Впоследствии Василий принял постриг с именем Варнава и даже стал игуменом Дохиара. Вследствие чуда, совершенного Архангелом, обитель была посвящена Бесплотным Силам, монастырский собор был освящен в честь Архистратига Михаила, а храм святителя Николая Чудотворца остался параклисом, то есть придельным. К монастырскому собору предположительно в 1547 году была пристроена трапезная. На внешней стороне восточной стены ее, справа от входа, находится чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный в виде фрески в 1563 году. Слева от лика Пречистой Девы есть надпись: «Скороуслышительница, Врефократуса (Держащая Младенца), Страшное Предстательство». В 1664 году перед этой иконой произошло следующее чудо. Мимо иконы нередко ходили иноки, а чаще всего по служебной надобности проходил там трапезарь по имени Нил. Однажды вечером, проходя мимо иконы « Скоропослушница » с дымящейся зажженной лучиной, Нил услышал голос, исходивший от святого образа: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти моего образа». Не обратив должного внимания на эти слова, трапезарь продолжал ходить с зажженной лучиной мимо святого образа. Спустя немного времени Нил услышал во второй раз голос, исходивший от иконы Божией Матери: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!»   В этот момент Нил потерял зрение. Тут только он понял, чьи это были слова, и принял наказание, как должное. Монах пал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Богородицу о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем чуде, то в страхе припали перед святым образом, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новому трапезарю повелели каждый вечер совершать перед иконой каждение фимиамом. Нил же решил не отходить от иконы Божией Матери до тех пор, пока не получит исцеления.   Наконец в один из дней, когда Нил со слезами молился перед святым образом, он услышал тихий и милостивый голос:«Нил, твоя молитва услышана. Ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Возвести же и всей братии, что Я – покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане прибегают ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательством, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним. Отныне сия Моя икона будет именоваться “ Скоропослушница ”, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и скоро внимать их прошениям». После этих слов, произнесенных Пречистой Девой, Нил прозрел.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

...Искушение состоит не в том, чтобы думать о себе, будто бы впал в искушение, но в том,, чтобы быть им побеждену (прп. Исидор Пелусиот , 62, 289). ...Невозможно не впасть в искушение, возможно же преодолеть оное. И в том и в другом поручителями и свидетелями нам все святые, которых пронзили столь многие тучи искушений, что целую почти здешнюю жизнь были они в подвиге. Итак, никто из них не был услышан, – скажет кто-либо. Были они услышаны. Но быть услышанным значило не то, чтобы не впасть в искушение (это невозможно), но чтобы, впадшему, сойти с поприща не только невредимым, но даже в венцах (прп. Исидор Пелусиот , 62, 290). Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец; мудростью и добродетелью, а не отчаянием... прекращает его человек... когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (прп. Исидор Пелусиот , 62, 339–340). Во время... искушений употребляй краткую и усиленную молитву (прп. Нил Синайский , 71, 191). Источник. Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души (прп. Нил Синайский , 71, 215). В искушениях веди себя осторожно, потому что они обличили многих, которые были выше тебя (прп. Нил Синайский , 72, 234). Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество (прп. Нил Синайский , 72, 248). Источник. Много потрудившиеся в делах правды если иногда и будут на краткое время преодолены силою искушений, то не потеряют бодрости, но, восстав, приимут твердое и непоколебимое положение, и не дадутся более в обман (прп. Нил Синайский , 73, 1). Источник. Во время искушений великая помощь – терпение по Богу (прп. Нил Синайский , 73, 226). Источник. Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, кто неблагоискусен и ленив (прп. Нил Синайский , 73, 252). Источник. ...Кого угодно Богу спасти, того будет Он устрашать, приводить в ужас, ввергать в различные печали, чтобы не было ему времени вдаваться в гордыню... (прп. Нил Синайский , 73, 295). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

I. Cb. преподобный Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 6 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Солобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря, и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «Все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженный необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвой Нила, они с тех пор жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его пред смертью причастия Св. Таин. Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу Св. Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь. На другой день Сергий с братией снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании нового, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(16) Нил Грек. В рукописном Временнике 1790. V. II. 226; Летоп. Никон. списка VI. 187, под летом 7017 (1509) сказано: «того же августа, в 24 день, поставлен Нил, игумен Богоявленский, епископом в Тверь Симоном, митрополитом всея Руси» (то же у Карамзина в Истор. Рос. Госуд. VII, прим. 383). Это игумен Московского богоявленского монастыря, как видно из Госуд. Грам. I. 404, где Богоявленский игумен Нил в октябре 1506 г. был в числе поручителей по князе Константине Острожском, как московским его утверждает и Строев в указателе на Историю Карамзина, стр. 174. В мае 1509 года в звании Богоявленского игумена был на соборе о неблагословении преподобного Иосифа Волоколамского Новогородским архиепископом Серапионом. (Рос. Вивл. XIV. 193). Что Нил посвящен точно в 1509 году, это подкрепляется самою пасхалиею: за три перед ним дня того августа 21 во вторник был хиротонисан в суздальского епископа Симеон, что вполне верно: тогда вруцелетие было 3. В описи царского архива 1575–1584, напечатанной в Археогр. Акт. I. стр. 339, означены: «списки Тверского владыки Нила, что послан был к патриарху в Царьград». Когда и по какому делу послан (верно, Московским государем) – не имеем сведений. По Лет. Никон. сп. VI. 190, 1511 года июня 27 находился при поставлении митрополита всея России Варлаама. В Продолжении Нестора стр. 375 под летом 7029 сказано: «того ж лета апреля в 3 день преставися епископ Тверский, владыка Нил грек». В рукописях графа Толстого стр. 260 – Нила, епископа Тверского, к вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении пресвятыя и о Артусе. Заметно, Нил прибыл в Россию вместе с Софиею Фоминичною, царевною греческою, бывшею потом супругою государя Uoahha III . Псковская первая летопись (в Собрании летоп. IV. 244), повествуя 1472 года о прибытии ее из Италии во Псков, говорит: «а быша у ней люди черны, а иные сини, а боярин ея был великого князя Юрьи малой грек; а владыка Тверской Нил был того же роду»; в Продолжении Нестора стр. 352, под летом 7017 сказано: «тогο лета поставлен Илия в епископы в Тверь». Разве не был ли после Вассиана пред Нилом епископ Илия, остается об этом исследовать боле опытным. В Каталоге летоп. Никон. списка в прибавлении к I тому стр. 5 после Вассиана прямо показан «Нил Гречин», тоже ошибкою названный «Данил». В том каталоге через пять епархий припечатаны еще Тверские архиереи: Феодосий, Антоний, Евфимий, но сих мы не знаем. Также нет Илии после Вассиана и по хронографу Румянцевского музеума, стр. 784.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Он встал и нетвердо, улыбаясь полупьяно, загородил о. Нилу дорогу. – Нет, уж я пойду. И пора, пора мне. – Ну, послушайте, вот; ну, простите меня. Я человек горячий, я действительно нек-т-р-рых по-пов не люблю, но не вас – нет, не-ет. Хорошо: пусть там школы школами, а церкви церквами. Школы будут для школ, мужики для мужиков, а церкви для церквей. Только вы сами не должны уходить… Нетт. О. Нил улыбнулся. Фаддей Ильич был так смешон, – толстый, растопыренный, со смущенным лицом, что сердиться на него было трудно. «Ах, неразумие, неразумие, – подумал о. Нил, – и вино. До чего распаляет человека». – А если я про надоровского батюшку – это не от злобы. Ну, что он? Ну, поскакал? Так ведь дрожал-то после сколько. Нет, это я без злобы. О. Нил вздохнул и сел на ступеньку. – Что мы с вами, враги, что ли? Фу ты, Господи Боже! Даже жарко стало. Он отер пот и сел рядом с о. Нилом. – Да, вы говорите: стекол нет? На сто рублей? Они сразу стали тише, не верилось, что за десять минут эти люди чуть не поссорились. – Я так и размышляю, – говорил о. Нил. – Если бы где-либо у знакомого купца попытать, с уступочкой… для храма. – Мм… с уступочкой. Фаддей Ильич вздохнул. – Это надо обмозговать, о. Нил, обмозговать. Но, перебрав несколько фамилий, все не могли они остановиться ни на чем. Тогда Фаддей Ильич вдруг крякнул, сказал: – Знаю. О. Нил, не беспокойтесь. Я хозяин, я вас обидел… стекла вам будут. – Как же вы думастес? Фаддей Ильич пыхтел, был грустен. – Да уж везет вам, что тут! Третьего дня старушку, нынче меня. Но потом он захохотал, обнял о. Нила. – Пузо-то, пузо-то, – хлопал себя по животу, – толстый дурак, дал-таки себя объехать. Ну, уж я даю стекол, я, что там. О. Нил смеялся и благодарил, хотя не очень верил. – Вы серьезно? – Дворянинс, дворянин! Уж я вам говорю! Фаддей Ильич покрутил ус. Вид его снова стал величествен. Когда о. Нил возвращался, уже светало. Он был в отличном настроении и думал о церкви. Одно его немного смущало: отчего все меньше становится истинно верующих? Над ними, священниками, часто смеются, в церковь, действительно, ходят мало. «Надо певчих завести, певчих, – соображал он, – из учеников. Пусть стараются. Православные любят пение». Эта мысль его утешила. Почти у калитки дома он остановился… В сереющей мгле, за рекой, виднелись копны; Венера у горизонта сияла слезой – мир был так мирен, сладостен, нежен, как стих акафиста. Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения Старец Нил Сорский, родившийся в 1433 г., происходил из московской боярской семьи Майковых . На иноческое поприще Нил вступил в Кирилло-Белозерском монастыре. Недовольный тамошним монашеским бытом, Нил решил отправиться на святую Афонскую гору и познакомиться с житием святогорских иноков в надежде получить там ответ на разные мучившие его вопросы. Живая религиозная душа юного Нила, его мистические наклонности и богословские искания не нашли полного удовлетворения в несколько суховатой духовной атмосфере Кирилловой обители . Нил, как и другие русские иноки, много наслышан был о Святой горе и о жизни святогорцев. Первые связи Древней Руси с Афоном восходят к XI в. В XII в. там уже был русский монастырь с названием Ксилургу; в 1169 г. русские монахи получили на Афоне еще один монастырь — св. Пантелеимона, который стал называться Русским монастырем . В XIII в. сношения с этими обителями были надолго прерваны из-за татарского нашествия и опустошения Южной Руси. Интенсивные взаимосвязи восстановлены были лишь в конце XIV и в XV в., когда многие русские иноки побывали на Афоне. В Спасо-Каменном монастыре, как уже упоминалось, одно время настоятелем был грек Дионисий, который ввел в обители Афонский устав. На Святой горе переводилось много книг (в основном это делали южные славяне), эти переводы приходили на Русь; среди них были книги, содержавшие общие сведения об исихазме . Нил со своим другом Иннокентием Охлебининым († 1521) побывали на Афоне уже после победы исихастов . Близкое ознакомление с жизнью святогорских иноков, встречи со старцами и подвижниками, чтение аскетических и мистических творений, которые Нил мог изучать уже в Кирилловом монастыре,— все это определило направленность его духовных исканий. Паломничество на Афон сделало из Нила приверженца исихии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436462/

Thessaloniki 1985. 266 . Nil Sorskij. La vita e gli scritti/A cura di Enzo Bianchi. Torino 1988. 2 1999. 184. Исследования и материалы 267 . Архангельский А. С. Преподобный Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. СПб. 1882. 268 . Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского //Литература Древней Руси. Источниковедение. Л. 1988. 96–106. 269 . Белякова Е. В. Скитский устав и его значение в истории русского монашества// Церковь в истории России. М. 1998. 1. 21–29. 270 . Блудилина Н. Д. Внутренний мир человека в изображении Нила Сорского //Герменевтика древнерусской литературы. М. 1992. 3. 344–374. 271 . Боровкова-Майкова М. С. К литературной деятельности Нила Сорского . СПб. 1911. (ПДП 177). 272 . Большаков С. Н. Преподобный Нил Сорский //ВРЗПЭ 1960. 36. 46–56. 273 . Бубнова В. А. Нил Сорский (историческое повествование). СПб. 1992. 158. 274 . Бубнова В. Дорогою к Нило-Сорской пустыни//Памятники Отечества. М. 1993. 3–4. 162–165. 275 . Бычков С. С. Характер цитации в «Предании» Нила Сорского как показатель его оригинальности//Русская литература XI-XX веков: Проблемы изучения: Тез. докл. науч. конф. молодых ученых и специалистов, 29–30 апреля 1992 г. СПб. 1992. 55. 276 . Гладышева Е. В. Интерпретация христианства в этических представлениях Нила Сорского //Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 2000. 1. 68–80. 277 . Гречев Б. Г. Преподобный Нил Сорский и «Заволжские старцы» – публицисты//БВ 1908. 2:5. 57–82; 3:9. 49–66; 3:11. 327–343. 1909. 2:5. 45–56,·2:6. 326. 278 . Гуреев М. Пустынь// Истина и жизнь. М. 1996. 11. 46–49. 279 . Григорьев Дмитрий, прот. Преподобный Нил Сорский , преподобный Иосиф Волоцкий и русское старчество в связи с творчеством Ф. М. Достоевского и полемикой вокруг него//Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 136–140. 280 . Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев – «списатели книг»//Древнерусское искусство: Рукописная книга. М. 1974. 2. 150–167. 281 . Кочетков Георгий, свящ. Святой Нил Сорский как выразитель церковной традиции//Правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский , 73, 302). Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский , 73, 317). Источник. ...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник. ...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник , 89, 512–513). Источник. Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28 ), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник. Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник , 89, 558).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. XV b. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 — две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. XII–XIII и Публ. XIII b. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. одна первая из Типогр.; Синайск. XIII b. — нынешняя; Хлудовск. XV b. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) [ 904 ]. ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ ЛИТУРГИИ (ВОСКРЕСНОЙ) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь, в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные Начинается литургия тремя рядами песнопений, справедливо называемых в Служебнике по способу исполнения их «антифонами». Эти-то антифоны и сообразуются с праздничною степенью дня. Для воскресных дней и менее великих праздников, начиная с шестеричных святых [ 905 ], включительно до двунадесятых Богородичных, такими «антифонами» служат так называемые «изобразительные» и «Блаженны». Содержание изобразительных псалмов «Изобразительными» (τυπικ) называются псалмы 102 и 145 не потому, как ранее думали, что они изображают блага искупления, а, должно быть, потому, что в составе литургии эта только часть подлежит регламентации Типикона, устава, может принимать разный «вид» (τπος).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

По-видимому, на такой же ступени развития, т. е. обособления от великой ектении, стоит сугубая ектения на литургии св. Иоанна Златоуста в Синайск. Евхол. 1153 г. «Рцем вси… Господи Вседержителю… Не хотяй смерти… Богатый милостию… Помилуй нас… Еще о благочестивейших и богохранимых наших царях и покорити под нозе… Еще о состоянии и мире христиан, избавлении плененных, исцелении немощных, и о упокоении в вере усопших… Еще о рабе Божием Ν, здравии… Еще о рабе Божием N, упокоении… Еще о плодоносящих… [ 430 ] Еще еже услышати Господу Богу глас…» [ 431 ]. Еще менее элементов из великой ектении и более близости к нынешней сугубой ектении в древнейшем из греч. Евхологиев, дающих ектении (а не молитвы лишь священника), в Евхологии Имп. Публ. библ. (из собр. еп. Порфирия Успенского, вывезен из Синайск. библ.) IX–X b. Имеются только первые слова прошений. «1. Рцем вси Господи помилуй. 2. От всея души и всего помышления. 3. Господи Вседержителю. (4?) Нехотяй смерти грешника. 4. О св. храме сем и с… 5. О отце и епископе нашем. 6. О благочестивейших и богохранимых. 7. О пособити и покорити под нозе их всякаго. 8. О избавитися и покорити. 9. О предстоящих людех. 10. О всех требующих в (χρηζντων εις). 11. Помилуй нас Боже по велицей». Далее неясное замечание: «и тотчас ектению 1. Еще и еже милостиву и благоуветливу и благоприятну (εδεκτον) и остальные ектении». Свободна от элементов великой ектении и идет, по-видимому, далее по пути сокращений сугубая ектения в слав. Служебнике ркп. Моск. Синод. библ. (343) XII b. и Софийск. при СПб. Дух. Ак. XIV b.: «1. Рцем вси от всея души. 2. Господи Вседержителю. 3. Богатый милостию Благий. 4. Нехотяй смерти греш. 5. О предстоящих. 6. Помилуй нас Боже. 7. Еще о благоверном [ 432 ]. 8. И еще молимся о епископе (только во втором). 9. И еще (еже) услышати» [ 433 ]. С XV b. в Служебниках как греческих, так и славянских устанавливается приблизительно нынешний состав сугубой ектении и нынешний порядок прошений на ней, по крайней мере для первых 4 прошений; остальные прошения тоже все появляются с этого времени, но с большими колебаниями в их числе, порядке и иногда в тексте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010