И Аз изберу поругания их (Ис. 66:4). Наведу на них бедствия, от которых думали они спастись под тенью суетных жертвенников своих. Пророк повторяет здесь тот же упрек, с каким обращался к Иудеям в начале пророчества, и который подтвердили другие пророки и Господь пророков, то есть что не принесут им пользы обряды закона, если презирают заповеди закона, и что напрасно созидают они храм Богу, Который любит сердце человеческое, а не камни. Глас вопля от града , потому что окружили его враги; глас от храма , потому что вопиют или священники, возносящие молитву, или жители городов, которые, будучи теснимы врагами, прибежали туда с намерением найти себе убежище. Глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся (Ис. 66:6), воздающего нечестивым Иудеям и язычникам, которые дерзнули напасть на них прежде нашествия племени Гога. Прежде неже чревоболети ей, родит , то есть прежде, нежели войдут те, которые пали во дни Зоровавеля. Прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис. 66:7). Это говорится о радости, какую ощутит земля Иудейская в день избавления своего; и радость эта будет такой же, как и у жены, прежде презираемой мужем за бесплодие, но которая при рождении первенца от радости забывает жестокие болезни рождения и прежнее презрение. Кто слыша сицевое?.. аще родила земля с болезнию во един день? Ибо не бывает, чтобы земля в один день производила плоды. От четырех ветров возвращаются сыны Сиона; и в один час рождается народ (Ис. 66:8), то есть город, лишенный жителей, наполняется ими в один день. Аз же дах чаяние сие, и не сотворю ли родити? рече Господь (Ис. 66:9). Я обещал возвратить народ Мой после семидесяти лет; ужели же не могу исполнить этого? Да сеете… от сосца утешения его (Ис. 66:11), то есть дам народу Моему сосцы утешения, чтобы напитались больные и немощные. И познается рука Господня рабам Его; и погубит врагов Своих (Ис. 66:14), то есть нечестивых Иудеев. Се бо, Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его (Ис. 66:15). Это — образ тех народов, рукой которых Господь хочет наказать непокоряющихся закону Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

XVI. Кто попрал страсть к богатству, тот всех богатее. (Златоуст). XVII. Не богатство иметь, но не иметь нужды в богатстве, – вот самое великое богатство. (Св. Исид. Пелус.). Не воин Христов тот, кто жалуется на жребий свой. (Авва Пимен). XIX. Довольное сердце и добрая совесть делают человека во всяком состоянии счастливым. (Духов. цв.). XX. Когда Бог дает не столько, сколько бы ты хотел, или других предпочитает тебе, не огорчайся этим, но, признавая себя недостойным и самомалейшего дара, будь доволен тем, что имеешь, благословляй домостроительство Господа, ибо оно всегда свято и праведно, хотя бы ты и не понимал того. (Духов. цв.). XXI. Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда любят мало, и нет ничего малого, когда любят много. (Св. Васил. Вел.). XXII. Низкая служба никогда не унизит высокого человека. (Духов. цв.). XXIII. Господа и рабы – одного имеют Господа на небесах. (Духов. цв. ч. II, стр. 94 – 100). 2. Чистота сердца а) Сердце есть начало и корень всех наших деяний. «Чего нет на сердце, того и в самой вещи нет: вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, по есть лицемерие; смирение не есть смирение, когда вне только является, а в сердце не имеет места, – откуда Бог требует от нас сердца нашего: даждь Ми, сыне, сердце твое» ( Притч. 23, 26 ). (Твор. св. Тихона задонского , т. IV, о сердце челов. § 38). «Благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое, а злый человек от злого сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца уста глаголют ( Лук. 6, 46 ), – почему и заповедует апостол: облецытеся убо, яко же избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол. 3, 12 ). Облецытеся, т. е. напечатлейте в душе своей сии расположения». («Письма о христ. жизни, еписк. Феофана, стр. 213). Важное значение сердца в нравственной жизни человека превосходно изображает также св. Макарий египетский . «Как глаз мал сравнении со всеми прочими членами, говорит он, и самая зеница, при всей своей малости, есть самый важный сосуд, потому что вдруг видит небо, звезды, солнце, луну, города и прочие твари, и все видимые вдруг предметы одинаково изображаются и живописуются в малой зенице ока: так и ум тоже самое в сердце. Самое сердце – малый сосуд, но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пути не- гладкие и стропотные, там пропасти; но там также и Богь, там ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все». (Духовн. беседы, послание и слова препод. отца нашего Макария египетск., стр. 366). (Г. Д-ко).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). Макарий. 2-е изд. 7. С. 422; Ключевский. Ук. соч. С. 238, 240; Кадлубовский. Ук. соч. С. 64. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. Иосиф Волоцкий лично знал Макария Калязинского и пишет о его подвижнической жизни с большим уважением; см. «Духовную грамоту» Иосифа в: ВМЧ. Сентябрь. Ч. 1. С. 558. Ключевский. Ук. соч. С. 289; Макарий. 2-е изд. 7. С. 21–22, 423–424. Ключевский. Ук. соч. С. 222–225, 228; Сергий. Ук. соч. 1. С. 194–196. ААЭ. 1. 213; Голубинский. История канонизации. С. 94; Herman. De fontibus. P. 50. Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) — трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

— Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217. 33 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334. Очень важным веком, когда трудились подвижники и иерархи, носившие данное имя, стал XIX век. В это время подвизались преподобный Макарий Оптинский (†1860; пам. 7 сент.), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков; †1882), подвижник-миссионер преподобный Макарий (Глухарев; †1847; пам. 18 мая), митрополит Московский Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.). 34 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 175. 36 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 550; Архимандрит Макарий. Московские “гости” Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. 4. С. 257. 37 Архимандрит Макарий. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский//Альфа и Омега. 1995. 1(4). С. 144; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского//Макарьевские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66. 38 См. Архимандрит Макарий. Новгородский складень XVII века (вопросы агиологии)//Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13–16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993. С. 107–146. 40 В Государственном Русском музее хранится хоругвь из новгородского храма святого Никиты, а также фрагмент облачения. На них изображена София Премудрость Божия. Изготовление их датируется временем архиепископа Макария; см. Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1978. М. 1979. С. 407–411. 42 ОР ГБЛ (Отдел рукописей Государственной библиотекм им. Ленина). Ф. 256. Собр. Румянцева. 93. Творения Дионисия Ареопагита XV в. Л. 343–343 об. Эта цитата взята из послания священномученика к Титу, перевод которого на русский язык см.: Христианское чтение.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Пророк подтверждает и поясняет предыдущее, что Евреи все возвратятся в свое отечество и размножатся там. Известно, что когда Ассирияне подвигались к пределам Израильского царства, чтобы окончательно разрушить оное, тогда многие из Израильтян убежали в Египет, и там остались. То же было и тогда, когда Халдеи разрушали царство Иудейское, и тогда многие Иудеи, не поверив св. пророкам Иеремии и Варуху, убежали в Египет, и жили там. ( Иер. 43:7; 44:1 ). Уже Египетский царь Птоломей Филадельф, по свидетельству Иосифа Флавия, возвратил в Палестину 120 тысяч Евреев. Из Ассирии и других мест пленные возвращались постепенно 158 (см. Ис. 11:11; 27:1–13 ; Ос. 11:11 ). Но это пророчество исполняется постепенно и исполнится в свое время, когда Господу Богу будет угодно; ибо и теперь много Евреев живет в разных странах. В Галаатид и в Ливан введу Я. Галаатида и Ливан были пограничные местности, – Галаатида – за Иорданом, на юге Вифании, а Ливан или горы Ливанские – на севере, по границе Палестины. Т. е., Евреи «так умножатся, – поясняет св. Ефрем Сирин , – что для помещения их, по причине многолюдства, недостаточно будет земли наследия их»; нужно будет расселить в местностях, по границам Палестины. О распространении Евреев за пределами Палестины говорил еще св. пр. Авдий ( Авд. 1:19, 20 ). И не имать остати от них ни един, т. е. никто не останется в земле чужой, со временем все возвратятся в свое отечество, или в Церковь Божию. Еврейский текст говорит, что со временем не достанет свободного места, для возвратившихся Евреев в их отечественной земле 159 . Ст. 11. И пройдут морем узким, и поразят в мори волны, и изсякнут вся глубины речныя, и отъимется всяко досаждение Ассирийско, и скиптр Египетск отъимется. С евр.: И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта. Св. пророк продолжает свою речь о возвращении Евреев из разных стран в их отечество. Здесь присовокупляет, что это возвращение, не смотря на все препятствия, будет благополучно при помощи Божией, и также свободно, как свободно было путешествие Евреев чрез Чермное море. Народ Божий, говорит пророк, пойдет морем узким 160 , т. е. путем трудным, исполненным препятствий и скорбей; но при помощи Божией, он поразит волны моря, т. е. победит все препятствия; перед ним изсякнут вся глубины речныя, т. е., перед ним уничтожатся все козни врагов, тогда и гордость Ассириян или, вообще, врагов – уничтожится, и кончится царство Египетское. Здесь упоминаются царства Египетское и Ассирийское (или Сирийское), которые были более других враждебны Евреям; но под ними должно разуметь и другие царства, враждебно относившиеся к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– В эту каменную раку вставлен дубовый гроб – художественное воспроизведение дубовой колоды в которой 70 л. покоилось в земле тело преподобного; этот гроб-колода (дл. 2 арш. 8 ½ в.) окован тремя железными обручами и десятью подвесными скобами для ношения гроба на руках. В этот уже гроб-колоду вставлен кипарисовый гроб с св. мощами. – Вокруг гробницы бронзовая чеканной работы решетка с изображениями двуглавых орлов по углам и серафимов по сторонам. – Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживают сень, которая возвышаясь над гробницею на 12 арш., имеет вид часовни над колодцем со стрельчатою кровлею в старинном Владимиро-Суздальском стиле. Сделанная из золоченой бронзы тонкой чеканной работы, сень увенчивается 5-ю луковичными главами. В арках и кокошниках среднего купола сени находятся изображения: на западной стороне – Спаса Нерукотворенного, с надписью по фризу: Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки, на северной – ночного моления преподобного Серафима на камне, с надписью но фризу же молитвы мытаря, на южной явления преп. Серафиму Божьей Матери с 12-ю венценосными девами и надпись: Господи Иисусе, Христе Сыне Божий молитвами Богородицы помилуй нас грешных, и к восточной стороне – блаженной кончины преподобного с надписью: Честна пред Господом смерть преподобных Его. В арках среднего купола находятся иконы святых, с коими преп. Серафим прибывал в духовном общении и творениями которых любил и сам навидаться и других назидать, именно: трех вселенских учителей, Исаака Сирина , Макария Египетск., Иоанна Лествичника , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго и др. По углам архитрава – 8 иконописных изображений серафимов, и между ними и кокошниками – иконы святых Исидора, Агафьи, Прохора и тех, память коих 19 июля и 2 января. – Над капителями колонн находятся иконы святых, имена коих носят Августейшие споспешники прославления пр. Серафима. – Общая стоимость раки с сенью около 35 тысяч рублей. Рисунок принадлежит кн. Путятину весь материал раки исключительно русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Антоний до самой своей смерти сохранял бодрость и пользовался здоровьем. «Глаза у него, говорит биограф, были здоровы и видел он хорошо; не выпало у него ни одного зуба, а только они ослабили от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. Одним словом казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразною пищей, омовениями и различными одеждами» 307 . Во время его жизни и особенно после смерти все говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видевшие любили его, замечает далее автор. О силе его влияния свидетельствует то, что он – человек простой, неученый – сделался однако известным повсюду. «Имя человека, скрывавшегося в неизвестных и непроходимых пустынях, Бог прославил в Африке, Испании и Галлии, Италии и в самом Риме». Будучи в Риме, Афанасий еще при жизни Антония рассказами о его подвигах возбудил внимание к образу жизни Антония и некоторые под влиянием этих рассказов стали и у себя заводить нечто в роде иноческих общежитий. Одна богатая патрицианка именем Марцелла под влиянием этих рассказов первая основала у себя иноческое общежитие 308 . Впоследствии имя Антония пользовалось еще большею славою как в среде представителей церкви и мирян, так особенно между монахами. Иоанн Златоуст , говоря о жизни пустынников Египта, об Антонии между прочим так отозвался: «если кто-нибудь не входил в те кущи (жилища египетск. монахов), тот пусть вспомнит, что Египет произвел славнейшего мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно. Он сподобился божественного созерцания и вел такую жизнь, какой требуют Христовы законы. В этом уверится всякий, кто прочтет со вниманием книгу, содержащую повествование о его жизни, в которой (книге) найдет и многие пророчества» 309 . Для других церковных писателей и отцов Антоний также был предметом благоговения и похвал 310 . А Синезий, еще будучи язычником, удивлялся величию духа Антония, его высокому развитию помимо школьного образования, его остроумию и находчивости помимо всякого знакомства с диалектикою и сравнивал Антония с великими мудрецами и основателями религий в роде Зороастра и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

(См. Троиц. Лист., 730.) 6. Пути Промысла Божия в обращении грешников 1. Иногда Господь Бог останавливает грешника на пути беззакония какими-либо необыкновенными случаями в жизни, которые тем глубже проникают в душу, чем внезапнее и неожиданнее поражают ее. Грешница Мария, привлеченная любопытством в Иерусалим, вместе с другими идет в храм, где находилось животворящее древо креста Господня; но неизвестная сила возбраняет ей вход и удаляет ее от церковного порога. Несколько раз, всегда с новым усилием, она возобновляла свои попытки, и столько же раз неведомая сила отстраняла ее: церковные врата, при всем ее усилии, оставались для нее недоступными. Пораженная чудом, она невольно углубилась в саму себя, стараясь открыть причину странного явления. Благодать Божия, ожидавшая, так сказать, этой минуты, озарила ум ее: и она, увидев, с одной стороны, бездну греха, в которой находилась, с другой – бездну милосердия Божия, доселе щадившего ее и долготерпеливо ожидавшего ее обращения, – в слезах раскаяния пала пред иконою Богоматери, призывая Пресвятую Деву во свидетельство искренности своего покаяния (см. Жизн. Марии Египетск., 1 апр.). 2. Всего чаще и обыкновеннее Бог вразумляет грешника различными явлениями во время сна. Сон отлучает на время душу человека от всего видимого; оттого душа самого рассеянного человека в состоянии сна бывает спокойнее, а потому способнее к приятию благих впечатлений. Примеры чудесных сновидений, кои служили побуждением к обращению грешников, многочисленны в истории. Когда Авимелех, царь Герарский, взял к себе Сарру, жену Авраама, то «прииде Бог к Авимелеху нощию во сне, и рече ему: се ты умираеши жены ради сея, юже поял еси» ( Быт. 20, 3 ). Патермуфий – язычник, разбойник и гробокопатель, чтобы обокрасть жившую уединенно девственницу, в начале ночи скрылся наверху дома ее и там, в ожидании благоприятного времени, нечаянно заснул. Во сне предстал ему некий световидный муж, облеченный в царскую одежду, и, строго обличая его злодеяния, требовал, чтобы он сделался христианином и пустынником, угрожая в противном случае жестокою казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я им этого не сказала, а старалась успокоить, что у нас останется экземпляр, по которому мы сможем оправдаться. Однако в душе у меня остался тяжелый осадок, который до сих пор не изжился. Анатолию Вас[ильеви]чу, кот[орый] это устроил, говорить ничего не буду сама, а с Вами захотелось поделиться. Конечно, Анат[олий] Вас[ильевич] не прав! Если ему хотелось привлечь к работе о.Александра, то следовало бы сделать это иначе! Ни о. Сергий, ни я не напрашивались на эту работу, и поэтому он мог поручить составление календаря о. Александру, а не давать составленный календарь на просмотр человеку, кот[орый] никогда этим не занимался и не имеет к тому же и богословского образования. У меня было желание поговорить с Анат[олием] Вас[ильевичем], но боюсь, что из этого получится неприятная шумиха, и поэтому решила положиться на волю Божию и преклонить выю под иго super orbiter’a 384 о. Александра. Простите, святый Владыко, что омрачаю Вам наступающий праздник своим сообщением! Но мне кажется, что Вы хорошо относитесь к о. Сергию и его утешите!.. В нашем храме печально – заболел о. Николай. Во время чтения канона прп. Андрея Критского (стояние Марии Египетск[ой]), почти в самом начале, ему сделалось плохо, его провели в алтарь, где ему оказали помощь, после чего он уехал домой, и вот сейчас он лежит дома, вставать не велят. А на Благовещение намечается хиротония архим[андрита] Стефана 385 во еп[ископа] Можайского. Архим[андрит] Стефан совершал сегодня литургию, а вчера всенощную в нашем соборе. Он был прежде врачом, а потом ушел в монастырь, но не знаю, в каком монастыре он подвизался 386 . О нем мне говорил Вл[адыка] Мануил, кот[орый] приезжал на сессию и заходил ко мне. Из его слов я поняла, что это будет достойный пастырь! Вл[адыку] Мануила перевели в Куйбышев, а на его место назначили еще не посвященного, и Владыка должен был в Чебоксарах совершать его хиротонию совместно с архиереями соседних епархий. Митрополит Борис 387 уехал в Америку, а на его месте пока его викарий еп[ископ] Сергий Петров 388 , недавно (на 2-й неделе Великого поста) хиротонисанный в Сергиевой лавре во епископа Херсонского и Балтского.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

32 Свидетельства этих писателей собраны у Мина (Т. XXI, S. Gr., c. 826–833) и у Росвейда (с. 28–29 erstes Buch). 45 Они в полном своем составе изданы в первый раз маронитом Авраамом Енхелленским в Париже в 1646 г. 48 1-й день месяца Tube (или Tybi)coombemcmb. 27 декабр., а 22-й – соответств. 17 янв. (Ideler. Handbuch. Der mathemat. und. Chronol. B. I, c. 143). 51 Напр. повесть о том, «како диавол прииде к Антонию, хотя каятися (Четь-Мин. Дм.Рост. мес. Янв., с. 463). 59 Есть сведения об Антоние у Бöмера (Alterhumswiessenschaft. B. I, c. 380), Бинтерима (Denkwürd. T. III, c. 406–434), Вейнгартена «Ursprung Monchtums» вышедш. В 1876 г. в журн. «Zeitschrift für Kirchengeschichte Band. I. Heft» 1) рассматривающее источники для истории первоначального монашества и между прочим «Vita Antonii». Из отдельных биографий об Антонии у нас были Бöрингера в «Kirchengeschichte in Biographien». Band. I, Abt. II, стр. 122–151, а также биографии о нем, помещенные в церковных лексиконах в «Real-encyclopedie für Theologie und Kirche» (T. I, S. 413), в «Kirchen-Lexikon» Ветцера и Вельте и др. 60 При разборе сочинений, носящих имя Антония, имелись в виду сочинения пр. Пахомия (его правила – regula S. Pachomii, помещенные у Галланди. Т. IV, р. 718; praecepta S. Pachomii – ibid. p. 785 и epistolae S. Pach. p. 728), аввы Исаии различ. Духовно-пр. слова (помещенн. У Духовно-пр. слова (помещенн. У . T. XL, есть они и в русск. перев.), Макария Египетск. Беседы (перев. с греч.) и некоторых других подвижников. 61 Некоторые писатели и в настоящее время учреждение монашества относят к различным временам и лицам. Бинтерим относит начало монашества напр. ко II-мy в., основываясь на одном замечании английской хроники Томаса Радбурна, что «король Люций (живш. во II-м в.) имел в Винчестере свою церковь и монастырь, где жило много монахов» (Binter. Denkwürd. В. III, с. 415). В этой же хронике рассказывается далее, что британское монашество получило начало от еванг. Марка. Но эта связь британск. монашества с еванг. Марком никакими другими историческими документами не подтверждается и самое известие Радбурна о британск. монастыре есть позднейшая выдумка, каких у Томаса Радбурна очень довольно в хронике (Wilh. Böhmer. Die christ. – kirch. Alterthumswissensch. В. I, c. 382). Другие, как напр. Гфрэрер, говорят, что первыми монахами были ферапевты и так как христ, монашество вышло из Египта, то в Ферапевтах, говорят, следует искать начало и образец монашеских орденов (Kritische Gesch. des Urchristenthums, Gfrörer. I Th. 2 Abt., S. 259); иные наконец видят начало монашества в Индии, Тибете, Китае (Альцог). Но все эти мнения основаны на внешних чертах сходства жизни различных аскетов с христианск. монахами, а не на внутренних признаках – стремлениях, средствах и целях христ. монахов и различных нехристианских аскетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010