Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 195. С. 190.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 105.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 46.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 287. С. 42.    Свт. Василий Великий. Творения. T. V. М., 1849. С. 232.    Игум. Анатолий. Письма, п. 136. С. 163.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 68. С. 139.    Игум. Антоний. Письма, п. 264. С. 383.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 295. С. 543; п. 119. С. 233; п. 211. С. 391.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, § 7. С. 323.    Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. С. 139.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. С. 105.    Преп. Симеон Нов. Богослов. Вып. II. С. 575. Ср.: Слова. Вып. I. Слово 7. С. 73—74.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 105. С. 268, п. 27. С. 205.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 106. С. 123.    Преп. Антоний Вел. Наставления, § 63//Добротолюбие. Т. 1. С. 46.    Историческое описание скита в Оптиной пустыне. СПб., 1852. С. 169.    Игум. Антоний. Письма, п. 213. С. 271.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. III. С. 206.    Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 11//Добротолюбие. T. II. С. 271; иером. Арсений. Маргарит. С. 163.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Беседа 4. О благодарении. Сергиев Посад. 1892. С. 47—57.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 42. С. 79—80.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 2, 6 и др.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. Поучение в 29 неделю. О благодарении и славословии Бога. С. 404—406; ср.: T. II. С. 527—529.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 398. С. 119.    Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. III. С. 277.    Игум. Антоний. Письма, п. 71. С. 91.    Пресвитер Илия Екдик. Цветособрание, § I//Добротолюбие. T. III. С. 422.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I, гл. 97. С. 395.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 125.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

191 . Ефрем Сирин , преп. творения. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1895–1914. – Ч. 1–8. 192 . Ефрем Сирин . Уроки о покаянии//ЖМП. – 1990. – 3. – С. 55. 193 . Желтов М. , диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря//KANIC- KION. Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. – М.: ПСТГУ, – С. 304–317. 194 . Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии/У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 261–386. 195 . Жизнь и мученичество святых мучеников Галактиона и Эпистимы//ВДИ. – 2009. – 3. – С. 210–235. 196 . Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских (Печат. по изд.: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского . – М., 1908. – Кн. 9)//Москва. – М., 1991. – 5. – С. 143–160. 197 . Жизнь святителя Иоанна Златоуста //Христианское чтение. – 1821. – Ч. 4. 198 . Житие Андрея Юродивого (с греч. текстом)/Вступ. ст., пер., коммент Е. В. Желтова. – СПб.: Алетейя, 2001. 199 . Житие блаженного Володимера//Христианское чтение. – 1849. – Ч. 2. – С. 328–335. 200 . Житие Василия Малого//Записки Новороссийского ун-та. – Одесса, 19111913. – Т 6–7. 201 . Житие Василия Нового//Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха/Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. – СПб., 1889–1890. – Т. 46. – Прил. – С. 3–89 (текст: 10–76); 1891–1892. – Т 53. – 6. – Прил. – С. 3–174. 202 . Житие и мученичество святого мученика Константина-грузина, который был замучен царем Вавилонян Джафаром//Пер. с древнегруз., исслед., коммент. Н. З. Вачнадзе, К. К. Куция. – Тбилиси: Хелевкеба, 1978. – 136 с. 203 . Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1912. – Т 2. – Вып. 2. – С. 351–427. 204 . Житие Иоанна Готского: время создания и этапы формирования источника//Могоричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». – Симферополь: АнтиквА,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть у св. Ипполита, св. Ефрема Сирина и некоторых других–мысль, что антихрист будет действовать лестию, прикрываться благочестием. На сем основании неправомыслящие утверждают, что он не будет явно отвергать учения Христова 130 . Но сие заключение основано на превратном и одностороннем разумении учения св. отцев. Св. Ипполит 131 и св. Ефрем Сирин 132 сами ясно учат, что антихрист открыто будет отвергать как Божество, так и учение и постановления Иисуса Христа. Далее, при внимательном чтении творений сих отцев открывается, что они нисколько не противоречат ни самим ссбе, ни верованию православной Церкви, и не подтверждают мудрований иномыслящих. Св. Ипполит говорит, что антихрист будет подражать Христу, но говорит сие почти в самом начале своего слова об антихристе, то есть, когда рассуждает о первоначальном его появлении 133 . После же, когда рассуждает о нем, как об избранном неверующими царе, св. учитель так выражается: «получив же царство, он начнет возноситься против Бога» 134 , «преследуя святых, будет хулить Христа, а себя самого прославлять как Бога» 135 . Подобным образом учит и Ефрем Сирин : «приидет всескверный, говорит он, в таком образе, чтобы прельстить всех, приидет смиренный, кроткий..., доколь не воцарится». Но когда утвердится царство его, «всех будет притеснять и станет осквернять души, не благоговение в себе показывая, но поступая как человек... бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия» 136 . 2) Явно отвергая Божество Иисуса Христа, Его посланничество от Бога Отца и преподанное Им учение, антихрист также открыто будет присвоять себе божеское достоинство, и распространять новое нечестивое учение, противное учению Христову 137 . О сем ясно свидетельствует Спаситель, говоря, что ин приидет во имя свое ( Ин. 5:43 ), то есть, не от имени Бога Отца, как приходил Иисус Христос , и даже не во имя Христово, но от своего собственного имени будет проповедывать новое учение, никого не признавая выше себя. «Видишь ли, – говорит св. Златоуст, при объяснении сих слов,–как Он (Спаситель) говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать сам от себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: ин приидет во имя свое? Здесь Христос указывает на антихриста, который ничего подобного не будет говорить, то есть, что послан от Отца, что пришел по воле Его: но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее, и называть себя Богом над всем... Это именно и значит, что, он придет во имя свое " 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

Женщина ...Укоризна женщине, которая дышит любодейством; она смотрит любопытным оком, вольность сердца выказывает во взгляде, улыбается, вызывает взорами на блуд, разливает из глаз какой-то тлетворный яд – нечто подобное тому, что рассказывают о василиске, который, как говорят, одним взглядом умерщвляет, на кого посмотрит (свт. Василий Великий , 6, 136). Источник. ...Ходить, влача за собою одежду, походку иметь не естественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной (свт. Василий Великий , 6, 136). Источник. Женщины должны в церкви молчать, дома же заниматься беседами о благоугождении Богу (свт. Василий Великий , 7, 407). Источник. Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их (свт. Василий Великий , 8, 95). На удовлетворение женских пожеланий не станет никакого богатства, хотя бы оно текло реками... (свт. Василий Великий , 8, 95). Источник. У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличились не менее мужей; есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества. И за Самим Господом, в пришествие Его, следовали не только мужи, но и жены. Теми и другими совершалось служение Спасителю (свт. Василий Великий , 9, 35). Источник. ...Если кто говорит, что от свидания и долгого сожительства с женщинами не терпит вреда, то он или не имеет в себе мужской природы, и есть какое-то весьма странное создание, занимающее середину между тем и другим полом... или если имеет, то, будучи погружен в страсти, не чувствует сего, уподобляясь упившимся или сумасшедшим, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими (свт. Василий Великий , 9, 332). Источник. Бесстыдство – матерь блуда. Женщины, если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. Даже при всем благоговении своем не полагайся сам на себя (прп. Ефрем Сирин , 31, 267).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2. Вероятно, автор имеет в виду " общее мнение " , выраженное П.Я. Чаадаевым в перв. " Философическом письме к " , написанном в 1828 г. и получившем известность в литературных кругах: " Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности " (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. 2-е изд., доп. М., 1989. С.42). Также в программной статье, предназначавшейся для журнала " Московский вестник " , Д.В. Веневитинов писал в 1826 г.: " У всех народов самостоятельных просвещение развивалось из начала, так сказать, отечественного: их произведения, достигая даже некоторой степени совершенства и входя, следственно, в состав всемирных приобретений ума, не теряли отличительного характера. Россия все получила извне; оттуда это чувство подражательности, которое самому таланту приносит в дань не удивление, но раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности " (Веневитинов Д.В. О состоянии просвещения в России//Веневитинов Д.В. Стихотворения. М., 1982. С.136). 3. Вольно цит. по: Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам: В 15 т. 2-е изд. М., 1838. Т.5. С.261-262. Зд. имеется в виду работа по собиранию и публикации материалов государственных и монастырских архивов, начатая в 1810-е гг. гр. Николаем Петровичем Румянцевым и его помощниками. Интерес поколения И.В. Киреевского к истории был вызван философскими идеями Ф.В.И. Шеллинга о том, что каждому народу предназначена некая определенная роль во всемирном историческом процессе. Среди славянофилов исследованием рус. старины занимались М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.Д. Беляев и П.В. Киреевский. 5. Из сирийских богословов известны прп. Иаков, еп. Низибийский, его ученик, прп. Ефрем Сирин, и прп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский, - все они многие годы провели в пустынножительстве, посвятив его изучению и исправлению собственной души. Оставив отшельничество ради общественного служения, они в своих многочисленных словах и поучениях стремились передать верующим собственный духовный опыт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Фокин Алексей Русланович, Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании //Богослов. Ru. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://http://www.bogoslov.ru/text/1243158.html. - Дата доступа: 18.03.2013. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 378 с. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 552 с. Святой преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание творений в 8 томах.. Том 4. 137 гл. О страхе Божием и последнем суде. – М.: Отчий дом, – 99 с. (Репринт) Лосский В.Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Путь соединения. Гл. 10./Пер. с фр. Мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). – 2-е изд., испр. и перераб. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. – 307 с. Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 70 с. Кирилл, митр Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. О заповедях Блаженств. Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят. – М.: РПЦ, 2008, - 136 с. Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004, – 77 с. Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004, – 232 с. Ни колай (Велимирович), архиепископ Сербский, святитель.Беседы. В 2-х частях. Часть 2.Перевод с сербского Анны Евстратовой. – Москва: Лодья, 2003 – 7 с. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах. Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. – 131 с.

http://bogoslov.ru/article/3225686

Если термин «антифон» имел смысл самостоятельной прибавки к псалму в начале и в конце его (или прибавки к известному отделу псалма), то он составлял переход от псалмов к тем песням, гимнам, которые уже в III b. получили значительное место за богослужением. Как и в III b. оживлению гимнографической деятельности в церкви способствовали попытки некоторых еретиков распространить свое учение путем гимнов. Это делали в Сирии последователи Вардесана [ 128 ]; с именем Ария известен был сборник гимнов под заглавием Θλεια [ 129 ] (одна из муз), с именем Аполлинария «Новая Псалтирь»; [ 130 ]; донатисты тоже пользовались гимнами для распространения своего учения [ 131 ]. В борьбе с этой еретической гимнографией прославились свв. Афанасий Великий, Ефрем Сирин, Григорий Богослов и Златоуст. Но первый и последний боролись более путем организации богослужения. Св. Златоусту предание приписывает введение в богослужение тропарей-антифонов [ 132 ], причем может быть имеется в виду только перенесение их из Антиохии в Константинополь [ 133 ]. Свв. же Ефрем и Григорий явились и знаменитыми песнописцами. Первому († 378) сирийцы и копты приписывают 12–14 тысяч гимнов; но большинство из таких гимнов носят следы позднейшего составления и только подражают подлинным гимнам Ефрема [ 134 ]. В «Актах (житии) св. Ефрема» говорится, что «он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о рождестве Христовом, крещении, посте, страдании (Христовом), воскресении, вознесении и прочих таинствах оного божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны — о мучениках, о об умерших» [ 135 ]. (Заметим, что круг праздников, даваемых в этом перечне, вполне подходит к IV b.). Песни св. Ефрема на праздники по характеру своему очень напоминают позднейшие «стихиры»; так, например, песнь на Рождество Христово изображает душевное состояние прав. Иосифа при виде Божественного Младенца: «кто дал мне в сына Сына Всевышнего… напрасна была моя ревность к Марии… Давид, возложи венец на Его главу…» [ 136 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

117 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся…//Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 530–531. 118 Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении//Творения в 8и частях. М., 1862. Ч. IV. С. 278–279. 119 Епифаний Кипрский , прп . Творения. М., 1863. Ч. 1. С. 140. 120 Иоанн Златоуст, свт . Творения. СПб., 1899. Т. 2. Кн.1. С. 440. 121 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Правило веры, 2006. С. 205. 122 Ефрем Сирин, прп . Творения. Сергиев Посад, 1914. Ч. 8. С. 312. 123 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. 124 Там же. Слово 26. §82. 125 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 90. М., 1858. С. 615. 126 Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника. 127 Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан Афонский . М., 1996. С. 110. 128 Там же. С. 23. 129 См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб., 2001. 130 Апокатастасис (ποκατστασις πντον, греч.) – буквально «восстановление всего» (см. 1Кор 15:24–28 и толкования святителя Григория Богослова на с.55) 131 Иларион (Алфеев), иером . Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 308, прим. 72. 132 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 133 Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 1. С. 90. 134 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 11е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 216. С. 147. 135 Там же. Соб. 5е. § 85. С. 55. 136 Иоанн Златоуст, свт . Беседа на Псалтирь VI.2//Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49. 137 Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 241. 138 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 429. 139 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242. 140 Григорий Нисский, свт . Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 521.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

503 «К Адамантию» (письмо п/п. 6). «К Евдоксию ритору», четвертое (п/п. 135). «К Тимофею», первое, второе и третье (п/п.136, 377 и 138). 505 Филарет, архиеп. Цит. соч. С 175. Исторические поэмы повествуют, главным образом, о самом авторе Из них особенно важно самое обширное – это «Стихотворение о своей жизни», служащее первейшим источником для жизнеописания св. Отца. 549 Имена такие, «слово», «свет», «дух», «огонь», «благость» и т.п. (Слово 28. Цит. изд. С. 388,402, 412 и др. Более лучшим понятием для выражения сущности Божества св. Григорий считает имя «Сый» (слово 30 Цит. изд. С. 440). 550 Тело человеческое св. Григорий прямо называет «мраком, препятствующим к уразумению истины» (слово 28. С. 394; ср. 399 с.). 568 «Божество бесконечно, беспредельно, неосязаемо и невидимо. Ужели же могут быть такие тела?» – спрашивает назианский Архипастырь того, кто хотел бы назвать Божество телом (там же, с. 395). 569 «Бог все проницает и все наполняет», – говорит св Григорий о независимости Бога от пространственных условий (там же С 395; ср. 525 с.). 570 Отношение Бога ко времени св. Григорий обозначает вечностью или самобытностью, т е существующим всегда и имеющим основание бытия в Себе Самом: «Он дает бытие видимому». (Там же. С. 401.). 575 Цифры, стоящие перед запятой, указывают тома творений преподобного Ефрема Сирина , а после запятой – страницы данных томов по следующему изданию: Святой Ефрем Сирин . Творения. Тома 1–8. Издательский отдел Московского Патриархата, Издательство «Отчий дом», Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1993–1995 годы Репринтное издание. 578 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость неверующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, 559, 561, 562).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Впервые (на английском языке): The Quest for Christian Unity and The Orthodox Church//Theology and Life. – Vol. 4. – 3, August, p. 197–208. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. – М.: АНО «Культурно-просветительский центр «ОПЕРА», 2016. – С. 191–198. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 13, 1989, p. 136–144. 1 . Боссюэ (Bossuet) Жак-Бенинь (1627–1704) – епископ, проповедник, писатель. Среди отцов Церкви особенно выделял Августина, Климента Александрийского и Иоанна Златоуста . В 1688 опубликовал сочинение «Histoire des variations des églises protestantes» (История разновидностей протестантских Церквей), в котором вскрывались исторические корни протестантизма. Единство во Христе Впервые (на английском языке): Togetherness in Christ//The Unity We Seek. Ed. by William S. Morris. – The Ryerson Press, p. 17–27/Oxford University Press, 1963. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. – М.: АНО «Культурно-просветительский центр «ОПЕРА», 2016. – С. 170–176. Перевод выполнен по изданию: The Ryerson Press, р. 17–27/Oxford University Press, 1963. 1 . Донатисты названы по имени епископа Доната. Учение было распространено преимущественно в Северной Африке в 4 в. Требовали религиозной строгости и отлучения от Церкви ее нарушителей. Выступали против компромисса с властью. Не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя. Церковь Бога в богословии Генри Нельсона Вимэна Впервые (на английском языке): The Church of God//The Empirical Theology of Henry Nelson Wieman. Ed. by Robert W. Bretall. – New York and London: The Macmillan Company, p. 332–339. – (The Library of Living Theology, vol. 4). Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: The Church of God in the Theology of Henry Nelson Wieman: Ecumenism I: A Doctrinal Approach, The Collected Works. Vol. 13, 1989, p. 193–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010