Основоположником монашества был великий Антоний. Учеником и продолжателем его дела был великий Макарий. Пр. Макарий родился в египетском селении Птинапор расположенном недалеко от Нитрийской пустыни. Меланхоличность и торжественность местности, вечно ясное небо, величественные пирамиды строгих очертаний, развалины гигантских храмов и зданий, всё это земное величие в своем прахе невольно вызывало мысль о бренности всего земного. Кроме того, эти места были овеяны воспоминаниями великих ветхозаветных событий, совершавшихся здесь: всё это располагало к созерцательной жизни и к самоуглублению. Родители Макария, пресвитер Авраам и Сарра, были праведной жизни и, подобно одноименным ветхозаветным праотцам, дожили до старости, не имея детей. Рождение пр. Макария предвозвещено было его отцу явившимся во сне патриархом Авраамом, а затем и ангелом. Также во сне болящему пресвитеру Аврааму предстал ангел, исцелил его и, предрекая рождение сына, сказал: «Он будет обиталищем Святого Духа и многих приведет к Богу». Родившемуся сыну дали имя Макарий, что значит «блаженный». Этот «сосуд избранный» отличался необыкновенно чуткой совестью. Сам преподобный расказывал об одном случае из своего детства. Его сверстники в чужом саду нарвали смокв. Убегая оттуда, они уронили одну. Макарий поднял ее и съел. Всю жизнь скорбел он о своем поступке и не мог о нём вспомнить без слез. Когда Макарий возрос, то, повинуясь воле родителей, против своего желания вступил в брак, но, притворившись больным, уклонился от брачной жизни. Вскоре жена его умерла, а через некоторое время отошли ко Господу и его престарелые родители. Усердно молился Макарий, чтобы Господь послал ему мудрого наставника в духовной жизни. По внушению Божию в храм пришел подвижник благообразной наружности, с длинными волосами и бородой, с изможденным подвигами телом. Там его и встретил Макарий. Проведя в душеспасительной беседе весь день в келье отшельника, утомленный Макарий с наступлением ночи заснул, старец же стал на молитву, и ему было пророческое видение: вдруг явились сонмы иноков в белых одеждах и с крыльями и стали ходить вокруг спящего Макария, призывая его на служение, указанное ему Богом. Старец советовал Макарию не откладывать свое намерение всецело посвятить себя иноческой жизни. Внял совету Макарий. Раздав всё свое имение, он вернулся к отшельнику, который, приняв его с любовью, обучил его монашескому деланию и плетению корзин. Поселил он его недалеко от себя в отдельной келье, где Макарий и предался усердно аскетическим подвигам, быстро преуспевая в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Все увидели, что на молодом Макарии почила благодать Божия. Кажется, не было ни одного человека, который бы мог отозваться с дурной стороны о нем. Все любили его и уподобляли ангелу. Видя его настроение, родители предоставили ему свободу в жизни. Макарий все же остался поддерживать своих родителей до конца их жизни. Отец его был уже дряхл, ничего не видел, и больше лежал на постели. Макарий не отходил от больного отца. Он ухаживал за ним, помогал ему и часто брал у него родительсткое благословение. А когда отец умер, то Макарий с честию похоронил его. По смерти отца, Макарий стал понемногу приготовляться к жизни в пустыне, – раздавать нищим свою собственность. Но старуха мать его, боясь, что сын останется нищим, не одобряла его щедрости. И здесь Макарий оказался послушным сыном. Он до времени скрыл свое намерение в сердце и продолжал утешать свою мать в ее последних днях земного существования. Наконец, Макарий схоронил и свою мать. Свято храня память о своих родителях, Преподобный, однажды, в праздничный день позвал к себе нищих, хромых, больных – для раздачи им милостыни за упокой родителей. В числе приглашенных оказался один подвижник – анахорет. Последний жил в уединенной келлии вдали от селения и время от времени приходил в приходскую церковь для принятия Св. Таин. Пришлось быть старцу в церкви и в тот день, когда Макарий устраивал поминальную трапезу по родителям. Когда после церковной службы Макарий звал присутствующих в церкви нищих к себе в дом, он заметил анахорета и убедительно стал просить его зайти к нему разделить общую трапезу. Анахорет прозорливым оком усмотрел доброту души Макария и зашел к нему в дом. Знакомство с этим отшельником и имело решающее значение в жизни Макария. Когда все насытились и стали расходиться, Макарий немного поудержал анахорета, припал к его ногам и со слезами просил дозволить ему прийти для беседы в его пустынную келлию. – Отшельник дал на это согласие. Макарий на другой же день поутру явился к старцу. В беседе с последним Макарий высказал свое заветное желание всецело посвятить себя на служение Богу в тиши и уединении от мipa. Как же удивлялся св. отшельник благодатному настроению Макария, однако сразу же не решился дать ему совет. Он ожидал откровения свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По народной легенде, «колодчик „образовал“ или „облюбовал“ сам Варламий, который на камешке плотике „приплыл сверху“ с Ваги, и остановился в Медлешах отдохнуть, по-местному „замедлил“, а по другой версии, он приплыл на камешке снизу, против течения» 65 . Главными героями нижегородского предания «Как Макарий и Варнава на камнях плыли» являются Макарий Желтоводский (1349−1444), основатель Желтоводского мужского монастыря (ныне Макарьевский монастырь в Лысковском районе Нижегородской области) и обители на р. Унжа, который прославился обращением нижегородской мордвы и чувашей в христианство , и Варнава Ветлужский († 1445 г., по другим источникам, в 1492 г.), священник г. Устюга, ушедший на отшельничество в леса по р. Ветлуга, где прожил 28 лет до самой смерти. В этих местах, после его смерти, была основана Троицко-Варнавинская пустынь, упразднённая в 1767 г., а слобода вокруг неё переименована в с. Варнавино Костромской губ., ныне Нижегородской обл. Данное предание посвящено основанию церкви на Курданской горе: «Варнава был преподобный, да Макарий. Когда-то в древнее время, плыли они на камне по Ветлуге-реке. Макарий преподобный здесь приткнулся, на этой горе. А Варнава дальше приткнулся. Три раза Макарий-Притыка церковь закладывал на Курданской горе, а тот возьмёт да перенесёт всё по дощечке. И камень был, да нет сейчас, это на котором они приплыли. Давно было» 69 . Предание о плавании на камне Макария и Варнавы, по мнению Ю.М. Шеваренковой, с одной стороны, «связывает приплытие св. Варнавы и Макария на камнях с их миссионерской деятельностью» (Макарий возводит храм), с другой, в нём «явно прослеживаются мифологические мотивы. Появление откуда-то издалека культурных героев-первопоселенцев, их деятельность в данной местности, соперничество как элемент близнечных мифов (Варнава трижды разрушает созданную Макарием церковь ). Представление о совместной деятельности этих святых обусловлено, вероятно, легендой об их встрече, в которой говорится, что Варнава благословил уходящего на Желтоводское озеро Макария» 70 . Ни в Житии Макария Желтоводского, ни в Житии Варнавы Велужского ничего не сообщается об их плавании, или об их возможной встрече. Однако существовали устные предания, рассказывавшие об их встрече: «Предание говорит, что у него (Варнавы Ветлужского – Е. Р.) пребывал некоторое время преп. Макарий, при переходе своём на реку Унжу» 71 . В другом нижегородском предании на камне плывёт один Макарий. В этом топонимическом предании объясняется происхождение название села, Макарий-Притыка: «Макарий сел на камень и чудесным образом поплыл сначала вверх по реке от Казани до Макарьева, а потом по Ветлуге. И тут на Ветлуге, в том месте, где теперь стоит село Макарий-Притыка, он остановился, приткнулся к берегу» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кажется, только этим нужно объяснить высылку архим. Макария в Болхов. В Болхов архим. Макарий прибыл 15 ноября ночью и тотчас совершил вместе с братиею молебное пение («Письма», 452). «С того времени, писал он в апреле следующего года, нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» (502). Источник этого утешения лежал в той деятельности, которую развил о. Макарий на новом месте, – деятельности: религиозно-просветительной, или, что тоже, миссионерской. Собираясь оставить Алтай и отправиться на богомолье в Палестину, архим. Макарий писал Глебовой-Стрешневой: «умоляю вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образцами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских» (402). Очутившись вместо Палестины в орловской епархии, Макарий нашел, что и тут – широкая нива для миссионерства, ибо, по словам м. Филарета, «не излишне быть миссионером и среди православных». 154 В необходимости миссионерских действий среди болховитян архим. Макарий убедился при первом представлении ему служащих в ратуше, когда оказалось, что даже городской голова не знал символа веры , а знал только Вотчу («Отче наш»). Тогда же удивленный и возмущенный этим, о. архимандрит велел и им самим приходить в монастырь и детей присылать 155 . С детей он и начал просвещение религиозной темноты горожан. Он зазывал мальчиков и девочек в свои покои, учил их молитвам, символу веры , пел с ними краткие молитвенные воззвания, учил их грамоте. Опережая свое время, о. Макарий пользовался при этом наглядным методом. Стены комнаты, где он учил детей, увешаны были различной величины картонами с библейскими текстами и небольшими картинами с священными изображениями. Прилежных детей о. Макарий угощал и награждал книжками назидательного характера. Учил он детей, где ни встречал их 156 . И взрослых, приходивших к нему и по его зову, и по рассказам детей об его деятельности, архим. Макарий учил начаткам христианской веры. Затем дошли к нему и с другими нуждами: кто за советом, кто за утешением в скорбях, кто даже с телесными немощами. И никого он не отпускал от себя без наставления, без помощи в той или другой форме. Когда число ежедневных посетителей очень возросло, архим. Макарий организовал особый порядок для приема их. Одни из них оставались в зале, где послушник громко и ясно читал Евангелие на русском языке, преимущественно о страстях Христовых. Другие небольшими группами входили к нему в гостиную, где он беседовал с каждым из них в отдельности. После окончания беседы и наставления о. Макарий заставлял всех пропеть молитву Господню и символ веры и отпускал 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Отец Макарий сказал: «Что же, он выздоровел, когда «попрыскали» водицей?» Замятин сказал: «Когда попрыскали водицей, стало легче, и он выздоровел». В это время я был тут. Отец Макарий сказал: «Ты прогневил Бога и осквернил свое дитя. Зачем ты дал окропить сына своего бесовской водой?» Замятин сказал: «Старушка наперед освятила воду, потом окропила». Отец Макарий сказал: «А какой священник освящал ее?» Алексей ответил: «Та старушка прочитала молитвы над водой и подула на нее». Отец Макарий ответил: «Ты веришь этой старухе? Не беса ли она призывала на воду?» Замятин сказал: «Если бы это было от беса, то мальчик не выздоровел бы, а когда окропили его этой водой, он выздоровел». Отец Макарий сказал: «Есть бес, который принимает вид доброго. Этот бес многих ловит на уду свою и делает своими рабами, и когда товарищ его производит в каком-либо человеке болезнь, этот притворно добрый бес говорит товарищу: «Освободи этого человека от болезни; оставь его: после мы всех их введем в обман, и они всегда будут нас призывать. Они не будут верить Богу, но будут близки нам». Так хвалятся таковые бесы. Обманутые ими люди будут вместе с ними в аду. Зачем ты сына своего осквернил этой бесовской скверной?» После этого отец Макарий поставил его на поклоны. Когда улалинцы начали креститься, то один старец, некто Борис Кочаев, оставался некрещеным. Отец Макарий долго его уговаривал. Каждую неделю он ходил в его дом и рассказывал ему о Боге. Борис стал с ненавистью смотреть на отца Макария, когда он приходил к нему. Однажды, когда Борис сидел у дверей своего дома, пришел к нему отец Макарий и, сев возле него, по обычаю, начал говорить ему о Боге, Борис, ненавидя его, говорил ему напротив. Отец Макарий долго сидел и говорил с ним. Не сумев его убедить, отец Макарий сказал: «Я тебе желаю добра, чтобы на твою главу низошла благодать Господня. Много раз беседовал я с тобой, но ты, кажется, не желаешь сей благодати Божией. Теперь не я, а ты будешь виноват. Мне Бог повелел говорить тебе, и я много говорил тебе о Боге, о Его правде, о Его благости; обо всем говорил тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

486 ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 180; Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 113. 488 Острогорски Г. О cmpamopckoj служби владара у buзahmujcko-cлobehckoм свету//Острогорски Г. О верованьима и схватаньима византитаца. Београд, 1970. Кнь. 5. С. 330–352. 494 Макарий, архим. Преподобный Серапион, подвижник Кожеозерской обители//Слово о людях и земле Поморской. Доклады и тезисы докладов III научно-краеведческих чтений «Слово о людях и земле Поморской». Архангельск, 1995. Вып. 2. С. 13–20. 496 Дерптский епископ Герман провел свои последние годы в городе Любиме. За это время он сделал сравнение католической мессы и православной литургии, оказал помощь немцу Таубе (См.: Макарий, архим. Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского//АиО. М., 2007. 2 (49). С. 116–122). 501 Кудрявцев И.М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. М.; Л., 1951. С. 158–186. 504 Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. М., 1871. С. 31. 510 Семанов С.Н. Памятник «Тысячелетие России». М., 1974. С. 65; Будницкий Б. Розыск о художественном образе по памятнику «Тысячелетию России». СПб., 2005. С. 173–175. 513 Макарий, архим. Сказание о иконописцах//Макарьевские чтения: Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 36. 515 Федотов Г.П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3: Святой Филипп, митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 177; Лобакова 2006. С. 215–216. 517 Макарий, архим. Повесть о московском пожаре 1547 г.//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 32. 521 Макарий, митрополит 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 561–567; Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 84–98. 522 Макарий, архим. Сказание о житии святителя Макария, митрополита Московского//ЖМП. 1989. 6. С. 61–64; Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 103–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Подробнее о нем см.: Тихомиров П., протоиерей. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе. Новгород, 1895, т. 2, с. 100–149; Веретенников П., диакон. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542). – ЖМП, 1979, 8, с. 69–79; Makari Abt (Weretennikow). Hierarch von ganz Russland Metropolit Makari und altrussische Hagiographie –Stimme der Orthodoxie, 1985, N 10, S. 37–39; Евгений, митрополит (Болховитинов). Биографическое известие о митрополите Макарий. – Вестник Европы, 1818, ч. 102, 21 (ноябрь), с. 25–35; Шишов А. Всероссийский митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви. – Странник, 1869, 12, с. 75–106; Макарий, архиепископ Литовский и Виленский. Московский Митрополит Макарий, как литературный деятель. – Христианское чтение, 1873, апрель, с. 597–697; Заусцинский К. Макарий митрополит всея России. – ЖМНП, 1881, 10, с. 209–259; 11, с. 1–38; Голубинский Е. История Русской Церкви, т. 2, кн. 1. – М., 1900, с. 744–875; Ан[исимо]в В. Митрополит Макарий – Известия Общества служащих в печатных заведениях. – СПб., 1917, 61–62, с. 752–756; Андреев Н. Митрополит Макарий, как деятель религиозного искусства. – Seminarium Kondakovianum. – Praha, 1935, t. 7, с. 227–244; Волнянский Н. (И. Н. Шабатин). Митрополит Макарий – светоч русской культуры. – ЖМП, 1947, 6, с. 26–41; Pascal P. Le Metropolite Macarie et ses grandes entreprises litteraires – Russie et Chretiente, 1949. N 1–2, p. 7–16; Leonid, Erzbischof von Jaroslavl und Rostov. Metropolit Makari von Moskau und ganz Russland. Hierarch in entscheidungsreicher Zeit. – Stimme der Orthodoxie, 1963, N 12, S. 33–39; N 1, S. 29–36; Веретенников П., священник. Первосвятительская деятельность Макария митрополита Московского и всея Руси († 1563). – Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата, 1980–1981, 105–108, с. 213–246; Makari Abt (Weretennikow). Kommt, Lasst uns anbeten. Eine ikonographische Skizze um den Moskauer Metropoliten Makari. – Stimme der Orthodoxie, 1984, N 1, S. 34–37, 46–48; Weretennikow P., Erzpricsten Heiligenpaare. Der chrwurdige Alexander Swirski und Metropolit Makari von Moskou. – Ibid, 1986, N 5, S. 43–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Святитель Макарий (Невский) – «второй Макарий», как его любовно называли в Сибири, стал одним из достойных продолжателей миссионерских традиций перво-апостола Алтая. Святитель Макарий родился в 1835 г. в бедной многодетной семье дьячка Андрея Парвицкого в г. Шапкине Владимирской губернии и был наречен Михаилом. Вскоре их семья переехала в Сибирь, где мальчик впервые услышал о преподобном Макарии. Когда дети А. Парвицкого учились в семинарии, всем им дали фамилию Невский в честь святого благоверного князя Александра Невского. Пример апостола Алтая возбудил в Михаиле ревность о просвещении несчастных язычников, и юноша принял решение посвятить этому свою жизнь. Окончив в 1854 г. Тобольскую духовную семинарию, он не стал продолжать учебу в академии, куда его зачисляли без экзаменов за отличные успехи в учебе, и в двадцатилетнем возрасте начал свое служение учителем в Алтайской миссии в селении Чемал. В монашестве Михаил воспринял имя Макарий «по благоговейному уважению к памяти отца архимандрита Макария, миссионерского служения которого Церкви и Отечеству он был от юности своей... ревностнейшим продолжателем и подвигу которого он подражал» (Ливанский И. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии. Орел, 1913. С. 9; Харлампович К. Макарий (Невский Михаил Андреевич), митрополит Московский и Коломенский//Metropolit Manuil (LemeAevskij). Die Russischen orthodoxen Bischofe for 1893 bis 1965. Band 23. Erlangen 1986. T. IV. S. 224). В Алтайской миссии он прослужил 37 лет, восемь из которых возглавлял ее (1881–1891). Московский период жизни святителя Макария подробно освещен в литературе; достаточно упомянуть лишь о том, что он в числе немногих остался до конца верным царю; изгнанный с Московской кафедры и сосланный богоборческими властями в Николо-Угрешский монастырь, он вплоть до своей кончины (t 16 февраля/1 марта 1926 г.) непрестанно молился за родную Алтайскую миссию, за исповедников-миссионеров и за новокрещенную алтайскую паству. В 1920 г. преосвященный Макарий получил от святейшего Патриарха Тихона титул митрополита Алтайского. Находясь за тысячи километров от Алтая, святитель Макарий рукополагал для миссии священников, благословлял насельниц миссионерских обителей, принимал других посланцев из Горного Алтая, давал им духовные советы и со слезами молился с ними, когда они совершали церковную службу на алтайском языке. Митрополит Макарий причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С. 360-362; 44. С. 371-374; 45. С. 381-384; 46. С. 387-390; 47. С. 395-398; 48. С. 403-407; 49. С. 411-414; 50. С. 419-421; 51. С. 428-431; Акимов В. Архим. Макарий, подвижник и благовестник слова Христова//Рус. паломник. 1888. 37. С. 434-442; 38. С. 451-454; 39. С. 463-466; 40. С. 475-478; Филимонов Д. Д. Мат-лы для биографии основателя Алтайской миссии архим. Макария. М., 1888, 18922; Голубинский Д. Ф. Макарий, основатель Алтайской миссии//ДЧ. 1890. Ч. 3. 11. С. 390-398; 12. С. 552-564; 1891. Ч. 1. 1. С. 127-134; Ч. 3. 12. С. 599-602; 1892. Ч. 3. 11. С. 476-487; 12. С. 621-627; 1893. Ч. 1. 1. С. 107-111; 1894. Ч. 1. 1. С. 29-49; 1896. Ч. 1. 1. С. 135-141; 1903. Ч. 1. 2. С. 267-272; Иннокентий (Ястребов), архиеп. Архим. Макарий, основатель Алтайской духовной миссии: Кр. сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892; К 100-летней годовщине со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария Глухарева. Томск, 1892; Комаров Н. П. Архим. Макарий, 1-й алтайский миссионер. М., 18922; Макаревский М. И. Жизнеописание архим. Макария (Михаила Глухарева), основателя Алтайской миссии. СПб., 1892; Соколов К., прот. Архим. Макарий - основатель Алтайской миссии. Томск, 1892; К мат-лам для биографии основателя Алтайской миссии архим. Макария//Томские ЕВ. 1895. Отд. неофиц. 11. С. 8-16; Макарий (Невский), еп. Слово в день памяти основателя Алтайской миссии архим. Макария 19 янв. 1897 г.//Томские ЕВ. 1897. 3. Отд. неофиц. С. 1-7; Новиков И. П. Заслуги и значение архим. Макария (Глухарева) в деле православно-рус. миссионерства. Томск, 1897; Птохов П. В. Архим. Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899; Харлампович К. В. Архим. Макарий (Глухарев) и его отношения к родным//Смоленские ЕВ. 1904. 10. С. 626-634; 13. С. 785-798; 14. С. 846-852; 15. С. 903-912; 16. С. 964-971; он же. Архим. Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, и его пребывание в Казани в 1840 г.//ПС. 1904. 2. C. 205-230; он же. Макарий Глухарев и тобольские декабристы//РА. 1904. Вып. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010