Епитимии ...Когда ты согрешаешь, мы подвергаем тебя свободным епитимиям, не тело бичуя, но душу сокрушая. Если мы не будем и этого делать, то как тебя научим? Нелегко передается слово учения и руководство к добродетели; оно требует различных способов наставничества, приноровляемых к существующим нравам. Послушен ли кто и удобопреклонен к назиданию? Для него прилично простое и кроткое слово. Упорен ли и необуздан? Для него нужны розги. Что же нам делать, когда розог мы не употребляем? Неужели оставить такого без вразумления? Нет! Но мы при помощи слова дадим ему иной вид, соответственный тому, какой будет нужен. И как кушанье чрез малую прибавку приправ получает противоположный вкус, из горького делаясь сладким, и из сладкого переменяясь в горькое; так и наше слово чрез приложение новых форм приспособляется к различным нуждам, дабы соответствовать воспитанию каждого (свт. Григорий Нисский , 24, 481–482). Источник. Как хорошо – не грешить, так же полезно – переносить наказание. Как хорошо – не получать ран, а когда это случится, то полезно прилагать к ранам лекарства... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 49). Смотри, не будь строго взыскателен за малейшие согрешения; иначе ты не будешь подражателем Бога (прп. Иоанн Лествичник , 57, 261). Источник. пользоваться нам должно, имея одно в виду, – чтобы падший восстал и опять взялся пути своего... (прп. Феодор Студит , 92, 117). ...Которые не знают таинства христианства, каковы наибольшая часть из таких крещеных, которые именуются как крещеные, христианами, но не оглашены христианским учением и совсем остаются неведающими и, скажу так, непросвещенными (крещением просвещены, но не просвещены ведением), потому что не знают и не разумеют воистину, в чем состоит таинство христианства, – так когда таковые, каясь, исповедуют грехи свои, соделанные ими по крещении, то их не должно слишком вязать на духу и возлагать на них тяжелые епитимии, потому что это не будет для них полезно, так как они, будучи не научены и не просвещены, и не имея ведения о тайне Христа, не могут восчувствовать, как должно, этих вязаний и епитимий. Они в неведении веровали, в неведении и грешили; и поскольку без разума грешили, то не могут, как должно, уразуметь разумность духовного их врачевания. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ греч. имя, к-рым надписаны каноны и самогласные стихиры в корпусе богослужебных текстов визант. обряда. Исследователи высказывали разные т. зр. относительно авторства этих сочинений. C. Петридис считал, что все богослужебные каноны, носящие имя А., принадлежат одному гимнографу, однако др. приписывают их авторство разным лицам. Наиболее ранним из возможных авторов считается монах Студийского мон-ря, подвергшийся гонениям со стороны иконоборцев, ученик прп. Феодора Студита († 826), известный по письмам преподобного. Вероятно, он написал канон субботы перед Пятидесятницей 2-го плагального (6-го) гласа, нач.: «Ψυχν πασν Δεσπτης κα ποιητς» (Душ всех Владыка и Создатель), с акростихом «Ψυχας πσαις ανον ξ Αρσενου» (Душам всем песнь от Арсения), и канон Пресв. Богородице 3-го гласа, помещенный в греч. Богородичнике в среду вечера c надписанием «Ποημα Αρσενου Μοναχο» (Творение Арсения Монаха), нач.: «Τν ντως πρθεον Κρη πναγνε» (Сущего Пребожественнейшего, Дева Всенепорочная) и акростихом «Τρτος πναγνε ψαλμς ξ Αρσενου» (Третья, Всенепорочная, песнь от Арсения). Возможно, этот канон является единственным дошедшим до нас из 8 (по числу гласов) богородичных канонов одного автора. Х. Г. Бек не отрицал возможности авторства студийского монаха для канона из последования таинства Елеосвящения, но М. Жюжи , Х. Матеос и др. относили его, как и канон сщмч. Тимофею Прусскому (пам. 10 июня), к творениям свт. Арсения , архиеп. Керкирского (IX-X вв.). В качестве автора др. 3 неизданных канонов, а также 4 самогласных стихир, помещенных в службах Миней, называют игум. Арсения Криптоферратского (XI в.). Бек считал, что автором указанных стихир мог быть также Арсений, митр. Пергамский (нач. XV в.), написавший стихиры Пресв. Богородице, содержащиеся в кодексах Vat. Ottob. gr. 441 и Leimon. gr. 268. Ист.: Theodori Studitae Epistulae 38, 41, 48, 216/Ed. G. Fatouros. B., 1992. (Corpus fontium historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31). Bd. 1. S. 108-111, 121-122, 124-128, 129-139; Bd. 2. S. 338-339; Феодор Студит, прп. Творения. СПб., 1908. Т. 2. С. 279-281, 289-290, 296-298, 733; Θεοτοκριον το γου Νικοδμου Αγιορετου. Βλος, 199112. Σ. 70-72.

http://pravenc.ru/text/76208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Давыдов Василий; 1767, Москва - 26.12.1848, Оптина пуст. (совр. Калужская обл.)), игум. Из купеческой семьи. В 1795 г. поступил в Валаамский мон-рь, в 1796 г. определен в послушники, 22 апр. 1798 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество. В 1798-1801 гг. нес послушания в хлебне, в поварне, в трапезной, пек просфоры. 18 авг. 1801 г. рукоположен во иеродиакона, 8 сент. 1805 г.- во иеромонаха. Служил в скиту Всех святых, когда в нем подвизались преподобные Леонид (Наголкин) и Феодор Нямецкий . В 1830 г., после кончины настоятеля Ионафана, братия избрала В. настоятелем Валаамского мон-ря, 30 марта В. был возведен в сан игумена. 9 авг. 1833 г. уволен на покой, жил в скиту Всех святых и исправлял чреду священнослужения. Переведенный из Коневецкого мон-ря на Валаам новый настоятель игум. Вениамин (Мануилов) внес нек-рые изменения в чинопоследование богослужения и устав обители, что вызвало недовольство насельников, в 1838 г. В. и монах Иосия подали рапорт в Святейший Синод с обвинением игум. Вениамина в нарушении монастырского устава. Для расследования конфликта на Валаам был направлен благочинный С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатий (Брянчанинов) . В докладной записке С.-Петербургскому митрополиту свт. Игнатий рекомендовал перевести В. из Валаамского мон-ря в Оптину пуст. и поручить духовному руководству жившего там прп. Леонида (Наголкина). В февр. 1839 г. В. был переведен в Оптину пуст., где прославился своей подвижнической и нестяжательной жизнью. Жил на пасеке, своей кельи никогда не закрывал и о ней не заботился, она была устлана стружками, дощечками, к-рые старец собирал в лесу для топки печи и рукоделия. Несмотря на внешнюю суровость, В. был «прост и добр как дитя», при виде страданий не только людей, но и животных проливал слезы. Всегда спешил на помощь смущенному чем-либо ближнему, новоначальным инокам советовал «чаще проверять свои мысли, свое сердце». До самой кончины В. отправлял чреду священнослужения в скиту и соборно в мон-ре. В 1848 г., в Рождество Христово, В. простудился и на др. день скончался. По поводу кончины В. и неск. пожилых оптинских монахов прп. Макарий (Иванов) писал: «Жаль старичков, особенно отца Варлаама. Без них как будто пусто. Молодые хороши при старичках».

http://pravenc.ru/text/154183.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, 20 марта и 11 июня), чудотворная, находится в корецком во имя Св. Троицы женском мон-ре Ровненской епархии КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_14.html

(о периоде регентства Ирины см. ст. Ирина , визант. имп.). В нач. 790 г. имп. Ирина предотвратила заговор в пользу К., но в том же году фемные войска принудили ее к отречению и К. стал править единолично. Походы К. против болгар и арабов в 791-792 гг. окончились безрезультатно. В 792 г. император примирился с матерью, что вызвало недовольство фем (особенно фемы Армениак), жестоко подавленное императором. Столкновения в М. Азии продолжались до 793 г. и, вероятно, повлияли на боеспособность визант. армии, которая в 792 г. потерпела тяжелое поражение от болгар при Маркеллах, в значительной степени из-за просчетов К. как полководца. Ему пришлось заключить мир на условиях выплаты дани. В авг. 792 г. был раскрыт заговор в пользу сыновей Константина V, Никифор был ослеплен, а остальным заговорщикам отрезали языки. Развод с Марией и новый брак К. вызвали протест дальних родственников Феодоты - игумена Саккудийского мон-ря прп. Платона и его племянника прп. Феодора (впосл. Феодор Студит). Они разорвали общение со свт. Тарасием, патриархом К-польским, к-рый позволил игум. Кафарского мон-ря Иосифу обвенчать К. с Феодотой (т. н. михианская схизма ). Игнатий Диакон рассказывает о порочности К. и о его «упорстве во грехе» ( Ignatii Diaconi Vita Tarasii archiepiscopi Constantinopolitani/Ed. I. A. Heikel//Acta Societatis Scientiarum Fennicae. Helsinki, 1889. Vol. 17. P. 412 [BHG, N 1698]), а более поздние источники - о том, что К. угрожал свт. Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de Tarasio et Nicephoro//PG. 99. Col. 1852) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 26), однако все это сообщалось скорее всего с целью оправдать поведение патриарха во время «михианской схизмы». Часть недовольных заключенным браком была заточена в тюрьму, часть - сослана в Фессалонику. В 796 г. болг. хан Кардам потребовал выплатить дань, в ответ на что К. отправил ему конский навоз в платке. Император выступил с войском во Фракию, но хан не принял бой. В июле 797 г., когда К. вернулся из безуспешного похода против арабов, некие солдаты из тагм (столичных гвардейских частей) попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. Имп. Ирина, по утверждению Феофана, была очень напугана намерениями К. и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем удалиться от дел. Однако среди сопровождающих императора были верные ей люди, и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят К. в столицу. 5 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там К. ослепили в той самой палате Порфира, где он появился на свет.

http://pravenc.ru/text/2057046.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте Имеется проблема: в близком окружении есть люди, которые постоянно выражают презрение и досаждают довольно упорно, разными способами. Какая молитва (или какие молитвы) — помогут лучшим образом преодолеть это и уберечь мир в душе и в сердце? Спасибо 6 Ответов Любая, молитва.  Это же не заговор, а обращение. Иисусова молитва, Отче наш, любые тематические молитве о мире. Здравствуйте, Федор! Прежде всего, нужно выяснить кто эти люди и почему они обижают Вас. Молитва за обидчиков должна идти в сочетании с иными средствами решения проблемы. Если это люди воцерковленные, то к этой ситуации вполне применимы слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему  ( Лк.17:3 ). То есть уместно и даже необходимо без злобы указать на неподобающее поведение, чтобы побудить обидчика задуматься и покаяться. В любом случае, нужно предпринимать попытки к решению этой ненормальной ситуации. О ненавидящих и обидящих нас Можно молиться и своими словами Феодор, молиться можно, как и в других случаях, любыми словами, т.к. молитва Богу — это не заговор. Но можно говорить о более правильном подходе к такой молитве, который тогда определяет и слова, которыми лучше молиться. Прп. Амвросий Оптинский советует : Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси, Господи, такую-то… и молитвами ее помилуй и меня, грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место. Аналогично советует прп. Иосиф Оптинский : Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: «Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу» Т.е. здесь человек такими словами как бы выражает смирение, считает обижающего человека выше себя, менее грешным и стоящим ближе к Богу, раз призывает его молитвы. Чем избегает греха осуждения и злобного отношения к обижающему. Т.е. нужно сочувствовать ему, что он такой злобный, а самому злобы не испытывать, и такая молитва помогает от нее избавиться.

http://azbyka.ru/vopros/kak-molitsja-za-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских святых Святитель Герман Казанский родился в городе Старице Тверской области, в семье бояр Полевых, происходивших от князей смоленских. Род их дал немало иноков. От юности он отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. Родители не препятствовали его настроению, но отпустили в монастырь, лишь когда ему минуло 25 лет. Он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. В то время там подвизался будущий святитель Гурий, просветитель Казани (память его 4 окт.) — тогда еще рядовой инок, а потом настоятель, — а также неправедно сосланный туда прп. Максим Грек (память его 21 янв.). Оба они имели на молодого монаха большое влияние. Проходя все монастырские послушания, он продолжал изучать Священное Писание и занимался переписыванием богослужебных книг. Затем он был архимандритом старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. Тогда он поставил вместо себя настоятелем ученика своего Иова (будущего первого Патриарха Всероссийского), а сам вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. Вслед за сыном поступил в ту же обитель отец его, боярин Феодор Афанасьевич Полев, и принял постриг с наречением ему имени Филофей. Отец и сын принимали участие в Соборе 1555 г., и тогда-то по совету святителя Германа царь Иоанн IV, который хорошо знал и почитал его, избрал архимандрита Гурия (память его 4 окт.), находившегося тогда в затворе, первым архиепископом Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/437861/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Леонтий, епископ Ростовский (+ 1073) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в малой россии просиявших Святитель Леонтий был уроженец города Киева. Он получил воспитание в только что основанной вел. князем Ярославом Мудрым Владимирской школе и хорошо изучил греческий язык. Постриг он принял в Константинополе. Вернувшись в Киев, он поступил в Печерский монастырь под руководство прп. Антония (память его 10 июля). Все это произошло до 1032 г. Святитель Симон Владимирский (память его 10 мая) называет его «третьим гражданином русского мира». Святитель Леонтий первый из печерских иноков получил епископское посвящение: он был возведен еще при жизни вел. князя Ярослава на Ростовскую кафедру. Первые епископы Ростовские, свв. Феодор (память его 8 июля) и Иларион, были изгнаны язычниками. Св. князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в своем уделе, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним. Затем он обратился и к дикой языческой чуди. Но язычники изгнали его из города. Тогда он воздвиг храм во имя св. Архистратига Михаила за городом, у ручья Бутовизна, поселился там и занялся детьми. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время учил их Христовой вере и крестил. Наконец он вернулся в город и стал обращать ко Христу и крестить и взрослых. И вот однажды вооруженная толпа озлобленных язычников окружила храм, в котором находился святитель, грозя убить его. Но он вышел к ним бесстрашно, в полном святительском облачении сияя небесным светом. Как громом пораженные, в полном изнеможении упали язычники к ногам его. Он же их восставил, исцелил, крестил. Так было положено начало христианству в Ростовском краю. Но, согласно житию святителя Леонтия, жизнь свою он все же кончил мученическим подвигом. В службе же его, которая более древнего происхождения, чем его житие, именуется он присноблаженным и преподобным, но упоминания о его мученическом подвиге нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/437240/

В 1918 г., после закрытия Еленинского ин-та, Н. вернулся в клир Симбирской епархии. Служил в ц. с. Григорова Алатырского у. (ныне с. Шеевщино Сурского р-на Ульяновской обл.). В 1922 г. служил в с. Конаклейки Ардатовского у. Симбирской губ. (ныне дер. Канаклейка Ардатовского р-на, Республика Мордовия), затем - в Никольской ц. с. Тетюши того же уезда, в 1924 г.- в храме с. Кладбище Алатырского у. (ныне с. Междуречье Алатырского р-на, Чувашия). В 1925 г. Н. перешел в клир Ленинградской епархии. Служил священником в Воскресенской ц. Передольского погоста Лужского у. (ныне деревня Батецкого р-на Новгородской обл.). В 1926 г. получил место певчего в одном из храмов пос. Стрельны (ныне в черте С.-Петербурга). В том же году начал служить священником в ц. во имя прп. Герасима в дер. Купчино Ленинградского у. В 1931 г. возведен в сан протоиерея. В 1932 г. назначен настоятелем греч. ц. во имя св. вмч. Димитрия Солунского на Лиговском проспекте, но из-за разногласий со старостой по поводу исполнения церковного пения вскоре вынужден был перейти в Никольский храм на Большеохтинском кладбище Ленинграда. В 1935 г. награжден митрой. 19 марта того же года Н был. заключен в тюрьму во время массовых арестов среди ленинградского духовенства. На допросе отказался давать показания против кого-либо. В обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию. На допросе же это отрицает, хотя и показывает, что за антисоветскую деятельность был выслан целый ряд его сослуживцев. Считает высылку своих сослуживцев незаслуженной и очень о них сожалеет». Постановлением особого совещания при УНКВД по Ленинградской обл. от 28 марта 1935 г. приговорен к высылке на 5 лет в Уфу вместе с женой. В ссылке Н. материально поддерживал настоятель Никольской ц. на Большеохтинском кладбище прот. Феодор Боголюбов. Н. освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы.

http://pravenc.ru/text/2565810.html

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный . По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов ( Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия ) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий , еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора . На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион , Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит , Иоанникий Великий , Евфимий Новый , Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

http://pravenc.ru/text/158884.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010