«Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые 3 главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира (1), о разрыве с мирскими пристрастиями (2) и о добровольном изгнанничестве (3). В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4–7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), которые постепенно должно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8–23: гнев, уныние, чревоугодие, гордость и др.), с которыми ему подобает сражаться. Плодом успешной борьбы Иоанн Лествичник называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), которые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). У духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней – любовь, тогда, по словам Иоанна Лествичника , «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума» 87 . Исследователи различным образом группировали главы «Лествицы» по темам. К.Крумбахер объединял главы 1–23, в которых говорится о грехах, противоположных христианской жизни, и главы 24–30, посвящённые нравственным и богословским добродетелям 88 . П.Дезей выделяет в книге 3 части, каждая из которых содержит ключевую тему: отречение от мира (главы 1–7), борьба против грехов (главы 8–23) и христианское совершенство (главы 24–30) 89 . Деление, основанное на симметричном расположении тематических блоков в тексте, предложил Г.Гуйо. По его мнению, первые 3 главы, посвящённые разрыву с миром, и последние 4 главы о соединении с Богом образуют диспозицию, внутри которой заключаются главы о деятельном пути монашеской жизни. Эти главы в свою очередь образуют 3 блока: центральные 16 ступеней (8–23), посвящённые борьбе со страстями, находятся между главами об основных добродетелях (4–7) и о плодах подвижничества (24–26) 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

85. Святитель Марк Евгеник (1392/93-1444/45) - родился, получил образование, прожил большую часть жизни и скончался в Константинополе. Монашество принял в 1418 r. Накануне отъезда в Феррару в составе православной делегации для участия в Ферраро-Флорентийском соборе против воли был поставлен в митрополита Ефесского (1437). Изначально веря в возможность восстановления единства Церкви, он вскоре осознал безуспешность этого предприятия и всеми силами пытался предотвратить заключение позорной унии, ведущей к измене Православию. Во Флоренции он, единственный из иерархов, не подписал унии. По возвращении в Константинополь, святой продолжил борьбу с унией. Отказавшись от принятия патриаршества, он тайно покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под османами, чтобы поддержать свою паству. Не имея разрешение от турецких властей, он не мог здесь долго оставаться и поэтому вскоре отправился на Афон. Однако по дороге туда, на о. Лемнос, по распоряжению императора святитель был арестован и заключен под стражу (1440-1442). После второй попытки попасть на Святую Гору. он вернулся в Константинополь, где прожил последние два года своей жизни. (Евгеник - родовое имя святого Марка). 86. Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский (Синаит) (525- ок. 600) - монах-отшельник, в конце жизни - игумен монастыря на горе Синай. Автор замечательного духовного труда - аскетикодидактического трактата «Лествица, возводяшая к небесам», за что и получил прозвание Лествичник. Это практическое руководство для ищущих спасения - в образе постепенного восхождения по лестнице, состоящей из тридцати ступеней, описывается борьба с пороками и страстями и рассказывается о добродетелях, возводящих к Богу; в ней опытно показывается, что для духовного совершенства необходимо, во-первых, очищение от греховной нечистоты ветхого человека; во-вторых, восстановление образа Божия. Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека немалого самоотвержения и усиленных подвигов. 87. Преподобный Никита Стифат, или Пекторат (ок. 1005-1090), в четырнадцать лет ушёл в монастырь, затем был иеромонахом в Студийской обители Константинополя, позже стал игуменом этого монастыря; придворный писатель и сторонник патриарха Михаила Керуллария (1043-1058) при разрыве его с Римом в 1054 г. Его трактат против латинян (с обличением опресноков, поста в субботу и безбрачия священников) имеет большое историческое значение. Составил комментарии на Псевдо-Дионисия.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

30 марта. Нынче день великого учителя нашего, угодника Божия Иоанна Лествичника , в память коего и родителя твоего, М. М., имя Иоанн, и у нас сейчас по нем служили панихиду, Царство ему Небесное! 31 марта. Как мы часто изменяемся в своем устроении, так и погода. Давеча было ясно, а потом изменилось, находят тучи с сильным снегом, и паки проясняется, так и с нами случается чисто спокойствие, а потом смущение и мрак, это для нас на опыте известно. В 11 часов получил, к удивлению моему, от вас два письма – от 24-го и 27-го, чему а очень рад, что от субботы имею от вас известие. Что написал выше, то есть о нашем устроении, не дивлюсь тому, и нам должно быть мужественными в посещении мрачности духа, ожидать изменения, принимая с покорностью воле Божией крест сей духовный. Вы видите свою скудость в духовном делании, а обеспечены всеми благами вещественными, то надобно же и скорбь какую понести душевную или телесную, а когда бы еще сего не было, то чтобы с вами было? Да, вот не малая вам скорбь без келейной, жаль вас и бедную Т. и по трудам ее и по поношению от неразумных, но все для нас это темно, а, видно, Бог так устраивает на пользу всем вам, утешь вас Господи и Царица небесная! 2 апреля. Сейчас кончилась обедня, пропели стихиры, душеспасительную совершив четыредесятницу, и Лазареву воскресению помолимся, да воскресит Господь и наши души не четверодневно, но многолетно во гробе сочувствия лежащие. Вся возможна Ему. Нынче что-то чувствую слабость, вкусу никакого нет, однако хожу, а не лежу. Слава Богу! Испрашиваю на вас Божие благословение и желаю мира, здравия и спасения. Многогрешный иеромонах Макарий. 1854 года. Письмо 87 Христос воскресе! Да излиет Он в сердца ваши благодатные, духовные дарования веселия и радования духовного и тако сподобит праздновать священные дни сии в мире и спокойствии между собой и со всеми. 5 апреля, утро. Святая церковь томным напевом воззывает нас к благим деланиям: «Се Жених грядет в полунощи», и кого считает блаженным, а кого недостойным, и предостерегает, чтобы не остаться вне царствия. Внимаем сему. И паки видя чертог украшенный, а себя нага одеяния брачна, взывает к Богу просветить одеяние души нашей и спасти нас. Все это трогательно и умилительно, но надобно иметь тщание и бодрствование за самими нами. В трипеснице же поучает, чтобы мы имели смирение, подражая Христу Господу, а паче кто в нас есть преизящнейший, да будет всех последнейшей. Вот как нужна сия добродетель, без нее и другие не помогут. Постарайтесь о сем, сестры, не на языке себя смиряя, но внутренне залогствуя оное в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Помимо указанных ссылок, см.: Иоанн Кассиан , прп. О правилах общежительных монастырей 12, 20; Киприан Карфагенский , свт. О падших 14; Григорий Назианзин , свт. Слова 2, в различных местах; Варсонофий Великий, прп. Ответы 62 (153); 269 (266). В Типиконе монастыря Продром встречается эта характерная формулировка: «Я хочу, чтобы в монастыре были духовники, чтобы тому, кого каждый выберет, он открывал свои раны в соответствии с преданием святых канонов, чтобы получать соответственно каждому виду ран подходящую помощь со стороны духовных врачей... [Ибо] весьма полезно иметь рядом с собой врача» (Le Typikon du monastère du Prodrome 13//Byzantion 1937. 12. P. 50). 3165 Cp.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Нистерой Киновит 1; Кирилл Скифопольский , прп. Житие святого Евфимия 19; История монахов в Египте 64; Иоанн Лествичник , прп. Лествица 4, 131; 26, 20; Слово особенное к пастырю 9; Типикон святого Маманта 29 (цитируется в работе: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome, 1955. P. 114); Типикон Эвергетиды 17: «Ты, о духовник... верни больных к здравию» (Hausherr I. Там же. Р. 142). 3166 Афанасий Великий , свт. Житие святого Антония 87. Макарий говорит о нем: «Вот мой врач и мой целитель» (Добродетели святого Макария//Amélineau E. Histoire des Monasteres de la Basse-Egypte. Paris, 1894 (Annales du Musee Guimet 25). P. 121). 3177 См., например: Иоанн Мосх, блж. Луг духовный 78, где мы видим, как игумен Иоанн говорит своим посетителям: «Как есть много видов грехов, так есть и много лекарств. Если хочешь быть исцеленным, скажи мне правдиво, что ты сделал, чтобы я применил к этому соответствующие лекарства». 3180 Прп. Нил, утверждая в том же смысле, что «из всех дел самое затруднительное – заботиться о душах», называет его также «искусством из искусств» (Слово подвижническое 21–22//PG 79, 748С-749В). 3181 Свт. Григорий Назианзин этим не желает сказать, что душа является божественной по природе, – это понимание чуждо христианству. Уточнение, которое он дает далее, впрочем, позволяет вписать это утверждение в его православный контекст: душа, вместе со всей совокупностью человеческого естества, призвана быть обоженной по благодати, стать божественной через причастность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

“Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом”, – вот строгое слово Василия Великого , на которое ссылается св. Григорий Богослов . Чтобы исполнить это повеление, надо быть в состоянии от него отказаться. Бог становится бессильным перед человеческой свободой, Он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества. Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две – в Обожении. Одна воля для создания образа, но две – для того, чтобы образ стал подобием. Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать» (13: 243, 244). Другими словами, «… без свободы человек не был бы человеком в полном смысле этого слова, он был бы высокоорганизованным запрограммированным автоматом. Бог, создав человека разумным и свободным, не хочет насильного спасения его. Ведь человеку дано все, чтобы он мог осознать свое действительное положение в мире, поверить Богу, ответить на Его любовь, наиболее полно проявившуюся в том, что Бог отдал Своего Сына ради людей ( Ин. 3: 16 ), своею любовью, и построить всю свою жизнь сообразно своему призванию ко спасению и к вечной жизни» (15: 96). Таким образом, если бы возможность получать удовольствие от греховных поступков не была бы свойственна природе человека, то не могло бы быть и духовных подвигов. Это обусловлено тем, что человеку нечего было бы преодолевать. Иными словами, если бы не было внутренней (духовной) борьбы, то не было бы и побед и, соответственно, наград (духовных венцов) за них. Прп. Иоанн Лествичник пишет об этом так: «…борьба бывает причиною венцов …» (87: 133. См. Слово 15, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Страсть есть неестественное движение души или по несмысленной любви, или по безрассудочной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное: по несмысленной любви или к яствам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему-нибудь чувственному, или ради сего; по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказанного или кого-либо по причине того» (прп. Максим Исповедник ) (цит. по 152: 179). «Слово “страсть”, как легко видеть, происходит от глагола “страдать” и обозначает внутреннюю болезнь... необходимо подчеркнуть тот факт, что страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Прп. Никита Стифат поясняет разницу между страстью и грехом следующим образом: “страсть в душе движется, а делание греховное телом видимо совершается”» (цит. по 48: 248). Вот как дает определение страстям древний подвижник прп. авва Исаия : «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превращается в наклонность к объедению и лакомству; сила желания – в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия – в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалится – в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех – в презрение к ближним, в гордость и прочее» (цит. по 211) 170 . По словам преподобного Иоанна Лествичника «страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (87: 133. Слово 15, гл. 73). Свт. Игнатий Брянчанинов о страстях пишет: «Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, помятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека, и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе…» (172: 165). «Страсти – рассуждает свт. Феофан, – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворении их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу» (цит. по 125: 170 со ссылкой на: Святитель Феофан. Адские мучения. “Домашняя беседа”. 1873, вып. 41, октябрь. С. 996).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сейчас же второму Николаю (Никаноровичу) он посоветовал продолжить образование в духовной академии 83 . Дал для исполнения и восемь заповедей новоначального. Они предназначались в своего рода подпорки от хлябей рассеяния среди житейского болота, для разогревания ревности. Содержалось в них и некоторое противоядие от немощей. Юноша правильца записал и неуклонно следовал им до той поры, пока другой старец не углубил и дополнил их. Вот они: «1. Ходить в праздники ко всенощной и к ранней обедне. 2 . В среду и пятницу не есть молока и яиц и прочего . 3 . Читать Евангелие и Апостол по одной главе ежедневно, стоя перед иконами 84 . 4 . Не осуждать. 5 . Не учить самовольно никого. 6 . Читать жития святых – «они тебя умудрят»: авву Дорофея . Впрочем, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, вспоминая в другом месте еп. Варнава, оптинские старцы «заповедовали каждому новоначальному прочесть три раза (это я узнал от монахов в бытность мою в Оптиной, когда там процветал иеросхимонах Иосиф)».), Иоанна Лествичника 85 . 7 . по три поклона: святителю Николаю, блаж. Николаю , преп. Тихону Калужскому. 8 . В среду, по желанию, читать акафист Спасителю, а в субботу – Богоматери» 86 . 21 августа 1909 года старец подарил ему троицкий образок Рождества Христова (из Троице-Сергиевой лавры) с собственноручной, знаменательной и провидческой, надписью: «Благословение на новую духовную жизнь. Память преп. Авраамия Смоленского. Житие его прочтите. 1909 г. августа 21 дня» 87 . Прямое указание на пример для подражания, в котором дали добрый плод те положительные качества, начатки коих о. Варсонофий углядел в собеседнике. И Николай, настоящий послушник, отыскав под соответствующим числом в Четьях-Минеях жизнеописание святого, погрузился в удивительный текст, восходящий к раннему русскому средневековью. Бросается в глаза сходство некоторых черт в биографиях обоих подвижников. Рождение и того, и другого долго вымаливалось родителями. С раннего возраста Авраамий всячески удалялся от сверстников, любил молитву, богослужение, книжную премудрость, прилежно учился.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

II. Св. Василий Великий вред чревоугодия изъясняет в примерах из священной истории. «Чревоугодие – говорит св. отец – Адама предало смерти и причинило миру погибель; сластолюбием чрева Ной осмеян; Хам проклят; Исав лишается первородства и вступает в родство с хананеями; чревоугодие Израиля сделало поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пади в пустыни.» (Твор. св. Васил. Велик. ч. V, издан. 1846 г., стр. 66 и 67). III. «Потухший пламень ярко вспыхивает снова, если подложить новых сучьев сухих; и угасшая сласть похотная снова оживает от насыщения чрева снедями». (Преп. Нил синайск.; сн. «Доброт.», т. II, стр. 248). IV. «Скудно питаемое тело – хорошо объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Конь, уздою удерживаемый, уступает и повинуется руке седока, – и тело, укрощаемое скудноядением и бдением, не рвется из рук восседающего на нем помысла и не ржет, как делает, будучи движимо страстным порывом.» (Там-же, стр. 248). V. «Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление». (Св. Ефрем Сирин ; сн, «Доброт.», т. II, стр. 406). VI. «Лучше есть о Господе, и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать ядущих и благодарящих Госдода». (Он же; сн. " Доброт., т. стр. 403). VII. «Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, и не осуждай ближнего, чтоб чрез осуждение не сделаться тебе пожирающим брата своего». (Он же и там же). VIII. «Как во множестве навоза рождается много червей, так и от множества яств происходит иного падений, лукавых помыслов и сновидений срамных». (Св. Иоанн Лествичн.; сн. «Доброт.», т. II, стр. 662). IX. «Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». (Он же; сн. «Доброт.», т. II, стр. 661). X. «Сидя за столом, исполненным кушаньев, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда воспоминай уксус и желчь Господа твоего; и таким образом для пребудешь в пределах воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь помысл свой». 87 (Он же: сн. «Доброт.», т. II, стр. 561).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

87 Так мы позволили себе перевести фразу τν σοφν ετλειαν κατασπζεσθαι. См. аналогичное рассуждение Златоустого отца, который ведет речь о смиренномудрии – добродетели, во многом тождественной смирению. «Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем; так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что когда эта добродетель вкоренится в сердце слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно назидаться» (Свт. Иоанн Златоуст . Полное собрание творений. Т. III, кн. 1. М., 1994. С. 147). 88 Ср.: «Смиренномудрие парит высоко и делает человека [словно] летающим по воздуху. Ибо кто насколько себя смирит, настолько более возвысит его Бог» (Преподобный Антиох Монах. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/Пер. и коммент. П. К. Доброцветова. М., 2015. С. 387). 90 Ср. высказывание одного византийского исихаста XI века – Симеона, митрополита Евхаитского: «Если нападают искушения тщеславия, надмения, то встречай их смирением, молитвой, любовью к Богу, самоукорением, сокровенным деланием и памятованием и мужеством отцов, превосходящим естество». Также: «Совершай всякое подвизание, какое творишь, тайно и делай его ради Бога, словно ничего не делая и совершая его будто не по разуму (ς μ κατ λγον)» (Византийские исихасгские тексты. М., 2012. С. 122–123). 92 Данное выражение (τν φανρωσιν της σχημοσνης) мы связываем с исповедью (της ξαγγελας), о которой речь шла выше. 93 Так мы позволили себе перевести фразу δι τν κ του μετρου φρονματος ξουδνωσιν κα τν ετλειαν. 95 Ср.: «Святое смирение имеет дарованное от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни бесстрастные, на среднюю – мужественные; на первую же степень все могут взойти» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. С. 172).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Толкование Илии Критского сохранилось в рукописях XII-XIV вв. (Laurent. gr. IX 11 (XII в.); Laurent. Plut. 9. Cod. 11. Florent. (XII в.), Hieros. Patr. 26 (XIII в.), Marc. 128-130 (XIV в.), Vat. Chig. gr. 38 (XIV в.), Paris. gr. 868 (XIV в.), Paris. Coislin. 87, 89 (XIV в.)) и издано лишь фрагментарно по рукописи Laurent. gr. IX 11 ( Joannes Climacus, St. Opera omnia/Ed. M. Rader. Lutetiae Parisiorum, 1633 [=PG. 88. Col. 631-1164]). В древнейшей рукописи оно озаглавлено как «Толкование на святую Лествицу, то есть на духовные скрижали святого Иоанна, кафигумена святой горы Синай, именуемого схоластиком, составленное митрополитом Критским Илией». Это толкование стало основным источником для последующих многочисленных схолий к «Лествице». В единственном издании М. Радера, к-рое включает в себя 721 (723) пронумерованную схолию, указано, что основная их часть заимствована «из Илии, архиепископа Критского», а меньшая - «из других отцов и греческих писателей» (PG. 88. Col. 643-644), однако выделить корпус Илии Критского затруднительно, поскольку наряду со схолиями, надписанными другими именами (Аристотеля, свт. Григория Нисского, аввы Исаии, свт. Василия Великого, свт. Диадоха, Марка Пустынника, Иоанна Карпафийского, Петра Хрисолога, Евагрия Понтийского, свт. Фотия, свт. Григория Богослова, Синклитикии, аввы Дорофея, Исидора Пелусиота, свт. Феодора Эдесского, прп. Антония Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Варсонофия, прп. Иоанна Дамаскина и др.), часть принадлежащих ему схолий приводится без имени автора. В 2002 г. при участии Л. Политиса было издано «Краткое толкование на всю книгу святого Иоанна Лествичника» (Εξϒησις σντομος ες τν ββλον πσαν το ϒου Ιωννου το τς Κλμακος), написанное Никифором Каллистом Ксанфопулом. Издание осуществлено по единственной сохранившейся рукописи (Codex unicus, см.: CPG, N 7854) из рукописного собрания Никопольской митрополии в Превезе (Л. 1-606, 1-я пол. XIV в.; Л. 607-630, XVI в.). Ксанфопул истолковал почти весь памятник, однако толкование последних глав не сохранилось (обрывается на полуслове на 28-й ступени, далее следует текст «Лествицы» с минимальными пояснениями, вынесенными на поле). «Толкование Никифора, хоть и пространное, не достигает глубины толкования Илии Критского» ( Ιϒντιος, ρχιμ. 1997. Σ. 12).

http://pravenc.ru/text/471351.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010