Древнейшая рукопись, описывающая ряды из 12 ночных и 12 дневных псалмов,- это Александрийский кодекс Библии V в. (Fol. 532v); номера (в их чтениях возможны ошибки) дневных псалмов здесь: 8, 29, 1, 41, 50, 6, 69, 4, 111, 140, 105, 120; ночных: 74, 29, 54, 6, 4, 40, 51, 80, 86, 95, 21, 56; здесь также указано по 3 псалма для утренней и вечерней служб, т. е. приведены краткие указания о составе целого Часослова. Следующим по времени свидетельством об этом Часослове является папирусный фрагмент 2-й пол. VI в. P. Naqlun inv. 72/8 (см.: Derda. 1995. P. 89-90), содержащий лишь номера 12 дневных псалмов (в основном совпадают с указанными в Александрийском кодексе, кроме псалмов для 8-11-го часов). Можно предположить (см.: Frøyshov. 2003. P. 555), что описанный в этих памятниках егип. происхождения круг из 24 суточных служб восходит к практике егип. монашества IV в. и соответствует «Правилу ангела», описанному еп. Еленопольским Палладием (Лавсаик. Гл. 32) и прп. Иоанном Кассианом Римлянином (De inst. coenob. II 4-6; III 2), где каждый час состоял из псалма и молитвы. Древний ряд 24 суточных псалмов выписывается в качестве приложения в нек-рых рукописях Псалтири (см.: Диаковский. 1913. С. 176; Parpulov. 2004. P. 22-23. App. C5). В отдельных рукописях ряд объединен с системой суточных служб по палестинскому Часослову - напр., в Часослове Sinait. gr. 864, IX в., ряд из 12 ночных псалмов выделен в отдельную службу, следующую за 9-м часом и обозначенную специальным знаком, а ряд из 12 дневных псалмов (сохр. в рукописи фрагментарно) объединен с последованиями палестинского Часослова (см.: Диаковский. 1913. С. 176-177). Сходство в выборе псалмов указывает, что эта же система 24 псалмов, вероятно, была использована при составлении сложного цикла суточных служб, приведенного в знаменитой груз. рукописи X в. Sinait. Iber. 34 (см. о ней в ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Богослужение ГПЦ») (соответствующий фрагмент ныне находится в С.-Петербурге: РНБ. Сир. 16/1. Fol. 19) и основанного на палестинской практике, предположительно старше VII в. (см.: Frøyshov. 2003. P. 561-562).

http://pravenc.ru/text/двенадцати ...

  . 5. О свойствах и характере предлагаемого нами объяснения псалмов. Таким образом, предлагаемое нами объяснение псалмов будет не новое какое-либо, а древнее, не наше собственно, а отеческое. Это голос священной и досточтимой древности, голос Святой Церкви, обязательный для всех верующих православных христиан на все времена. Так как предпринятое нами толкование псалмов не может представлять собою какой-либо ученый труд, а есть не более как исполнение нашего искреннего желания уяснить для себя и помочь ближнему, при усердном чтении или слушании Псалтири, в наилучшем понимании истинного смысла прочитанного, то мы по возможности будем избегать того, что касается таинственного смысла в псалмах, а будем больше иметь в виду их буквальный и исторический смысл; и для этой цели будем чаще обращаться к библейской священной истории. Тем не менее, нужно сказать, что нельзя совершенно отрешиться и от духовного, не буквального смысла псалмов при их объяснении.   6. О прообразователъном и пророческом смысле псалмов. Если понимать изречения псалмов в буквальном смысле, то в них видны разные обстоятельства писателей или составителей псалмов и судьбы народа еврейского. Но в духовном смысле Псалтирь пророчески изображает Спасителя и показывает разнообразные состояния и примеры в жизни верующих. Сам Давид-псалмопевец представляет собою ясный и многосторонний прообраз Иисуса Христа, соединяя в лице своем звания царя и пророка еврейского. Еврейский народ предызобразил новозаветный народ Божий – Церковь Христову; враги евреев, изображенные во многих псалмах, прообразовали врагов Христовой Церкви; а победы евреев служили прообразом духовных побед, одерживаемых верующими во Христа Спасителя.   7. Условия для наиболее успешного и полезного понимания и усвоения истинного смысла псалмов. Чтобы читать или слушать чтение псалмов с наилучшим пониманием смысла их, со всею пользою для души и согласно намерению первовиновника их – Духа Святого, мы должны по возможности а) знать и понимать другие писания, в особенности историю Давида, о котором повествуется в двух первых и отчасти в Третьей книгах Царств и в Первой книге Паралипоменон, б) замечать, какие места из псалмов и как применяются к Иисусу Христу и Его Церкви новозаветными писателями, т.е. апостолами и евангелистами, и в) сохранять в себе возрожденное благодатью Святого Духа сердце, отрешаясь от плотских чувств и помышлений. Чем более будем преуспевать в святой жизни христианской, тем способнее окажемся к разумению божественного учения Псалтири и к восприятию небесного утешения, которое доставляет чтение ее верующими.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   Вечерня аввы Нила интересна тем, что она содержит в себе „Господи воззвах...”, т.е. псалом, если не все второе трехпсалмие песненной вечерни, составлявшее неизменную часть песненной вечерни, в ней есть древне­христианский вечерний гимн „Свете тихий”, когда-то связанный с обрядом светильничного благодарения и почему-то отсутствующий в песненной вечерне блаж. Симеона Солунского и рукописи Иерусал. патр. библ. 635305, словно исчезнувший вовсе из этого чинопоследования. Исполнял авва Нил также „Сподоби Господи” и „Ныне отпущаеши”, встречающиеся уже в Постановлениях Апостольских. Короче говоря, авва Нил имел в своей вечерне отдельные псалмы, общепринятые на этой службе в церкви, а также и вечерние гимны, сложившиеся в Древней Церкви, но, как говорит Иоанн Мосх, старец, — „ни на Господи воззвах тропаря нет, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи”. В этом отношении авва Нил поступал как упомянутые выше египетские старцы: Силуан, Памво и др.    Один из ранних орологионов, в котором содержится вечернее иноческое правило, это — орологион лавры преп. Саввы Освященного, относящийся к VIII-IX столетиям (Син. библ. 863). Состав этого правила следующий: 103, 12, 112 псалмы, затем 118 псалом, разделенный на три славы, и псалмы 120, 129, 140 и 116. К словам последнего „Яко утвердися милость Его на нас” непосредственно примыкает „Свете тихий...”, стихи нынешнего прокимна „Господь воцарися...”, которые указано петь с „Аллилуиа”, „Сподоби Господи...”, „Ныне отпущаеши...” и „Святый Боже...” Здесь, как и в вечерне аввы Нила Синайского, имеются псалмы общие с песненной вечерней, а именно: 129, 140 и 116. Интересно, что та группа псалмов, куда входят эти три псалма, следует после ряда других псалмов, занимая место сходное с тем, какое принадлежит 140 и 129 псалмам и на песненной вечерне. Кроме того, здесь имеются, как и в вечерне аввы Нила, древне­христианские гимны „Свете тихий”, „Сподоби Господи” и „Ныне отпущаеши”. Это еще раз подтверждает сказанное, что иноки в основу своего правила псалмопения полагали те псалмы и песнопения, которые были известны и являлись традиционными для той или иной суточной службы еще в Древней Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

мира, во время великого входа, из скевофилакии, где оно приготовлялось, на престол в алтарь, для освящения, которое, по чину великой церкви, совершалось после возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Третий пример влияния Святогробского Типикона на Константинопольский – чин омовения ног также почти одинаков в обоих Типиконах ( νλεκτα, II, 108–115=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129 об.). Затем в книге сопоставляются в подробном описании частностей или в параллельном изложении греческих текстов и следующие богослужебные чины церквей Сионской и Константинопольской: служба святых страстей, совершаемая ныне в ночь с четверга на пятницу (Peregrinatio ad loca sancta, 62–63 [в издании Гамуррини], νλεκτα II, 120 κτλ.=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 130 об.), вынос св. креста патриархом в конце службы святых страстей, а в Константинополе с VII века – вынос св. копья для поклонения народу ( νλεκτα, II, 146; Peregrinatio, 63–64=Tobler, Itinera hierosol., I, 233; ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129–130 об.), обряд входа после великого славословия на утрени и в великую субботу ( νλεκτα, II, 176–179=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 131 об.), каждение во время вечерни великой субботы, по прочтении паримий, всех святых мест храма Гроба Господня митрополитами, епископами и пресвитерами, а в Константинополе – каждение Софийского храма пред началом литургии ( νλεκτα, II, 183–184=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), раздача руги патриархом духовенству в великий четверг после утрени в Иерусалиме ( νλεκτα, II, 99) и императором клирикам Софийского храма – в Константинополе (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), службы пасхальной седмицы, в частности – пение ипакоя «Предварившия утро» ( νλεκτα, II, 192=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 174), чтение евангелия на пасхальной литургии ( νλεκτα, II, 201=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 1), каждение в понедельник пасхальной недели всех святых мест в храме Воскресения и такое же каждение в конце чина вечерни на первый день Пасхи в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

О свойствах и характере предлагаемого нами объяснения псалмов.    Таким образом, предлагаемое нами объяснение псалмов будет не новое какое–либо, а древнее, не наше собственно, а отеческое. Это голос священной и досточтимой древности, голос Святой Церкви, обязательный для всех верующих православных христиан на все времена. Так как предпринятое нами толкование псалмов не может представлять собою какой–либо ученый труд, а есть не более как исполнение нашего искреннего желания уяснить для себя и помочь ближнему, при усердном чтении или слушании Псалтири, в наилучшем понимании истинного смысла прочитанного, то мы по возможности будем избегать того, что касается таинственного смысла в псалмах, а будем больше иметь в виду их буквальный и исторический смысл; и для этой цели будем чаще обращаться к библейской священной истории. Тем не менее, нужно сказать, что нельзя совершенно отрешиться и от духовного, не буквального смысла псалмов при их объяснении.    6. О прообразователъном и пророческом смысле псалмов.    Если понимать изречения псалмов в буквальном смысле, то в них видны разные обстоятельства писателей или составителей псалмов и судьбы народа еврейского. Но в духовном смысле Псалтирь пророчески изображает Спасителя и показывает разнообразные состояния и примеры в жизни верующих. Сам Давид–псалмопевец представляет собою ясный и многосторонний прообраз Иисуса Христа, соединяя в лице своем звания царя и пророка еврейского. Еврейский народ предызобразил новозаветный народ Божий — Церковь Христову; враги евреев, изображенные во многих псалмах, прообразовали врагов Христовой Церкви; а победы евреев служили прообразом духовных побед, одерживаемых верующими во Христа Спасителя.    7. Условия для наиболее успешного и полезного понимания и усвоения истинного смысла псалмов.   Чтобы читать или слушать чтение псалмов с наилучшим пониманием смысла их, со всею пользою для души и согласно намерению первовиновника их — Духа Святого, мы должны по возможности а) знать и понимать другие писания, в особенности историю Давида, о котором повествуется в двух первых и отчасти в Третьей книгах Царств и в Первой книге Паралипоменон, б) замечать, какие места из псалмов и как применяются к Иисусу Христу и Его Церкви новозаветными писателями, т.

http://predanie.ru/tema/psalmy/

Между богословами рационалистического направления довольно распространено мнение, что редакция Псалтири при Ездре и Неемии не была последнею, но что и после того, особенно во времена Маккавеев, эта свящ. книга пополнялась еще некоторыми вновь составленными священными песнями. Но мнение это не имеет твёрдых оснований, так как 1) приводимое в подтверждение его иудейское предание о том, что окончательное заключение ветхозав. канона, а след. и Псалтири принадлежит великой синагоге Abot I, 1 и Вава Bathra fol. 14, b; 15, а), не требует низведения последней редакции Псалтири ко временам позднее Ездры, потому что, по другому талмудическому преданию и самое учреждение великой синагоги приписывается Ездре и составление свящ. канона усвояется ей вместе с Ездрой (Buxtorf, Tiberias c. X–XI; Wolf, biblioth hebr. II, p. 2 sq. Aurivillius, de Synag. magna p. 139); и 2) свидетельство 2 Макк. IIo собрании свящ. книг Иудою Маккавеем говорит только о собрании этим иудейским правителем затерянных или рассеявшихся (τ διαπεπτωκτα, по др. спискам: διεσκορπισμνα), по случаю бывшей войны, писаний из числа собранных Неемиею, а вовсе не о собрании каких-либо новых писаний, не бывших прежде в свящ. каноне, а 3) указание на существование будто бы маккавейских псалмов в Псалтири остается доселе не более, как предположением, которое само требует подтверждения и опровергается другими, более твердыми, доказательствами древнейшего происхождения псалмов. 7) Порядок псалмов в Псалтири и разделение ее 1 . В расположении псалмов с древних времен старались открыть особенный сокровенный порядок. Так св. Амвросий 49 старался отыскать в расположении псалмов порядок событий жизни Давида; Евсевий 50 думал видеть приспособление к порядку иудейских праздников и пения псалмов при богослужении во храме; св. Афанасий 51 и впоследствии Евфимий Зигабен 52 находили соответствие постепенному спасительному действию псалмов на душу человека; св. Григорий Нисский 53 видел пятичастную лестницу постепенного восхождения человека к нравственному совершенству, а св. Иларий 54 и блаж. Августин 55 , разделяя всю Псалтирь на три равные части по 50 псалмов, довольно согласно между собою усматривали в них отношение к трем последовательным действиям Божией благодати в совершении нашего спасения, и т. п. Но все эти и подобные попытки представляют собою только догадки и в самой Псалтири не находят себе подтверждения. Как постепенно составлявшейся сборник свящ. песней разновременного происхождения, книга псалмов не представляет в порядке этих песней строгой системы или какого-либо точно определённого плана. Порядок расположения псалмов в Псалтири – есть порядок постепенного внесения их в этот сборник.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

140 как фимиам... как жертва вечерняя. Псалмопевец выражает надежду на то, что его молитва будет столь же угодна Господу, сколь угодны Ему курения ароматного фимиама и дым от сжигания жертвенных животных. В Откр. 8,3–5 рассказывается, как ангел с молитвами всех святых вознесет дым фимиама пред престолом Господним. 140 Положи, Господи, охрану устам моим. Из текста псалма не вполне ясно, подвиг ли гнев Давида на греховные речи или он только опасается, что это может произойти. Так или иначе, но суть этих слов в том, что псалмопевец твердо знает, Кто единственный в силах помочь ему избежать греха. 140 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым. Псалмопевец просит Господа охранить его от соблазна компромисса с нечестивыми. 140 пусть обличает меня. Давид готов принять обличения от мудрых и праведных, ибо их обличения согласуются с волей Божией. 140 Падут нечестивые в сети свои. См. ком. к Пс. 7,15.16 . Глава 141 Пс. 141 Этот псалом представляет собой сетование преследуемого врагами человека, силы которого на исходе. На своей стороне он не имеет никого, кроме Бога, к Которому и взывает о помощи. Заглавие. Молитва. См. ком. к зачину Пс. 16 . когда он был в пещере. Историческое заглавие данного псалма последнее в Псалтири и единственное за пределами первых двух книг (см. также заглавие Пс. 56 ). 141 Когда изнемогал во мне дух мой. Псалмопевец был обессилен преследованиями его врагов. 141 Смотрю на правую сторону. Т.е. в сторону правды ( Пс. 15,8; 109,5; 121,5 ). не стало для меня убежища. Ср. ст. 5. Псалмопевец не может надеяться на помощь ни от кого, кроме Господа. 141 Выведи из темницы душу мою. Первоначально, как явствует из заглавия, под «темницей» подразумевалась пещера, в которой скрывался Давид. Позднее это слово стали понимать как метафору любой ситуации, лишающей человека свободы (также и в прямом смысле). Вокруг меня соберутся праведные. Когда Бог явит Свое благословение псалмопевцу, у него появится множество сторонников и среди праведных соотечественников, до этого отвергавших его (ст. 4). Глава 142

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В результате умеренного употребления псалмов за службами повседневного богослужения был особый строй службы, который называется «трех-антифонным» строем. Сущность трех-антифонного строя состоит в том, что каждая из служб суточного круга слагается из трех псалмов, которые поются по стихам и замыкаются общим припевом, а потому называются антифонами и сопровождаются таким же количеством молитв между ними, и трех конечных. В состав древней Вечерни и Утрени включались молитвы об оглашенных и верных и все последование заканчилось молитвами главопреклонения и отпуста 139 . Наиболее блестящее применение трех-антифонный строй нашел в Константинополе, в храме св. Софии. Так как в этом храме процветало пение и было большое число клириков, то службы, особенно Вечерня и Утреня, исполнялись сплошь через пение, и в истории богослужения сохранилось воспоминание об особых торжественных совершавшихся здесь Вечернях и Утренях, называемых: «Песненной Вечерней и песненной Утреней». Особенно сильное присутствие новозаветной церковной поэзии за богослужением сказалось со времени появления канонов, ведущих свое начало от преподобного Андрея Критского († 712) и нашедшего ярких творцов в лице уже ранее упоминавшихся устроителей греческого церковного осмогласия: Иоанна Дамаскина и Косьмы Мюамского († 773). Результатом пышного развития в VI – веках богослужебной церковной поэзии и церковного пения было постепенное сокращение в века VIII – X ветхозаветного материала в тех церквах, которые располагали специальными певцами («ликами»). Так начинается новый период в истории Вечерни, Утрени и Всенощной: сначала псалмы вводятся до нормы 6 или 3 за каждым богослужением или же исполняются псалмы не полностью, а только отрывками и стихами, наиболее характерными. Результатом такого уменьшения за Вечерней и Утреней псалмопения и являются различные отрывочные части из псалмов. Так, из Вечерни – первый номер Всенощного «Благослови, душе моя, Господа» – является только отрывком 103 пс.; «Блажен муж» – отрывком из 1 и 3 пс. которые прежде исполнялись полностью; «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» и вводные стихи перед стихарями на «Г. В». – отрывками из 140, 141, 129 и 116 пс. Прокимны со стихами – также отрывки из целого ряда псалмов. Из песнопений Утрени – «Бог Господь и явися нам» и следующие стихи – отрывки из 117 пс.; «Полиелей» («Хвалите имя Господне») – отрывок из пс. 134 – 136; «Помилуй мя, Боже» – отрывок из 50 пс. издавна употреблявшегося за Утреней; Хвалитные стихи: «Всякое дыхание да хвалит Господа» – отрывки из 148 – 150 пс 140 ..

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СТИХИРЫ – (στιχηα) – «многостишие», от слов (στιχος – «стих» и αεpεω – «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов – ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий , патриарх Константинопольский , живший в V веке, – первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: «На Господи воззвах» (на вечерне); «на стиховне» (на вечерне и утрени); «на хвалитех» (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно. Стихиры на «Господи воззвах» называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах». Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на «стиховне» – это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в будние дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) «Помилуй нас, Господи…», а на утрени: «Исполнихомся заутра милости Твое…»; «И буди светлость Господа Бога…» Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых но их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите». Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…». ТРОИЧНЫ – песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона – особое прославление Пресвятой Троицы – Троичны святителя Григория Синаита . В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Начало песни 3 отроков до Благословите воды. Пс. 150 . Ныне отпущаеши. Пс. 137, 7–8 («Аще пойду посреде скорби»...). Пс. 141, 6–8 («Воззвах к тебе Господи»...). Величит. 2 посл. ст 85 пс. Молитва. Пс.: Внегда призвати. Гимн. Евангелие. Молитва. 1513 . Главная особенность армянского богослужения таким образом, что Псалтирь здесь прочитывается вся на службах каждых суток. Богослужение коптов и абиссин Суточное богослужение коптов (монофизитов) состоит из утрени, часов 3, 6 и 9, повечерия. вечерни и полунощницы. Служба начинаются: Во имя Отца..., Слава Отцу, Отче наш и стихом «Благодарим благодетеля Милостиваго» и состоят каждая из начального ряда псалмов, Евангелия, тропарей и молитв, с некоторыми прибавками к этому составу для более важных служб. Утреня имеет 19 псалмов: 1–6, 8, 11, 12, 14, 15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142, Ев. Ин. 1, 1–16 , песнь, похожую на наше славословие, Символ веры , ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы. Вечерня имеет 10 псалмов: 129, 130, 131, 136, 137, 140, 141, 145, 146, 147, ев. Лк. 2, 25–30 (о сретении Господнем с песнию Симеона Богоприимца), трисвятое, Верую, Отче наш и 2 молитвы. Полунощница – 7 псалмов: 3, 6, 69, 85, 116, 117, 118, ев. Мф. 25 – притча о 10 девах, тропари: Се жених, День он, Тебе необоримую стену; трисвятое, ев. Лк. 7, 36 , и д.– о немилосердном заимадавце6, 3 тропаря, 12, 32 и д. об ожидании второго пришествия, покаянные тропари и большей частью,, как и на повечерии, 12 псалмов (на 9 часе – 11) 1514 . Следовательно, для большинства служб принята система 12-псалмия, как мы видели, отличительная особенность древне-египетского иноческого богослужения.– По вероучению и церковному устройству к коптам очень близки абиссинские христиане, тоже монофизиты. Богослужение тех и других несколько разнится. Но богослужение абиссин и теперешнее, а особенно древнее, имело несколько типов, полное представление о которых еще недоступно для европ. науки – вследствие того, что в Абиссинии богослужебные книги рукописные и только некоторые из них изданы в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010