манассии, вседневного славословия и еще одной молитвой, которая принадлежит св. мученику Евстратию, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина. Согласно жизнеописанию эту молитву «Величая, величаю Тя, Господи» св. Евстратий произносил по пути к месту казни.

http://azbyka.ru/video/55-chin-12-psalmo...

Последняя молитва: «хвалим, благословим, поем и величаем», называется молитвою главопреклонения. В Евхологионе Гоара назначается для утреннего Богослужения 10-ть молитв и последняя молитва называется молитвою «хвалитных псалмов». Значит она читалась за пением «хвалитных псалмов»: «хвалите Господа с небес». Девятая молитва называется молитвою Евангелия. Содержите её показывает, что она должна была читаться пред Евангелием. Остальные молитвы читались после пения антифонных псалмов. И если на вечернем Богослужении полагалось петь 6-ть антифонов; то, по всей вероятности, на утреннем Богослужении, смотря по числу молитв, их предписывалось петь 8-мь, которые на Востоке, по словам Кассиана, 1476 следовали за пением псалмов и ектенией; между тем как на Западе они заменялись, после пения псалмов, славословием: «слава тебе, Боже». Если признать антифонных псалмов на утреннем Богослужении 8-м, то, согласно указанию Гоара и нашему уставу, молитва Евангелия: 1477 «воссияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко...», приходится 9-ю молитвою, а 10-я молитва произносилась после пения покаянного псалма, на что указывает самое содержание её: «Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый, и во образ нам познания грехов и исповедания пророка Давида покаяние к прощению показавый, Сам, Владыко, во многая ны и великая падшыя согрешения, помилуй по велицей милости твоей». 1478 Об антифонном пении псалмов, их известном количестве и прочем образе совершения утрени передает Василий Великий . 1479 Сказавши, что обычай, соблюдаемый у него, согласен с обыкновением всех церквей, Василий Великий продолжает: «еще с ночи народ утреннеет у нас в доме молитвы, совершая исповедание в слезах, труде и сокрушении. Наконец, встают от молитвы и становятся на псалмопение, разделяясь на две стороны, поют попеременно. Затем еще один начинает петь, а прочие подпевают. Таким образом, проводя ночь в разнообразии псалмопения и перемешивая оное с молитвами, на рассвете все вместе, как бы одними устами и одним сердцем, поют псалом исповедания, и каждый совершает свое покаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Во всяком случае, сомневаться в Давидовом происхождении рассматриваемых псалмов на основании лишь нерешительных свидетельств языка и потому уже неосновательно, что древняя иудейская церковь , без сомнения, всегда хранившая в хорах своих певцов предания о происхождении исполняемых ими священных песней и которой, как по ее хорошему знакомству с языком всего Священного Писания, так равно по живому языку своему, можно было гораздо ближе и вернее определить эпоху появления той или другой песни, всегда верила в достоверность свидетельства надписаний об их писателе и не изъявляла сомнений в составлении их действительно Давидом. 70-ть делают в надписании некоторых из этих псалмов прибавки, содержащие в себе указания относительно времени преимущественного употребления их при богослужении, как в надписании 28-го псалма: «при окончании праздника кущей» 837 и 138-го: «Захария, во время рассеяния», т.е. певшийся во времена Захарии, когда еще многие Иудеи находились в рассеянии между различными народами; но при этом оставляют в надписаниях как этих, так равно и прочих из рассматриваемых псалмов, имя Давида, ясно показывая тем, что, не смотря на свидетельствуемое ими богослужебное употребление некоторых из этих псалмов в позднейшую эпоху церкви иудейской, они вполне признавали их песнями древнего псалмопевца Израилева, царя Давида. Равным образом и церковь христианская, в лице своих представителей св. Отцов и учителей церковных, всегда признавала писателем этих псалмов Давида, которого имя имеют они в своих надписаниях 838 . Принимая все это во внимание, и мы с своей стороны не видим оснований сомневаться в достоверности свидетельства их надписаний о их писателе и придавать какое-либо значение произвольным и разноречивым догадкам некоторых из новейших хитроумных толкователей о позднейшем их происхождении 839 . Что касается наконец остальных трех псалмов с надписание: «Давиду», – 52, 69 и 107-го, – то они представляют собою почти буквальное повторение уже рассмотренных выше Давидовых псалмов: 52-й – псалма 13-го; 69-й – последней части псалма 39-го, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В настоящее время ни один полиелейный праздник не может быть представлен без величания. Но при обилии полиелейных праздников, данных в Псалтири величаний и избранных псалмов совершенно недостаточно. В отношении величания еще можно как-либо выходить из затруднения, употребляя в праздники Богородичные составленное позднее основных общее величание Богородице: Достойно есть величати Тя: а в праздники святых величание святительское, которое в известном смысле может быть применяемо к каждому святому 92 . В отношении же избранных псалмов для праздников, например, пророков, князей, юродивых, праведных, святых жен – мы оказываемся почти перед непреодолимыми трудностями. Ни один из даваемых в Псалтири общих псалмов к этим ликам не может быть применен. В старопечатных Псалтирях в псалме на 29 августа перед последними стихами, взятыми из песни пророка Захарии, делается замечание: «До зде праведным», чем дается указание на то, что этот псалом, за исключением евангельских стихов, может быть употребляем в праздники святых, на которые ни один из четырех общих псалмов не может быть признан подходящим. К сожалению, в наших Псалтирях и этого замечания нет. То обстоятельство, что во многие полиелейные праздники нельзя воспользоваться ни одним из существующих избранных псалмов было, можно полагать, одной из причин наблюдаемого в настоящее время почти полного игнорирования их, и даже в те праздники, на которые имеются особые, нарочитые псалмы. За исключением одного-двух стихов, их почти нигде не поют. Между тем избранные псалмы, как составленные из стихов библейских гимнов и богодухновенными словами Священного Писания характеризующие праздник, заслуживают особого внимания и самого тщательного и полного исполнения. В сущности, псалмы важнее величаний, являющихся припевами к стихам псалмов. Недостаточность наличных величаний и псалмов сознавалась с давних пор, и с давних же пор предпринимались опыты восполнения этой недостаточности. Так было составлено общее величание Богородице. В некоторых старопечатных западно-русских Псалтирях давались величания на праздники Покрова Пресвятыя Богородицы и пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010