Равнодушие Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит , сам того не сознавая (прп. Ефрем Сирин , 34, 321). Если мы не будем и к добродетели стремиться с любовию и охотою, и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той (свт. Иоанн Златоуст , 47, 210). Ты навлекаешь на себя величайшую ответственность, если, видя заблудшего, не хочешь помочь ему... Не может оправдать нас то, что у него есть свой ум, потому что и мы, многократно преподававшие наставления другим, часто в отношении к себе оказывались несостоятельными и не могли помочь самим себе. Так же рассуждай и о другом заблуждающемся, что он скорее может получить добрый совет от тебя, нежели от себя, и не говори: какая мне до него нужда?.. Оттого и происходят все роды зла, что мы считаем чужим принадлежащее нашему собственному телу (свт. Иоанн Златоуст , 53, 451). Воспримем же все сие в чувство и пребудем в нем, усердно делая все, к чему это побуждать будет нас. Ибо кто равнодушен к этому, будьте уверены, что он уловлен страстями, дремлет в беспечности, тяжкосердствует, сластолюбствует, завидует, легкомысленничает, ленится, уткнувшись, как медведь в лапы, того только ищет, чтобы поесть и попить, рыкает, как лев, не получив удовлетворения своих злых пожеланий, прыгает, как леопард, от одного удовольствия к другому, ухитряется, как лисица, достигать искомого по своему сердцу, злится, как верблюд, в отмщении ближнему за какое-либо случайное опечаление, ржет, как конь, женонеистовствуя на тела человеческие и скотские, бесстыдствует, как волк, в продерзости на погубление души своей и братней (прп.. Феодор Студит , 92, 320). ...Для нас удобно целый день заниматься делами спасения, если только захотим: утром разумно петь оную давидскую песнь: заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя ( Пс. 5, 4 ); в третий час: Духа Твоего Святого не отьими от Мене ( Пс. 50, 13 ); в час шестой: Избави мя от нападения беса полуденного и от стрелы, летящие во дни (ср.: Пс. 90, 5–6 ); в девятый: приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя ( Пс. 85, 1 ); вечером: благослови, душе моя, Господа... и следующие за сим ( Пс. 103, 1 ). Если мы каждодневно так будем поступать, и друг друга возбуждать, и просвещать благими словесами и делами, а не расслаблять и омрачать беспечным равнодушием и пусторечием, то можем сим образом спастися, потому что от утра до вечера можем совершать одно достодолжное... (прп. Феодор Студит , 92, 344).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

Иконопочитание Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т. е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: «Это царь», не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ – царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа (свт. Василий Великий , 8, 328). Разве Владыку нашего можно видеть очами? Он незрим и безвиден по существу, а изображается и бывает видимым по человечеству (свт. Иоанн Златоуст , 45, 661). Разве не знаешь, что если кто будет оскорблять образ царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 379). Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти... (прп. Феодор Студит , 92, 525). ...Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу (прп. Феодор Студит , 92, 525–526). Ведуще, что... принятое Им от нас привнесение и естество подлежат восприятию чувств и описуемы, мы изображаем Его на иконах и православно поклоняемся, также как и изображаем на иконах Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему (свт. Григорий Палама , 26, 84). ...Ради нас Вочеловечившегося икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, сидящему во славе одесную Отца на небесах. Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им: не как богам – что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ними общения, любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас Создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеколюбию Своему, и в нем описуемым соделаться (свт. Григорий Палама , 93, 283). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Решимость Когда Он видит, что наша решимость (исправиться) тверда, и что мы приступаем с пламенным усердием, то не медлит и не отлагает, но скоро являет нам свою благость и говорит: еще глаголющу ти, реку: се приидох (ср.: Ис. 58, 9 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 279). ...От Господа же венцы вам соплетаются каждодневно, если в благом произволении своем держите твердую решимость скорее все претерпеть, нежели изменить чему-либо из заповеданного нам. Ибо заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть; почему необходимо нам исповедать истину и не согласоваться с теми, кои противятся ей, жертвуя за сие всякими житейскими преимуществами, славою и честью у царей, архиереев и у других. Ибо что пользы, как написано, если кто мир весь приобрящет, а душу свою отщетит (ср.: Мф. 16, 26 ). Для того наша твердость и наши подвиги (прп. Феодор Студит , 92, 337). ...Вы – добрые купцы, все оставившие и вместо всего купившие добрый-предобрый и предорогой Маргарит – Христа, когда решились взять крест и идти вслед Его, в преподобии и правде... (прп. Феодор Студит , 92, 460). У одного ювелира было много драгоценных камней и жемчуга. Однажды он сел с детьми на корабль, чтобы отправиться в чужую страну и там заняться своим ремеслом и торговлей. По устроению Божиему на корабле он полюбил одного мальчика, который прислуживал ему, за что и получал помощь от купца, питаясь от стола его. Однажды мальчик услышал, как матросы шептались между собой и договаривались бросить ювелира в море, чтобы овладеть его камнями. Войдя, по обычаю, к ювелиру для услуг, мальчик не мог скрыть своей грусти. «Что ты сегодня так грустен?» – спросил купец. Мальчик, подавляя скорбь, молчал. «Скажи мне, что с тобой?» – расспрашивал купец. Тогда мальчик рассказал слышанное. «Это верно?» – спросил купец. – «Да, так они решили между собою». Тогда купец зовет детей и говорит им: «Что бы я ни сказал вам, исполняйте немедленно и без всяких рассуждений». Потом, развернув полотно, сказал им: «Принесите мне ларцы!» Те принесли. Раскрыв ларцы, он начал вынимать и раскладывать камни на полотне. Вынув все, он сказал: «Так вот от чего зависит моя жизнь? И ради этих камней я подвергаюсь опасности и бурям на море и даже должен подвергнуться близкой смерти, не взяв с собою ничего из этого мира?! Бросайте все в море!» Дети немедленно побросали все в море. Матросы были поражены таким поступком, так разрушился их замысел (102, 252–253). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ИГНАТИЙ Симоновский, Московский (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), иконник, прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина ИКОНОЛОГИЯ направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_34.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА II (Антонов Кирилл; 1749, с. Гвинтовое Путивльского у. Севской пров. Белгородской губ.- 19.05.1816, Валаамский в честь Преображения Господня мон-рь), иеросхим., ученик прп. Паисия (Величковского) . Происходил из малороссийских дворян. О жизни в миру сведений нет. В 1790 г. прибыл в Молдавию, в 1793 г. пострижен в схиму архимандритом Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря Паисием (Величковским). По возвращении в Россию в 1802 г. был определен в Чёлнский в честь Преображения Господня мон-рь Трубчевского у. Орловской губ. 10 окт. 1804 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 15 окт. того же года - во иерея. 19 авг. 1805 г. К. по собственному прошению был переведен в Белобережскую брянскую пустынь вместе со схим. Феодором (Пользиковым; † 1822), также учеником прп. Паисия. В этой обители, управляемой иером. Леонидом (см. ст. Лев (Леонид) (Наголкин) , прп. Оптинский), К. проходил «послушание при церкви в служении и клиросной должности» (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 34. Л. 45 об.). Иером. Леонид убедил К. принять на себя послушание 2-го духовника обители. Современники свидетельствовали, что он отличался «великим трезвением и совершенным нестяжанием». С 1806 по 1811 г. К. подвизался в 2 верстах от Белобережской пуст. в лесной келье, построенной для тяжелобольного схим. Феодора, где вместе с прп. Леонидом ухаживал за ним. Но популярность среди паломников, ищущих духовного окормления у К., а также раздражение настоятеля Белобережской пуст. Мелхиседека и светского начальства вынудили пустынников искать др. место жительства. В 1811 г. К. заболел, вместе с иером. Леонидом перешел в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь с июля 1811 г. проживал во Всехсвятском скиту обители, в 1812 г. к ним присоединился и схим. Феодор. Здесь К. нес чередное послушание - священнослужение и клиросное пение в скитском храме. Годы, проведенные на Валааме, называют лучшими в духовной жизни К. и его спутников.

http://pravenc.ru/text/1841301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВКРАТИЙ СТУДИТ [Греч. Ναυκρτιος Στουδτης] (ок. 760-765 - 18 апр. 848), прп., исп. (пам. в Неделю всех преподобных; пам. греч. 18 апр.), игум. Студийского мон-ря. Жития Н. С. не существует. Сведения о его жизни содержатся в основном в произведениях прп. Феодора Студита (в письмах и др.). Н. С. принадлежал к числу самых первых насельников Саккудийского мон-ря, к-рый преподобные Платон и Феодор, впосл. Студиты, основали в семейном имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского залива ок. 780 г. Со временем Н. С. стал экономом этого мон-ря. В 797 г. он вместе с Платоном, Феодором и Иосифом в ходе Михианской схизмы был сослан в Фессалонику. Ок. 798 г., после переселения в обновленный Студийский мон-рь в К-поле, Н. С., по-видимому, продолжил свое служение в качестве эконома. В течение 2-й фазы Михианской схизмы (809-811) он снова подвергся репрессиям. Возобновление иконоборчества имп. Львом V в 815 г. застало Н. С. в Саккудийском мон-ре, откуда он и был отправлен в ссылку. Ок. 818 г. вместе с др. 7 студийскими монахами подвергся бичеванию, которое, впрочем, не нанесло большого вреда его здоровью. После воцарения Михаила II Травла Н. С. был освобожден, причем при приближении к столице войск мятежника Фомы Славянина в 821 г. император приказал Н. С. в числе др. видных студитов оставаться в К-поле (очевидно, из опасений, что они перейдут к Фоме, декларировавшему иконопочитание). В дальнейшем Н. С. находился при прп. Феодоре Студите до самой его смерти 11 нояб. 826 г. на одном из Принцевых о-вов. Там же он написал Окружное послание, извещавшее студийскую конгрегацию о кончине игумена. Н. С. сменил Феодора в роли лидера студитов и при императоре-иконоборце Феофиле был снова сослан. После возвращения в К-поль в 842 г. он занял место игумена Студийского мон-ря. В 844 г. под его руководством состоялось перенесение в эту обитель мощей Феодора и его брата свт. Иосифа , архиеп. Фессалоникийского. Вскоре патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847), узнав о том, что студиты хранят в своей б-ке сочинения Феодора, написанные во время 2-й фазы Михианской схизмы и содержащие резкие выпады против патриархов Тарасия и Никифора, потребовал уничтожить и анафематствовать их. Н. С. и Афанасий, игум. Саккудийского мон-ря, категорически отказались сделать это, и Мефодий применил к ним церковные прещения, к-рые, однако, были сняты преемником Мефодия Игнатием. Н. С. снова стал студийским игуменом, но вскоре умер, будучи уже в очень преклонном возрасте, после чего обитель возглавил прп. Николай Студит .

http://pravenc.ru/text/2564580.html

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Если временная земная жизнь каждого христианина является не чем иным, как приготовлением к вечному бытию, начатки которого могут раскрываться до кончины, все это в самой превосходной степени приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами Своего Пресвятого бытия Она более других приуготовлялась к Царству Небесному. Но особый нравственный подъем в Ней должен был произойти после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. И об этом обстоятельно рассказано в многочисленных святоотеческих гомилиях, приуроченных к празднику Успения: «По восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слова, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию евангельскому» (свт. Григорий Палама ) 99 . И, предчувствуя смерть, Богоматерь не могла не желать в последний раз увидеть столь близких Ей по собственным воспоминаниям, а главное – по воспоминаниям о Христе апостолов. Прп. Феодор Студит восклицает: «Пусть предстанут, – должна была молиться Она Сыну, – для утешения Моего рассеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего». И вот по Ее горячей молитве прибыли «самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение». Кроме того, «предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия» (прп. Иоанн Дамаскин ). Чувства Богоматери в самый момент кончины святые отцы в удивительном единодушии представляют в качестве драматически умиротворенного диалога Ее с Сыном. Богородица просит: «Простри Божественные руки и прими душу Матери, Ты, Который на Кресте предал дух в руки Отца. Прими Мою любящую Тебя душу, которую Ты сохранил невинной. Тебе, а не земле Я предаю Свое тело: сохрани целым сие тело, в котором Ты благоволил обитать и которое Ты по рождении сохранил девственным» (прп. Иоанн Дамаскин ). Господь говорит: «Смело положи в веси Гефсиманской тело Твое, где Я, пред страданием по-человечески, преклонил колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен пошел к животворящей и вольной Крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни» (свт. Герман).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Савва Вишерский, прп. Описания иконы Савва Вишерский, прп. - житие Преподобный Савва Вишерский, чудотворец (память 1 октября по старому стилю) Преподобный Савва происходил из Тверского княжества, из города Кашина и был вторым из восьми сыновей Кашинского боярина Ивана Васильевича Борозды, из рода славного и всеми уважаемого. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью, подражал иноческим подвигам и, приняв постриг в одном из тверских монастырей, безропотно нес различные монастырские послушания. Он отличался необыкновенным смирением и вызывал глубокое почтение и у мирских жителей, и у монахов. Монахи почитали его за ангела и избрали игуменом. Но Савву тяготила слава человеческая, и он, покинув родные места, долгое время жил в совершенной безвестности, а позже, ревнуя о высших подвигах, отправился на Афон. По возвращении с Афона, под видом бедного неизвестного странника, он пришел на реку Вишеру, руководимый Богом, водрузил крест и, устроив небольшой шалаш, стал проводить отшельническую жизнь. Однажды проходивший мимо житель Новгорода увидел п[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVI.] Св. Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские, прп. Савва Вишерский (фрагмент). Икона (таблетка). Русь. 2-я половина XVI в. ГТГ. Москва. Файл 9700.jpg:   Размер: 436x1200, 0.52 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (3) . Описание: [Русь. XVI.] Прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Положение во Гроб " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в музей. Файл 9701.jpg:   Размер: 945x1200, 1.13 MPix, 253 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (142) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

http://pravicon.com/icon-2808

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородские. Память Н. и Д. находится в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (1-я четв. XVIII в.) без хронологических указаний, нек-рые списки содержат дополнение: «...ихже мощи неизвестно где» (см. список Отенских святцев: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199. Л. 28 об.). Существующее в историографии мнение (отраженное, в частности, в издании «Книги, глаголемой Описание о российских святых»), согласно к-рому Д. является учеником прп. Александра Свирского Дионисием Островским, на материале известных в наст. время источников подтвердить невозможно. В одних списках «Книги, глаголемой…» перечень учеников св. Александра отсутствует, в других указаны отдельно Новгородские преподобные Н. и Д., а также ученики прп. Александра, среди к-рых есть Дионисий, но нет Никона (перечислены преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий (Описание о российских святых. 466)). В старообрядческих святцах Ф. П. Бабушкина XIX в. (БАН. Дружин. 131), вероятно, вслед за «Книгой, глаголемой...» под днями памяти соименных святых помещены: 3 окт.- память Дионисия (Л. 29 об.), под 17 нояб.- память Никона, прп. Новгородского (Л. 62). В святцах 1-й трети XVIII в. с пасхалией, дополненных Бабушкиным (БАН. Дружин. 736. Л. 22), под 17 нояб. почерком кон. XVIII - нач. XIX в. приписана память и Д. и Н. Ист.: Описание о российских святых. 137, 466; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 490, 498. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167, 402; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. А. А. Романова Иконография В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. встречаются предписания об изображении Д. (под 3 окт.) и Н. (под 16 нояб.). Первый святой именуется Новгородским, описывается таким образом: «…подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99). О 2-м в старообрядческой рукописи 30-х гг. XIX в. сказано: «Сед, брада менши Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 87; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2577569.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010