Ал.-Св. 92. Требник. Третья четверть XII в. 8° 368 л. Филиграни: 1) Лилия, вид: Хивуд, 1717 (ок. 1670 г.); 2) Агнец на щите, тип: Мошин, Грозданович, 329–331 (1648–1649 гг.); 3) Голова шута без косички, не отожд. Записи: л. 368 об.– оборот нижней крышки переплёта – пространное полемическое обращение к раскольникам. Содержание: л. 79–93 об. – поучения об исповеди: л. 153–158 – чин причащения больного; л. 156–158 – поновление мужчинам; л. 158 об.– чин исповеди глухого; л. 159–259 – чин исповеди: л. 168 об.–171 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 172–177 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 177 об.–178 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); 1314 л. 179–187 – поновление мужчинам; л. 187–189 – поновление вельможам; л. 189–190 поновление детям; л. 190 об.–196 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 196–204 – поновление женщинам: л. 204–206 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 207– 211 об. – поновление инокам; л. 211 об.–214 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 214–218 – поновление инокиням; л. 218–221 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 221 об.–228 об. – поновление священникам; л. 228 об.–230 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 244 об.–247 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 2.52–255 – поучение детям духовным. Ал.-Св. 110. Служебник иерейский. Первая треть XIX в. 16°. 55 л. Филигрань: Герб Ярославля с литерами ЯБМЯ, вид: Участкина, 52 (1823 г.). Содержание: л. 48–49 об. – отрывок чина исповеди; л. 48–48 об. – вопросник мирянам (М-Свир. 110). Ал.-Св. 111. Требник. Конволют: 1) л. 1–79 (первая треть XII в.); 2) л. 80–270 (середина XVII в.). 8°. 270 л. Филиграни: первая часть: Герб с подвеской-литерами МР, вид: Дианова, Костюхина, 245 – 246 (1623 г); вторая часть: 1) Лилия в щите, вид: Дианова, Костюхина, 910 (1647 г.); 2) Кувшин с полумесяцем, одной ручкой, литерами близкий: Дианова, Костюхина, 673 (1647 г.). Содержание: л. 80–90 – чин причащения больного; л. 86–89 об. – поновление; л. 90–91 – чин исповеди немого, глухого, бесноватого; л. 93–178 об. – чин исповеди; л. 100–102 – вопросник о вере (без начала) (ВВ-Печ. тр.); л. 103–114 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 114–129 об., 132–133 – поновление мужчинам; л. 130–131 об., 136–144 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (без начала и конца) (Ж-Печ. тр ); л. 133–136 – поновление детям; л. 145–158 об. – поновление женщинам; л. 164 об.–169 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 171–178 об. – поучение детям духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Фасис (2) – греч. город в устье одноименной реки 122, 246 Фасос – остров и город на нем в Эгейском море 90 Фат – река на территории Боспорского царства 127 Фатеи (фаты, таты, ср. темеоты) – народ на территории Боспорского царства 127, 229 Фенны (финны) – народ в Европейской Сарматии 186, 249, 250 Феодосия (Февдосия, Теосиополис) – греч. город на юго-востоке Керченского полуострова, входивший в Боспорское царство 87, 89, 90, 94, 111, 112, 114, 148, 156, 161, 188, 231, 244, 267, 270, 278 Фермодонт см. Термодонт Фессалония – город в Северной Греции 257 Фикоры – меотское племя в низовьях Кубани 229 Филиппополь – греч. город на Балканах (совр. Пловдив в Болгарии) 200 Финикияне – народ на Ближнем Востоке 81, 166 Финны см. фенны Фира см. Тира Фиска – город в Северо-Западном Причерноморье 190 Флютавзий – река Центральной Европы, впадающая в Дунай 271 Фракийцы – народ, населявший Фракию 16, 17, 18, 53, 56, 62, 63, 70, 114, 127, 152, 200, 202 Фракия – страна в Западном Причерноморье 19, 56, 57, 70, 125, 154, 203, 257, 264, 265 Фригия – страна в центре Малой Азии 20 Фритиорес – город в Боспорском царстве 278 Фругундионы – народ в Европейской Сарматии 186 Фтейрофаги (фтирофаги) – народ на кавказском побережье Черного моря 116, 122, 198, 228 Фурике – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Хаб – скифский город в Крыму 115 Хазария – страна в Восточной Европе 277 Хазары (хазиры, газы) – народ в Восточной Европе 276, 277 Хайниды – народ Азиатской Сарматии 194 Халибы – народ, локализуемый на юго-восточном побережье Черного моря 27, 152 Хальмия – город в Азиатской Сарматии 195 Харакены (Харакс) – город в Крыму 188, 242 Херсонес (Таврический, Гераклейский, Мегарский, Херронес, Херсона) – греч. город в Восточном Крыму (совр. Севастополь) 94, 99, 109, 110, 111, 114, 115, 148, 156, 180, 184, 188, 189, 231, 242, 244, 270, 271, 278 Херсонесцы – жители Херсонеса 110, 115, 180 Хесин – река Сарматии, впадающая в Балтийское море 182 Химабы – народ в Центральной Европе 275 Химерион см. Киммерида

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

1481C; р. п., с.157,158. 725 Cap. de charitate II,19; III,43 [р. п. I,109,126]. Ep.14, PG.91, 537D-540A, p.309–310. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,21, PG.93, 1488A, с.161; преп. Марк Подвижник, De his qui putant 87,88 (94,95), PG.65, 944A; р. п., с.59. Преп. Максим (как это ни странно) ничего не говорит о молитве Иисусовой, о чем так много говорят уже преп. Исихий и блаж. Диадох. 726 Cap. de charitate II,25,34; I,36,34 [р. п. I,110,112,99]. Cap. theol. I,37: II,26 [р. п. I, 221. 239]. Ambigua, PG.91, 1237C, f.194a. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 512A, p.152 [р. п. II, 185]; LV, 544C, p.169–170 [р. п. II,200] (cap. quing. III,51: περι τεσσρων απαθειων). Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 27. 28 (29. 30), PG 65, 936A; р. п., с.48; блаж Диадох, гл.35, с.112. 727 Expositio in psalm. LIX, PG 90, 861C, p.338 [р. п. I,210]. О созерцании см. ниже, в начале главы»Естественное созерцание». 728 Сар. de charitate I,1; IV,91 [p. n I,97,144]. Cap. quing. I,17. Блаж. Диадох, гл.1, с.22. 729 Сар. de charitate II,25; III,68; I,2 [р. п. I,110,129–130,97]. 730 Ibid. I,1.5.7.8.43; III,50 [р. п. I,97,100]. По Евагрию, любовь — цель практического любомудрия (Cap pract. 56, PG.40, 1233С; р. п., с.578 [с.109, гл.84]). Такой же взгляд находим и у преп. Марка: любовь — последняя по порядку, но высшая по достоинству добродетель (De his qui putant 35(37), PG.65, 936B; р. п., с.49); нет ничего выше любви божественной (ibid. 89 (96), 944А; р. п., с.59=Cap, de charitate I,9 [р. п., I,97]). Ср. у аввы Дорофея, Doctrina XIV, 2, PG.88, 1776В; р. п., с.167. 731 Cap. de charitate II,48 [р. п.1,114]. Ер.2, PG.91,397B, р.221–222 (cap. quing. 1,32). 732 Cap. de charitate I,10,12 [р. п. I,97,98]. Cap. theol. I,39 [р. п. I,221]. Ambigua, PG 91, 1249B, f.199a. Блаж. Диадох, гл.1. 14,91, с.23,38–39,478–481. 733 Сар. de charitate I,4.7; III,50 [р. п. I,97,127] Ep.12, PG.91, 508A, p.289. Cap. theol. II,9 [р. п. I, 235]. 734 Ep.14, PG.91, 533B, p.307 Cp. Cap. de charitate IV,90; I,23 [р. п. I,144,98]. 735 Ep.2, PG.91, 393C-396A, p.220.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Адриан (Компанейцев), обн. епископ 499, 615 Адриан, Патриарх Московский 165 Айвазов И. Г., миссионер 179, 1003 Акимов В. А., протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Александр (Авдентов). обн. архиепископ 275, 276, 308, 346, 421, 601, 616–617, 644, 716 Александр (Анисимов), обн. митрополит 420, 451, 617–618 Александр (Белозер), епископ 618–619 Александр (Боярский), обн. митрополит 9, 32, 71, 110, 208, 209, 227, 295, 304, 306, 338, 339, 363, 366, 414, 429, 437, 441, 454, 505, 506, 619– 621, 802, 847 Александр (Введенский I). обн. митрополит-благовестник 4, 8, 9, 22, 26, 27, 31. 32, 34, 35, 40, 47, 48, 50–64, 68, 73, 76, 79, 84, 86, 95, 97, 100, 106–108, 110, 115, 126, 130, 133, 137, 154, 160, 190, 192, 193, 201, 203, 205–209, 212–217, 220, 223, 228–235, 249, 254, 257, 284–286, 296, 297, 307, 311–314, 318, 334, 335, 347–350, 361, 362, 367, 371, 391, 393–395, 402, 404, 417–419, 422–428, 433–435, 440–442, 452, 454, 462. 464, 470, 471, 478, 481, 482, 486, 504–506, 510,511, 518–520, 524, 528, 529, 530, 533, 534, 536–544, 547–568, 572–577, 579–581, 585–587, 591, 592, 594–600, 601, 620, 627–625, 644, 653, 658, 659, 667, 681, 699, 703, 710, 712, 802, 806, 807, 859, 895, 907, 940, 953, 984, 987, 1011, 1014, 1016 Александр (Введенский II), обн. митрополит 419, 421, 436, 531, 601, 625–626, 1011 Александр (Воецкий), обн. епископ 249, 626 Александр (Гладышев), епископ 626 Александр (Знаменский), обн. архиепископ 627 Александр (Лавров), обн. архиепископ 419, 627–628 Александр (Лебедев), обн. архиепископ 309, 471, 628 –629, 861 Александр (Медведев), обн. архиепископ 629 Александр (Мигулин), обн. архиепископ 89, 629–630 Александр (Монастырев), обн. архиепископ 419, 630–631, 1011 Александр (Надеждин), митрополит 363, 420, 631–632, 884, 1011 Александр (Немоловский), архиепископ 73, 92, 94, 419, 424 Александр (Раевский), епископ 632–633, 1011 Александр (Рябцовский), бывш. обн. епископ 588, 633–634 Александр (Самонов или Сазанов), обн. архиепископ 531, 634–635 Александр (Сахаров), бывш. обн. архиепископ 471, 635–636, 861

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

раз упоминает о том, что Н. К. обещал привезти в Рим рукописи редких сочинений лат. классиков (см.: Ibid. S. 12-13. N 34-35). Н. К. приехал в Рим в нач. сент. 1427 г. в статусе секретаря Трирского архиеп. Отто фон Цигенхайна и его прокуратора при Римской курии (Ibid. S. 15. N 40). Во время этого визита, вероятно, при поддержке кард. Орсини и др. покровителей, Н. К. получил от папы должность декана (главы капитула), каноникат и пребенду в коллегиальной ц. св. Флорина в Кобленце (см.: Ibid. S. 15-18. N 41-47). Эта должность соединялась с правом резиденции, поэтому после 1427 г. Н. К. проводил много времени в Кобленце; долгое время она оставалась самым почетным и доходным из бенефициев Н. К. Данные рим. гуманистам обещания привезти в Рим редкие рукописи Н. К. выполнил лишь частично: в нач. 1429 г. он прислал кард. Орсини рукопись, содержавшую считавшиеся до этого утраченными комедии Плавта (Ibid. S. 23-25. N 66-67; S. 27-28. N 73). В Германии в этот период Н. К. неск. раз принимал участие в церковных судебных процессах в качестве эксперта или свидетеля; он также по поручению архиепископа Трирского совершал визитации, связанные с наблюдением за ходом церковных реформ в храмах и мон-рях (подробнее см.: M ü ller. 2013. S. 89-110, 118-121). Об авторитетности Н. К. как церковного юриста свидетельствует направленное ему в дек. 1428 г. приглашение стать преподавателем церковного права в недавно основанном Лувенском ун-те (ActaCus. Bd. 1. S. 23. N 64). Однако Н. К. не интересовала карьера университетского преподавателя, поэтому он отклонил приглашение (см.: M ü ller. 2013. S. 110). Важное значение в интеллектуальной жизни Н. К. имела его поездка в Париж весной 1428 г., о которой известно из 3 заметок Н. К. в принадлежавших ему рукописях (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 21. N 59; S. 22. N 61; Haubst. 1980. S. 200). По-видимому, основной целью этой поездки было знакомство с рукописями Раймунда Луллия, к-рые сам Луллий еще при жизни передал на хранение в парижский мон-рь картузианцев (Н. К.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Псалмы имеют различный характер: по назначению и тону они разделяются на хвалебные или гимны – tehillah, просительные или молитвы – tefillah, на покаянные, на благодарственные, на учительные – mascil. В христианском богословии имеют особенное значение так называемые мессианские псалмы: 2,8,15,21,39,44,68,71 и 109, в коих с наибольшею подробностью излагаются пророчества о Мессии. У Евреев вся Псалтирь, подобно Пятокнижию, разделяется на 5 частей, имеющих разные окончания. Первая часть: 1–41пс., заключает в себе исключительно псалмы Давида, надписанные и свидетельствуемые преданием (пс.1–2= Деян.4:24–26 ), и заканчивается славословием: аминь и аминь. Вторая часть: 42–72пс., заключает в себе псалмы разных лиц: семь псалмов сынов Кореевых (42–49), один – Асафа (50-й по евр. счету, а по нашему – 49-й), 18-ть Давидовых (51–65, 68–70), три безымянных (66–67 и 71) и один Соломонов (72), заканчивается славословием и историческим замечанием: кончилась молитва Давида, сына Иесеева. Третья часть: 73–89 пс., заключает в себе одиннадцать псалмов Асафа (73–83), три псалма сынов Кореевых (84–85 и 87), один Давидов (86) и два псалма Эмана и Эфама Езрахитовых (88–89); заканчивается одним славословием: аминь и аминь. Четвертая часть: 90–106пс., начинается псалмом Моисея, человека Божия (90), продолжается (91–100) и заканчивается (102,104–106) безымянными и между ними имеет два Давидова псалма (101 и 103). Заканчивается славословием: аминь аллилуия. Последняя пятая часть: 107–150пс., состоит преимущественно из безымянных псалмов (107,114–119,135–137,146–150) и песней восхождений (120–134) и среди них имеет один принадлежащий Соломону (127) и одиннадцать – Давиду (108–110, 138–145 184 ). Заканчивается славословием: всякое дыхание да хвалит Господа. Из представленных указаний видно, что различие частей не соответствует различию псалмопевцев. Точно также смешанно в них употребление имен Божиих: в первой части употребляется преимущественно имя Иегова (272 раза) и немного Елогим (15); во второй части преимущественно Елогим (164) и немного Иегова (31); в третьей части употребляются поровну: Елогим (43) и Иегова (44), в четвертой и пятой частях преимущественно Иегова 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

107       Gnoli R. Marmora romana. Roma, 1971. P. 263–264; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 33–40; Schibille N. Hagia Sophia... P. 98–100. 108       Majeska G. P. Notes on the archaeology of St. Sophia at Constantinople: the green marble bands on the floor//DOP. 1978. Vol. 32. P. 299–308; Barry E Walking on water: Cosmic floors in antiquity and the middle ages//The art bulletin. 2007. Vol. 89. P. 627–656. 110       Schneider А. Μ. Das Fußbodenmosaik in der Aya Sofya//Schneider A. Μ. Byzanz: Vorarbeiten zur Topographie und Archäologie der Stadt. Berlin, 1936. S. 34–37. (Istanbuler Forschungen; Bd. 8); Schreiner P. Omphalion und Rota Porphyretica: Zum Kaiserzeremoniell in Konstantinopel und Rom//Byzance et les slaves: études de civilisation/mélanges Ivan Dujèev. Paris, 1979. P. 401–410; Restle Μ. Die Hagia Sophia Kaiser Justinians in Konstantinopel//Die Hagia Sophia in Istanbul... S. 26. Недавно было высказано предположение, что Омфалий, за исключением гранитного круглого камня в середи­не, может относиться к юстиниановскому времени (Stichel R. H. W. Die Hagia Sophia Justinians... S. 33–35). Однако составляющий его орнамент из переплетающихся кругов не встречается в на­польных мозаиках до XI в. (Peschlow U. Zum byzantinischen opus sectile-Boden//Beiträge zur Alter­tumskunde Kleinasiens: Festschrift für Kurt Bittel/hrsg. von R. Boehmer und H. Hauptmann. Mainz, 1995. S. 435–447). 111       Mamboury E. Topographie de Sainte-Sophie. P. 200,207; Strube C. Die westliche Eingangseite... S. 72–73; Stichel R. H. W Die Hagia Sophia Justinians... S. 33. 112       Lethaby W R., Swainson H. The church of Sancta Sophia... P. 235–246; Gnoli R. Marmora готапа. P. 30–38; Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 7–42; Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano: Santa Sofia di Costantinopoli e la descrizione di Paolo Silenziario. Roma, 2005. P. 150–153; Procopio di Cesarea. Santa Sofia... P. 122–127; Guiglia GuidobaldiA. I marmi di Giustiniano: sectilia pa­rietali nella Santa Sofia di Costantinopoli//Medioevo mediterraneo: l’Occidente, Bisanzio e l " Islam : atti del Convegno internazionale di studi. Parma, 21–25 settembre 2004/a cura di А. C. Quintavalle. Milano, 2007. P. 160–174; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 41–50, 89–106,131–134,151–156; Schibille N. Hagia Sophia... P. 101–105,241–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта мысль перекликается с «Гимном Сину», где к богу луны возносится молитва о том, чтобы Саргон (ассирийский царь VIII в. до н. э.) оставался правителем до тех пор, пока существуют небо и земля, и чтобы его престол утвердился на четырех сторонах земли. И, наконец, Ашшурбанипал просит бога Эа, чтобы тот даровал ему долгую жизнь, хорошее здоровье и счастье, а основание его престола утвердил так же прочно, как стоят небо и подземный мир. Псалмы 89–105 Книга четвертая 89:10. Продолжительность человеческой жизни. Иосиф умер в возрасте 110 лет, что у египтян считалось идеальным возрастом. Исследование мумий показало, что средняя продолжительность жизни в Египте составляла от сорока до пятидесяти лет. Автор египетского что десять лет уходит на детство и еще десять – на постижение мастерства. Десять лет он добавляет на накопление состояния и еще десять – на обретение мудрости. Таким образом, он заключает, что две трети жизни для человека потеряны (при средней продолжительности жизни в шестьдесят лет), но при этом считает, что у благочестивого человека остается еще шестьдесят лет, которые добавляет ему бог Тот до ста лет. См. коммент. к Втор. 31и Ис. 40:6,7 . 90:1. Живущий под кровом. Под сенью, дающей защиту, обычно подразумеваются крылья Божьи. См. коммент. к Пс. 16:8 . 90:3. Сеть ловца. В этой метафоре использован популярный образ птицелова, улавливающего птиц в свои сети (см.: Нав. 23:13 ; Пс. 68:23 ; Ис. 8:14 ). Этот сюжет часто встречается в египетской настенной живописи, а также на шумерской «Стеле коршунов» (см. коммент. к Иез. 12:13 ). Для ловли птиц использовались разные приспособления. Хотя охотники могли использовать рогатку, бумеранг (как в сцене охоты, изображенной на стенах гробницы в Бени-Хасане) или лук, чтобы поразить птицу, в большинстве случаев в библейских текстах и в древней живописи изображаются стаи птиц, пойманных в сети или в клетки. Так, например, в гробнице Ка-Гемми в Саккаре (6-я египетская династия) изображен птицелов с сетью. Очевидно, некоторые птицеловы использовали приманки, чтобы заманить птиц в свои сети (о чем говорится в Сир. 11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4. См . примеры соответствующих практик в главе «Кровь в язычестве». Очевидно, что гематоген , как явное исключение из этого «пищевого перечня», явление и продукт уже нашего времени; древности такой способ употребления крови был наверняка не свойственен. 5. «Ссылка на поедание вместе с мясом указывает на то, что имеется в виду само поедание крови вместе с мясом, а не на отдельное распитие крови». Ср. Gilders W. K. Blood ritual in Hebrew Bible. London, 2004. S. 16. Многочисленные скрупулезные правила «кашрута», включающие «высаливание» и «выпаривание» крови из мяса, уже после того как животное было профессионально обескровлено резником на бойне, доказывают сколь буквально этот библейский запрет был воспринят в позднем иудаизме. См. Гринберг Б. Указ. Соч., глава: «Ритуальный забой скота». М., 2002. С. 86–89. 6. Разумеется наряду с «туком». 7. Phillips A. Deuteronomy. Cambridge Bible Commentary. Cambridge University Press, 1973. S. 90–91. 8. У многих язычников ритуальное «употребление крови мотивировалось желанием заполучить жизненную силу другого создания». Noordtzij A. «Leviticus». Bible Students Commentary. Zondervan, 1982. S. 203. См. так же стр. 57. 9. Rad G. von, Genesis. А Commentary. Old Testament Library. Philadelphia: Westminster Press, 1966. S. 128. 10.  « Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои » ( Пс. 49:12–14 ). 11. Чтобы не повторять уже сказанное на эту тему в главе «Кровь в язычестве», приведем лишь одно очередное свидетельство. «Народ Хуа, живущий в Новой Гвинее, приписывает положительный эффект употреблению человеческой крови некоторыми людьми. Так, например, человек, употребивший кровь своего отца или кровь «названного отца», берет на себя его жизненную силу. В древности Хуа практиковали ритуальный каннибализм, при котором люди поедали тела своих мертвых родственников, полагая, что эта пища увеличит рост жизненной силы участников обряда. Например, считалось, что тот, кто съел тело своего родителя аналогичного пола, обретал избыточное «наследование жизненной энергией». По представлениям Хуа, плоть и кровь содержали «ну» – жизненную эссенцию, поедание которой передавало каннибалу соответствующую силу. Удивительно само концептуальное сходство между «ну» и «nefesh». Ср. Meigs A. S. Food, sex, pollution: A New Guinea Religion ( Еда, секс, осквернение: религия в Новой Гвинее ). New Brunswick, N. J. Rutgers Univ. Press, 1984. S. 57, 61, 89, 110, 115, 127.

http://azbyka.ru/krov

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010