Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Vol. 1. P. 230–270. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 147; Hausherr I. La méthode d " oraison hésychaste//OrChr. 1927. T. 9. N 2. P. 138-140; idem. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. P. 253-259. (OCA; 157); Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 93-94; Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg. i Br., 1939. S. 164-166; Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//Le Millénaire du Mont Athos., 963-1963. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 319-329; idem. Hésychius le Sinaite//DSAMDH. 1969. T. 7. Col. 408-410; Шишков П., свящ. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, о духовном трезвении и молитве//ЖМП. 1968. 1. С. 75; V ö lker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Scala paradisi: Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 291-314; Mennes R. Hesychius van Jerusalem: Inventaris van de Griekse handschriftelijke overlevering: Diss. Gent, 1971. Bd. 2. S. 285-319; Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz. 1974. Vol. 44. P. 467-478; Kallistos (Ware), bishop. The Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//The Study of Spirituality/Ed. Ch. Jones, G. Wainright, E. Yarnold. L., 1986. P. 175-184; Χρστου Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 424-425; Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 284-285; Conticello V., Citterio E. La philocalie et ses versions//TByz. 2002. P. 1004-1005; Rigo A. Introduzione//Mistici bizantini/Ed. A. Rigo. Torino, 2008. P. LIX-LXI. С. С. Ким Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/674960.html

   «Иноческая милостыня — помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня на столько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, — успокоим его по силе, и если требует хлеба, — подадим ему и отпустим его», — говорил преподобный Нил.    Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже великих князей.    Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель Православия, архиепископ Новгородский Геннадий, в 1492 году, желал лично видеть и слышать суждения преподобного Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже великий князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 г. о вдовых попах и диаконах, старец Нил, как имевший доступ к Самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый Самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белоезерские подвижники.     В своем предсмертном завещании преподобный Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни — в пищу зверям, или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», — а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти». Преподобный Нил скончался 7 мая 1508 г. Святые мощи преподобного почивают под спудом в его пустыни.    Дионисий, когда жил в монастыре Иосифа в хлебопекарне, работал за двоих, при этом пел 77 псалмов и творил по 3 000 поясных поклонов в каждый божий день.    И по смерти святой отец остался верен себе. Так, когда в 1569 году царь Иоанн Грозный хотел, по усердию своему, в скиту преподобного. Нила, на место деревянного построить каменный храм, то святой Нил, явясь Иоанну, строго запретил ему строить такой храм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мартиниан замолк: слезы набежали на его глаза, сжали грудь. Он, часто мигая, глядел в далекое лазуревое небо... Молчал и Нил... – Да и как было не плакать: чувствовали все мы, что с отцом нашим уходит от нас и истинный образ иночества – этого непреложного обета нестяжания и смирения... Душою отгадав затаенную скорбь инока, спросил его тихо Нил: – Как облагодетельствовал князь Андрей обитель? – Дал домы великие и озера, и угодья, – отвечал Мартиниан, и в голосе его была скорбь. – И приняла братия? – спросил Нил, и вновь на лице его промелькнула какая-то тень: не то недоумения, не то внутренней боли. – Приняла, – ответил Мартиниан, и голос его звучал еще большей скорбью. Инок собирался еще что-то сказать, но в это время совсем близко раздался удар колокола, и в церковь вошел инок, следивший за чистотой в храме. – Пора и на молитву, – перекрестившись, сказал Мартиниан, – хотел я тебе после всего, сын мой, показать книги, списанные великим отцом нашим да и нами грешными. Да и князь Андрей кой-какие придарил... Так уж в другой раз... А послушание твое, сын мой, в том и будет состоять, чтобы помогать нам, грешным, увеличивать, списанием священную мудрость... Теперь же станем на молитву. И престарелый инок с юным Нилом вышли из убогой ризницы к братии, уже собравшейся в храме. § III Несколько дней Нил употребил на ознакомление с обителью, с жизнью иноков. Многое в этой жизни восторгало его, трогало до глубины души: искренняя, глубокая религиозность иноков, их неустанные труды, непрестанное памятование о Боге и об обязанностях христианских. Приходил ли кто в обитель из окрестных мест или издалека – всякого иноки встретят любовно, обогреют, накормят и наставление, какое должно по случаю, преподадут. А сойдутся все на молитву – тихие молитвенные звуки наполнят убогую церковь , и чувствуется, что в словах, произносимых чтецом, живет, трепещет душа каждого из молящихся братий... И вот порою Нил старался себя уверить, что здесь, в обители Кирилла, он нашел то правое иночество, тот истинный образ его, к которому так трепетно, неустанно тянулась его душа. Но сколько ни старался уверить себя в этом юноша, это было невозможно: где-то в самой глубине его души, в каком-то тайнике ее оставалось что-то неудовлетворенное, незаполненное. И часто, проходя дремучим шумевшим лесом или вглядываясь в зеркальную, словно застывшую гладь озера, Нил старался уловить, поймать, уяснить то, что его тревожило. Но неясное продолжало оставаться неясным и неразрешимым. И только с какой-то болью души вспоминались слова Мартиниана о даре князя Андрея да с каким-то неясным недоумением – завет Кирилла братии о неразрушимости общего жития... Юная, чистая душа, неустанно стремившаяся к истине, чувствовала какой- то новый, иной, еще не разысканный, не открытый путь правого иночества, чувствовала и не находила!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

911 – Нил с юных лет отличался кротостью и стремился душою в пустыню. – Повинуясь внутреннему влечению, он постригся (1505 г.) в иночество в Крыпецкой обители преп. Саввы. Почти десять лет провел здесь в подвигах общежития. Потом, по благословению игумена, решился на отшельническую жизнь и удалился на р. Серемлю (тогда ржевского, ныне осташковского уезда). Здесь поставив хижину, довольствовал он тело свое только травами, а дух насыщал молитвою и богомыслием. Мнимый чтитель евангелия скажет: к чему такая суровость к себе? «Умный боится и убегает зла, а глупый смел и самонадеян» ( Прит.14:16 ), говорит боговдохновенный мудрец. Спаситель поучает: «широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими» (Мат.7:13). Блаж. Нил не давал простора желаниям плоти и жил по духу, для Господа. Потому-то и Господь был с ним. Раз хотели напасть на него злые люди; он вышел к ним навстречу с иконою Богоматери, а они бежали. – К нему приходили многие за наставлениями и с просьбою о молитве; жизнь его была полезна для многих. Но он считал себя не утвердившимся в добре, а известность имени его – опасною для души. Потому сильно желал он безмолвия. – Раз после молитвы дремал он и услышал голос: «Нил! иди на озеро Селигер, там на острове Столбенском можешь спастись». Узнав расспросами от приходивших к нему, где и каков Столбенский остров, Нил в радости о готовом для него безмолвии решился оставить не совсем покойное место свое. Поныне часовня и келья, окруженные группою вековых деревьев, остаются памятником пребывания преподобного на Серемле, составляя предмет благоговейного уважения для окрестных жителей. 912 Здесь преподобный Нил прожил 13 лет. Столбенский остров на озере Селигере, заключая в себе около 8 десятин пространства, в 16 веке весь покрыт был дремучим лесом. От нынешнего г. Осташкова, если плыть водою, он в 9 верстах. Преподобный Нил рад был такому тихому месту. На первый раз он выкопал здесь в горе пещеру и прожил в ней зиму (1528 г.). – Потом поставил себе небольшую келью и часовню, для овощей возделывал он землю; а без того питался ягодами и травою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нил Сорский – главный представитель второго направления. Преподобный Нил происходил из благородной семьи, родился он в 1433 г. в окрестностях Москвы. Его аскетическая жизнь началась в девственных лесах близ Белого озера в Кирилло-Белозерском монастыре, основанном Кириллом Белозерским († 1427), монахом из обители прп. Сергия Радонежского. Нил принял монашеский постриг и делил свое время между молитвой, постом и монастырскими работами, которые, по свидетельстну современников, были весьма тяжелыми. Но здесь его богато одаренная и мистически настроенная душа не могла найти удовлетворения. Поэтому он предпринял паломничество на Афон, надеясь обрести там новые возможности. С ним отправился его сподвижник, именем Иннокентий. Нил посетил многие монастыри на Святой горе, был в кельях и пещерах старцев-святогорцев. Под их руководством он получил необходимые представления о существе аскетической жизни, о том, что такое праксис и феория, об умной молитве, о хранении сердца и о трезвении ума. Он изучил все богатство аскетических преданий, «перелетая, подобно пчеле, в цветущем саду с одного цветка на другой для того, чтобы оживить свою зачерствевшую душу и приготовить ее ко спасению». Здесь он расширил и углубил свои аскетические познания. Именно здесь он в первый раз пережил красоту погружении в Бога, духовную радость «райской трапезы», которою награждаются Божией благодатью подвижники отречения. Нил черпал свои познания преимущественно из творений великих христианских отцов: св. Антония Великого , Василия Великого , Ефрема Сирина , Макария Египетского , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова , Нила Синайского , Григория Синаита и других. Это были отцы, которые старались поставить монастырский аскетизм на мистический фундамент. Поэтому неудивительно, что в писаниях самого Нила мы часто встречаем ссылки на Григория Синаита . Тогда на Афоне воспоминания о Григории Синаите были еще очень свежи, и почти каждый старец, которого Нил посещал, был верным хранителем аскетически-мистических взглядов Григория. Рука и воля этого великого учителя еще чувствовались повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Что касается общественного положения, занимаемого преп. Нилом до принятия монашества, то сведения об этом мы находим в Цареградском синаксаре , в других греческих синаксарях и месяцесловах, а также в «Церковной истории» Никифора Каллиста . Все эти источники говорят, что преп. Нил, происходя из известной семьи, занимал высокое общественное положение, так как был «епархом города Царьграда». То, что преп. Нилу, действительно, был хорошо известен «блеск мирской славы», видно из краткого письма епарху Вакху, в котором он, вероятно, на основании личного опыта предостергает Вакха о возможном разочаровании, так как «чем ближе он к царским палатам, тем изряднейшие заботы и бури его ожидают» . В Синаксаре Никодима , в греческих месяцесловах , а также и в славянском Прологе за 12 ноября мы читаем, что преп. Нил был епархом Царьграда «во время правления Маврикия». Однако данное замечание нельзя считать достоверным, так как деятельность преп. Нила относится к более раннему времени. Преп. Нил как современник свт. Иоанна Златоуста и императора Аркадия не мог жить в период правления императора Маврикия (582–602), то есть спустя по меньшей мере 175 лет после эпохи императора Аркадия (конец IV – начало V века). Цареградский синаксарь относит деятельность преп. Нила как цареградского епарха ко времени правления императора Феодосия Великого. Последнее свидетельство вполне достоверно, так как в период правления императора Аркадия преп. Нил был уже прославленным монахом, молитв которого просил и сам император . Что касается семейной жизни преп. Нила до принятия монашества, то о ней мы имеем свидетельства самого преп. Нила в его «Narrationes» , где он излагает историю своей жизни. Из нее мы узнаем, что преп. Нил был женат и имел двух сыновей . Однако его любовь к уединению, понемногу возраставшая и укреплявшаяся в нем еще с молодости, заставила его оставить не только блестящее общественное положение, но и счастливую семейную жизнь. Эту трогательную сцену прекращения брачной жизни достаточно подробно описывает сам преп. Нил.

http://pravoslavie.ru/3207.html

Если истинно намерен ты приносить дары Богу, то не бесчести посредника Даров , руки которого Бог, по человеколюбию, благоволил употребить на служение Ему. Ибо иерей, если и сквернится, как говорите, какою-либо нерадивою жизнию, сам за себя даст отчет, но все же есть ангел Господа Вседержителя ( Мал. 2, 7 ), кик по тайноводству Божественного священнодействия, так и потому, что служит спасению многих (прп. Исидор Пелусиот , 60, 200–201). ...Надлежит душевное око от чужих погрешностей обратить на собственные свои, и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом сего бывает оправдание (прп. Исидор Пелусиот , 60, 372). Источник. Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить (прп. Нил Синайский , 72, 241). Источник. ...Не охуждай иереев за то, что не все они чисты; не твое дело судить и пересуживать епископов Господних (прп. Нил Синайский , 73, 144). Если видишь, что иной не чище всех нечистых и лукавее всех лукавых людей, то не изъявляй желания осудить по, и не будешь оставлен Богом, и не соделаешься пленником (прп. Нил Синайский , 73, 243). Источник. Судить позволительно наиболее славным и чистым из пастырей, которым вверены ключи Царствия, а не пасомым и носящим на себе следы греховных скверн (прп. Нил Синайский , 73, 243–244). Источник. ...Великий грех – уязвленному многими беззакониями не обращать внимания на свои грехи, а любопытствовать и говорить о том, что есть худого в других (прп. Нил Синайский , 73, 289–290). Источник. Не обморочивай слуха своего пересудами, чтобы, продав себя этой страсти, не стать тебе рабом многих страстей; потому что одна страсть, нашедши для себя место в тебе, в то же гнездо (или стойло) введет и другие страсти; делается же рабом многих страстей владычественный ум тогда, когда, сопрягшись с какою-либо страстию, совсем отбрасывает подвижнические труды (прп. Нил Синайский , 90, 306–307). Источник. Кто обвиняет брата своего в пороке его, тот обвинителя себе обретает в Боге (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В искусстве Андрея Рублева нет непроницаемой границы между Божественным и человеческим, духовным и плотским, небесным и земным. Творчество Рублева утверждает возможность для каждого человека совершить восхождение к высшим ценностям, проникнуться Божественным началом, которое обнаруживает себя в земном мире через красоту и премудрость. М.В. Первушин Преподобный Нил Сорский XV столетие – золотой век русской святости – завершает собой преподобный Нил Сорский . До нас не дошло жизнеописание преподобного Нила. Скудные сведения о нем можно найти либо в его собственных произведениях, либо в летописных повествованиях того времени. Известно, что преподобный Нил происходил из дворянского рода Майковых и родился в 1433 году в Москве. В юности он принял постриг в одном из самых строгих монастырей того времени – Кирилло-Белозерском. Оттуда он отправляется на Афон, чтобы «воочию увидеть истинное подвижничество отшельников-исихастов». На Святой Горе, как вспоминает сам Нил, «я как пчела перелетал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить ее ко спасению». Нил вернулся с Афона на Белое озеро, но не остался в Кирилловом монастыре. Он избрал для своих подвигов пустынное место на реке Соре в 15 километрах от монастыря. «Нашел я благодатию Божией место по мыслям моим, малодоступное для мирских людей», – пишет Нил своему ученику. Вот как описывает окружающую природу один из посетивших Нилову пустынь: «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный… Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня». Постепенно вокруг Нила собирается небольшое число подвижников. Здесь, в уединении, окончательно сложились воззрения преподобного Нила, изложенные в его многочисленных посланиях, письмах к ученикам, уставе скитской жизни. Все его произведения цельны и едины по своему внутреннему духу. Все они направлены на выяснение лишь одного – пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вообще, всякая природа от сущностновидной ее энергии получает наименование. Но на это кто-то может возразить: как же тогда по отношению к триипостасному Божеству? Божество – это имя, но не природу ли саму оно изображает Божию? Нет, но некоторую энергию, то есть промыслительную обо всех и созерцательную, и это нам ясно представлено цитатами из Священного Писания. Предвидение, или промышление, – это природные энергии, а не природы, если же это природы, как ты учишь, то Бог становится сложенным из многих и разных природ. И об этом всем и мы имеем такое же представление и всем другим предлагаем так же мыслить, что у Святой и безначальной Троицы одна сила и энергия, поскольку у Трех воспеваемых нами ипостасей одна природа 1638 . Итак, это – одна сила, одна энергия, и одна слава одной Святой Троицы, которая – одно и едина, многообразно делами засвидетельствованная. Св. Нил Кавасила (Д И. Макаров, Г. И. Беневич) Св. Нил Кавасила (конец XIII в. – март 1363 г.), следующий после св. Григория Паламы митрополит Фессалоникийский (июль 1361 – март 1363 г.), – один из виднейших православных богословов-догма-тистов и полемистов поздневизантийского периода и одна из крупнейших личностей своей эпохи 1639 . Семья Нила была весьма известна в Фессалониках. В эпоху Палеологов ее прославили как богословы св. Нил и более знаменитый в России его племянник св. Николай Квасила 1640 (его мать, сестра Нила, закончила жизнь монахиней в монастыре св. Феодоры в Фессалониках). Нил родился и воспитывался в Фессалониках, которые были в XIV в. вторым по значению городом в империи после Константинополя. Николай Кавасила называл Фессалоники того времени «вторыми Афинами», настолько важным центром духовной культуры и просвещения они тогда были. По свидетельству современников, даже среди многих выдающихся людей Нил выделялся своей необыкновенной эрудицией; отличался он и острым умом и добродетелями. До того как он занял епископскую кафедру, Нил преподавал риторику в Фессалониках и Константинополе. Известно, что в 1337 г. Николай Кавасила отправился в Константинополь, чтобы продолжить образование под руководством дяди.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010