Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г. († после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» ( Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича . Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» ( Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Чин пострижения и духовное окормление новоначальных монахов Вступление в монастырь и следовавшее за ним пострижение в монахи всегда было чрезвычайно важным шагом для человека, стремившегося наполнить свою жизнь особым христианско-аскетическим смыслом и содержанием. Важность этого шага связана была с религиозной ответственностью монастырской жизни. Внутренняя духовная ответственность для будущего монаха усиливалась еще и потому, что в Восточной Церкви и в среде православного иночества пострижению в монахи издавна придавалось значение таинства. Дионисий Ареопагит (конец V или начало VI в.), творения которого высоко ценятся православным монашеством, считает пострижение пятым из шести таинств; прп. Феодор Студит († 826) тоже придавал постригу значение таинства: для новопостриженного инока это нечто вроде второго крещения. Эти воззрения отразились в чине пострижения Восточной Церкви: объясняя будущему монаху религиозное и таинственное значение пострига, настоятель именует этот обряд «вторым крещением». Но доктринально Восточная Церковь придает пострижению лишь значение богослужебного чина . В Древней Руси все классы общества испытывали склонность к христианской аскезе, к монастырской жизни. Доказательств этому много в житиях древнерусских подвижников благочестия; среди монахов и в древние, и в более поздние времена были люди книжные и простые; монастыри не делали различия между сословиями . Эти жития говорят также о том, что при приеме в монастырь не могло быть и речи об определенных возрастных ограничениях, видно только, что инок вступал в монастырь либо в юности, либо в пожилые лета . В Московской Руси распространен был обычай проводить последние годы жизни в монастыре; в монастырскую казну вносился вклад, о чем уже говорилось, и с игуменом заключался договор, по которому вкладчик получал право за этот вклад провести остаток жизни, «покамест Бог продлит живота», монахом в монастыре. Это были так называемые вклады на пострижение . В XVI–XVII вв. был также распространен обычай, когда сообщество горожан или крестьян («мир») посылало челобитную царю и просило его о разрешении на основание монастыря, который члены этого сообщества-мира «прочили... собе и своим детем и внучатом на пострижение и на поминок» . В таких монастырях пострижение совершалось только в пожилые годы; кроме того, здесь постригались инвалиды войны и другие калеки. Существовал обычай при поступлении в монастырь вносить определенный вклад деньгами или натурой. Некоторые монастыри, чаще всего общежительные, требовали достаточно высокие суммы; известны случаи, когда на это жаловались царю .

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1378) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 февр. в день преставления, 20 мая в день обретения мощей, 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев XIV в. был веком возвышения Москвы, до тех пор маленького и незначительного городка. Татары разгромили всю Русь, кроме Новгорода и Пскова, но маленькую Москву они допустили укрепиться, не считая ее опасной для себя, и русское население стекалось со всех сторон из разоренных мест под ее покровительство. Из Черниговского княжества приехал в Москву при князе Данииле Александровиче (память его 4 марта) боярин Феодор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 г. у него родился сын Елевферий, и крестным его отцом стал второй сын князя, Иоанн, прозванный потом Калитой. Раз в двенадцатилетнем возрасте Елевферий ставил силки для птиц. День был жаркий; он задремал и во сне услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься?» Елевферий проснулся, но никого около себя не увидел. Сон этот наложил отпечаток на всю его жизнь. Двадцати лет он поступил в московский Богоявленский монастырь, где и постригся с наречением ему имени Алексий. Здесь он подружился с иноком Стефаном, старшим братом прп. Сергия Радонежского. Через 20 лет митрополит Феогност посвятил инока Алексия во епископа Владимирского, желая иметь его своим заместителем. В 1354 г. скончались от чумы и митрополит Феогност, и сын Калиты, князь Симеон Гордый, поручивший свою семью святителю Алексию. Князем великим стал его брат Иоанн II Добрый. Тогда святитель Алексий поехал в Константинополь, где Патриархом Филофеем был посвящен в митрополита Киевского и Владимирского. Жить он, подобно своим предшественникам — святителям Петру (память его 21 дек.) и Феогносту (память его 14 марта), остался в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Болгарские письма протоиерея Всеволода Шпиллера иеромонаху Клименту (Лялину) Состоявшееся в ноябре 2014 г. празднование столетия освящения русского храма свт. Николая Чудотворца в Софии привлекло повышенное внимание к истории русской церковной общины в Болгарии. В связи с этим значительный интерес представляет введение в научный оборот новых документов известных деятелей этой общины. Одним из наиболее ярких ее представителей был протоиерей Всеволод Дмитриевич Шпиллер, письма которого за период 1937–1948 гг. из Пазарджика и Софии насельнику католического Шеветоньского монастыря в Бельгии иеромонаху Клименту (Лялину) представлены в данной публикации. Публикуемые документы хранятся в архиве бенедиктинского Крестовоздвиженского монастыря (Archives Amay-Chevetogne), расположенного в селении Шеветонь в юго-восточной части Бельгии. Монастырь был основан в 1926 г. о. Ламбером Бодуэном в бельгийском городке Амэ-сюр-Мёз и с самого начала придерживался православного типикона. Кроме того, его насельники несколько десятилетий поддерживали активные связи с русскими обителями Святой Горы. Один из первых монахов монастыря о. Феодор (Теодор) Бельпер (Belpaire) вскоре после принятия им монашеского пострига 14 сентября 1927 г. был послан из Амэ на Афон и провел там 3 месяца. Эта поездка повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Всем знавшим о. Феодора позднее в качестве настоятеля в монастырях Амэ и Шеветоне, он подавал пример своим смирением, молитвенной жизнью, личным нестяжанием и привязанностью к духовным традициям православной Церкви. Многие другие монахи общины в Амэ также совершали поездки на Святую Гору. Можно вспомнить в этой связи об о. Иринее Дунсе (Doens), который стал крупным специалистом по монашеской жизни на Афоне. Следует сказать и о секретаре о. Ламбера Бодуэна иеромонахе Давиде Бальфуре (Balfour), который встречался на Афоне со старцем прп. Силуаном (Антоновым) и его учеником о. Софронием (Сахаровым). Именно эти подвижники повлияли на переход отца Давида в православие с новым монашеским именем Димитрий.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

(† 15.10.767), патриарх К-польский (8 авг. 754 - 30 авг. 766). О месте и времени его рождения ничего не известно. К. был монахом, а затем епископом г. Силей (ныне Асар) в Памфилии. Согласно Synodicon Vetus, он был низложен из-за каких-то постыдных дел, по данным патриарших списков, он добровольно сложил с себя сан из-за разногласий с митрополитом Перги. Сисиний Пастиллас, митр. Пергийский, был одним из руководителей Иерийского Собора 754 г., и император вряд ли доверил бы ему эту роль, если бы между ним и кандидатом в патриархи существовала враждебность. К. 2 года (752-754) жил в часовне или молельне (греч. εκτριον) при патриаршем дворце в К-поле, сумел войти в доверие к имп. Константину V и стал крестным отцом 2 его детей ( Theoph. Chron. P. 442). Неясно, впрочем, произошло ли это до того, как К. стал патриархом, или после. Логично предполагать, что крестил имп. детей действующий патриарх, тогда как восприемником выступал кто-то другой. В таком случае К. должен был стать крестным отцом Христофора и Никифора в 752-754 гг. Визант. писатель XIII в. Феодор Скутариот ( Theodoros Scutariotes. P. 125) утверждает, что К. был духовным отцом Константина V. В нач. 754 г. умер патриарх Анастасий, а в февр. 754 г. был созван Иерийский Собор. На последнем его заседании К. был избран патриархом. Однако офиц. провозглашение было воспринято многими современниками как вопиющее нарушение канонической процедуры. Император вышел на амвон Влахернского храма в К-поле, держа за руку К. ( Georg. Mon. Paris. Coislin. 305. Fol. 333), и, помолившись, возгласил: «Константину, Вселенскому патриарху, многая лета» ( Theoph. Chron. P. 428). В Житии Стефана Нового рассказывается, что Константин V сам облачил нового патриарха в диплоиду (видимо, фелонь, но с аллюзией на Пс 108. 29: «...как одеждою (греч. διπλοδα), покроются стыдом своим») и омофор и воскликнул: «Аксиос!» ( É tienne, le diacre . 1997. P. 120-121). 17 авг. К. вместе с императором объявил на форуме запрет на почитание икон и предал анафеме свт. Германа, патриарха К-польского, Георгия Кипрского и прп. Иоанна Дамаскина.

http://pravenc.ru/text/2057018.html

Архиепископ Варфоломей (Ремов) Скачать epub pdf Образование Заиконоспасское духовное училище Год окончания: 1902 Московская Духовная Семинария Год поступления: 1902 Год окончания: 1908, действительный студент Московская Духовная Академия Год поступления: 1908 Год окончания: 1912, кандидат богословия Окончил МДА со степенью кандидата (магистранта) богословия; избран Советом Академии на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета; назначен и.д. доцента МДА. Рукоположение монах Варфоломей Дата рукоположения: 1911.06.10 Место: Владимирская губ., Смоленская Зосимовская пустынь Кто рукоположил: епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) иеродиакон Дата рукоположения: 1911.06.23 иеромонах Дата рукоположения: 1912.02.18 Служение, иеромонах Московская о., Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: и.д. доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета, с 1916г. экстраординарный профессор Год начала: 1912 Год окончания: 1919 11 ноября 1913г. – удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Книга пророка Аввакума»; назначен доцентом МДА. Рукоположение архимандрит Дата рукоположения: 1919 Служение, архимандрит Московская о., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: экстраординарный профессор, проректор с 15.05.1920г. Год начала: 1919 Год окончания: 1921.05.15 Московская губ., г.Сергиев Посад, Покровский академический храм архимандрит Должность: настоятель Год начала: 1919 Год окончания: 1920 С 22 мая 1920г. сотрудник художественного подотдела отдела народного образования Московского Совета. Сотрудник церковного отдела по охране памятников искусства и старины МСР и КД, член Союза защиты Лавры Места проживания Москва, 1-я Мещанская ул., Докучаев пер., 17–4 Также проживал в Сергиевом Посаде Аресты Московская губ., г.Сергиев Посад Дата ареста: 1920.09.06 Обвинение при аресте: являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», «имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр...» Обвинялся также в том, что в Неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп.Сергия Радонежского) произнес проповедь , имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращения Лавры в национальный центр...» Осуждения

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) (1880–1937) принадлежал к поколению, на долю которого выпало жить и пострадать в эпоху гонений на Русскую православную Церковь в 30-е годы прошлого столетия. Время его жизни пришлось на разные периоды истории России: от монархии до временного правительства и революции; от синодального периода до Патриаршества и гонений на Церковь. Архиепископ Гурий, сын крестьянина, русский, родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары, Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию в 1906 г. Большое влияние на его духовное становление оказали преподобный Гавриил (Зырянов) и архиепископ Феодор (Поздеевский). Как духовный писатель владыка Гурий проявил себя уже в это время. В 1908 году в Оптиной Пустыни была издана написанная им брошюра «Тайна христианской жизни». Книга посвящена тайне «живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, — пишет он,— земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих» . Раскрывая эту тайну богообщения, он приводит письмо прп. Гавриила (Зырянова): «Начну с Боголюбия... Если бы Вы были уязвлены сердцем этим Боголюбием и оно извне и внутрь освещало, сжигало и переплавляло Вас, то, конечно, ни напоминаний сладострастных, ни других каких-либо теней не было бы в Вашем сердце и ничем оно не могло бы усладиться… Мне желалось бы выяснить тебе… то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим… Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстной моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух, я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и более ничего на свете, эта вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом, — любовь к Богу. Я жаждал любить Бога всем сердцем, но как любить? Если любить, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих…

http://pravoslavie.ru/61450.html

" Без послушания никто из страстных не узрит Бога " ЖМП 7 июль 2014 /  4 августа 2014 г. 13:00 Актуальные вопросы современного монашества ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТОЛГСКАЯ ОБИТЕЛЬ: 700 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ» В Ярославской духовной семинарии в рамках празднования юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря состоялась научно-практическая конференция «Толгская обитель: 700 лет со дня основания». Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, выступила с докладом, который мы предагаем вашему вниманию. Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве всё упование возлагают монашествующие на небесную помощь, прежде всего Пречистой Богоматери, первой совершенной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами. Благословите начать доклад об актуальных вопросах современного монашества словами преподобного Феодора Студита, великого наставника монашествующих: «Отцы и братия, матери и сестры! Будем благословлять тот день и час, когда благоволил Бог, чтобы мы убежали из мира и приняли монашеское пострижение. Благодарение Богу, призвавшему нас к блаженному и дивному образу жизни монашеской! Бог нам, монахам, даровал и особую великую благодать, состоящую в том, что, избрав нас из среды всех, поставил пред лицем Своим на служение державе Его. Смотри же теперь всякий тщательно: сообразно ли со званием, к коему призван, ходит он, и точно ли ни о чем другом не заботится, как только о том, чтобы угождать Богу» (Феодор Студит, прп. Добротолюбие. Т. IV). Так, словами преподобного отца выразим первоочередную необходимость современного монашества — осознание главных монашеских принципов.

http://e-vestnik.ru/church/aktualnye_vop...

Воздержание – введение во всякую добродетель, смиренномудрый равен ангелам, исповедующийся чист, как солнце, а имеющий послушание христоподражателен. Прп. Феодор Студит 1 В настоящем докладе предпринята попытка проанализировать богатое содержание термина «послушание» на примерах из Священного Писания и греческой святоотеческой традиции путем поиска характерных мест и их систематизации 2 . В задачи докладчика входит не столько историческое раскрытие принципа послушания в становлении монастырской дисциплины (о чем писалось достаточно), сколько выявление смысла послушания в жизни каждого христианина – с той целью, чтобы акцентировать внимание на сущности этого явления. На языках Священного Писания , еврейском и греческом, для определения глаголов «слышать» и «слушать» используется одно и то же слово: «shama» () и «κοω» соответственно. Таким образом, послушание означает «слышание», готовность «навострить свой слух», внимать кому-то, повиноваться, бдеть и бодрствовать 3 ; т.е. слушаться не столько с целью ознакомления со словом, сколько для его принятия как руководства к действию 4 . Интересно заметить, что в одном из исихастских текстов поздневизантийской эпохи, содержащемся в Синайской рукописи, выделяются два вида послушания: первоначальное – умосозерцательное (ρωμνην) и «продвинутое» – зримое (νοουμνην). Некоторые полагают, что послушание – это доминантное и обязательнейшее понятие в духовной жизни; другие, напротив, избегают употребления этого слова из-за его искаженного и многообразного понимания 5 . Но следует иметь в виду, что послушание по своей сути является одной из граней на пути нашего Богопознания: оно отражает деятельность одного из пяти чувств, которое, как и прочие четыре, призвано разумно и свободно направлять человека к уподоблению своему Первообразу и соединению с Ним. Как следствием непослушания оказалась духовная смерть человека и начался болезненный и мучительный процесс тления вплоть до физической гибели, так в результате послушания стало возможно возвращение в вечную жизнь Эдемского рая 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иногда в отношениях с духовным отцом бывают исключительные моменты, например, когда духовник и его чадо входят в отношения не только духовные, но и личные, что связано, скажем, со знанием семейных и личных отношений. Может быть, это не совсем правильно, но жизнь такова, что отношения духовные и отношения личностные иногда переплетаются.   Никто не замышляй особиться и сам о себе тещи, никто не сдви- гай ног своих от твердого камня веры отцу своему духовному. Прп. Феодор Студит Кто такой духовный отец? Если человек уже достаточно серьезно понимает, что такое духовная жизнь и то, что у него есть духовный отец, это, конечно, предполагает, что он регулярно исповедуется у одного и того же священника, у своего духовника. Бывают обстоятельства, когда духовный отец вдалеке или когда сам человек уезжает на какое-то время, тогда он может, конечно, исповедоваться и в других местах. Невозможно все определить конкретными правилами.   Иногда в отношениях с духовным отцом бывают исключительные моменты, например, когда духовник и его чадо входят в отношения не только духовные, но и личные, что связано, скажем, со знанием семейных и личных отношений. Может быть, это не совсем правильно, но жизнь такова, что отношения духовные и отношения личностные иногда переплетаются. В таких случаях бывает тяжело, а иногда не нужно исповедоваться духовнику, чтобы не затянуть кого-то в конфликт. Поэтому можно исповедоваться на стороне, но надо очень хорошо знать священника, которому ты исповедуешься, чтобы возможность с ним посоветоваться и спросить, нужно ли донести это на исповедь своему духовному отцу.   Но бывает и умышленный соблазн некоторые грехи исповедовать на стороне. Человек не хочет рассказывать о каких-то своих проделках, потому что они могут испортить его образ в глазах духовника. Поэтому возникает желание где-то в другом месте исповедовать свой грех, а потом прийти таким чистеньким – Таинство совершилось, грехи простились. С точки зрения формальной исповеди, наверное, такой грех прощается, но это очень большая духовная ошибка и совершенный вред для души, ведь это неприкрытое лукавство и обман своего духовного отца. Человек потом приходит к нему совершенно иным, ненастоящим, и священник не может этого не чувствовать. Между ними образуется такая трещина, которая способна привести все дальнейшие отношения к полному краху, совершенно их разрушить.

http://pravmir.ru/duxovnik-i-duxovnyj-ot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010