Перевод с краткой редакции исключен, т. к. часть афоризмов, читающихся в славянском тексте, встречается только в пространной редакции. В ряде слав. рукописей под именем Н. А. содержится коллекция 104 изречений: «Св. Нила от приточь его инокамъ» (нач.: «Невъздержание брашен пресещает пост, разлияние же блуда отъемлеть въздержание с молитвою»; конец: «Близь есть конець, ленивый да готовится к ранам»). Основные рукописи: РГБ. МДА. Фунд. 49, кон. XIV - нач. XV в. Л. 159-165; РГБ. Троиц. 171(1674), 1-я пол. XV в. Л. 374-379; РГБ. Троиц. 763(1834), XV в. Л. 122 об.- 129 (о др. рукописях см.: Miltenova. 2011. Σ. 136). Изречения 1-20 этой коллекции совпадают с первыми 20 главами «Наставления к монахам»; 2-я часть представляет собой извлечения из «Глав увещательных» и сочинения Евагрия «К монахам, проживающим в киновиях и общинах». 11. «Слово о добродетелях и страстях» (Περ ρετν κα κακιν ψυχικν κα σωματικν; De virtutibus et vitiis; De virtutibus et passionibus). В одних греческих рукописях сохранилось под именем Н. А., в других - под именем прп. Ефрема Сирина (CPG, N 4055; изд.: Assemani. BO. T. 3. P. 425-435; рус. пер.: Ефрем Сирин, св. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 385-395 (слово 122)) или прп. Иоанна Дамаскина (CPG, N 8111; изд.: PG. 95. Col. 85-97). В слав. традиции приписывается Н. А.: «Святаго Нила о добродетелех и страстех душевных и телесных» (нач.: «Ведомо есть, яко сугубь сыи человек...»). Основные рукописи: РГБ. Троиц. 758(1386), XV в. Л. 139 об.- 142; РГБ. Рум. 357(1382), кон. XIV - нач. XV в. Л. 43; РНБ. 0.1.59(858). Л. 64 об. Начало текста совпадает со Словом аналогичного содержания под именем прп. Иоанна Дамаскина («Иже в святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово душеполезно и чюдно велми»; нач.: «Ведомо же буди, яко сугуб есть человек, сиречь от душя и тело...»), однако далее текст отличается. 12. «24 главы о добродетелях» (Περ ρετν κεφλαια κδ; Capita XXIV de virtutibus; CPG, N 6081). Собрание кратких глав, сохранившихся под именем «аввы Нила» в рукописях Ath.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

«Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой», то есть ум и сердце помрачатся и пребудут во тьме в день откровения Господня. «И звезды скрыют свет свой» ( Иоил.3:15 ), то есть светлость помыслов, подобно блистающей звезде, озаряющей путь к небесному, утратится и померкнет с наступлением глубокой ночи, в какую погрузит себя ум. «Господь же от Сиона... даст глас», – на Ассириян. «И потрясется небо и земля, – восстав на них, – Господь же пощадит люди Своя», и рассеет врагов их. «И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его». Языческие народы не придут на брань с ним ( Иоил.3:16–17 ). «В той день, искаплют горы сладость, – вожделенное освобождение и изобилие, – и холми источат млеко». В собственном же и подлинном смысле горами, капающими сладость, пророк называет апостолов, а сладостью – учение Божественное; холмами же, источающими млеко, именует пророков, излагающих чистоту таин, а также новых народных правителей, столь же кротких, как Моисей и Самуил; и еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями. Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою, то есть апостолами истоптаны будут божественные грозды, и пророками открыт будет вкус таинственного. «Источницы Иудины источат воды», – пророк называет источниками церковных учителей, потому что из уст их непрестанно льется духовное учение. «И источник от дому Господня изыдет и напоит водотечь ( долину) Ситтим " ( Иоил.3:18 ). Как долина Ситтим была ниже источника, ее наполнявшего, так люди для Закона Божия соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя воды, текущие из дома Господня, то есть Закон Божий, который изыдет оттуда, как написано: «от Сиона изыдет закон» ( Мих.4:2 ). Кроме того, источник, исходящий от дома Божия, изображает собой Святое Крещение, называемое источником жизни, омывающим грехи сынов Святой Церкви. «Египет в запустении будет», за то запустение, до которого доведены были вы. В таинственном же смысле пророк подразумевает гонителей святого народа и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их рассыплются. " И Идумея в ненаселенную пустыню» ( Иоил.3:19 ); она не будет обитаема ни людьми, ни зверями, потому что Идумеи говорили: «истощайте, истощайте до оснований его», то есть Иерусалим ( Пс.136:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Валериан, мученик 53 Варвара, великомученица 143, 198 Варвара 77 Варсонофий Оптинский , преподобный 185, 327 Василий Великий , святитель 32, 57, 217 Василисса, мученица 53 Васильев Александр , протоиерей 316 Васильев Павел, священник 282, 284 Вебер М. 89, 124 Вейнберг A. A. 309 Вельяминов H. A. 293 Верещагин В. В. 229 Веселицкая Л. 228 Виктория, королева Великобритании 171 Виссарион, епископ Костромской и Галицкий 252, 254 Витте С. Ю. 117, 193, 279, 306 Владимир, равноапостольный великий князь 6 Волконские 145 Волочучин Н.283 Вонифатий, мученик 136 Восторгов И. И., протоиерей, священномученик 308 Вьяннэ Ж.-М. 77, 84, 89, 236, 344, 345, 347 Гагарины 145 Гадалов М. 240 Галактион, мученик 53 Гапон Г. А., священник-расстрига 100, 299 Гарской Н. 187 Георгий, отшельник 169 Георгий Победоносец, великомученик 158, 332 Гермиона, настоятельница Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря 169 Гиляров-Платонов Н. П. 88 Гоголь Н. В. 205 Гозовченко П. 184 Голицын Б., князь 152 Голицыны 145 Голубинский Е. Е. 6, 239 Гордиенко Н. С. 337 Грибоедов A. C. 342 Григорий Богослов , святитель 217, 327 Григорий X, папа римский 61 Григорий Нисский , святитель 31, 50, 53 Григорий Турский 217 Гризингер 183 Гурий, архиепископ Новгородской епархии 258 Давид, пророк 28, 30, 63, 108 Далматов Я. 285 Даль В. И. 198 Дамиан, бессребреник и чудотворец 234 Даниил, пророк 59, 330 Дария, мученица 53 Дарья 317 Дарья 163 Даффи И. 12 Дебольский Г. С., протоиерей 17 Диксон С. 106 Димитрий Ростовский , святитель 59 Дионисий Малый 54, 88 Дмитриев H., иоаннит 261, 281, 339 Добролюбов H. A. 98, 115 Доре Г. 225 Дорн, фон Г. 158 Достоевский Ф. М. 49, 56, 79, 273, 306, 326 Дремятский С., священник, 283 Ева 40, 45, 53 Евгения, секретарь о. Иоанна 195 Евдоким, архиепископ 327 Евдокия 237 Евдокия Леонтьевна 237 Евдокия, старица 164 Егор 134 Екатерина 133 Елизавета 317 Елизавета, племянница Сергиевой Е. К. 179, 180, 181 Елисавета Феодоровна, великая княгиня, преподобномученица 148 Елисей, пророк 59 Ефрем Сирин , преподобный 31

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По согласному толкованию свв. отцов столбы, используемые во всех частях Скинии , являются прообразами пророков и апостолов 133 . Так свт. Кирилл Александрийский говорит и о столбах, на которых висела завеса во Святом Святых 134 : «Столпов четыре, золотых и посеребренных: равночисленны им и Евангелисты, светлые и честные» 135 . И столбы, на которых висела завеса при входе во святилище , также была прообразом апостолов и учителей Церкви: «Пять же столпов позолоченных и с медными подножиями предызображают явившихся… учителей и вождей церковных; которые, право уча слову истины, суть честны как золото и благозвучны как медь, потому что По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 ; Рим. 10:18 )» 136 . Такое же толкование имеют столбы, из которых было сделано ограждение двора Скинии : «Если же кто захотел бы видеть как бы прообразованными в таковых столпах святых Апостолов и Евангелистов, тот будет рассуждать справедливо» 137 . Свт. Григорий Нисский видит в столбах Скинии не только Апостолов, но и всех святых, послуживших распространению и укреплению Церкви: «но и все послужившие утверждением Церкви, и по делам своим соделавшиеся светилами, называются и столпами, и светильниками. Вы есть свет мира ( Мф. 5:14 ), говорит Господь Апостолам. Божественный Апостол и другим еще повелевает быть столпами, говоря: «будьте тверды и непоколебимы»( 1Кор. 15:59 ). и Тимофея устроил он в прекрасный столп, соделав его, как сам выражается, столпом и утверждением истинной Церкви» 138 . По толкованию блж. Феодорита Кирского херувимы, изображенные на покрывалах Скинии , прообразуют бесплотные силы: «Были же там изображения херувимов, представлявшие собою образ бесплотных сил» 139 . Прп. Ефрем Сирин в количестве покровов и столбов Скинии усматривает тайное указание на сотворенный ангельский мир и отношение его к Творцу: «Все тайны скинии в смысле духовном проповедуют нам о Творце и о тварях Его. Десять покровов виссонных суть первое умосозерцание существ разумных, одиннадцать покровов волосяных – второе умосозерцание существ разумных; покров из червленых агньчих кож – третье умосозерцание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Юлиан пытался повлиять на целые городские общины, дабы обратить их к многобожию. Например, он наградил город Газу за устойчивость в языческой вере портом Константин (Маюма) и обещал защитить Нисибин в том случае, если его жители обратятся в язычество. В письмах Юлиана к александрийской городской общине с требованиями немедленно изгнать св. Афанасия Великого и с обещаниями благ в случае исполнения этого требования мы видим ту же тенденцию. Можно вспомнить также и о денежном вознаграждении солдатам, обратившимся в язычество, которое Юлиан ввёл в армии. Император предпринял также акции по конфискации церковного имущества, как, например, в Эдессе 135 . Он издал приказ о возвращении всех храмов, преобразованных в христианские церкви, язычникам и о восстановлении всех местных культов. Во исполнение этого указа император приказал убрать из предместья Антиохии Дафны мощи святого мученика Вавилы, что вызвало настоящую бурю в городе и побудило св. Иоанна Златоуста создать свою речь О Вавиле-мученике и против Юлиана. Следует особо упомянуть знаменитый «школьный эдикт», более всех других мер поразивший христианское сообщество. Осознавая внутренне новую реальность, но не желая признавать христианства, обратившегося к древней культуре, 17 июня 362 г. Юлиан издал эдикт о запрещении христианским учителям преподавать в школах греческую литературу, что было истолковано его чиновниками как указ о запрещении христианам вообще преподавать в школах 136 . Уже в начале июня был издан закон о том, что должности риторов и грамматиков утверждаются не местным куриатом, а непосредственно императорской комиссией. Хотя подобная реформа и витала в воздухе, эдикт вызвал больше возмущения, чем даже пролитие крови 137 . Его жертвами стали такие знаменитые учителя, как Проэресий (его армянское имя – Паруйр Айгекци, ) и Марий Викторин . Юлиан попытался силой разрушить важнейший пункт византийской культуры – соотношение христианской веры и греческой философии, лишив, по сути, христиан права посещать школы. Энергичную отповедь (правда, post facturn) эти меры вызвали у св. Григория Богослова 138 , вопрошавшего: «Σο τ λληνζειν;»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

– Сборник «Пандектий» Антиоха (из Галатии) – своеобразный справочник по вопросам христианской морали (о добродетелях и пороках), в X веке переведен в Болгарии, в XI веке стал известен на Руси. На «Пандектии» основано послание Иакова Черноризца, князю Димитрию Борисовичу. Древнерусские сочинения против пьянства опирались на «Пандектий». – «Стословец» Геннадия, патриарха Константинопольского (ум. 471 г.) – переведен в Болгарии, состоит из 100 глав. – С XII века распространен сборник «Златоструй» содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста . Составлен болгарским царем Симеоном (IX – X вв.). – В XII – XIII вв. – сборник «Пчела», цитируется Василий Великий , Иоанн Златоуст , Гигорий Нисский, Ефрем Сирин . – Никон Черногорец (XI в.) составляет свои «Пандекты» – выписки из творений святых отцов, и «Тактион» – византийская компиляция (дисциплинарные вопросы) – XIII век. – Сборник «Паренесис» – увещательные слова Ефрема Сирина к монахам (XII века). Его «слова» в разных древнерусских сборниках: «Слово о кончине мира», «Слово о злых женах». – В XIV веке появляется «Измарагд» – о христианской морали. В нем использованы сочинения Серапиона Владимирского , есть реакция Церкви на ересь стригольников. – В южнославянской письменности была известна: «Златая цепь» – энциклопедия. – В стиле «Зерцала» – византийский учебник – наставления правителю, написаны «Поучения» Агапитом. – В этом же стиле написана «Диоптра» Филиппа Манотропа – сведения о человеке из писания и Отцов. Эти сборники помогали возрастать христианину духовно, кратко и четко объясняя суть спасения. Были и оригинальные сочинения. I. 1) Толковая псалтирь – XI век: 2) Толковая псалтирь, принадлежащая Чудову монастырю XI – XII веков. II. Церковные поучения: 1) 13 слов Григория Богослова . 2) Слова Иоанна златоуста , Фотия, Епифания Кипрского . 3) «Златоструй» – 136 слов Иоанна Златоуста . 4) 4 слова Климента Словенского (ум. 916 г.). III. Сочинения о вере и нравственности: 1) Точное изложение Православной веры Иоанна Дамаскина (XI век). 2) «Пандекты» Антиоха, игумена обители святого Саввы (XI в.). 3) «Лествица» Иоанна Лествечника (XII века). 4) «Слово и сказание Ипполита об антихристе» (XI век). 5) «Слово о лживых учителях» (XIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Гордость, которая была причиной отпадения от единства жизни с Богом ангела, послужила причиной отпадения и человека от союза любви с Богом; диавольская гордость перешла из жизни духовного мира в жизнь человеческую. Большинство же древних церковных писателей говорят, что Адам пал из-за гордости 129 . Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Эосфор 130 , а вслед за ним и Адам, один будучи ангелом, а другой – человеком, вышли из своего естества и, возгордившись перед своим Творцом, сами захотели стать богами» 131 . Гордость была возбуждена в людях клеветою на Бога, который будто бы не желал, чтобы люди обоготворились и сделались равными Ему. Предавшись этой страсти, первые люди удалили себя от Бога, облеклись в мрак чувственности, нечистоты и тления. Во-первых, она неестественна и противоестественна человеческой природе . Преподобный Антиох Монах в своих «Пандектах» пишет, что страсть гордости – «суть образ разнузданного беса» 132 , а потому вовсе не приличествует людям. Она зародилась в ангельском мире и принадлежит одному лишь неприязненному диаволу и его порочности, который через гордость (περηφανα) пал с неба 133 . Преподобный Иоанн Лествичник , указывая и на происхождение гордости от диавола и на способность ее становиться источником всякого нечестия – других страстей, определяет: «Гордость (περηφανα), бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы» 134 . Во-вторых, свойством гордости является ее отверженность Богом . Об этом говорит целый ряд церковных авторов. Так преподобный Антоний Великий пишет: «Гордость ненавистна Богу, Ангелам и Святым Его» 135 . Преподобный Ефрем Сирин замечает: «И Богу, и людям ненавистна гордыня…» 136 Святитель Иоанн Златоуст пишет, что: «Бог ничего так не отвращается, как гордости» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Подобным образом Апостол Павел, раскрывая внутреннее действие таинства, употребляет выражения заимствованные от действия внешнего, когда говорит: извествуяй же (утверждающий, βεβαιν) нас с вами во Христа и помазавый нас (χρσας) Бог, Иже и запечатле (σφραγισμενος) нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:21–22 ). Здесь можно видеть указание и на помазание миром и даже на крестообразное помазание в слове запечатле, так как образ креста есть печать христианина, поклоняющегося распятому на кресте Иисусу Христу. Слова Апостола: помазавый, и запечатле, объясняли о таинственном миропомазании св. Златоуст 132 , св. Амвросий 133 , Феодорит 134 и другие. Так св. Павел неоднократно раскрывал в своих посланиях благодатную силу Крещения, заимствуя выражения от внешнего действия Крещения, напр., сими убо нецыи бесте, но омыстеся, то есть, от грехов, в то время, когда омывались в таинственной купели Крещения ( 1Кор.6:11 ). Но Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ; Слич. Еф.5:26 ; Евр.10:22 ). Отселе видно, что в апостольской Церкви видимым знаком второго таинства было и рукоположение, и помазание миром. Чрез рукоположение совершалось оно от Апостолов, как свидетельствуют Деяния Апостольские ( Деян.8:17, 19:6 ), а чрез помазание, может быть, совершали сие таинство поставленные от Апостолов, их преемники, епископы. Апостолам, как преизобиловавшим дарами благодати, свойственно было сообщать дары благодати посредством легчайшего действия, каково возложение руки. Им приличествовало сие и по тому, что, при распространении Церкви чрез Апостолов, по особому устроению Божию, апостольское рукоположение, низводившее на крестившихса Святого Духа, знаменовалось и внешними чрезвычайными действиями Святого Духа, как – даром языков ( Деян.19:6 ). А для последующих времён, когда миновала нужда в дарах чрезвычайных и раздаятели даров владели меньшею мерою Духа, более соответствовал обстоятельствам и раздающих и приемлющих дар таинства – более ощутительный знак, каково помазание миром; особенно когда епископы, при умножении членов Церкви, не могли сами всем преподавать дары сего таинства, а должны были разделять сие право с пресвитерами. Преимущественное право епископов совершать сие таинство в этом случае сохраняется в том, что пресвитеру дозволяется в сем таинстве употреблять только миро, освящённое епископом. Притом, помазание миром, по разуму богомудрых отцов и учителей Церкви, соответствует своему ветхозаветному образу. Так в ветхозаветном помазании священным миром священников и царей 135 видели и, согласно с учением апостольским ( 1Пет.2:9 ), указывали образ Миропомазания, запечатлевающего всех верующих во Иисуса Христа, Кирилл Иерусалимский 136 , Ефрем Сирин 137 и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр. 5, 8) Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием» 136 ( 2Петр. 1, 13 ), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ). В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся» 137 ( 1Петр. 4, 12 ). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» ( 1Петр. 4, 1 ). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение – находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» ( 2Петр. 2, 4 ). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость. Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» ( Лк. 16, 8 ). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин 138 , призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   Притча о блудном сыне изображает состояние человека, удалившегося от Бога, и, вместе с тем, представляет образ покаяния человека, погрязшего в грехах и безмерное милосердие Божие. Притча о блудном сыне с особенной ясностью показывает, до какой ужасной степени может преобладать над человеком похоть, как она может возобладать над высшими стремлениями человеческой души, и в какую бездну греха может впасть человек, как блудный сын отдавшийся на волю необузданной страсти,    Однако Господь не оставляет грешника и тогда, когда он блуждает во грехе. И вот, когда человек, как блудный сын из притчи, вдруг пробуждается от духовного усыпления и с ужасом осознает, до какого низменного и мерзкого состояния довели его необузданные страсти и порочный образ жизни, понимает, что только Бог в силах восстановить его и обратить к новой жизни. «Покаяние приносит в жертву согрешивших и опять оживотворяет их, умерщвляет, но и воскрешает из мертвых, — пишет преподобный Ефрем Сирин. — Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает нас праведными. Вчера они были мертвы, сегодня живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконные, а сегодня святые».    Таким образом, Церковь, на предыдущей неделе притчей о мытаре и фарисее, показала нам, как должно приносить истинное покаяние, на наступившей же неделе, притчей о блудном сыне, раскрывает всю силу покаяния: при условии истинного смирения и искреннего раскаяния для милосердия Божия возможно прощение от Бога самых тяжких грехов. И потому каждый из нас, в пору приближения дней Великого поста — времени покаяния и усиленных молитв, не должен отчаиваться в благодатной помощи Божией и помиловании.    В неделю о блудном сыне, а так же и в следующие за нею две недели, на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем поснь Господню на земли чуждей; Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010