217 S. Maximi Confessoris Capita theologica et oeconomica II, 25//PG 90. Col. 1136BC; Heinzer F. L’explication... P. 167, cf. Р. 169. 218 Theophanes Nicaenus († 1381). Sermo... P. 202.14–204.22; Макаров Д. И. Мариология... С. 179–180. Это происходит благодаря особой –– перихорезе Матери и Сына (Там же. С. 178–179). 219 См.: Mansi. XII. 261D–264C; Die ikonoklastische Synode von Hiereia 754. Einleitung, Text, Übersetzung und Kommentar ihres Horos/Bes. T. Krannich, Ch. Schubert und C. Sode. Tübingen, 2002. (Studien und Texte zu Antike und Christentum, 15). S. 44. В современной науке это учение впервые связно описал и проанализировал Г. А. Острогорский (1902–1976). См.: Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о святых иконах//Seminarium Kondakovianum. Прага, 1928. Т. 2. С. 47–51 (на С. 52–немецкое резюме). Свод современных научных представлений по данному вопросу см.: Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 461–466. 220 Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. III. Contra imaginum calumniatores orationes tres/Bes. B. Kotter. Berlin–N.Y., 1975. (PTS, 17). S. 83.3–5. 223 Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. II. Expositio fidei/Bes. B. Kotter. Berlin–N.Y., 1973. (PTS, 12). S. 206.6–8; взято из: S. Basilii Magni De Spiritu Santo 18, 45//Basile de Césarée. Traité du Saint-Esprit/Texte grec, intr., trad. et notes de B. Pruche, O. P. Paris, 1945. (SC, 17). P. 225 Ibid. S. 89.4–6. Подробно об этом см.: Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. С. 431–434, 444. 226 См. об этом прекрасную работу О. Сферля: Sferlea O. La dynamique de la vie spirituelle chez saint Jean Climaque: un bref regard comparatif avec saint Grégoire de Nysse//BZ. 2017. Bd. 110/1. P. 149–168, spec. 152 f., 165–167. 227 Очень точно об этом высказывается Варлаам Калабрийский. См. в AL 7: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... P. 85.17.188–87.17.193; AL 12: P. 89.4.47–48. Вопрос о непоследовательном поведении самого Варлаама, через антипаламитскую ересь пришедшего в лоно того самого католицизма, который доселе он столь неистово порицал, и ставшего в октябре 1342 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

6 Можно добавить сюда, что благодаря спросу на эту книгу с одинаковым успехом разошелся и тот (XII) том Записок Новороссийского Университета, в котором она впервые была напечатана. 7 Бердников, И. С. По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике, М. 1897 (Критико-библиографические заметки). Казань, 1899, стр. 70. Ср. рецензии – а) Н. А. Заозерского , Богословский Вестник, 1898, 3, стр. 444–456; 5) И. Соколова, Византийский Временник, 1898, 3. 12 Именно: 1, 3, 5–7, 246–28а, 36, 44–48, 70, 88, 110, 131, 137, 146, 149–150, 152, 154, 162, 170–171, 174, 176, 178, 182, 188–190,194а-б, 196–197, 223–228. 13 а) Статьи – 24, 134 и 143; б) Стт. 2, 8,143, 177 и 185; в) Стт. 167–168, 192, 195, 201–202 и г) Стт. 38, 184, 203 и 221. 15 Эти статьи; 9, 11–16, 20–21, 23, 34–35, 40, 58, 76–82, 84, 112, 120, 147, 153, 158, 165, 191, 199, 204, 209, 211–213, 218. Из всех них по преимуществу пространно комментированы статьи: 20–21, 81, 120, 153, 158, 191, 204, 209, 211–212, 218. 17 Отрывок составляет обычное достояние нормального состава этого Номоканона. См. Memoires de l’Academie Imperiale des sciences de St.-Petersbourg, Ser. VII, t. XXIII, pag. 11. 32 Сюда относятся статьи: 4, 10, 17–19, 22, 286–33, 37, 39, 49–56, 64–69, 71, 74–75, 77, 83, 85–87, 89–109, 111, 113–116, 119, 121–122, 125–130, 132–133, 135–136,138–142, 144–145, 148, 151, 155–157, 159–161, 163–164, 166, 169, 172–173, 175, 179–181, 183, 193, 198, 200, 205–208, 210, 214–217, 219–220, 222. 33 Это – статьи: 8, 18–19, 22, 24, 28б, 39, 43, 46–47, 49–50, 56, 62–65, 67, 69, 71, 75, 83, 85–89, 91, 93–96, 98–101, 103–106, 109–116, 121–123, 125–128, 130–133, 135–141, 144–145, 148, 154–155, 160, 162, 173, 175, 179–180, 185, 188–190, 192, 197, 202, 206, 210, 215–217, 219, 222–223, 225–226. 35 Статьи: 9, 13–16, 20–21, 23, 40, 58, 76, 78, 82, 84, 112, 120, 147, 153, 158, 165, 191, 199, 204, 209, 211–213, 218. 36 Статьи: 9–10, 13–15, 20–21, 23а-б, 40,1 51–55, 58, 66, 68, 74, 76–78, 82, 84, 90, 92, 97, 102, 119–120, 129, 147, 153, 156–159, 164, 163–165, 169, 172, 178, 181, 183, 191, 193, 199–200, 204–205, 207–209, 211–214, 218–220, 224, 227–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Наименование Мессии – Сыном мужа, дважды употребленное в Ен.69:29, с полною ясностью говорит за то, что псевдо-Енох не знал исторического Христа, рожденного без участия мужа. Гингенфельд 107 и Филиппи 108 допускают предположение, будто эфиопский переводчик без разбору переводил греческое νθρωπος словами человек и муж, так что название Сын мужа нужно считать тожественным с наименованием Сын человеческий; но во 1-х, это предположение совершенно произвольно, а во 2-х, оно невероятно: мог ли эфиопский переводчик, как христианин 109 , веровавший в безмужнее зачатие Спасителя, допустить такую грубую ошибку в переводе, если бы в греческом оригинале действительно стояло – υς τõυ νθρπου, а не ις το νδρς? Нет намека на знакомство автора с христианским учением и в том, что он прилагает к Мессии название Сын жены (62:5). Дилльман, Эвальд и даже Филиппи 110 единогласно признают, что это название, насколько можно судить по контексту речи употреблено в книге Еноха вовсе не на основании Быт.3:15 , а следовательно и не в том смысле. Таким образом псевдо-Енох прилагает к Мессии наименование – Сын жены в том же смысле, как и «Сын мужа», обнаруживая этим то, что он не знал безмужнего зачатия Спасителя от Девы и видел в Его лице простого человека, подобно всему дохристианскому иудейству 111 . Мессия, по книге Еноха, выше всех других людей не по Своей природе, а только по великости Своего дела, для которого Он предназначен. Ему по преимуществу прилично наименование «Избранного» (40:5; 45:3; 49:2 и т. д.), хотя это же название неотъемлемо и от других праведников. Он полный человек, поэтому и по Своему рождению (90:37) не отличается от обыкновенных праведников, как, например, Сифа (85:8), Авраама (89:10), Исаака (89:11–12); мало того, рождение некоторых праведников, например, Ноя (106 гл.), сопровождается некоторыми чудесами, тогда как рождение Избранного не отличается ничем особенным. Чтобы совсем покончить с вопросом об отношении книги Еноха к новозаветной христологии, следует указать еще на один весьма важный факт: псевдо-Енох не знает Мессии в состоянии унижения, а изображает его только, как Судию и Владыку мира, «пред которыми все принижается и погибает» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Если предположить, что набла была заимствована израильтянами у финикийцев в XI в. до Р. Х., то изменение ее названия можно объяснить тем, что первые вставили между согласными   и гласные, к-рые считали подходящими. Б. Байер, цитируя описания из сочинения Иосифа Флавия и из Мишны, относящиеся к концу библейского периода, предположила, что   был разновидностью лиры ( Bayer. The Biblical Nebel. 1968. P. 89-131). Иосиф Флавий писал, что царь Давид велел изготовить муз. инструменты со следующими характеристиками: «кинира (т. е. киннор.- Дж. М.) имела 10 натянутых струн, по которым ударяли плектром, набла (т. е. невел.- Дж. М.) имела 12 струн, на которых играли пальцами, кимвалы же были большие тарелки из меди» (κινρα δκα χορδας ξημμνη τπτεται πλκτρ, νβλα δδεκα φθγγους χουσα τος δακτλοις κροεται, κμβαλ τε ν πλατα κα μεγλα χαλκα) ( Ios. Flav. Antiq. VII 12. 3; см. англ. пер.: Bayer. The Biblical Nebel. 1968. P. 121; Marcus . 1998. P. 166-167). В Мишне приведены слова рабби Иешуа бен Ханании о том, что голос барана, когда он мертв, в 7 раз громче, чем когда он жив: 2 рога используют для труб, 2 кости ног - для свирелей, кожу - для барабана, толстую кишку - для невела и тонкую кишку - для киннора ( Bayer. The Biblical Nebel. 1968. P. 127; Мишна. Кинним. 3. 6 III). Когда юный бен Ханания был певцом в храме, эти инструменты еще использовались. Если предположить, что набла и невел - это один и тот же инструмент, следует принять различные ссылки Байер на упоминание наблы в греч. литературе ( Bayer. The Biblical Nebel. 1968. P. 108-110), составляющие непрерывный ряд с библейскими упоминаниями, через Септуагинту (Ibid. P. 110-115) и апокрифы (Ibid. P. 115-116) ко времени Иосифа Флавия и далее к Мишне, максимум на столетие позже. На основе этих текстов исследовательница выдвинула предположение, что невел - более крупный по размеру или по крайней мере более низкий по звучанию инструмент, чем киннор, с более толстыми струнами (отсюда упоминание толстой кишки) и менее громкий. Возможно, невел, имея более толстые струны, лучше подходил для игры пальцами, чем плектром, как об этом пишет Иосиф Флавий. Байер также упоминает факт, которому гораздо больше внимания уделил Й. Браун: 2-е значение слова   - «кожаная сумка», «мешок» или «бурдюк для вина» - появляется приблизительно в тот же период, что и муз. термин ( Braun. 1999. S. 44-45). Оба исследователя изучили изображения различных типов лир на монетах Бар-Кохбы с целью определить, какой из них невел и какой - киннор. Помимо видов храма на монетах были изображены   и 2 совершенно разные по виду лиры: одна - широкая и низкая, довольно неуклюжего вида, ее корпус напоминает кожаную сумку или бурдюк; другая - гораздо более изящный инструмент ( Bayer . The Biblical Nebel . 1968. Pl. I [невел], II [киннор]; Braun. 1999. Abb. V/7-2c, 3d - 3g [невелы], V/7-2a, b, 3a-3c [кинноры]). Предположительно инструмент более низкого регистра с «мешкоподобным» корпусом - это невел, а более изящный - киннор.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Рассматривая путешествие Гоголя по Европе в мае - июле 1847 г. (с. 79 - 84), автор констатирует постепенное усиление перепадов настроения писателя. Не проходит он мимо малоизвестной позиции В.А.Муханова (с. 81), критической статьи В.Г.Белинского в " Современнике " (с. 82), неудачной попытке встретиться с Ф.И.Тютчевым (с. 85, 103). К числу интереснейших страниц книги Ю.В. Манна относится сравнение взглядов Гоголя и А.С.Хомякова на вопрос о границах Церкви (с. 88 - 89). В продолжение этой проблемы автор развивает " английскую тему " (с. 90 - 100, см. также с. 18, 133). Пожалуй, впервые вопрос о причинах и характере явной англофилии Хомякова и Гоголя (как и многих их современников) исследуется столь полно и всесторонне: умеренный консерватизм Гоголя и славянофилов с их почитанием правового порядка, эволюционного развития и гармонии сословий противопоставляется преклонению Белинского и Анненкова перед эгалитарной Францией. Не случайно Хомяков хотел ввести в России суд присяжных, а Гоголь - выборную полицию. Попутно заходит речь и об интересе Гоголя к патриархальной Испании (наряду с Италией, разумеется): он сравнивает испанцев с черкесами. Затем Ю.В.Манн касается любопытного эпизода, когда Гоголь пытался организовать брак А.М.Виельгорской с В.В.Апраксиным (с. 101 - 102). Потерпев неудачу, он вскоре сам попытается встать на место последнего... Рассмотрение данного сюжета не мешает автору вернуться к теме политических взглядов Гоголя и дать свою оценку зальцбруннскому письму Белинского. Подробно рассмотрев хронологию спора двух мыслителей в июне - августе 1847 г. (с. 103 - 110), Ю.В.Манн переходит к его существу (с. 110 - 115). Он верно подмечает два факта. Во-первых, " три пункта " Белинского являлись общей платформой для умеренных либералов и радикальных демократов, в них не было ничего специфически революционного. Во-вторых, сам Белинский в рассматриваемый момент всё ещё оставался социалистом, но путь к социализму ему виделся ненасильственным, без революции (например, он выступал за отмену крепостного права сверху). При этом он стал скептически относиться к социалистическим утопиям. Главным же в рассматриваемом споре было то, что Гоголь хотел изменить людей, а Белинский - реформировать учреждения. Это хорошо известно со времён М.О.Гершензона, но здесь Ю.В.Манн делает новую, очень важную и, на наш взгляд, справедливую оговорку: линия Белинского вела как к коммунизму, так и к либерализму; линия Гоголя вела к Достоевскому и русскому консерватизму в целом.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

C обрание Убйайй б. Кааба Собрание Ибн Масууда 1. 2:158: «Не согрешит, если не осуществит хождения между этими холмами»; 2. 2:226: «И те, кто поклянется («йуксимун») о своих женах…» 393 ; 3. 4:24: «А за то удовольствие, которое получаете Вы от них до известной поры…»; 4. 5:89: «Пост трех дней, следующих друг за другом». 1. 2:83: «И Мы заключили договор с сынами Исраила…»; 2. 2:127: «И вот, Ибрахим воздвигает основы дома, и Исмаил: «Господь наш!» 3. 2:148: «И каждому мы сотворили киблу, которой он доволен»; 4. 2:196: «И завершайте хадж и посещение Дома…»; 5. 2:197: «И запасайтесь, и лучший запас…»; 6. 2:198: «Нет на Вас греха, если Вы будете искать милости от Вашего Господа во время хаджа – и ищите тогда»; 7. 2:202: «Этим – удел: то, что они приобрели»; 8. 2:210: «Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах и ангелы в сени облаков?»; 9. 2:229: «Если же они побоятся» 394 ; 9. 3:43: «Поклоняйся и падай ниц с падающими ниц»; 10. 4:40: «Аллах не обидит и на вес муравья»; 11. 5:64: «Руки у Него – два распростертых...»; 12. 17:110: «Не шепчи своим голосом и не возвышай его»; 13. 103: «Клянусь предвечерним временем, поистине, человек ведь в убытке, – и он в нем до конца жизни, – кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» Приложение. Сравнительная характеристика некоторых текстуальных расхождений версий мусхафов Ибн Аббаса и Абдуллаха б. Аз-Зубейра с общепринятой версией Корана (по «Китаб Аль-Масахиф» Ибн Аби Давуда) Собрание Абдуллаха б. Аз-Зубейра Собрание Ибн Аббаса 1. 2:198: «Нет на Вас греха, если Вы будете искать милости от Вашего Господа во время хаджа – и ищите тогда»; 2. 3:104: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное, удерживает от неодобряемого и прибегают к Аллаху, когда что-то поражает их»; 3. 5:52: «И окажутся нечестивцы раскаивающимися в том, что скрывали в своих душах»; 1. 2:158: «Не согрешит, если не осуществит хождения между этими холмами»; 2. 2:238: «Соблюдайте молитвы, и молитву среднюю, и молитву предвечернюю»; 3. 3: 175: «Это только сатана, который устрашает Вас, своих соратников»; 4. 4:24: «А за то удовольствие, которое получаете Вы от них до известной поры…»; 5. 7:187: «Как будто ты владеешь им»; 6. 22:52: И не посылали мы до тебя никакого посланника или нового пророка»; 7. 110:1: «Когда придет победа Аллаха и помощь».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

848 Т. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 1, с. 32—33. 849 См.: N. Iorga. Une ville romane devenue slavë Raguse. — Bulletin de la section historique de l " Academie roumaine, vol. XVIII, 1931, pp. 32—100; Р. Skok. Les Origines de Raguse. — Slavia, vol. X, 1931, pp. 449—500; Краткий популярный очерк: M. А. Андреева. Dubrovnik. — Revue internationale des études balkaniques, vol. II, 1935, pp. 125—128. 850 Никифор Григора называет его «великим трибалом». Под этим именем древнего фракийского племени Григора разумеет сербов. 851 Historia, XIV, 4. Bonn ed., vol. II, p. 817. 852 Подобно Никифору Григоре, Иоанн Кантакузин в своих воспоминаниях называет сербов именем старого фракийского племени трибалов. 853 Ioannis Cantacuzeni Historiae, III, 89. Bonn ed., vol. II, pp. 551—552. 854 T. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 2, с. 108, 111; С. Jireek. Geschichte der Serben. Bd. I, S. 386. 855 См.: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I, p. 239; T. Д. Флоринский. Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании Севастьянова. СПб., 1880, с. 96. 856 Т. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 2, с. 109. 857 Там же, с. 110. 858 Там же, с. 110. 859 Т. Д. Флоринский. Афонские акты, с. 95; Порф. Успенский. Восток Христианский. Афон. III, 2. СПб., 1892, с. 156. 860 Т. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 2, с. 126. 861 Он же. Памятники законодательной деятельности Душана. Киев, 1888, с. 13. 862 Т. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 2, с. 134. 863 Там же, с. 141. 864 Т. Д. Флоринский. Там же, т. 2. с. 200—201; 206—207. 865 Там же, т. 2, с. 208. 866 Joannis Cantacuzeni Historiae, IV, 43, Bonn ed., vol. III, p. 315. 867 T. Д. Флоринский. Южные славяне и Византия, т. 2, с. 1. 868 А. Погодин. История Сербии. СПб., 1909, с. 79. 869 Это слово по-гречески означает: «высоко поднимающийся, поднятый вверх, небесный». Примечание научного редактора. 870 См: N. A. Bees. Geschichtliche Forschungsresultate und Mönchs — und Volkssagen über die Gründer der Meteorenklöster. — Byzantinischneugriechische Jahrbucher, Bd. III, 1922, S. 364—369; W. Miller. The Latins in the Levant. London, 1908, pp. 294—295; I. Boghiatzides. Το χρονικν των Μετερων . — πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδων , vol. Π , 1925, ρρ . 149—182.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

79 Мейерберг замечает, что он находился недалеко от церкви Илии Пророка, куда бывал торжественный царский выход 20 июля. I, 156. 82 Olearius, 26, 184. – Mayerberg, I, 132–135; II, 138. – Carlisle, 141. – Lyseck, 89. – Korb, 49. 83 Olearius, 96: huit pots d " hydromel, trois pots de bière et trois petits pots d» eau de vie. Так как в списке припасов, выдававшихся на содержание Боуса, галлон, содержащий 8 пинт, приравнивается к тогдашнему московскому ведру, а пинта – ½ pot, то мы полагаем в тогдашнем ведре 4 pots. См. Hakluyt " s Collection, I, 519. 87 Это были так называвшиеся «горлатные» шапки. См. «Описание одежды и вооружения российских войск», т. I, рисун. 13 и 14. 90 Mayerberg, I, 115–122. То же самое говорит и Котошихин о характере и приемах московских думных людей, которым поручались дипломатические дела. Гл. IV, 24. 92 Ulfeld, 35: Imperator (Ив. В. Грозный) et filius utebantur cultris ad longitudinem dimidiae ulnae, poculo modo et cochleari ligneo. 93 Lyseck, 48: quibus (cupedinibus, allio et caepis conditis) potius Germanorum oculi, quam stomachus his condimentis non assuetus, cogebantur satiari. 94 Как бесцеремонно пользовались татарские послы случаем поживиться в Москве, видно из того, что рассказывает Котошихин, гл. V, стр. 17: «И иные из тех послов, выпив романею и мед, суды (сосуды) берут к себе и кладут за пазуху; а говорят они послы: когда-де царь пожаловал их платьем и питьем, и тем судам годитца быти у них же, и у них тех судов царь отнимати не велит, потому что спороваться с бусурманом в стыт: и для таких бесстыдных послов деланы нарочно в английской земле сосуды медные, посеребряные и позолочены». 95 Herberstein, 89–97, 101–114. – Ulfeld. 35. – Р. a Buchau, 194. – Possevino, 32, 78, 82, 99, 153. – «Rerum Moscoviticarum auctores varii». p. 148. –Контарини, 108–116. – Паерле в «Сказаниях современников о Димитрии Самозванце», ч. 2-я, стр. 58, – Olearius, 38, 184. – Maeyerberg, 110–112. –Lyseck, 58. – Tanner, 57–59. 96 Fabri в «Rerum Moscoviticarum auctores varii», p. 132: At illud singulare est, quod in ipsis summe commendari potest, ut nullus sit eorum tum illustris dives ac praepotens, quin accersitus a duce per quam humillimum etiam praeconem, statim advolet, omnibus mandatis sui Imperatoris, instar Dei, obtemperet, etiam in iis causis, quae vel vitae detrimentum periculumque exigere videntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

83 О. Гессе (Hesse) посвятил этому специальную статью: «Markus Eremita in der syrischen Literatur»//Deutscher Orientalistentag. Teil 2. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Supplementa 1. Wiesbaden, 1969. S. 450–457. Прив. по: Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 17. 84 Hesychius Hierosolymitanus. De temperantia et virtute. PG. 93. Col. 1479–1544, ср. Leg., Justif. и Causid. 85 Юрьевский A. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 30–31. 87 Theodorus Studita. Testamentum S. Theodori PG. 99. Col. 1816. Здесь и далее цитаты значительного объёма выделяются отдельным шрифтом и приводятся в отдельном блоке. 89 К догматико-полемическим преп. Марка относятся сочинения: «О Мелхиседеке», «Против несториан». 90 Georgius Hamartolus. Chronicon. 2. 12. PG. 110. Col. 147–149. Там сдержится пересказ Melch. 4, 6, 7. 95 Другого мнения придерживается Ж.-М. Дюран, по которому речь у святителя идёт об остатках монархианства (Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 21). Но свт. Фотий говорит о ереси, которая должна была появиться уже после написания сочинения, а на эту роль монархианство подходить не может. 99 Callistus et Ignatius Xanthopuli. Methodus et regula cum Deo accuratissima. 6. PG. 147. Col. 641–644, ср. Bapt. 17. 116 Παπαδοπολου-Κεραμως A. Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας, , συλλογ ανεκδτων κα σπανων ελληνικν συγγραφν περ τν κατ τν Εαν ορθοδξων εκκλησιν κα μλιστα τς τν Παλαιστινν. T. Α´. Σ. 89–113. 117 Marcus Eremita. Sermo dogmaticus adversus eos qui dicunt sanctam carnem non fuisse unitam cum Verbo/Ed. J. Cozza-Luzi and A. Mai//Novae Patrum Bibliothecae. Vol. 10/1. 1905. 124 Богословский сборник. ПСТБИ. 1999. 4. С. 129–152. [гл. 1–26]; 2000. 5. С. 118–182. [Гл. 27 сл.]. 129 В Приложении 1 приведена таблица соответствия нумерации текста «Sources Chrétiennes» нумерации переводов на русский. 138 Название по CPG: De his qui putant se ex operibus justificari. В диссертации используется сокращение: Justif.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Доброделание... Заповеди норма, практика предлежащие случаи: лучше не придумывать дел, а делать, какие представляются (1, п. 185, с. 206). Есть дела милосердия и милостивость сердечная. Первые получают цену от последней, но возможно и без нее, и тогда они настоящей цены не имеют (1, п. 114, с. 115). ...Надпись над собою зрите: " Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощником " (1, п. 89, с. 75). Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас (5, п. 761, с. 13). Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут... Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: " Что сделаете им бедным, Мне сделаете... " (1, п. 89, с. 75). Дух, горящий ревностию о доброделании во славу Божию, се главное. Когда есть сие, значит, есть жизнь. Она привесть может и к безмолвному в Боге пребыванию, если благословит Бог (4, п. 709, с. 185). В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это тоже, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто со вне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира (6, п. 978, с. 104). МИЛОСТЫНЯ У вас труды по благотворению. Помоги вам Господи. Это самый тяжелый труд и тревожный, хоть всегда сопровождается глубоким утешением. Про какую-то краску говорят, что она так глубоко и цепко входит в окрашиваемое вещество, что остается навеки... Так окрашивает душу благотворительность!.. В ней больше всего отражается свет богоподобия. Помоги вам Господи! (2, п. 300, с. 159). ...Вы завидовали тем, кои имеют возможность, по смерти своей, многих расположить к молитве о себе Бога богатою раздачею пособий нуждающимся. Неужели вы это серьезно говорите и думаете так?! На самом деле об этих распоряжениях можно сказать только, что они не ничто, а имеют свою силу, однако не безусловную. Это помогательное средство, а не главное, и потолику сильно, поколику в силе главное. Главное же дела благочестия, правды и любви с самоотвержением и искреннее покаяние, восполняющее все недостающее в сих делах и заглаждающее все противоположное им, при полной вере в Господа Спасителя и во все домостроительство спасения. Когда это главное есть, дело спасения безопасно, а когда нет, оно в опасности крайней, и то, чему вы завидовали, окажется запоздалым средством. Делами такими теперь надо запасаться или лучше такое стяжать благонастроение, которое обычно выражается в таких делах (3, п. 467, с. 110).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010