Серен. Если мы будем иметь такое мнение, веру, как я выше сказал, что все производится Господом и все делается для пользы душ, то не только не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены (1 Кор 12, 26). Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне совершенствоваться, как читаем, что и предки наши без нас не могли достигнуть полноты обещанного, как говорит о них апостол: все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11, 39, 40). А святое причащение нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что им даже ежедневно, если возможно, следует давать его. Ибо нельзя думать, что святое причащение, по изречению евангельскому (которое вы неверно приложили к этой мысли), не давайте святыни 367// псам, — поступает в пишу демону, а не в очищение и охранение тела и души. Будучи принято человеком, оно, как пламя дожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается. Мы недавно видели, что таким способом был исцелен авва Андроник и многие другие. Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что тот отлучен от небесного целительства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше тот будет уклоняться от духовного целительства. глава 31 Жалки те, которые не удостаиваются временных искушений Но следует считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения дьявольского, но и не подвергаются никакому искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления . Ибо не заслуживают скорого и легкого излечения в этом времени те, чье упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 5), когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис 66, 24). Против таких пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, а грешники, напротив,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Серен. Это опасное предубеждение — не исследовав правильно предметов, не найдя верной причины, делать предположение, определение о свойстве какой–либо вещи и из рассмотрения своей слабости делать догадку, а не на основании состояния и качества самой науки или опыта других произносить мнение. Ибо если кто, не умея плавать и зная, что вода не может поднимать тяжесть его тела, по опыту своего неуменья захочет утверждать, что никто, имеющий тяжелую плоть, не может поддерживаться жидкой стихией, то поэтому нельзя еще считать истинным его мнение, которое он высказал по своему опыту, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко делается другими Итак, ум всегда бывает подвижен и многозаботлив. В книге премудрого Соломона о нем написано так: земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем 9, 15). Он по состоянию природы своей никогда не может быть праздным, и если кто намеренно не будет упражнять его известными действиями и постоянно занимать его, то разум обязательно будет рассеиваться и повсюду летать, пока долговременным упражнением и употреблением не узнает, какие предметы следует запечатлевать в своей памяти какими непрестанно заниматься, пока долгими занятиями не приобретет крепость и таким образом сможет отражать противные внушения врага, коими развлекался, и пребывать в том состоянии и качестве, какого желает. Следовательно, мы не должны приписывать это развлечение нашего сердца ни человеческой природе, ни Богу, Творцу ее. Ибо истинно изречение Св. Писания, что Бог сотворил 345// человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл 7, 30). Следовательно, от нас зависит качество помыслов. Ибо помысел добрый, говорится, приближается к знающим его, и человек благоразумный найдет его. А все, что может быть найдено, подлежит нашему благоразумию и тщательности; если же не будет найдено, то, без сомнения, это надо вменить нашей беспечности или неблагоразумию, а не пороку природы. Согласно с этой мыслью и Псалмопевец говорит: блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе (Пс 83, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их ( Иер. 6, 29–30 ) (авва Феодор, 56, 272–274). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243). ...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2, 5 ), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам ( Пс. 72, 2–5 ); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302). ...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник. И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У кого нет меча, продай одежду свою и купи меч (ср.: Лк. 12, 35; 22, 36 ). Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как историческому, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5, 39 ). Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 10, 23; 19, 21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Священного Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (прп. авва Серен, 56, 306–308). ...О том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Священном Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т. е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно; и за первым следующее мнение не должно отвергать, когда ни то ни другое из них не оказывается противным вере, каково то, что Илия пришел в лице Иоанна (см.: Мф. 11, 14 ) и опять придет перед Пришествием Христовым; и мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (см.: Дан. 9, 27 ), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; также понимают и все то, что изображается в Евангелии (см.: Мф. 24 ), что исполнилось и перед пленением Иерусалима и в конце мира исполнится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хотя дух соединяется с этим грубым, твердым веществом, т. е. плотью, что очень легко может быть; но отсюда нельзя заключать, что потому и с душою, которая есть дух, он может соединяться и сделать ее вместилищем своего существа . Это возможно одному Божеству, которое всю разумную природу так пронизывает, что может не только объять ее и овладеть ею, но и войти в нее и как бестелесное влиться в тело. Только Бог может проникать во все духовные и разумные существа, потому что Он один весь везде и во всем пребывает, так что и помыслы людей, внутренние движения и все сокровенности духа Он видит и освещает. О Нем одном блаженный апостол говорит: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр 4, 12). И блаженный Давид говорит: Он создал сердца всех их (Пс 32, 15). Также Соломон говорит: Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Пар 6, 30). глава 14 Возражение: надо думать, что демоны видят мысли человеческие Герман. По этому объяснению выходит, что духи не могут видеть наших мыслей. Такое мнение мы считаем неправильным. Как можно думать, что им неизвестны наши мысли, семена которых по большей части они сеют и внушают нам, как мы чувствуем? глава 15 Ответ: что могут демоны сделать в помыслах человеческих и чего не могут Серен. Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т. е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, кои они внушают, узнают не по природе самой души, т. е. не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то узнают, что у него родилось желание есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Я прилепился к откровениям Твоим, Господи» ( Пс 118, 31 ). «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс 72, 28 ). «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор 6, 17 ). Итак, утомляемые устремлением помыслов души к Богу, мы не должны оставлять упражнения в этом. Ибо «кто возделывает землю свою, тот насытится хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» ( Притч 28, 19 ). И в напряженном наблюдении за этим мы не должны ослабевать и впадать в гибельное отчаяние, поскольку «от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» ( Притч 14, 23 ). И еще: «трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» ( Притч 16, 26 ). «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф 11, 12 ). Ибо никакая добродетель без труда не совершенствуется, и без большого сокрушения сердца никто не может достигнуть того постоянства духа, какого вы желаете. Ибо «человек рождается на труд» ( Иов 5, 7 ). Чтобы он мог придти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф 4, 13 ), необходимо ему всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботою; иначе полноты 18 этой меры никто не достигнет в будущем, если не будет размышлять и не приучится к ней в настоящее время, находясь еще в этом веке, не будет предвкушать ее, и если, назначенный быть драгоценным членом Христовым, не получит залог 19 того соединения со Христом, которым мог бы еще в этой плоти соединиться с Его телом, одного только желая, одного жаждая, к одному всегда направляя не только все свои действия, но и помыслы, чтобы удержать в себе уже данное в залог в настоящей жизни то, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т.е. чтобы " Бог был все во всем» ( 1Кор 15, 28 ). Глава 7. Вопрос о непостоянстве души и о нападении злых духов Серен . Испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться в том, что враги непрестанно вредят нам. Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

83 Это имя еще не говорит о том, что гефяне были филистимляне. Это были шайка храбрецов, собравшаяся около Давида и состоявшая из разных лиц, большею частью из евреев, с которой он убегал от Саула и поражал амаликитян ( 1Цар. 30 ), и которая некоторое время была на службе у филистимского царя Анхуса, но потом вышла с Давидом и осталась всегда ему верной. 84 Филистимляне говорили языком семитическим или, точнее, сходным с еврейским; в этом убеждает вся история их сношений с евреями и множество сохранившихся у них финикийских собственных имен. В ассирийских клинообразных надписях упоминается много филистимских серенов и все имена их семитического происхождения. Укажем здесь некоторые из них: в надписи Саргона упоминается газский серен Га-ну-ну, фин. Ганно. евр. ; из времени Сеннахирима, Ассаргаддона и Ассурбанипала упоминается Sil-Bil, т. е. – , Ваал защита. Из времен того же Саргона упоминается азотский серен A-zu-ri, евр. и брат его A-chi-mi-ti евр. " . В надписи Сеннахирима упоминается азотский серен Mi-ti-in-ti евр. " = " ср. 4Цар. 24:17 . Из времени Асаргадона – азотский серен Ahi-mil-ki " . В надписи Сеннахирима – аскалонский серен Si-id-ka-a или " Седекия )Schrad. ΚAΤ. s. 161–166(. 85 Hos reges Aegyptii prae odio ne nominare quidem volunt, sed eorum pyramidas vocant pastoris Philitidis, qui ea tempestate pecudes per haec loca pascebat (Herod. II, 128). Нельзя здесь разуметь гиксов, так как движение гиксов совершалось гораздо позднее указывавшего Геродотом времени. 87 Автор статьи Phihster в словаре Riehm " а действительно считает филистимлян хотя и семитами, но с значительной примесью греческого элемента. См. Riehm 1198, Phihster. 88 Sanchoniathonis Berytii quae feruntur fragmenta de Cosmogonia et Theologia Phoenicum graece versa a Philone Byblio, servata ab Eusebio Caesariensi, praeparationis evangehcae libro I, cap. VI et VII Edidit Joh. Conradus Orellius. 89 Die Unachtheit der in Eusebius erhaltenen Fragmente des Sanchoniath on:, Jahrbucher für Theologie und christliche Philosophie Jahrg. 1836 B. VII, T I. Это же доказывали Lobeck в своем сочинении Aglaophamus tom. II p. 1273 и Hengstenberg, Beitrage zur Einleitung in das A. T В. II, 5. 210.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Поверивших в проповеди новоявленного мессии нашлось немало. Они раздали своё имущество, бросили обычные занятия и ожидали только дня, назначенного для перехода через море. Когда настал этот день, и толпа иудеев с женами и детьми собралась на берегу моря, лжемессия повелел всем броситься с утёса, выдающегося над морем, уверяя, что море расступится пред ними. Послушавшиеся этого приказания, конечно, погибли, – в том числе и сам лжемессия. Только теперь все убедились в обмане, но приписывали его демону, принявшему человеческий вид. Историк Сократ добавляет к этому, что многие из иудеев, устыдившись происшествия, приняли крещение. Со времени неудачной попытки критского пророка мы не слышим о лжемессианских движениях в иудействе до VIII века. Но в VIII в. под влиянием притеснений со стороны магометан вновь оживают в иудействе мессианские надежды. При халифе Омаре II (717–720), который запрещал иудеям строить синагоги и пропагандировал всеми мерами среди них магометанство, в Сирии явился один человек, по имени Серен, объявивший себя мессией. Задачей своей, впрочем, Серен ставил не одно доставление политической свободы иудеям, а и реформирование иудейства. Предпринятая лжемессией реформа имела антиталмудический характер. Серен, напр., отменил талмудические законы о пище, устранил предписанные в Талмуде молитвенные формулы, признав дозволенными браки в степенях, запрещённых в Талмуде, и т. п. Хотя движение, возбуждённое Сереном, не достигло по-видимому слишком широких размеров, однако слух о нём дошёл все-таки до Испании. Увлечённые мечтами, испанские иудеи решились бросить своё имущество и земли и идти за новым мессией. Но их мессианские мечты скоро были разрушены. Серен был схвачен и представлен на суд халифа. Для доказательства пророческого достоинства ему предложено было ответить на несколько трудных вопросов, но он оказался не в состоянии. Уличённый таким путём в самозванстве, Серен, как обманщик, был отдан для наказания самим иудеям, а его последователи принесли покаяние в своих заблуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Как некоторые разбойники в тех домах, которые хотят обокрасть, обыкновенно испытывают спрятанное имущество людей, – в густой тьме ночи осторожно рукою разбрасывая мелкий песок, скрытое богатство, которого нельзя видеть глазами, узнают по некоторому звуку, издаваемому от падения песка, именно по звуку догадываются о качестве вещей или металле; так и бесы, чтобы испытать сокровище нашего сердца, посевают нам вредные внушения, как бы песок какой; когда видят, что по качеству их произошла телесная страсть, по этому, как по какому-нибудь звуку, происходящему из внутренних частей, узнают, что скрыто в тайниках внутреннего человека (прп. авва Серен, 56, 291). Источник. ...Мы должны знать, что не все демоны возбуждают все страсти в людях; но ко всякому пороку подстрекают известные духи, именно иные подстрекают услаждаться нечистотою и скверною похоти, иные располагают к богохульству, иные к гневу и ярости, иные располагают к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью; и всякий всевает в сердца человеческие ту страсть, какою сам преимущественно недугует; но не все вместе внушают свои пороки, а попеременно, смотря по тому, как будет благоприятствовать время или место, приемлемость человека (прп. авва Серен, 56, 291–292). Источник. Мы ясно видим, что... бывает в этой брани нечистых духов , так что не только времена и попеременность между собою соблюдают, но знаем, что они и к местам некоторым особенно привязываются и в них постоянно заседают. Ибо им необходимо делать свои нападения с переменою искушений, известных пороков и времен; это ясно доказывается тем, что никто не может обольщаться суетою тщеславия и вместе разжигаться похотью блуда; не может надмеваться духовною гордостью и вместе с унижением подчиняться плотскому чревобесию, никто не может разливаться в глупом смехе и в то же время раздражаться гневом или предаваться скорби, грусти; необходимо каждому духу отдельно делать нападение на душу, так что когда побежденный отходит, то уступает другому духу сильнее нападать на нее; или если останется победителем, то все-таки предоставляет другому также и обольщать (прп. авва Серен, 56, 292).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Серен. Неудивительно, что дух может нечувствительно сочетаться с духом и имеет силу скрытно склонять к тому, что угодно ему. Ибо между ними, как и между людьми, есть некоторое подобие и родство субстанции; так как свойство природы души сходно со свойством их существа. Но совершенно невозможно им смешиваться или соединяться между собою, так чтобы друг друга могли вмещать в себе. Ибо это правильно присваивается только Божеству. глава 11 Возражение: могут ли нечистые духи смешиваться или соединяться с душами тех, в кого вошли? Герман. Думаем, что этому объяснению противоречит то, что видим на бесноватых, когда они, объятые нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают. Как же не верить, что души их соединяются с теми духами, для которых они делаются как бы органом и, оставив свое 352//естественное состояние, переходят к их движениям и страстям, так что выказывают уже не свои, а их слова, действия и волю? глава 12 Ответ: каким образом нечистые духи овладевают бесноватыми Серен. Вышесказанному объяснению нашему не противоречит то, что бывает с бесноватыми, когда схваченные нечистыми духами говорят или делают то, чего не знают. Известно, они не одинаково терпят влияние духов. Ибо некоторые так бывают овладеваемы, что нисколько не сознают того, что делают или говорят, а некоторые сознают и после вспоминают. О таком влиянии нечистого духа не следует думать, что он, проникая в самое существо души, как бы соединившись с нею и некоторым образом облекшись ею, произносит слова и речи устами страдальца. Нельзя верить, чтобы это было для них возможно. Это происходит не через какое–либо умаление души, а через ослабление тела, когда в тех членах, в которых заключается сила души, нечистый дух, заседая и налагая на них невыносимую, чрезмерную тяжесть, умственные способности ее покрывает густейшим мраком и прерывает чувства. Это, как видим, иногда приключается также от вина и лихорадки или от чрезмерного холода и от других болезней. Что бы блаженному Иову дьявол, получив власть над его плотью, не постарался причинить это, Господь запретил ему, говоря: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2, 6), т. е. только не делай его безумным, ослабив жилище души, овладев рассудком или по вредив орган разума, посредством которого ему необходимо противиться тебе; своею тяжестью не подавляй рассудка и мудрости противящегося. глава 13 Дух не может проникать в духа, это возможно одному Богу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010