митрополит Иоанн (Снычёв) ДЕЙСТВИЕ ОЧИЩЕННОГО УМА НА ЧУВСТВА 1. Какое действие производит в душе ум человека, когда он (ум), руководимый истиною, возобладает сердечными движениями? Если ум, руководимый истиною, возобладает сердечными движениями, то он соделывается главою души и не допускает ей принять что-либо противоестественное, то есть, греховное. Он поведает ей все бедствия, которым подвергали ее противоестественные влечения в течение всего того времени, в которые они были перемешаны с влечениями естественными. ( Авва Исаия ). Стр. 197(353) 2. Какое действие оказывает ум на чувства, когда он бывает непорабощенным никакой страстию? Когда ум увидит себя непорабощенным никакою страстию, тогда он приготовляется к бессмертию, собирая во едино чувства свои, соделывая из них единое целое, питая их и содержа во взаимном согласии духовным действием, для которого он служит орудием. ( Авва Исаия ). Стр. 190 (302) Ум, воздвигнутый, приведенный в состояние бодрствования, заботится тщательно о душе и, постоянно охраняя ее, раждает от нея и воспитывает детей, вступает с нею в такое тесное общение, что ум и душа соделывается единым сердцем. Душа вступает в полное повиновение уму, который соделывается главою всего существа человеческого. ( Авва Исаия ). Стр. 226 (549) Когда душа вступит в повиновение уму, владычествующему ею в Господе, тогда соединенные воедино ум и душа приносят Богу молитвы чистые, тогда они славословят Господа во святыне сердца, тогда даруется им просвещение от Господа. Они – истинные поклонники, каких ищет Отец, покланяющихся Ему духом и истиною. О них сказано: вселюся в них и похожду. Им дано обетование: аще два от вас совещаетася на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего. (Авва Исаия). Стр. 227 (550) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) УМ Почему стрелы врага не имеют никакого действия на человека, ум у которого вкусил Божественной сладости? С того времени, как ум вкусил Божественной сладости, стрелы врага уже не входят в него: всеоружие добродетелей, в которое он облечен, охраняет и ограждает его, не попускает ему возмутиться, содержа его в Божественном видении. Он, силою духовного рассуждения, постоянно различает пути, одного уклоняется, другого держится. ( Авва Исаия ). Стр. 211 (456). Могут ли совершить насилие демоны над теми, у кого ум достиг видения Божественной славы? Когда ум достигнет видения Божественной славы, тогда он делается страшным для врагов. Хотя Исав, полный ярости, и вышел навстречу Иакову, возвращавшемуся в отечество, но смиренномудрие Иакова погасило злобу противника, и Исав не сделал задуманного нападения на Иакова; так и враги-демоны, хотя неистовятся на человека, но не могут совершить над ним насилия, видя великую славу, объемлющую его в то время, когда он повергается пред Богом. Бог уже соделался помощником его, как сказано в Писании: восстани и изыде от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою. ( Авва Исаия ). Стр. 176 (190). Погашаются ли страсти плоти и духа у человека, ум которого укрепился в любви? Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любы долготерпит, милосердствует, ненавидит рвения и гордыни, соделывает естественно для сердца невменяемость и не попускает ничему противоестественно насильственно порабощать себе ум. Силою любви ум противостоит порочным влечениям, враждебным непорочному естеству и, наконец, совершенно уничтожает их. ( Авва Исаия ). Стр. 197(352). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) СМЕХ Позволительно ли иногда смеяться иноку? Будучи спрошен, позволительно ли иногда смеяться, он отвечал: Господь осуждает смеющихся. Восплачетеся и возрыдаете вы, сказал Он ученикам Своим, а мир возрадуется. Истинному монаху не должно смеяться, – должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб не попустил их пробыть в греховной жизни, чтоб не восхитила их смерть прежде, нежели они успеют принести покаяние. ( Антоний Великий ). Стр. 35 (190). Увидел старец смеющегося и сказал ему: Пред лицом неба и земли подобает нам дать отчет Богу во всей нашей жизни, и ты смеешься. Стр. 373 (9). В какой мере позволителен смех для инока и о чем свидетельствует неумеренный смех? Никогда не позволь себе смеха до обнажения зубов. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (137). Не отверзай уст своих для смеха: это признак рассеянной и нерадивой души, чуждый страха Божия. ( Авва Исаия ). Стр. 164 (121). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Но милосердие понимается в словах Христа не как гуманитарная помощь нуждающимся, но как подлинная справедливость, то есть деятельное и даже наступательное милосердие, ниспровергающее ханжество и лицемерие лжегуманизма. Сказано: « …суд без милости не оказавшему милости » ( Иак. 2, 13 ); и еще: « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут » ( Мф. 5, 7 ). Итак, Сын Божий выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира: Голод. Нехватка чистой питьевой воды. Отсутствие жилья. Отсутствие одежды. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний. Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы. « Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть » ( Мф. 25, 42 ). Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса 189 . Нельзя обвинять природу или Бога в том, что пищи и ресурсов на этой планете не хватает многим и многим миллионам людей. Господь Бог создал эту планету такой, что она может позаботиться обо всех живых существах, населяющих ее. Создав мир, Бог воскликнул: « хорошо весьма » ( Быт. 1, 31 ). И только богачи со своим неправильным распределением труда, ресурсов и продовольствия, используя спекулятивно нажитый капитал, обрекают на нищету и голод целые народы и страны 190 . В Библии сказано: « Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? » ( Иак. 2, 15–16 ); и еще: « Если голоден враг твой, накорми его хлебом » ( Притч. 25, 21 ). Пророк Исаия призывает: « раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » ( Ис. 58, 7 ). Богатые не обращают внимание на проблемы малоимущих, они живут так, « как будто… одни поселены на земле » ( Ис. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иона во чреве кита не умер, а пробыв три дня, молился Богу, и Бог услышал его молитву: повелел рыбе выкинуть Иону на берег, а Ионе непременно идти к Ниневитянам. Иона исполнил повеление Божие и говорил Ниневитянам, что если они не покаются, то Бог истребит город их. Ниневитяне послушались проповеди Иониной, начали молиться и наложили трехдневный пост на всех, даже на детей. Бог принял покаяние и простил Ниневитян. А Иона между тем сидел на горе и дожидался разрушения города и сетовал, что Бог не истребляет города. Так как ему было очень жарко от солнца и он жаловался на это Богу; то Бог повелел вырасти около него тыкве, которая своими широкими листьями закрывала его от солнца. Через день Бог напустил на растение червя, который подточил его, и оно засохло. Иона очень жалел о тыкве: он снова начал страдать от жары и стал просить себе смерти. Тогда явился Ему Бог и сказал: «вот ты жалеешь о тыкве, которую ни садил, ни поливал; как же мне не пожалеть такого огромного города, в котором множество невинных младенцев и скота?» Тогда Иона возвратился домой. (Книги Ионы). Из молитвы пр. Ионы, которою он молился во чреве кита, составлена одна из церковных песней на утрени – 6 песнь канона (см. о Богосл. 13. § 7). Прор. Иона трехдневным пребыванием во чреве китовом изображал трехдневную смерть и затем воскресение Христово. (см. Ист. § § 188–190). Рассказ об Ионе поучает тому, как спасительно покаяние. § 96. Пророк Исаия Исаия был пророком в царстве Иудейском. Он был призван к своему служению следующим образом. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на высоком престоле. Перед ним были Серафимы, из которых каждый имел шесть крыльев: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь воинств), вся земля полна славы Его! Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «жалкий я человек желал бы и я славить Бога; но уста мои нечисты».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

л. 294. Пасхалия с предисловием, на особой тетради. 308 . (841.) Псалтирь с возследованием неполная, напис. 1429 (?) года, в четверть, 284 листа. Рукопись весьма замечательная по каллиграфии: изобретательность писца в почерках удивительна, но чаще других встречается греческий; заставки и заглавные буквы с красками и золотом также разнообразны и изящны. Список, вероятно, подносный. – Слова, неразобранные в приписях, означены точками. В начале написаны греч. почерком чтения евангельские: л. 1. От Луки зач. 4. – об. От Матф. зач. 27. – об. От Марк. зач. 51. л. 2. От Лук. зач. 37. – „ От Лук. зач. 51. л. 3. От Лук. зач. 3. л. 5. Отрывки мелкою скорописью также на греч. вид: Григориа Синаита , что есть образ иноческаго житиа и что образование коегождо истина. Никиты Стифанта от глав его деятелных. Под строками синими чернилами: Милосерде помилуй мя падшаго окаяннаго… л. 6. Наказание Великаго Василиа о отвержении жития совершеннем и духовнем. См. 129 л. 176. Заглавие писано вязью, текст красивым полу-уставом. л. 18. Повесть отца Исаия. Из Патерика. См. 190 л. 340. л. 23 об. Полууст. мелким: Поучение препод. отца нашего Макариа. Нач. Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего. За тем два отрывка Тогоже и Изосимино. На конце греч. скороп. почерком: Ведомо буди, ако проходяще божествная писания ползу приемлют. л. 26. Полууст. переходящим в скоропись: Наказание препод. Лариона к отрекшимся мнихом мира сего. Нач. Вси, иже мира сего отвргшеися и образ иноческы приемше. л. 38. Св. Василиа о постничестве, како подобает украшену быти иноку. См. 129 л. 175. л. 39 об. О различии безмолвиа, проходя среднее в посредних бых. Нач. Покровено сказует отець, яже в иступлении виде, на молитве сущу ему. С л. 41 начинается Псалтирь: Давида пророка и царе песнивець, поущение на благочестие и на отметание противных. Вместо заглавной буквы текста изображен царь Давид, в заставке над заглавием, вероятно, Соломон среди цветов, первые буквы прочих псалмов цветочные. Самые псалмы писаны разными почерками, особенно любопытны почсрки на л. 86, 100 и 128.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ис.44:27 . Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, «Который бездне говорит «иссохни!» и реки твои Я иссушу». Под бездной и ее реками понимают весь обширный водный бассейн месопотамской низины, в центре которой стоял Вавилон. Некоторые склонны видеть здесь и более определенный намек на известный исторический факт, когда Кир во время осады города Вавилона отвел русло Евфрата и лишил население воды (Герод. I, кн. 190 гл. Ксеноф. Киропед. VI кн. 22 гл.). Об этом упоминает и пророк Иеремия ( Иер.50:38 ; Иер.51:36 ). Ис.44:28 . Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь по­строен!» и храму: «ты будешь основан!» «Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою». Достойно внимания, что один из полурационалистических западных экзегетов выражается о данном пророчестве так: «это пророчество по той ясности, с которой оно выражено, и по той правдивости (Bewahrheitung), с какой оно исполнилось на деле, должно быть признано замечательным (merkwerdig) и свидетельствует о глубоком и ясном взоре пророка». (Dillmann – Kurzgett. Comm. Iesaia, 408 s. Funf. Auf. Leip. 1890.) Хотя пророчества о гибели вавилонян – главных врагов иудеев – и об избавлении их из вавилонского плена, при посредстве особого «мужа правды», которого воздвигнет Господь, были неоднократно предсказываемы и раньше (см. напр., Ис.41:2, 26 ; Ис.43:8 ), но никогда еще они не раскрывались с такой обстоятельностью и полнотой, до предсказания собственного имени Кира, включительно. 55 Неудивительно, что такая детальность и точность рассматриваемого пророчества послужила камнем преткновения для многих рационалистически настроенных экзегетов и явилась одним из главных аргументов для гипотезы о Второисаии, с чем связано и позднейшее происхождение второй части. Но в наших глазах подобная аргументация лишена силы, или, точнее, имеет чисто обратное значение: если, с точки зрения рационалиста, наличность пророчества уже компрометирует книгу и заставляет сомневаться в ее подлинности, то с точки зрения ортодоксального экзегета, никакая пророческая книга немыслима без пророчеств и, следовательно, чем больше, важнее и детальнее пророчества той или иной книги, тем значительнее и выше ее авторитет. (Отсюда, напр., Исаия назыв. Ветхозаветн. евангелистом). Ввиду этого, мы уже принципиально не можем сочувствовать попытке компромисса между рационалистическим и ортодоксальным толкованием данного места, на который идут многие представители примирительного экзегезиса, в том числе и наши, отечественные богословы (Проф. СПб. Дух. Академии и Г. Властов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

189 Пророк Исаия говорил: «не бойся (Израиль), ты распространишься направо и налево, и племя твоё овладеет народами, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо супруг твой есть Творец твой, имя его Иегова воинств и Искупитель твой Святый Израилев, – Богом всей земли называется. Ибо как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Иегова, и как подругу юности, которая была отвержена, говорит Бог твой ( Ис. 54:3–6 ). И будут называть тебя боголюбезною и землю твою супругою; ибо Иегова будет благоволить к тебе и земля новая сочетается, – как юноша сочетавается с девою и как жених радуется невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой». ( Ис. 62:4, 5; 50:1 ; Иер. 2:2. 3 и пр.). Эти последние слова, очевидно, чрезвычайно сильно говорят в пользу нашего разрешения вопроса. 190 Как бы отвечая на поставленное возражение, Куртц говорит: «если уже в период Соломона известно было то аллегорическое определение отношения Христа, которое будто бы находится в 9–16 ст. 44 пс. и в Песни Песней, то как объяснить, что все позднейшие пророки, предсказывая о лице Христа, месте Его рождения, не воспользовались, не обратили внимания на это, будто бы за 200 лет, ясно представленное и вполне выраженное изображение Христа, в Его отношении к Церкви, которое находится в псалме, назначенном для богослужебного употребления, оставаясь только при неясных намёках, не дающих целостного образа?» «Известно», продолжает он, «что Мессия повсюду является только как Господь, как могущественный царь и князь восстановленного Израиля и обратившихся к Нему язычников, но нигде как жених и супруг». Нельзя не признаться, что действительно, трудно дать прямой ответ на этот вопрос Куртца, если в показанных местах пророков Исаии и Осии нельзя видеть намёков на представление в Ветхом Завете Мессии в Его отношении к Церкви, под образом отношения мужа к жене. Но спрашивается: имеет-ли вопрос Куртца какое-либо право на своё существование в настоящем случае? Кажется, решительно никакого, потому что; зачем же было непременно нужно пророкам повторять и воспроизводить то, что навсегда было запечатлено в кн. Песнь Песней, которая могла постоянно читаться, и в 44 псалме, который чрез своё богослужебное употребление мог постоянно воспроизводить, пред очами могущих видеть, находящийся в нём образ определения отношения грядущего Мессии к Его царству? Поэтому, понятно, почему пророки в представлении Христа с той стороны, с которой Он изображается в 9–17 ст. 44 псалма, могли довольствоваться одними намёками. И многие другие ясные пророчества также в Ветхом Завете не повторяются, не воспроизводятся вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но сейчас не время говорить о премудрости сего Божественного домостроительства 190 . 4 . Делу же совершенной правды принадлежало и то, чтобы само добровольно поработившееся и побежденное естество одержало победу над началозлобным и отвергло добровольное рабство ему; по этой причине Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси 191 . Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что – невозможно для Бога, это – сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена, и возникла, и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно. Посему некогда совершаемое с этой целью празднуется нами сегодня, нами, которые, на основании завершения сего, особенно познали величие Лиц, способствовавших такой великой цели,– Потому что Сущее от Бога, и Сущее у Бога, и Сущее Бог – и Божие Слово и Сын сущий, Высочайшему Отцу собезначальный и соприсносущный, становится Сын Человеческий, Сын – Сия Приснодевы. Иисус Христос вчера и днесь. Той же и во веки ( Евр. 13, 8 ), неизменный по Божеству, безупречный по человечеству, Иже единый, как председательствовал о Нем Исаия, говоря: греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ( Ис. 53, 9 ), Который не только это, но и был единственным не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим,– как это свидетельствует Давид о самом себе, а также и о каждом человеке,– чтобы согласно воспринятому (человеческому естеству) быть совершенно чистым и непорочным, а также не нуждающимся по сему Сам по Себе в очистительных жертвах, дабы таким образом ради нас от нашего лица пройдя все это с правдой и вместе премудро, восприять обряд очищения, а также страдание и смерть и воскресение. Рождается же Он от Девы, потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и непокорным закону духа, хотя у некоторых, силою воли, и держится в рабстве и послабляется целомудренным образом только ради деторождения, – как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называется так, и рождает, конечно, для нетления, и является страстным движением человека, не сохранившего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

185 . Далее, столбы менгирного типа были известны у евреев, также как и у греков и римлян, в значении пограничных памятников. 186 Такие камни стояли на каждой меже, и виднелись на горизонте по всем направлениям. 187 На более важных городских границах ставились каменные столбы весьма больших размеров, так что их и не легко было сдвинуть с места. Пророк Захария, 188 выражаясь метанимически, называет город Иерусалим «тяжелым камнем, ищущие поднять которого надорвут себя». Некоторые из таких каменных столбов имели свои собственные имена. Так, пророк Самуил, для увековечения одной памятной границы, поставил памятник между Массифою и Сеном и назвал его Евен-езер, камень помощи. 189 Другой камень, под именем Евен-езел, камень разделения, упоминается 1Цар. 20:19 , как пограничный между Новом и Рамою. Пророк Исаия 190 говорит о памятнике «маццеба в земле египетской, на её пределах», долженствующем служить «свидетельством» для земли египетской. Какое значение имели эти порубежные камни – можно судить по тому обстоятельству, что низвержение одного такого камня, поставленного филистимлянами, было поводом к кровопролитной войне Израиля с филистимлянами. 191 Уже здесь чувствуется суеверное отношение филистимлян к пограничным камням. Народное воображение олицетворяло в них некое нормирующее начало, господствующее в данной местности, содержащее в себе все её благополучие и неблагополучие. Вот любопытное свидетельство об одном береговом менгире из арабского историка Ибн Аиас, приводимое Тухом в его статье о Синайских надписях. 192 «Есть залив Гхурундул, а при заливе город по имени Таран (Фаран). Вблизи города есть гора, мимо которой не может пройти ни одно судно по причине всегдашнего противного ветра и волнения. Там в море есть (коралловый) риф, 193 о который неизбежно разбиваются все суда. Длина залива шесть миль. Повествуют, что залив назван ел-Гхурундул по имени истукана, стоящего там на горе, над морем. Истукан имеет чудесную силу. Когда кто-либо убегает от царя земли египетской, истукан задерживает его до тех пор, пока он не попадет в руки египтянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010