Псалом 16 Молитва Давида 185 . Услышь, Господи, правду мою 186 , внемли молению моему, выслушай молитву мою ни из 187 льстивых уст. От лица Твоего суд мне да изыдет, очи мои да видят правоту. Ты испытал сердце мои, посетил ночью, испытал (огнем) 188 меня, и не нашлось во мне неправды. Чтобы уста мои ни говорили о делах человеческих, я хранил жестокие пути, по словам уст Твоих 189 . Утверди стопы мои на стезях Твоих, чтобы ни поколебались ноги мои. Я воззвал, ибо Ты, Боже, слушал меня, приклони ухо Твои ко мне и услышь слова мои. Яви дивно милости Твои, спасая надеющихся на Тебя от противников десницы Твоей. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыльев Твоих укрой меня. От нечестивых, обижающих меня: враги мои стеснили душу мою. Они заключились 190 в туке своем: уста их говорили высокомерное. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы ринуть на землю: Подстерегли меня, подобно льву, бросающемуся на добычу, и подобно львенку, живущему в тайных местах. Восстань, Господи, предупреди их и запни их: удали душу мою от нечестивого, оружие Твое От врагов руки Твоей 191 , Господи! От малых на 192 земли отдели их 193 при жизни их: хотя 194 сокровищами Твоими наполнилось сердце их, из хранилищ Твоих пресыщены они сыновьями и оставили остаток потомкам своим. Но я в правде 195 явлюсь пред лице Твое, насыщусь 196 , когда явится мне слава Твоя. 185 Слав. дат. пад. Давиду соответствует τ Δανδ – 65, 80–81, 99–101, 106, 140 и др. (до 70), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., алекс., text. recept. –род. пад. το Δανδ. 188 Греч. πρωσας – пережег, расплавил (Порфирий). Слав. искусил соответствует в Вульг. examinasti (хотя есть per ignem, опущенное в слав.), в греч. и евр. нет соответствия. 196 Т.е. получу полное удовлетворение всех своих желаний, более мне и желать нечего будет (как сытому не хочется есть). Пусть нечестивцы насыщаются потомством и богатством, я не завидую им, мне всего дороже насыщение лицезрением Божии ( Пс. 4:8–9 , [прим.79]. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 120 Псалом 120 можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону. Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1–2). Господь, твой хранитель, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3–8). Пс.120:1 .  Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Пс.120:2 .  Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи. Пс.120:3 .  Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; Пс.120:4 .  не дремлет и не спит хранящий Израиля. «Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть. Пс.120:5 .  Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Пс.120:6 .  Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Пс.120:7 .  Го­с­по­дь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Го­с­по­дь]. «Господь сохранит... от всяких бедствий» – солнце не сожжет днем, а луна – ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт. 31:40 ). Пс.120:8 .  Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» – сохранит Израиля, где бы он ни был – в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него. Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 46 Все народы должны благоговеть пред Богом, Который обнаружил свою силу попранием врагов Иакова, которого он возлюбил (2–5). Господь при трубных звуках взошел на Сион. Воспевайте Его, Царя всей земли (6–8). Победой над князьями языческих народов Господь показал, что Он «превознесен» над ними (9–10). Пс.46:2 .  Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; В поражении языческих народов писатель псалма видел ясное доказательство, что Бог еврейский есть истинный Бог. В этом, по нему, должны фактически убедиться и все языческие племена, почему писатель вместе с собою приглашает и их радоваться, так как они узнали теперь, где есть истинный Бог. Пс.46:4 .  покорил нам народы и племена под ноги наши; «Покорить... под ноги» – совершенно обессилить, сделать врага безвредным и неопасным. Пс.46:5 .  избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил. «Избрал нам наследие», т. е. Палестину, которую Бог назначил во владение еврейского народа. Это наследие есть «краса Иакова», еврей гордится Палестиной, как богатым и плодородным (краем) уделом. Пс.46:6 .  Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. Восхождение Господа – несение Кивота Завета после выступления на врагов в храм Иерусалимский. Это шествие обыкновенно сопровождалось пением гимнов с аккомпанементом музыкальных инструментов. Пс.46:8 .  ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно. «Пойте все разумно» – обдуманно, достойно Бога. Пс.46:10 .  князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними. «Князья народов собрались к народу Бога Авраамова» с завоевательными целями. Этими народами управляли их «щиты» – военачальники и цари, на опытность и силу которых надеялись войска. Но так как эти щиты – «Божии», получают эту власть с ведома и попущения Господа, т. е. от Него зависят, то в борьбе с этим Богом они, как слабейшие и зависимые, естественно должны погибнуть, что и случилось: «Он превознесен над ними.» Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 51 Повод написания псалма указан во Пс.51:2 . Это – донос Доика на первосвященника Ахимелеха за оказанное последним Давиду гостеприимство. Что ты хвалишься своим доносом, заключающим коварство и несущим зло (3–6)? За это Господь покарает тебя, исторгнет от земли живых и на твоем примере наглядно покажет гибельность упования только на свою крепость, а не на Бога (7–9). Я же, за свою веру в Бога, буду как зеленеющая маслина, за что и прославлю Его (10–11). Пс.51:2 .  после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. Пс.51:3 .  Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; Донос Доика Саулу Давид называет злодейством потому, что он имел целью завинить Ахимелеха в оказании Давиду помощи, как врагу своего царя, т. е. в сочувствии мятежнику и соучастии с последним. В этом случае он намеренно ложно истолковал поступок Ахимелеха, который не знал истории настоящего бегства Давида и если оказал ему участие, то руководился священным обычаем гостеприимства, а не злодейским умыслом против своего царя; донос Доика, как губивший невинного, был злодейством. – «Милость Божия всегда со мною». Давид верит, что Господь не оставит его своей защитой и донос Доика, рассчитанный на то, чтобы повредить Давиду, будет безрезультатен. Пс.51:7 .  за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. «За то Бог сокрушит тебя вконец» – выражение неопределенное, указывающее или на полную гибель его на земле, на потерю им своего внешнего благополучия и гибель его потомства ( «корень... из земли живых»), или на вечную гибель и осуждение Богом, когда Доик лишен будет близости к Богу, вечной пред Ним жизни ( «земля живых», т. е. праведников), а низойдет в землю забвения, в шеоле. Пс.51:10 .  А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков, «Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием». Нечестивый погибнет, положение же Давида будет прочным и хорошим, как дерево, зеленеющее при обилии влаги. Эту силу для своего процветания Давид находит «в доме Божием», т. е. от Бога, обитающего в скинии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 83. О свободе воли Теперь мы исследуем то, что касается свободы. Под этим заглавием будет рассмотрено четыре пункта: 1) обладает ли человек свободной волей; 2) является ли свободная воля силой, актом или навыком; 3) если силой, то желающей или познающей; 4) если желающей, то той же силой, что и воля, какой-то другой. Раздел 1. Обладает ли человек свободной волей? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что человек не обладает свободной волей. В самом деле, всякий обладатель свободной воли поступает согласно своему пожеланию. Но человек [часто] делает не то, что хочет [делать], в связи с чем сказано: «Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7, 19 ). Следовательно, человек не обладает свободной волей. Возражение 2. Далее, обладающий свободной волей способен желать или не желать, делать или не делать. Но человек на это не способен, ибо сказано: «Это 188 зависит не от желающего», – то есть от его воли, – «и не от подвизающегося», – то есть от его действия ( Рим. 9, 16 ). Следовательно, человек не обладает свободной волей. Возражение 3. Далее, согласно Философу, «причина свободы – в ней самой» 189 . Поэтому то, что движется чем-то другим, не свободно. Но волю движет Бог, ибо сказано: «Сердце царя – в руке Господа... куда захочет, Он направляет его» ( Прит. 21, 1 ); и еще: «Бог производит в вас и хотение и действие» ( Филип. 2, 13 ). Следовательно, человек не обладает свободной волей. Возражение 4. Далее, обладатель свободной воли является господином своих действий. Но человек не является господином собственных действий, поскольку сказано: «Не в воле человека – путь его, не во власти идущего – давать направление стопам своим» ( Иер. 10, 23 ). Следовательно, человек не обладает свободной волей. Возражение 5. Кроме того, Философ сказал: «Каков каждый [человек] сам по себе, такая и цель ему является» 190 . Но не в нашей власти быть качественно таким или каким-то другим, поскольку качества присущи нам по природе. Таким образом, определенные частные цели свойственны нам по природе и, следовательно, мы не свободны от связанных с ними действий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 6 1–14. Замыслы врагов против Неемии и их неудача. 15–16. Окончание стены иерусалимской и впечатление, произведенное этим на соседей. 17–19. Отношение к Неемии Товии и некоторых из иерусалимской знати. Неем.6:1 .  Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений – впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, – О названных в ст. 1 лицах см. прим. к ( Неем. 2:10, 19 ). «И прочих неприятелей наших»: вероятно, азотян и других жителей филистимского побережья. Неем.6:2 .  тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло. Может быть, с целью разъяснения слухов Санаваллат и Гешем приглашают Неемию сойтись в одном из сел (bakephirim) на равнине Оно. Kephirim, стоящее с членом, принимается некоторыми экзегетами за собственное имя и отождествляется с упоминаемой в ( 1Ездр. 2:25 ) Кефира, служившей пограничным пунктом тогдашней иудейской области. Развалины Кефиры Робинзон (N. bibl. Forsch. 190) указывает в расстоянии 3-х часов пути от Гаваона. По ( 1Пар. 8:12 ; Неем. 11:35 ) равнина Оно лежала вблизи Лидды и потому может быть отождествляема с нынешней Кефр-Ана (или К.-Анди), находящейся на расстоянии двух часов пути от Лидды и в 40 вер. к сев.-зап. от Иерусалима. Неем.6:3 .  Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам. Неем.6:4 .  Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же. Причиной отказа Неемии последовать повторявшемуся четыре раза приглашению врагов было не только нежелание замедлить своим отсутствием постройку, как указывается в ст. 3, но и опасение коварных замыслов со стороны врагов. Неем.6:5 .  Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В пятый раз Санаваллат прислал в Иерусалим слугу с открытым письмом в руках. Очевидно, Санаваллат желал, чтобы обвинения, содержавшиеся в письме, были известны всем в Иерусалиме и чтобы эти обвинения, – или, устрашив, заставили прекратить постройку стены (ст. 9), или же побудили Неемию отправиться на равнину Оно для объяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражение 4. Далее, как священники, согласно сказанному [в Писании] ( Евр. 5, 1 ), поставляются для людей на служение Богу, точно так же и правители поставляются для людей ради земного блага этих людей. Но Закон назначил некоторые вещи, например, десятину, первые плоды и многое другое, в качестве средств к существованию священников и левитов. Поэтому он точно так же должен был назначить некоторые вещи в качестве средств к существованию правителей, тем более что им было запрещено принимать приношения, о чем недвусмысленно сказано: «Даров не принимай – ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» ( Исх. 23, 8 ). Возражение 5. Кроме того, если лучшей из форм правления является царская, то худшей из форм – тираническая. Но, назначив царя, Господь установил тиранический закон, о чем читаем [в Писании]: «Вот, какие будут права царя, который будет царствовать над вами, – сыновей ваших он возьмет...» и т. д. ( 1Цар. 8, 11 ). Следовательно, Закон не установил предписания в отношении правителей должным образом. Этому противоречит следующее: народу Израиля было предписано придерживаться прекрасного порядка [согласно сказанному]: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» ( Чис. 24, 5 ). Но красота порядка людей зависит от правильности учреждения правителей. Следовательно, Закон должным образом установил предписания в отношении правителей. Отвечаю: существует две вещи, которые надлежит учитывать для установления правильной упорядоченности правителей и народа. Первая – та, что все должны тем или иным образом принимать участие в управлении, поскольку такое устройство, как сказано во второй [книге] «Политики», когда [равные] уступают по очереди свое место [равным], обеспечивает внутреннее спокойствие и обладает наибольшей устойчивостью 190 . Другая вещь, которую должно иметь в виду, связана с видами государственного устройства или порядка государственного управления. В самом деле, согласно Философу 191 , прекраснейшими видами власти является «царская», когда управление сосредоточено в руках одного, и «аристократия», когда [государством] управляет небольшое количество лучших [людей]. Поэтому правильным устройством правительства государства или царства является такое устройство, когда во главе его стоит кто-то один, который управляет всем, а под ним находятся другие, которые также наделены управленческими полномочиями, и таким образом в этом правительстве участвуют все – как потому, что все имеют право участвовать в управлении, так и потому, что сами избирают себе правителей. Следовательно, лучшая политическая форма представляет собою отчасти царство, поскольку во главе находится один [человек], отчасти аристократию, поскольку властью также наделено и ещё некоторое количество [людей], отчасти демократию, то есть народное управление, поскольку правители могут быть избраны из народа и народ имеет право избирать себе правителей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И мы читаем 18-й стих 21-й главы Евангелия от Матфея: Мф.21:18 . «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный стих: «После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens – как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля » 190 . Здесь, конечно же, имеется, введу та ситуация, что ночь Христос провел в молитве и посте. Ибо Он часто удалялся для поста и молитвы в уединенные места, а потом возвращался к народу. Этим и нас Господь научает не делать что-либо важное, и особенно в период гонений против нас, без поста и молитвы. Сказано: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» ( Тов.12:8 ). И далее мы читаем: Мф.21:19 . «и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». Созревание плодов смоковницы происходит следующим образом: крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя «смокву». В Палестине смоковница плодоносит три раза в году. Первый урожай созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, так называемые «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы. Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, так как в это время года других фруктов нет 191 . Сказано: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние» ( Песн.2:11–13 ). В качестве фруктового дерева смоковница часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом, которые в свою очередь являлись символом еврейского народа ( Лк.13:6 ). Таким образом, неплодная смоковница – это символ синагоги «ветхого Израиля», а плодоносящая смоковница (евр. тэна) – символ Нового Израиля, Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пс.74:5 .  Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога, «Безумствующие» – ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. – «Не поднимайте рога» – не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы. Пс.74:7 .  ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, Пс.74:8 .  но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; Вера евреев в получение защиты ( «возвышение») покоится не на ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток, запад или на пустыню (точнее можно бы перевести «не от скал пустыни», т. е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит «унижение» или «возвышение». При перечислении стран света не упоминается север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с нападением ассириян. Пс.74:9 .  ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. Под «чашей... смешения» – чашей вина с подмесями разных пряностей, которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже «дрожжи», отстой в чаше, самый крепкий и одуряющий. Пс.74:10 .  А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, Пс.74:11 .  все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника. От этой чаши сломится их сила ( «роги нечестивых»), а праведник вознесется. Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда дары Езекии ( 2Пар. 32:23 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.93:15 .  Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем. «Суд возвратится к правде». Значение суда на земле в том, чтобы проповедовать правду в своих решениях и защищать невинных. При главенстве на земле нечестивых это значение суда исказилось: в нем нет правды. Когда же придет Господь, то Он возвратит суду попранную правду наказанием нечестивых и установлением на земле господства благочестивых, которые тогда и сделаются достойными судиями и проводниками ее. Пс.93:17 .  Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. На своем примере писатель доказывает проявление Божественного действия в мире: если бы Господь не помогал ему, то он давно бы погиб, ( «вселиться... в страну молчания» – снизойти в шеол, т. е. умереть). Очевидно, писатель был ревностным обличителем нечестивых, за что с их стороны вызывал постоянные преследования и покушения на его жизнь. Свое спасение от них он приписывает непосредственной защите Господа, которая является для него фактическим доказательством, что Господь управляет жизнью и следит за ее ходом. Если же это действительно так, то и возможно и непременно будет восстановлена на земле правда и истинный суд, о котором он говорил ранее (см. 15 ст.). Пс.93:19 .  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою. «Утешения Твои услаждают душу мою» – обетования, данные Богом в законе о том, что нечестивый непременно будет наказан, а праведник награжден, служили писателю подкреплением и ободрением во время усилившихся его бедствий. Эту веру свою в восстановление на земле правды и суда он старается вселить и в других, когда в последующих стихах говорит, что Господь истребит всех, живущих злодейством. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010