Пс.136:5 .  Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; Пс.136:6 .  прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. «Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Поставить Иерусалим... во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью. Пс.136:7 .  Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию ( Ам. 1:11 ; Авд. 1:10–15 ). Пс.136:8 .  Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Пс.136:9 .  Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! У пророка Исаии ( Ис. 13:16–18 ) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими. Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.57:7 .  Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! «Сокрушить зубы», «разбить... челюсти» – отнять то, чем особенно сильны хищные животные, т. е. отнять силу у нечестивых наносить вред. Пс.57:9 .  Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. «Да исчезнут, как распускающаяся улитка», которая по той мере, как выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей или птиц, а даже и от насекомых. – «Да не видят солнца, как выкидыш» – пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как безвреден мертворожденный. Пс.57:10 .  Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. Губительное действие нечестивых сравнивается с котлом, в котором обыкновенно варится пища. Для согревания котла нужен материал, каким особенно является сухой терновник, сухой хворост. Этим терном сухим или обгоревшим являются злые стремления нечестивцев. По той мере, как эти стремления находят себе применение и фактическое выражение в действиях, постольку нагревается котел, увеличивается количество причиняемых ими бедствий, Давид молит Господа, чтобы Он не дал нечестивым силы и возможности причинять вред, развеял бы их. Пс.57:11 .  Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. «Омоет стопы свои в крови нечестивого» – образ взят из военных действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл выражения – пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся победителями. Пс.57:12 .  И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!» Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что «есть Бог, судящий на земле!», что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Или Ты хочешь быть как «...Каин, который был от лукавого и убил брата своего. И почему убил его? потому что дела его были злы, а брата его – праведны» (1 Ин. 3:12). Остановись, прозрей, Украина! Кто только не предупреждал Тебя о Твоём разрушении. Как может быть иначе, если Ты объявила Войну не только России, но главное – Самой Себе? Разве «ватники» из русских земель Донбасса, Харьковской, Запорожской, Николаевской и Одесской областей, которые подарил тебе коммунист Ленин – не Твой ли народ? Почему Россия существует более тысячи лет? Потому что Она бережная Мать всем Своим Народам – а их более 190: и не трогает никого, не переиначивает, но бережет и охраняет! Но Ты в своем исступлении решила превратить русских в бандеровцев: лишить русского языка и родной культуры. И научилась этому у Запада: смотри вот Америка индейцев Своих согнала в резервации! Но наши братья были сильнее Тебя и поднялись против зла! О чем думала, что курила Ты, когда рушила сама Себя? Неужто Ты забыла святое: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12). И сколько осталось от Тебя? После референдумов о воссоединении с Россией потери Твои: пятая часть территорий и населения. Куда ведет тебя твой путь в Европу и НАТО? Подумай Украина, в 1991 году, когда никто никого не трогал – у Тебя жили 52 млн. человек, в 2019 году – 37 млн. человек. И каковы итоги? К сентябрю 2022 у Тебя осталось только 27,8 млн. человек. Но правда намного хуже. По информации ООН, почти треть населения Твоего уехала после начала войны (за границей - около 7 млн. чел.), а с учетом отторжения 1/5 территории едва ли насчитаешь 20 млн. чел. Итак исполнится Слово: « всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Так кто первый напал на Тебя, Украина? Русские – говоришь. Но не ври, Украина! Не Ты ли, обманув подписавших Минские соглашения все эти восемь лет, бомбила Донбасс, рыла окопы и готовилась в войне? Как открылась Меркель, дипломатия сия была нужна чтобы «дать Украине время» стать сильнее.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/uk...

Наконец, однажды, спустя долгое время, после пришествия Христова, Симон волхв 190 из деревни Гиттон, изобретатель догматов, противных истине 191 , будучи искусным в творении порока, хитро изобретает страсть, страшась, конечно, наказаний, которым подвергались древние, чтобы, посеяв их семена, не пожать их жатву. Итак, он с лестью, сокрыв в овечьей шкуре волка 192 , приходит к апостолам с золотыми монетами, ибо то, что он не думал похитить, он порочным образом поспешил купить, говоря то, что подобает ему, и тем, которые ему в этом подражают. «Возьмите эти деньги, – говорит он, – и дайте мне власть, принадлежащую вашему достоинству, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» 193 . Был же он крещен во имя Иисуса 194 . Ему отвечает лик апостольский: «О человек, отойди, благодать Божия не терпит, чтобы ее продавали» 195 . Но поскольку он не отступил, стуча в дверь с помощью слов, они ответили ему во второй раз: «Зачем ты покупаешь то, что обрящешь как дар, живя достойно?» Но, так как он помыслил о тяжелых трудах этой жизни, о боязливости своей души и неопределенности этого дела, он вновь достал золото из мешка, думая прельстить находившихся в бесстрастии учеников Спасителя. Вознегодовав против этих действий, уловляющий мудрых в лукавстве их ( 1Кор. 3:19 ) произнес, говоря через Петра: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян. 8:20 ) – и, умащая великодушием, возложил на него врачевство покаяния, говоря: Покайся, может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды ( Деян. 8:22–23 ), ведь, будучи душелюбив, Он не хочет гибели грешников 196 . Итак, поскольку я, по возможности, разъяснил вышесказанное, великоименитый Феодор, слушатель таинств истины, расспроси нас о том, о чем ты предпочитаешь узнать. Диакон. Откуда ты пришел к нам? Епископ. Конечно с Востока. Ибо ныне я вижу Рим впервые. Диакон. Что именно привело тебя? Епископ. Стремление к вашему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) – научи следовать Твоим заповедям. – «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» – пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности. Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома. Пс.85:13 .  ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. «Избавил душу мою от ада» – спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели. Пс.85:14 .  Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. «Не представляют они Тебя пред собою» – см. Пс. 53:5 . Пс.85:16 .  призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; «Даруй крепость» – силу перенести преследования. «Даруй» эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида. Псалмы 83, 84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из «долины плача» ( Пс. 83:7 ), из плена греха ( Пс. 84:2 ), даровав ему новозаветные милости и блага ( Пс. 84:11 ). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников ( Пс. 85:9 ) и будет достойно восхваляться «во век» ( Пс. 85:12 ). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.121:3 .  Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он – слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах. Пс.121:4 .  куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорит за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло. Пс.121:5 .  Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. «Престолы суда, престолы дома Давидова». Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного «суда». С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова». Пс.121:6 .  Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Пс.121:7 .  Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Пс.121:8 .  Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» Пс.121:9 .  Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе. Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа», ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.61:9 .  Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Под «народом» можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. – «Изливайте пред Ним сердце» – обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой. Пс.61:10 .  Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. «Сыны человеческие» – обыкновенные люди, простой народ; «сыны мужей» – знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется «легче пустоты», человек в определении своей судьбы ничто. Пс.61:11 .  Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: «не прилагайте» к этому сердца. Все содержание 9–11 ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов. Пс.61:12 .  Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, Пс.61:13 .  и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я» – я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. «Сила у Бога» – власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. «Милость» ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения – истинная и верная защита только у одного милостивого Господа. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.100:3 .  Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Все преступное буду ненавидеть ( «не положу пред очами» – не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных. Пс.100:4 .  Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Пс.100:5 .  Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. «Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных. Пс.100:6 .  Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Пс.100:7 .  Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. Пс.100:8 .  С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ( «верные земли»), чист в поступках ( «кто ходит путем непорочности»). – «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» – не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. – «С раннего утра» – с возможной и полной быстротой ( «утро») и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников. Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к псалмам 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.49:16 .  Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, Пс.49:17 .  а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? Пс.49:18 .  когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; Пс.49:19 .  уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; Пс.49:20 .  сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедует уставы Его, берет завет Его, ... а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя». Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ( «бросание за себя»). Пс.49:21 .  ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. «Ты это делал, и Я молчал», т.е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого «молчания» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет. Пс.49:23 .  Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением. «Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю», превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.78:9 .  Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. «Помоги нам... ради славы имени Твоего; избавь нас... ради имени Твоего». При господстве среди древних народов религиозных воззрений, влиявших на строй их гражданской жизни, быта семейного и общественного и определявших отношение к другим народам, значение и сила каждого племени определялась силой его национального бога. Победа одного народа над другим обозначала, что бог победителя выше бога побежденного племени, над которым считали вправе смеяться. Той же участи подвергался и еврейский народ после победы над ним вавилонян; еврейский Бог являлся в глазах победителей слабее их национального бога, почему и поношения еврейского Бога были естественны. Писатель скорбит о таком унижении истинного Бога и молит помочь своему народу для того, чтобы Его имя не хулилось язычниками. Пс.78:10 .  Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. «Где Бог их?» Вопрос иронический. Язычники победители спрашивают – где же тот Бог, на силу Которого надеялись иудеи? Пс.78:11 .  Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. «Да придет пред лице Твое стенание узника» – взгляни милостью, не отворачивайся от Твоего народа, который теперь лишен политической самостоятельности, который в узах рабства. Пс.78:12 .  Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили. «Семикратно возврати соседям нашим». Число семь – круглое, означающее полноту вообще. Воздай врагам, Господи, полностью то, что они заслужили своими поношениями Тебя; не ослабляй Своей справедливости снисхождением. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010