Затем, когда упомянутый успех сделал Максима опасным, Феодосии в тяжких своих заботах не прибегнул к святотатственным и недозволительным гаданиям, а послал к Иоанну, обитавшему в пустыне египетской, о котором из народной молвы узнал как о рабе Божием, одаренном духом пророчества, и получил от него не подлежавшее никакому сомнению извещение о победе. Едва уничтожив тирана Максима, он с милостивейшим уважением восстановил отрока Валентиниана в тех областях его империи, из которых он был изгнан; а когда очень скоро этот отрок от коварства или другой, быть может случайной, причины погиб, и на место его императором был незаконно избран другой тиран Евгений, Феодосии, снова получив пророческий ответ и, укрепившись верой, уничтожил и этого тирана, сражаясь против его сильнейшего войска больше молитвой, чем мечом. Бывшие в сражении воины рассказывали нам, что поднявшийся со стороны Феодосия на противников его сильный ветер вырывал у них из рук бросаемые копья и стрелы и не только нес с необыкновенной силой все, что на них было пущено, но и их собственные стрелы обращал на их же тела. Потому поэт Клавдиан, хотя и не был христианином, сказал в своем панегирике: О, Богу любезный! Тебе из вертепов Эол Шлет бури оружье, эфир выступает в союзе И заговорщики-ветры сигнал посылают к сраженью 82 . Став же победителем, он, как думал и говорил ранее, низверг идолы Юпитера, которые, уж не знаю какими обрядами, были якобы заговорены на его гибель и поставлены в Альпах, а молнии их, сделанные из золота, благодушно и благосклонно подарил гонцам, когда они шутя (что допускала тогдашняя радость) рассказывали, будто молнии эти хотели поразить их. Детей врагов своих, истребленных не по его велению, но яростью войны, когда эти дети, еще не будучи христианами, искали убежища в церкви, он пожелал по этому поводу видеть христианами и христианской любовью полюбил: не лишил их имущества, а окружил еще большим почетом. Ни против кого после победы не позволил он действовать личной вражде. Он не хотел завершать гражданские войны так, как завершали их Цинна, Марий, Сулла и другие им подобные; но более скорбел о том, что они возникали, чем желал кому-нибудь вредить, когда они завершались.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Рощеня Дарья Летчик Василий Решетников: Я полетел бомбить склады с оружием в город, где жили мои родители Он отказался участвовать 9 мая в параде на Красной площади, не пойдет на торжественную встречу в Кремлевском дворце, да и на многие другие мероприятия, куда его настойчиво зовут в связи с праздником. Я предлагаю ему вместе прогуляться в музее ВВС в Монино, расположенном недалеко от его дачи, но он смеется в телефонную трубку: «Вы хоть представляете, сколько мне лет? Мне же 98, я с палочкой хожу и дальше своего порога нигде не бываю. Да и стоит ли вам ехать ко мне в Монино? Ну о чем я смогу рассказать? Может, вы просто книгу мою прочтете…» О нем сняты фильмы, написаны сотни, если не тысячи статей, десятки книг, выпущено множество радио- и телепередач. Книга его мемуаров «Что было — то было. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь», переведенная на английский, польский, чешский, французский и финский языки, недавно была переиздана в седьмой раз. Он бомбил Берлин, Дрезден и Кёнигсберг, а после войны командовал Дальней авиацией Советского Союза, стоял у ее истоков и вместе с Туполевым разрабатывал Ту-160. Он человек-легенда, тот редкий экземпляр из поколения победителей, которых почти не осталось. «Когда мне в жизни еще доведется поговорить с генерал-полковником, Героем Советского Союза, участником Второй мировой войны? — настаиваю я. — Моему отцу 82 года, а он войну мальчиком маленьким помнит…» Решетников задумывается и после паузы говорит: «Да уж, из 250 летчиков дальней авиации нас осталось всего двое: я и Жуган. Ладно, приезжайте!» Василий Решетников Справка: Решетников Василий Васильевич — генерал-полковник авиации. Родился 23 декабря 1919 года в Днепропетровске. Окончил Ворошиловградскую летную школу, в Советской армии с 1936 года. Проходил службу в частях дальнебомбардировочной авиации. В годы войны совершил 307 боевых вылетов. В 1943 году удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден 12 орденами. После войны окончил военную академию Генштаба, командовал авиационной дивизией, корпусом. С января 1969 по ноябрь 1980 года — командующий Дальней авиацией. Заслуженный военный летчик СССР. При его участии разрабатывался и принят на вооружение стратегический бомбардировщик Ту-160. Уволен в запас в 1986 году. Автор двух книг о дальней авиации.

http://pravmir.ru/creative/letchik-vasil...

193 Трибониан, родом из Памфилии, является одним из главных создателей Юстинианского «Свода гражданского права». Свою карьеру начал как адвокат префектуры претория. Должность квестора исполнял с октября 529 г. Получив отставку 14 января 532 г., Трибониан целиком занялся подготовкой второго издания «Свода гражданского права». В ноябре 533 г. он был назначен на пост магистра оффиций, зимой 534 – 535 гг. совмещал эту должность с постом квестора, который занимал до восстания Ника; затем, уступив должность магистра оффиций Гермогену, исполнял до самой смерти должность квестора (Stein Е. Histoire... Р. 405). Автор книги о Трибониане Т. Оноре склонен несколько скептически подходить к словам Прокопия о знаменитом квесторе Юстиниана. Вместе с тем, он вполне резонно отмечает, что «Войны» увидели свет еще при жизни Юстиниана, и по этой причине пассаж о Трибониане не мог быть явным преувеличением (Honoré T. Tribonian. L., 1978. Р. 53). Кроме того, известно, что, несмотря на то, что у него имелись законные наследники, Юстиниан конфисковал часть его имущества (H.a. XX. 17). Вполне возможно, что император рассматривал эту меру как своего рода наказание Трибиниану за взяточничество (Honoré T. Ор. cit. P. 53). Несмотря на значительную роль, которую Трибониан играл в государстве, он не был удостоен титула патрикия (во всяком случае, не имел его еще в 536 г.), что, по всей видимости, объясняется соперничеством, которое существовало между Иоанном Каппадокийским и Трибонианом и из которого Иоанн неизменно выходил победителем (Stein Е. Deux quosteurs de Justinien et l’emploi des langues dans ses nouvelles//Bulletin de la classe des lettrs de l’Academie royale de Belgique. 5 serie. 1937. XXIII. P. 369 – 371; Honoré T. Op. cit. P. 46, 58 – 59). 194 Фока, сын Кратера, патриций. Видный юрист (Nov. 82), входил в первую комиссию по изданию «Свода гражданского права». Принадлежал к высшей служилой знати. Был очень богат. В 529 г. был осужден по обвинению в язычестве (Malal. Р. 449). Назначение его на пост префекта претория Востока 14 января (это произошло на следующий после 13 января день – Malal.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Прежде нападения явилось к ним двое поляков: Домарацкий и Бучинский, известные слуги Димитрия. Они извещали от имени послов, что заключен мир, и поляки должны выйти из пределов Московского государства. «Это хитрость московская», – закричало коло, – «нечего этому верить! Они нас хотят усыпить. Нет! не выйдем отсюда, пока не посадим на престол царя Димитрия!» Рожинский решил предупредить нападение московских войск и напасть самому на московский обоз. Войско царя Василия, состоявшее на половину из русских, на половину из татар и других инородцев, стояло под городом, растянувшись до реки Ходынки. На Ваганьковом Поле стоял сам царь Василий со всем разрядом. Его стан был окопан рвом и по рву были поставлены стрельцы и пушкари с орудиями 81 . С 4-го на 5-е июня ночью двинул Рожинский свое войско тремя отрядами на московский обоз 82 . Московские знатные люди спали и не ожидали нападения; была надежда, что заключен мир с Польшею, и послы принудят своих единоземцев отступить от вора. Поэтому, когда перед рассветом Рожинский напал на московский обоз, то московские люди, проснувшись, хоть и хватились за оружие и начали драться отчаянно, да порядка у них не было. Поляки разгромили их, забрали весь их обоз с пушками; на протяжении пяти верст гнали бегущих победители. Но когда обвиднело, то часть войска московского, та, которая стояла на Ваганькове с царем, увидела погром своих, бросилась на поляков и прогнала их за реку Химку. Московским людям не удалось, однако, вернуть ни своих пушек, ни захваченного поляками обоза: польская челядь его ограбила в то время, как польские товарищи дрались с войском царя Василия. Поляки привели в свой лагерь одного знатного пленника – князя Василия Мосальского. Из страха он присягнул вору и обещал служить. В Москве расположение умов было таково, что способствовало тому, чтобы спор между Василием и призраком Димитрия тянулся сколько возможно долее. В Москве больше, чем где-нибудь, было знавших наверное, что Димитрия, который царствовал, нет на свете – и потому Москва не могла скоро передаться ведомому обманщику всем городом, особенно, когда этот обманщик шел с ненавистными для Москвы поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Необходимым условием при воспитании детей христианских поставлялось воспитание их в магометанской вере. 82 Из любви к детям и святого желания сохранить их чистыми от мусульманского нечестия родители не редко скрывали их в горах и пещерах, или в домах вельмож, своих единоверцев, сами являясь на суд сборщиков, и здесь, подверженные жестоким пыткам и истязаниям, не редко умирали.... Не редко и любовь сыновняя торжествовала над чувством самосохранения и слабостью природы: услышав о жестоких мучениях, которые терпели родители, дети сами являлись к сборщикам и отдавали себя в их руки. Воспитанные в магометанской вере, в магометанских правилах и обычаях, христианские дети отличались дерзостью и жестокостью в отношении к христианам: преследовали их насмешками и злословиями, причиняли им не редко побои и проклинали их, проклинали и самую веру христианскую. 83 Эта подать душ, говорит один писатель, называя так десятину детей, принадлежит к числу самых жестоких страданий греческих христиан, потому что дражайшие их дети отторгаются от материнских сосцов и воспитываются в мерзком служении Магометовом, и после того, воспитанные таким образом, принуждены бывают не редко убивать своих родителей, коими произведены на свет, и преследовать, сколько возможно, самую веру, в которой рождены и крещены и которая одна спасительна. 84 Султаны турецкие, делаясь властителями христиан, старались обращать их в магометанскую веру, употребляя для этого все возможные средства. Уже Мурад 1 пятого из пленных заставлял учиться турецкому языку и вероисповеданию 85 ; потом Баязет 1 и победитель его Тимур насилием и жестокостями обратили в магометанство много тысяч христиан. 86 Завоеватель империи восточной, показавший такое великодушие и веротерпимость в отношении к покоренным грекам, в то же время дозволял улемам (законоведам) обращать их в ислам во время покорения остальных областей бывшей империи. При преемниках его турки обнаружили особенную ревность к распространению магометанства между христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Память о блокаде Ленинграда живет и будет жить В Санкт-Петербурге прошла конференция Межрегионального общественного патриотического движения «ВЕЧНО ЖИВЫЕ» Протоиерей Александр Пелин   15:01 26.01.2024 82 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором К 80-летию полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады приурочено множество важных мероприятий. Одно из них – конференция Межрегионального общественного патриотического движения (МОПД) «ВЕЧНО ЖИВЫЕ», которая состоялась 25 января в Доме журналиста Санкт-Петербурга при содействии Санкт-Петербургской епархии и Союза православных общественных организаций Санкт-Петербурга. На конференции участники движения, представители общественных и патриотических организаций, учителя и студенты, учёные и деятели науки и культуры, священнослужители обсудили актуальные вопросы сохранения и укрепления исторической памяти о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне. К 80-летию снятия блокады Ленинграда «Цена Победы в битве за Ленинград колоссальная – около 1,5 млн человек погибли от бомбежек и голода, из них 140 тысяч детей. А значение Победы в битве за Ленинград в тысячи крат выше: это проявление духа нашего Народа, который становился и через определенное время стал Народом-Победителем, одержав Победу в Великой Отечественной войне. Ленинград был одновременно и городом-фронтом, и городом-тылом. Он сражался с фашистами в небе, на земле и на море. Он ковал оружие и боеприпасы для фронтов страны, в первую очередь для Москвы. По Дороге Жизни Ленинград получал хлеб, а отправлял тяжелые танки, орудия, снаряды, пулеметы, винтовки. Изможденные голодом ленинградцы сдавали кровь для раненых бойцов Красной армии и флота. Героизм стал нормой для жителей блокадного города», – сказал председатель МОПД «ВЕЧНО ЖИВЫЕ» Федор Туркин.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/26/pa...

82. Пресвитеру Феодосию. Почему Христос, идя на Крест, запретил женам плакать? Не должно оплакивать мужественного борца, выходящего на подвиг, где он покрывается пылью и терпит удары, ибо труды его окончатся венцами. Не должно также сопровождать слезами доблестного воина, идущего на брань, где он может потерпеть и раны, и смерть, ибо он возвратится победоносным и удостоится памятников и похвал. Должно же плакать о тех, которые выходят на разбои и человекоубийства, особливо когда они совершают злодейства, и потом - когда бывают наказаны. Итак, почему же просил ты научить тебя, по какой причине Христос, когда шел на Крест как Победитель, не только не одобрил плачущих жен, но и запретил им плакать? Известно, что сострадание к страждущему невольно доставляет ему утешение, а страждущему добровольно наносит обиду. Ибо обидна сострадательность тому, чье страдание не непроизвольно. Итак, поскольку Христос добровольно шел на страдание, чтобы уничтожить смерть и низложить диавола, а жены плакали о Том, Кого справедливо было прославлять и сопровождать рукоплесканиями, то, посему, как думают некоторые, положил Он на них проклятие, а как требует сказать истина, предуказал им бедствия, какие их постигнут. Ибо непозволительно было оплакивать Победителя греха, спешившего не только умертвить смерть и связать диавола, но и освободить плененных всем этим. 83. Пресвитеру Иераку. На слова: не дадите святая псом, и так далее (Мф.7:6). Подлинно достойно удивления Божественное изречение, которое ты просил тебе объяснить. Ибо слова: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями; да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы, - имеют подобный следующему смысл. Слово Божие свято, и подлинно оно есть самый драгоценный бисер, псы же и свинии - это погрешающие не только в догматах, но и в деятельной жизни. Попирание - раздор и споры об этом тех, кто покушается извратить правоту догматов и оскорбляет доблестное житие; а расторжение - это поругание со стороны живущих неправо и их пренебрежительное отношение к тем, кто предлагает им слово Божие и подает добрые советы. Посему Господь и сказал: не повергайте слова, подобно чему-либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы вам и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию со стороны тех, которые не говорят и не делают ничего право.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/942/...

а Он – во гробе и прахе. 81 О Израиль беззаконный, зачем совершил ты эту неслыханную несправедливость, подвергнув ужасным страданиям Господа твоего, Владыку твоего, создавшего тебя, сотворившего тебя, почтившего тебя, назвавшего тебя Израилем? 82 Ты же не оказался Израилем потому что не увидел Бога, не уразумел Господа, не понял, о, Израиль, что Он есть Первородный Божий, прежде денницы рожденный, сотворивший свет, просветивший день, отделивший тьму, поставивший первую границу, повесивший землю, усмиривший бездну, простерший твердь, украсивший вселенную, 83 устроивший на небе звезды, зажегший светила, сотворивший ангелов на небе, поставивший там престолы, сотворивший на земле человека. Сей был избравший тебя, ведший тебя от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Исаака, Иакова и двенадцати патриархов. 84 Сей был уведший тебя в Египет и сохранивший тебя и питавший там. Сей был идущий впереди тебя в столпе света 896 , и покрывший тебя в облаке, и разделивший Чермное море, и проведший тебя, и рассеявший твоего врага. 85 Сей есть давший тебе манну с неба, напоивший тебя из скалы, давший тебе закон в Хориве, давший тебе землю в наследие, пославший тебе пророков, воздвигший тебе царей. 86 Сей есть пришедший к тебе, исцеливший твоих страждущих, воскресивший твоих мертвых. Сей есть Тот, Которого ты унизил. Сей есть Тот, с Которым ты поступил несправедливо. Сей есть Тот, Которого ты убил. Сей есть Тот, Которого ты ограбил, потребовав с Него дидрахму за голову Его. 87 Неблагодарный Израиль, прииди и судись со мною о твоей неблагодарности! Во сколько ты оценил Его руководство тобою? Во сколько ты оценил избрание отцов твоих? Во сколько ты оценил приход в Египет и питание там через доброго Иосифа? 88 Во сколько ты оценил десять казней? Во сколько ты оценил ночной столб и дневное облако и переход через Чермное море? Во сколько ты оценил ниспослание манны с неба, подание воды из скалы, установление закона в Хориве, [обещание] земли в наследие и дары ее? 89 Во сколько ты оценил страждущих,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

От сего познают свою немощь и смиряются, а когда обращаются в ропот, то согрешают; кто ж этому виноват? – наше устроение; и что состоит не в нашей власти, того мы не можем переменить; всуе смущаеми, и венец терпения погубляем. Нам с тобою пора бы читать добре, а мы еще и по складам едва можем. Для чего нам книги св. Лествичника, Исаака, Дорофея, Зосимы и прочих, когда мы не понуждаем себя следовать их учениям, а все противное творим? Не видим руки Божией действующей, а человеческую злобу смотрим, и тем сами себя сокрушаем (V, 259, 380). …От нее нанесенную тебе обиду не иначе надобно считать, как Богом посланную. Ты пишешь, что она и опять может то же сделать, ежели ее не наказать; может, но только тогда, когда попустит Бог для твоей пользы, а в противном случае не только мать З., но и легионы бесов не смеют ничего сотворить, аще не попустит Бог (V, 34, 67). Всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение …Всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение «смотрением Божиим»; и надобно предаться всепремудрому Его Промыслу и водительству; как пишет св. Петр Дамаскин , о еже како стяжати веру: «волиши ли мя упокоити разумом Твоим, не противоглаголю; хощеши ли паки смирения ради искушения имети ми, такожде есмь с Тобою» и прочее (V, 42,82). Искушения попускаются Промыслом Божиим для духовного преуспеяния Рассуждая о ваших теперешних искушениях, полагаю, что не без воли Божией попущены вам оные ко смирению; и так как вы не имели никаких внешних искушений и оскорблений, то сей духовный крест попущен вам к преуспеянию душевному… смиряйте себя и предавайтесь воле Божией. Он выше меры искушений не пошлет… (III, 12, 57). Господь попускает искушения постепенно и по мере нужды Господь не вдруг посылает искушения, но по мере нужды, против нашего устроения. Что уже предназначено для тебя Промыслом Божиим, того не избежишь; то есть какой проходить путь служения (II, 126,196). Падения промыслительны для познания своей немощи и смирения Смотрительно попускает нам Бог иногда падать или не достигать высоты за превозношение и осуждение ближних (III, 161, 287). Ежели и не окажетесь победительницею, все это смотрением Божиим попущается к нашему смирению и чтобы ближних не осуждать; ибо пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию (VI, 127,208). Страсти тебя невольно смиряют; а когда бы стояла непадательно, то не познала бы и зельности браней, и своей немощи, а других бы, стужаемых и побеждающихся, считала бы ничтожными. А теперь смотри, как ты сама ничтожна и худша всех. Господь же призирает на смирение… (III, 124, 246). …О болезнях бедной М. много скорблю, хотя все это отношу к воле и Промыслу Божию, устрояющему все на пользу душ наших… (IV, 29, 59). …Мы не знаем судеб Божиих. Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями (III, 137,261). Смерть не случайна, но приходит Промыслом Божиим

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

79) Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим; мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучится, плачет и разседается, — этого всего мы, по смотрению Божию не видим, чтоб не надмиться. Ибо праведно у Бога, как говорит Апостол, воздати скорбь оскорбляющим вас (1 Сод. 1, 6). 80) Если устаревший на земле или на камне пень, от водной влаги дает отростки, как новонасажденное, то возможно и нам, когда бываем оживляемы силою Духа Святаго, произращать нетление, которое прияли мы по естеству, и давать плод, как дает новонасажденное, хотя мы низпадали в ветхаго человека. 81) К душе, отчаявающейся по причине обилия искушений и множества грехов, и говорящей: погибла надежда, убиты мы, сказано неотчаявающимся во спасении нашем Богом? Оживете, и увисте, яко Аз есмь Господь (Иезек. 37, 6). К душе же, недоумевающей, как и силою каких добродетелей возможет она снова родиться о Христе, сказано: Дух Святый найдет на тебя (Лк. 1, 35). Где же присущ Дух Святый, там не ищи закона естества и обычнаго последования причин и действий. Ибо всемогущ покланяемый Святый Дух и не могущее сбытися по естеству, произведет в тебе силою Своего, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть; и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей. 82) Подвизайся сохранить невредимым светозарность ума твоего владычественнаго. Если начнешь страстно смотреть на все, значит, Господь омрачил тебя, наложил покров на лице твое, — и свита очей твоих неть с тобою (Пс. 37, 11). Однако ж, если и так у тебя это есть, не знай утомления и не ослабевай, моляся со Святым Давидом: посли свет Твой, и истину Твою мне омраченному унынием, спасение лица моего и Бог мой (Пс. 42, 3. 5); послеши бо Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010