Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959). Марк Отшельник, О покаянии, PG 65, 965–984. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер. Etiolles 1970, с. 223 слл.; Logos 21, с. 162 слл. Иоанн Лествичник , Лествица райская 5, PG 88, 764–793. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 9, CSCO 253, Syr. 111, с. 24 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 318 слл.; 5, с. 374 слл.; 23, SC 113 (1965), с. 12 слл.; 28, с. 138 слл.; 30, с. 194 слл.; 32, с. 242 слл. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 75. Пснтос Василий Великий , Великое правило Прол., 37, 40, 52; Краткое правило 16, 17. Кассиан, Трапеза 9, 26–30, SC 54 (1958), с. 26–30. Авва Исайя, Logos 14, франц. пер. Etiolles 1970, с. 119–123; Logos 23, с. 193 слл. Отечник, Арсений 41а, Евагрий 1, Иоанн Колобос 9, Макарий 12, 34, Пимен 26, 72, 39, 50, Op 1; анонимные изречения 1–11. Иоанн Лествичник , Лествица райская 7, PG 88, 817–828. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 256–264; 5, с. 312–372; 29, SC 113 (1965), с. 180–186. – Побег от мира Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 32; Увещевание об оставлении мира, PG 31, 625–48. Кассиан, Трапеза 3, SC 42 (1955), с. 138–165 (три отречения: богатства, прошлого жития, видимых вещей). Псевдо-Макарий, Гом. 5, PG 34, 493–517 (о большой разнице между христианами и сынами века сего); Гом. 46, col. 792–796. Филоксен Мабугский, Гом. 9, SC 44 (1956), с. 245–311. Иоанн Лествичник , Лествица райская 1, PG 88, 632–653. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 5, CSCO 215, Syri 91, с. 51–66. Бедность Riches et pauvres dans lÊglise ancienne, Избранные тексты, подготовл. А. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Василий Великий , Великое правило 8, 9, 18, 19, 20, 22, 41; Краткое правило 85, 87, 91, 93, 143, 144, 145, 146, 187, 205, 284, 304, 305. Диадох Фотики йский , Сто глав 63–66, SC 5 ter (1066), с. 123–127. Отечник, Антоний 20, Арсений 29, 20, Агафон 6, Феодор Фермийский 1, Иоанн Перс 2, Исаак 7, Кассиан 7, Пистамон, Серапион 2, Синклетик 5.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

122 Преп. авва Дорофей. Поучение 12. 123 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. I. Беседа на Пс.33. С. 161—162. 124 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 103, 152, 200. 125 Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 181. С. 235—236. 126 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 53. С. 191. 127 Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 31. 128 Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 50. 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26—27. 130 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 152, 200. T. II. О истинном христианстве. §§ 176—182. С. 232—237. 131 Молитвы на сон грядущим. Молитва свт. Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи. 132 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Письмо 16-е. С. 329—330. 133 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 228. См.: А. В. Черты деятельного благочестия по учению свв. отцов Православной Церкви. Одесса, 1890. С. 23—56. Размышления из творений преп. Ефрема Сирина, собранные Стефаном Дерябиным. Изд. 10-е. Киев, 1907. Еп. Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. T. V. С. 120—124. T. III. С. 174—186; преп. Иоанн Лествичник. Слово 6. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 31. Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 75—83. 134 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 135 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 50. 136 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 5. С. 17. 137 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 325—327. 138 Там же. С. 325. 139 Там же. С. 328. 140 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 5, гл. 17. 141 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 247—248. 142 Там же. С. 248—256. 143 Свт. Иоанн Златоуст. Поучение на 1Кор. гл. 5, ст. 6. 144 С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. T. I. Кн. 2. С. 602—603. 145 Преп. авва Дорофей. Поучение 2. 146 Лавсаик. § 19. С. 87—88. 147 Цит. по кн.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 616. 148 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 50. С. 127.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

62  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 208. 63  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 663. 64  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 208. 65  Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Темная сила. Т. 2. — СПб., 1914. — С. 250. 66  Леонид Андреев. Полное собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. — СПб., 1913. — С. 103. 67  Там же. С. 104. 68  Там же. С. 120. 69  Там же. С. 121. 70   2Кор.4:4 . 71   1Пар.21:1 . 72   Ин.8:44 . 73   2Кор.11:14 . 74  Макарий Великий. Слова. Слово 7. О свободе ума. — СПб., 1817. 75  Нил Сорский. Нила Сорского предание и устав. Слово 1. — СПб., 1912. 76   Деян.5:3 . 77   Мф.4:3 . 78   Мф.4:6 . 79   Мф.4:9 . 80  Слово 1. 81   Ин.8:44 . 82   Ин.4:7 . 83   1Пар.21:1 . 84   Ин.13:2 . 85  Макарий Великий. Слова. Слово 7. О свободе ума. — СПб., 1817. 86  Дроздов И. Н. Святой Лев Великий , его жизнь и творения. Дроздов И. Н. — Харьков, 1898. 87   1Кор.7:5 . 88   Деян.5:3 . 89   Ин.13:2 . 90   3Цар.21; 2:14, 15 . 91   Ис.14:14 . 92   Лк.18:11, 12 . 93   Иов.1: 9 ; Иов.2:4–10 . 94   Откр.2:10 . 95   Исх.7:11 ; Исх.12:22 . 96  Изречения Египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. — СПб.: Алетейя. 2001. — С. 54. 97  Изречения Египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. — СПб.: Алетейя. 2001. — С. 49. 98  Пархоменко К., священник. Вселение и изгнание дьявола. — СПб.: Нева, 2002. — С. 15. 99  Добротолюбие. Т. 3. — М. 1905. — С. 418. 100  Лодыженский М. В. Свет Незримый. — СПб., 1915. 101  Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26, 8. 102  Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26, 58. 103  Епископ Игнатий Брянчанинов. Творения в 8 т. Т. 4, письмо 7. — М. 2003. — С. 437. 104  Евстратий (Голованский Иоанн Антонович). Явления злых духов в прошедшее и настоящее время. — Киев, 1871. 105  Мои келейные записки. Рассказы Святогорца. — М., 1996. — С. 18–19. 106  Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. Т. 3. — 3е изд. — СПб., 1905. — С. 275. 107  Лодыженский М. В. Темная сила. — СПб., 1914. 108  Воскресное чтение. 1855–1856 гг., 16.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

841 Четьи-Минеи, 18 июля. 842 См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288. 843 Пролог, 13 марта. 844 Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87. 845 Четьи-Минеи, 19 января. 846 Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7. 847 Лавсаик. § 27. С. 124—131. 848 Там же. § 21. С. 93—100. 849 Четьи-Минеи, 13 февраля. 850 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее. 851 Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90. 852 Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71. 853 Четьи-Минеи, 25 июля. 854 Четьи-Минеи, 13 апреля. 855 Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217. 856 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69. 857 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64. 858 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209. 859 Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 860 Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200. 861 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21. 862 Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот) 863 Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 864 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666. 865 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78. 866 Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168. 867 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. 868 Там же. С. 283—284. 869 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129. 870 Древний Патерик. Гл. 5, § 33. С. 81. 871 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. 872 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. О страстях. С. 271—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Иаков, еретик 70 12 Игнатий Ксанфопул 44 7 , 308 (9) , 311 18 , 424, 439 25 , 506 Иезавель (библ.) 173 13 Иеремия, пророк (библ.) 31, 38, 415 Иероним Стридонский , прп. 225 249 , 501, 510 Иисус Навин (библ.) 412 Илия, пророк (библ.) 122, 409 Илия Экдик 53, 159 118, 119 , 502, 508 Иоанн (? испорч. место) 121 Иоанн, адресат митр. Симеона 117 5 , 118 Иоанн, мон. 133 Иоанн Апокавк, великий дука 205 169 Иоанн Богослов, ап. 30, 142 14 , 268, 419, 450, 452, 471 Иоанн Гавра, адресат свт. Григория Паламы 164 Иоанн Дамаскин , прп. (также Пс.) 24 71 , 50, 69, 70 12 , 92 15 , 133, 182 сн. , 183 (70) , 187 87 , 190 (99, 102, 103, 105) , 197 132 , 246, 252 379 , 253 (384) , 254 сн. , 255 (389) , 262 (421) , 273 475−477, 479 , 275 494 , 276 (503) , 277 504, 506 , 283 545 , 287 (564) , 289 569 , 294, 295 598−600 , 300 11 , 303 26 , 323 33 , 467 (41) , 469 51 , 474 81, 82 , 501−502 Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. (также Пс.) 36 133 , 50 28 , 51 (сн.) , 87, 138 41 , 140 (4, 6) , 144 (29) , 149, 198 (140) , 208 (178) , 231 272, 273 , 245 (339) , 276 (500, 502) , 277 (507, 508, 510) , 278 (514, 517) , 466 (38, 39) , 503, 504, 506 Иоанн XIV Калека, патр. Константинопольский, еретик 165, 173 11 , 205 169 Иоанн Каминиат 18 35 , 504 Иоанн VI Кантакузин (в мон. Иоасаф), великий доместик, позже – имп. 205 169 Иоанн Карпафийский ( ωννης Καρπθιος, Johannes Carpathius, Jean de Carpathos), прп. 5, 6, 11, 13 6 , 34 125 , 36 133 , 37, 43 (2, 3) , 44 (7, 8) , 45 (11, 12) , 46 (13, 17) , 48, 49, 50 (сн.) , 51 (сн., 36) , 52, 53, 55, 57−62 Иоанн Кассиан , прп. 157 107 , 504 Иоанн Кипариссиот, антипаламит 446 Иоанн Мосх , прп. 72, 504 Иоанн Оксит 53 Иоанн Палеолог, деспот, сын Андроника II 173 14 Иоанн V Палеолог, имп. 173 11 Иоанн Предтеча (библ.) 147 53 , 277, 409 Иоанн Пророк, прп. 311, 422 128 , 491 Иоанн Синаит (Лествичник), прп. 44 7 , 48, 49, 52, 72 2 , 88, 99 112, 114 , 101 (129) , 103 148 , 109, 111 (5) , 112, 438, 504 Иоанн Скифопольский (John of Scythopolis) 176 31 , 505

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Игнатий Ксанфопул 44 7 , 308 (9) , 311 18 , 424, 439 25 , 506 Иезавель (библ.) 173 13 Иеремия, пророк (библ.) 31, 38, 415 Иероним Стридонский, прп. 225 249 , 501, 510 Иисус Навин (библ.) 412 Илия, пророк (библ.) 122, 409 Илия Экдик 53, 159 118, 119 , 502, 508 Иоанн (? испорч. место) 121 Иоанн, адресат митр. Симеона 117 5 , 118 Иоанн, мон. 133 Иоанн Апокавк, великий дука 205 169 Иоанн Богослов, ап. 30, 142 14 , 268, 419, 450, 452, 471 Иоанн Гавра, адресат свт. Григория Паламы 164 Иоанн Дамаскин, прп. (также Пс.) 24 71 , 50, 69, 70 12 , 92 15 , 133, 182 сн. , 183 (70) , 187 87 , 190 (99, 102, 103, 105) , 197 132 , 246, 252 379 , 253 (384) , 254 сн. , 255 (389) , 262 (421) , 273 475−477, 479 , 275 494 , 276 (503) , 277 504, 506 , 283 545 , 287 (564) , 289 569 , 294, 295 598−600 , 300 11 , 303 26 , 323 33 , 467 (41) , 469 51 , 474 81, 82 , 501−502 Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский, свт. (также Пс.) 36 133 , 50 28 , 51 (сн.) , 87, 138 41 , 140 (4, 6) , 144 (29) , 149, 198 (140) , 208 (178) , 231 272, 273 , 245 (339) , 276 (500, 502) , 277 (507, 508, 510) , 278 (514, 517) , 466 (38, 39) , 503, 504, 506 Иоанн XIV Калека, патр. Константинопольский, еретик 165, 173 11 , 205 169 Иоанн Каминиат 18 35 , 504 Иоанн VI Кантакузин (в мон. Иоасаф), великий доместик, позже – имп. 205 169 Иоанн Карпафийский (ωννης Καρπθιος, Johannes Carpathius, Jean de Carpathos), прп. 5, 6, 11, 13 6 , 34 125 , 36 133 , 37, 43 (2, 3) , 44 (7, 8) , 45 (11, 12) , 46 (13, 17) , 48, 49, 50 (сн.) , 51 (сн., 36) , 52, 53, 55, 57−62 Иоанн Кассиан, прп. 157 107 , 504 Иоанн Кипариссиот, антипаламит 446 Иоанн Мосх, прп. 72, 504 Иоанн Оксит 53 Иоанн Палеолог, деспот, сын Андроника II 173 14 Иоанн V Палеолог, имп. 173 11 Иоанн Предтеча (библ.) 147 53 , 277, 409 Иоанн Пророк, прп. 311, 422 128 , 491 Иоанн Синаит (Лествичник), прп. 44 7 , 48, 49, 52, 72 2 , 88, 99 112, 114 , 101 (129) , 103 148 , 109, 111 (5) , 112, 438, 504 Иоанн Скифопольский (John of Scythopolis) 176 31 , 505 Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Там же [lin. 35] – 276 500 Беседы на псалмы. CPGS 4413. TLG 2062/143. Рус. пер.: т. 5, кн. 1–2, СПб., 1899 ( р М., 1995). XLIV, 2 [PG 55, 185–186] – 231 272 Там же [PG 55, 186: 13] – 198 140 XLIV, 2–3 [PG 55, 185: 27–28; 185: 55 – 186: 2, 4–8, 13–14, 47– 50] – 278 514 XLIV, 3 [PG 55, 186: 14–17, 26– 34] – 278 517 Беседы о Давиде и Сауле. CPG 4412. TLG 2062/115. Рус. пер.: т. 4, кн. 2. СПб., 1898 (рМ., 1993). С. 831–870. II, 1 [PG 54, 687] – 140 6 К Стелехию и о сокрушении. CPGS 4309. TLG 2062/5. Рус. пер.: т. 1, кн. 1, СПб., 1898 (рМ., 1991), с. 131–164. II, 2 [PG 47, 413: 50–55] – 276 502 О непостижимости Бога (Против аномеев). CPGS 4318. TLG 2062/12. Рус. пер.: т. 1, кн. 2, СПб., 1898 ( р М., 1991), с. 493–615. I, 4 [SC 28, p. 116: 192–198 Malingrey; PG 48, 705: 10–17] – 245 339 Неустановленная цитата – 466 38 Пс.- Иоанн Златоуст Беседа на Преображение. CPG 4724. См.: Леонтий Константинопольский. Иоанн Каминиат На взятие Фессалоники. TLG 3015/1. Рус. пер. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской, предисл. и коммент. Р. А. Наследовой в кн.: Две византийские хроники. М., 1959. С. 143–158 (предисл.), 159– 210 (пер.), 242–249 (ст.). XI, 4 [p. 12: 34 Bohlig; PG 109, 541 A] – 18 35 Иоанн Кассиан , прп. Собеседования. CPL 512. ИАБ IV, 1134–1136, 1138. Рус. пер. еп. Петра [Екатериновского] цит. по изд.: Писания прп. отца Иоанна Кассиана . 2 М., 1892 ( р СТСЛ, 1993). С. 165–633. I, 18 [PL 49, 507 B; CSEL 13, p. 27 Petsch enig; SC 42, p. 99 Pich ery] – 157 107 Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. CPGS 7376. Слав. версия (ИАБ IV, 1486): Синайский патерик/Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967. Рус. пер. (ненадежный): Иоанн Мосх блаженный. Луг духовный/Пер. с греч. с подроб. объяснит. примеч. свящ. М. И. Хитрова. [СП,] 1896 (переизд.: М., 2002). Др. рус. пер. указаны в: ИАБ IV, 1492–1493. 36 [PG 87/3, 2885 C; Гл. 44, с. 81 Голышенко-Дубровина] – 72 1 44 [PG 87/3, 2899 A; Гл. 55, с. 96 Голышенко-Дубровина] – 72 1 Иоанн Синаит (Лествичник), прп. Лествица. CPGS 7852. Рус. пер. о. Агапита Введенского: 7СП, 1908 (р1991 и др., много переизд.). См. также: ИАБ IV, 1754–1759. Деление глав на параграфы по рус. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

1201 См.: Meyendorff J. St. Grégoire Palamaset la mystique orthodoxe. P. 83, 85–87 (English translation: St. Gregory Palamas and the Orthodox Spirituality. P. 75, 77, 79–80). 1205 κν τας εκονιζοσαις τν ορνιον χρον ταταις νοικ μονας... (513Β). Монашеская жизнь издревле обозначалась как βος γγελικς. См. примеры: Древний патерик. С. 84: «ангельский чин»; ср. там же: «...возвратил меня к этому ангельскому житию...». Ср.: S. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P. 176. Из традиции, непосредственно влиявшей на Паламу, надо упомянуть преп. Иоанна Лествичника , который учил: «Безмолвник есть земной образ Ангела...» (Преп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 221.17). Еще в середине XVI в. князь Курбский называет монашество «аггельский образ» (во 2-й редакции – «ангельски образ»). См.: Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1993. С. 8, 10. Рискуя утомить внимание читателя, мы бы всё же предложили ему еще одну любопытную параллель – на сей раз из русского XVII века: согласно «Новому летописцу», когда Феодор Никитич Романов (он же патриарх Филарет) был пострижен в иноки в Сийском монастыре Борисом Годуновым, он «...волею и с радостию велиею и чистым сердцем ангелский образ восприя (курсив наш. – Д. М.), и живяше в монастыре в посте и в молитве» (цит. по: Демкова Н. С. Сочинения писателей круга Аввакума и публицистика Смутного времени: (К постановке проблемы)//Ее же. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. Материалы и исследования. СПб., 1998. С. 236). 1206 Поляковская М. А. Монастырские владения в Фессалонике и ее пригородном районе в XIV – первой половине XV вв.//АДСВ. 1965. Вып. 3. С. 22. 1207 Ηrochova V. Zur wirtschaftlichen Rolle der byzantinischen Klöster im 13–15. Jahrhundert//JÖB. 1982. Bd. 32/2. S. 91. 1208 καθ’σνχαν τ μλι τς ρετς φιλοποντερον ργαζμενον (Encomium auct. Nilo СР.//663CD; cp: 673ВС, 675А). 1209

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

144, 149); Слова 29 «О земном небе, или о Богоподражательном бесстрастии и совершенстве…» - с аллегорией бесстрастия в овальной мандорле (Fol. 149v); Слова 30 «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви» - с аллегорическими фигурами веры, надежды и любви (Fol. 151v, 154). На последней миниатюре И. Л. изображен стоящим на самом верху лестницы, у престола Господа (Fol. 155). Как доказал Дж. Мартин, все миниатюры не буквально иллюстрируют текст, но опираются на широкий круг традиц. изображений. Так, напр., присутствующие во мн. миниатюрах дракон или пасть, пожирающая грешников, ни разу не упоминаются в сочинении И. Л., а восходят к композициям на тему Страшного Суда. В рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 263, 1059 г.) сохранились 4 полностраничные миниатюры: по 2 восходящим к небесному сегменту лестницам взбираются иноки (Fol. 8r, 9v); И. Л. обменивается посланиями с прп. Иоанном Раифским (Fol. 8v-9r). Иллюстрации к отдельным главам (изображения лестницы, инициалы, образы и сцены на полях) выполнены в рисуночной манере. Так, на полях Слова 4 «О блаженном и приснопамятном послушании» (Fol. 25) изображены 2 монаха, стоящие перед 3-м, сидящим слева; Слова 14 - монах, держащий кубок и сидящий под лестницей с 13-ю ступенями - аллегория обжорства (Fol. 72v); Слова 19 - монах в позе оранта (Fol. 142v); Слова 20 - молящийся инок (Fol. 144v); Слова «К пастырю» - монах с книгой и крестом в руках (Fol. 147v). В рукописи из б-ки Принстонского ун-та (Princeton. Garrett. 16, 1081 г.) есть миниатюры к Словам 1 (Fol. 9), 2 (Fol. 15v), 3 (Fol. 18 v, не сохр., 22), 4 (Fol. 23v), 5 (Fol. 52, не сохр.), 6 (Fol. 63v), 7 (Fol. 66v), 8 (Fol. 76), 9 (Fol. 81), 10 (Fol. 82v), 11 (Fol. 85v), 12 (Fol. 86), 13 (Fol. 87), 14 (Fol. 89, 93v), 15 (Fol. 94), 16 (Fol. 107v), 17 (Fol. 108v), 18 (Fol. 110), 19 (Fol. 112), 20 (Fol. 113v), 21 (Fol. 115v), 22 (Fol. 116v), 23 (Fol. 121v, 125), 24 (Fol. 128), 25 (Fol. 130v, не сохр.), 26 (Fol. 140, 154, 165), 27 (Fol. 169v, 173, 173v), 28 (Fol. 180v), 29 (Fol. 187), 30 (Fol. 190v); на Л. 194 - лестница; на Л. 194v - И. Л. и прп. Иоанн Раифский. Подробные миниатюры на темы Покаянного канона сопровождают текст «Лествицы» кон. XI - нач. XII в. (Vat. gr. 1754. Fol. 4-19). Миниатюры к тексту каждой главы имеются также в рукописи 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 418). Афонскую рукопись (Ath. Stauronik. 50, XIV в.) украшают 40 миниатюр, 35 из к-рых иллюстрируют главы книги, на 1-й - изображение лестницы с поднимающимися монахами; на 2 миниатюрах представлен И. Л. в рост (Fol. 3, 233v), на одной - И. Л., сидящий и пишущий книгу (Fol. 11v); в конце рукописи И. Л. представлен вместе с прп. Иоанном Раифским (Fol. 217). Текст и иллюстративный цикл этой рукописи близки рукописи Vat. gr. 394.

http://pravenc.ru/text/471351.html

66. Мф. 10. 16. См. житие великомученицы Варвары. Четьи-Минеи, 4 декабря. 67. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10. 34–35). 68. Лествица. Слово 3. 69. Пс. 118. 54. 70. …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38. 13). 71. … в вечные обители (Лк. 16. 9). 72. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Ср.: Пс. 118. 105). 73. За чужими же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5). 74. …идет перед ними (Ин. 10, 4). 75. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 76. … совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр. 1. 3). 77. …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам… (Мф. 25. 34). 78. Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1. 15; Мф. 4. 17). 79. Преподобный Пимен Великий. См. Патерик Скитский. 80. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 81. Там же. 82. И беззаконник, если обратится от всех грехов свих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18. 21–22). 83. И зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез. 18. 31). 84. Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33. 11). 85. Святой Иоанн Лествичник. Слово 4. 86. Преподобный Исаак Сирский. Слово 90. 87. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1. 16, 18). 88. Благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2. 4). 89. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2. 5–9).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010