ЛИЦЕМЕРИЕ (См. также ЛУКАВСТВО, СТРАСТИ, ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ) [Авва Адоллос] не одобрял носивших вериги и принимавших на себя вид особенного, сочиненного благоговения. Таковые, говорил он, делают это напоказ человекам и впадают в лицемерство. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить в тайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерства (авва Аполлос). VI, 69. [Примечание святителя Игнатия:] В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и при преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным – и были наиболее опасны [ему]. душевные страсти, особливо высокоумие. Всеусильно старайся не произносить устами одного, другое в сердце ( авва Исаия ).VI, 144. Тяжкое состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба ( авва Исаия ). VI, 144. Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и соделаешься участником их чистоты и славы ( авва Исаия ). VI, 185. Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия. Фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия ( авва Исаия ). VI, 190. [Примечание святителя Игнатия:] Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу – и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя, уклонись от зараженных масс, действующих и намеренно, и бессознательно прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прекрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям. VI, 549. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и делают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия ( 82, 190 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия ( 82, 190 ). Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно перед Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от Благости Его, чтобы она укрепляла, сохраняла его и воздвигала в святое обновление, уже не подвергающееся поражениям ( 82, 190 ). Господь заповедал нам нести крест... Значение (этой заповеди) заключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их вовремя. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости ( 82, 212 ). Пока имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, пока находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших! Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий нашим силам, то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который воспросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, но ушел от Господа, опечаленный Его ответом. Господь сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10, 21 ). Этими словами Господь учит нас, что наше спасение состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Раздаяние имущества нищим есть частная добродетель. Она делает человека способным нести крест. Несение же креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться несение креста. Преподобный авва Исаия ( 82, 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос ( 82, 69 ). ... В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)... душевные страсти, особенно высокоумие... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 69 ). Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце ( 82, 144 ). Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба ( 82, 144 ). Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы ( 82, 185 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия ( 82, 190 ). Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него ( 39, 740 ). «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 157 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будь страстей – встречались бы, конечно, неприятности, – но они никогда не мучили бы так сердце, как мучают страсти (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 28–29). ...Если построже рассмотреть, то найдем, что и все наши тревоги и боли сердца – от страстей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 29). Источник. Ненависть к страстям Любовь к труду есть ненависть к страстям, а леность порождает их без труда (прп. авва Исаия , 90, 351). Посетите же меня, наконец, очистительный источник слез и многотрудное бдение тела и ума, чтобы остудился во мне пламень, омылась зловонная гнилость мучительных страстей! (свт. Григорий Богослов , 16, 25). Источник. Страсти – это тираны. Если мы будем презирать их, то сделаемся великими; если будем освобождать от них и других, то еще более великими (свт. Иоанн Златоуст , 53, 420). ...Увещеваю тех, которыми еще не овладела страсть, не предаваться ей, потому что легче воздержаться, нежели, предавшись, освободиться от нее (свт. Иоанн Златоуст , 54, 105). ...Должно желать избавиться от страсти не для того, чтобы избежать происходящей от нее скорби, но по совершенной ненависти к ней... (прп. авва Дорофей , 30, 190). Источник. Хотя увидишь кого боримым страстями, не брата, а страсти ненавидь, борющие его (прп. Симеон Новый Богослов , 94, 22). Усиливайте нежелание и неблаговоление к страстям... Это будет держать вас всегда готовой встретить врага, как врага, что есть начало брани успешной (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 78). Источник. Гневайтесь на страсть и не будете согрешать, потому что когда гневом прогнана страсть, всякий повод ко греху сим пресекается (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 200). Источник. ...Держитесь одного : как замечено страстное, тотчас вооружаться против него гневом и неприязненным рассерчанием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 209). Борьба со страстями ...Святые отцы много понуждали себя в начале, при многообразных подвигах и бранях, происходящих от лукавства духов; но сильное желание и надежда бесстрастия побеждали. Ибо после труда достигший бесстрастия делается беспопечительным, как победивший страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(13, с. 141.) Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное – земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное и сообщит ему свою земляность и свежесть его; полюбит небесное – небесное и найдет, и поселится оно в сердце и будет животворно им двигать. Ни к чему земному не нужно прилагать сердца, ибо со всем земным, когда мы неумеренно и пристрастно им пользуемся, срастворяемся: как то дух злобы, оземленивший себя безмерным сопротивлением Богу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 99.) Покаяние должно сопровождаться постоянной смиренной молитвой. Потому что всякий, кто истинно желает вечной, нетленной, бессмертной жизни, должен прежде всего искренно сокрушаться по поводу настоящей жизни, временной, тленной и смертной. Блаженный Августин. (4, с. 270.) Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо, как не опечалиться, лишившись любимой вещи. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 45.) Воспримем попечение о спасении души, ибо это едино же есть на потребу (Лк. 10: 42). Требует своего попечения и тело, но немного, ибо душа всего выше. Преподобный Ефрем Сирин. (1, с. 190.) Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Авва Исаак. (14, с. 333.) Конец всех страстей – тщеславие и гордость, для всякого, не внимающего себе. Истребитель же их – смиренномудрие – хранит сожителя своего невредимым от всякого смертоносного яда страстей. Преподобный Иоанн Лествичник. (4, с. 395.) Устранись от забот мирских и пекись о душе своей, чтобы спасти ее от потери внутреннего мира. Авва Исаия (13, с. 118.) Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с неба. Преподобный Севастиан Карагандинский. (6, с. 519.) Если взыщем Бога, Он явится нам, и, если станем удерживать Его, пребудет с нами. Преподобный Арсений Великий. (7, с. 34.) Добрая мысль не возникает в сердце без благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подвиг воздержания относится не только к получению удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствий (к духовности). Поэтому воздержанный, побеждая чрево, не будет (в то же время) уступать славе человеческой, и преодолевая постыдную похоть, не поработится богатством или другим каким-нибудь неблагородным расположением, например гневом. Есть воздержание языка – не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить.., не клеветать одному на другого.., не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 28 ). Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь через зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения. Святитель Василий Великий ( 7, 190 ). Испроси себе Хранителя оку твоему, пусть не смотрит оно на возбуждающее к вожделению и не передает похоти сердцу, чтобы сердце не разлучалось с Царством. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 349 ). Часто глаз становится входом многих смертей: видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, видит горделивого и впадает в ненависть. Или видит красивое лицо и впадает в вожделение. Святитель Григорий Нисский ( 17, 461 ). Храни очи твои – и сердце твое не узрит зла. Преподобный Авва Исаия ( 34, 95 ). Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой ( 25, 151 ). Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию ( 25, 155 ). Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя ( 25, 167 ). Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая. Преподобный Ефрем Сирин ( 29,386 ). Глаз создан для того, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя ( 38, 205 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

3 . Редакции XVXVIII века 184 Содержание: 125 глав. Каждый устав имеет свои отличия и разрастание его состава идет прогрессивно. Число вариантов очень велико 185 . Славянские типиконы этого периода отличаются прибавлением местного русского элемента: русских обычаев и, особенно, памятей русских святых и празднований русских Богородичных икон 186 . 4 . Первые издания Типикона в России 187 . 1– е: 1610 г.: издал Лонгин Шишелев; предается сожжению по повелению патриарха Филарета (Романова); 2– е: 1633 г.: близкое к 4-й редакции (см. выше) 188 , 3– е: 1634 г., 4– е: 1651 г. при патриархе Иосифе, 5– е: 1682 г. при патриархе Иоакиме, 6– е: 1695 г. 189 5-е и 6-е издания делаются после реформ патриарха Никона , и являются первой попыткой систематического пересмотра и исправления Устава. Издатели намеревались «установить общеобязательное содержание Типика, исправляя из него все местное, частное и случайное». После этих изданий в Типикон будут внесены лишь маленькие, хотя заметные, исправления, вплоть до издания 1877 г. V. Дpyrue русские уставы 1. Устав Скитский 190 Келейное правило предусмотрено для одиночного исполнения. История этого правила в нышней форме мало известна в подробностях, но оно имеет свои корни в традициях древних отшельников, обитателей пустынь 191 а) По 29-му слову «Толкований или Пандект» Никона Черногорца 192 , авва ИСАИЯ (V в.) имел  собственный устав,  состоящий в том, что он читал молитвы и псалмы во время ручной работы; б) Пандекты Никона определяют  «Скитское правило»  словами аввы ВАРСОНОФИЯ: «Скитяне ни часов не имут, ни песни глаголют, но наедине рукоделие и поучение, и помале молитву». в) К этой традиции относится и знаменитый  «Рассказ Иоанна и Софрония»  об авве НИЛЕ 193 ; этот рассказ включен в «Толкования» и в «Малую Книгу» Никона Черногорца. г)  «Устав Карейской келлии»,  написанный св. САВВОЙ Сербским (XIII в.) для брата-отшельника, состоящий из: пол-псалтыри в день, 600 Иисусовых молитв, 300 или 500 поклонов; неграмотные: 7.000 Иисусовых молитв в день. Предвидено и каждение перед келейным иконостасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 149.) В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тому, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божиего к молитве непрестанной. Преподобный Серафим Вырицкий. (6, с. 372.) Старайся Богу угождать верою и послушанием, то есть делай то, что Он хочет и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему не угодно. Без послушания что ни делает человек, не угодно Богу. Святитель Тихон Задонский. (10, с. 11.) Дары Божией благодати сохраняются и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением и нерадением. Преподобный Макарий Египетский. (5, с. 143.) Мир и избыток жизни сердца после причащения есть величайший и неоценимый дар Господа Иисуса Христа, превосходящий все дары, относящиеся к телу и вместе взятые. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 64.) Во время исповеди будь как наружним видом, так и внутренним чувством и мыслью, как осужденный преступник, поникши лицем на землю. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 102.) Не думай, что только стяжание серебра и золота есть любостяжание, но и все, к чему привязано желание твое. Авва Исаия. (13, с. 117.) Смущение происходит в нас от порочности нашей, а не от других. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 115.) Состоишь из души и тела, и давай душе – душевные снеди, а телу – телесные. Не дай душе умереть, но питай ее Словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением душеспасительных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою и помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души. Преподобный Ефрем Сирин. (1, с. 190.) Три подвига драгоценны перед Богом. Во-первых, когда человек, впадши в болезнь и подвергаясь новым искушениям, принимает их с благодарением. Во-вторых, когда кто старается, чтобы все дела его были чисты перед Богом и не имели ничего человеческого. В-третьих, когда кто-то пребывает в послушании своему духовному отцу и отказывается от всех своих желаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

...Человек, всегда смотрящий на грехи свои, не имеет языка, чтобы поговорить с каким-либо человеком (прп. авва Исаия , 89, 425). ...Грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе, как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других. Источник. Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – все это и гораздо еще большее число зол суть произведение языка. А те, которые отвергают уста своя на поругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: Пс. 72, 8 ), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка! Итак, поскольку от словес своих осудишися ( Мф. 12, 37 ), то удержи язык твой от зла ( Пс. 33, 14 ) и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: Притч. 21, 6 ). Удержи и устне твои, еже не глаголати льсти ( Пс. 33, 14 ), т. е. сделай, чтобы целое орудие, данное тебе на служение слову, было свободно от действий лукавых (свт. Василий Великий , 5, 261–262). Источник. ...Управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя чего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного (свт. Василий Великий , 8, 190). Источник. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце: Христа или что-либо из настоящего века (прп. Ефрем Сирин , 30, 87–88). Источник. Слушай, возлюбленный: борец во время подвига сжимает уста свои; и ты сомкни уста свои для всего излишнего и будешь иметь упование (прп. Ефрем Сирин , 30, 158). Источник. Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды (прп. Ефрем Сирин , 30, 187). Источник. Охраняй язык свой от всякого зла, и уста твои, сотворенные для хвалы, да не произносят хульного слова (прп. Ефрем Сирин , 33, 265). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010