Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела – дыма... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 100). Источник. Живущий не для себя, а для Бога бывает исполняем Божественных даров, которые не всегда явны бывают по причине угрожающего нападения страстей (прп. Максим Исповедник , 87, 249). Всякий из нас по мере сущей в нем веры стяжевает явное действие Духа, так что всякий сам для себя бывает раздаятелем благодати. Посему никто из благомудрствующих никогда не станет завидовать другому, обилующему благодатями, так как на нем самом лежит стяжать расположение, условливающее приятие Божественных благ (прп. Максим Исповедник , 87, 294). Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти ( Рим. 8, 2 ) (прп. Максим Исповедник , 87, 295). Имеем святых Ангелов помощниками себе в добром, паче же Самого Бога, нам Себя являющего делами правды и нас Себе созидающего во святый храм, свободный от всякой страсти (прп. Максим Исповедник , 87, 299). Как без солнечного света глаз не может воспринимать чувственное, так без духовного света ум человеческий никогда не может воспринять духовного созерцания (прп. Максим Исповедник , 87, 302). Источник. Бог именуется и бывает Отцом по благодати только тех, которые о своем благодатном от Бога в духе рождении свидетельствуют добродетельными нравами (прп. Максим Исповедник , 87, 304). Разжженные стрелы демонские одни за другими падают на дом души нашей, но роса Духа, погашая их, направляет на нас воду, текущую в живот вечный (прп. Феодор Студит , 88, 169). ...Когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе Божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, т. е. Божество и человечество, стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными. С того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим и не имеет более нужды ни в каком писаном законе, потому что Божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.    Преп. авва Исаия. Слово 8, § 1//Добротолюбие. Т. I. С. 322.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 75—76.    Преп. Нил Сорский. Скитский устав//Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 28—31; преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 73, преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 10//Добротолюбие.Т. II. С. 374; преп. Филофей Синайский//Добротолюбие. T. III. С. 459—460; еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 156—158.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183—184.    Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 74.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 61; преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. II. С. 270; преп. авва Кир Александрийский//Древний Патерик. Гл. 5, § 5. С. 69.    Инок Евагрий. О деятельной жизни. Гл. 48//Добротолюбие. T. I. С. 585.    Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. Т. II, §§ 29—30. С. 236—237.    Инок Евагрий. Наставления о подвижничестве. § 68//Добротолюбие. Т. I. С. 583.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 280.    Преп. Нил Сорский. Устав скитский (о помысле блуда).    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. § 59. С. 137. Ср.: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 88. С. 389.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 99, 101.    Он же. § 75. С. 336; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 412.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 281.    Преп. Ефрем Сирин. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. С. 110; Добротолюбие. Т. II, § 55. С. 383; § 116. С. 397.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420. См.: Сборник аскетических писаний из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891, § 12. С. 36, § 42. С. 69—70.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

728 Преп. авва Исаия. Слово 8, § 1//Добротолюбие. Т. I. С. 322. 729 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 75—76. 730 Преп. Нил Сорский. Скитский устав//Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 28—31; преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 73, преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 10//Добротолюбие.Т. II. С. 374; преп. Филофей Синайский//Добротолюбие. T. III. С. 459—460; еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 156—158. 731 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 732 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183—184. 733 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 74. 734 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 61; преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. II. С. 270; преп. авва Кир Александрийский//Древний Патерик. Гл. 5, § 5. С. 69. 735 Инок Евагрий. О деятельной жизни. Гл. 48//Добротолюбие. T. I. С. 585. 736 Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. Т. II, §§ 29—30. С. 236—237. 737 Инок Евагрий. Наставления о подвижничестве. § 68//Добротолюбие. Т. I. С. 583. 738 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 280. 739 Преп. Нил Сорский. Устав скитский (о помысле блуда). 740 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. § 59. С. 137. Ср.: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 88. С. 389. 741 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 99, 101. 742 Он же. § 75. С. 336; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 412. 743 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 281. 744 Преп. Ефрем Сирин. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. 745 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. С. 110; Добротолюбие. Т. II, § 55. С. 383; § 116. С. 397. 746 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420. См.: Сборник аскетических писаний из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891, § 12. С. 36, § 42. С. 69—70. 747 Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II, § 58. С. 383. 748 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420; ср.: со стр. 451.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Кто одним воздержанием покушается утолить сию блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (прп. Иоанн Лествичник , 58, 119). Источник. Сей бес тщательнее всех других наблюдает времена, какие удобнее для уловления нас; и когда видит, что мы не можем помолиться против него телесно, тогда сей нечистый в особенности старается нападать на нас (прп. Иоанн Лествичник , 58, 128). Матерь блуда есть объядение... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 183). Предел блуда есть то, когда кто похотствует при виде животных и даже бездушных созданий (прп. Иоанн Лествичник , 58, 243). Источник. Когда демоны, отторгнув ум твой от целомудрия, окружают его блудными помыслами, тогда со слезами воззови к Владыке: изгонящии мя ныне обыдоша мя; радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 16, 11; 31, 7 ) и избавишься. Тяжел демон блуда и сильно налегает на подвизающихся против сей страсти, наипаче при небрежении об умеренности в пище, и при встречах и беседах с женским полом. Он сначала незаметно уловляет ум поползновенностью на сласть похотную, а потом дверью памяти привходит к безмолвствующему и как тело разжигает, так и представляет уму различные срамные образы и тем вызывает его к соизволению на грех . Если не хочешь, чтоб сие длилось в тебе, восприими пост, труд, бдение и доброе безмолвие с прилежною молитвою (прп. Максим Исповедник , 87, 180). Откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда (свт. Феодор Едесский, 87, 352). Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 235). Многоискусный и многокозненный бес блуда для одних бывает причиною падения в ров тинный, для других служит бичем и жезлом праведным, для третьих – испытанием... Из сих первое усматривается в новоначальных еще, когда они лениво и нерадиво тянут иго подвизания; второе – в достигших середины преуспеяния в добродетели, когда они коснее простираются к ней; третье – в протянувших уже крыло ума к созерцанию, когда они только что сделали сильный порыв к совершеннейшему бесстрастию. Каждому домостроительно обращается сие свыше на пользу (прп. Никита Стифат , 89, 125).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

На Западе «Лествица» (возможно, только ее часть) впервые была переведена на латынь в XI в.; второй перевод в XIII – начале XIV вв. сделал францисканский «спиритуал», сторонник крайнего ригоризма Ангел Кларенский. Первый английский перевод появился в 1858 году, второй – в 1959 г. (переработанное издание – в 1978 г.); третий вышел в серии «Классика Западной духовности» в 1982 году. «Восходите, братья, восходите усердно». «Лествица» переросла личный опыт своего издателя и требует от каждого читателя живого отклика. Тот, кто прочтет эту книгу в спешке, из праздного любопытства, будет, скорее всего, разочарован. Но св. Иоанн писал свою книгу не для подобного прочтения, а для того, чтобы читатель размышлял над ней, сожалел о том, какой образ жизни он ведет, и искренне желал изменить его, и то, что книга оказывает на читателей такое влияние, как раз и говорит о том, что многие поняли ее именно таким образом, применяя сказанное в ней к своей собственной жизни. Эта книга – лестница, по которой каждый из нас должен подняться сам. 1 Эта мозаика датируется 565–566 гг., через девять лет после постройки храма. See V. Beneševi, ‘Sur la date de la mosaïque de la Transfiguration au Mont Sinaï”, Byzantion I (1924), pp. 145–72 2 Главным источником является «Житие» Даниила из Раифского монастыря: PG 88, 596–608; ET, HTM, pp. XXXIV-XXXVIII. Даниил пишет так, как будто бы он был современником Иоанна, но при этом не располагает достаточными сведениями. Подробнее о жизни Иоанна см. «Рассказы», приписываемые Анастасию Синаиту . §5–7, 32, 34, 39; ред. F. Nau, Oriens Christianus II (1902), pp. 58–89, ср. PG 88, 608–9, и HTM, pp. XXXIX-XL. Есть сомнения по поводу того, что из написанного в действительности относится к Иоанну Лествичнику . 3 Даниил из Раифского монастыря сомневается, что Иоанн Лествичник ступил на монашеский путь в таком раннем возрасте, и склонен отождествлять его с неким Иоанном Риториком, женатым человеком из Александрии, упоминаемым Софронием в его Miracles of St. Cyrus and St. John, §61, 70 (PG 87, 3640A, 3673A). По мнению Даниила, Лествичник – тот же самый Иоанн, о котором говорит Мосх в «Луге Духовном», §102 (PG 87, 2960D). Но эта версия о том, что Иоанн Лествичник стал монахом только в зрелом возрасте, после супружеской жизни и мирской карьеры, остается лишь теорией и не имеет широкого распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

   Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 441—442. Прекрасно учит об этом прп. Иоанн Лествичник: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния и не требует прочих книг» (Слово к пастырю//Лествица. С. 254). Потому-то истинный пастырь может от самой бездны избавить душу, способен воскресить всякую погибшую душу (Там же. С. 253, 256).    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 369    Слово о смерти. С. 63    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 305—306    Аскетические опыты. Т. I. С. 242—243. Слово о смерти. С. 64. Приношение современному монашеству. С. 77—78. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87—88    Странник. С. 158    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87    Приношение современному монашеству. С. 72—73. В Отечнике свт. Игнатий приводит следующее рассуждение аввы Исаии: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. руководствующщиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводит свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего» (Отечник. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник замечает, что «мысленный грех пастыря на суде Божием оказывается важнее греха. на самом деле совершенного послушником» (Слово к пастырю//Лествица. С. 264). Наставник должен быть бесстрастен, он не сможет руководить ко спасению других без высшего духовного дара — рассудительности. Вся нелегкость же руководства заключается в том, что, как опять замечает св. Иоанн Лествичник, «что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; а иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же бывает отравою» (Лествица. С. 185, так же с. 257, 262, 263).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

В соответствии со сказанным, совершенство Адама, до его грехопадения, следует понимать в его природных качествах (в частности, уме и отсутствии внутренних соблазнов), но не в стремлении к подобию Божиему. Некоторые люди, не обладая такими природными совершенствами, как Адам, и рождаясь с греховной природой (природным уклонением ко греху) 176 , тем ни менее, становятся великими святыми. Поэтому, такие люди, много уступая Адаму в природных качествах, в то же время, много превосходят его в стремлении от богообразия к богоуподоблению. 5.3.2. Классификация страстей Святые отцы (преподобные Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Иоанн Лествичник , Ефрем Сирианин, Иоанн Дамаскин ) в качестве главных называют восемь страстей (духов зла, страстных помыслов): чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость (131: 18, 224–259, 365, 485, 501–536; 175; 87: 180 – см. Слово 26, гл. 3) 177 . По поводу количества главных страстей прп. Иоанн Лествичник говорит: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе, и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец» (87: 1. Слово 22, гл. 1). Заметим, что: «один из первых церковных писателей, различавших тщеславие от гордости, есть Кассиан. Он считал восемь главных страстей, между коими поставлял тщеславие седьмою страстию, а гордость – восьмою. Святой же Григорий Богослов в 39 слове, на Богоявление Господне, говорит, что есть семь духов злобы, как семь же считается и духов добродетелей (Творения Григория Богослова . М., 1844. С. 259. Ч. 3.)» (87: 293. См. примечание «щ» к Слову 22, гл. 1). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин отмечает различные виды страстей: «Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как например чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как например сребролюбие. Действия же их проявляются четверояко: некоторые действуют только в теле и через тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые проявляются и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные возбуждаются извне, как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин, как уныние и печаль. Подобное действие страстей подает повод допустить в них еще два рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают; а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Эти последние врачуются простым врачеванием сердца внутренним; а плотские двояким лекарством врачуются – и внешним и внутренним.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем, и механизм, предложенный Отцами, явится сам собою».    Аскетические опыты. Т. II. С. 356    Аскетические опыты. Т. II. С. 90—91    Духовные беседы. С. 28, 269    Там же.    Лествица. С. 238    Слова подвижнические. С. 19, 164, 165    Приношение современному монашеству. С. 274. Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетические опыты. Т. I. С. 133    Аскетическая проповедь. С. 86    Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетическая проповедь. С. 97. Об этом же смотри: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 230; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 117, 118, 119; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 168, 183, 183    Аскетические опыты. Т. I. С. 263—264 Там же. Т. II. С. 174. Приношение современному монашеству. С. 101, 105. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 204—205, 526    Слова подвижнические. С. 51—52    Отечник. С. 26. Об этом также смотри: Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 43; Отечник. С. 19—20; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 118; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 138    Приношение современному монашеству. С. 273    Приношение современному монашеству. С. 270. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 528    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 513    Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 232    Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 31    Слова подвижнические. С. 411—412    Аскетические опыты. Т. I. С. 143, 197, 272. Приношение современному монашеству. С. 20, 96    Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 286, 290, 448    Лествица. С. 88, 136    Цветы прекрасные. С. 45—46    Приношение современному монашеству. С. 28    Приношение современному монашеству. С. 24    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 831    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

39 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 83. 40 Там же. С. 132. 41 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 132. 42 Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1995. С. 357. 43 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 73. 44 Там же. С. 87. 45 Древний патерик. М., 1899. С. 84. «У Господа разные святые: один приходит к Нему с радостью, другой «в суровости»; и обоих Бог приемлет с любовью» (Прп. Макарий Великий цит. по: Митр. Вениамин (Федченков) . Божии люди. М., 1991. С. 27.). 46 Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915. С. 65–66. 47 Кант И. Критика практического разума//Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 458. Подробнее см. в моей книге «Христианская философия и пантеизм» (М., 1997. С. 120–128). 48 Кант И. Критика чистого разума//Сочинения. Т. 3. С. 487–488. 49 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Минск, 1992. Т. 2. С. 334. 50 Перевод А.Б. Зубова цитируется по его лекциям в Московской духовной академии начала 90х г. В русском переводе англоязычной книги Баджа последние заслуги читаются так: «Я не лишал богов принесенного им в дар мяса, не угонял священный скот, не отвергал бога в различных его воплощениях» (Бадж Э.А.У. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская «Книга мертвых». М., 1997. С. 93; см. также С. 274–275). 51 Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920. Т. 1: Исторический очерк древнеегипетской литературы. С. 137. 52 Антес Р. Мифология в Древнем Египте//Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 91. 53 См.: Бадж Э.А.У. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская «Книга мертвых». С. 65 и 187. 54 См.: Там же. С. 94. 55 Впрочем, и тела юношей вызывали у Сократа (или пишущего от его лица Платона) весьма бурные эмоции: «Хармид же сел между мной и Критием. И уже с этого мгновения мною овладело смущение и разом исчезла та отвага, с которой я намеревался столь легко провести с ним беседу. Когда же он сделал движение, как бы намереваясь обратиться ко мне с вопросом, я узрел то, что скрывалось у него под верхней одеждой, и меня охватил пламень: я был вне себя» (Платон. Хармид. 155cd).

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908. с. 83. 41 Там же, с. 132. 42 Там же. 43 Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Спб., 1995, с. 357 44 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. с. 73. 45 преп.Иоанн Лествичник. Лествица. С. 87. 46 Древний Патерик. М., 1899. с. 84. «У Господа разные святые: один приходит к Нему с радостью, другой – в суровости; и обоих Бог приемлет с любовью» (преп. Макарий Великий. Цит. по: митр. Вениамин (Федченков). Божии люди. М., 1991, с. 27). 47 Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории.//Сочинения. Т.2. М.,1988, сс. 674-676. 48 Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии. Пг., 1915. сс. 65-66. 49 «Ксеркс повелел бичевать Гелеспонт, наказав тремястами ударами бича, и затем погрузить в открытое море пару оков. Царь велел палачам сечь море, приговаривая варварские нечестивые слова: „О ты, горькая влага Гелеспонта!… По заслугам тебе ни один человек не станет приносить жертв как мутной и солёной воде“ (Геродот. История, 7, 35) 50 Кант И. Критика практического разума//Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 458. Подробнее см. в моей книге «Христианская философия и пантеизм» (М., 1997. С. 120-128). 51 Кант И. Критика чистого разума//Сочинения. т. 3. – М., 1964, сс. 487-488. 52 Письма Елены Рерих, 1929-1938 гг. Минск, 1992. Т. 2. С. 334. 53 Впрочем, и тела юношей вызывали у Сократа (или пишущего от его лица Платона) весьма бурные эмоции: «Хармид же сел между мной и Критием. И уже с этого мгновения мною овладело смущение и разом исчезла та отвага, с которой я намеревался столь легко провести с ним беседу. Когда же он сделал движение, как бы намереваясь обратиться ко мне с вопросом, я узрел то, что скрывалось у него под верхней одеждой, и меня охватил пламень: я был вне себя» (Хармид. 155cd) 54 «В оные дни небожителей царь к Ганимеду-фригийцу страстью зажёгся» (Овидий. Метаморфозы. 10,155). См. также: Гомер. Илиада. 20,232. 55 См.: Климент Александрийский. Увещание к язычникам. М., 1999. С. 170. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010