77. Лишение житейских удобств людей мужественных и борцев соделовает достойными венцов от Бога. Итак, должно в жизни сей умертвить уды свои для всего житейского: ибо мертвый не будет уже заботиться ни о чем житейском. 78. Душе умной и подвизающейся не должно тотчас падать духом и устрашаться, когда случится что скорбное, чтоб не быть осмеянною за боязливость. Душа, увлекаемая житейским блеском, выходит из своего чина. Душевные добродетели делают нас достойными вечных благ, а самопроизвольные грехи человеческие суть причина вечных мучений. 79. Умный человек борим бывает страстьми душевными чрез чувства (телесные), кои есть у разумных тварей. Телесных чувств пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чрез сии пять чувств подпадая четырем своим собственным страстям, бедная душа берется в плен. Эти четыре страсти душевные суть, – тщеславие, жажда утех, гнев и страх. Но когда человек с мудростию и рассуждением, хорошо повоевавши, одолеет и победит страсти, тогда уже не бывает борим, но мирствует душою и увенчивается от Бога как победитель. 80. Из останавливающихся в гостиницах некоторые получают постели, а другие, не имея постели, на полу ложатся и засыпают так же крепко, как и те, кои спят на постелях. Дождавшись конца ночи, утром те и другие оставляют постели и равно все выходят из гостиницы, неся с собою только свое собственное. Таким же образом и все шествующие путем жизни сей, – и те, кои жили в умеренном состоянии, и те, кои пожили в славе и богатстве, – выходят из жизни сей, как из гостиницы, не беря с собою ничего из сластей житейских и богатства, а одни только собственные дела свои, соделанные ими в жизни сей, – добрые ли то, или злые. 81. Имея большую власть, не грози сразу кому-либо смертию, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, – скидает с себя тело свое. Разумея сие ясно, подвизайся быть кротким, делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе. 82. Смерти избежать невозможно и нет способов. Зная сие, истинно умные люди, опытно навыкшие добродетелям и боголюбивому помыслу, встречают смерть без стенаний, страха и плача, имея в мысли, что она, с одной стороны, неизбежна, а с другой, – избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С караваном впереди, Иаков с своею фамилией в брод перешел потом Иавок. Теперь он ступал по земле, освященной стопами его отцов, по земле, на которой явятся победителями и владыками его дети, воины Господа. Он задумался. Мысль его занимало и возбуждало воспоминание его недостатков, сознание нравственно-религиозной миссии, которую он призван выполнить. Ему явилась Верховная Истина и вступила с ним в борьбу. Сначала Иаков поддерживал и выносил борьбу. Наконец, он покорился Божественному Существу, Котором он противился; и когда он почувствовал, что ветхий человек в нем побежден, он просил Господа благословить его в его возрождении. Отныне от не был Иаков вытеснитель, но Израиль борющийся или князь Божий 81 . Иаков поднял глаза. Вдали было видно четыреста человек и во главе их Исав. Иаков боялся только за тех, кого он любил. Доверяя детей их матерям, он на первом плане поместил Зелфу, служанку Лии, мать Гада и Асира, и Валлу, служанку Рахили, мать Дана и Неффалима; на втором плане Лию и ее детей: Рувима, Симеона, Левию, Иуду, Иссахара, Завулона и Дину; на третьем, более удаленном от опасности, Рахиль, свою возлюбленную жену, и Иосифа, своего последнего сына. Иаков боялся со стороны Исава нападения. Впрочем, сам он пошел вперед к Исаву и поклонился ему семь раз. Но Исав, подбегая к нему, бросился ему в объятия и заплакал. Слуги Иакова, затем жены с детьми, одна после других, приветствовали поклонами старшего главу пустыни, этого человека, который с силою льва соединял чувствительность женщины. При разлуке Исава и Иакова теперь благородство одного и раскаяние другого установили между двумя братьями союз более крепкий, чем союз крови: союз любви. Только после жестоких страданий Иаков, можно сказать, изгнанник, возвратился в свое отечество. Близ Сихема он купил себе землю и раскинул шатер. Дина, дочь Лии, вышла однажды из отеческой палатки посмотреть, каковы были женщины в ее новом местопребывании. Сихем, благороднейший 82 сын Эммора, князя этой земли, заметил молодую иностранку. Он ее похитил. Но он не замедлил раскаяться в своем оскорблении: он полюбил ее и умел, по словам Писания, «говорить по сердцу девицы» 83 . Он упросил отца своего исправить свой поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

  Невозможное возможно ЕК: Ты часто устраиваешь спортивные мероприятия, чтобы привлечь средства на благотворительные цели. ПП: Так было в случае благотворительного марафона для детей солдат, погибших в Ираке и Афганистане. Мы устроили забег и собрали у спонсоров 300 тысяч злотых для сирот. Я в принципе люблю спорт. Эту любовь мне привил отец. Ему сейчас 82 года, и еще пять лет назад он садился на шпагат. В детстве мы с утра до вечера играли в футбол, катались на коньках, в свободное время покоряли горные вершины. Несмотря на болезнь, я не отказался от этих приятных вещей. Помню, я узнал о том, что группа незрячих итальянцев поднялась на Килиманджаро. Я сразу начал искать спонсоров, чтобы поляки с инвалидностью тоже покорили эту вершину. ЕК: Удалось найти? ПП: В 2008 году группа из восьми человек была на Килиманджаро. Люди с разными отклонениями. Кто-то без руки, кто-то на инвалидной коляске… ЕК: На Килиманджаро — на инвалидной коляске? ПП: Существуют специальные горные инвалидные коляски. На финальном этапе одну из участниц экспедиции, Анжелику, мы несли в рюкзаке, в котором были прорезаны два отверстия для ее ног. Четверо из восьми человек покорили вершину, хотя я считаю, что каждый участник был победителем. Это путешествие обошлось в копеечку, поэтому некоторые критиковали нас, говорили, что эти средства можно было потратить на более благородные цели. Тем не менее, я храню письмо от парня с параличом конечностей, которое я получил после нашего восхождения. Он написал: «Друзья, спасибо вам за то, что вы сделали. Теперь я уверен в том, что когда-то также покорю свое Килиманджаро — на собственных ногах дойду до умывальника». Понимаешь, такое в принципе невозможно переоценить. Надежда ведь дороже всех сокровищ мира. ЕК: Это было не последнее твое восхождение? ПП: Потом я поднимался на Эльбрус. Оттуда я спустился на лыжах, стал первым человеком без легкого, который это сделал. Самый большой резонанс в СМИ вызвало восхождение в 2011 году на Аконкагуа. На самую высокую вершину Южной Америки (6962 метра — прим. ред.) я поднялся с моим незрячим другом Лукашем Желиховским.

http://pravmir.ru/ya-umiral-chetyire-raz...

“Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом “МК” рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева. Рисунок Алексея Меринова — Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали? — Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. — То есть? — Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян. — У вас и правда был такой слабый набор? — В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

http://pravoslavie.ru/37884.html

81 Намек на посеяние Кадмом по совету Афины зубов убитого им чудовищного змея, из которых тотчас возникли вооруженные воины, начавшие затем между собой сражаться и взаимно себя все перебившие. Кадмовской посему называется такая война, которая быв предпринята по чьему либо совету приносит с собою гибель и победителю и побежденному. По другим же метафора эта взята с войны против Фив семерых царей, в которой сначала Фивяне (древнее имя Фив  –  Кадмейя) одержали верх, a чрез несколько лет были епигонами сих царей покорены, город их был ими взят и разрушен. С сих пор вошло в обычай победу, за которую победителей гибель постигала, называть Кадмовской победой. 82 Слова некоего Пифагорейца y Платона в «Политике»: «Отлично ты отвечал, Сократ. И если о словах не будешь хлопотать, то тем разумнее будешь в старости». Тоже положение цитует Феодорит De curand. Graec. affect. 84 Место из Писания заимствованное лишь по смыслу, a не буквально; потому какое именно догадаться трудно. 85 В «Педагоге», кн. II , гл. 8 (столб. 178 ) наш писатель говорит: «Это не в порядке вещей, чтобы по городу, где живут чистота образа мыслей и поведения, и испорченность нравов ходила, обнаруживающаяся в подкрашиваньи одежд и в употреблении помад и духов»,  –  Плутарх, Symp. III, передает изречение и одного иностранца: «Подозрительны для нас и различные благовонные мази и притиранья и пурпур и фальшивого цвета одежды». 86 Вильгельм Кантер. lib. 2, с.1, Var. lect., приводя подобное же место из Феодорита, lib. VIII, De curat. Graec.. пишет: «Думаю, что Пифагор уподоблял Сиренам речи украшенные и приятныя, a Музам такия, которые ничего не имея из наводной красоты и убранства, предносят вам чистый образ и истины». 87 Собственно говоря Пифагор допускал соединение удовольствий с мудростью, не одобряя лишь те из них, которые с мудростью не соединимы. Под именем Муз и разумел он именно удовольствия честные и добродетели не противоречащие, a под образом Сирен удовольствия извращенные и порочные. Порфирий De vita Pythagorae: «Двоякого рода он различал удовольствия: состоящие в служении чреву и Афродите и гибельные подобно песням Сирен; другие же, это благоприличные и правые, в жизни необходимые, как при испытывании их приятные, так и после того не пробуждающие раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Прости, прости, наш дорогой и незабвенный Владимир Андреевич! Вниди, скончав дни, победителем вниди в покой твой, в уповании бессмертия! Ибо побеждающему обетовал Господь дать вкушать от древа жизни, обетовал дать сести на престоле Божием... ( Откр. 2:7, 3:21 ). Да будет покой твой – честь! Путь твой в горние селения да будет лёгок и благословен. И да будет тебе уготовано место упокоения, и душа твоя во благих водворится! Вера твоя спасёт тебя. Ибо верой ты знал, – знал, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный и вечный ( 2Кор. 5:1 ). Вечная тебе память в очах Бога твоего! Бессмертна твоя память на земле живых, среди горячо любимого тобой русского народа! Аминь. Памяти В.А. Грингмута 82 «Молитесь, православные русские люди!» Девятый день нашей скорби... По исконному церковному обычаю, мы опять здесь, у дорогой нам могилы, опять на молитве о нашем незабвенном покойнике. Мы исполняем его завещание о молитве. Но эту ли только молитву любви и благодарной памяти разумел умирающий Владимир Андреевич, когда призывал к ней русских людей? Зная его, зная, что в нём общее благо и дело его патриотического служения перевешивало и совершенно подавляло его личную жизнь и личные заботы и интересы, мы можем с уверенностью сказать, что он призывал своих друзей, сотрудников и единомышленников к молитве за успех и благо нашего общего дела спасения родины от охватившей её смуты. Никто лучше его не знал, как тяжко наше положение. Никто столько не перестрадал, видя и на себе испытывая, что нас часто бьют не только те, которые нападают на наши заветные святыни, но и те, которые должны их защищать и, по-видимому, защищают; что на нас, при защите сидящих в доме и осаждённых врагами, сыплются удары не только от врагов, но и от тех, кто в доме сидит и, по роковому недоразумению или непониманию, и нас считает за врагов... И думается, пророческим был призыв Владимира Андреевича к молитве. Чудится, что он провидел для нас надолго такое мучительное положение, и провидел, что мы будем унывать, и тужить, и колебаться. И вот он призвал нас к молитве... Пока он был с нами, мы стояли за его широкой грудью, за его могучими плечами... Нам было часто совсем покойно, когда он страдал; мы отдыхали, когда он неустанно работал. Мало того, многого и из его внутренних духовных сокровищ и из созданной им внешней обстановки, для нас благоприятной, мы не ценили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Возможно, что именно после кровавой истории с Аспаром и его сыновьями кличка Макелла – «мясник, убийца» – стала окончательной спутницей этого императора, официальная титулатура которого была, как всегда, пышной: «Благочестивый Христолюбивый Богонареченный Триумфатор и Август Лев» или «Самодержец Цезарь Лев Благочестивый Победитель Триумфатор, Всегда Чтимый Август» с. 79 – 82]. Второй отличительной чертой Льва, кроме жестокости, была ненасытная алчность. Император широко использовал старый прием – с помощью доносчиков против состоятельных лиц выдвигались обвинения об участии их в заговорах против государства, людей казнили или ссылали, а имуществом осужденных обогащался фиск (императорская казна). Лев не мог похвастать глубоким образованием, но к ученым людям относился с уважением. Приказав выдать денежную награду философу Евлогию, василевс, в ответ на упреки какого-то евнуха, что-де следовало бы это золото издержать на солдат, воскликнул: «Дай Бог , чтобы в мое время жалованье воинов было даваемо ученым!» (Малх, с. 234]). В 467 г. восточному двору удалось оказать давление на Рицимера, и римским императором стал константинопольский полководец грек Прокопий Анфимий (Антемий). Немедленно воспользовавшийся этим обстоятельством Лев I организовал последнюю в истории крупную экспедицию армии и флота обеих империй – против королевства вандалов. Из Далмации на Сардинию отплыла западноримская эскадра адмирала Марцеллиана, византийцы послали по суше многочисленную армию во главе с Ираклием, сыном консула Флора, и затем отправили огромный (более 1100 кораблей) флот под началом Василиска. Известный своим корыстолюбием и упрямством шурин императора был назначен на этот пост по настоятельной рекомендации Аспара. Расчетливый германец в любом случае надеялся на политический выигрыш: при неудачном исходе войны положение императора становилось бы менее прочным, а в случае победы над вандалами возрастал авторитет не только Льва I, но и Василиска, человека неумного и безмерно желавшего царствовать, на чем можно было бы сыграть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смоленский воевода князь Петр Долгорукий доносил, что у него пороху и фитилю нет. В мае месяце из Кобрина вышел полковник Статкеевич с тем, чтоб стянуть литовские отряды, находившиеся в Полоцком, Витебском, Борисовском и Минском поветах, идти с ними в Оршу и стеречь, чтобы осажденные в Быхове и Борисове не получали из Москвы подкреплений и запасов; узнав, что из Смоленска к Быхову идут московские ратные люди с денежною казною и запасами, Статкеевич послал свое войско перенять их. В пяти верстах от Чаус, между реками Пронею и Басею, поляки Статкеевича встретились с русскими, бывшими под начальством иностранца, генерал-майора Вильяма Друмонта: в упорном бою 15 знамен старой королевской пехоты были истреблены все до одного человека, конницу победители топтали на 15 верстах и взяли в плен 70 человек. Но этот частный успех но мог переменить общего хода дел в пользу Москвы. Поляки знали, что пехота начинает перебегать из московских полков вследствие скудного жалованья, получаемого медными деньгами; что для предупреждения побегов солдат и стрельцов в Смоленске не пускают за городские стены; что иностранные офицеры недовольны опять вследствие плохого жалованья медными деньгами и насильственною задержкою в России; что солдаты бегут из самой Москвы и из полков украинских, бегут в степи и в Сибирь; что в Москве сам царь лично два раза упрашивал войско не покидать службы; что большая половина смоленской шляхты склоняется на сторону королевскую; что в самой Москве по причине медных денег дороговизна, голод и возмущения. В Литве, в местечке Виленах, в это время находилось 242 русских чиновных пленника, в том числе один стольник (князь Петр Иванович Хованский), 3 полковника, 2 стрелецких головы, 4 подполковника, 7 ротмистров, 2 майора, 8 капитанов, 15 поручиков, 11 прапорщиков, 103 человека дворян и детей боярских. Так как их содержали очень дурно, то царь считал своим долгом посылать к ним деньги, что еще увеличивало военные расходы: так, в начале 1662 года роздано было пленным в Литве 836 золотых червонных да взаймы, для нужды и голоду, дано 82 золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

38–43. Неприятелей, нападавших на пределы Израильские Давид, не только отражал, но и обыкновенно не-томимо преследовал их, настигал и наносил им страшное поражение, так что они не могли уже оправиться ( не возмогтъ стати) и должны были покориться его власти (ст. 38–39). Падтъ под ногама моима: у всех древних народов подчиненные выражали покорность и почтение своему повелителю чрез поклонение ему до земли (ср. Пс.8:7 ). Между тем как все это совершал Давид содействием Господа, враги Давида напрасно искали себе помощи в союзниках, как сирийцы ( 2Цар.8:5 и сл.) и аммонитяне (10:6 и сл.), и даже обращались с мольбою к самому Господу, как это делал пред началом своего восстания Авессалом ( – 15:12 ср. толк. на Пс. 4:6): никто не являлся и не в состоянии был избавить их от поражения и истребления, Господь не внимал и молитвам их о помощи и избавлении (ст. 42; ср. 1Цар.28:6 и 15–16; Иер.11:11 и 14 и др.). Враги Давида были рассеваемы его войсками, как пыль по ветру и, усеивая путь преследующих победителей своими трупами, были попираемы ими, как грязь на дороге ( поглажд =притопчу, буду попирать). Очень вероятно, что говоря о рессеянии врагов, будто пыли по ветру, Давид из многочисленных своих побед над неприятелями разумел особенно двукратное поражение и рассеяние филистимлян в долине Рефаимов, из которых первое он сравнивал тогда с разнесением водою, а о втором и предызвещен был от Господа шумом ветра по вершинам деревьев тутовой рощи ( 2Цар.5:20–25 ); а в словах о попрании и растоптании врагов можно усматривать указание на победы над моавитянами и аммонитянами, из которых первые, будучи распростерты на земле, размерены были веревкой – одни для истребления, другие – для сохранения в живых ( 2Цар.8:2 и сл.), а последние были положены под пилы, под железные молотилки и под железные топоры ( – 12:31). Впрочем, рассеяние подобно пыли и растоптало подобно грязи на дороге можно понимать вообще, как образы крайнего обессиления и унижения врагов (бл. Феодорит) и совершенного их покорения и истребления (ср. 4Цар.13:7 ; Пс.82:12–14 ; Ис.17:13; 10:6 ; Мих.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1)Пусть драматический поэт не все то представляет, что представляет эпик 82 . 2)Пусть драматическое произведение заключает. в себе не более и не менее пяти актов 83 . 3)Пусть лишь в крайнем случай допускается deus ex machina 84 .   4)Пусть четвертое лицо не произносит речей, но является в качестве статиста 85 ,   5)Пусть хор как бы играет роль актера, пусть его пение имеет связь с ходом пьесы, пусть он проповедует святые истины 86 .   6)Пусть музыкальный аккомпанимент и словесное выражение в драматическом произведении будут чужды излишней игривости и распущенности 87 .   7)Пусть драматург соблюдает тот стихотвор­ный размер, какой свойственен драме, и пусть не делает отступлений от правил версификации 88 . О других родах поэзии мало встречается замечаний в «Послании к Пизонам». В стих. 73–85 только указываются стихотворные размеры, наибо­лее свойственные тому или другому роду поэзии. Эпопеи, описывающие деяния царей и полководцев и горестные войны, могут пользоваться гекзаметром, пример чему подал Гомер 89 . Елегия, первоначальник которой неизвестен, употребляет дистих – сочетание двух неравностопных стихов. Ямбический размер свойственен выражению горечи и раздражения; он употребляется, также, драматическою поэзией. Разнообразие лирических размеров находится в связи с разнообразием содержания лирических произведений: лирическая поэзия воспевает богов и героев, победителей на состязаниях в борьбе и в езде на конях, кроме того, любовь и вино. Множество чрезвычайно метких отзывов о разных поэтах, как греческих, так и римских, рассеянных в «Послании к Пизонам», проясняют и дополняют теоретические замечания Горация касательно поэзии. Как отъявленный грекофил, решительный поклонник и почитатель Эллады, Гораций, при каждом удобном случае, с одушевлением говорит о высоком совершенстве произведений греческой му­зы и в ст. 268 «Послания к Пизонам», рассуждая о стихотворном размере драмы, прямо обра­щается к своим соотечественникам с такими словами: «читайте днем, читайте ночью образцовые произведения Греков 90 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010