...Разум приобретает успехи от размышления, а рассудительность – от воздержания... (прп. Ефрем Сирин , 30, 279). ...Души твердые, если руководствует и управляет ими разум, – великое приобретение для добродетели; при недостатке же знания и разума они то же самое и для порока (свт. Григорий Богослов , 14, 136). Ум и разумение христиан по общению и причастию Святаго Духа достигают постоянства, твердости, безмятежности и покоя, не рассеиваются и не волнуются уже непостоянными и суетными помыслами, но пребывают в мире Христовом и в любви Духа, как и Господь, рассуждая о таковых, сказал, что прешли они от смерти в живот ( Ин. 5, 24 ). Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин. Для того было и пришествие Господне, чтобы истинно уверовавшие в Господа сподобились этих духовных благ (прп. Макарий Египетский , 89, 225–226). Источник. ...Сердце имеет много естественных помыслов, которые тесно с ним связаны, а ум и совесть дают вразумления и направления сердцу и усыпляют естественные помыслы, возникающие в сердце, потому что у души много составов, хотя она и одна (прп. Макарий Египетский , 89, 243). Источник. Когда ум начнет творить молитвы нерассеянно, тогда вся брань деннонощная сводится на брань с раздражительною частью души. Признак бесстрастия, когда ум начнет видеть собственный свой свет, станет покойным относительно сонных мечтаний и легко (и правильно) понимать вещи. Когда ум во время молитвы не воображает ничего мирского, значит, он окреп. Ум, с помощью Божией совершивший поприще деятельной жизни и достигший ведения (созерцания), мало уже чувствует и совсем не чувствует движений неразумной части души: ведение (созерцание) восхищает его горе и отделяет от чувственного (авва Евагрий, 89, 576–577). Источник. ...Как птичке, попавшей в сеть, нет пользы от крыльев, и напрасно и тщетно бьет она ими, так и тебе нет пользы от разума, если ты попал под власть злой похоти: сколько бы ни бился, ты – в плену (свт. Иоанн Златоуст , 45, 174). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Весь Твой путь, Господи, пройден ради множества кающихся; все учение Твое, Господи, – великое упование грешников ( 28, 143 ). Ради меня вознесло Тебя Древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы я мог воспарить к Отцу Твоему ( 28, 136 ). Благодарение Благому, Освободившему род наш от рабства диаволу и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за нашу неправду ( 28, 279 ). Ты, Христос, умилостивительная Жертва, закланная на вершине Голгофы в очищение грехов Адамовых, прими жертву и молитву нашу и яви щедроты Твои всем нам ( 28, 301 ). На уничижение пришел (Единородный Сын Божий), чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 173 ). Бог сотворил сперва все видимое и невидимое, потом человека. Сотворил Он человека по образу и по подобию Своему, почтил достоинством царя над видимой тварью и поместил в раю. Чувства человека были в состоянии непорочности, соответственно непорочному естеству его. Когда же он послушался обольстителя, тогда чувства его извратились, перешли в состояние противоестественное: человек извергнут из состояния славы. Господь, по великой любви Своей к нашему роду, сотворил милость с ним. «Слово стало плотию» ( Ин. 1, 14 ), стало человеком в полном смысле слова, подобным нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первоначальному, таким образом Он спас человека. Он отверз ему заключенный рай, оживляя Святым Воскресением последователей Своих, ходящих в заповедях, преподанных Им человечеству. Он даровал нам силу победить тех, которые лишили нас славы нашей. Он передал нам святое служение Богу и чистый закон, чтобы человек, при посредстве их, мог восходить в то естественное состояние, в котором сотворен Бог. Стремящийся прийти в естественное состояние отсекает все свои плотские пожелания, чтобы доставить естественное преобладание духу над плотью. Преподобный авва Исаия ( 82, 172–173 ). Мы пали через прародительское грехопадение и попали в безысходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от этой пагубы. Пагуба наша состоит в двух видах зла:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1078 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. Изд. 5-е. Сергиев Посад. 1907. С. 154—159. 1079 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово, читанное в Московских церквах перед молебствием об охранении от губительной болезни. С. 205—207. 1080 Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II и в начале III века. Изд. 2-е. СПб., 1849. Ч. 1. Апология, § 41. Ч. 1. С. 86—97. 1081 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1861. С. 239. 1082 Там же. С. 240. 1083 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 232. 1084 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Книга о смертности. С. 239—249, 232—233. 1085 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. С. 252—253. 1086 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Т. II. Беседа на текст Матф. 24:6. С. 278. 1087 Достопамятные сказания. М., 1845. С. 119; Древний Патерик. Предисловие. Гл. 18, § 10. С. 5. 1088 Свт. Тихон Задонский. Творения T. V. Келейные письма. П. 67. 1089 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. Гл. 30. С. 136—141. 1090 Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45. 1091 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян. 1092 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354. 1093 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35. 1094 Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400. 1095 Там же. С. 703. 1096 Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427. 1097 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 1098 Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14. 1099 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян. 1100 Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40. 1101 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9. 1102 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374. 1103 Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41. 1104 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

См.: Дионисий (Шлёнов), игумен. Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции//Метафраст. 2019. Т. 1. 1. С. 19–34.   Ср.: Евсевий. Евангельское предуказание 4, 12, 5.   «И Он всех Спаситель и Господь наш, Христос Божий, победоносным именуемый, в пророческих речениях вводится как попирающий смерть и оттуда освобождающий скованные души…» 24 Григорий Чудотворец , свт. Слово на всех святых [Sp.]//Vol. 10. P. 1201.   «Не верующий, что смерть упразднена, ад попран, что его оковы распались, что тиран связан, да увидит мучеников смеющихся над смертью и восхваляющих победу Христову. О чудо. С того момента как Христос опустошил ад, люди избавились от смерти»… В данном месте, как и во многих других, речь идет не о полном уничтожении ада и всеобщем спасении, а о возможности спастись для праведников. 26 Ефрем Сирин , прп. Слово на Честной и Животворящий Крест//P. 133.   «О какие уста или какой язык прославит по достоинству непобедимую стену православных, победоносное оружие великого царя Христа? Крест, мертвых воскресение, крест, христиан надежда…» 28 Ср. «Христова победа и всякого в соответствии с Ним достигающего совершенства» (Евсевий. Комментарии на псалмы//PG. 23. Col. 69).   Ср. также: «И в конец победы пришедшие, мы удостоились благодарить Победоносца Христа» ( Кирилл Александрийский , свт. Изложение на псалмы//PG. 69. Col. 820. 32 Символ начала и завершения победы Христа Спасителя – венец, упоминаемый в Апокалипсисе. Икумений. Толкование на Апокалипсис//P. 84.   τς πρτης ον λυθεσης σφραγδος, εδν φησιν φ’ ππου 36 См.: Григорий Богослов , свт. Погребальное в похвалу Кесария брата (orat. 7) 13, 1:1–3.   ρ’ οκ δεισας περ Καισαρου, μ τι πθ τς   προθυμας νξιον; «λλ θαρσετε»· μετ Χριστο γρ   νκη, το τν κσμον νικσαντος. 47 См.: Дионисий (Шлёнов), иг. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение образов «царя» и «плача» у преподобного Симеона Нового Богослова и их контекст//Богословский вестник. 2015. Т. 18–19. 3–4. С. 136–167. 48 Феогност. Похвальное слово на Успение Богородицы//P. 458.   λλ λη νκη, λον χαρ, λον ζω, λον πνευματικς θεραπεας πλαυσις. 56 С 17 по 19 сентября 480 г. до Р. Х. при Фермопилах сражалось 500 спартанцев, феспийцев и фиванцев. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

175 Термины «бдительность» (φυλακ) и «различение» (δικρισις) играли важнейшую роль в святоотеческой аскетике. Первый часто сопрягался с «трезвением» (νψις) и «вниманием» (κροσοχ), обозначая преимущественно «хранение сердца» (φυλακ τς καρδας), что ясно отражается в учении преп. Иоанна Лествичника и др. (см.: Hausherr I. La methode d " oraison hesychaste//Orientalia Christiana, 1927, vol. IX, 2, p. 136–137). Второй же термин обычно предполагал «различение духов», которое понималось как дар («харизма») Святого Духа. Обладание этим даром достигалось и достигается лишь на высших стадиях духовного преуспеяния; подобное обладание «различением» является существенным условием духовного окормления, осуществляемого старцами (см.: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient, p. 82–89). Для Евагрия без «бдения» и «различения» невозможна чистая молитва, на «духовном жертвеннике» (т. е. в уме) совершаемая. – 92. 176 Под «хребтом» подразумевается тело, а под «лицом» – ум. Если человек становится словолюбивым (λογοχαρς) и славолюбивым (δοξοχαρς), то бесы («грешницы») устраивают свои козни (τεκτανουσιν) не только в теле, но и в уме его. – 92. 177 Евагрий здесь устанавливает теснейшую связь между «вниманием» (προσοχ) и «молитвой» (προσευχ), ставшую затем классической в аскетической письменности, особенно у «исихастов». И хотя уже в «Беседах Эпиктета» вниманию посвящена целая глава, подлинные истоки этого аскетического учения находятся в Новом Завете (где обычно употребляется глагол προσχειν; см.: Лк.17:3, 21:34 и др.). Св. Василий Великий написал о «внимании к себе» целую проповедь , где подчёркивает, что внимание означает бдительное отношение к своей душе, слежение за всеми её движениями и помыслами (см.: L " Homelie de Basile de Cesaree sur le mot «Observe-toi», p. 27). Но если св. Василий обращается вообще ко всем христианам, то авва Исаия в Слове 27 (Слова.., с. 158–161) и св. Ефрем Сирин , опираясь на опыт предшествующих подвижников, развили это учение о «внимании» применительно к жизни монашеской. Среди их предшественников был и Евагрий (см.: Hausherr I. Hesychasme et p. 232–236). – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Будем помнить, не станем забывать, что в храме мы обретаем особенное благодатное присутствие Божие, свет и спасительную силу евангелия, приискреннее соединение со Христом в таинстве тела и крови Его, небесную помощь ангельскую, осенение Духа Святого, святыню пребывающую и с благоговением и верою входящих в храм освящающую 135 . («Слова и речи» Филар. м. м. т. стр. 14 – 16; 45 – 46; 84, 112: ч. III. 128, 180, 190: сн. «Воскресное чтение» 1890 г.). 4. Присутствуй с благоговением в храме Божием а) О благоговейном стоянии в храме Божием. Храм Божий, по слову Самого Спасителя, есть место особого присутствия Его: иде же вста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Эту святую истину высказывал и царь – псалмопевец: Сам Господь во храме святем ( Ncaл. V, 3 ). Благоговейное присутствие при богослужении не только награждается всеобщею церковною молитвою, но и спасительно душам христиан. Вот пример этого: в великую субботу вечером, пред праздником светлого воскресения Христова, святитель Нифонт, стоя во храме с народом, удостоился видеть Саму Царицу небесную, со святыми апостолами и угодниками пришедшую в церковь . Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божия Матерь взирала с любовию; а кто стоял небрежно, о тех Она скорбела и молилась. (Жит. свят. Нифонта, 23 дек. стр. 136). б) Наставления о благоговейном поведении в храме Божием. I. «Представь, что кто-нибудь, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба оставляет царя и начинает беседовать с рабом; таков и тот, кто разговаривает и предается рассеянию во время богослужения». (Св. Ефрем Сирин ). II. «Если, пришедши в дом царя, ты был бы в опасении и заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразного с достоинством места: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя небесного! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома: то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит». (Филар., митр. моск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Православном Катихизисе об этом сказано так: Бог «взял у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену – Еву» с. 34]. В Требнике в Последовании венчания о создании жены из ребра говорится вполне буквально: «Боже Пречистый, и всея твари Содетелю, ребро праотца Адама за Твое человеколюбие в жену преобразивый, и благословивый я…» (молитва 1-я). «…и взем едино от ребр его (Адама), создал еси жену, юже видев Адам рече: сия ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея» [там же] (молитва 2-я). Блаженный Августин : «Женщина представляет собою такое же творение Божие, что и мужчина. То, что она произошла от мужа, указывало на их единство, а что произошла именно таким образом, это, как сказано, было образом Христа и Церкви» [«О граде Божием», цит. по: 9, с. 88]. В православной традиции никогда и никто не оспаривал укорененное в Священном Писании учение о создании Богом жены из ребра Адама. Напротив, многие святые Отцы высказывали свое согласие с ним. Святитель Кирилл Иерусалимский : «Кем рождена вначале Ева ? Какая матерь зачала ее безматернюю? Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова. Итак, Ева из мужеского ребра рождается без матери» с. 138]. Преподобный Ефрем Сирин : «Когда во мгновение ока Адамово извлечено ребро, и также мгновенно заняла место его плоть, и обнаженная кость прияла полный вид и всю красоту жены: тогда Бог приводит и представляет ее Адаму» [цит. по: 136, с. 469]. Святитель Севериан Габальский : «Благодаря чему Адам не испытал страдания? Почему не почувствовал боли? Достаточно вырвать один волос из тела, чтобы ощутить боль даже человеку, пребывающему в глубоком сне, поскольку спящий просыпается от боли. То же испытывает любая часть тела, а здесь вырывается небольшое ребро – так почему же спящий не просыпается? Он не лишается жизни, и ребро было вырвано не для того, чтобы он проснулся. Однако Писание, желая кратко объяснить действия Творца, говорит, что ребро «было взято " » [«О творении мира», цит. по: 9, с. 85]. Святитель Феофил Антиохийский : «Жену для Адама Бог сотворил из ребра его» [цит. по: 92, с. 428].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В миг казни Богочеловека лишенный собственных корней мерт­вый ствол Древа был надежно вкопан палачами в каменистую почву Палестины и не мог упасть — его крепко держала земля. Ныне же, после обретенной нами святой радости Воскресения, уже сама земля и каждый из живущих на ней не могут кануть в бездну небытия, погибнуть во мраке безблагодатного домирного “ничто” именно благодаря тому, что весь наш мир крепко и надежно покоится на основании Древа Спасения — Животворящего Древа Креста. 1 Св. Ефрем Сирин. Слово 39//Творения. Т. 2. М., 1993, с. 261. 3 “…С дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем, — писал свт. Кирилл Иерусалимский, — да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов”. — Свт Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Огласительное поучение тринадцатое//Поучения огласительные и тайновод­ственные. М,. 1991, с. 199. 4 Тертуллиан, например, пишет об этом так: “Если хочешь быть учеником Господа, бери свой крест и следуй за Господом, то есть изволь претерпеть лишения и пройти весь крестный путь, пусть даже крест этот будет всего лишь твоим телом, которое до некоторой степени подобно кресту”. — Тертуллиан. Об идолопоклонстве//Избранные сочинения, М., 1994, с. 259. 5 См. об этом статью автора “Вода живая. Опыт истолкования библейского символа водного источника”//Альфа и Омега. 1996, 1(8), сс. 26-27. 7 О таком параллелизме свидетельствует и свт. Иоанн Златоуст: “То (райское — П. М.) древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это (Крестное — П. М.) даровало бессмертие. То изгнало из рая; это возвело нас на небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение перед Господом нашим. Видите вы разность между древом и древом?” — Свт. Иоанн Златоуст. Беседа XVI на книгу Бытия//Полное собрание творений. Т. 4. Кн. 1. М., 1994, с. 136.

http://pravmir.ru/drevo-spaseniya/

1828В «[Слово] Григория Нисского к Филиппу монашествующему о противостоянии ариан, начинающееся со слов: «Зло порождается душою " »: «Я говорю, употребляя слово «несмесно», что, хотя соединяемые едины в неизреченном и несказанном единстве, они не являются одной природой» 132 , ибо Божество отлично от тела, поскольку чуждо ему. Это означает, что Христос, существующий как две природы, и истинно познаваемый в них, – одно Лицо, и, в то же время, не смешан [в Своих природах]. Он же, из [сочинений] против [ариан]: «Хотя Христос мыслится и существует в двух природах, мы, однако, созерцаем единого Сына» 133 . Иоанн Златоуст, из [слова] «О Лазаре»: 1828С «Олово причастно свинцу и серебру, по внешнему виду – серебру, а по природе – свинцу. Тем же образом и Христос сохраняет в Себе совершенно природы Божества и человечества. Как Он имеет 134 природы в Себе, так и Сам есть в них, поскольку не существует как нечто отличное от них» 135 . Ефрем Сирин из «Слова о жемчужине»: «Вглядись в жемчужину, и ты увидишь, что она объемлет две природы: она блестяща по причине Божества, и бела по причине восприятия» 136 . Исидор Пелусиот «[Послание] папе Кириллу Александрийскому »: «Ты и сам не станешь отрицать, что истинный и «над всем Бог» ( Рим. 9, 5 ) стал человеком, не изменяя то, чем был, и, однако, воспринимая то, чем Он не был, Сын, сущий одним в двух природах, 1828D непреложный и неизменный, и новый и вечный, поскольку ты имеешь великое множество подтверждений этого от нашего святого отца, великого Афанасия» 137 . Павел, епископ Эмесский, из сказанного им в Александрийской церкви в присутствии патриарха Кирилла, которого он почтил и одобрил и восхвалил, а затем тут же добавил и свое собственное утверждение, в котором говорит: «Мы черпали для себя воду»: «Посмотри: и Иоанн возвещает две природы и одного Сына; одно – скиния, а другое – обитающий в скинии, одно – храм, а другое – пребывающий в нем Бог . Обрати внимание, я не сказал: «один и другой», как если б речь шла о двух лицах, или христах, или [двух] сыновьях, но – «одно и другое», как [говорят] о двух природах» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Крестное знамение имеет ту же спасительную силу, какую имеет самый животворящий крест. Оно укрощает наши страсти и отгоняет греховные помыслы: «крестом страсти побеждаем», говорит преп. Феодор студийский (Сл. на покл. кресту). «Крест – страстей пагуба, крест – помыслов отгнание», воспевает преп. Григорий синайский. (Канон кресту, песнь 6, ст. 3). «Ежели колеблешься в жизни, говорит Ефрем Сирин , то назнаменуй на себе животворный образ – и преодолеется неприязнь. Всего лучше не вдаваться в плен страстям, т.е. не поддаваться приражениям лукавых помышлений. Если же кто приведен ими как бы в потрясение, то да запечатлеет себя немедленно животворящим образом креста – и враг будет низложен». (Сл. 136). И действительно, великую силу имеет знамение креста! Вот тому доказательство. Св. Григорий, епископ нисский, описывая жизнь Григория чудотворца , епископа неокесарийского, жившего в 111 в. по Р. Хр., рассказывает о нем следующее: «идя из пустыни в город, так как наступил вечер и пошел сильный дождь, Григорий чудотворец по пути заходит с своими спутниками в один храм (языческий). Храм этот был из числа знаменитых; в нем открыто сообщались чрез жрецов внушения чтимых там демонов, посредством издаваемых ими волшебных предсказаний. Вошедши с спутниками своими в этот храм, он тотчас же привел в ужас бесов призванием имени Христова и, знамением креста очистив оскверненный жертвенным дымом воздух, провел, по обычаю своему, всю ночь бодрствуя, в молитвах и песнопениях, так что оскверненное жертвенною нечистотою и кумирами место это обратилось в дом молитвы. Таким образом проведши ночь, поутру он опять продолжал свой путь далее. Когда же жрец утром начал совершать обычное служение демонам, говорят, что явившиеся ему демоны сказали, что храм этот недоступен для них по причине пребывавшего в нем. Сколько потом ни употреблял он очистительных омовений и жертв, чтобы водворить чрез то опять в нем храм демонов, но не смотря на все попытки, его старание было напрасно. Демоны не повиновались его призыванию». ( Григорий нисский , ч. 8, стр. 149).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010