За свою великую подвижническую жизнь св. Макарий получил дар чудотворения, так что даже воскрешал мертвых. Однажды Макарий услышал голос: «Ты не сравнялся добродетельной жизнью с двумя женщинами, которые живут вместе в ближнем городе». Макарий пошел и отыскал женщин. «Расскажите, как вы живете», – спросил их Макарий. Женщины сказали, что они жены двух родных братьев, живут вместе 15 лет и живут так, что никогда не ссорилась между собой и не сказали обидного слова одна другой; что они просили мужей отпустить их в монастырь, но те не согласились; что они избегают пустословия и рассеянности. Выслушав рассказ, св. старец сказал: «Поистине везде и всякому можно спастись, и Бог поможет, было бы только желание спасения». Раз Макарий застал в своей келье вора. Святой не показал вида, что он хозяин, помогал вору брать вещи и даже проводил его, сказав в себе: «Ничего я не принес в этот мир, ничего и не возьму». Св. Макарий умер в 391 г., имея около 90 лет. Перед смертью явился ему ангел и сказал: «Иди в вечную жизнь с нами». Макарий простился с иноками, помолился и испустил дух. Св. Макарий оставил много сочинений. Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом св. Макария Египетского . До 40 лет он занимался торговлей, затем крестился и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря «Кельи», находившегося в египетской пустыне, между Нитрией и Скитом. Св. Макарий Александрийский , подобно Египетскому, был великим и учительным подвижником и сотворил много чудес. Услышав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, старался подражать ему в этом подвиге. Так, слыша, что некий инок употребляет в один день только один фунт хлеба, он ел столько же и даже меньше. Захотелось ему как можно меньше спать, для этого он 20 суток оставался под открытым небом, терпя днем солнечный жар, а ночью холод. Чтобы умертвить в себе плотскую страсть, он садился в болото нагим и давал комарам жалить тело свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

С тех пор установилась духовная связь этих старцев. О. Леонид считал о. Макария сотоварищем по монашеству и разумению, но, уступая просьбам и смирению его, решился с ним обращаться как с учеником. По отъезде о. Леонида в Оптину, о. Макарий вступил с ним в переписку. Несколько лет исправляв должность благочинного, о. Макарий в 1831 году был взят архиереем в качестве казначея и эконома в Петербург, где и пробыл ровно год. Пребывание среди шума городского, внешние заботы и лишение пустыни сильно тяготили о. Макария. По возвращении своем, он подал прошение о переводе в скит при Оптиной пустыни, о чем заранее сговорился с о. Моисеем и о. Леонидом Оптинскими. После долгих ожиданий, все устроилось, и 5 февраля 1834 года о. Макарий, которому было тогда 46 лет, поселился в Оптинском скиту, начальником коего был о. Антоний (брат о. Моисея). К Площанской обители о. Макарий до конца дней сохранял любовь и благодарную память. II. Оптина и деятельность старца В первые два года своего пребывания в скиту о. Макарий, находясь при о. Леониде, помогал ему в обширной его переписке; в 1836 году определен духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначен скито-начальником. Иго послушания своему старцу о. Макарий понес до конца; зная высокое духовное устроение своего ученика, о. Леонид испытывал терпение о. Макария, дабы, по слову св. Иоанна Лествичника , доставить подвижнику венец. Так, однажды о. Макарий, уже будучи духовником, не спросясь старца, согласился на просьбу о. Моисея — принять от мантии некоторых новопостриженных. Возвратясь в скит, о. Макарий сказал о. Леониду, окруженному в то время народом, — зачем звал его настоятель. Тогда, притворясь гневающимся, о. Леонид, возвыся голос, стал укорять о. Макария, который, поникнув головою, повторял только: “Виноват! простите Бога ради, батюшка”, — и, когда старец умолк, поклонился в ноги. Все присутствовавшие смотрели на эту картину одни с недоумением, другие с благоговейным удивлением. Когда о. Леонид был перемещен из скита в монастырь, о. Макарий продолжал посещать его ежедневно — то приходил за разрешением возникавших в нем, по должности духовника, недоумений, то приносил приготовленные, по приказанию старца, письма. Когда скончался о. Леонид, о. Макарий оплакивал его не менее чем первого старца своего Афанасия. Этот насадил, а о. Леонид укрепил в нем семена духовного ведения.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так, напр., в 1844 г. Макарий, по поручению начальства, произносил 4 проповеди: 14 мая и 30 Августа в Александро-Невской лавре, 13 февраля и 11 июля в Казанском соборе 431 ; между тем нам известно из 1844 года только два его слова: в Великий Пяток и в неделю Православия 432 . В 1845 г. архим. Макарий, по поручению начальства, должен был произносить три проповеди: 28 января и 6 декабря в Казанском соборе и 30 Августа в Александро-Невской Лавре. Но от проповеди 28 января 1845 года архим. Макарий почему-то отказался и в ответ на его прошение об этом С.-Петербургская духовная консистория просила Академическое Правление сообщить ему, что от произнесения проповеди 28 января 1845 г. он уволен; следовательно, архим. Макарий в 1845 г., по-видимому, произносил две проповеди (30 августа и 6 декабря) 433 , между тем как в печати известны три проповеди его за этот год: по избрании судей в Казанском соборе, на Пасху в Александро-Невской Лавре и 6 декабря в Никольском соборе 434 . В 1846 году архим. Макарий должен был произнести три проповеди: 24 февраля и 22 августа в Казанском соборе и 5 апреля (Великий Пяток) в Александро-Невской Лавре 435 , а в печати известно только два слова: в Великий Пяток и в день (22 августа) священного венчания на царство императора Николая I 436 . В 1847 году архим. Макарий, по назначению начальства, должен был произносить 4 проповеди: 23 марта (день св. Пасхи) в Александро-Невской Лавре и 26 февраля, 21 апреля и 20 ноября в Казанском соборе 437 , а между тем известно только два слова за этот год: на день Св. Пасхи и в день рождения Государыни Цесаревны Марии Александровны 438 . В 1848 году архим. Макарий, по назначению начальства, произносил две проповеди: 29 февраля в Казанском соборе и 30 августа в Александро-Невской лавре 439 ; обе эти проповеди сохранились и в печати 440 . В следующем 1849 г. архим. Макарий, по назначению начальства, говорил две проповеди: 30 августа в Александро-Невской Лавре и 21 апреля в Казанском соборе 441 ; сохранилось же три проповеди, при чем третья (при погребении м.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В числе приглашенных оказался один подвижник – анахорет. Последний жил в уединенной келии вдали от селения и время – от времени приходил в приходскую церковь для принятия Св. Таин. Пришлось быть старцу в церкви и в тот день, когда Макарий устраивал поминальную трапезу по родителям. Когда после церковной службы Макарий звал присутствующих в церкви нищих к себе в дом, он заметил анахорета и убедительно стал просить его зайти к нему разделить общую трапезу. Анахорет прозорливым оком усмотрел доброту души Макария и зашел к нему в дом. Знакомство с этим отшельником и имело решающее значение в жизни Макария. Когда все насытились и стали расходиться, Макарий немного поудержал анахорета, припал к его ногам и со слезами просил дозволить ему прийти для беседы в его пустынную келью. – Отшельник дал на это согласие. Макарий на другой же день по утру явился к старцу. В беседе с последним Макарий высказал свое заветное желание всецело посвятить себя на служение Богу в тиши и уединении от Мира. Как не удивлялся св. отшельник благодатному настроению Макария, однако сразу не решился дать ему совет. Он ожидал откровения свыше. Целый день св. старец и юный Макарий провели в беседе и молитве, пока вечер не разлучил их. И вот ночью, когда Макарий спал, старец увидал около гостя целый сонм монахов и при этом как бы некий голос призывал его. Теперь отшельник понял, что Господь зовет его гостя себе. На утро он посоветовали Макарию делать то, к чему влечет его сердце, а отпуская, дал ему наставление не уходить сразу в пустыню, а поселиться сначала в келье вблизи какого-нибудь селения. Так начинали монашескую жизнь, говорил анахорет, все великие подвижники: Павел Фивейский, Пахомий и др. Пр. Макарий поступил согласно указаниям старца. Явившись домой, он роздал свое имущество бедным, покинул родину и поселился в одной уединенной келии вблизи селения. Скоро о добродетелях Макария узнали жители этого места и так как у них не было священника, то они стали просить его быть у них пастырем. Макарий отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1874 году Потапова сменил Альбединский. Он не был таким гонителем Православия, как Потапов, и это сразу отразилось на движении присоединения. Число прошений о переходе обратно в латинство упало со 164 в 1874 году до 17 в 1876. Помимо вопроса о присоединении униатов, архиепископу Макарию приходилось бороться с многочисленным раскольниками, проживавшими в Литовском крае. В 1869 году Владыка Макарий принял депутатов от литовских староверов, желавших открыть несколько единоверческих приходов. Преосвященный Макарий благословил это начинание. Он поддерживал и миссионеров игумена Павла (Прусского) и священника Павла Тихомирова , пользовавшихся большим авторитетом у старообрядцев. Благодаря таким усилиям многие раскольники присоединились к Православной Церкви. Для присутствия в Синоде архиепископ Макарий регулярно приезжал в Петербург на зимние месяцы. На это время он оставлял замещать себя своего викария. Важные дела откладывались до приезда самого Владыки. Остальное время года он посвящал епархиальным делам и научным занятиям. Как и в Харьковской епархии, преосвященный Макарий привёл деятельность духовной консистории в порядок, только назначив секретарём профессора духовной семинарии. Владыка Макарий также устроил съезды благочинных для взаимного обсуждения приходских дел. За время управления высокопреосвященным Макарием Литовской епархией в крае были построены, восстановлены и освящены 293 церкви, реконструирован и отреставрирован кафедральный собор Вильно, большой храм Свято-Духова монастыря. Как член Священного Синода, владыка Макарий возглавлял работу Комитета по пересмотру действующего устава духовной цензуры и Комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. Архиепископ Макарий принимал участие в исправлении русского и славянского переводов Священного Писания . Помимо этого, по поручению Святейшего Синода в 1874–1875 гг. преосвященный Макарий ревизовал духовные академии: Санкт-Петербургскую, Московскую, Киевскую и Казанскую. Возникшая в эти годы сложная ситуация в отношениях Болгарской и Греческой Церквей потребовала участия Русской Церкви. Архиепископ Макарий представлял Русскую Православную Церковь и подавал от её имени официальное заключение по необходимым вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лосский Н. В. 1389, 1735 Лосский Н. О. 1588 Лот-Бородина М. И. 500 Лотменцев А. М. 2903 Луганская С. 2022, 2023 Лужков Ю. М. 1106 Лука (Luke), ап. от 70-ти, евангелист 17, 18, 53, 206–208, 2269 Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. 879, 1329 Лукичев Б. М. 3150 Луковникова Е. А. 1221, 2442, 2513 Лукьянов В., прот. 2067 Луп Труаский, (Сур., прп.) 1253 Лутковский Л., свящ. 69 Луц У. 1775 Лушников Д. 3063 Львов Д. С. 2864 Льюис К. С. 78, 136, 163, 1760, 2965, 3056 Любимов Б. Н. 3040,3091,3092,3191 Любомудров А. М. 1086 Людоговский Ф. Б. 2954 Люстиже Ж.-М., кардинал 1673 Лютая Р. В. 2574 Лютер М. 1900, 2812 Магдалина, сестра (Magdalen, sister, КНП) 3172 Магдалена (Мадлен Ютен), сестра 1880, 1886, 1883 Магницкий М. Л. 2917, 2918 Мадиевский С. 1674 Майданович Е. Л. 78, 132, 133, 158, 187,195,478,1154,1211,1396,1448, 1455, 1518, 1519, 1646, 1733, 1977, 2126, 2288–2291, 2294, 2323, 2324, 2328, 2343, 2350, 2351, 2369, 2844 Майнка Р. М. (Mainka R. M.) 1279 Макар Н., свящ. 2225 Макарий, митр. Московский и всея Руси, свт. 699–713, 721, 722, 918, 1242, 1246, 1284, 2286, 2879 Макарий Александрийский , Новый, Градский, иером., прп. 2139 Макарий (Булгаков) , митр. 655 Макарий (Веретенников) , архим. 344, 455, 495, 657, 663, 685–688, 696, 697, 701–712, 719–722, 918, 981, 1090, 1215, 1216, 1242, 1246 1253, 1273, 1280, 1284, 1291, 1360, 1365, 2242, 2480, 2838, 2879 Макарий (Глухарев), архим., прп. 106, 761, 762, 1254, 3185 Макарий Египетский , Великий, пресв., прп. (также Пс., автор «Макариевского корпуса») 323–325, 444, 445, 2139 Макарий (Невский) , митр. Московский, Алтайский, свт. 1254 Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши (Оксиюк М. Ф.) 560 Макарий Оптинский (Иванов) , иеросхим., прп. 1251 Макарий (Петрович), архим. 3125 Макаров Г. М. 2734 Макгинн Б. 3048 Макеев М. 2974 Маккавеи, ветх., мчч. 113 Маков Г. (псевдоним) см. Малков Г., диак. Максим II, блж., католикос Абхазии 590 Максим Грек , прп. 714–718, 1246 Максим Исповедник , прп. 326–328, 422, 423, 446–448, 2180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августе 1856 года Св. Синод находился в Москве, по случаю происходившей там коронации Государя Императора Александра II-ro. На время пребывания Св. Синода в Москве в С.-Петербурге была образована временная Синодальная Контора, которая должна была заведовать текущими делами. Преосв. Макарий во все время существования этой конторы был её членом 603 . Таков был круг второстепенных званий и должностей, которые преосв. Макарий исполнял в бытность ректором и профессором С.-Петербургской духовной Академии. Независимо от этого, преосв. Макарий в годы своего ректорского служения почти ежегодно исполнял разные частные поручения ученого характера. Так, в 1852 году преосв. Макарий рассматривал и делал подробный отзыв о сочинении Адама Зерникова: «De processione Spiritus Sancti a solo Patre». Отзыв этот требовался от Академического Правления по следующему обстоятельству. Протоиерей Раевский, настоятель нашей посольской церкви с Вене, в виду стеснения от католичества, нашел удобным и необходимым распространить книгу Зерникова о происхождении Св. Духа, напечатав ее на латинском, немецком и малороссийском языках, и просил на это разрешения у Св. Синода. Св. Синод 18 марта 1852 года чрез Духовно-учебное Управление потребовал от Петербургского Академического Правления отзыв о книге Зерникова, что принял на себя сам преосв. Макарий. 5 апреля того же года преосв. Макарий представил в Правление следующий отзыв о сочинении Зерникова, который (отзыв) в виду его интереса и самого по себе и для характеристики того, как преосв. Макарий относился к подобным поручениям, мы и приводим здесь. «Сочинение Адама Зерникова «о происхождении Св. Духа от единого Отца», – писал преосв. Макарий, «по справедливости считается лучшим из всех, какие когда-либо были написаны об этом предмете. Оно преимуществует пред ними тем, что а) в чрезвычайном обилии приводит ряд свидетельств христианской древности в защиту православного догмата (и именно до 1000 из 57 восточных писателей первых 10 веков и 45 западных писателей первых 8 веков), б) с величайшею обстоятельностью опровергает доказательства лжеучения латинского и при том не при помощи только диалектики, а большею частью на основании отеческих же свидетельств; в) представляет многочисленные, нередко разительные примеры того, как латиняне позволяли себе намеренно повреждать писания древних в подкрепление своего лжеучения; г) рассматривает возражения латинян против православного догмата до малейших подробностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Обновлением ума, умирением помыслов, любовию и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин (прп. Макарий Египетский , 67, 43). Источник. ...Намеревающемуся быть другом Божиим надлежит охранять себя от греховной скверны и от вечного огня, таящегося в нас (прп. Макарий Египетский , 67, 103). Источник. Мирские люди подлежат иному влиянию духа льсти, по которому мудрствуют земное; а у христиан – иное произволение, иной ум; они – люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их... (прп. Макарий Египетский , 67, 114). ...Христиане гнушаются тем, что славно на земле, и вменяют это в гной при сравнении с тем величием, какое действует в них (прп. Макарий Египетский , 67, 117). Источник. Не соделались еще мы наследниками и сонаследниками Христовыми, потому что в нас еще дух рабства, а не сыноположения (прп. Макарий Египетский , 67, 187). Источник. ...Должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро» (прп. Макарий Египетский , 67, 197). Источник. ...Христиане, став чадами Божиими, шествуют поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело, и душа их соделались домом Божиим (прп. Макарий Египетский , 67, 233). Подобно гнилому мешку, наполненному жемчужинами, и христиане, обязанные по внешнему человеку быть смиренными и презираемыми, в себе, во внутреннем человеке, имеют многоценную жемчужину (прп. Макарий Египетский , 67, 276–277). Каждый из нас как бы подобен мысленной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (см.: Мф. 21, 19 ) (прп. Макарий Египетский , 67, 323–324). Источник. ...Кто желает соделаться сыном Божиим, прежде всего должен, подобно Господу, смириться, терпеть, когда его считают безумным и бесчестным, не отвращать лица своего от заплеваний, не гоняться за славою, за красотою века сего и за чем-либо подобным, не иметь где главу преклонить, переносить поношение и уничижение, быть у всех в презрении и попрании, подвергаться нападениям явным и тайным и противоборствовать им умом (прп. Макарий Египетский , 67, 392–393). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Однако, пожалуй, более всего св. Макарий знаменит последовательной реализацией цели, которую сам поставил перед собой, – собрать все книги, «чтомые на Руси». Таким образом он создал свои знаменитые «Четьи-Минеи», включавшие в себя не только жития святых, но фактически явившиеся сборником большинства произведений духовной литературы Древней Руси. Св. Макарий по сути явился первым русским археографом. Свой гигантский литературный труд, начатый в Новгороде, Макарий продолжал и позднее, уже став митрополитом Московским. Архиепископ Макарий проявил себя в Новгороде как выдающийся архипастырь, и именно на него обратили внимание, когда речь зашла об избрании нового митрополита. В то же время Макарий был архиереем вполне лояльным по отношению к властям, законопослушным и даже в известной мере аполитичным, поэтому Шуйские согласились на его избрание. К тому же с Новгородом у Шуйских были давно сложившиеся отношения: представители этой фамилии занимали здесь воеводские должности, и связи с архиепископом Макарием у Шуйских уже давно сложились. Таким образом, через два месяца после низложения Иоасафа, в том же 1542 г., Макарий стал новым митрополитом Московским и всея Руси. При этом сам святитель в своем завещании писал, что это произошло против его воли: св. Макарий отказывался от митрополичьего престола, но был принужден занять кафедру. Новый митрополит не обольщался относительно своего высокого положения в Московском государстве. Он слишком хорошо помнил, чем окончили два его предшественника, а потому поначалу повел себя весьма осмотрительно и мудро. Макарий понимал, что любые его активные действия, начатые преждевременно, будут чреваты его низложением, если вызовут недовольство всесильных Шуйских. Митрополит Макарий в первые годы своего святительства не проявляет почти никакой активности ни в делах государственных, ни в делах церковных. Он упрочивает свое положение. Понимая, что великий князь Иоанн подрастает, и боярскому правлению скоро придет конец, митрополит не проявляет симпатий ни к одной из придворных группировок. Он занимается по большей части литературными трудами и систематизацией своих археографических материалов. Макарий ждет.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010