Справедливость требует отметить, что оба последних жития, с точной формулировкой умного делания, составлены в XVI веке, после трудов Нила Сорского . Тем не менее мы решаемся утверждать, с высокой долей вероятности, непрерывность духовной, мистической традиции, идущей от преподобного Сергия к Нилу. Видения небесного мира, характеризующие северных подвижников, могут только укрепить нас в этом убеждении: таковы видения преподобного Кирилла (голос Богоматери) и явление Самого Христа преподобному Иоасафу. Еще одно последнее наблюдение. Мистическое самоуглубление, бегство в пустыню не мешает северным подвижникам прославлять любовь как «главизну добродетелей». О ней проповедуют Дионисий Глушицкий и его биограф. О ней говорит Иоасафу явившийся Спаситель. И контекст, и разъяснения не оставляют сомнений в том, что эта любовь направлена не только к Богу, но и к человеку. IX. Преподобный Нил Сорский В Ниле Сорском (1433–1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство. Он завершает собой весь великий XV век, столь значительный в истории русской святости. Из всех древнерусских святых он один писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство Нила, мы лишены его жития. Неизвестно даже, было ли оно когдалибо написано; предание говорит, что оно сгорело во время татарского разорения вологодских скитов в 1538 году. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы; поэтому наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны 451 . Дворянский род Майковых считает Нила Сорского в числе своих предков. Сам Нил, называющий себя «по реклу [прозвищу] Майков», добавляет: «поселянин», что указывает, вероятнее всего, на его крестьянское происхождение. Есть известие, что он был в миру «скорописцем», списателем книг. Во всяком случае, он рано постригся: «от юности моея», – пишет он. Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах цареградских», куда он ходил со своим учеником святым Иннокентием (Охлябининым). В XV веке сношения Руси с православным Востоком не были редки. Игумен Кассиан Спасо-Каменного монастыря два раза ездил в Константинополь по вопросу «о церковном исправлении». Известный старец Паисий Ярославов, живший в том же монастыре (ему предлагали Московскую митрополию, и он от нее отказался), и святой Нил в конце XV века считались столпами северного пустынничества и вместе с тем представителями греческой школы монашества. Некоторые его современники называли Нила учеником Паисия, который был старше его и, возможно, был его духовником. Если Паисий является адресатом двух писем Нила 452 , то именно он, а не Нил, ставит канонический вопрос, на который Нил должен был ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

  Преподобный Нил Сорский (в миру Николай Майков, 1433-1508), был великим подвижником так называемой «Северной Фиваиды», центра духовной жизни на Русском Севере. Основатель скита на реке Соре (Белозерский край), последователь византийских Отцов Церкви «исихастов» («безмолвников», или «молчальников») – Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Иоанна Лествичника (сочинения некоторых из них в русском переводе хранились в личной библиотеке Достоевского), Нил Сорский был талантливым духовным писателем, автором посланий, Предания и Устава, состоящего из одиннадцати глав – «слов».   Опираясь на учение византийских отцов Церкви, преподобный Нил размышляет о «мысленном делании», «делании сердечном», «учит умной (Иисусовой) молитве», «трезвению», «хранению сердца».   Имя преподобного Нила дважды упоминается в черновиках Достоевского: к роману «Подросток» (1875 г.) и к «Дневнику писателя за 1876 год». Приведем первую запись: «А кто не хочет трудиться, пусть тот и не ест, – сказано прежде (Нил Сорский)» (16, 143). Характерно, что Достоевский, превосходно знавший Новый приводит это суждение, восходящее к апостолу Павлу (2 Послание к Фессалоникийцам: 3, 10), сославшись на Нила Сорского, а не на первоисточник, что, на наш взгляд, является прямым свидетельством знакомства писателя с Преданием и Уставом преподобного Нила.   Приведенная выше запись Достоевского отсылает нас к следующему месту труда Нила Сорского. На вопрос: «Что авва Нил заповедует о трудах телесных?» – тот отвечает: «Они необходимы во всяком месте на земле, не исключая и пустынного иночества. От св. Отец строго передано нам, говорит преподобный Нил, чтобы дневную пищу и все для нас благопотребное, и Господу и пречистой Его Матери непротивное, мы приобретали своим рукоделием и В подтверждение своей мысли преподобный Нил ссылается на упомянутый выше стих Послания апостола Павла.   Вторая черновая запись Достоевского (к «Дневнику писателя за 1876 г.») касается вопроса о монастырской собственности: «О святом Ниле Сорском и о собственности. («Новое время», 8 марта, 9 (24, 157). Запись навеяна рецензией А. Суворина на вышедшую анонимно книгу Д.И.Ростиславлева «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (СПб., 1876 г.), где приводятся сведения о больших доходах церквей и монастырей, в частности, Ниловой пустыни.

http://bogoslov.ru/event/5739800

Благодаря своему знатному происхождению, превосходному образованию и личным достоинствам, преп. Нил был избран префектом Константинополя. Однако шумная жизнь столицы и бесчисленные заботы не согласовывались с его душевным настроением, и поэтому он решил оставить мир, чтобы спасаться в уединении. Посоветовавшись с супругой, он взял сына Феодула и удалился на гору Синай. Супруга же его с дочерью поступили в один из египетских монастырей. На Синайской горе преп. Нил с сыном поселились в пещере, выкопанной собственными руками. Они проводили здесь строгую подвижническую жизнь, питались дикими горькими растениями. Занятием их были непрестанная молитва, изучение и толкование Священного Писания, чтение духовных книг и рукоделие. Слава о преп. Ниле разнеслась среди православных, и к нему на Синайскую гору потянулись за духовным советом многие люди. Когда несправедливо осудили свят. Иоанна Златоустог о, то преп. Нил смело выступил на защиту своего учителя и письменно обличил императора Аркадия. Преп. Нил прекрасно знал обстановку в высшем свете столицы и понимал истинные причины гонения на свят. Иоанна, епископа-аскета и ревнителя нравственности. Через некоторое время на Синайскую гору напали варвары из Аравии, которые все разграбили, многих иноков убили, а часть увели в плен. В числе последних был и Феодул, сын преп. Нила. Варвары хотели принести Феодула в жертву богине Венере, но он был выкуплен епископом сирийского города Эмесы. Преп. Нил, узнав, что жертвоприношение не состоялось и что пленники были распроданы, начал разыскивать своего сына. Поиски привели его в город Эмесу, где находился Феодул, которого епископ уже готовил к служению Церкви. Преп. Нил был с честию принят епископом, который, против его желания, посвятил и его, и сына в пресвитерский сан. Епископ упрашивал их остаться в Эмесе, но любовь к пустынному житию не позволила им остаться в городе. Получив благословение епископа, они возвратились на любимую ими гору Синай, где преп. Нил вновь предался подвигам и богословским трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Приведем список древних аскетических авторов, которых преподобный Нил называет по имени и которых обильно цитирует: Василий Великий , Макарий Египетский (IV век), Иоанн Кассиан , Нил Синайский (V век), Дорофей, Варсонофий (VI век), Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Исаак Сирин (VII век), Симеон Стифат, Филофей Синайский (XI век), Петр Дамаскин (XII век), Григорий Синайский (XIV век). К этому списку из 14 авторов нужно добавить еще многие древние патерики, а также, возможно, и другие источники, теперь неизвестные, но могущие обнаружиться при дальнейших исследованиях. У Кассиана преподобный Нил мог научиться чувству меры, у своего синайского тезки – духу свободы, у Максима и Исаака – мистической традиции древних отцов, у Симеона и Григория – технике византийских исихастов и поэзии божественной любви. Напомним, что Древняя (Киевская) Русь знала только двух из этих 14 аскетических учителей: святого Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника . Все остальные представлены новыми переводами, принесенными из южнославянских стран на гребне великого мистического и литературного ренессанса XIV века. Примыкая к традиции северного русского пустынножительства, преподобный Нил не был, однако, сторонником абсолютного отшельничества. Он считается основателем на Руси «скитской» жизни, средней между киновией и анахоретством. При всей созерцательности своего духовного склада, преподобный Нил предпочитал «средний путь: еже со единым или множае со двема братома жити», как советует и Лествичник. Хозяйство не связывает небольшой общины, соединенной церковной молитвой. Близость братьев дает возможность отношений, построенных на чистой любви: «брат братом помогает». Впрочем, служение преподобного Нила братии не имеет характера ни управления, ни учительства. Преподобный Нил не хочет быть игуменом или даже старцем. Свое «Предание ученикам» он адресует «братии моей присным, яже суть моего нрава: тако бо аз именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель…» В противоположность большинству духовных авторитетов преподобный Нил невысоко ставит человеческое руководство на путях духовной жизни, хотя и советует пользоваться «беседами разумных и духовных мужей». Однако признает, что ныне иноки «до зела оскудели» и трудно найти «наставника непрелестна». Это недоверие к монашескому послушанию сообщает учению преподобного Нила характер духовной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Святой преподобный Нил, постник Синайский, уроженец Константинополя, жил в V веке и был учеником святого Иоанна Златоуста . Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К тому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст . Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушел на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых были и гневные обличения императора Аркадия, изгнавшего святого Иоанна Златоуста . Широко известны аскетические творения преподобного Нила, достойного ученика Иоанна Златоуста . Они совершенны по форме, глубоко православны, наполнены искренним чувством и ясной мыслью. Преподобный Нил глубоко изучил Священное Писание, оставил толкование на него, но особенно он известен аскетическими творениями. Лучшее из его духовных произведений – Книга о молитве. В этом труде преподобный Нил учит, что молитва есть «умная беседа человека с Богом. Молитвенное состояние есть состояние, свободное от страстей, посредством высшей любви восхищающее мудрый и чистый ум на высоту духовную. С великой радостью приемлет Бог молитву, принесенную в слезах. Молись сначала о приобретении слез, чтобы плачем смягчить жестокость души твоей... Молитва твоя привлекает помощь Господа в том, чтобы мог ты усердно исповедовать грехи свои и умилостивлять Бога слезами... Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, об избавлении от всякого искушения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды послали его сделать репортаж с праздника хоровой песни в Эстонии. Олег был просто потрясен: «Красота грандиозная… Но эстонцы строгие, высокомерные — никак я сначала не мог найти с ними общий язык. Во время выступления хористки, ухватив друг друга за подолы, ходили вереницами. Я подбежал и тоже схватил одну за подол. Она оглянулась, разулыбалась, потом все оглянулись и засмеялись благосклонно… Их дирижер, знаменитый Густав Эрнесакс, по-русски говорил плохо, но улыбкой все договаривал… На прощание пригласил меня в лес, и мы семечками покормили с рук белок…» Много отец Иоанн снимал нашу Северную Фиваиду, где среди непроходимых лесов укрылись от человеческой суеты древние монастыри, деревушки, в которых люди живут так же счастливо, как жили тысячу лет назад. Старик и старуха, уже и летом не снимающие теплых валенок. Сидят прямо на досках крыльца. Изработанные ноги вытянули. Одежда на них вечная — такую теперь не шьют, теперь шьют временную, чтоб скорее износилась… Вот старый монах стоит внутри круга из только что расколотых поленьев. Брат Нил. Он был глуховат, но почему-то всегда запирался в келье. Отец Иоанн предостерегал: мол, не закрывайся — а если пожар случится, наводнение, то до тебя не достучишься; а если тебе плохо станет — к тебе не попадешь. Но Нил почему-то все равно запирался. Однажды отец Иоанн стучался, стучался к нему — испугался, выбежал из корпуса, встал на завалинку и — в окно. А Нил сидит за столом, а на столе его кот Бублик. И смотрят друг на друга с любовью. Потом отец Иоанн добавит: «Так они сидели, чтобы глаза на одном уровне были». Да, равная любовь двух Божиих тварей. Стало ясно, почему Нил закрывался, — кто-нибудь из неразвитых сердцем мог попрекнуть: «Чего ты кота на стол пускаешь?» Хотя, думаю, Нил просто не хотел никого искушать. Его едва ли бы кто попрекнул. Весь монастырь вечерами слушал, как брат Нил (как все глухие не понимая, что такое тихо, что такое громко) басом тревожил всю округу: «Бублик, Бубля…» И никто не укорял его. Когда же Нил замолкал, все знали: Бублик вернулся из тьмы ночи домой.

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Нил с нежной любовью назидает своего ученика, чтобы тот не предавался земным забавам. В частности, он предостерегает его и от жажды земных почестей. " Смотри, сын, пишет он, чтобы, ища славы у людей, не остался ты без славы Божией " . " Не продавай дела рук твоих за славу человеческую и не отдавай будущей славы за ничего не стоящую похвалу. Слава человеческая в прахе; и сила ее угасает на земле, а слава добродетели вечна " . " Слава, свидетельствует преп. Нил, слепа, потому что в жизни часто чествуются те люди, которые ни своими делами, ни своими словами не принесли никому никакого блага " . Отвращая людей от " слепой " славы, преп. Нил, тем не менее, благосклонно относится к желанию юношей, посвящающих себя монашеской жизни, " заслужить благосклонность людей мудрых " , но и эта благосклонность, которую преп. Нил называет " величайшей из своих похвал " является лишь средством, с помощью которого они могли бы " навыкнуть искать похвалы лишь у Бога " . В своем осуждении человеческих притязаний к стяжанию богатства и людской славы преп. Нил сильно укоряет и предающихся разным земным удовольствиям. " Горе тебе, несчастнейший среди людей, пишет он Приону, что за малую и тленную усладу зарабатываешь ты себе вечный пламень " Земные утехи, как учит преп. Нил, рассеивают человеческую мысль и, пленяя у человека чувство, ум и волю, лишают душу мира, необходимого ей для духовной жизни. " Не забава для души, пишет он в другом месте, проводить время в театрах и на конских ристалищах. Напротив, это страшный ущерб. Если же хочешь обрести подлинный душевный мир, то поспеши тогда в церковь или туда, где подвизаются монахи. Здесь найдешь ты много утешения и великое облегчение страждущему сердцу " Дабы люди убедились в пользе пребывания в церкви, с одной стороны, и в ущербности земных развлечений, с другой, преп. Нил советует каждому сравнить свои внутренние переживания. " Испытай себя, поучает он, как чувствуешь ты себя, выходя из церкви и из монастыря, а как после театра или конных скачек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил, движимый идеей скитского жительства, покидает монастырь, сначала построив себе келью недалеко от него, а затем, найдя место более подходящее, – на реке Соре в 15 верстах от монастыря, в лесной глуши. Недалеко от него, чтобы можно было подавать друг другу голос, поселяется давний спутник Нила – Иннокентий, а спустя некоторое время к ним присоединилось еще несколько ищущих уединенного жития иноков. Преподобный Нил Сорский считается основателем скитского жительства, которое представляет собой нечто среднее между общежительным монашеством и отшельничеством. Суть его – пребывание по двое или трое в одном месте, недалеко друг от друга, но не вместе, или по одному в отдельности. Такой образ жительства преподобный Нил считает царским (средним), наиболее подходящим для достижения цели в умном делании, так как монастырское общежительство приемлемо для большинства иноков, а анахоретство – чрезвычайно сложный путь, доступный лишь совершенным и святым. Кроме того, преподобный Нил Сорский на Соборе 1503 года выступил во главе своих сторонников и последователей – «заволжских старцев» – против церковного землевладения и стяжания другого имущества Церковью , но его позиция не была поддержана государственной властью, которая встала на сторону преподобного Иосифа Волоцкого . 7.3. Скитское иночество Преподобный Нил Сорский оставил нам немало своих произведений, главное из них – «Устав», в котором он подробно разбирает скитское житие и которое не является уставом в строгом смысле, но представляет собой полноценную работу по христианской аскетике. В своей небольшой работе «Предание ученикам» преподобный Нил Сорский пишет о том, что он не хочет никого учить и наставлять как неразумных учеников, но обращается к тем братиям, которые определились со своим выбором и имеют подобные жизненные цели, что и сам автор. Преподобный Нил кладет в основание своих устремлений вполне экзистенциальный мотив: страх смерти, по его мнению, побуждает человека искать путь спасения, который и предлагает православная вера. И именно в неизбежности смерти, в неизбежности Божиего суда все люди равны, нет ни учителей, ни учеников, нет ни начальствующих, ни подчиненных, нет только рассуждающих о спасении, ни следующих этим рассуждениям. Все люди здесь – одинаково учителя и подчиненные одного учителя – Иисуса Христа, и должны не рассуждать, но действовать согласно Его Завету.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если же надлежит усилить доказательство и выразиться с точностью, то, может быть, такой и превзойдет их. Ибо им желание потерпеть обиду приносит великое утешение; потому что и не терпели бы обиды, если бы не захотели. А кто не хотел, но вытерпел и не сделал ничего такого, чем бы мог отмстить обидевшему, тому, как показавшему опыт крайнего любомудрия, да соплетен будет венец более светлый (прп. Исидор Пелусиот , 62, 257). ...Справедливое дело – не быть обиженным, но дело любомудренное – обиженному переносить сие терпеливо (прп. Исидор Пелусиот , 62, 326). Источник. Весьма точно знаю, что переносить оскорбления и обиды – и здесь доставляет нам доброе о нас мнение, и там принесет наивеличайшую похвалу. А что быть признательным к тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большему любомудрию, особенно когда, делая это часто, величается тем (не хочу сказать, будто бы из чужих бедствий намереваюсь соплетать себе венцы), – это дело самое великое... (прп. Исидор Пелусиот , 63, 389). Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто терпит неприятности, тот не будет лишен и приятного (прп. Нил Синайский , 72, 190). Источник. Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших (прп. Нил Синайский , 73, 239). Источник. В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде всеоружие его найти готовым (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Терпеть зло – блаженное дело... ибо кто терпит, тот наследник Христов... (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели (прп. Нил Синайский , 73, 275). Источник. Иисус Христос пострадал как человек и повелел терпеть нам как Слово и Советодатель (прп. Нил Синайский , 73, 348). Источник. есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей... (прп. Нил Синайский , 74, 227). ...Сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возможет повредить тому, кто о Христе приобрел терпение (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Перед этой иконой были двери, которыми отцы ходили на трапезу. Трапезарь Нил ходил не только днем, но и ночью, с зажженной лучиной. Однажды он услышал голос: «Не приближайся сюда с зажженой лучиной и не копти Моего образа». Нил сначала испугался, но потом подумал, что это кто-то из братии говорил, и продолжал ходить мимо иконы со свечою. По прошествии немалого времени Нил услышал слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ!» При этих словах Нил ослеп. Братия нашла его лежащим у иконы. Трапезарь рассказал о чуде, и устрашенные иноки затеплили пред образом неугасимую лампаду. Положили за правило, чтобы трапезарь каждый вечер кадил икону. Нил день и ночь молился и плакал у иконы. И вот в один из дней ему было сказано: «Нил, услышана твоя молитва, ты прощен. Возвести братии, что Я — их Покров. Пусть каждый обращается ко Мне, и Я не оставлю никого. Икона Моя будет именоваться «Скоропослушница». Нил прозрел, а слух об иконе обошел всю гору Афон и вышел за ее пределы. Заходим в соборный храм монастыря, посвященный Архангелам. Храм XVI века. В полу виден небольшой камень, с которым отрок был потоплен в море. Нас встречают молодые монахи монастыря и выносят мощи для поклонения. Колонны в храме изготовлены цельными, они более древние, чем сам храм. Росписи XVI века. Иконостас деревянный позолоченный. Аналои на клиросе отделаны перламутром. Бросается в глаза исключительный порядок. Все в храме блестит, все начищено, начиная с паникадила и заканчивая лампадами. Отец Николай нам говорил, что это один из самых строгих монастырей Афона. Так держит братию игумен Григорий. Осмотрев храм, проходим в маленький придел, где находится «Скоропослушница». В умилении поклоняемся и лобызаем чудотворный образ. Поем «Под Твою милость», «Царице моя Преблагая». Проходим в большую трапезную. На стенах фрески. Одна из них изображает Апокалипсис. Греческий монах показывает нам часть фрески, с цилиндрическим строением, из которого выходит дым в виде атомного взрыва, а рядом лежат умершие люди.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010