Создавая богословский трактат об умном делании на основе творений святых отцов, преп. Нил Сорский расставил в нем свои, русские, акценты. Таким акцентом, безусловно, является тема монашеского нестяжания. Сама по себе эта тема традиционна для святоотеческой письменности. Святые отцы учили, что нестяжательная жизнь отсекает попечения и создает необходимые условия для молитвы. «Молитва, – говорил Нил Синайский , – требует великого безмолвия и долгого свободного времени» 126 . Ему вторит Иоанн Лествичник : «Нестяжательный чисто молится; а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 127 . В своей главе «О сребролюбии» Нил Синайский рисует выразительный образ замученного стяжательством монаха: «А кто печется о волах, ежедневно пересчитывает стада овец, непрестанно ухаживает за виноградниками, рощами, нивами и садами, так что и продолжения дня недостаточно ему для сих работ; тот – где и когда будет иметь вспомнить о Боге?.. А если и найдет возможность изредка делать это между многих дел, то как принесет он Владыке чистое моление, когда мысль его не отрешена от того, о чем имеет он много заботы и попечения?.. Или не примечаешь, как сокрушают тебя днем дела, а ночью забота о них, время отдыха делая временем мучений? Ибо тогда память, приводя на мысль, кто нарушил межу, кто причинил вред плодам, кто прекратил водотечи для орошения, кто потравил пастбище, кто делает или сделал другую какую-либо обиду, и о каждом он упорствует и спорит, – приводит тем в неистовство раздражительную силу души, возбуждая ко мщению, не давая времени на сон и покой, и тем паче на молитву» 128 . Рассуждения Нила Сорского показывают, что наибольшее влияние на него в этом вопросе оказал именно преп. Нил Синайский (святой, в честь которого, видимо, был пострижен Нил Сорский ). Нил Синайский четко формулирует, что есть нестяжание. Это неимение излишнего. «Мерою приобретения должна служить потребность, что превышает эту меру, то есть излишество» 129 . Так же определял нестяжание и преп. Нил Сорский . «От излишнего же надо всячески отказываться», – говорил он 130 . Нил Синайский различал две степени нестяжания: высшую, райскую, доступную только некоторым великим святым, – когда подвижник не прилагает никаких усилий для своего пропитания: питается травой и уповает на Бога; и среднюю, скромную, при потовом труде в уповании на Бога. Причем отдавал предпочтение средней степени: «Но много имеет полезного и средняя нестяжательность, как сообразная со временем и нуждою» 131 . Средней меры нестяжальности придерживался и преп. Нил Сорский : «Мы избираем селения безмолвия... приобретая нужное на потребу от трудов своих. Если же нет, то, принимая малую милостыню, откуда усмотрит благость Его» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Язычник зрит богатство и поражается ему, как некоему чуду, а я на то же самое богатство смотрю свысока и насмехаюсь над ним… Язычник видит беду и ропщет, а я взираю на нищету – и скачу, и радуюсь, ибо истинным богатством признаю добродетель» . Осуждая пристрастие к материальным благам, преп. Нил предостерегает читателя и от «сети» людской славы, лишающей праведную жизнь подлинного христианского смысла и извращающей основную нравственную цель человеческого совершенствования. «И знай, благороднейший, – пишет преп. Нил комиту Ириму, стремившемуся занять высокую кафедру епарха, – знай, что мала, ничтожна, мимолетна и ничем не лучше весенних цветов сия достойная смеха и отвратительная слава, воздаваемая тебе людьми» . В другом письме преп. Нил с нежной любовью назидает своего ученика, чтобы тот не предавался земным забавам. В частности, он предостерегает его и от жажды земных почестей. «Смотри, сын, – пишет он, – чтобы, ища славы у людей, не остался ты без славы Божией». «Не продавай дела рук твоих за славу человеческую и не отдавай будущей славы за ничего не стоящую похвалу. Слава человеческая – в прахе; и сила ее угасает на земле, а слава добродетели вечна». «Слава, – свидетельствует преп. Нил, – слепа, потому что в жизни часто чествуются те люди, которые ни своими делами, ни своими словами не принесли никому никакого блага». Отвращая людей от «слепой» славы, преп. Нил, тем не менее, благосклонно относится к желанию юношей, посвящающих себя монашеской жизни, «заслужить благосклонность людей мудрых», но и эта благосклонность, которую преп. Нил называет «величайшей из своих похвал» является лишь средством, с помощью которого они могли бы «навыкнуть искать похвалы лишь у Бога». В своем осуждении человеческих притязаний к стяжанию богатства и людской славы преп. Нил сильно укоряет и предающихся разным земным удовольствиям. «Горе тебе, несчастнейший среди людей, – пишет он Приону, – что за малую и тленную усладу зарабатываешь ты себе вечный пламень» . Земные утехи, как учит преп. Нил, рассеивают человеческую мысль и, пленяя у человека чувство, ум и волю, лишают душу мира, необходимого ей для духовной жизни. «Не забава для души, – пишет он в другом месте, – проводить время в театрах и на конских ристалищах. Напротив, это страшный ущерб. Если же хочешь обрести подлинный душевный мир, то поспеши тогда в церковь или туда, где подвизаются монахи. Здесь найдешь ты много утешения и великое облегчение страждущему сердцу» . Дабы люди убедились в пользе пребывания в церкви, с одной стороны, и в ущербности земных развлечений, с другой, преп. Нил советует каждому сравнить свои внутренние переживания. «Испытай себя, – поучает он, – как чувствуешь ты себя, выходя из церкви и из монастыря, а как после театра или конных скачек. Сопоставь тот и другой день, и ты ясно познаешь пользу, получаемую от пребывания в церкви и монастыре, и утрату от посещения цирка и театра».

http://pravoslavie.ru/3242.html

Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил (Смирнов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картино Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием. В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конференция, посвященная традиционной народной культуре. Состоится 17 февраля. Москва, Литературный музей, ул. Петровка. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка художника Владимира Телина продлится до 21февраля. Москва, галерея «Арт Прима», Чистопрудный бульвар Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Фотовыставка лучших публикаций журнала «Фома» – « Территория радости » откроется 25 февраля в Берлине в Российском доме науки и культуры Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка выдающегося английского художника Уильяма Тернера (1775-1851) – более ста работ из собрания Галереи Тейт (Лондон) – работает ГМИИ им. А. С. Пушкина до 15 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Кинолекторий протоиерея Георгия Митрофанова «Духовная судьба России в отечественном кинематографе» пройдет в Санкт-Петербурге в Православном просветительском центре при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери 13, 27 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Лекции по византийскому искусству V-XV веков пройдут в особняке Румянцева в Петербурге 12,26 февраля. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »). 3 фильма к Прощеному воскресенью: « Чучело », 1983, СССР. Режиссер Ролан Быков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Покаяние », 1984, СССР. Режиссер Тенгиз Абуладзе //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Папа », 2004, Россия. Режиссер Владимир Машков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »). 1 книга февраля: Протопресвитер Александр Шмеман . Беседы на Радио «Свобода». – Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. Рекомендует Егор Агафонов , старший редактор издательства ПСТГУ//Фома. - – февраль 2009. – С.89,91. – (рубрика « Путеводитель. 1 книга февраля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Условия жизни в скиту определил, по-видимому, сам преподобный Нил. Братия скита должна была жить в избушках-кельях по одному. Лес на территории скита рубить запрещалось, чтобы из одной кельи было видно не более одной. Расстояние между ними не должно было быть достаточно значительным, чтобы иноки слышали, что происходит у соседа. В кельях нельзя было держать ничего, кроме книг, икон и самого необходимого, скромного, используемого каждый день. Слуг и скота не держали – это было запрещено. Питаться монахи должны, согласно «Правилу», от трудов рук своих; трудом же могли заниматься только таким, чтобы не покидать своей кельи. Пользоваться прибылью, получаемой насильственно от других, запрещалось. Милостыню преподобный Нил разрешал принимать лишь в крайних случаях и только умеренную. Помогать в беде другим монахи его скита должны были не материальными благами, а богатством духовным, ибо нестяжание, считал преподобный Нил, выше материальных подаяний. От монастырского правила преподобного Кирилла Белозерского преподобный Нил отступил, он ограничил процесс перерастания скита в киновию, то есть в общежитие, ограничив прием в свой скит условием, чтобы человек предварительно прошел выучку в общежительном монастыре (в скиту никого не постригали), а также неизменным требованием грамотности. В согласии с «Лествицей» Иоанна Синайского 389 , которую преподобный Нил часто цитировал, он осознавал свое направление как «средний путь» – средний между отшельничеством и общежитием. Преподобный Нил не порывал с традиционным монашеским подвижничеством, не противопоставлял скит общежительному монастырю. Он считал, что духовную нестяжательную жизнь возможно вести и в общежительном монастыре, но тогдашний монастырь, ведущий большое хозяйство и использующий чужой подневольный труд, рассеивает внимание и порождает губительные страсти. В своих сочинениях преподобный Нил постоянно напоминает о недопустимости для монахов жить вопреки Священному Писанию и не по преданиям святых отцов. Он считал, что стремление к приобретению сел и стяжанию богатства – отступничество от заветов Христа. В 1503 году на Соборе в Москве преподобный старец Нил поднял вопрос о монастырских владениях, начал говорить, чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням и кормились от трудов рук своих. Преподобного Нила поддержали белозерские пустынники, но победы на Соборе они одержать не смогли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последние годы силы о. Нила значительно ослабели. Друзья и знакомые его все чаще и чаще стали замечать, что во время, например, вечернего чая под шумок разговоров он склонялся головой и впадал в забытье, и вообще, обнаруживал старческую немощь. В последний год о. Нил и сам сознавал, что постарел и одряхлел. Когда о. Нил только еще поступил в монастырь, то был определен послушником к одному древнему старцу. Этот старец испытывал сильный зуд в теле и объяснял его тем, что его тело сохнет. Рассказывая об этом, о. Нил прибавлял: и я теперь сохну и действительно испытываю такой зуд. Видно, старость приходит, и пора костям на покой! В последнем рапорте Его Высокопреосвященству о. Нил пишет: «Ныне, при старости своих лет, коих мне от роду 76, я крайне своими силами и здоровьем изнемог, и до невозможности всеми членами ослабел, так что даже на будущее время, при всем своем усердии и готовности еще послужить во имя Христа Спасителя на пользу ближних – бедствующих вдов и малолетних сирот, во спасение своей души, хотя совершенно и не осмеливаюсь отказываться, но, к сожалению, никак не могу уже выполнять это послушание энергически и так успешно, как прежде всегда, при помощи Божией, выполнял с крайним самоотвержением». Однако, о. Нил продолжал делать сбор благотворений и успел собрать до 3 июня, т. е. дня своей смерти, 1059 р. 55 к. Он и умер, можно сказать, при исполнении того дела, которому посвятил свою жизнь. В последних числах мая месяца о. Нил отправился по сбору в Мамадышский уезд и здесь простудился. Сильно больной, он прибыл в г. Казань, где в доме одного благотворителя во Владимирском приходе сподобился исповеди и Св. Таин. 30 мая он был в Попечительстве и жаловался на свое нездоровье; 1 июня приехал в Макарьевскую пустынь и 2 раза был в церкви за Богослужением. Вечером этого дня о. Нил заперся в своей келлии и ночью сильно стонал, а к утру отошел мирно ко Господу. Никто не присутствовал при последних часах его жизни. Послушник, обыкновенно будивший братию, перед заутреней постучал в его келлию, но ответа не было. Позван был о. игумен и, по его распоряжению, была отперта келья: снаружи к окну келлии была приставлена лестница, по которой через окно проникли в келлию и отперли ее. О. Нил был найден уже мертвым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В молодых летах (около 1509 г.) он постригся в монашество в Иоанно-Богословской обители пр. Саввы († 27 августа) на Крыницах; здесь около десяти лет Нил провёл в монастырском общежитии, а затем, с благословения игумена, он переселился на реку Серемху (Осташковского уезда Тверской губернии) и в убогой, пустынной келье вёл суровый образ жизни). Однажды злые люди хотели убить его, но пр. Нил вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы и чудесно был спасён (три топора сломились). Разнёсшаяся по окрестностям молва о строго благочестивом подвижнике привлекала к пр. Нилу многих, приходивших к нему за советами, с просьбой о молитве за них. Такое стечение народа для скромного инока было тягостно, и пр. Нил усердно молил Бога указать ему место для безмолвия. И однажды, после молитвы, в дремоте он услышал голос: «Ниле иди на озеро Селигер; там, на острове Столобенском, можешь спастися». Повинуясь велению свыше, пр. Нил удалился на указанный остров (на озере, в 8 вёрстах от г. Осташкова); здесь он пробыл 13 лет. На первый раз он на Столобенском озере среди леса (в 1528 г.) выкопал в земле пещеру; затем поставил небольшую келью; для овощей он возделывал землю. Жители окрестных селений задумали вырубить на острове лес; преподобный убеждал не уничтожать его; но недобрые люди со злости зажгли лес, чтобы погубить и пустынника. Пламя с яростью пожрало деревья и могло уничтожить келью его. Пр. Нил, стоя на коленях, молился Богу о спасении, и огонь погас, как только достиг жилища его. Однажды, любители чужого задумали ограбить старца. Пр. Нил, встретив разбойников, сказал, что всё его сокровище в углу кельи, где у него стояла икона Пресвятой Богородицы. Злодеи ослепли и, ничего не видя, пали пред пр. Нилом и просили у него прощения. Пр. Нил возвратил им зрение. – Преподобный вёл суровую жизнь, ночное время проводил в молитве, посте и трудах, – и для отдыха не имел ложа, а, опираясь руками на двух костылях, предавался краткому сну. Пр. Нил при жизни получил от Бога дар чудес и прозрения; иногда приходивших к нему обличал в тайных грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

От печали брюзгливость, малодушие, раздражительность, отчаяние... (прп. авва Серапион, 56, 254). Часто случается, что неопытный, болезнуя о своих или чужих грехах, неприметным образом поражается стрелою сладострастия; через что начатое для пользы оканчивается срамом и вредом (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Источник. Душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге (прп. Исидор Пелусиот , 61, 177). Источник. Как сведущие врачи в начале болезненного припадка неохотно подают пособия, потому что приток влаг, производящих болезнь, делает водянистыми употребляемые лекарства, но дав ослабеть несколько припадку, тогда уже приступают к врачебному искусству, так и упоенному печалью, когда она еще во всей силе, не должно наносить ударов (иначе напрасно потратим слово, делая его недействительным коллурием), но, приняв ненадолго участие в печали и дав облегчиться несколько скорби, потом уже надлежит начинать врачевание (прп. Исидор Пелусиот , 61, 300–301). Источник. Искушение несносной печали и великого уныния можешь уничтожить обильными слезами, благими надеждами и любовью к Сладчайшему Спасителю Христу (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. ...Где печаль ради Бога, там, явно, и вечная будет радость (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Плененный варварами заковывается железом, а плен ник страсти связывается печалью (прп. Нил Синайский , 90, 271). Кто презирает мирские удовольствия, того не потревожат печальные помыслы (прп. Нил Синайский , 90, 272). Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренный принимает его как сотоварища (прп. Нил Синайский , 90, 272). Не исполнившиеся желания произращают печали, а молитвы и благодарения заставляют их угаснуть (прп. Нил Синайский , 90, 273). Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницей, а плоть иссушает и оставляет на месте (прп. Нил Синайский , 90, 273). ...Печаль есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов, ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль (прп. Нил Синайский , 90, 270). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но надо всеми силами стараться подражать им. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотческим учением. Это давало словам его особую силу.  Так делали наставники монашества и в наше время, например оптинские старцы. «Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае прп. Нил разрешает принимать подаяние от мирян, но только умеренное. Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самые простые. Скитяне, числом 12, жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь.  Всенощное бдение продолжалось всю ночь. Пения не было, только читали. Даже на Божественной литургии пели только Трисвятое, Херувимскую песнь и «Достойно есть». По совершении ее скитяне расходились по кельям на безмолвное житие. Лучшие из учеников прп. Нила по жизни и образованию были иноки Иосифо-Волоколамского монастыря — Дионисий и Нил, оба из княжеского рода.  Прп. Нил со старцем своим Паисием  принимал участие в соборах 1490 и 1503 гг., когда разбирались вопросы о еретиках — «жидовствующих» — и о монастырских землях. Прп. Нил настаивал на милосердии к еретикам и на отнятии у монастырей земель во исполнение обета нестяжания. Но он понят не был, и в обоих случаях восторжествовало обратное мнение прп. Иосифа Волоколамского (память его 9 сент.).  Прп. Нил скончался 7 мая 1508 г. •  Кирилло-Белозерский монастырь находился в Белозерском уезде на Новгородском Севере, ныне это Кирилловский р-н Вологодской обл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

I. Св. препод. Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженные необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвою Нила, они, с тех пор, жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его, пред смертию «причастия святых Таин». Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу святыя Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь . На другой день Сергий с братиею снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании новаго, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм. Память обретения мощей его празднуется 27 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010